Узнайте, какой вы родитель
Реклама. ООО «Премьер»
Читай нас в Telegram
Узнайте, какой вы родитель
Реклама. ООО «Премьер»
Читай нас в Telegram
- Издательство |
- Правовая информация |
- Рекламодателям |
- Контакты |
- О проекте
Двенадцать стульев / 12 стульев
К сожалению, этот фильм пока не появился у нас на сайте.
Год: 1976 Длительность: мин. 00 сек. Жанр:
tvzavr: 5 /5 imdb: 0 /10
Смотрите фильм Двенадцать стульев / 12 стульев 1976 бесплатно в хорошем качестве на сайте 7days.ru
Двенадцать стульев читали, пожалуй, все. Да и смотрели тоже – экранизаций было предостаточно, чтобы оценить игру каждого из новоявленных Бендеров. Говорить о том, кто лучше – Миронов или Гомиашвили, не стоит – каждому нравится свой Остап. Но все же, фильм с Мироновым и его песнями особенно близок русской душе и понравился, наверное, каждому.
Александр Ширвиндт в фильме «12 стульев» (1976)
Хотя этот фильм известен всем, о его содержании многие могут и не знать – ну а вдруг кто-то его еще не посмотрел? Остап Бендер – «великий комбинатор», узнал от нового знакомого, Ипполита Воробьянинова, что тому теща оставила в наследство драгоценности.
Однако сделать это непросто – драгоценности спрятаны в стульях, которые еще предстоит найти – ведь из-за Воробьянинова, который продал стулья, теперь отыскать их будет очень нелегко. Предлагая свою помощь за 40 процентов, Остап тоже берется за поиски, но, оказывается, он не один – священник, отец Федор, тоже прознал о двенадцати стульях, и теперь жаждет завладеть ими, чтобы открыть собственный свечной заводик в Самаре, как мечтал уже много лет. Кто же из них окажется первым, и найдутся ли стулья вообще, пока неясно. Посмотрите эти 4 серии, не отрываясь ни на минуту от экрана, и, поверьте, вы получите незабываемое удовольствие, не сравнимое ни с чем.
Источник: 7days.ru
Бухгалтерия великого комбинатора
«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» по современному курсу
Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были опубликованы более 80 лет назад. За это время в России произошло множество деноминаций, денежных реформ и других случаев сравнительно честного отъема денег у населения, так что рубль Остапа Бендера и современный рубль — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Двенадцать стульев (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1971 г.)
Получив от подпольного миллионера Корейко десятую часть его капиталов, Остап Бендер стал обладателем в пересчете на современные деньги $2,67 млн
Фото: SuperStock FineArt/DIOMEDIA
Советский золотой червонец с сеятелем и сегодня является официальным платежным средством, хотя желающие купить десятирублевый товар за 7,7 грамма золота вряд ли найдутся
Фото: РИА Новости
Для аферистов 1920-х годов бумажные дензнаки были куда более предпочтительным средством сбережения незаконно нажитого, чем тяжелые золотые монеты
Фото: РИА Новости
27,75 млн руб.— такова в нынешних деньгах стоимость драгоценностей, зашитых тещей Ипполита Матвеевича в стул работы мастера Гамбса
Фото: United Artists/GettyImages.ru
Для пересчета денег 1920-х годов на современные лучше, чем цена на золото и курс доллара, подходит «индекс дворника Тихона» — анализ на основе цены выпитой им бутылки водки
Фото: Фотохроника ТАСС
Сопоставление доходов различных персонажей Ильфа и Петрова позволяет заметить в советской стране изрядное социальное расслоение
Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС
Цены в «Праге», где шиковал Воробьянинов, выглядели бы сегодня так: 415 руб. за горячее мясное блюдо, 925 руб. за водку, общий чек — 1,7 тыс. руб.
Фото: Творческий коллектив «Кукрыниксы» / Творческий коллектив
Обменник архивариуса Коробейникова
Действие романа «12 стульев» происходит в 1927 году. Кроме рубля с его колебаниями существует другая денежная единица, сумевшая пережить все эти годы:
«Зажмурившись от запаха нафталина, который внезапно ударил из сундучка, отец Федор, разрывая кружевца и прошвы, вынул из капора тяжелую полотняную колбаску. Колбаска содержала в себе двадцать золотых десяток — все, что осталось от коммерческих авантюр отца Федора».
Червонец. Первая устойчивая советская валюта. Золотые монеты с изображением сеятеля были отчеканены в 1923 году, в конце эпохи Брежнева их стали выпускать снова. Забавно, но официально золотые червонцы являются сейчас законным платежным средством на территории Российской Федерации. Хотя трудно представить гражданина, пожелавшего расплатиться золотой монетой весом 8,6 г за товар ценой десять рублей.
Возможно, в «колбаске» отца Федора были не советские монеты с сеятелем, а золотые десятирублевки царского времени с портретом Николая II. Но это ничего не меняет. Советские и царские золотые червонцы отличаются только рисунком, а по весу и размеру одинаковы.
В 1925 году один червонец был приравнен к десяти рублям. То есть теоретически «колбаска» отца Федора — это 200 рублей. Но архивариус Варфоломей Коробейников, продавая отцу Федору ложную информацию о местонахождении стульев, так не считает:
«— А это ничего, что я золотыми десятками? — заторопился отец Федор, разрывая подкладку пиджака.
— По курсу приму. По девять с половиной. Сегодняшний курс».
С одной стороны, архивариус жульничает. Но лишь слегка, так как в тот исторический момент действительно приходилось немного переплачивать при обмене золотых монет на бумажные деньги. По причине удобства при хранении и при операциях с крупными суммами. Если нужно, например, заплатить или отложить на черный день 10 тыс. рублей, одна тоненькая пачка банкнот по 25 червонцев (именно такие предпочитал подпольный миллионер Корейко) явно предпочтительнее мешка с 8,6 кг золота.
Но давайте считать по официальному курсу. Десятирублевая золотая монета — это десять рублей, привычных Остапу Бендеру. Сколько золотой червонец стоит сейчас, выяснить проще простого. В монете 7,742 г химически чистого золота. Учетная цена золота, установленная ЦБ РФ на 11 декабря,— 2385,54 рубля за грамм. По цене золота десятирублевая монета стоит 18 468 рублей 85 копеек.
Округлим до 18 500 рублей. Вот и определился наш обменный курс. Один рубль Остапа Бендера равен 1850 современным рублям.
Теперь откроем книгу и проверим, что получилось. Итак, со стороны деревни Чмаровки в Старгород входит Остап Бендер. Мальчишка-попрошайка клянчит: «Дядя, дай 185 рублей!» На рынке Остап продает астролябию слесарю за 5500 рублей. Ипполит Матвеевич, скромный работник провинциально загса, получает около 76 тыс. рублей на две недели отпуска. А дворник Тихон, рассказавший Остапу про барина, напивается на 1850 рублей.
Нет, здесь явно что-то не то. Тихон, может быть, столько бы и выпил, да кто ж ему столько даст? Курс явно завышен. Придется искать другой способ пересчета.
Портреты президентов в белых буклях
Валюта в «12 стульях» и «Золотом теленке» упоминается постоянно.
Вот лишь несколько примеров: «Раздавленный инфляцией, Корейко решил покупать валюту, но валюты в обращении не было, если не считать фальшивых американских долларов. Они, правда, стоили дороже, чем настоящие, но только в России, и прибыли это не могло принести никакой»; «Где же валюта? — придирчиво спросил великий комбинатор.— Где мексиканские доллары, турецкие лиры, где фунты, рупии, пезеты, центавосы, румынские леи, где лимитрофные латы и злотые? Дайте хоть часть валютой»; «Великий комбинатор готовился всю зиму. Он покупал североамериканские доллары с портретами президентов в белых буклях».
Попробуем пересчитать советские деньги эпохи Остапа Бендера через их обменный курс к доллару США, который за минувшие годы хоть и пострадал от инфляции, но даже внешне мало изменился.
В 1927 году (время действия «12 стульев») официальный обменный курс составлял 1,95 рубля за доллар. В 1930-м (время действия «Золотого теленка») — 1,94 рубля за доллар. Калькулятор инфляции на сайте Министерства труда США приравнивает $1 1927 года к $13,67 2015 года, а $1 1930 года — к современным $14,24. И наконец, курс ЦБ РФ на 11 декабря — $69,2151 за рубль.
Пересчитываем. Рубль 1927 года равен 7,01 современного доллара, то есть 485 рублям и 21 копейке. Рубль 1930 года — это $7,3 наших дней, 508 рублей 5 копеек. Для простоты установим усредненный и округленный курс обмена — один рубль Остапа Бендера равен 500 современным рублям.
Проверим еще раз по книгам. Средство для окраски волос «Титаник» (радикальный черный цвет, контрабандный товар) — 1560 рублей. Мастер Безенчук готов уступить Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову гроб за 16 тыс. рублей. Коля Калачов, занимаясь копированием на кальку в чертежном бюро «Техносила», в самые удачные месяцы зарабатывал не больше 20 тыс.
Слесарь Полесов подряжается ремонтировать железные ворота дома N5 за 10 875 рублей. Ипполит Матвеевич, желая обольстить Лизу Калачову, ведет ее в столовую МСПО «Прага» («лучшее место в Москве, как говорил ему Бендер»). Посмотрим на цены в карточке, то есть в меню. Однако! Телячьи котлеты — 1125 рублей, филе — 1125, водка — 2500 рублей (большой графин).
Пересчет через доллары выглядит гораздо правдоподобнее, чем через золото, но некоторые моменты все-таки настораживают. Уже упомянутый мальчик-попрошайка, желавший получить 50 рублей (а ключ от квартиры, где деньги лежат, ему не нужен?). И дворник Тихон, напившийся в долларовом эквиваленте на 500 рублей.
Пробуем еще один способ пересчета денег.
Индекс дворника Тихона
В свое время журнал The Economist создал «индекс биг-мака», чтобы узнать, какие валюты недооценены, а какие переоценены. Смысл индекса был в том, что покупательная способность национальной валюты оценивалась исходя из цены бутерброда с котлетой в соответствующей стране.
Попробуем и мы найти общий знаменатель для 1927-1930 годов и нашего времени. И дворник Тихон нам в этом поможет. Чтобы напиться, дворнику должно было хватить поллитра самой дешевой и некачественной водки. Минимальная розничная цена бутылки водки, установленная Росалкогольрегулированием с 1 февраля 2015 года,— 185 рублей. Таким и будет индекс дворника Тихона: 1 к 185.
Ровно в десять раз ниже, чем по курсу золота.
Более привычно начинают выглядеть цены столовой «Прага» — 415 рублей за горячее мясное блюдо, 925 рублей за водку, общая сумма счета — 1700 рублей. Проезд в трамвае — 18,5 рубля. Участие в сеансе одновременной игры в шахматы с гроссмейстером Бендером — 92,5. Билеты в пятигорский Провал — 18,5 (дети и красноармейцы бесплатно). Отпускные Ипполита Матвеевича за две недели — 7585.
Астролябия (сама меряет, было бы что мерять) — 555 рублей.
Проверим цены на роскошь. То есть не роскошь, а средство передвижения. Адам Козлевич после двух лет работы в одном из московских гаражей «купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Редкий экспонат был продан Козлевичу за. » За 35 150 рублей. Цена не просто низкая, а запредельно низкая.
Сотрудники газеты «Станок», решившие создать автоклуб, оперируют более крупными суммами. Покупка машины на «автокладбище» и ее последующий ремонт должны им обойтись в 185 тыс. современных рублей.
Васисуалий Лоханкин предлагает Бендеру снять комнату в Вороньей слободке за 9250 рублей в месяц. Ну не 25 тысяч же (особенно с учетом соседей, которые ввели телесные наказания) и уж никак не 92 500 рублей!
Мизерное официальное жалованье Александра Ивановича Корейко — 8510 рублей в месяц, всего лишь. Да, мизерное. 23 тыс. в месяц (по курсу доллара) уже сложнее назвать мизерными. А про 85 100 рублей (пересчет через золото) тем более так не скажешь.
Инженер Щукин на заводе «Элетролюстра» получал, если пользоваться индексом дворника Тихона, 37 тыс. рублей в месяц («Мрак!», с точки зрения Эллочки Людоедки). По долларовому курсу выйдет уже 100 тыс. в месяц («Шутите!»), в пересчете через золото — 370 тыс. («Ого!»). Шура Балаганов в должности уполномоченного по копытам получает вдвое меньше инженера Щукина, но это вдвое больше официальной зарплаты Корейко.
На фоне окладов госслужащих неплохо смотрятся заработки творческих работников. У Феофана Копытто музей должен купить картину овсом за 22 200 современных рублей. Другая картина, «Большевики пишут письмо Чемберлену», аналогичная репинской «Запорожцы пишут письмо султану», если бы Бендер ее все-таки написал, могла бы обогатить его на 74 тыс. рублей. За сценарий фильма «Шея» Бендер просит 166 500 рублей, но получает от Супругова втрое меньше. И даже за «Торжественный комплект», с помощью которого журналисты могли создавать произведения различного жанра о Турксибе, Остап Бендер получает 4625 рублей.
Но, разумеется, наибольшую прибыль приносят аферы. Создав «Союз меча и орала», то есть прочитав перед правильно подобранной целевой аудиторией лекцию о защите детей, Остап Бендер разом заработал 92 500 рублей.
Гостиный гарнитур и блюдечко с голубой каемочкой
Выяснив, что индекс дворника Тихона наилучшим образом отражает покупательную способность рубля во времена Остапа Бендера, мы можем перевести в современные деньги две главные суммы из романов о великом комбинаторе:
«— Три нитки жемчуга. Хорошо помню. Две по сорок бусин, а одна большая — в сто десять. Брильянтовый кулон. Клавдия Ивановна говорила, что четыре тысячи стоит, старинной работы.
Дальше шли кольца: не обручальные кольца, толстые, глупые и дешевые, а тонкие, легкие, с впаянными в них чистыми, умытыми брильянтами; тяжелые, ослепительные подвески, кидающие на маленькое женское ухо разноцветный огонь: браслеты в виде змей с изумрудной чешуей; фермуар, на который ушел урожай с пятисот десятин; жемчужное колье, которое было бы по плечу только знаменитой опереточной примадонне; венцом всему была сорокатысячная диадема».
Все это стоит (Ипполит Матвеевич помнил дореволюционную оценку, Бендер пересчитал сумму на цены 1927 года, а мы переведем в современные деньги) 27,75 млн рублей. И все это теща Ипполита Матвеевича спрятала в стул работы мастера Гамбса: «В стул, на котором неизвестно кто сидит?!»
В «Золотом теленке» Остап, недооценивший партнера по первому предприятию, нацелился на более крупную сумму.
Состояние подпольного миллионера Корейко — «чемодан, в котором лежали не брюки «Столетие Одессы», не бледная курица и не какие-нибудь «Задачи комсомола в деревне», а десять миллионов рублей в иностранной валюте и советских денежных знаках». Корейко в наши дни был бы рублевым миллиардером и долларовым мультимиллионером. В его чемодане лежало 1,85 млрд рублей, то есть $26,7 млн (курс 11 декабря). До списка «Форбса» далековато, конечно, но на жизнь хватило бы.
Остап Бендер получил десятую часть этой суммы — $2,67 млн. Но графа Монте-Кристо из него, увы, не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы.
- Журнал «Коммерсантъ Деньги» №2 от 18.01.2016, стр. 38
- Алексей Алексеев подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
«Киса и Ося были тут»
«В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого…» — так начинается действие легендарного романа «12 стульев». Вскоре предводитель дворянства познакомится с Остапом Бендером, и они пустятся в захватывающее приключение.
Незадолго до публикации книги ее авторы Ильф и Петров побывали на Кавминводах. Эта поездка во многом определила сначала натуру романа, а затем — и фильма. Именно там снимались многие сцены. Неудивительно, что в городах-курортах до сих пор проводят экскурсии по местам, связанным с героями, а кое-где даже стоят памятники Кисе и Остапу, возле которых охотно фотографируются туристы.
«Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки»
Съемки фильма Гайдая в Пятигорске и Ессентуках проходили в сентябре 1970 года и заняли около двух недель, позже съемочная группа переместилась ближе к горам — на Военно-Грузинскую дорогу. Первым снятым на Кавказе эпизодом стала сцена у большой бронзовой фигуры орла. Именно там Остап безжалостно втаптывает в пыль пиджак и шляпу Ипполита Матвеевича и отправляет предводителя дворянства просить милостыню.
— Первого орла здесь, на горе Горячая, поставили в 1901 году. Это место издавна славится целебными источниками, — рассказывает заведующая научным отделом Пятигорского краеведческого музея Елена Чагаева. — Скульптура в форме птицы, клюющей змею, была размещена на рукотворной горке из «рваного камня». Сегодня это признанный символ Кавминвод, хотя и значительно поменявший внешний вид за более чем сотню лет своей истории.
По словам специалиста, первого орла часто сравнивали с гербом Царской России и даже с символом Третьего Рейха, хотя сходство с последним было минимальным.
— Наш орел вообще не имеет никакого отношения к политике, — говорит Чагаева. — По задумке авторов, он символизирует победу кавказских минеральных вод над опасными болезнями.
Сложные погодные условия не щадили скульптуру, и поэтому ее неоднократно реставрировали. Последний раз в 1973 году — тогда цементного орла заменили на его бронзовую копию. Этот вариант памятника сохранился до наших времен на своем исконном месте — горе Горячей. Конечно же, это совсем не тот орел, которого застали писатели Ильф и Петров и их герои — Киса и Ося — в 1927 году.
Фото: Дмитрий Резник
Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Фото: mosfilm.ru
Примечательный факт: место на уступе Горячей рядом со скульптурой для съемок было выбрано не случайно. Камеру установили таким образом, чтобы массивный орел закрывал телевизионную вышку на горе Машук, которой в 1927 году быть никак не могло. Без киноляпа все же не обошлось, и современная конструкция попала в кадр — ее можно видеть в сцене переговоров с монтером Мечниковым у Лермонтовской галереи.
Как грот Лермонтова сыграл роль Провала
Чтобы раздобыть деньги на покупку стульев, Остап устроил торговлю билетами в знаменитый пятигорский Провал, несправедливо названный им «малахитовой лужей». Вход в него расположен на склоне горы Машук, и сегодня на площадке перед ним стоит бронзовая скульптура Остапа собственной персоной. Многочисленные туристы считают своим долгом сфотографироваться рядом с Бендером, при этом почему-то хватают его за нос, из-за чего тот прекрасно отполирован и блестит. Впрочем, режиссер комедии Леонид Гайдай принял решение снимать эту сцену у другой достопримечательности — грота Лермонтова.
— Действительно, так и было. Снимали грот, хотя не было никакой сложности использовать для этого Провал, — рассказывает директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. — Мы можем предполагать наличие каких-то форс-мажорных обстоятельств. Возможно, причина в периодическом подъеме воды в озере, из-за чего Провал закрывается.
Например, так было совсем недавно, пару лет назад. Также можно предположить, что в 70-х годах, когда снимали «12 стульев», проход к горному озеру мог быть закрыт на реконструкцию. Однако подтверждения этой теории, как и первой, у нас нет.
Фото: Дмитрий Резник
Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Фото: mosfilm.ru
Иную версию озвучила краевед Елена Чагаева. Она предположила, что в 1970 году озеро Провал могло просто не соответствовать атмосфере 20-х годов прошлого века. Из-за этого режиссер принял решение снимать у грота, в то время более подходившего под стилистику ранней советской эпохи.
Грот Лермонтова расположен в курортном парке «Цветник», сейчас гроту около 200 лет и он остается гордостью города. Считается, что именно здесь юный Лермонтов уединялся и наблюдал за так называемым «водяным обществом». Этот грот появляется в его романе «Герой нашего времени» — именно здесь проходит свидание Печорина и Веры.
— В конце ХIХ — начале XX века в гроте были установлены лавочки, также там располагалась торговая лавка, в которой продавали открытки. Известно, что уже в ХIХ веке на входе установили арку и ворота с металлической решеткой, — рассказывает краевед Чагаева. — Кстати, при просмотре фильма обратите внимание на момент, когда к Остапу направляется группа милиционеров. Думаете, киоск «Мороженое» и камень с небольшим уступом, которые видны на заднем плане, находятся прямо напротив грота? Вовсе нет, этот кадр снимали примерно в 800 м от грота, на горе Горячей. Так что для съемок одного короткого «провального» эпизода задействовали сразу две площадки.
Сегодня вход в Провал для всех бесплатный, но так было не всегда. Как раз примерно в середине 20-х годов прошлого века плата за вход действительно взималась. А вырученные средства курортная администрация планировала отправить на реконструкцию памятников. По большому счету, Остап был не так уж и неправ, говоря, «чтобы Провал не сильно проваливался».
— Сам Провал сильно изменился со времен написания романа «12 стульев», — продолжает краевед. — Удобный вход-портал, который сохранился до наших дней, проложили примерно в 1938 году. До того была просто узкая штольня с укрепленными сводами. А скульптуры львов у входа установили еще позже — уже в 50-е годы.
Торги у Лермонтовской галереи
Кавказские приключения героев начинаются у Лермонтовской галереи — еще одной достопримечательности Пятигорска. Именно там Киса и Остап торгуются с «измученным нарзаном» монтером Мечниковым, который потом поможет им достать стулья, принадлежащие гастролирующему театру «Колумб».
Фото: Дмитрий Резник
Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Фото: mosfilm.ru
По сюжету авангардный спектакль «Ревизор» артисты театра как раз давали в здании галереи, что во многом соответствовало действительности. Галерею открыли в «Цветнике» в 1901 году, к 60-летию гибели Лермонтова, и использовали в качестве летнего концертного зала. Здесь выступали гастролирующие театры и заезжие музыканты. Театральный зал был рассчитан на 600 мест, также там находилась библиотека, ресторан и площадка для балов.
— Основное назначение галереи, конечно же, были театральные постановки. Во времена, описанные Ильфом и Петровым, в галерее уже действовал Советский театр. Часто проводились выставки, особенно в советское время, — вспоминает Сергей Савенко. — А в 90-е годы была попытка развернуть здесь торговлю, но с начала 2000-х все сошло на нет.
Сейчас в здании галереи размещается филармония. В 2014 году оно было реконструировано. Впрочем, строителям удалось сохранить его уникальный внешний облик, разве что старые окна заменили на пластиковые.
В Ессентуки за подаянием
По сюжету фильма Киса в помятом пиджаке и шляпе отправляется просить милостыню у парка «Цветник». Именно тут установлена его слегка поникшая бронзовая фигура с саквояжем, шляпой и зонтом. Однако на самом деле съемки эпизода проходили не рядом с парком, даже не в Пятигорске, а в соседних Ессентуках.
Сегодня в Пятигорске установлено три памятника героям фильма «12 стульев». Скульптура Кисы Воробьянинова разместилась неподалеку от галереи у входа в парк «Цветник». Глядя на нее, сразу вспоминается знаменитое: «Месье, же не манж па сис жур». Второй памятник — Остапу Бендеру. Его открыли в 2008 году у входа в Провал.
Автор скульптуры — Равиль Юсупов. Третий неофициальный памятник — тоже Кисе. Он был установлен частным лицом на улице Дзержинского у кафе.
— Вы думаете, причина в том, что в Ессентуках больше подают? — улыбается краевед Чагаева. — Вовсе нет, просто режиссер нашел там для этой сцены живописную фактуру. Ипполит Матвеевич просит милостыню на фоне великолепного здания грязелечебницы. А заметили еще одну важную деталь? Бывший светский лев просит милостыню на фоне каменных львов.
Фото: Дмитрий Резник
Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Фото: mosfilm.ru
Со времен написания романа и до наших дней грязелечебница в Ессентуках совсем не изменилась. Она была построена в 1913 году в стиле древнеримских терм, названа Алексеевской в честь наследника престола, а затем восстановлена в 1923 году после революционной разрухи. Тогда же лечебницу переименовали — в честь наркома здравоохранения Семашко. В наши дни это современный лечебный комплекс на 220 процедурных мест.
Посиделки у «Прокурора»
После удачной сделки с Мечниковым Остап и Киса несли «честно добытые» стулья по ночным улицам Пятигорска. Там их напугал полицейский, и они присели на эти стулья прямо на улице, у двери с надписью «Прокурор». На самом деле никакого прокурора там не было, а показанная в фильме дверь ведет в обычный пятигорский дворик.
— По воспоминаниям работавшего в то время в составе съемочной группы сторожа, снимали эпизод с домом прокурора на улице Чкалова. Это место находится недалеко от «Цветника», и каменный забор сохранился до наших дней, в отличие от снятой в фильме двери и таблички, — прокомментировала Елена Юрьевна.
По словам экскурсоводов, на каменном заборе до сих пор можно найти следы от дюбелей, на которые съемочная группа крепила эту вывеску.
Фото: Дмитрий Резник
Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Фото: mosfilm.ru
Из Владикавказа в Тифлис
Безденежье вынудило двух искателей сокровищ догонять театр «Колумб» по Военно-Грузинской дороге пешком. Съемочная группа работала над эпизодами фильма в Дарьяльском ущелье с 15 по 22 сентября. Именно здесь энергичный Бендер взбирался на скалу, чтобы оставить автограф «Киса и Ося были тут». Здесь же проходили съемки захватывающего сражения между Воробьяниновым и отцом Федором за один из уцелевших стульев.
— Место, где Остап произнес: «Альпийское нищенство — святое дело!», — это селение Сиони, расположенное сразу за поселением Казбеги, — разъясняет Елена Юрьевна. — Здесь же Киса и Остап исполняли зажигательную лезгинку перед туристами. Снимали эпизод в Дарьяльском ущелье, которое начинается от Верхнего Ларса селения Казбеги. Природа там потрясающей красоты. Так что не удивительно, что Гайдай решил снимать именно там.
Существовала ли эта меловая надпись («Киса и Ося были тут») на самом деле или осталась только частью кинореальности — неизвестно. Но дух этих двух авантюристов живет на Кавказе до сих пор.
Источник: etokavkaz.ru