Выведя на рынок свою новую разработку под названием Dolby Atmos, компания Dolby произвела настоящий фурор. Эксперты вместе с любителями принялись тестировать систему в разных форматах. Многие кинотеатры, использующие у себя технологию цифрового многоканального звука, бросились переоборудовать установки для звукоусиления.
Особенным у Dolby Atmos можно назвать воспроизведение звука, в котором присутствует не только горизонтальная плоскость, но и вертикальная. Теперь в кинозалах передача таких стереоэффектов, как стук дождя по крыше или вибрации, вызываемые пролетающим реактивным истребителем, станет еще более реалистичной. Динамическая локализация источника звука позволит создать стереопространство, дополнив объемное изображение таким же объемным звучанием. Смотреть фильмы с таким мощным акустическим сопровождением будет куда интереснее!
Технологии совершенствуются год от года, и канальный звук постепенно становится пережитком прошлого. Ему на смену приходит многослойная панорамная стереокартина. Фоновая музыка, движение персонажей, шумовые эффекты разбиваются на отдельные аудиопотоки. С такими возможностями нет больше ограничений на количество колонок, не требуется запись мастер-образов под разные типы воспроизведения. Благодаря опции Digital Cinema Package дистрибуция звуковых потоков задается автоматически с учетом количества и расположения динамиков в помещении.
Специалисты рассказали, какие места в кинотеатре самые лучшие
Обработка звука теперь не является прерогативой звукозаписывающих студий. По технологии Dolby Atmos монтируется звуковая дорожка для дальнейшего распределения звуковых слоев в зависимости от технических возможностей домашнего кинотеатра или звуковой аппаратуры.
Технология Dolby зарекомендовала себя с лучшей стороны, поэтому ее используют на студиях в Голливуде. Ведущие звукорежиссеры и мастера озвучания уже применяют свои творческие идеи и наработки с помощью Dolby Atmos.
Как заявляют производители, в полном переоснащении кинозалов нет необходимости. Dolby Atmos интегрируется с действующей акустической системой, а новых компонентов, которые необходимо покупать, на самом деле не так уж и много. Прежде всего, требуются потолочные динамики – они возьмут на себя часть аудиопотока, который в классическом случае перераспределяется между динамиками заднего ряда. Дополнительно стоит приобрести сабвуфер. Затем можно будет при необходимости добавить еще несколько пар колонок – система сама распознает их и интегрирует с остальным оборудованием.
Проектирование кинотеатров с системой звучания по технологии Dolby Atmos выполняют теперь и в России, компоненты оборудования прошли тестирование и продемонстрировали наилучшие результаты. В скором времени практически каждый кинотеатр в крупном городе будет оснащен техникой Dolby Atmos для качественного воспроизведения звука.
- Назад
- Вперед
Источник: www.spb-hifi.ru
Мобильная революция звука: Dolby Atmos и Auro-3D
Для любителей объемного звука 2015-й год запомнится пришествием Dolby Atmos на мобильные устройства. Технология, которая позволяет передать в аудиодорожках кинофильмов специфическую режиссерскую настройку звука для практически любых аудиосистем и аудиоконфигураций, в конечном счете достигла вершины развития в трехмерном измерении. Эталонный звук Dolby Atmos требует наличия динамиков вокруг пользователя по горизонтальной и вертикальной плоскости. Вы сможете четко позиционировать процесс взлета самолета так, как будто находитесь на аэродроме.
Мобильный Dolby Atmos
Но если с кинотеатральной версией Dolby Atmos действительно можно «закутаться» в десятки настенных и потолочных колонок, то дома это сделать крайне проблематично. Далеко не всегда в наших комнатах удается разместить даже минимальную и уже стандартную для большинства киноформатов 5-канальную аудиосистему с фронтальными, тыловыми и центральным излучателями, не считая низкочастотного «юнита» в лице сабвуфера. В этой ситуации начинает действовать хитрая система Dolby Atmos — с помощью целого спектра настроек микширования источника звука в пространстве и технических решений процессинговая часть вымеряет отдаленность излучателей, особенность комнаты и многие другие параметры, которые в конечном счете позволят получить наиболее «честное» представление о режиссерской задумке в аудиодорожке. Звукорежиссеру остается только расставить источники звука в трехмерном пространстве и все закодировать, когда как оборудование в вашей квартире сможет раскодировать сигнал с учетом особенностей имеющейся акустики.
Тоже самое предпринято и для мобильных устройств. В большинстве случаев Dolby Atmos интегрируется в смартфоны и планшеты с качественным аудиотрактом на уровне драйвера и программного обеспечения для тонкой настройки.
При подключении хороших наушников вы получите объемный звук с использованием бинауральных искажений, смещения спектра частот и многих других процессинговых решений. Сейчас Dolby Atmos есть в таких серьезных продуктах, как HTC One M9/M9+ и One A9, Lenovo YOGA Tab 3 и Tab 3 Pro, Lenovo A7000 и во многих других моделях. Сегодня десятки кинопроизводителей из 17 стран мира приняли технологии Dolby Atmos за стандарт при создании более 200 кинокартин. Соответствующее оборудование появляется уже и в России в кинозалах огромных развлекательных комплексов по всей стране, для домашних аудиосистем представлены ресиверы Pioneer и Onkyo, поддержка новых аудиодорожек появилась на планшетах и смартфонах. Первые результаты внедрения на мобильных устройствах вы можете посмотреть здесь: «Звук Dolby Atmos приходит в Google Play!».
Особенности создания звуковой дорожки для «Игры престолов» в формате Dolby Atmos
Мобильный Auro-3D
Схожая с изобретением Dolby трехмерная система позиционирования звука была разработана Вильфредом вон Баэленом (Wilfried von Baelen), которую подхватили компании Galaxy Studios и Barco для дальнейшей коммерческой реализации. Весь 2014-й год формировалось маркетинговое «лицо» формата Atmos 3D, вошедший в основную технологию звукозаписи для нескольких десятков кинофильмов с 12-канальным звучанием (для горизонтальных и потолочных излучателей). Весь список есть на этом сайте. Стоит отметить, что одним из самых свежих и показательных фильмов с Auro-3D стало произведение «Эверест» режиссера Бальтасара Кормакура (Baltasar Kormakur).
В отличие от Dolby Atmos технология Auro-3D не предлагает инновационной схемы автоматической подстройки оборудования. Вместо этого используемый в аппаратных решениях компании Barco (в частности процессор Datasat Digital AP24) алгоритм распределяет звук в горизонтальном и вертикальном пространстве с целью восполнения акустических потерь — вы одинаково четко слышите то место, где падает капля дождя, узнаете траекторию перемещения вертолета прямо над головой, в какой очередности шелестит листва деревьев. Все это происходит в полностью трехмерной проекции.
Аудиокодек Auro-cx позволит превратить смартфон или планшет в источник многоканального объемного звука
Последним достижением концерна Auro-Technologies стал кодек Auro-cx. Он создан совместно с компанией VuStar с целью интеграции формата Auro-3D на потребительские гаджеты. Причем речь идет не только о смартфонах, планшетах и компактных плеерах, но и лэптопах, неттопах и прочих портативных устройствах.
С помощью кодека Auro-cx и HDMI-порта ваш коммуникатор можно запросто превратить в источник преобразования (upmix) стерео-сигнала в 13-канальный звук для дальнейшего вывода на домашнюю многоканальную систему. За алгоритмы отвечает технология Auro-Matric. На любом упомянутом девайсе с кодеком Auro-cx станут доступны для декодирования и проигрывания оригинальные треки и аудиодорожки Auro-3D.
Многие эксперты считают систему Auro-3D более качественной для повсеместного использования, но Dolby в свою очередь удалось наладить сложную инфраструктуру доставки нового формата до конечного клиента. Например, Atmos уже вовсю используется в смартфонах и планшетах, когда как аппаратные изобретения Barco для «таблеток» и коммуникаторов все еще находятся в стадии разработки и доведения до коммерческого этапа. Вполне вероятно, мы увидим готовые решения Auro-3D для мобильных устройств на ближайшей выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2016 в январе. И это действительно станет отправной точкой в мобильной революции звука!
Перейти к официальному Facebook-сообществу Dolby Atmos
Официальный сайт Dolby Atmos
Перейти к официальному Facebook-сообществу Auro-Technologies
Официальный сайт Auro 3D
Источник: mobidrive.ru
DOLBY ATMOS — Домашние кинотеатры
Формат DOLBY ATMOS стремительно ворвался на рынок систем домашних кинотеатров. Сейчас им оснащены уже практически все старшие модели АВ ресиверов, а скоро этот формат должен стать обязательной опцией и в младших моделях. В чем достоинства новинки по сравнению с многочисленными уже существующими форматами объемного звучания?
О DOLBY ATMOS написано уже довольно много, и те, кто хочет углубиться во все технические тонкости, без труда найдут необходимую информацию. В данном материале предлагается описание стандарта и принципов его работы в популярной форме, без излишней «научности».
Если кратко, то раньше при создании саундтреков к фильмам с объемным звучанием, для каждой используемой в помещении акустической системы звук записывается в отдельном канале еще на стадии сведения. При этом предполагается, что все акустически системы будут располагаться в помещении в строго определенных местах относительно слушателя.
Только при таком условии получаемое звуковое поле будет соответствовать той картине, которая закладывалась при монтаже саундтрека. В коммерческих кинотеатрах или специализированных частных кинозалах эти требования выполнить можно, да и то не всегда. Что же касается реальных жилых помещений, то на практике расположить колонки «как надо» почти никогда не удается. В результате предполагаемая звуковая картина не только искажается, но зачастую полностью разрушается. Вместо нее остаются только отдельные звуки, которые периодически слышны то из одной, то из другой колонки.
Принцип работы системы DOLBY ATMOS отличается в корне. Звукорежиссер записывает определенный звук во всей его полноте, не разделяя его между каналами. Затем в трехмерном пространстве указываются его координаты и траектория перемещения. Эта информация представляет собой отдельные служебные данные, которые непосредственно на сам звуковой сигнал не влияют.
Процессор «на месте» уже сам рассчитывает, как распределить звук между реально имеющимися акустическими системами с учетом их расположения, чтобы в каждый момент времени он для слушателя находился именно в той точке пространства, что указана звукорежиссером. Этот принцип, примененный в DOLBY ATMOS, называется «аудио объектный», в отличие от «канального», используемого другими форматами.
Возьмем банальный пример с пролетающим самолетом, например по диагонали комнаты со стороны экрана. Чтобы обеспечить эффект плавного перемещения звука в пространстве, в предыдущих форматах еще на студии определялось как он будет последовательно нарастать и утихать в каждой конкретной колонке. Но стоит расположить колонки в неидеальных для создания эффекта местах, или ошибиться с подбором модели, и «самолет» будет то появляться, то пропадать, то по звуку напоминать истребитель, то бомбардировщик.
В системе DOLBY ATMOS с максимальным качеством будет записан непрерывный звук пролетающего самолета. А дальше звукорежиссер просто добавит отдельные данные о координатах «движения самолета» в вашей комнате.
При установке домашнего кинотеатра, процессор DOLBY ATMOS при помощи микрофонов и тестовых сигналов определит фактическое расположение и особенности применяемых акустических систем. А дальше он самостоятельно распределит монолитный звук между ними так, чтобы «самолет» пролетел в трехмерном пространстве четко по назначенной для него траектории, причем с сохранением всех тембральных характеристик. Даже если вы используете меньше колонок по сравнению с идеальным количеством, процессор обеспечит максимально возможный результат в данной конкретной ситуации.
По сути, процессор DOLBY ATMOS теперь в режиме реального времени проделывает ту работу, которую раньше делали звукорежиссеры в студии, распределяя звук между дорожками. Но может ли он качественно справиться с этим?
Естественно, мощность процессоров на борту домашнего кинотеатрального оборудования существенно выросла, как и существенно усложнилась заложенная в них «математика». Что получается на выходе лучше оценить самостоятельно. Но практически во всех случаях сравнение с со старыми форматами идет в пользу DOLBY ATMOS с большим перевесом.
«Берем с потолка…»
Первое, что бросается в глаза неискушенному пользователю, это то, что в долби атмос присутствуют дополнительные колонки, размещаемые на потолке. В упрощенной версии дополнительные колонки ставят на основные и направляют вверх так, чтобы излучаемый ими звук отражался от потолка в направлении слушателя. Таким образом создается эффект виртуального присутствия потолочной акустики.
А зачем она нужна? В традиционных 5.1-канальных или 7.1.- канальных системах все колонки обычно расположены в одной плоскости, а следовательно действительно трехмерную картину формировать не могут в принципе. Добавление потолочной акустики задает еще одно измерение и делает звуковое поле действительно трехмерным.
В некоторых форматах многоканального звука также есть дополнительные колонки, располагающиеся на заданной высоте в строго определенных местах. Но на практике в обычной гостиной обеспечить требуемое размещение крайне затруднительно, иначе гостиная превратится в специализированный кинозал. Поэтому эти форматы фактически распространение не получили.
В общем, преимущества DOLBY ATMOS по сравнению со всеми другими стандартами домашнего кинотеатра с технической точки зрения очевидны. Но, самое главное, даже неподготовленные пользователи при прослушивании отдают им безоговорочное предпочтение.
Причем касается это не только спецэффектов блокбастеров, но обычной музыки, поскольку система DOLBY ATMOS способна, также, воссоздать дома и акустические характеристики концертного зала. Ведь звучание, например, симфонического оркестра в Ла Скала разительно отличается от того, как если бы концерт проходил просто в клубе. В данном случае задача системы не «гонять звуковые объекты по квартире», а воспроизводить эффекты переотражений звука, присущие конкретному концертному залу. Да и живой концерт AC/DC или Pink Floyd воспринимается совершенно по-другому, когда слушатель находится «внутри события». А этот эффект достигается во-многом благодаря качественной системе объемного звука.
Но что делать, если домашний кинотеатр уже есть, и он совсем не DOLBY ATMOS? Не стоит отчаиваться. Ваше существующее оборудование можно использовать, сделав его апгрейд! Вообще возможно построение целого ряда конфигураций системы с использованием DOLBY ATMOS дома:
- 5.1 + 2 колонки на потолок;
- 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 5.1 + 4 колонки на потолок;
- 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 7.1 + 4 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 9.1 + 4 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.
Профессиональный консультант сможет оценить имеющийся у вас арсенал оборудования, особенности вашего помещения, и по согласованию с вами определить наилучшее решение для вашей системы. Конечно, процессор, а так же некоторое количество акустических систем придется докупить. Но это несоизмеримо меньшие затраты по сравнению с полной заменой всей техники.
Ну хорошо, предположим с «железом» все понятно. А что насчет контента?
Если еще год назад существовали разве что демонстрационные треки, то сейчас количество материала стремительно растет. Практически все новые рейтинговые фильмы сразу выходят в версии DOLBY ATMOS. Да и старые переиздаются в этом формате. То же самое относится и к музыкальным программам. С каждым днем их становится все больше и больше, и рост их количества явно опережает возможности по просмотру фильмов, если только вы не занимаетесь этим ежедневно и круглосуточно.
Итак, что же нужно сделать конкретно, чтобы получить у себя дома систему домашнего кинотеатра, которая действительно впечатляет?
Шаг 1. Прежде всего, самому оценить все возможности и достоинства нового формата. Для этого можно посетить Галерею электроники «Назаров», в которой реализованы кинотеатры на базе DOLBY ATMOS и проводятся демонстрации этой системы.
Шаг 2. Спроектировать свою домашнюю систему – будь то создаваемая с нуля или подвергаемая апгрейду. Специалисты нашей компании порекомендуют лучшее решение исходя из всех ваших условий и специфики помещения. Возможно, вам подойдет одно из уже испытанных и отработанных решений. Но мы готовы создать практически любую индивидуальную систему, вплоть до частного кинозала топ-уровня.
Шаг 3. Реализовать систему дома – установить и настроить оборудование. И в этом мы тоже сможем помочь вам, сделав все необходимые работы на высочайшем уровне качества.
Источник: nazarov-gallery.ru