«Батя»: как снимали ностальгическую комедию о детстве 90-х
7 апреля 2022
Полнометражный дебют режиссёра Дмитрия Ефимовича стал ещё одним примером успешного российского кино. Ностальгическая комедия о методах воспитания сурового бати и детстве 90-х, которое, несмотря ни на что, было счастливым, собрала в прокате более 532 миллионов рублей. Чего сами создатели фильма не ожидали…
«Батя», Good Story Media, 2021, реж. Д. Ефимович
Сначала «Батя» задумывался как 80-серийный сериал из коротких видеозарисовок про детство 90-х, которые были рассчитаны на то, чтобы ими обменивались в соцсетях и мессенджерах. Главных героев было два — Батя и сын, а сюжеты для скечтей авторы сценария, продюсеры и режиссёр брали из своей жизни. Никто из них не замахивался на большое кино, но по мере съёмок стало понятно, что всё выстраивается в логичный полнометражный фильм. Сценарий дописали, сделали финал, который вначале даже не предполагался, и выпустили «Батю» сразу в двух вариантах — фильма и сериала из четырех серий, куда вошли сцены, не попавшие в прокатную версию.
Батя и телепередачи #shorts
«Батя», Good Story Media, 2021, реж. Д. Ефимович
Создатели намерено отошли от всех криминальных тем и бандитских разборок, которым обычно посвящены проекты, затрагивающие то время. Главным героем они сделали обычного работягу Владимира, который лишился стабильной работы на заводе, а заодно и стабильной семейной жизни. Теперь он вынужден крутиться ради маленького сына — что-то перевозит, что-то перепродает, устаёт, выпивает, смотрит вечерами хоккей… К воспитанию он подходил своеобразно, и по этому поводу у выросшего Макса накопилось к бате немало претензий.
«Батя», Good Story Media, 2021, реж. Д. Ефимович
Главного героя сыграл Владимир Вдовиченков, который воспринял эту роль как возможность посмотреть на то время со стороны родителей. Он признавался, что далёк от персонажа, сам он более открытый и позитивный, тем более с детьми, однако такие «бати» ему хорошо знакомы. «На батю нельзя обижаться за то, что он иногда бывает странным придурком, потому что он сам по себе такой. Он, по большому счету, внутри еще ребёнок. Но есть другие ситуации, когда ребёнок приболел — и отец не спит сутками, помогает, переживает, успокаивает. Рядом сидит» [источник]
«Батя», Good Story Media, 2021, реж. Д. Ефимович
В эпизодической роли жены Бати появилась жена актёра Елена Лядова, а сына в детстве играл десятилетний Андрей Андреев — у мальчика это была вторая работа в кино после главной роли в военной драме «Солдатик». Выросшего сына играл комик Стас Старовойтов, у которого это была дебютная и чём-то личная роль: «В то время, мне кажется, были два типа детей — те, которые выросли вот с таким батей, и те, у которых вообще бати не было. Я как раз ко второму типу отношусь. Но у меня были дяди, дед, и мой личный опыт, конечно, перекликается с той картинкой, что получилась в фильме…» [источник]
«Батя», Good Story Media, 2021, реж. Д. Ефимович
Для продюсера Гавриила Гордеева это тоже была личная история. Он говорил, что как раз хотел бы такого батю, как герой Владимира Вдовиченкова. Своего отца он никогда не видел, знает только то, что тот живёт в Польше. Продюсер надеялся, что отец посмотрит презентацию фильма или репортаж с Варшавского кинофестиваля, узнает своего сына и выйдет на связь… От себя Гавриил вписал в сценарий эпизод с курицей, только в жизни вместо отца был дед, а вместо курицы — свинья.
«Батя», Good Story Media, 2021, реж. Д. Ефимович
Найти в Москве места, где можно было бы снять 90-е, оказалось сложно — везде в кадр попадали кондиционеры, пластиковые окна, пластиковые горки во дворах и другие приметы времени. Даже с чебуречной возникли проблемы, так как в подходящих местах ремонт был сделан с использованием современных материалов. В результате уличные сцены и кафе снимали в Твери, а квартиру Бати вместе с подъездом построили на студии. Декораторы и художники буквально ночевали в «квартире», чтобы воссоздать атмосферу времени, когда среди атрибутов советского быта вдруг начал появляться импорт. Даже костюмы для главного героя собирали из разных эпох — он носил старые советские брюки и модный турецкий свитер в ромбик.
Режиссёр Дмитрий Ефимович добавил в декорации послание землякам — постеры 90-х годов бердского производственного объединения «Вега». Режиссёр родился в Бердске, учился в Новосибирске и говорил, что это реклама у них тогда была везде.
Источник: www.domkino.tv
Батя в 16:00 23.06.2023 на канале ТНТ
В детстве Макс быстро выучил, где право, а где лево — потому что Батя сделал ему незабываемую «крапивку» на руке.
Считать научился по датам на кладбищенских памятниках.
Не сквернословил — ведь однажды Батя на самом деле вымыл ему рот с мылом.
И чуть что — сразу вставал в угол.
Сегодня такие методы воспитания кажутся родителям дикими, а дети девяностых выстраиваются в очередь к психологам на проработку травм.
Рефлексирует о своем детстве и Макс, который стал отцом двух детей и хочет понять, почему его Батя был именно таким — закрытым и в чем-то жестоким.Батя обещал навестить Макса и его семью на свое 70-летие, но, как всегда, не приехал.
И тогда Макс сам отправляется в дом, в котором он вырос, по дороге вспоминая свое детство с Батей.
От этих воспоминаний сожмется сердце у каждого, кто хотя бы чуть-чуть застал девяностые.
Жанр фильма: , , комедия,
Режиссер фильма: ,Дмитрий Ефимович,
Актеры фильма Батя:
Диана Енакаева, Елена Лядова, Стас Старовойтов, Севастьян Бугаев, Надежда Михалкова, Андрей Андреев,Владимир Вдовиченков, ,
Батя 1 сезон, ВСЕ СЕРИИ ПОДРЯД 1-4
«Батя» с 23 февраля в кино | Премьера трейлера
к/ф Батя (2021 год) (без цензуры)
Источник: www.pimtv.ru
Рецензия на комедию «Батя». Скетчи о детстве 90-х от создателей «Физрука» и «Сладкой жизни»
23 февраля, ровно в День защитника отечества, выходит российская комедия «Батя». Это донельзя простая история о Максе, который едет поздравить отца с юбилеем и размышляет о воспитании, детстве и том, что значит быть хорошим родителем. Создатели фильма обещают, что вложили в него душу, а в конце любой уважающий себя мужчина не постесняется всхлипнуть. Объясняем, в чем это описание справедливо, а чего «Бате» все-таки не хватило.
Выход новых комедий, основанных на «родных» отечественных реалиях — всегда приятная новость. В зарубежных фильмах, очевидно, идет речь о вещах пусть и понятных, но довольно далеких от российского зрителя. Юмор — не всегда универсальный инструмент, и снять фильм о России девяностых иностранцы, понятное дело, не смогут. По крайней мере, без четкого клюквенного вкуса.
Уже по трейлеру несложно догадаться, что «Батя» — абсолютно «наш» проект. Этот фильм играет только на ностальгии по 90-м — или псевдоностальгии, для зрителей помладше (вроде меня). И немного — на благоговейном ужасе перед теми временами, когда ботинки приходилось покупать навырост, а вареную сгущенку соскребать со стены.
«Батю» сняла российская компания Good Story Media, которая стартовала с «Ворониных» — одного из самых долгоиграющих отечественных комедийных сериалов. Потом были «Восьмидесятые», «Физрук» и «Сладкая жизнь» — неплохие в целом проекты, пусть без гениальных идей, но по крайней мере смешные и заточенные именно под российского зрителя. Под шутки про «гелики», саундтрек из российской попсы разных десятилетий и образы, которые больше нигде не увидишь.
Начинается фильм с современности: с Макса, героя комика Стаса Старовойтова. Это его первая актерская роль, не сильно, впрочем, отличающаяся от его стендапов. Вместе с женой Ириной (Надежда Михалкова) и детьми Настей (Диана Енакаева в модных косичках) и Димой (Севастьян Бугаев) готовятся к юбилею того самого Бати.
Имя Бати (суровый Владимир Вдовиченков) мелькает ближе к концу фильма, но оно несущественно. Это не человек, а собирательный образ брутальных отцов, которые пьют водку вместо чая и способны наказать одним взглядом.
Ожидаемо, Батя отказывается ехать в шумную и суетливую Москву из Нижнего Новгорода. Поэтому Макс собирается и вместе с семьей едет к нему сам. По дороге он наконец проводит много часов наедине со своими детьми и размышляет на тему того, каким отцом стал. Пока сын и дочь дерутся из-за планшета или отказываются играть «в города», Макс вспоминает свое тяжелое детство с деревянными игрушками, прибитыми к полу.
Получился ли из него в итоге «настоящий мужик», которого Батя пытался воспитать из Макса? Был ли сам Батя хорошим отцом, дал ли он сыну все необходимое, чтобы тот мог заботиться о собственной семье? Один из продюсеров фильма — бывший резидент Comedy Club Гавриил «Гавр» Гордеев. Именно он объяснил, что «Батя» будет честно и понятно рассказывать о мужской половине своих зрителей. И это оказалось правдой.
Что необычно, матери в фильме почти нет. Елена Лядова, исполняющая ее роль, мелькает всего раз или два, далеким, непонятным и абсолютно не прописанным образом. Она для Макса такая же волшебная и строго дозированная, как бенгальские огни на Новый год.
Изначально фильм задумывался как сериал, что очень чувствуется. В итоге из него получилось что-то среднее между роуд-муви и скетч-шоу. На ум невольно приходят все старые выпуски «Ералаша»: именно в них мне ярче и смешнее всего показывали, как протекало детство моих родителей. Стоит уточнить, что детство Макса проходило чуть позже, захватывая конец 80-х — начало 90-х.
«Батю» уже прозвали взглядом миллениалов на девяностые, и это абсолютно справедливо: фильм идеализированный, пропитанный светлой грустью и не очень реалистичный. Но, по крайней мере, это не очередные бандитские разборки.
По темпу кино очень похоже на партию в пинг-понг между примерами современных тепличных условий и суровым безденежным детством. Если Макс учит сына считать с помощью приложения на планшете, он тут же флэшбэчится в свою занимательную арифметику. Сцена с кладбищем есть в трейлере, и чернушно-смешная она даже вне контекста: Батя несет Макса на плечах и заставляет его считать возраст умерших, глядя на даты с могильных камней.
Проблема в том, что в современной линии нет ничего настолько же смешного или хотя бы милого. Сюжет получился не самым плохим, но местами неуклюжим и клишированным: это явные костыли, которые двигают историю вперед, чтобы фильм не состоял только из флэшбэков. Впрочем, спасибо и на том, что обошлось без брюзжания и осуждения современных детей.
В фильме вообще нет никаких оценок — это самое большое его достоинство. Никто не диктует с экрана ответы на вопросы, которые сам себе ставит Макс. Игрушечный бластер с десятками пуль не лучше и не хуже, чем любовно выстроганная Батей деревянная балка с защелкой. Просто 90-е отличаются от нашего времени, и одним детям достаются технологичные игрушки, а другим — богатое воображение.
Батя не был во много раз хуже Макса, и вряд ли можно сказать, что был лучше. Он просто был другим. Это самое «другое» все отдаляется и отдаляется от современных реалий, но именно так воспитывалось не одно поколение людей в нашей стране.
Поэтому «Батя» вышел пусть и простым, но при этом добрым и действительно забавным. Вряд ли на нем всерьез кто-то прослезится, финал картины все-таки не дотягивает до уровня драмы. Зато он прекрасно показывает полную беспомощность двух взрослых «настоящих мужчин», когда им надо выразить свои чувства. Беззлобно, реалистично и с некоторым сочувствием.
И еще один настоящий подарок этого фильма — исполнитель роли Макса в детстве, Андрей Андреев. Этот мальчик напоминает одновременно ребенка с советских плакатов и иллюстрацию из сборника сказок. Он связывает все воедино и вытягивает слабые места своей наивностью, искренностью и отличной актерской игрой, которую дети выдают очень редко.
Когда маленький Макс смотрит на Батю с нескрываемым восторгом и повторяет за ним каждое движение, легко поверить, что его отец был самым лучшим. Вопреки всем минусам и деревянным игрушкам.
Источник: kanobu.ru