Бриллиантовая рука по ТВ когда

Фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» вышел в прокат в июне 1969 года. А посмотрело его рекордное количество зрителей — 76 миллионов 700 тысяч.
И как каждый фильм имеет свою замечательную историю, так и этот шедевр комедийного жанра хранит милые и интересные секреты: где снимали фильм и как.
Вот небольшая история создания и съемок «Бриллиантовой руки» в эпизодах из фильма: 1. Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе. Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.

Как смотреть «Бриллиантовую руку»? «Кинотеатр Аrzamas» на ТВ-3. 1 сезон, 1 серия

2. Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. в «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.

3. «Заграничная» часть снималась в Азербайджане, в Баку, а «город Горбункова» — в Сочи.

4. Изначально фильм должен был называться «Контрабандисты», и финал предполагался иным — более лиричным. А именно: из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»
5. Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.

6. В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».

7. В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».

Этого не замечал никто! Символика и скрытые подтексты в фильме “Бриллиантовая рука”

8. «Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».

9. Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо. Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.

10. Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!
11. Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама, — «Не виноватая я. »

12. Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.
13. Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский.

14. Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист — герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина — фамилия супруги Каневского.

15. Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.
16. Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.
17. В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженым в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актера.
18. Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?», — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет. В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.

19. Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.

20. Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.
21. В фильме использовалось много декораций: у поселка Агой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»! Во время рыбалки Лелик (Папанов) в сердцах произносит «Идиот!» Однако эта фраза адресована не Геше, а кому-то из съемочной группы, задержавших съемки — вода была ледяная.
22. В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу — Л. Гайдаю — и он вложил ее привычные слова в уста героини.
23. Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.

24. В финале фильма эпизод, где подъемный кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о крюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.
25. В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину — зеленая.
26. Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.

27. Помните? «ДитЯм — мороженое, бабе — цветы!» Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках. Чудо!

Еще по теме:  Как найти канал кинопремьера на своем ТВ

28. В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две (!) розы.
29. В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.
30. В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!
31. Пегас в магазине («А у вас есть такой же, но без крыльев?») снимался также в фильме «Служебный роман», под его тяжестью изнывал герой А. Мягкова в эпизоде с «лошадью», а потом и в интерьере квартиры композитора в комедии «Ширли-мырли». Этот конь до сих пор хранится в реквизиторском отделе «Мосфильма»!

Источник: back-in-ussr.com

Фильм Бриллиантовая рука

Классическая комедия Гайдая про Семена Семеновича и гипс

В южном городке орудует шайка валютчиков. Один из ее членов Граф по заданию Шефа отправляется в туристическую поездку за рубеж и в дороге знакомится с экономистом Семеном Семеновичем. По иронии судьбы бриллианты, которые Граф должен был привезти на родину, оказываются у ничего не подозревающего Семена Семеновича.

Страна СССР, Россия
Продолжительность 1 час 34 минуты
Дата выхода 2 февраля 1968
Возрастное ограничение 0+

Бриллиантовая рука
Андрей Миронов

Бриллиантовая рука
Юрий Никулин

Бриллиантовая рука
Светлана Светличная
Самые ожидаемые события
Фильмы режиссера Леонида Гайдая
Леонид Гайдай

Умер в 1993 году в возрасте 70 лет, фильмов: 22

Советский и российский кинорежиссер, который делит славу народного комедиографа с Эльдаром Рязановым. Родился на Дальнем Востоке, участвовал в Великой Отечественной войне, награжден медалью «За боевые заслуги». После окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре и режиссерский факультет во ВГИКе.

Уже первая сатирическая комедия «Жених с того света» навлекла на Гайдая недовольство начальников. Только сняв идеологическую картину «Трижды воскресший», режиссер смог вернуться к тому, что умел лучше всего: комедиям. Дальше были короткометражки «Самогонщики» и «Пес, Барбос и необычный кросс», которые ввели в пантеон советского фольклора Труса, Балбеса и Бывалого.

Большинство фильмов Гайдая становились лидерами проката и расходились на цитаты: «Деловые люди», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82». Гайдай в своих комедиях, построенных во многом по голливудским лекалам, показывал на советских экранах то, о чем говорить было не принято: песни Высоцкого, дефицит, глупость начальства, даже эротику. Но главная их особенность — человеческая симпатия режиссера к героям, даже к самым непутевым.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

Иван Васильевич меняет профессию

Иван Васильевич меняет профессию

Двенадцать стульев

Двенадцать стульев

Деловые люди

Деловые люди

Самогонщики

Самогонщики

Не может быть!

Не может быть!

Пес Барбос и необычный кросс

Пес Барбос и необычный кросс

За спичками

За спичками

Спортлото-82

Спортлото-82

Жених с того света

Жених с того света

Опасно для жизни

Опасно для жизни

По улицам комод водили

По улицам комод водили

Инкогнито из Петербурга

Инкогнито из Петербурга

Частный детектив, или Операция «Кооперация»

Частный детектив, или Операция «Кооперация»

На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди

На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди

Трижды воскресший

Трижды воскресший
Долгий путь
Рецензия «Афиши» на фильм «Бриллиантовая рука»

Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1017

Из заграничного круиза старший экономист «Гипрорыбы» Семен Семеныч Горбунков (Никулин) возвращается в гипсе с ошибочно замурованными в нем драгоценностями, что делает его приманкой для профнепригодных контрабандистов Геши Козодоева (Миронов) и Лелика (Папанов). Далее, как говорил один мой знакомый, покойник, я слишком много знал.

Фильм так любим, что не может быть по достоинству оцененным. Описывать любовь можно цифрами (только в 1969 году его посмотрели 76,7 миллиона зрителей, то есть треть страны), а можно цитатами, на которые он с легкой руки сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского разошелся, — но это мало что объясняет.

Явно кризисный для Гайдая, уже исчерпавшего оригинальные маски Шурика и блудливой троицы, но еще не пришедшего к экранизации классики, которая его и погубит, фильм ускользает от определений. Ни эксцентрическая, ни сатирическая комедия его не исчерпывают; скорее всего, это фильм-житие, фильм об искушении. Семен Семеныч с честью проходит все плотские испытания: заграницей, развлечением (на рыбалке), алкоголем (с трудом; в ресторане «Плакучая ива»), сексом (легко; в лице Светланы Светличной). Но беда в том, что его жертвы никому не нужны: жуликов возьмут не так, не там, не поэтому. Видимо, Гайдай знал, что советский человек все пройдет, все выстоит, но роль, отпущенная своему великомученику родиной, все равно будет только одна — роль наживки.

1 января 2001
Лучшие отзывы о фильме «Бриллиантовая рука»
Положительные ( 9 )
Отрицательные ( 1 )

94 отзыва, 11940 оценок, рейтинг 1489

Этот фильм я могу смотреть в любом настроении.
Он похож на хорошее коллекционное вино,оставляя привкус своего времени, усиливаемого ностальгией по ушедшему детству.Фильм просто гениален.Хотя вроде как может быть гениальной даже очень хорошая пародия на советские детективы?
С самого детства я смеялся над нелепыми контрабандистами,нереально прозорливыми милиционерами,ядовито-завистливой общественнице,и,само собой,бесконечно трогательного своей простотой клоуна-актёра Никулина. Конечно ,после бесчисленных просмотров фильма скулы не сводились от смеха,как после фильмов о Шурике.После него оставалось удивительное тёплое , лёгкое чувство . Я никогда не задумывался, в чем секрет этого чувства,ведь фильм был любим всеми окружающими меня людьми с самого моего рождения.
Конечно, на поверхности лежат остроумные цитаты из фильма,ставшие крылатыми фразами, отличная игра великих актёров, прекрасная режиссура.Но сколько же фильмов с такими данными не вызывали этого чувства катарсиса!
А ведь все очень просто.Великий клоун сыграл просто честного,порядочного ,глубоко неидеологичного человека.И честность его,и порядочность была не плакатно-картонной, как в стольких фильмах того времени ,а имело глубокие корни в самой натуре героя.Он никого не призывает любить Родину ,жену,детей,жизнь. А зачем ?Для него это также естественно,как дышать.
Ему и в голову не может прийти мысль присвоить себе чужие стекляшки .Не потому что братва или государство голову оторвет, а просто не его они, и все.Он даже слегка флиртует с молодой красивой женщиной, но ему и не может прийти мысль о том,что её интересует не продажа халата с перламутровыми пуговицами,а что-то другое.И в то же время он не Павка Корчагин,не бесплотный ангел, а самый обычный советский человек,один из миллионов.Великий клоун сыграл клоуна наоборот.
Совок! Совок он,воскликнет молодой зритель.И ошибётся. В том-то и секрет обаятельности образа Горбункова, что он живет параллельно идеологии.Он квинтэсссенция всего хорошего ,что было в советских людях. Если так уж вам нравится это слово,он светлая сторона образа совка( одну из бесчисленных тёмных его сторон с таким же бесконечным обаянием сыграли Папанов и Миронов).
Именно такие люди,привычно пропуская мимо ушей очередной выверт генеральной линии партии, просто вставали утром и шли работать, чтобы прокормить свою семью,одеть своих детей.Именно они встали грудью на защиту своей страны,когда сгорели в пламени первых ударов врага с таким трудом и кровью собранные танки и самолёты, когда казалось что всё,так разрекламированное до войны пропагандой ,рушилось.Недаром Никулин так же гениально сыграл в фильмах о войне.
Да, можете его называть Горбункова лохом, да как угодно можете его называть.Ему все равно.Он соль земли .Без него глиняный колосс любой идеологии рассыплется при малейшей смене температур.Пока в обществе есть минимальный процент таких людей,те паразиты что смотрят свысока с циничной ухмылкой могут восседать на своих партсобраниях ( или ездить на свои Куршавели).
А чтобы стать действительно быдлом-пиплом достаточно одного шага.Достаточно убить в себе эту святую простоту.
PS. Своим родителям посвящаю.

27 января 2009

Дмитрий Трепольский
76 отзывов, 1344 оценки, рейтинг 152
9 Чья рука самая бриллиантовая?

Величайшую комедию смотрю каждый год, пересматриваю. Искрометный юмор, неординарные актеры, незабываемая сюжетная линия заставляют пересматривать фильм каждый год в очередной раз. Фильм, снятый в разных местах, в разное время очень грамотно смонтирован великим Леонидом Гайдаем.

На экране он сделал потрясающую историю про бриллианты, спрятанные контрабандистами в руке, которую хочется видеть каждый год в своем телевизоре. Смотришь вроде уже знаешь все, но все равно как-то свежо и прелестно на экране. Фильм радует и не надоедает. Наизусть выученные фразы все равно заставляют смеяться вновь и вновь, как в первый раз и по-новому.

Недавно я задался вопросом, на каком одном актере держится фильм. Кого нельзя ну никак выкинуть из фильма. Раньше я думал всегда, что фильм держится на Юрии Никулина и сюжетной лини вокруг него.

Сегодня смотря фильм я вижу другое, что фильм выстроен вокруг Андрея Миронова, именно его игра и делает фильм таким незабываемым, все его появления настолько безупречны и гениально сыграны, что диву даешься. Фильм, на мой взгляд, не стареет благодаря именно его игре, его шуткам, его мимике и эмоциям, его образу такого удалого чудаковатого неунывающего афериста, который может выйти из любой ситуации. Сегодня при повторных просмотрах ленты Юрий Никулин уже не смотрится свежо и интересно, а кажется уже постаревшим и уставшим. Если посмотреть фильмографии актеров, то у Андрея Миронова и после Биллиантовой Руки будет ряд удивительных работ, а у Юрия Никулина скорее нет. Несомненно, будущим поколениям зрителей, которые не видели картинку очень повезло, они откроют для себя первоклассную комедию на все времена.

Еще по теме:  Музыка лучший шансон ТВ

10 февраля 2013

Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 368

Гайдай… Такого больше не родится. Когда я в очередной раз пересматриваю «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли: возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос!

Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка легким движением загипсованной вместе с бриллиантами руки вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда».

Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…

А во-вторых…
Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о никулинско-гайдаевских киношедеврах можно сказать одно — «чемпионы проката». Все остальное – тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этого долговечного феномена отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят. А Юрий Никулин, если помните, играет именно идеального советского гражданина без единого пятна на репутации и совести…

Думаю, все дело в юморе. Для Гайдая – смех не самоцель. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне – от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака и глума (наши древние национальные формы смеха) — к утверждению и созиданию.

Смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.

Никулин как художник смеха, как гений комедии, как сердечный юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои – злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной и глупейшей улыбкой, с вечной детской распахнутостью в общем-то грустных, китоновских глаз), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему – падать, так биться, быть откровенным – так уж до конца, до пистолета в авоське с дырочками). В мире его героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем «советского национального» характера.

Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание: быть идеальным – стагнация и смерть. Да. Мы такие – неидеальные, смешные, вечные чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую.

Источник: www.afisha.ru

Ровно 50 лет назад 28 апреля 1968 года этот замечательный фильм вышел на экраны страны!

Интересные факты о комедии, которую мы знаем наизусть.

Если бы меня спросили, на каком фильме я никогда не переключу канал, я бы ответил: «Бриллиантовая рука». Талантливое произведение всегда вне времени. Лучшая, на мой взгляд, отечественная кинокомедия снята в 1968 году, но до сих пор выглядит современно. В чем же секрет этой притягательной силы искусства, когда лента полвека на экране и полвека – в удовольствие?

Интрига без оснований

Оказывается, сюжетная интрига в «Бриллиантовой руке» не имеет правовой основы: советские законы разрешали ввозить в СССР хоть ведро золота – официально позволялось перемещать через границу 10 кг этого драгметалла. Преследовались лишь операции граждан с валютными ценностями, к которым относились, в частности, золото и драгоценные камни. Но поскольку ценности в фильме ввозились в страну тайно, это подпадало под статью о контрабанде. С 1959 года делами о контрабанде и нарушениях в сфере валютных операций занималось не МВД, а КГБ, а с 1961 года за эти преступления в некоторых случаях грозила даже смертная казнь.

В основе сюжета – реальная история. Сценариста Якова Костюковского вдохновила на материал газетная заметка о швейцарских контрабандистах, использовавших для перевозки драгоценностей через границу с Италией повязки из гипса. Криминальное «ноу-хау» показалось автору сценария настолько драматургичным, что он сходу развил тему, «примерив» гипс с контрабандой на добропорядочного советского туриста, по недоразумению оказавшегося в роли курьера. В рабочем варианте сценарий так и назывался: «Контрабандисты».

Горбунков и Козодоев

Сценарий писался специально под Юрия Никулина. Другая кандидатура на роль Семена Семеновича Горбункова не обсуждалась. Между прочим, Горбунковым герой стал не сразу: в сценарии фамилия Семена Семеновича была Павлик, потом ее переписали на Тимошкина, а перед съемкой поменяли на Горбункова. Артисту «Союзцирка» предоставили отпуск, изменив программу на целых полгода.

Такого раньше не делалось ни для кого. Но кинокритикам игра главного комика страны показалась неубедительной: Юрия Владимировича упрекнули в том, что он мог бы играть «острее».

Актер прихватил на съемки всю семью: 10-летний сын Максим – тот самый мальчик с сачком, который шел по воде, а супруга Татьяна Николаевна – руководитель группы, предупреждавшая советских туристов, во сколько нужно вернуться на теплоход.

С исполнителями других ролей режиссеру довелось повозиться. В образе Геши Козодоева Леонид Гайдай пробовал Михаила Пуговкина, Рудольфа Рудина и Валерия Носика, а изначально планировал снимать Георгия Вицина, сыгравшего Труса в его предыдущей комедии 1965 года «Операция Ы…». Что заставило режиссера передумать, неизвестно. Возможно, Гайдай побоялся повторения характера и захотел новых красок, чем открыл блистательный комедийный дар 27-летнего Андрея Миронова, снимавшегося до этого в ролях другого порядка (в фильмах «Три плюс два», «Мой младший брат» и «Берегись автомобиля» от актера не требовался его искрометный сатирический талант). Как писали кинокритики, судьба протянула ему «бриллиантовую руку».

Обаятельные отрицательные

Гайдай пробовал и Михаила Пуговкина в другой отрицательной роли – контрабандиста Лёлика. Еще одним претендентом был Леонид Сатановский. Но выбором худсовета стал Анатолий Папанов. Кстати, в начальной версии кличка Лёлика была Механик, а Геши – Граф.

Контрабандистом-аптекарем мог стать Спартак Мишулин, но лучшими пробы оказались у Леонида Каневского. А Шеф мог выглядеть, как Борис Рунге, Павел Шпрингфельд или Владимир Пицек, но режиссеру в образе скрытного главаря-злодея больше понравился тщедушный Николай Романов.

Роль соблазнительницы Горбункова Анны Сергеевны должна была достаться Кларе Лучко, но артистка «облико морале» не захотела портить амплуа достойной советской труженицы «низкой» ролью портовой шлюхи. В образе проститутки Гайдаю пришлось пробовать трех актрис, ни одна из которых не устроила худсовет.

Раскованную Лилию Юдину сочли чересчур «откровенной», сдержанную эстонскую актрису Эву Киви – излишне «заграничной», а роковую красавицу с внешностью «Во!» Светлану Светличную – слишком «соблазнительной». К счастью, с боем Светличную отстояли, и ее привлекательный образ «ночной бабочки» добавил картине баллов у зрителей. Органичная исполнительница роли женщины легкого поведения на съемках была очень «зажатой», преодолеть застенчивость в интимной сцене в гостинице «Атлантика» молодой артистке помог комфортный партнер Юрий Никулин. Правда, Гайдая почему-то не устроил голос Светличной (ее переозвучила Зоя Толбузина), и он оставил в оригинале единственную фразу актрисы: «Не виноватая я, он сам пришёл!» (это была художественная отсылка к роману Льва Толстого «Воскресение»).

Еще по теме:  LG TV remote Android как подключить

В кадре и за кадром

А законную супругу Никулина-Горбункова Нину могла сыграть Ия Савина, но Леонид Гайдай отдал предпочтение собственной жене. И Нина Гребешкова не обманула ожиданий. Она отлично справилась с актерской задачей и даже помогла мужу в постановке некоторых сцен – например, придумала трюк с будильником, который поднимает с постели труженика Семена Горбункова, привыкшего вставать на работу по звонку.

Снялся в фильме и сам режиссер, любивший участвовать в камео (cameo с английского – эпизод с участием знаменитости). Это его рука с бриллиантом закрывает запоры на сейфовой двери Шефа и является в кошмарном сне Козодоева. И себя же Гайдай снял в не узнаваемом образе пьяницы, принимаемого Горбунковым за труп («На его месте должен быть я!»). Поет алкоголик при погрузке в милицейский мотоцикл голосом Георгия Вицина, а мотивчик ему режиссер выбрал из своего же фильма («Песня о медведях» из «Кавказской пленницы»).

В эпизоде, где Горбунков лишается дара речи при встрече у входа в подземный переход с громилой с черепом на шее, снялся московский журналист Леонид Плешаков. Корреспондент приехал взять интервью у Юрия Никулина, и Гайдай не смог пропустить такую фактуру. Здоровяка взяли в кадр, с ходу придумав смешной диалог с героем Никулина: «Папаша, закурить не найдется?

Ты что – глухонемой?» — «Да!». Сняли эту сцену в оперативном режиме у входа в подземный туалет на Ленинском проспекте возле Центрального парка культуры и отдыха им. Горького.

А падение Горбункова, поскользнувшегося на арбузной корке, отыграл не Юрий Никулин (не смог правдоподобно поскользнуться), а Леонид Каневский. Подмену видно на цветной пленке: на корку наступает нога в коричневом ботинке, а в воздух взмывают туфли черного цвета.

Зато Юрий Владимирович без дублера отработал травмоопасный эпизод, не предполагавший риска для его здоровья. Вы тоже содрогаетесь от финальной сцены с бьющим Никулина по шее железным крюком подъёмного крана? Этот кадр, конечно, не планировался – наклонившегося к жене и детям Горбункова никто не собирался добивать, хватило бы ему загипсованной руки и «костяной» ноги. Но машинист крана не рассчитал расстояние и чуть не снес Никулину голову. Артист с трудом дожал сцену и не смог участвовать в финальном эпизоде, где жена должна была обрадовать Семена Семеновича известием о скором прибавлении в семействе.

Нарочно не придумаешь

С детьми и в других случаях было не всё гладко. Например, никак не удавалось натуралистично сбить в воду Максима Никулина. По сценарию, показавшего Геше путь с острова на берег мальчика неблагодарный герой Андрея Миронова должен был пнуть ногой, освобождая себе дорогу по мелководью. Но Максим испортил семь дублей – прыгал в воду, не дожидаясь пинка.

Тогда режиссер пошел на хитрость: мальчику сказал, что будет снимать дубль без пинка, а актеру шепнул, чтобы всё сделал, как надо. Не ожидавший подвоха мальчишка впервые отыграл сцену реалистично – сбитый с ног, он по-настоящему свалился в море от удара «дяди Андрюши», которому долго не мог простить вероломства.

Из-за неопытности детишек в Андрея Миронова не стали стрелять из рогатки мороженым: лицо актеру пачкали творогом. И кидал его не маленький озорник, который был в кадре, а уверенная рука ассистента оператора.

Рыбалка на Белой Скале снималась под Туапсе при температуре воды около 8 градусов, и нырявший с рыбой и торпедой Лёлик-Папанов вконец замерз. Когда оператор «обрадовал» очередным браком по съемке. актер в сердцах выругался в адрес виновника пересъемки — «Идиот, тьфу!» . Эта реплика случайно попала в запись, и Станиславский сказал: «Верю». Гайдай не стал вырезать «убедительный» кадр.

Интересна и природа «иностранных ругательств», которые произносят осознавшие ошибку контрабандисты. Тарабарщина в устах героев Шпигеля и Каневского – не просто набор слов, а осмысленные придумки Каневского и Гайдая. Например, вызывающее вполне однозначные фонетические ассоциации «хам дуралля» — искаженное арабское «альхам-дулилла» (близко по значению к нашему «слава Богу»).

После стычки режиссера с исполнительницей роли управдома Ноной Мордюковой на съемочной площадке появилось ругательство «мордюк». А лексической находкой «березина команит» Каневский обязан собственной жене Анне: Березина – ее девичья фамилия. Фамилия (только уже восточная) – и выражение «тайбишлак».

Не с потолка взят и упоминаемый в ресторанном разговоре колымским гостем «Володька Трынкин» — это реальные имя и фамилия одноклассника Гайдая.

Машины и люди

А фразу: «Шуба подождёт!» — своей героине вложила в уста Нина Гребешкова. Незадолго до этого на «Мосфильм» выделили две машины, одну из которых купил на семейные сбережения Леонид Гайдай. Деньги супруга откладывала на шубу, но благословила мужа на покупку дефицитного автомобиля словами: «Шуба подождет».

С машинами связаны и другие любопытные факты в «Бриллиантовой руке». Например, в «роли» такси «на Дубровку» снялась та же самая «Волга» из реквизита «Мосфильма», в которой таксовал герой Олега Ефремова в «Трех тополях на Плющихе» и уходил от милиции Деточкин-Смоктуновский в «Берегись автомобиля». Теперь это реликвия музея киностудии.

Кстати, номер на такси в «Бриллиантовой руке» «28-70 ОГО» означает стоимость «полулитры» до реформы рубля в 1961 году – цена бутылки водки была 28 рублей 70 копеек.

А номерной знак машины Шефа выдал реквизиторов с головой – тот же «Москвич-408» цвета вишни снялся с тем же номером еще в одной картине («Внимание, черепаха!»).

Названием «Михаил Светлов» круизный теплоход обязан лично режиссеру: это «комплимент» Леонида Гайдая его любимому поэту. Моряки так прониклись просьбой переименовать на время съемок лайнер, что сделали соответствующие надписи не только на борту судна, но и на спасательных кругах. Причем, в фильме снимались два корабля: пассажиры отправляются в плавание на теплоходе «Россия», а песню «Остров невезения» Андрей Миронов записал на
палубе «Победы».

Интересные подробности

Бронзового Пегаса, о котором сказана крылатая фраза Семена Семеновича в комиссионном магазине: «А у вас есть такой же, только без крыльев?» — после Леонида Гайдая сняли еще два режиссера: Эльдар Рязанов в «Служебном романе» и Владимир Меньшов в «Ширли-Мырли».

«Стамбулом» в «Бриллиантовой руке» был Баку. Городом, где жил Семен Семенович с семьей, — Адлер и Сочи. Рестораном «Плакучая ива» — декорации в павильоне «Мосфильма». Белой Скалой – скала Киселева в Туапсе. Дорогой, на которой Семена Семеновича преследовали контрабандисты, — окрестности Павловской Слободы.

Цензуру «Бриллиантовая рука» прошла еще на этапе утверждения сценария. Но и приемка худсоветом готового фильма не обошлась без требований что-то поменять в нем. Убрать пришлось выступление пионеров на чествовании шефа контрабандистов, реплики о партии и правительстве, социалистическом реализме и синагоге.

Вопросы худсовета вызвало пьянство главного героя и эпизоды с проститутками – в «Стамбуле» и отеле. Чтобы не вырезать удачные сцены, Гайдай снабдил картину заведомо сомнительным кадром ядерного взрыва в финале, который, конечно же, потребовали убрать, чтобы не накалять и без того взрывоопасную международную обстановку. Остальные режиссерские «проделки» на этом фоне показались детскими шалостями, и Гайдай сдал ленту без лишних купюр.

Ксива, хаза, гонорар

Только в год выхода картины ее посмотрело почти 77 миллионов зрителей! «Бриллиантовая рука» стала абсолютным лидером проката, самым популярным фильмом в телевизионном показе и наиболее рейтинговой лентой по количеству просмотров в Интернете.

Леонид Гайдай и Юрий Никулин удостоились за свою работу Государственной премии России.

Гонорар же за фильм, которому нет равных, был по-советски скромным. Режиссер Леонид Гайдай получил за съемки 4949 рублей. В 2000 рублей был оценен сценарий. Юрию Никулину причиталось за роль 5188, Анатолию Папанову – 2288, Андрею Миронову – 1920, Ноне Мордюковой – 1531, Нине Гребешковой – 792, Светлане Светличной – 346 рублей.

«Бриллиантом» в кинобиографии всех причастных к этому шедевру оказался сам фильм. Образы главных персонажей даже увековечены в бронзе: памятник герою Андрея Миронова установлен в Новороссийске, а Семена Семеновича с семьей, Гешей и Леликом поставили на набережной в Сочи.

Если вам понравился мой пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! 😉

Источник: nash-dvor.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий