Персонал управления занимает значимое место в структуре редакционного коллектива. В печатных СМИ к нему относятся главный редактор (в районных и многотиражных газетах — редактор), его заместители, редакционная коллегия (редакционный совет), ответственный секретарь. На радио и телевидении руководство возложено на программного директора, генерального продюсера, редактора, а также на производственную и техническую дирекции.
Главный редактор газеты, обычно назначаемый учредителем, определяет ее информационную политику и концепцию, стратегию деятельности. К нему предъявляются серьезные требования. Особое значение имеют качества редактора как управленца. Он руководит работой редакции и редакционной коллегии (редакционного совета), самостоятельно решает все вопросы деятельности СМИ, утверждает штатное расписание, определяет должностные обязанности сотрудников, принимает их на работу и увольняет.
Приказы, распоряжения и указания главного редактора обязательны для исполнения всеми работниками редакции. Значительное место в его работе занимает решение финансовых проблем. Он заключает договоры (в том числе трудовые), выдает доверенности, открывает счета в банках. По согласованию с учредителем главный редактор назначает своих заместителей, ответственного секретаря, главного бухгалтера.
Безопасность в сети — метод Мориарти. Прослушка. Шпионаж. ФСБ.
Приверженность любого главного редактора к правдивому освещению событий, поддержание делового контакта с редакционным коллективом, забота о сотрудниках редакции и строгое следование этическим журналистским нормам говорят о его высоком профессионализме. Примерный круг обязанностей главного редактора, тем не менее, во многом зависит от того, газету какого уровня он возглавляет, кто является учредителем (соучредителем).
Перед главным редактором республиканского общественно-политического издания стоит масса задач: ежедневное проведение планерок, подписание договоров и контрактов, разработка концепции газеты и планирование ее работы, взаимодействие со своими заместителями, ответственным секретарем, заведующими отделами, секретариатом, прием посетителей и т.п. В небольших частных газетах круг обязанностей главного редактора часто ограничивается обсуждением с авторами тем, чтением написанных ими материалов, макетированием номера и подписанием его в свет.
Главный редактор отвечает за морально-психологическое состояние в коллективе. Он постоянно заботится о повышении авторитета своего издания. В последнее время главному редактору приходится решать многочисленные вопросы, от которых зависит финансовая и техническая база издания.
Тем не менее, главный редактор всегда должен быть готов выступить в газете в качестве пишущего журналиста. Как правило, это происходит тогда, когда ему надо высказать свое мнение по какому-либо принципиальному вопросу. Некоторые главные редакторы имеют в газете свои колонки или выступают под псевдонимами.
Должности «первый заместитель главного редактора» и «заместитель главного редактора» обязательно присутствуют в штатном расписании редакций республиканских общественно-политических газет. В редакции еженедельной газеты у главного редактора может быть один-два заместителя, курирующих творческие отделы. В большом коллективе крупного периодического издания ему требуется поддержка трех и более заместителей.
Программный директор радио отвечает на вопросы
Первый «зам» в отсутствие главного редактора (если он, например, находится в отпуске, в командировке или болеет) проводит ежедневные планерки, принимает посетителей, ведет работу со штатными и внештатными авторами, подписывает газету в печать, то есть в текущей работе достаточно полноценно заменяет его и, следовательно, в значительной мере обладает качествами руководителя коллектива.
Когда же главный редактор находится на своем рабочем месте, его заместитель исполняет только свои постоянные функции. Допустим, у главного редактора, обладающего незаурядными журналистскими способностями, недостаточно развит организаторский дар. На должность первого заместителя главного редактора в таком случае желательно подобрать человека, умеющего на высоком уровне организовывать работу сотрудников.
Подбор заместителей главного редактора – дело сугубо индивидуальное. Каждый из них должен сочетать в себе как качества талантливого журналиста, так и организатора. В ряде изданий руководитель уделяет большую часть своего времени экономическим аспектам деятельности. Полномочия, связанные с подготовкой и выпуском газеты, он часто поручает своим заместителям. Каждый из них курирует свои творческие отделы, вникает в их повседневную работу, принимает участие в разработке тематических планов, помогает в подборе авторов, решении сложных творческих задач.
Работа редактирования номеров в разных редакциях организована неодинаково. Первоначально составляется проект номера, он обсуждается с редакторами отделов. Далее заместитель главного редактора редактирует материалы, возвращает их, если требуется, на доработку. В некоторых редакциях заместители работают «посменно».
Если один из них сегодня отвечает за выпуск текущего номера, то второй будет завтра готовить к печати «свой» номер. Впрочем, это дело главного редактора, как планировать работу заместителей.
Для коллективного рассмотрения творческих вопросов, связанных с выпуском газеты, в редакциях республиканских СМИ создается совещательный орган – редакционная коллегия (редакционный совет). Возглавляет редколлегию главный редактор.
В ее состав также входят заместители главного редактора, ответственный секретарь, заведующие наиболее значимыми отделами, авторитетные журналисты редакции, главный бухгалтер газеты. Обычно редколлегия состоит из 5–7 человек. Ее решения носят рекомендательный характер. Право принятия окончательного решения по тем или иным вопросам всегда остается за главным редактором.
Состав редакционной коллеги по предложению главного редактора утверждает учредитель. Регулярно (как правило, не реже одного раза в пять лет) он пересматривается по необходимости, а также может быть изменен в любое время решением учредителя. В небольших редакциях роль редколлегии играет весь коллектив журналистов.
Перед редколлегией стоит масса задач. На ее заседаниях разрабатывают концепцию издания, утверждают недельные, месячные, квартальные и годовые планы, обсуждают вопросы оформления издания, заслушивают отчеты заведующих отделами, собкоров, а также руководителей технических служб, вносят предложения о назначении, перемещении и увольнении сотрудников. По очереди члены редколлегии дежурят по выпуску газеты, в случае необходимости советуются с главным редактором по принципиальным вопросам.
Помимо заседаний редколлегии, в редакциях часто проводятся планерки. В республиканских газетах в них обычно участвуют главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, заведующие отделами. На планерке в деталях обсуждается план текущего номера газеты.
Определяется, какие именно материалы необходимо поставить в номер, на какой полосе их разместить, каким образом подать. Конкретизируются сроки сдачи оперативных материалов. Кроме того, выбираются способы иллюстрирования. Наряду с актуальными публикациями, в план номера включаются материалы из «редакционного портфеля», которые «ждут» своего места на полосе. В него зачастую входят стихи, рисунки, эссе, зарисовки и др.
Планерку может проводить не только главный редактор, но и его первый заместитель или ответственный секретарь. Длится она обычно в течение 10-20 минут. Помимо планирования текущего номера газеты, на ней могут обсуждаться другие оперативные вопросы, касающиеся деятельности различных редакционных служб (ошибки корректоров, срыв графике подготовки предыдущего номера и др.).
Планерка – одна из основных форм коллективного планирования и обсуждения деятельности СМИ. Но не единственная. Примерно раз в полтора-два месяца а редакциях республиканских газет проходят летучки. Их всегда проводит главный редактор. В этом мероприятии участвуют его заместители и большинство творческих сотрудников газеты.
На летучки также может приглашаться технический персонал. Иногда на них специально приходят обозреватели из других изданий. Длится летучка обычно не менее полутора-двух часов.
В ходе летучки анализируется деятельность редакции за определенный период. Корректируется курс газеты, обсуждаются изменения ее тематики, проблематики и концепции. Делается критический обзор наиболее важных материалов за определенный период. Приводятся мнения читателей об издании, анализируется редакционная почта. Предлагаются способы улучшения оформления газеты.
Обсуждается творчество конкретных журналистов.
Во многом высокий творческий уровень газеты зависит от эффективной организации работы секретариата, который часто называют штабом газеты. Здесь из отдельных материалов формируется каждый конкретный номер. В секретариате должны работать специалисты с особым чутьем. Именно от них зависит, как будут поданы журналистские публикации, как будет смотреться газета. Они определяют ее лицо, поэтому должны делать свое издание привлекательным, броским.
В ходе работы над номером секретариат осуществляет координацию отделов редакции, что необходимо при составлении разделов, тематических подборок. Обычно секретариат руководит работой по конструированию номера, его графическому и художественному оформлению, техническому редактированию. В его непосредственном подчинении находятся отдел иллюстраций, стилистический редактор, корректоры, верстальщики, веб-дизайнер.
Секретариат создает необходимый запас журналистских материалов. Это набранные и подписанные к печати статьи, корреспонденции, репортажи. В любой момент они по согласованию с редактором могут быть заверстаны в текущий номер. Запас материалов облегчает своевременный выход газеты, позволяет избежать различных осложнений в работе.
Работники секретариата читают каждый материал и в отсутствие автора при необходимости могут его сокращать. Секретариат контролирует сроки сдачи оригиналов в набор, график верстки полос, организует работу корректоров, следит за качеством вычитки материалов и несет ответственность за соблюдение графика выпуска газеты в свет.
Во главе названного подразделения редакции стоит ответственный секретарь, имеющий, в зависимости от типа издания, от одного до четырех заместителей. Он руководит всеми процессами, связанными с выпуском и оформлением газеты. Ответственный секретарь или его заместители внимательно прочитывают материалы, подготовленные отделами, чтобы постоянно быть в курсе дела, что находится в «редакционном портфеле». Принятые и отобранные в номер материалы ответственный секретарь, предварительно сделав макет номера, дает на вычитку главному редактору.
Ответственный секретарь контролирует выполнение недельного, квартального и месячного графика поступления материалов в секретариат, регулярность публикации рубрик, полос, подборок, организует работу отдела верстки. Входя в состав редколлегии, он активно участвует в разработке стратегии газеты, в определении ее целей и задач, решает вопросы, связанные с общим моделированием и перспективным планированием издания.
Получив план номера, сотрудники секретариата приступают к составлению макетов (графических рисунков) будущих полос и представляют их на утверждение ответственному секретарю, который в свою очередь показывает готовый проект главному редактору. Когда план номера одобрен, сотрудники секретариата подбирают материалы и иллюстрации. После этого работа над номером переходит к верстальщикам, которые оформляют полосы в соответствии с композиционно-графической моделью издания. У каждой газеты есть устоявшаяся графическая модель. Она формируется секретариатом на протяжении многих лет и позволяет оптимально сочетать на газетных страницах информационные и аналитические материалы.
Принципы руководства аудиовизуальными СМИ во многом схожи с организацией работы печатных изданий. На телевидении и радио ключевую роль играет программный директор. Он разрабатывает сетку вещания, подбирает время эфира для различных передач, составляет распорядок работы ведущих, следит за наполнением информационных выпусков, участвуют в планировании рекламных акций, отслеживает изменение характера аудитории теле и радиопередач, изучает конкурирующие СМИ, обеспечивает сбалансированность позиции телеканала или радиостанции, занимаемой по важнейшим общественно-политическим вопросам.
Программный директор радиостанции часто занимается разработкой и корректировкой ее форматной политики (наиболее распространены новостной, музыкальный и разговорный форматы). Понятие «формат» подразумевает основные принципы и параметры вещания, то есть определение концепции работы радиостанции, ориентированной на определенную аудиторию, подбор музыкальных композиций, определенный способ подачи новостей, манеру поведения ди-джеев и др. Музыкальный директор определяет те композиции, которые будут звучать в эфире радиостанции. Он также может устанавливать контакты со звукозаписывающими компаниями и заказывать музыкальные материалы.
Генеральный продюсер – еще одна важная должность, но на этот раз на телевидении. В одном лице он совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью. Генеральный продюсер следит за идейно-художественным уровнем передач, отвечает за финансовую сторону подготовки программ, продумывает стратегию вещания, оформление экранной «картинки». От него зависит организация работы репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании.
Источник: studopedia.su
«Русскую медиагруппу» перепродюсируют. В холдинге ввели новую должность и сменили команду
Роман Саркисов, с декабря возглавляющий «Русскую медиагруппу» (РМГ; «Русское радио», Maximum, канал RU.TV и др.), обновил топ-менеджмент холдинга после ухода старой команды. Новую для РМГ должность генерального продюсера занял бывший топ-менеджер Warner Music Russia Сергей Балдин. Одновременно обновилось еще несколько ключевых направлений, включая коммерческий департамент.
Должность генпродюсера РМГ появилась в связи с новой структурой управления холдингом, сообщил «Ъ» гендиректор холдинга Роман Саркисов.
«Раньше артисты приходили к редакторам станций и музыкальным редакторам в частном порядке. Сейчас появилось единое окно для общения и выстраивания отношений с шоу-бизнесом»,
Коммерческим директором РМГ стала Елена Калмыкова. Раньше она работала в «Профмедиа ТВ», после чего занималась продажами интернет-рекламы в рамках собственного агентства. В РМГ госпожа Калмыкова занимается спонсорством, презентациями и спецпроектами, прямую рекламу на станциях холдинга продает Vi.
В РМГ прежде не было централизованного коммерческого отдела, говорит Роман Саркисов. Одна из целей новой команды — рост продаж в интернете, а также монетизация свободного инвентаря на станциях группы. Сейчас уровень sell out на них составляет около 30%, остальное — бартер и реклама концертов. 70% свободного инвентаря — средний показатель по рынку радио, причем не только в кризис, «чтобы слушатель не раздражался и не покинул станцию», рассуждает господин Саркисов. Тем не менее свободный инвентарь планируется лучше монетизировать.
Финансовым директором РМГ назначена Любовь Маляревская, ранее работавшая в Deloitte, PricewaterhouseCoopers и Сбербанке, главным юристом — Надежда Макагонова, техническим директором, отвечающим за регионы и дистрибуцию,— Александр Гречишников. Интернет-направление возглавила Елена Кунина, ранее работавшая в медиахолдинге Минобороны «Красная Звезда». Главным редактором «Русского радио», основного актива группы, назначена Юлия Ларионова (ранее была его музыкальным редактором), программным директором — Олеся Волкова (ранее была креативным директором этой же станции). Исполнительным продюсером RU.TV стал Михаил Богомолов (ранее — программный директор).
Часть прежней команды ушла из РМГ после увольнения прошлым летом гендиректора группы Сергея Кожевникова. Как сообщал «Ъ», господин Кожевников связывал отставку с нежеланием продать принадлежащие ему 22% акций ФГУП «Госконцерт», с которым о сделке договорился основной акционер РМГ — «ИФД-Капиталъ» (78%). Последний настаивал, что увольняет господина Кожевникова из-за утраты доверия и злоупотреблений служебным положением, которые открылись по итогам «внутреннего аудита». Холдинг сразу покинули финансовый директор Яна Ладжу и директор по развитию Михаил Зотов, позже уволился программный директор «Русского радио» Роман Емельянов и директор технического департамента Филипп Кармалито. Оба последних сейчас работают на «Новом радио», запущенном в Москве в ноябре, а с 1 февраля — еще в 12 городах.
Сергей Балдин хорошо известен в музыкальном бизнесе, это подходящая кандидатура для необходимого РМГ функционала, отмечает президент ВКПМ («Авторадио», «Юмор FM» и др.) Юрий Костин. Господин Балдин и занявшая ключевую должность на «Русском радио» Олеся Волкова — «большие профессионалы», согласен Роман Емельянов.
Источник: rong.ru
Билет 10. Творческие профессии на радио
На радио жанр репортажа отходит в прошлое, т.к. репортаж, особенно с места событий требует визуального ряда, а иначе степень его достоверности у зрителя падает.
В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер – самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему стратегическому плану беседы.
Редактор. Литературное редактирование как таковое — малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.
Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает границы затрагиваемых проблем. Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.
Модератор – журналист, ведущий «круглые столы», за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).
Диктор – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д.
Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция — когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам.
На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид — это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.
На радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос — главное рабочее оружие. Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио — быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.
Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.
Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. Ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.
Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников», — замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы — это плод коллективного труда.
Радиоведущий — человек, который работает в эфире радиостанции. Должен уметь: вести теле- радиопрограммы различной тематики, концертно-развлекательные программы, беседовать, брать интервью у гостей передач, четко, грамотно, понятно информировать об актуальных событиях в сфере культуры, политики, экономики и т.п., самостоятельно разрабатывать программы.
Должен знать: филологию, риторику и другие гуманитарные науки, часто — иностранные языки. Обычно работа в специальном помещении, сидячая. Очень часто возможна работа в некомфортных условиях, в вечернее и ночное время. При этом телеведущим необходимо постоянно следить за внешним видом, здоровьем и соответствовать довольно жестким требованиям к внешности.
Медицинские ограничения: Явные отклонения в здоровье, особенно те, которые отражаются на внешнем виде и физической выносливости. Частые ангины. Низкий интеллект. Дефекты речи. Для телеведущего — явные дефекты внешности.
Звукорежиссёр — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков и их обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий.
Музыкальный редактор на радио. Его обязанности: работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах: прослушивание новых музыкальных поступлений; составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала; выбор песен для эфира; коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых); определение категории песен (частота их появления в эфире); выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала.
Программный директор на радио разрабатывает сетку вещания на основе выбранного формата, подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-кампании, отслеживает аудитории.
Музыкальный продюсер — занимается продвижением определённого проекта, обеспечивает деловые контакты.
Источник: megalektsii.ru