Россия вспоминает одно из ключевых событий современной истории. 22 года назад начался так называемый августовский путч — событие, которое привело к радикальным изменениям политической ситуации в Советском Союзе. Событие сопровождалось балетом «Лебединое озеро», который транслировали тогда по всем телеканалам. Специально для «АН» на вопрос «Как путч повлиял на страну?» отвечают…
Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель правления Института современного развития:
«Система полностью зашла в тупик»
— Не было бы этого путча, был бы другой. Система полностью зашла в тупик, и если бы не было путча 19 августа, то через полгодика, когда «экономическая машина» полностью остановилась, произошел бы другой.
Что касается балета «Лебединое озеро», то он, конечно, замечателен, и путч его не испортил. А вот «танец» участников ГКЧП все-таки был изрядно коряв!
Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко», кандидат в мэры Москвы:
События августа 1991 глазами советских и зарубежных СМИ
«Фактически путч и развалил Советский Союз»
— Этот путч серьезно повлиял на то, как стала жить потом страна. Ведь именно после него стал необратимым процессы распада СССР. Фактически путч и развалил Советский Союз. Если до этого сохранялись хоть какие-то шансы на то, чтобы сохранить СССР, то после путча уже не было никаких шансов.
И, конечно, этот путч очень сильно помог Ельцину в укреплении власти. Это и стало концом Горбачева.
Что касается балета «Лебединое озеро», то я его люблю по-прежнему. Этот прекрасный балет у меня никак не ассоциируется с путчем.
Виталий Коротич, литератор, бывший главный редактор журнала «Огонек» (1986-1991 гг.):
«Кто же в понедельник делает государственные перевороты? Только в пятницу!»
— Это была революция без мифологии. Забавно, что все постсоветские революции — в Грузии ли, в Украине – не имеют ни своих Лазо, ни Чапаева, ни Щорса, ни каких-то «выстрелов Авроры», «штурмов Зимнего» и т.п.
Во время путча я был в Нью-Йорке, и меня для комментария пригласили на ТВ. А в Вашингтоне, тоже в студии, помню, сидел какой-то наш беглый кагэбэшник. Чтоб не узнали, на него напялили парик и большие темные очки.
И вот я начал эмоционально изрекать — «путч», «клика», «хунта», «народ против» и другие гневные слова, а он спокойно так и говорит: «Что вы! Кто же в понедельник делает государственные перевороты? Только в пятницу! В субботу и воскресенье надо успеть навести порядок с тем, чтобы люди в понедельник вышли на работу – а там новая власть. Везде часовые стоят, кого надо – уже арестовали и т.п.»
Это был трезвый и спокойный монолог специалиста. И правда: на второй-третий день исчезло ощущение серьезности происходящего. Та фарсовость, которая постепенно приросла к перестройке, постепенно приклеилась и к ее, если так можно выразиться, антиподу.
Эти дрожащие руки членов ГКЧП, эти «лебединые озёра» — ну, не было здесь ни трагизма, ни арестов, — и страшно тоже не было.
Как балет по телевизору стал признаком беды #shorts
И тем не менее изменилась судьба страны: она развалилась, и вместо нее появились другие. Но и это я не воспринял трагически, ведь что-то должно было меняться. И у меня никогда не было ощущения, что, скажем, Киргизия или Таджикистан – это моя родина. Моя Родина где была, там и осталась, так что ничего страшного.
Артем Тарасов, директор по инновационным проектам компании «Спецстрой-Инженеринг», депутат Госдумы I созыва:
«Горбачев был в курсе событий и в последний момент просто “кинул” своих подельников»
— По-моему, члены ГКЧП были уверены в успехе переворота 19 августа 1991 года. Но когда я смотрел по телевизору на дрожащие руки Янаева, который якобы был организатором путча, то понимал, что он был всего лишь пешкой, которой Горбачев по недоразумению поручил заняться этим.
Горбачев был в курсе событий и в последний момент просто «кинул» своих подельников, отрекшись от них. Сам же переворот был сделан этими людьми так же глупо и бездарно, как они прежде руководили страной.
Я до сих абсолютно пор уверен в том, что если бы государственный переворот в августе 1991 года удался, то Горбачев через недельку сам вернулся бы из Фороса.
Виктор Анпилов, лидер движения «Трудовая Россия»:
«Рождалось новое народное движение, не связанное ни с КПСС, ни с Ельциным, ни с другими подонками»
— Я являюсь сторонником того, чтобы замечать другие даты. Буквально через несколько дней после путча мы вышли к музею Ленина с требованием оградить от нападок и сам музей, и, конечно, Мавзолей! То есть рождалось новое народное движение, не связанное ни с КПСС, ни с Ельциным, ни с другими подонками.
И, конечно, я за то, чтобы вспомнить, что во время путча была сила, которая олицетворяла народ и хоть что-то делала против путча и путчистов.
Путчисты – понятие очень широкое. Сюда входит не только ГКЧП, но и банда Ельцина. И в тот момент надо было транслировать не «Лебединое озеро», а «Спартак», который звал бы нас на борьбу! Лично я с большим восторгом всегда смотрю именно балет «Спартак».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
Источник: argumenti.ru
Сергей Медведев: «В 1991-м все могло закончиться гражданской войной»
культура: Прошло четверть столетия — изменилось ли Ваше восприятие тех событий?
Медведев: Фундаментально — нет. Советский Союз напоминал плотно закрытый сосуд, в котором возникло высокое давление. Накопилось общее недовольство — партией, комсомолом, профсоюзами, экономическим положением каждого из нас. Помните, что творилось в магазинах: пустые прилавки, очереди, талоны. Под давлением этот сосуд должен был вдребезги разлететься.
Но в августе 1991-го вышибло только пробку, произошла почти мирная революция. Что случилось потом — отдельный разговор.
культура: У защитников Белого дома было желание начать новую страницу истории?
Медведев: Все мы оказались свидетелями необыкновенного воодушевления, подъема — и эмоционального, и политического — «в массах», как сказал бы Ленин. Каждый в тот момент ощущал себя творцом исторического процесса. Так и было. Когда политика выливается на улицы, значит, что-то уже не в порядке в государстве, проходили многотысячные митинги, люди жаждали перемен.
культура: Иногда действия ГКЧП называют «опереточным переворотом».
Медведев: Думаю, если бы участники ГКЧП проявили волю, четко знали, чего хотят, они могли бы добиться успеха. Но поскольку были нерешительными, все время опаздывали, то проиграли. Советский Союз как государство уже пошел вразнос, властные институты расшатались, организовать переворот по-настоящему ГКЧП не сумел, действовал спонтанно. Мы видели растерянные лица во главе с Янаевым на пресс-конференции. И многие уже тогда поняли: этим долго не усидеть.
культура: Во власти царил хаос?
Медведев: Из текста Союзного договора, который должен был подписываться 20 августа, следовало, что многие участники ГКЧП могли лишиться постов, поскольку планировалось переформатировать кабинет министров, создать новую страну — Союз суверенных государств (ССГ). Элиты республик тоже до конца не определились.
Горбачев шел на заключение Союзного договора, но места для подписей руководителей Украины, Азербайджана и Туркмении в нем не было. Я сам держал в руках эту красивую папку, кожаную, красного цвета, под названием «Союзный договор» и пытался найти там эти республики. Не нашел. При этом говорилось, что на позднем этапе они в документе появятся.
Горбачеву требовалось как можно быстрее подписывать документ, он чувствовал, что государственная машина разваливается. Но был непоследователен в достижении этой цели, колебался. В огромной степени Союзный договор являлся компромиссом. Сохраняется центр и пост президента, а Кремль в обмен дает республикам полномочия.
Помню растерянные глаза Михаила Сергеевича, я же на всех заседаниях и переговорах в Ново-Огарево присутствовал как корреспондент программы «Время». Лидерам республик практически нечего было сказать, когда они выходили с заседания.
культура: Национальные элиты и впрямь стремились ради самостоятельности выйти из состава единой мощной страны?
Медведев: С одной стороны, они уже почувствовали свою силу, с другой — еще опасались решительных действий, все-таки были воспитанниками коммунистической системы. Союзный центр обладал полицейскими функциями, работали спецслужбы. И тем не менее ощущалось: руководители республик уже видят себя главами почти суверенных государств. Говорю «почти», так как имелись разные оговорки. Понятно, что в договоре отсутствовала Прибалтика.
Если бы за десять лет до этого руководство страны совершило адекватные шаги по модернизированию социализма, СССР еще имел шансы продержаться достаточно долго. Но на них не пошли, потому что не было Горбачева. Именно он сделал перестройку детонатором глобальных политических перемен. До него это не представлялось возможным.
Да и общество было не готово — все сидели на кухнях и ругали Советскую власть, однако выходить на площади еще боялись. А Горбачев позволил. Гласность взорвала затхлую атмосферу.
культура: В августе 1991-го после разгрома ГКЧП все ждали чего-то необыкновенного. Но разочарование наступило быстро — СССР развалился, началась эпоха дикого капитализма.
Медведев: Мы первые во всем мире прошли по такому пути: от социализма вернулись к капитализму. К концу перестройки были уже и политически, и экономически загнаны в угол. То, что случилось в 1991 году, — логическое завершение непродуманной и абсолютно научно непроработанной политики. Нельзя же не понимать, что ты строишь. Горбачев — так и не понял до конца.
Он строил «социализм с человеческим лицом», вместо этого получилась какая-то рожа. Нам часто приводят в пример китайский опыт плавного перехода к индустриальному обществу и капиталистическим отношениям. Однако это не совсем корректный образец. Китай — не СССР. И социализмы у нас были разные. Мы не могли не набить шишек.
Но меня, честно говоря, пугали не столько пустые полки, сколько безысходность. Докатились даже до талонов. Думали, путь к рынку будет легким и праздничным, а пережили потрясение от шоковой терапии.
культура: Сейчас появились иные трактовки: дескать, перестройка была спецоперацией по развалу страны, продукты нарочно придерживали, чтобы вызвать недовольство населения.
Медведев: Это рассказывают любители конспирологии. Я подобные версии не разделяю. Просто сначала Горбачев пытался опередить события, потом не мог их догнать. А результатами его промахов воспользовались наши недруги. Были серьезные проблемы в экономике. Советский Союз болел, и никто не знал, какие лекарства принимать. Егор Гайдар предложил свой вариант горьких пилюль.
Существовали и другие рецепты лечения, которые выдвигали «красные директора», были «500 дней» Явлинского, программа Абалкина — да много чего, но все осталось на бумаге. Что толку теперь рассуждать о том, кто мог бы тогда стать лидером вместо Ельцина и Горбачева? Для кого-то они разрушители, а для кого-то — созидатели новой России. Эти две мощные политические фигуры из нашей истории не выкинешь.
культура: Да, но мы вправе извлекать уроки. Хотели построить свободную Россию, но в 90-х возникло государство с олигархической, колониальной экономикой.
Медведев: У нас появились политические штампы, что «мы сдали страну Западу». Это хорошо для шоу перед телекамерами. Легко быть умным после драки. В 90-е шла острейшая политическая борьба. За 1991 годом последовал 1993-й — время жесткого противостояния сторонников реформ и тех, кто стремился назад, в советское прошлое.
Общество было разодрано этими противоречиями. Прошло четверть века, и мы живем в действительно свободной России, пусть еще с недостаточно сильной экономикой. По историческим меркам 25 лет — очень короткий срок. От пустых прилавков пришли к тому, что в супермаркетах все полки заполнены продуктами.
Люди ездят на хороших машинах, имеют возможность отдыхать за границей, путешествовать по миру. Мы привыкли открыто высказывать свое мнение. Страна стала другой. Это уже можно было сказать и десять лет назад. Она изменилась именно потому, что прошла те болезненные процессы в 90-е.
А ведь все могло пойти и по более кровавому сценарию — закончиться серьезной социальной встряской, реальной революцией, гражданской войной.
культура: Вы были пресс-секретарем Ельцина. Говорят, что Конституцию мы писали под диктовку западных консультантов, экономические реформы проводили по рекомендациям американцев. Так ли это?
Медведев: Я работал с президентом в 1995–1996-м и не застал американских советников. Конституция составлялась в определенный политический момент и ориентировалась на президентскую республику. Если отдельные фрагменты Основного закона обществу не нравятся, давайте их поменяем, но только конституционным способом, без потрясений.
культура: Вы делаете много фильмов о советской истории. Особо хочу отметить расследование «Лаврентий Берия. Ликвидация», где Вы выдвинули свою версию гибели всесильного министра внутренних дел. Не отпускает «советская Атлантида» — почему?
Медведев: Я сын Советского Союза, как личность вырос и сформировался в СССР, по его правилам. Учился в хорошей школе, окончил МГУ имени Ломоносова. Но в моем образовании были серьезные пробелы, связанные с прошлым. Когда начал заниматься документалистикой, как раз этот вакуум и восполнял.
И старался зрителям как можно больше рассказать об известном то неизвестное, что мы находили. Родилось несколько сериалов — «Лубянка», «Тайны века», где мы пытались взглянуть на исторические личности и события с разных сторон. Сняли, условно говоря, розовые очки и надели 3D. И оказалось, история полна мифов. Особенно советская. Она была сконструирована под воспитательные цели.
Это работало. Но часто, когда начинаешь копать в глубину, понимаешь, что многое не совпадает с написанным в учебниках. И Берия, и Ленин, и Сталин, и Хрущев были не совсем такими, как нам показывали. В частности, мы постарались залезть глубоко в механизмы смещения Хрущева в фильме «Заговор».
культура: А что будет в новом сезоне?
Медведев: У нас уже готовы две документальные ленты. Первая — о певце Петре Лещенко, личности неоднозначной, очень популярном артисте, который открыл в Бухаресте шикарный ресторан, записал огромное количество шлягеров на русском языке.
Но при этом получил погоны майора вермахта, во время войны заведовал офицерской столовой в Крыму, в захваченной Одессе выступал перед оккупантами. Фантастически запутана история этого человека. Еще сняли фильм о легендарном футболисте Эдуарде Стрельцове, который прошел через тюрьму вместо того, чтобы стать лидером сборной.
Также сейчас подготовили проект о неизвестной войне в Анголе, проходившей в 80-е. Главные герои — два человека, которые должны были убить друг друга. Один наш, старший лейтенант Максим Иванов. Другой — руководитель спецназа Южно-Африканской Республики Доу Штейн.
культура: Для Вас важно связать разные эпохи истории?
Медведев: Важнее докопаться до истины. Не хочется, чтобы наши дети продолжали жить мифами. Мне всегда интересно делать документальное кино. Занимаюсь им с удовольствием, и в этом секрет успеха многих фильмов.
культура: То, что можно делать такие проекты, — одно из достижений 1991 года?
Медведев: Да. Но ограничений по-прежнему много. Иногда они абсолютно необоснованны. Это связано и с тайнами Великой Отечественной войны, и с совсем недавними политическими событиями. Казалось бы, пришло время открыть архивы. Но целые тонны дел до сих пор засекречены. Задача творческих людей — находить факты, сопоставлять их, делать выводы.
И рассказывать об этом зрителям — чем мы и занимаемся.
Источник: portal-kultura.ru
Жизнь Верди. Х/ф
Джузеппе Верди и Джузеппина Стреппони живут вместе в Париже. Они далеки от сплетен и пересудов. Здесь никто не обращает на них внимания, они влюблены и счастливы. В 1848 году начавшееся в Италии восстание против австрийцев, побуждает Верди вернуться на родину. Восстание завершается поражением, Италия по-прежнему остается под правлением Австрии.
Трагические события в Италии меняют Верди, меняется его музыка. Она становится менее воинственной, более человечной, задумчивой. В этот период Верди пишет едва ли не лучшие свои оперы «Риголетто» и «Трубадур» .
Итальянский кинорежиссер Ренато Кастеллани хорошо известен российским зрителям, в том числе своими работами для телевидения. На наших ТВ-экранах с успехом шел его фильм «Жизнь Леонардо Да Винчи». Героем еще одного байопика Кастеллани стал Джузеппе Верди (1813-1901) — один из самых исполняемых композиторов в мире.
Перу Верди принадлежат 26 опер, среди которых «Риголетто», «Травиата», «Аида». Уже при жизни он получил признание публики, которая выходила из театров, напевая мелодии из написанных им арий. Однако за долгую жизнь гению пришлось испытать многое: и личные удары судьбы, и политические катаклизмы.
Во время восстаний итальянцев против оккупировавших страну австрийцев, Верди не мог оставаться в стороне. Джузеппе Мадзини, борец за национальное освобождение, писал Верди: «Теперь, как никогда, Италия нуждается в вашей музыке».
7 полуторачасовых серий фильма Ренато Кастеллани «Жизнь Верди» воссоздают жизнь композитора, начиная с детства и заканчивая работой над его последней оперой «Фальстаф». Масштабные съемки сериала продолжались несколько лет — в Милане, Париже, Лондоне, России. Было привлечено более 100 актеров, 1800 статистов, сшито 4000 костюмов.
Телезрители увидят удивительной красоты пейзажи Ломбардии, площадь перед театром Ла Скала и столики в кафе «Мартини», где бывали в свое время Верди и его коллеги — Россини, Беллини и Доницетти. В роли Верди — британский актер Рональд Пикап, а итальянская артистка балета Карла Фраччи предстает в ленте в образе музы и второй жены композитора Джузеппины Стреппони. В фильме также снимались: Джампьеро Альбертини, Омеро Антонутти, Лино Каполиккьо и другие. И конечно, в этой картине много музыки: отрывки из «Травиаты», «Аиды» и других опер Верди звучат в образцовых исполнениях Марии Каллас, Ренаты Тебальди, Лучано Паваротти, Биргит Нильссон.
Джузеппе Верди и Джузеппина Стреппони живут вместе в Париже. Они далеки от сплетен и пересудов. Здесь никто не обращает на них внимания, они влюблены и счастливы. В 1848 году начавшееся в Италии восстание против австрийцев, побуждает Верди вернуться на родину. Восстание завершается поражением, Италия по-прежнему остается под правлением Австрии.
Трагические события в Италии меняют Верди, меняется его музыка. Она становится менее воинственной, более человечной, задумчивой. В этот период Верди пишет едва ли не лучшие свои оперы «Риголетто» и «Трубадур» .
Итальянский кинорежиссер Ренато Кастеллани хорошо известен российским зрителям, в том числе своими работами для телевидения. На наших ТВ-экранах с успехом шел его фильм «Жизнь Леонардо Да Винчи». Героем еще одного байопика Кастеллани стал Джузеппе Верди (1813-1901) — один из самых исполняемых композиторов в мире.
Перу Верди принадлежат 26 опер, среди которых «Риголетто», «Травиата», «Аида». Уже при жизни он получил признание публики, которая выходила из театров, напевая мелодии из написанных им арий. Однако за долгую жизнь гению пришлось испытать многое: и личные удары судьбы, и политические катаклизмы.
Во время восстаний итальянцев против оккупировавших страну австрийцев, Верди не мог оставаться в стороне. Джузеппе Мадзини, борец за национальное освобождение, писал Верди: «Теперь, как никогда, Италия нуждается в вашей музыке».
7 полуторачасовых серий фильма Ренато Кастеллани «Жизнь Верди» воссоздают жизнь композитора, начиная с детства и заканчивая работой над его последней оперой «Фальстаф». Масштабные съемки сериала продолжались несколько лет — в Милане, Париже, Лондоне, России. Было привлечено более 100 актеров, 1800 статистов, сшито 4000 костюмов.
Телезрители увидят удивительной красоты пейзажи Ломбардии, площадь перед театром Ла Скала и столики в кафе «Мартини», где бывали в свое время Верди и его коллеги — Россини, Беллини и Доницетти. В роли Верди — британский актер Рональд Пикап, а итальянская артистка балета Карла Фраччи предстает в ленте в образе музы и второй жены композитора Джузеппины Стреппони. В фильме также снимались: Джампьеро Альбертини, Омеро Антонутти, Лино Каполиккьо и другие. И конечно, в этой картине много музыки: отрывки из «Травиаты», «Аиды» и других опер Верди звучат в образцовых исполнениях Марии Каллас, Ренаты Тебальди, Лучано Паваротти, Биргит Нильссон.
Верди и Джузеппина до сих пор не женаты. Они живут в поместье Сант Агата уединенно, избегая сплетен. Под впечатлением от романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» Верди начинает работу над оперой «Травиата». Никогда еще музыка Верди не звучала столь проникновенно. Эта опера занимает особое место в его творчестве.
Однако премьера «Травиаты» в 1853 году терпит фиаско, что совсем не расстраивает маэстро. И действительно, всего год спустя немного отредактированная «Травиата» проходит с большим успехом и до сих пор остается любимицей публики. В это время Верди много работает. В Париже он ставит оперу «Сицилийская вечерня», в Санкт-Петербурге — «Силу судьбы».
Верди и Джузеппина до сих пор не женаты. Они живут в поместье Сант Агата уединенно, избегая сплетен. Под впечатлением от романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» Верди начинает работу над оперой «Травиата». Никогда еще музыка Верди не звучала столь проникновенно. Эта опера занимает особое место в его творчестве.
Однако премьера «Травиаты» в 1853 году терпит фиаско, что совсем не расстраивает маэстро. И действительно, всего год спустя немного отредактированная «Травиата» проходит с большим успехом и до сих пор остается любимицей публики. В это время Верди много работает. В Париже он ставит оперу «Сицилийская вечерня», в Санкт-Петербурге — «Силу судьбы».
Верди уже 50 лет. Они с Джузеппиной поженились и по-прежнему живут в Сант Агате. Верди сам управляет своим обширным поместьем, но не забывает и о музыке. Он перерабатывает оперу «Макбет». А в 1867 году ставит в Париже новую оперу «Дон Карлос». В этот период большую популярность приобретают молодые композиторы, поэты, художники.
Они говорят о новой музыке, а Верди считают безнадежно устаревшим. Так, в 1868 году состоялась премьера оперы «Мефистофель», молодого композитора Бойто. Опера длилась 5 часов. Провал «Мефистофеля» помогает Верди осознать свою силу. И в 1871 году он представляет публике новую оперу «Аида».
Верди уже 50 лет. Они с Джузеппиной поженились и по-прежнему живут в Сант Агате. Верди сам управляет своим обширным поместьем, но не забывает и о музыке. Он перерабатывает оперу «Макбет». А в 1867 году ставит в Париже новую оперу «Дон Карлос». В этот период большую популярность приобретают молодые композиторы, поэты, художники.
Они говорят о новой музыке, а Верди считают безнадежно устаревшим. Так, в 1868 году состоялась премьера оперы «Мефистофель», молодого композитора Бойто. Опера длилась 5 часов. Провал «Мефистофеля» помогает Верди осознать свою силу. И в 1871 году он представляет публике новую оперу «Аида».
Источник: programma-peredach.com