Тема HDR обещает стать довольно горячей в будущем, что связано не только с тем, что все больше контента и игр будут выпускаться с поддержкой высокого динамического диапазона, но и с отсутствием общепринятых стандартов, как со стороны производителей контента, так и производителей «железа». Это касается и максимальной яркости дисплея, и цветового охвата. Такие спецификации, как P3 Digital Cinema и Rec. 2020 описывают цветовое пространство, но не в стандарте HDR.
Как обнаружили наши коллеги из c’t, AMD использовала ряд трюков при работе с контентом HDR. Например, современные видеокарты Radeon RX на GPU Polaris в играх выводят кадры с 8-битной глубиной цвета вместо 10-битной на цветовой канал при использовании HDMI 2.0. Чтобы компенсировать отсутствующие два бита, используется метод фильтрации с учетом гамма-кривой, так называемой кривой восприятия. Это означает, что визуально пользователь не заметит цветовых градаций, хотя цветовая палитра HDR в данном случае не предоставлена источником, а рассчитана с помощью движка.
Xbox Series S — Включаем HDR и HDMI 2.1 на 4К телевизоре✅
При передаче через DisplayPort 1.3/1.4 подобной проблемы не существует, но большинство телевизоров используют входы HDMI. DisplayPort обеспечивает достаточно пропускной способности, чтобы передавать кадры 4K HDR с 10-битным цветом, 60 Гц и полноцветным семплированием YCrBr 4:4:4. Что касается HDMI 2.0, то здесь все не так, по крайней мере, на данный момент. Семплирование снижено до 4:2:2 или 4:2:0.
В момент объявления Radeon RX 480, первой видеокарты поколения Polaris, AMD говорила о полной поддержке 10-битного HDR с семплированием 4:4:4 и даже 12-битным HDR. Впрочем, не стоит забывать, что насчет поддержки HDR сегодня больше вопросов, чем ответов. Не всегда понятно, связана 8-битная цветовая глубина только с играми HDR или с фильмами HDR.
Как с другими производителями?
Когда секрет AMD со своими видеокартами раскрылся, возникает вопрос, как насчет видеокарт на GPU NVIDIA или приставок? NVIDIA пока не ответила на запрос c’t. В визуальном тесте сравнения редакторы не смогли найти отличий между видеокартами GeForce и Radeon RX. Но производительность видеокарт NVIDIA при активации HDR снижалась, а у видеокарт AMD оставалась стабильной.
Тот же самый вопрос возникает и насчет PlayStation 4 Pro, поскольку здесь используется GPU Polaris от AMD. Можно предполагать, что цвет тоже 8-битный вместо 10-битного. Но подтверждения пока нет.
Источник: www.hardwareluxx.ru
Что такое HDMI 2.1? Разбор
Заметили? В последний год отношение к телевизорам как-то поменялось. В условиях, когда из дома лучше не высовываться, в кинотеатрах ничего не идет и непонятно будет ли идти в будущем. В условиях, когда гейминг стал главным развлечением, а консоли крупно обновились впервые за 7 лет. Что ж пора задуматься, а не нужно ли обновить свой телевизор?
И стоит ли сейчас брать ТВ с HDMI 2.0 по выгодной цене или лучше переплатить и взять новую модель с HDMI 2.1 с запасом на века?
Я решил проверить это на своём опыте и взял себе OLED от LG (CX 77» 4K Smart OLED) с поддержкой всех прелестей HDMI 2.1. Поэтому сегодня на собственном опыте расскажу обо всех тонкостях HDMI нового поколения!
А для чего вообще понадобился новый стандарт HDMI 2.1? Актуальный, на текущий момент, HDMI 2.0b по меркам аудио-видео техники появился не так давно — в 2016 году.
Это прекрасный стандарт и он поддерживает всё, что душе угодно. Посудите сами: он легко справляется с 4K-сигналом с 60 кадрами в секунду, c глубиной цвета 10 бит и всё это приправлено HDR-метаданными и многоканальным звуком. Объективно, разве нам надо больше?
Еще как надо, ребята. Уже который год Wylsacom рекламирует телевизоры с 8K-разрешением. А консоли, которые раньше с горем пополам тянули мыльную картинку в 30 FPS сейчас уже тянут 4К 120 FPS — для железа это больше не проблема. Но теперь это проблема для HDMI 2.0 с его мизерной для таких задач пропускной способностью 18 Гбит/с.
Поэтому в HDMI 2.1 существенно повысили пропускную способность — до 48 ГБит/с. Это примерно в 2.6 раз больше, чем в прошлом стандарте.
Такое увеличение ширины канала позволило HDMI 2.1 легко справляться с несжатым сигналом 4K/120 FPS или 8K/30 FPS. Но это далеко не предел! Благодаря встроенной в стандарт HDMI 2.1 аппаратной компрессии сигнала Display Stream Compression (DSC), телевизоры в будущем смогут тянуть до 10К/120 FPS. А значит, что новый стандарт — это уж точно хороший задел на будущее. Но учтите, что тут есть загвоздка.
Если у вас Full HD-телевизор с диагональю 55 дюймов и 100% зрение, вы перестанете различать пиксели на экране на расстоянии 2 м 18 см и не сможете отличить Full HD от 4K. Таков предел человеческого зрения, а ближе вы вряд ли будете сидеть.
Но справедливости ради, у моей модели телевизора диагональ 77 дюймов, и тут Full HD уже не подходит, потому как пиксели будут видны на расстоянии 3 метра, а я сижу ближе. Поэтому 4K-разрешение для меня идеал.
Но вот 8К и уж тем более 10К-разрешение мало, что дает. А если вы не геймер, то и 120 кадров в секунду вам не нужно, по крайней мере, на телевизоре. Ведь для хардкорного гейминга есть ПК и игровые мониторы.
Выходит HDMI 2.1 тоже никому не нужен, ни владельцам домашних кинотеатров консольным геймерам. Так, стоп!
Новый HDMI 2.1 превосходит 2.0 не только в количественных показателях, типа разрешения и количества кадров в секунду, но и в качестве картинки и вот почему.
Динамический HDR
Во-первых, добавили поддержку стандартов HDR с динамическими метаданными. А это такие стандарты как Dolby Vision и HDR10+. В обычном HDR со статическими метаданными применяются одинаковые настройки яркости для всего фильма, а в стандартах с динамическими метаданными типа Dolby Vision и HDR10+, настройки яркости могут меняться от кадра к кадру. Это позволяет отобразить больший динамический диапазон: от этого яркие и темные сцены выглядят естественнее и детализированнее.
Мой телевизор поддерживает Dolby Vision, к тому же на OLED-матрице это просто оргазм для глаз, чему я несказанно рад. Так как в этом формате контент снимает Netflix и, конечно же Apple, да и вообще вся киноиндустрия. К тому же прямо в телевизоре есть встроенный Apple TV+ вместе с Airplay 2 и приложение Netflix. Короче, я доволен. Все работает на WebOS — очень шустрая оболочка надо сказать и удобная!
eARC
Но если вы думали, что выбор стандарта HDMI важен только для видео — это не совсем так. В HDMI 2.1 также прокачали звук, а именно появилась поддержка улучшенного возвратного аудиоканала или eARC — Enhanced Audio Return Channel
Думаю, что не все знакомы с этим термином. Поясняю. До этого в HDMI вообще никакого возвратного аудиоканала не было, ну или реверсивного звукового канала или канала возврата аудио, термин по-разному переводится.
Раньше, если у вас есть у вас был полноценный домашний кинотеатр с аудиосистемой и ресивером, то чтобы, например, вывести звук с PlayStastion на аудиосистему вам нужно целых два HDMI кабеля: один, чтобы подключить PS к ресиверу, и один чтобы подключить ресивер к ТВ. А также вам нужен был третий кабель чтобы вводить звук с ТВ на ресивер. И все это потому что раньше по HDMI аудиосигнал шел только в одном направлении.
Но потом в HDMI 1.4 добавили функцию ARC или возвратный аудиоканал. Она позволила гонять аудио по HDMI-кабелю в обе стороны: от ресивера к телику и обратно. Поэтому получилось избавиться от лишних проводов.
Так вот в HDMI 2.1 ARC сильно прокачали. Во-первых, увеличилась пропускная способность с 1 Мбит/с до 37 Мбит/с и теперь по возвратному каналу можно гонять несжатый звук в формате 5.1 или 7.1. А это позволило добавить поддержку крутых стандартов типа Dolby Atmos и DTS:X. Во-вторых решили проблему с рассинхроном видео и звука. Дело в том, что ресивер обрабатывают звук быстрее, чем телевизор картинку.
Из-за этого видео могло отставать от звука. В eARC добавили обязательную синхронизацию аудио и видео. Поэтому для владельцев домашних кинотеатров новый HDMI реально способен прокачать качество домашних киноразвлечений.
Кстати, пока у меня нет саундбара. В принципе, встроенных динамиков вполне хватает звук на LG серии CX отдельно приятно удивил. Кроме того у данного телевизора есть возможность выстроить звуковую систему не только по проводам, но и по Bluetooth — стандарт называется Bluetooth surround ready.
Игры
Переходим к самой интересной теме — к играм. Дело в том, что для геймеров кроме разрешения и высоких фреймрейтом новый HDMI дает кучу других плюшек.
Во первых появилась поддержка переменной частоты кадров или VRR — Variable Refresh Rate. Теперь телевизоры будут менять частоту обновления синхронно с FPS игры. Также как G-SYNC или FreeSync мониторы для ПК. Надо отметить, что этот ТВ поддерживает и то, и другое.
У меня VRR получилось оценить в паре с Xbox Series X, по крайней мере Forza Horizon 4 работала в режиме 120 Гц, картинка была супер плавная и даже, если были провисания, я их не заметил благодаря VRR.
А благодаря функциям Quick Frame Transport и Auto Low Latency Mode, во-первых, снизилась задержка ввода, что тоже исключительно важно для гейминга, а во-вторых не надо будет вручную переводить ТВ в игровой режим с низкой задержкой. Теперь всё будет автоматически.
Так что телевизор с HDMI 2.1 вполне можно будет использовать в качестве огромных игровых мониторов. И раз уж мы заговорили про задержки в HDMI 2.1 их убрали даже при переключении источника сигнала. Теперь между разными входами HDMI или эфирными каналами, если вы такие смотрите, можно переключаться не наблюдая по паре секунд черный экран. Это называется Quick Media Switching. Но чтобы быстро переключаться между разными входами HDMI, вам понадобится много HDMI-кабелей.
Говоря о телевизоре для себя, я долго выбирал и думаю, что выписал главное:
- Поддержка HDMI 2.1, с ним VRR 120Гц и минимальный инпут лаг — это для игр.
- 4K-разрешение, полноценный HDR и Dolby Vision, обязательно с OLED матрицей и тем самым filmmaker experiense, чтобы смотреть кино как его задумал режиссер.
- Звук Dolby Atmos встроенный, но с возможностью потом выстроить 5.1 или 7.1 желательно по Bluetooth.
И что самое интересное в итоге этот ТВ — единственный вариант на рынке, который отвечает всем моим требованиям. Не обязательно смотреть именно 77 дюймов просто запомните серия CX или GX!
От себя хочу добавить, что меня отдельно порадовало как телевизор работает в экосистеме Apple, кроме самого приложения Apple TV и Airplay еще есть и Homekit я даже добавил его в свой умный дом.
Источник: dzen.ru
Будьте внимательны при использовании HDR и Rev2.0a HDMI
Джефф Боккаччо (Jeff Boccaccio), президент и владелец компании DPL Labs, утверждает, что развитие популярности HDR до крайней степени обострит проблему достижения верхней границы пропускной способности. А сам процесс будет чрезвычайно жестким и быстрым.
Необходимость в дополнительной пропускной способности, которую интерфейс HDMI добросовестно приблизил в версии Rev2.0 HDMI, наступила даже быстрее, чем в компании DPL Labs предсказывали ранее. Версия интерфейса Rev2.0a уже была анонсирована, и с ней появился еще один набор функций — HDR.
На самом деле это огромная тема, требующая многих тысяч слов, чтобы ее детально разобрать. Поэтому сейчас, в рамках данной статьи, мы постараемся просто обозначить основы, чтобы интеграторы просто начали думать над тем, что им нужно сделать для того, чтобы предложить и поддерживать эту версию стандарта у своих клиентов.
Начнем с краткого описания того, что есть HDR, а затем мы немного коснемся вопроса его распространения и интеграции.
HDR — это аббревиатура, которая расшифровывается как High Dynamic Range. Но, как обычно, вы столкнетесь с тем, что название в зависимости от производителя будет звучать по-разному (например, у компании Panasonic — Dynamic Range Re-Master, у компании LG — Ultra Luminance и т.д.). В настоящее время пока нет никакой стандартной нормы для правильного употребления этого набора функций в Rev2.0a HDMI, а сама аббревиатура HDR используется ассоциацией UHD Alliance, которая активно работает над его развитием. Поэтому мы тоже остановимся на названии HDR или High
Dynamic Range, так, по крайней мере, употребление этого термина можно будет немного контролировать.
В своей основе HDR имеет заложенный потенциал для получения гораздо большей динамики яркости, которую иногда называют «пиковым уровнем яркости», а также для увеличения цветовой гаммы по сравнению с современными дисплеями.
Прежде, чем мы углубимся в тему дальше, вашему вниманию еще некоторые связанные термины, которые в ближайшее время вы, несомненно, будете слышать намного чаще. Основная единица измерения силы света называется кандела (от латинского candela — свеча). Кандела определяется как сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение, и в единицах измерения яркости равна 7 сотым ватта на квадратный метр (кд / м2). Эти единицы яркости могут также упоминаться как нит (от латинского niteo — блещу, сверкаю), которая имеет размерность 1 нт = 1 кд / 1 м2.
Вернемся к HDR. Чтобы хоть немного представить, о какой динамике яркости мы говорим, давайте посмотрим на первый рисунок
Вся полоса охватывает около 4000 нит, то есть на выходе мы получаем картинку эквивалентную Dolby Vision (во всяком случае, так утверждается). А где находятся современные дисплеи? Их следует искать где-то в районе 400 нит.
Вся полоса охватывает около 4000 нит, то есть на выходе мы получаем картинку эквивалентную Dolby Vision (во всяком случае, так утверждается). А где находятся современные дисплеи? Их следует искать где-то в районе 400 нит.
Таким образом, мы двигаемся в сторону кинотеатра в каждом доме. Конечно, популярное слово «4K» может быть движущей силой продаж телевизоров. Но, как говорится, пока не увижу — не поверю. Так и в этом случае — стоит зрителю хоть раз взглянуть на HDR-дисплей, в дальнейшем он будет уверен, что с не-HDR-системой «определенно что-то не так».
Таким образом, мы двигаемся в сторону кинотеатра в каждом доме. Конечно, популярное слово «4K» может быть движущей силой продаж телевизоров. Но, как говорится, пока не увижу — не поверю. Так и в этом случае — стоит зрителю хоть раз взглянуть на HDR-дисплей, в дальнейшем он будет уверен, что с не-HDR-системой «определенно что-то не так». Исходя из этих соображений, в компании DPL Labs уверены, что желание заполучить HDR быстро возьмет вверх, а из-за этого проблема достижения верхней границы пропускной способности будет очень жесткой.
Вот почему вы должны уже сейчас четко понимать не только, что ваши системы могут поддерживать сейчас, но и что смогут в будущем. И, судя по всему, — в ближайшем будущем.
Кроме того, специалисты компании DPL Labs обращают внимание на то, что слепо доверять спецификациям оборудования не следует. К примеру, не так давно к ним на тестирование зашел кабель, пропускная способность которого была промаркирована производителем как более 30 Гбит/с.
На третьем рисунке слева изображен этот кабель при лишь 9 Гбит/с, а справа изображен тот же кабель при 17,92 Гбит/с (18 Гбит/с) — очевидная проблема передачи сигнала, наступившая задолго до заявленной пропускной способности. Поэтому будьте очень внимательны, когда читаете и стараетесь понять заявленные спецификации.
На третьем рисунке слева изображен этот кабель при лишь 9 Гбит/с, а справа изображен тот же кабель при 17,92 Гбит/с (18 Гбит/с) — очевидная проблема передачи сигнала, наступившая задолго до заявленной пропускной способности. Поэтому будьте очень внимательны, когда читаете и стараетесь понять заявленные спецификации.
И на последок крайне любопытный факт. Джефф Боккаччо утверждает, что к ним, в DPL Labs, в последние шесть месяцев часто обращаются производители, которые хотят протестировать, может или не может поддерживать скорость передачи данных 18 Гбит/с, а также как их продукция справляется с этой задачей. Если так осторожно ведут себя производители, то почему мы не должны быть тоже осторожны?
array(‘start_unite’, ‘date’, ‘author’, ‘permalink’, ‘end_unite’, ‘start_unite’, ‘categories’, ‘tags’, ‘end_unite’, ‘start_unite’, ‘comment’, ‘views’, ‘like’, ‘dislike’, ‘end_unite’), ‘meta_class’ => ‘post_meta’, ‘meta_before’ => », ‘meta_after’ => », ‘display_meta_data’ => true ); —>
Автор Богдан Вакулюк
Посмотреть все записи пользователя: Богдан Вакулюк
Еще на ПРО.AV
- Декабрь 14, 2015
АВ в образовании: лучшие инсталляции года. 2. Лидский университет
Университет города Лидса установил крупнейшую в Европе систему управления видеоресурсами, которая позволяет организовать запись, хранение, поиск и трансляцию в локальной.
Читать далее
Август 6, 2015
Первый вебинар серии “Звук идет”
Стала доступна запись вебинара ПРО.АВ «Принципы работы и компоненты современных систем звукоусиления» — первого в серии вебинаров «Звук идет», посвященных.
Читать далее
Май 4, 2016
Зона обитаемости для технологии Digital signage
Время — это не только деньги; это еще и убийца. Другой подходящей фразой, которой можно начать эту публикацию, является поговорка.
Читать далее
Февраль 1, 2016