Качество освещения определяется: контрастом между деталью и фоном, равномерностью освещения рабочей поверхности , наличием теней на рабочей поверхности, наличием в поле зрения ярких светящихся поверхностей ( прямой блескостью), наличием отраженной блескости, яркостью вторичных полей адаптации, спектральным составом света и постоянством освещенности рабочей поверхности во времени. [46]
К освещению ОП ( ДП) предъявляют следующие основные требования: равномерность освещения всех панелей щита и пульта; отсутствие бликов на поверхностях; отсутствие теней; близость спектра источников света к дневному; отсутствие резких световых контрастов. [47]
Для помещения, указанного в задаче 16 21, определить коэффициент равномерности освещения рабочих поверхностей и установить, соответствует ли полученная величина нормированной. [48]
Для помещения, указанного в задаче 15 21, определить коэфициент равномерности освещения рабочих поверхностей и установить, соответствует ли полученная величина нормированной. [49]
Проблемы проектирования спортивного освещения
Участие в световом моделировании многих источников света создает проблему последовательности их размещения и равномерности освещения . Для уменьшения неравномерности освещения све1 — товые пятна от различных источников сближают таким образом, чтобы их краевые зоны, в которых интенсивность света меньше, чем в центре светового пятна, перекрывали одна другую. Это может вызвать появление двойных и тройных теней, поэтому установку освещения начинают с формирующих источников, образующих наиболее резкие тени. Источники направленного света наводят так, чтобы объект освещался центром светового пятна и таким образом определялся световой режим кадра. Затем производят моделировку объекта с помощью источников рассеянного Света. Освещенность фона устанавливают до или после выбора основного режима. В первом случае освещенность фона участвует в определении основного режима, во втором — корректирует его. [50]
Равномерное размещение светильников общего освещения применяется обычно в тех случаях, когда желательно обеспечить равномерность освещения всей площади помещения в целом. При необходимости дополнительного подсвета отдельных участков освещаемого помещения, если эти участки достаточно велики по площади или по условиям работы невозможно устройство местного освещения, прибегают к локализованному размещению светильников. Локализованное размещение светильников в подобных случаях позволяет одновременно с уменьшением мощности осветительной установки по сравнению с вариантом равномерного размещения обеспечить и лучшее качество освещения, в частности создать желательное направление светового потока на рабочие поверхности и избежать падающих теней от близко расположенного оборудования или самого рабочего. [51]
Помощью выключения части горелок, после окончания усиленного движения, можно достигнуть экономии, не изменяя равномерности освещения . При газе рекомендуется применять зажигание на расстоянии; при электрическом освещении — центральное включение на расстоянии и контроль. [52]
NEWCIHIC / ПРОЕКТОР ДИСКОТЕЧНЫЙ И НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА для освещения рабочего места.
При выборе размещения светильников рассеянного света следует стремиться не только к наивыгоднейшему относительному расстоянию, обеспечивающему равномерность освещения условной расчетной плоскости , но и соблюдать определенное расстояние от светильников до потолка, гарантирующее равномерность распределения яркости по потолку. Это условие для большинства светильников рассеянного света соблюдается, если расстояние от потолка до светильника равно 0 2 — 0 25 высоты расположения потолка над расчетной плоскостью. [53]
Ограждения из стеклянных блоков обладают следующими особенностями: светорассеивающей способностью, устраняющей вредную инсоляцию помещений, повышающей равномерность освещения и освещенность в глубине помещения примерно в 1 5 раза; способностью снижать коэффициент тепловой солнечной радиации до 0 55 — 0 18 в зависимости от ориентации ( при обычном двойном остеклении до 0 72); незначительной воздухопроницаемостью и большой звукоизолирующей способностью; пределом огнестойкости немного выше, чем у стены в / а кирпича; исключают видимость через проемы. [54]
Из характеристик, определяющих качество освещения, от типа светильника зависит степень прямой и отраженной блескости, равномерность освещения , распределение освещенности по поверхностям помещения, соотношение горизонтальной и вертикальной освещенности, степень смягчения теней. [55]
Как показывают исследования, увеличение относительного расстояния между светильниками по сравнению с оптимальным значением Llh вызывает уменьшение равномерности освещения . [56]
Однако необходимо иметь в виду, что при этом существенно возрастают требования к точности определения экспозиции и к равномерности освещения объекта съемки . [57]
Исследования показывают, что при использовании светильников ( шаров из молочного стекла) создаются лучшие светотехнические характеристики в отношении равномерности освещения , отсутствия резких теней и слепимости. [58]
Источник: www.ngpedia.ru
Что такое коэффициент равномерности освещения
Важным параметром, который часто определяет комфорт окружающей среды, является равномерность освещения. Согласитесь, даже при соблюдении норм длительно работать в помещении, где имеются ярко освещённые зоны наряду со слабо освещёнными участками, трудно.
Найти точную формулировку данного параметра в нормативно-технической документации непросто. Различаются и способы его определения. Чтобы выяснить, равномерность освещения – это что, рассмотрим несколько нормативных документов.
Определение
В нормах и стандартах нет чёткого определения, что является равномерностью освещения. Иногда даже используется обратный показатель — неравномерность освещения.
Разница в определениях возникает из-за несогласованности действий проектных организаций, разрабатывающих нормативные документы.
Далее в статье подробно разобрано, какие определения этому параметру дают действующие нормативно-технические акты.
Нормы — в каких документах прописаны и какие они
Начнём с рассмотрения СП 52.13330.2016 «Свод Правил. Естественное и искусственное освещение». В пункте 3.69 даётся определение равномерности Uo как соотношения наименьшего значения Е мин к среднему значению освещённости Е ср.
В пункте 7.2.6 этого документа есть и другая информация. Здесь равномерность Uo определяется отношением минимального к максимальному значению освещённости.
В действующем ГОСТ Р 55710-2013 «Национальный Стандарт Российской Федерации. Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений», в пункте 3.1.7, равномерность определяется как соотношение минимального значения к среднему значению освещённости на поверхности.
В действующем ГОСТ Р 55842-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение аварийное. Классификация и нормы» вводится такое определение, как неравномерность освещённости. Здесь, в таблице 1 пункта 5.1, этот параметр определяется как соотношение максимального к минимальному значению освещённости.
Это означает, что определить понятие равномерности освещённости можно соотношением как максимальных и минимальных значений, так и минимального к среднему значению.
На мой взгляд такие несоответствия определений вызваны тем, что в разработке НТД принимают участие разные организации. В силу воздействия определенных факторов, в том числе времени, они не могут согласовать эти определения.
Как обеспечить равномерность освещения
При проектировании осветительных систем принимают во внимание равномерность освещения. Коэффициент равномерности освещения учитывается при расчёте методом коэффициента использования светового потока.
Объектив для проектора характеристики
Многие покупатели мультимедийных проекторов хорошо представляют, для чего им нужен проектор, но слабо ориентируются в характеристиках аппаратов и в используемой терминологии. А ведь на рынке представлены десятки моделей, причём некоторые стоят достаточно дорого, и сделать правильный выбор не так-то просто. Этот путеводитель кратко описывает основные характеристики проекторов и даёт рекомендации по выбору аппаратов применительно к конкретным задачам.
Что такое проектор
Мультимедийный проектор представляет собой автономный прибор, обеспечивающий передачу (проецирование) информации на экран любого размера и любой формы от внешнего источника – компьютера (или ноутбука), медиаплеера, видеокамеры, документ-камеры, телевизионного тюнера и т.п. Попросту говоря, это прибор, предназначенный для получения на экране увеличенной картинки с носителя.
Стоит упомянуть, что проекторы имеют различные технологии проецирования, самые популярные из которых: LCD, DLP, Laser, LCoS и прочие. Производители проекторов из года в год борются с конкурентными устройствами и технологиями, улучшая характеристики в части контрастности и цветового охвата. С историей создания и принципом действия мультимедийных проекторов можно ознакомиться в обзоре, посвященном основным проекционным технологиям.
Классификация проекторов
Постоянное совершенствование технических характеристик, добавление новых функций, а также доступность проекторов всё больше и больше расширяет сферу их применения. Поэтому по функциональному назначению проекторы можно разделить на три основные группы:
- проекторы для коммерческих инсталляций. Это самый широкий рынок применения проекторов. К нему можно отнести:
- инсталляции в сегменте образования и медицины
- конференц-залы частных компаний, в государственном секторе
- создания рекламных или информационных инсталляций большого размера для проведения крупных массовых мероприятий, концертов
- и прочие.
Первая группа ориентирована прежде всего на воспроизведение динамичного контента («живого» видео), вторая и третья группы обычно предназначены как для динамичного, так и статичного контента.
В отдельную группу можно выделить сверхминиатюрные проекторы весом менее 0,5 кг (см. далее).
Подключение проектора к источнику сигнала
Любой мультимедийный проектор может использоваться, как правило, только в сочетании с внешним источником информации. Зачастую люди представляют проектор, как какое-то необычное устройство и, соответственно, затрудняются ответить, как же его подключить к источнику сигнала (пк, медиаплееру)?
Все просто! так же, как и бытовой телевизор или монитор. Проекторы имеют современные популярные интерфейсы подключения, такие как HDMI, DisplayPort или даже устаревший VGA. Ряд инсталляционных проекторов, безусловно, имеют узкоспециализированные разъемы для подключения к коммутационной среде, однако это не отменяет наличия вышеописанных популярных разъемов.
В некоторых моделях предусмотрена возможность подключения USB флеш-карты, с которой можно демонстрировать фото или видео контент. Некоторые проекторы оснащены карт-ридерами, позволяющими выводить на экран фотографии и презентации с карт памяти. Такие возможности являются отличительными чертами той или иной модели, и они обязательно приводятся в списке основных характеристик проектора.
Что же касается проекторов, ориентированных на бизнес-приложения, то среди них появляется все больше моделей, допускающих подключение по сети Ethernet. Такие проекторы могут получать по локальной сети контент для отображения на экране. Кроме того, все более совершенными становятся беспроводные модели мультимедийных проекторов. Они допускают соединение по WiFi с ноутбуком (компьютером), что бывает удобно для проведения беспроводных презентаций. Некоторые модели мультимедийных проекторов могут соединяться одновременно с несколькими ноутбуками по WiFi, причем качество таких соединений позволяет вплотную приблизиться не только к передаче «по воздуху» статических картинок и анимационных эффектов Power Point, но и потокового видео.
Особенно следует выделить источники видеосигналов высокой четкости (BluRay и HD – телевещание). Проекторы, которые способны обрабатывать и отображать сигналы HD, относятся к классу “HD-ready”. Те же из них, кто имеет разрешение матрицы 1920х1080, являются полноценными “Full HD” проекторами, отображающими сигналы форматов 1080i и 1080р «точка-в-точку».
Выбирая проектор, прежде всего, необходимо определиться с тем, какую задачу должен решать проектор, к каким источникам информации он будет подключен, а также в каких условиях ему предстоит работать. Абсолютное большинство моделей, выпускаемых в настоящее время, имеют как компьютерные, так и видео входы. Некоторые, наиболее совершенные аппараты имеют выносные процессоры для обработки видеосигналов.
Основные характеристики проекторов
Основными характеристиками мультимедийного проектора являются:
- Световой поток (яркость)
- Технология изготовления проектора
- Разрешение проектора
- Наличие сетевых интерфейсов
- Вес проектора
Дополнительными характеристиками мультимедийного проектора являются:
- Контрастность
- Равномерность освещения
- Характеристики объектива
- Количество и типы входных и выходных разъёмов
- Уровень шума
- 3D технология
1. Световой поток (яркость)
Световой поток мультимедийных проекторов измеряют в ANSI Лм (Lm). Этот параметр был введен в 1982 году Американским Институтом Национальных Стандартов (ANSI) в качестве единицы, характеризующей среднюю величину светового потока проектора по девяти зонам, равномерно распределенным по площади экрана определённого размера.
Яркость – параметр для проектора важный, но не настолько, чтобы при покупке ориентироваться только на него. В основном требования к световому потоку определяются освещенностью помещения и размером экрана.
Световой поток проекторов сегодня достигает 60 000 ANSI Лм. С другой стороны, в самое последнее время появились проекторы минимальных размеров, в которых в качестве источников света вместо ламп используются светодиоды. Световой поток таких проекторов не превышает сотен или даже десятков лм.
К примеру, для инсталляций «домашние кинотеатры» с шириной экрана 2,5-3 м и полным затемнением комнаты обычно используются проекторы яркостью около 2500 ANSI Лм. Для инсталляций в комнате переговоров с обычным офисным освещением и таким же размером экрана выбирается яркость уже ±5000 ANSI Лм. А для больших экранов шириной 5м в актовом зале стоит подбирать проектор со световым потоком 12000 и более ANSI Лм.
Для приблизительной оценки требуемой мощности светового потока проектора можно воспользоваться следующей эмпирической формулой:
где Ф – световой поток в ANSI Лм, S – площадь экрана в кв. м, к – коэффициент, величина которого зависит от уровня освещённости помещения. Для незатемнённых помещений этот коэффициент находится в пределах 500-800, для затемнённых – 200-350.
При этом надо учитывать, что реальный световой поток любого проектора, как правило, на 10-20% меньше паспортного.
Необходимо также помнить, что при попадании на экран прямого солнечного света даже самый мощный мультимедийный проектор не сможет обеспечить качественное изображение. Для защиты от солнца необходимо использовать шторы или жалюзи. Полезно также предусмотреть возможность отключения электрического освещения в районе расположения экрана.
При выборе размеров экрана должны быть соблюдены 2 условия:
- расстояние от самого дальнего зрителя до экрана не должно быть больше 5-6 кратной ширины экрана,
- расстояние от самого ближнего зрителя до экран не должно быть меньше полуторной ширины экрана.
2. Технология изготовления проектора
Существуют три конкурирующие технологии, по которым изготовлены матричные блоки современных мультимедийных проекторов. Это жидкие кристаллы на просвет (технология 3LCD), микрозеркала (технология DLP) и жидкие кристаллы на отражение (технологии LCOS, D-ILA, SXRD). Подробнее с этими технологиями можно ознакомиться в отдельном обзоре.
В принципе все технологии равноправны, и в большинстве случаев не технология определяет выбор проектора. Однако при повышенных требованиях к качеству изображения (отсутствие искажений и паразитных теней, натуральность цветопередачи, степень дискретности изображения (пикселизация), глубина контраста, отсутствие т.н. «эффекта радуги», мягкость или резкость подачи цветов и др.) следует учитывать особенности той или иной технологии. Кроме того, одночиповые DLP- проекторы могут создавать мерцания при видеозаписях, поэтому на мероприятиях, где ведутся телевизионные съёмки, рекомендуется использовать LCD или LCOS проекторы.
В сфере проекционной техники достаточно регулярно появляются технологические новинки (например, начинают широко распространяться матрицы на неорганических жидких кристаллах, в качестве источников света все более широко начинают использоваться светодиоды, лазеры и т.д.). Опыт специалистов компании «Викинг» позволит Вам сделать наилучший выбор и в данном отношении.