Телевизоры не отстают, и активно подтягиваются к этой линии фронта. Как только модель поприличней, тут же и стереофония. Но вот какой в этом толк обычному российскому телезрителю?
Наиболее очевидный смысл – применение стереофонического телевизора в связке со стерео видеомагнитофоном (при условии, что видеоматериал будет записан в стерео режиме), но это не совсем или точнее нужно сказать совсем не телевидение.
Для начала немного общей информации.
Давайте немного разберемся, что же такое стерео?
Особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, откуда исходит звук. При моно записи звуки записываются при помощи одного микрофона и воспроизводятся из одного источника. При этом информация о пространственном расположении источников звука теряется. Слушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину исходящей из одной точки.
В системе стерео звук записывается при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываются отдельно друг от друга, и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. При записи в студии, чаще всего, каждый источник звука записывается отдельно. Затем все записанные каналы сводятся звукооператором в два канала.
Audio Pro A48 — мощный звук для вашего телевизора
При этом задается необходимое их пространственное расположение. При воспроизведении стереосигнал подается на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем каждая воспроизводит свой канал. Слушатель, находясь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составляющие распределены в пространстве между колонками.
Одним из недостатков стереозвучания является то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, находясь перед ней, а не внутри нее, так как звуки приходящие с тыльной стороны отсутствуют. Так же было замечено, что стереоэффект проявляется в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивания. Эти недостатки попытались преодолеть в популярных в 70-е годы четырехканальных системах записи и воспроизведения звука, получивших название квадрофонических. Расположившись посередине между двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками, слушатель находился в центре звуковой картины, и получал звуковую информацию со всех сторон. К сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены, эти системы не получили широкого распространения, хотя опыт их создания был использован при разработке многоканальных систем домашнего кинотеатра.
Cтереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука. До недавнего времени телевизор оставался досадным исключением. Разработанные в 50-60-е годы телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение. С начала 80-х годов в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком.
ЧТО ТАКОЕ МОНО И СТЕРЕО | В ЧЕМ РАЗНИЦА?
К сожалению, телевизионное стерео вещание у нас в стране до сих пор находится на зачаточном уровне. Самое в этом любопытное, что именно в СССР были проведены одни из первых опытов стереофонического телевидения. Было это в 70-х годах, и выглядело следующим образом. На УКВ в стерео режиме одновременно с телевизионной программой транслировалось её звуковое сопровождение.
Обычно это были записи опер из большого театра. Но надо признать, всё это выглядело не слишком удобным, и уже по этой причине было малопригодно к массовому использованию.
В настоящее время в мире используются две системы стереофонического телевидения. Они вполне совместимы с обычными телевизионными форматами.
Это — Немецкое стерео (A2) и Nicam.
Первая система проста до жути. Сумма двух каналов передается как обычное звуковое сопровождение (т.е. с FM-модуляцией). На дополнительной частоте передается сигнал правого канала.
B/G (поднесущие звука 5,5MГц; 5,742MГц)
D/K (поднесущие звука 6,5MГц; 6,258MГц)
Таким образом, монофонический телеприёмник воспримет передачу как обычную (моно), а стереофонический вычтет из суммы правый канал и получит левый. У метода, конечно, есть изъяны. Недостаточно широкий диапазон звуковых частот (40-15000 Hz вместо хотя бы 40-20000) и высокий уровень шума (-50 dB вместо хотя бы 70)и искажений. У нас же он не идёт совсем не по этой причине.
Просто для её осуществления требуется на телевизионной станции устанавливать дополнительный передатчик для правого канала. Казалось бы, её легко можно осуществить в кабельных сетях, но там мешает другое. Наличие дополнительной несущей звука ввиду интермодуляционных искажений осложняет вещание в смежных телевизионных каналах, зашумляет соседний, требует другого взаимного расположения каналов в эфире.
Хотя, надо отметить, что в небольших сетях стандарт A2 успешно применяется (например, для ретрансляции телевизионных стерео программ со спутника).
Но, в 1986 году специалистами английской телерадиокорпорации ВВС была разработана цифровая система телевизионного стерео вещания NICAM, существенно более качественная, чем аналоговые системы. Первоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе ТВ улучшенного качества D2-MAC. Но затем, в 90-е годы, NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидения.
Система Nicam сложнее уже тем, что цифровая. Весь поток данных (два канала аудио и служебные данные) при этом компрессирован в 728 кбит/с. Это хоть и цифра, но даже далеко не компакт-диск. Изначально 14 бит вместо 16, частота дискретизации 32 вместо 44,1 kHz. В итоге полоса звуковых частот 30-15000 Hz. Хотя это лучше, чем у А2.
Да и дополнительного передатчика не требуется, т.к. звуковой сигнал передается в составе видеосигнала на частоте поднесущей 5,85 МГц. Однако все телевизионные центры придется оснастить аппаратурой кодирования Nicam, что в условиях нашей страны пока несколько накладно.
Хотелось бы отметить, что не все стерео телевизоры имеют встроенные декодеры для воспроизведения стереозвука в стандартах A2 и Nicam.
Наряду с “настоящим” стерео существуют системы “псевдостерео”, преобразующие одноканальный монозвук в два канала, со звучанием, имитирующим пространственный стереозвук.
Системы многоканального звука
Дальнейшее развитие системы звука в телевидении получают при реализации идеи “домашнего кинотеатра”. В результате развития усовершенствованных систем телевидения и телевидения высокой четкости было достигнуто значительное улучшение качества телевизионного изображения. Картинка на экране телевизора по качеству вплотную приблизилась к картинке на киноэкране.
Лишь звук, даже стерео, не создавал атмосферы кинотеатра. Дело в том, что в кинотеатрах развитых стран уже давно стандартом стал многоканальный звук. Первые многоканальные звуковые системы для кино были разработаны в начале 50-х годов.
Уже в те времена “киношное стерео” использовало как минимум четыре канала: левый, средний и правый, расположенные за киноэкраном, а также канал эффектов, звучащий за спинами кинозрителей. Канал эффектов служил для создания фоновых звуков, например отдаленных шумов, раскатов грома и так далее. В настоящее время существуют различные системы записи звука для кинофильмов, число каналов в которых варьируется от четырех и более. Самое широкое распространение получила система Dolby Stereo.
Dolby Stereo
В середине семидесятых годов фирма Dolby Laboratories (США), известная своими изобретениями в области звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo. Эта система позволяет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке.
В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки и с помощью декодера преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео. В настоящее время по этой технологии озвучивается большинство художественных кинофильмов. Аппаратурой Dolby Stereo оборудовано более 17500 кинотеатров мира.
Dolby Surround
Возникла идея применить разработки многоканальных звуковых систем для кинотеатров и для просмотра видеопрограмм дома, с телевизора. Фирмой Dolby Laboratories в начале 80-х годов была представлена система Dolby Surround Sound (DSS) для домашнего видео, которая при помощи декодера Dolby Surround позволяет из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера воспроизводится обычный двухканальный стереозвук. Следующим шагом в развитии многоканального звука для систем “домашнего кинотеатра” стало появление более совершенного декодера Dolby Surround Pro-Logic (DPL), выделяющего уже четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. Декодеры DSS и DPL продаются как по отдельности, так и встроенными в усилители, телевизоры, спутниковые ресиверы.
На входе кодера Dolby Surround присутствуют сигналы четырех каналов – L (Left), C (Central), R (Right) и S (Surround), а на выходах — два канала Lt (left-total) и Rt (right-total). Слово «total» (общий) означает, что каналы содержат не только «свой» сигнал (левый и правый), но и кодированные сигналы других каналов — C и S.
Сигналы каналов L и R передаются на выходы Lt и Rt без каких-либо изменений. Сигнал канала С делится поровну и складывается с сигналами каналов Lt и Rt. Предварительно сигнал С ослабляется на 3 дБ (чтобы сохранить неизменной акустическую мощность сигнала после сложения его «половинок» в матрице декодера). Сигнал канала S также ослабляется на 3 дБ, но, кроме того, перед сложением с сигналами Lt и Rt он подвергается следующим преобразованиям:
Полоса частот ограничивается полосовым фильтром (BPF) от 100 Гц до 7 кГц
Сигнал обрабатывается шумоподавителем — процессором Dolby B-type Noise Reduction
Сигнал S сдвигается по фазе на +90 и -90 градусов, таким образом, составляющие сигнала S, предназначенные для сложения с Lt и Rt, оказываются в противофазе друг с другом.
Совершенно ясно, что сигналы L и R не влияют друг на друга, они совершенно независимы. На первый взгляд не столь очевидно, но факт — между сигналами C и S развязка теоретически также идеальная. Действительно: в декодере сигнал S получается как разность сигналов Lt и Rt.
Но в этих сигналах присутствуют совершенно одинаковые компоненты сигнала С, которые при вычитании взаимно компенсируются. Напротив, сигнал C выделяется декодером, как сумма Lt и Rt. Так как компоненты сигнала S, присутствующие в этих сигналах, находятся в противофазе, при сложении они также взаимно компенсируются.
Такое кодирование позволяет передать сигналы S и C с высокой степенью развязки при одном условии: если амплитудные и фазовые характеристики физических каналов, по которым передаются сигналы Lt и Rt, абсолютно идентичны. Если имеется некоторый дисбаланс между каналами, развязка уменьшается. Например, если компоненты сигнала С в каналах Rt и Lt из-за разных характеристик каналов передачи окажутся неодинаковыми, произойдет нежелательное проникновение (crosstalk) части сигнала С в канал S.
THX
Одной из причин создания стандарта ТНХ явилось резко отрицательное отношение продюсера и режиссера, создателя знаменитых “Звездных войн”, Джорджа Лукаса к воспроизведению звука его фильмов в кинотеатрах, оборудованных системами многоканального звука фирмы Dolby. В результате продолжительных исследований сотрудниками Lucasfilm Ltd. был создан новый стандарт звуковоспроизведения.
Работы проводились под руководством главного инженера фирмы Тома Холмана, поэтому новый стандарт получил название Tom Holman’s eXperiment (эксперимент Тома Холмана) или, сокращенно, ТНХ. Этот формат определил новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего видеопросмотра.
Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТНХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических — левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера — громкоговорителя специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков). Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20-80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате).
Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям. Дальнейшим развитием THX явилось появление более совершенного стандарта — THX Ultra. Следует отметить, что существуют и другие, более простые чем ТНХ, системы развивающие идею Dolby Pro-Logic. Например, такая как 5CH Cinema обрабатывает только тыловые каналы, преобразуя их в псевдостерео.
AC-3
Системы DSS и DPL являются аналоговыми, и при бурном развитии систем цифровой звукозаписи вполне логичным явилось появление цифровой системы Dolby Digital AC-3 (Audio Coding — 3). Впервые она была применена в 1992 году, в кинотеатрах с многоканальным звуком, а с 1994 года ее начали использовать для звукового сопровождения непосредственного теле- и радиовещания со спутников.
Система АС-3 позволяет получать на выходе шесть каналов звука. Из них пять полнодиапазонных (30-20000 Гц): три фронтальных — левый, центральный, правый и два тыловых, а так же низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Система АС-3, по мнению экспертов, считается на сегодняшний день одной из наиболее перспективных систем объемного звучания. Она принята в качестве звукового стандарта для лазерных видеодисков формата DVD.
MPEG Multichannel
MPEG Multichannel или MPEG-2 Audio так же как и предыдущий стандарт применяется для записи звука на DVD видеодиски. Создан он был в рамках разработки цифрового стандарта вещательного телевидения MPEG-2. AC-3 и MPEG-2 Audio обеспечивают примерно одинаковое качество шестиканального звука. Хотя некоторые специалисты отмечают большую гибкость последнего, вследствие возможности переменной скорости записи звуковых данных.
DTS
DTS (Digital Theater System) — шестиканальная цифровая система записи звукового сопровождения кинофильмов, широко распространенная в США. В этом стандарте, например, записана звуковая дорожка фильма “Парк юрского периода”. Считается, что эта система обеспечивает лучшее качество звука, чем АС-3 из-за меньшего сжатия исходной звуковой информации.
Источник: www.televesti.ru
Имеет встроенные стерео динамики
Что такое стереодинамики?
Стереофонический звук, чаще всего известный как стереозвук, создает иллюзию звукового спектра с источниками звука, поступающими из разных направлений, как при естественном звучании. В результате звук получается более интересным и приятным.
Стереодинамики и стереонаушники работают, передавая звук с независимых аудиоканалов с левой и правой сторон, по контрасту с монофоническим (или просто моно) звуком, в котором одинаковый звук воспроизводится из всех динамиков, как будто он идет из одной точки.
Стереодинамики работают при наличии записи стереозвука и воспроизводят то, что некоторые называют «настоящим стерео». Запись стереозвука содержит два или более независимых аудиоканала, которые можно проигрывать через стереодинамики.
Хотя стереосистемы обеспечивают более реалистичное звучание, по сравнению с монофоническими системами, важно отличать стереозвук от объемного звука. Последний требует особого процесса записи и установки как минимум пяти динамиков, расположенных так, чтобы, как следует из названия, окружить слушателя.
До недавнего времени существовал дефицит смартфонов со стереодинамиками, но постепенно их доступность увеличивается. Учитывая этот недавний всплеск интереса, удивительно осознавать, что первые смартфоны со стереодинамиками появились довольно давно: первыми были Motorola 398 и E680 (оба выпущенные в 2004 году), а затем громоздкий LG VX-9800 телефон-раскладушка 2005 года (также известный как LG The V). Мобильному рынку явно потребовалось много времени, чтобы обратить внимание на стереодинамики.
Источник: versus.com
Чем отличается стереопара от 3D: разбираемся в аудио- и видеоэффектах
Когда мы говорим о технологиях видео и аудио, часто используется термин 3D, который, казалось бы, означает все виды пространственных эффектов. Однако существует еще один эффект — стереопара, который имеет свою специфику и отличается от 3D в нескольких аспектах.
Стереопара — это метод записи стереозвука, а также получения двух видеокартин, каждая из которых представляет изображение с разного ракурса. Эти картинки перекрываются друг на друга, создавая эффект глубины и пространственности изображения. В отличие от 3D, где воспроизводится объемная картина, стереопара воспроизводит более реалистичное впечатление присутствия зрителя внутри изображения.
Несмотря на то, что стереопара используется реже, чем 3D, она имеет свои преимущества перед последним. Простота в создании, большая скорость обработки и возможность просмотра даже на простых устройствах — все это делает стереопару более универсальным и доступным эффектом для массовой аудитории.
Разберемся, как стереопара работает и чем она отличается от 3D в деталях.
Отличия между стереопарой и 3D
Что такое стереопара?
Стереопарой называют два видеоизображения, предназначенных для просмотра на двух экранах. В результате зритель воспринимает объемное изображение. Это возможно благодаря различной перспективе и тонкой разнице в углах обзора между двумя кадрами.
Что такое 3D?
3D (трехмерноe изображение) отличается от стереопары тем, что происходит восприятие объема не только на экране, но и за ним. Картина получается благодаря использованию специальных очков, работающих по принципу разделения изображения для левого и правого глаза. Такое изображение гораздо более реалистично и эффектно.
Какие отличия между ними?
- Восприятие пространства: стереопара создает объем только на экране, 3D дает эффект пространства вне экрана.
- Использование специальных очков: для просмотра 3D образа необходимы самые разные варианты очков, для стереопары обычно используются простые очки с разной раскраской стекол.
- Реалистичность: изображение в 3D выглядит гораздо более реалистичным и детализированным, чем в стереопаре.
- Стоимость: производство и просмотр 3D видео обходится гораздо дороже, чем стереопары.
Что такое стереопара
Стереопара – это два звуковых канала, которые содержат звук, записанный с разных точек пространства. Она используется в аудиоэффектах для создания объемного звучания, при котором звук воспринимается слушателем так, как будто он идет из разных направлений.
Стереопара обычно записывается в формате лево-право, то есть на левом канале записан звук, который воспринимается слушателем как идущий из левого направления, а на правом – звук, идущий из правого. Такая запись позволяет создать иллюзию присутствия в зале, где происходит запись звука.
Стереопара может быть записана не только для музыки и звуковых эффектов, но и для голоса. Например, при записи интервью два микрофона могут быть направлены на разных собеседников, чтобы по окончании записи добавить эффекта присутствия через стереопару.
Что такое 3D?
3D – это процесс воссоздания трехмерной реальности на плоскости. Это возможно при помощи технологий, позволяющих воспроизвести глубину и объемности визуального изображения. Форма и глубина предметов в трехмерном пространстве передаются через создание стереоскопического эффекта, при котором каждый глаз получает отдельное изображение. Благодаря глубинному эффекту фигуры на экране выглядят настоящими, эффект иллюзии объема и трехмерности создается.
Технология 3D нашла применение в различных областях, таких как кинематография, компьютерные игры, медицина, реклама и телевидение. В кинематографии эта технология широко используется для создания более реалистичных и зрелищных фильмов. В компьютерных играх 3D-графика позволяет игрокам погрузиться в игровой мир.
Технология 3D также находит применение в медицине. Благодаря этой технологии врачи могут изучать трехмерные модели органов и тканей для проведения более точных диагностических исследований и планирования хирургических операций. В рекламе и телевидении технология 3D используется для создания уникальных рекламных материалов и реалистичных эффектов.
Разбираемся, как работает стереоэффект
Стереоэффект — это эффект восприятия аудиосигнала, когда звук создает ощущение пространственности и направленности звукового источника.
Для создания стереоэффекта используются два разных звуковых канала, в которые записываются звуки из разных направлений. Затем эти каналы проигрываются через два динамика, расположенных по разные стороны от слушателя, что позволяет воспроизвести ощущение пространственного звучания.
Кроме того, стереоэффект может быть улучшен с помощью различных технологий обработки звука, таких как реверберация и эквализация, которые позволяют более точно воспроизвести направленность звуков и создать эффект нахождения в реальном пространстве.
- Реверберация — это звуковой эффект, который происходит, когда звуки отражаются от поверхностей в помещении. Он может быть использован для создания ощущения пространства и глубины звучания.
- Эквализация — это метод обработки звука, который позволяет изменять баланс между различными частотами звукового спектра. Он может использоваться для улучшения читаемости диалогов или для добавления эффекта направленности звучания.
Использование стереоэффекта в кинематографе и музыке позволяет создавать более реалистичные и глубокие звуковые образы, что повышает качество восприятия контента для зрителей и слушателей.
Как работает 3D-эффект
3D-эффект является трехмерным визуальным представлением объектов и сцен с использованием различных методов. Он создает иллюзию глубинного пространства, которая воспринимается зрителем как настоящая. Для достижения этого эффекта используются различные технологии.
- Активное 3D использовает специальные очки, которые синхронизируются с телевизором или экраном и позволяют каждому глазу видеть разные изображения, что создает эффект глубины.
- Пассивное 3D использует очки с поляризацией, которые разделяют лучи света на две поляризованные составляющие, смотрящие на специально подготовленный экран.
- Автостереоскопия использует специальные технологии, которые позволяют зрительному аппарату видеть разные изображения на одном экране с помощью линз и других методов.
Кроме того, для создания 3D-эффекта может использоваться графический движок — программа, которая отвечает за обработку, сканирование и отображение изображений в 3D формате. Они могут использоваться для создания анимации, игр и других контентов в 3D.
Также стоит упомянуть звуковой эффект — он способствует созданию атмосферы и глубины сцены. Он может определить расположение объектов в пространстве, что создаст дополнительный эффект 3D-восприятия. Этот визуальный и звуковой эффекты в совокупности создают эффект 3D и делают его более реалистичным для зрителя.
Различия в технологиях
Стереопара
Технология создания стереопары основывается на двух камерах, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Каждая камера снимает изображение со своего угла обзора, после чего два изображения совмещаются и создают 3D-эффект.
Стереопара используется как в кино, так и в видеоиграх, но основное отличие от 3D-изображений заключается в том, что зритель может видеть эффект только при наличии специальных очков.
3D
3D-изображения создаются с помощью программного обеспечения и не требуют наличия двух камер. Программа создает два изображения, которые отличаются друг от друга на определенное расстояние, после чего они объединяются и создают эффект объемного изображения.
3D-изображения можно наблюдать и без специальных очков, но без них качество изображения значительно ухудшается.
Вывод: Основная разница между стереопарой и 3D-изображениями заключается в том, что первая использует две камеры для съемки, а вторая — программное обеспечение. Кроме того, зритель может видеть стереоизображение только с помощью специальных очков, а в случае 3D-изображений это опционально.
Применение стереопары и 3D в кино и играх
Стереопара — это эффект, создающий ощущение присутствия вокруг зрителя двух изображений одного и того же объекта, полученных с небольшого расстояния друг от друга. Использование стереопары в кино позволяет зрительской аудитории более глубоко вжиться в происходящее на экране. Такие фильмы, как «Аватар» и «Гравитация», стали популярны благодаря их визуальным эффектам и использованию стереопары.
3D-эффект, в свою очередь, добавляет глубину и объем к изображению, создавая визуальный 3D-эффект. Это позволяет зрителям видеть объекты и сцены более реалистично. Фильмы, анимационные фильмы и игры, такие как «Аватар», «Как приручить дракона» и «Gran Turismo», применяют 3D-эффекты в своей работе, чтобы создать еще более яркую и захватывающую атмосферу.
Объединение стереопары и 3D-эффектов позволяет создавать еще более захватывающие и реалистичные образы на экране. Однако, чтобы насладиться полной глубиной и качеством этих эффектов, необходимо использовать специальные устройства, такие как 3D-очки и TV-экраны, которые позволяют зрителю видеть изображение в трех измерениях и получать невероятно захватывающее впечатление.
Как выбрать правильный формат для просмотра?
Существует множество форматов для просмотра фильмов и видео в 3D и стереопарах, такие как съемка в Cinerama в 3D, пассивное 3D, активное 3D, бинарное кодирование и многое другое. Выбрать правильный формат может быть сложно, но есть несколько факторов, на которые стоит обратить внимание.
- Тип файла: Обращайте внимание на тип файла, который вы хотите просмотреть. Некоторые форматы могут не поддерживаться вашим устройством.
- Тип очков: Если вы используете очки для просмотра 3D, то убедитесь, что они соответствуют формату, который вы хотите просмотреть. Некоторые очки могут быть совместимы только с определенными форматами.
- Качество изображения: Выбирайте формат с максимальным качеством изображения, чтобы получить наилучший визуальный эффект от просмотра.
Помните, что выбор формата зависит от того, какой эффект вы хотите получить от просмотра. Если вы хотите насыщенную картинку и глубину, то стереопары будут для вас лучшим выбором. Если вы ищете живой и динамичный эффект, то лучше уделить внимание 3D форматам.
Источник: yasoldat.ru