Что такое ТВ доля

Одним из базовых показателей в медиапланировании является число людей или домохозяйств, в которых смотрят телевизор. Этот показатель описывает количество людей (или домохозяйств), использующих ТВ на определенный момент времени (Home Using TV) (рис. 1.13). Иными словами, это процент индивидуумов или домохозяйств, использующих телевизор в данное время дня.

Рис. 1.13. Механизм определения HUT*
* Источник: Surmanek J. Media planning. A Practical Guide. — NTC, 1995.

Поскольку этот показатель можно рассматривать только в рамках определенного момента времени, то его можно классифицировать как измерение объема потенциальной аудитории. Если какой­то канал имеет технический охват в 20 млн человек, то это вовсе не означает, что рекламное объявление или программу увидит именно это количество человек.

Что же определяет количество людей или домохозяйств, в которых могут увидеть рекламный ролик на канале? Именно показатель PUT (People Using TV) определяет максимально возможную аудиторию, которую сможет охватить рекламодатель при самых благоприятных условиях. То есть рекламное сообщение смогут увидеть те люди, которые по крайней мере в данный момент времени включили телевизор. Это измерение максимальной потенциальной аудитории. Этот показатель может говорить нам о том, сколько людей смотрят телевизор утром, днем, вечером, ночью.

Олег Газманов — Доля (1991) (Rusong TV)

Хотя в этом примере 80 % домохозяйств используют телевизор, реальный процент людей, смотрящих телевизор, в то же самое время может быть меньше. Если мы предположим, что в каждом доме живут 2 человека и только один из них смотрит ТВ, тогда показатель PUT будет равен всего 40 % — 4 человека, смотрящих телевизор в данное время дня, мы делим на базу 10 человек (по 2 в каждом доме).

Во всех случаях при вычислении процента мы используем всю доступную численность населения в домах, где установлены телевизоры. В случае с радио учитываются не только те люди, у которых есть радиоприемники дома, но и те, у кого в автомобилях установлены магнитолы. Показатель HUT не включает людей, смотрящих телевизор вне дома, например в магазинах, аэропортах, отелях и т. д.

Уровень HUT варьируется в зависимости от сезона, времени суток, географического местоположения и рынка. Изменчивость данного показателя отражает различия в стиле и уровне жизни. Обычно этот показатель ниже утром, когда люди собираются на работу, и выше вечером, когда люди возвращаются с работы. Он начинает уменьшаться к ночи, когда люди ложатся спать, он ниже в теплую погоду, когда люди предпочитают проводить время вне дома, и выше в холодную, когда большинство людей предпочитают оставаться дома.

PUT также весьма изменчив, причем его изменчивость зависит и от того, какую группу людей мы рассматриваем (рис. 1.14).

Предположим теперь, что в наших 5 домах живет по 4 человека: один мужчина, одна женщина, один подросток, один ребенок.

Число зрителей в каждом доме показано в табл. 1.7, распределение аудитории — на рис. 1.14.

Клип! Доля воровская 3 тоҷикӣ (акустическая версия) ТАДЖИКСКИЙ #ШАНСОН

Категория зрителей Домохозяйство Мужчины Женщины Подростки Дети Всего
Дом 1
Дом 2
Дом 3
Дом 4
Дом 5
Всего
База
PUT, %

Как мы видим, наилучшие показатели у женской аудитории (Ж, 18 и старше), у мужчин того же возраста (M, 18 и старше) показатели ниже среднего (18 и старше), хуже всего (то есть меньше всех) смотрят телевизор дети, причем, как видно из графика, у них наблюдается «пик» днем (тогда как другие группы населения в это время значительно меньше смотрят телевизор. На рисунке 1.15 представлен показатель PUT в абсолютных величинах.

Рис. 1.14. Суточная динамика PUT для различных аудиторий*

Рис. 1.15. Показатель PUT, выраженный в абсолютных величинах*
* Источник: TNS/Gallup.

График PUT в относительных величинах не дает наглядного представления о катастрофическом разрыве в показателях для различных групп населения, в абсолютных же величинах этот разрыв виден очень хорошо (см. рис. 1.15).

PUR (People Using Radio)

Значение показателя PUR, отражающего количество людей, которые слушают радио, также меняется в течение суток. Но эта изменчивость будет отличаться от той, которую мы видели в предыдущем примере, когда обсуждали телеаудиторию (рис. 1.16).

Рис. 1.16. Суточная динамика показателя PUR для мужчин и женщин*
* Источник: TNS/Gallup.

Уровни использования ТВ и радио комплементарны друг другу. В то время как аудитория радиостанций возрастает, телеаудитория уменьшается, и наоборот. При определении динамики уровня прослушивания радиостанций или уровня телесмотрения можно использовать любую интересующую нас аудиторию как базу. Приведем, например, динамику PUT и PUR для женщин (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Динамика PUT и PUR для женщин в течение суток

Рейтинг

Когда зритель смотрит какую­нибудь передачу по телевизору, то свои впечатления о ней в наиболее общей форме он выражает фразами «понравилось», «не понравилось», «хорошая» или «плохая». Эти определения, естественно, ни к чему не обязывают. Но если кто­то говорит: «У этой передачи низкий рейтинг», то это уже больше похоже на приговор. Потому что рейтинг — это не личное мнение, а нечто более весомое, научно обоснованное, с чем не поспоришь.

Стремительно ворвавшись в нашу жизнь, это доселе неведомое опре­деление быстро стало привычным, но, как это ни парадоксально, вызывающим большие подозрения. Естественные сомнения в критериях оценки подогреваются возмущением обладателей уж слишком «мягкого» рейтинга. Социологические службы стараются ответить на это дальнейшими техническими и качественными усовершенствованиями.

Так, Comcon­2, Russian Research, Gallup и другие проводят непрерывные измерения телеаудитории с помощью дневниковой панели, правда, каждый работает по своей методике. Это выборка постоянно участвующих в измерении людей, которые заполняют специальные дневники о том, когда они смотрят на ТВ или слушают радио, с точно­стью до 15 минут или 1 секунды, если речь идет о пипл­метрах. Есть свои «прорывы» и у других социологических служб. Но сомнения у пользователей все равно остаются. И дело тут даже не в ущемленных амбициях создателей передач, а во вполне реальных деньгах, которые теряются или приобретаются из­за малейших колебаний рейтинга.

Многие продавцы рекламного времени на телеканалах связывают свою ценовую политику, помимо прочего (охват территории, время вещания), с популярностью той или иной передачи. Оценить же ее можно только с помощью тех же рейтингов. Удивленному неожиданно выросшей ценой рекламодателю показываются последние исследования, из которых явствует, насколько выросла аудитория интересующей его программы, и тому приходится выкладывать лишние десятки, а порой и сотни тысяч долларов. Создатели передач, увидев растущие «столбики», тоже требуют у своих продавцов рекламного времени большей «отдачи». В чем же суть этого, а также других менее известных, но ничуть не менее важных показателей рекламоспособности средств массовой коммуникации?

Эфирный рейтинг (телевизионный или радийный) представляет собой оценку аудитории, видевшей или слышавшей ту или иную передачу. Поскольку физически невозможно регулярно опрашивать все население страны, то для получения оценочных данных прибегают к процедуре построения выборки, которая с заданной точностью и достоверностью будет представлять все население. Но тем не менее при работе с рейтингами никогда не надо забывать, что это всего лишь оценка, отражение реального рейтинга. Эта оценка представляется в виде процента от общей потенциальной аудитории людей, имеющих телевизоры или радиоприемники. Рейтинги, так же как и PUT, HUT, могут измеряться для домохозяйств и для индивидуумов.

Средний рейтинг

Как правило, получаемые данные о просмотре телевизоров (с точностью до секунды) с пипл­метров компании Gallup Media усредняются либо на каком­то интервале времени, либо по длительности передачи или рекламного блока (то есть по длительности эфирного события). Каждому зрителю, переключившемуся на канал во время данной передачи, рекламного блока, временного промежутка, присваивается ­определенный вес в зависимости от продолжительности просмотра. Тому зрителю, который смотрел передачу от начала до конца, присваивается вес 1, смотревшему передачу половину времени — вес 0,5, треть передачи — вес 0,3333 и т. п. Затем подсчитывается сумма весов и делится на количество респондентов целевой группы.

Рейтинг представляет собой процент индивидуумов или семей, подверженных воздействию того или иного средства передачи рекламного сообщения. Причем знак % по конвенции рядом с цифрой рейтинга не ставится.

Еще по теме:  Усилитель звука для ТВ приставки

Понятие «рейтинг» обычно применяется к таким СМИ, как телевидение и радио, хотя его все чаще используют и при анализе других медиа­форм. Например, в отношении газет и журналов применяется термин «покрытие» (coverage), который по своей сути идентичен термину «рейтинг». Показателем, характеризующим наружную рекламу, является «показ» (showing) — аналог суммарного рейтинга.

Механизм подсчета рейтинга представлен на рис. 1.18. Нижеследующее описание рейтинга строится вокруг телевидения, но оно в равной степени верно и в отношении других СМИ.

Рис. 1.18. Механизм подсчета рейтинга*
* Источник: Surmanek J. Media planning. A Practical Guide. — NTC, 1995.

Предположим, что общее количество семей, у которых дома есть телевизор, составляет 5. Предположим также, что в определенный промежуток времени, например с 9:00 до 9:30, транслируются всего 3 телеканала. Два из пяти домов смотрят канал A (см. рис. 1.18); таким образом, рейтинг программы A — 40, или 2 /5 (при этом знак процента опускается). У канала B, как и у канала C, рейтинг 20, так как каждый из них смотрят только в одном доме.

Те же самые принципы применимы и при вычислении рейтинга среди индивидуумов. Если в каждом из 5 вышеупомянутых домов проживает по 2 человека, то база для расчета рейтинга составляет 10 человек.

В соответствии с рис. 1.18 показатель HUT можно получить суммированием индивидуальных рейтингов всех программ:

• канал А — рейтинг 40;

• канал В — рейтинг 20;

• канал С — рейтинг 20;

• суммарный рейтинг — 80 = HUT.

Как показано в табл. 1.8, один житель дома 1 смотрит канал A, в то время как второй вообще не смотрит телевизор. Оба человека в доме 2 смотрят канал B и т. д. В общей сложности 1 человек смотрит канал A, тем самым его рейтинг — 10 (1 поделить на все «теленаселение»). Аналогично рейтинг канала B — 30, канала C — 20.

Расчет рейтинга по отношению к количеству людей, смотрящих телевизор

Канал Дом Канал А Канал В Канал С Не смотрят Всего
Дом 1
Дом 2
Дом 3
Дом 4
Дом 5
Всего
Рейтинг

Поскольку рейтинги — это процентные величины, очень важно знать базу, на основе которой они были вычислены. В вышеприведенных примерах была использована генеральная совокупность, состоящая из пяти домов и десяти человек.

В таблице 1.9 показано, что один и тот же рейтинг, примененный к разным базам населения, предполагает разное количество людей, подвергшихся рекламному воздействию. Как следует из табл. 1.9, рейтинг 10 (то есть 10 %) общенациональной программы в пересчете на население всей страны соответствует 9 млн мужчин, в то время как тот же самый рейтинг, но для программы, транслирующейся на рынке X, соответствует 90 тыс. мужчин.

Продюсерские студии на телевидении и радио пользуются рейтингами для того, чтобы оценить популярность той или иной передачи. Если рейтинг высок, то скорее всего программа и далее будет транслироваться, и наоборот: если рейтинг слишком низок, то наиболее вероятно, что ее скоро уберут из сетки вещания.

Применение рейтинга к разным группам населения, тыс. чел.*

Программа Показатель Программа A Программа B Программа C
География Вся страна Рынок X Рынок Y
Мужское население 90 000
Женское население 100 000
Рейтинг по мужчинам
Рейтинг по женщинам
Охвачено мужчин
Охвачено женщин

* Источник: Surmanek J. Media planning. A Practical Guide.

Рейтинг — это основной эфирный термин. Рекламодатели пользуются рейтингами при закупке теле­ и радиопрограмм, определении количе­ства людей, которые будут иметь возможность увидеть/услышать ре­кламное обращение, а также при определении того, как часто эти люди будут иметь возможность увидеть/услышать обращение.

Телеканалы, радиостанции и издания используют рейтинг для установления расценок на размещение рекламы в той или иной передаче в то или иное время, стоимость полосы или стоимость рекламного щита.

Посмотрим, какие бывают рейтинги (рис. 1.19).

Во­первых, это средний рейтинг канала за целый день. Он говорит нам о том, как в среднем все люди старше 18 лет смотрят телеканалы. Но рейтинги в различное время дня могут очень сильно различаться. Так, средний рейтинг каналов не превышает 2, если мы усредняем данные за весь день, но в прайм на тех же каналах он возрастает более чем вдвое.

На основе этой информации мы можем совершить только часть дей­ствий, необходимых при планировании рекламных кампаний. Например, предварительно выбрать телевизионные каналы, на которых мы будем размещать ролики нашего рекламодателя.

Средние рейтинги каналов за весь день и по периодам (утро, день, прайм, ночь) будут различаться в зависимости от того, какая целевая аудитория будет нас интересовать.

Рис. 1.19. Рейтинги каналов

Из рисунка 1.20 мы видим, сколько мужчин и женщин смотрят телеканалы в течение дня.

Рис. 1.20. Рейтинги каналов в течение дня (для мужской и женской аудитории)

Но и такого уровня дробности недостаточно для планирования. Посмотрим, как меняется рейтинг телеканалов по часам (рис. 1.21).

Рис. 1.21. Динамика рейтингов основных телеканалов в Москве*
* Источник: TNS/Gallup.

Замеренные рейтинги для московской аудитории говорят нам о том, что существует два «пика» просмотра телеканалов: основной вечерний, называемый прайм­таймом, и дневной, который несколько различается для разных каналов (рис. 1.22).

Рис. 1.22. Поминутная динамика рейтингов на небольшом интервале времени (прайм)*
* Источник: TNS/Gallup.

На рисунке 1.23 мы видим, как изменяется количество аудитории телеканалов. На одной минуте трансляции рейтинг очень высок, а в следу­ющую минуту он вдруг катастрофически падает. Можно предположить, что такое катастрофическое падение рейтинга связано с появлением на экране рекламной заставки в начале рекламного блока. Рассмотрение динамики рейтинга с этого момента становится еще более интересным.

Рис. 1.23. Поминутная динамика рейтинга Первого канала

Если мы посмотрим на дробные данные, приведенные на рис. 1.22, то увидим, что действительно с началом рекламного блока аудитория канала и, соответственно, аудитория программы начинает уменьшаться, «перетекая» на другие каналы. Причем на рисунке ясно видно, что вторая минута рекламного блока самая «провальная» с точки зрения количества аудитории. К концу рекламного блока аудитория начинает возвращаться на канал, чтобы досмотреть передачу.

Рис. 1.24. «Перетекание» аудитории каналов

Из рисунка 1.24 хорошо видно, как в начале рекламного блока люди начинают переключаться с канала, на котором начинается трансляция рекламы, и как они возвращаются на канал ближе к концу трансляции рекламного блока.

Доля (Share)

Доля — это процент HUT, рассчитанный для конкретной программы. Поскольку динамика HUT точно такая же, как и PUT, PUR, то определение «доля» применимо и к этим терминам. Собственно, когда мы говорим «доля», то мы подразумеваем долю суммарного рейтинга аудитории.

В бизнесе доля рынка — это доля суммарных продаж конкретного продукта в стоимостном выражении в ряду аналогичных товаров. Например, доля продаж шоколада фабрики «Красный Октябрь» на московском рынке составляет 23 % от всех продаж шоколада в Москве. Телевизионная доля обозначает примерно то же самое.

Здесь это означает, какую часть общей аудитории в процентах составляет аудитория данной конкретной программы. Обратимся к нашему типовому рисунку (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Механизм определения доли*
* Источник: Surmanek J. Media planning. A Practical Guide. — NTC, 1995.

Нужно обратить особое внимание на то, что программу А смотрят 50 % от всех домохозяйств, у которых включен телевизор в данное время, а не от всей потенциальной аудитории. И при одинаковой доле смотрящих телевизор в дневное и вечернее время рейтинги программ могут сильно различаться.

Конечно же, доля определяется не только для программы, но и для канала.

Так же как и в случае с рейтингом, рассмотрим доли каналов за день и сравним их со средними рейтингами (рис. 1.26).

Рис. 1.26. Доли и рейтинги каналов за день

Доли каналов обладают своей динамикой в течение дня, чаще всего совпадающей с динамикой рейтингов (рис. 1.27).

Еще по теме:  Как влияет металлическая крыша на прием ТВ сигнала

Рис. 1.27. Суточная динамика рейтингов и долей Первого канала и России

Сумма долей всех каналов за один промежуток времени должна быть равна 100. Иногда при работе с базами данных можно обнаружить, что сумма долей каналов немного превышает 100, но это связано только с ошибкой округления в процессе взвешивания аудитории при расчете показателей.

Так же как и рейтинг, доля индивидуальна для каждой аудитории и динамика ее для различных частей аудитории различается (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Суточная динамика долей для женской и мужской аудиторий

Как видно из рисунка, доли также характеризуют динамику аудитории телеканалов. Например, в 16:00 канал Россия смотрит 30 % из всех мужчин, у которых включен телевизор в данное время, и лишь 15 % всех женщин.

Соотношение понятий Rating/HUT/Share

Эти три термина взаимосвязаны, зная численные значения двух из них, мы всегда можем рассчитать третье:

Рейтинг = HUT ´ Доля,

Доля = Рейтинг / HUT,

HUT = Рейтинг / Доля.

Связь этих терминов рассмотрим на нашем типовом рисунке (рис. 1.29).

Рис. 1.29. Соотношение основных понятий*
* Источник: Surmanek J. Media planning. A Practical Guide. — NTC, 1995.

80 % жителей домов, в которых есть телевизор, смотрят ТВ в данный момент времени — отсюда мы имеем 80 % HUT.

Программу А смотрят в 2 домах из 5 — ее рейтинг составит, соответ­ственно, 40 %.

Из 4 домов, в которых смотрят телевизор, в 2 смотрят программу А — ее доля составит 50 %.

Напомним еще раз, что HUT и PUT есть сумма рейтингов всех программ на всех каналах, физический смысл этого понятия — количе­ство домохозяйств или индивидуумов, у которых в данный момент времени телевизор включен. Рейтинг же рассчитывается по базе людей, имеющих телевизор дома, но не обязательно его включивших в данный момент. Доля рассчитывается по базе людей, у которых телевизор в данный момент времени включен.

В.Н.Бузин. Т.С.Бузина «Медиапланирование для практиков»

ТОП 5 статей:

Экономическая сущность инвестиций — Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ — На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях — Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов — Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) — относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право — Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Источник: pdnr.ru

Что такое пиплметры и как они измеряют наше телевидение

В каждом номере «Города 812» выходит рейтинг телеканалов, которые смотрят в Петербурге. Измеряет доли телеканалов с помощью пиплметров. Что это такое? Насколько точны измерения? И какие выводы из этих данных можно сделать?

Об этом «Городу 812» рассказал Михаил ПОПОНОВ, директор филиала TNS в Санкт-Петербурге.

– Каким образом вы измеряете доли телеканалов – только пиплметрами или еще какие методы используете?

– В России мы используем электронные измерения для оценки аудитории телеканалов. Это пиплметры. Мы устанавливаем приборы – они сейчас стали беспроводными – на все работающие в домохозяйстве телевизоры. После этого со всех телевизоров информация снимается в автоматическом режиме.

– Сколько пиплметров у вас установлено?

– Они стоят в 5000 домохозяйств в России (это 12 тысяч человек). К концу 2017 года пиплметры будут в 6 тысячах домохозяйств.

– Это много или мало?

– И сейчас это одна из крупнейших панелей в Европе. А когда мы доведем количество домохозяйств до 6 тысяч, это будет третья панель в мире – после США и Китая.

– А в Петербурге сколько пиплметров?

– В Петербурге у нас сегодня 330 домохозяйств, это порядка 700 человек, за этот год мы увеличим количество до 400 домохозяйств.

– Как вы выбираете людей, у которых стоят пиплметры?

– Ежегодно мы делаем большое установочное исследование. Звоним людям, спрашиваем, сколько у них телевизоров, как часто они их смотрят. На основании установочного исследования определяются контрольные параметры – например, возраст, наличие Интернета, пожилых членов семьи и детей. По итогам опроса формируем панель. Наша панель отражает структуру населения России в целом и отдельно крупных городов.

– Если вы поставили пиплметр в квартиру – это уже навсегда?

– У нас есть обязательный процент ротации панели в год. Не так давно мы прошли международный аудит, аудиторы ездили по домохозяйствам, смотрели, как все это работает. В итоге одной из рекомендаций было незначительное увеличение ротации. Мы это сделали.

– А зачем люди соглашаются ставить у себя пиплметры? Вы же платить деньги за это не имеете права.

– Да, живыми деньгами не можем их вознаграждать, потому что тогда мы вмешиваемся в их семейный доход. Но у нас есть каталог, из которого люди могут выбрать себе подарки: это небольшая бытовая техника, наборы инструментов, полезные и приятные в хозяйстве вещи и т.д.

– А если несколько телевизоров в квартире, то как вы учитываете, кто что смотрит?

– На каждый телевизор мы ставим прибор. К прибору выдается пульт. У каждого члена семьи на нем есть своя кнопка. И всякий раз, когда человек входит в комнату с работающим телевизором, он должен зарегистрироваться, а когда выходит из комнаты – тоже нажать на кнопку.

Для нас важным является не то, что телевизор работал на таком-то канале, а то, что конкретный человек – Иванов Иван Иванович стольких-то лет – вчера смотрел определенную передачу. Если есть совместное смотрение, то зарегистрироваться должны несколько человек.

– И эти люди всегда честно и скрупулезно выполняют эту работу?

– Мы регулярно инструктируем респондентов и контролируем их. Если в квартире живет несколько человек, а регистрируется только один, то мы звоним и спрашиваем, почему так происходит. Или если у нас прибор фиксирует, что телесмотрение в квартире есть, человек зарегистрировался, а конца просмотра нет, – тоже спрашиваем, почему так. Забыл или действительно 8 часов подряд смотрел телевизор. На самом деле контролируется и проверяется целый ряд параметров.

– Представители телеканалов периодически заявляют, что вашим данным не слишком верят, что пиплметров у вас слишком мало. Вот глава Life78 Арам Габрелянов говорит, что вы слишком маленькую долю его каналу насчитываете.

– Методика у нас открытая. Вопрос не в том, мало пиплметров или много, а в том, каким образом построена выборка, какой размер группы взят для анализа, какой временной интервал. Важно, чтобы выборка репрезентировала генеральную совокупность по ряду параметров. Если выборка правильно сформирована, то она отражает телесмотрение города в целом.

Но мы не учитываем внедомашнее смотрение ТВ. Скажем, вы пришли в фитнес-клуб, бегаете по дорожке, и напротив вас работает телевизор. Или вы уехали на дачу и смотрите телевизор – это тоже в данные не попадает. А в целом, я уверен, наши данные отражают телевизионные предпочтения жителей.

– Какие тенденции в телесмотрении прослеживаются, что теперь смотрят больше, а что меньше, чем раньше?

– Тематическое ТВ показывает стремительный рост. Так мы называем совокупность порядка двухсот самых разных каналов – там и РБК, и Animal Planet, и Discovery. В отдельности у каждого из них невысокие аудиторные показатели, но в совокупности в Петербурге их доля опережает долю любого из каналов лидеров.

В чем преимущество электронных измерений? Если вы проведете опрос и спросите у людей, какие каналы они смотрят, то значительное влияние на ответы будет оказывать известность канала. Каналы-лидеры с высокой вероятностью будут называть чаще, чем другие, а маленький канал никто и не вспомнит. Это влияет на точность исследований. При автоматизированном методе сбора данных мы все знаем точно.

Еще по теме:  Теле2 TV не работает приложение

– У кого эти маленькие, но растущие каналы отбирают аудиторию?

– Влияние оказывается на все крупные каналы. Прежде всего у каналов «большой тройки» – Первого канала, «России 1», НТВ. Не стремительно, но год от года это происходит.

– Все больше народу рассказывает, что они вообще не смотрят телевизор. Вы с этим сталкиваетесь?

– Объем телесмотрения в целом – скажем, за месяц – не снижается. Как смотрели 98–99 процентов россиян телевизор, так они его и смотрят. Хотя бы раз в месяц, но смотрят. В молодежных группах есть некоторое снижение. А в старших возрастных группах снижения нет.

Более того, в целом даже увеличивается объем потребления телевизионного контента.

– А с лидерами что происходит? Почему «Россия» иногда обгоняет Первый, а потом возвращается на второе место?

– Сериальный показ оказывает существенное влияние на долю аудитории телеканала. Ключевая аудитория «России 1» – это женщины старше 50 лет. Эта группа большая, смотрит телевизор много, поэтому доля «России 1» стабильно высокая. Но в целом показатели Первого канала и «России» очень близкие. В зависимости от анализируемой целевой группы показатели могут различаться.

– Life78 сделал ставку на местные новости – и что-то плохо его доля растет. Местные новости зрителям неинтересны?

– С момента запуска канала прошло всего несколько месяцев, и пока преждевременно говорить о результатах. У Life78 позитивная динамика охвата с момента начала вещания в Петербурге. В целом люди уже привыкли потреблять новости на крупных федеральных каналах. Украина и Сирия все еще держат зрителей в состоянии повышенного интереса к жанру.

Например, после Олимпиады в Сочи и Крымских событий «Россия 24» в Петербурге вдвое увеличила свою долю, и показатели канала по-прежнему остаются на высоком уровне. Это совершенно беспрецедентно.

– Но это же не местные новости.

– Локальный новостной контент, безусловно, находит своего зрителя. На федеральных каналах тоже есть местные новости после федеральных, и их показатели сопоставимы. Части зрителей этого объема вполне хватает. Пока нет массовой привычки потреблять локальные новости на отдельно взятом новостном канале.

– Петербург в смотрении телевизора чем-то отличается от других регионов?

– Во-первых, у нас средний возраст выше, поэтому те каналы, в аудитории которых высока доля «50+», у нас смотрят несколько лучше. Во-вторых, некоторые сериалы в Петербурге всегда имеют бóльшую популярность, чем в среднем по России. Например, «Тайны следствия» или «Улицы разбитых фонарей». Футбол за счет «Зенита» всегда шел успешно.

И когда канал «Санкт-Петербург» транслировал «Зенит», это положительно сказывалось на его доле. Но в целом Петербург не отличается от России кардинально.

– Аудиторию радио вы тоже измеряете?

– Да. Но по другой методике. Мы звоним людям и подробно расспрашиваем их о вчерашнем дне. Когда проснулись, что дальше делали… И в процессе этого вспоминания выясняем, какие радиостанции они слушали. В Петербурге мы проводим порядка 7650 интервью за три месяца.

Измеряем все радиостанции, которые вещают в FM и УКВ диапазонах.

– И что народ слушает?

– В разных возрастных группах свои лидеры: в молодежной аудитории «Европа Плюс» и «Радио Рекорд», в среднем возрасте – «Дорожное радио», «Ретро FM», для старшей возрастной группы более характерны станции трансляционной сети и информационные форматы. В целом по радио мы видим снижение общего радиослушания. По-прежнему выше интерес к музыкальным радиостанциям. Порядка 60 процентов петербуржцев ежедневно слушают музыкальные радиостанции, 30% – информационные. Кроме «Эха Москвы» (а у нее аудитория осталась стабильной, несмотря на прошлогодние отключения) это «Вести ФМ», Business FM, «Русская служба новостей», «Балтика», которая переформатировалась с музыки на разговор.

– Интернет-радио отнимают аудиторию у частотных станций?

– В текущих измерениях мы это не делим, учитывая оба типа слушания. Вероятно, отнимают, но мы не можем этого пока измерить – думаю, сможем в перспективе. На Западе происходит рост онлайн-слушания. У нас это тоже имеет место. Но пока в автомобилях не появится система устойчивого подключения к Интернету, серьезных изменений в радиослушании не должно произойти.

И даже если все машины будут с вай-фаем, перемены не произойдут мгновенно.

– А зачем вы измеряете аудиторию интернет-сайтов, если это автоматически делают счетчики посещений?

– Мы замеряем аудиторию сайтов не так, как это делают счетчики. У нас есть репрезентативная панель – 12,5 тысяч человек в России, про которых мы знаем основную информацию. Со стороны сайта устанавливается счетчик TNS, и когда человек из числа панелистов заходит на сайт, мы его видим в базе данных нашего счетчика.

И в итоге можем показать аудиторию сайтов в людях, структуру и частоту посещения. В этом основное отличие панельных измерений от традиционных счетчиков. Счетчик вас посчитает три раза, если вы зашли на сайт с трех разных устройств, а если у вас разные версии браузеров стоят – то еще больше.

В панели мы это учитываем, и поэтому наши данные об аудиториях сайтов, как правило, отличаются в меньшую сторону. По данным счетчиков, в России более 800 миллионов уникальных пользователей. Понятно, что это не соответствует реальности, столько народу не живет у нас. То есть подсчеты в людях более точные.

– Интернет забирает людей у телевизора?

– По количеству людей объем потребления Интернета сравнялся с объемом смотрения телевизора. Но по продолжительности просмотра телевизор впереди. Если телевизор сморят порядка 4,5 часов в день, то в Интернете проводят в два раза меньше времени. А главная тенденция последнего времени – очень существенно растет популярность видео в Интернете. Сейчас мы активно работаем над методикой измерения видеоконтента в Интернете.

Сергей Балуев

Источник: gorod-812.ru

Mediascope: суммарная доля тематических телеканалов продолжает расти

В период с сентября 2018 года по апрель 2019-го суммарная доля вещающих в России тематических каналов достигла 15,8%. В период с сентября 2017-го по август 2018-го она равнялась 14,7%, а еще годом ранее — 14,1%.

При этом суммарная доля тематических телеканалов среди аудитории возрастом 4-44 года еще выше. В телесезоне 2018-2019 она составляла 21,4%, в предыдущие — 19,9% и 17,9% соответственно.

Такие данные следуют из исследования Mediascope, которое учитывают телесмотрение россиян старше 4 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек. Доля тематических вещателей приведена без учета телеканалов из мультиплексов и других федеральные каналов, таких как «Че!», 2×2, «Канал Disney», «Супер», СТС Love и так далее.

Суммарная доля аудитории Тематического ТВ

Согласно данным телеизмерений, проведенных Mediascope в период с сентября 2018 года по конец апреля 2019-го, больше всего россияне предпочитают смотреть тематические каналы, которые специализируются на кино и сериалах. Они особенно востребованы у возрастной категории 35-54 — 59% их смотрения тематического ТВ приходится на каналы с таким контентом. При этом зрители в возрасте от 4 до 17 лет в первую очередь предпочитают детские телеканалы, доля которых в этой возрастной группе составляет 69%.

В Mediascope также выяснили, что с возрастом россияне начинают смотреть больше познавательных телеканалов. Если доля смотрения таких каналов в аудитории 4-17 составляет 5%, то в 18-34 этот показатель равняется 9%, в 35-54 — 11% и в 55+ — 16%.

Структура Тематического ТВ

Самым популярным тематическим телеканалом (в период с сентября 2018-го по апрель 2019-го, аудитория 4+) стал «Дом кино». В топе-50 всех вещающих в России телеканалов, включая федеральные, он занял 15 место. А его совокупная аудиторная доля за указанный период составила 1,7%. Второе место среди тематических телеканалов занимает «Мульт», третье — «Русский роман». Далее в порядке уменьшения совокупной доли следуют «Кино ТВ», «TV 1000 Русское кино», TV 1000, «Русский детектив», «Настоящее страшное телевидение», «TV 1000 Action», Nickelodeon, Discovery Channel, Paramount Comdey, Cartoon Network, TLC, National Geographic, «Моя планета», Ru.TV, «Русский бестселлер», «Феникс+Кино», «Кинокомедия», Eurosport 1.

Источник: telepedia.fandom.com

Оцените статью
Добавить комментарий