Что такое ТВ зарисовка

На уроке ребята познакомятся с классификацией жанров телевидения, журналистикии и документально — художественными жанрами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Телевизионные журналистские жанры

  1. Дать классификацию жанров телевидения
  2. Ознакомить обучающихся с современной классификацией жанров журналистики;
  3. Документально-художественные жанры.
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Сообщение нового материала

А) теоретическая часть;

Б)демонстрация фрагментов телевизионных передач.

  1. Беседа- закрепление пройденного материала.

ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информационное сообщение (видеосюжет)

Выступление (монолог в кадре)

ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

ПЕРЕДАЧА, ПРОГРАММА, КАНАЛ

Р.А. Борецкий в книге «Информационные жанры телевидения»[1] более четверти века назад разработал классификацию жанров телевидения . В том числе он выделил несколько уровней, из которых два основных:

Десна-ТВ: Зарисовка

— художественно-публицистические (постановочно-игровые) жанры.

К первой группе Р.А. Борецким были отнесены информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс-конференция. Во вторую группу вошли документальные кино- и видеофильмы, а также жанр очерка.

Такая дифференциация жанров телевидения была проведена в зависимости от целей публицистических выступлений, весь спектр которых направлен на расширение диапазона воздействия на аудиторию.

Современные классификации жанров журналистики , как правило, в своей основе имеют такой критерий, как основной способ отображения действительности журналистикой. Всего выделяется три таких основных способа:

— интерпретация фактов и событий;

— образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Эти способы отображения образуют соответственно три относительно устойчивые группы жанров тележурналистики.

— Информационные: информационное сообщение (заметка), интервью, репортаж, телевизионный отчет, обзор печати.

— Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

— Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): очерк, документальный фильм и др.

Информационное сообщение (заметка). Заметка – это краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Представляет собой общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. chronos – время).

Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.

Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение пере­дается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены.

Десна-ТВ: Зарисовка

Нередко вербальные заметки предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку.

Заметки с видеорядом можно условно разделить на две разновидности.

  1. Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.
  1. Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа.

Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

Телевизионное интервью отличается от радиоинтервью зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

Основные разновидности телевизионного интервью:

  1. протокольное,
  2. информационное,
  3. проблемное интервью (дискуссия),
  4. интервью-портрет, интервью-анкета.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Соответственно, интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга.

Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ.

Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью, имеющая целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение в данном жанре приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.

Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос.

Репортаж – это журналистский материал о событии, характерной чертой которого выступает оперативность. Еще более сущностный признак – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей.

Телерепортаж может быть событийным, проблемным и аналитическим.

  1. Событийный (новостной) телерепортаж базируются на актуальной информации. Его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Событийный сюжет не требует, как правило, особых изысков в исполнении. Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Для такого сюжета самым главным из определяющих факторов является оперативность, своевременность получения материала редакцией.

Проблемный и аналитический телерепортажи представляют сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента.

Телевизионный отчет – жанр, тематическую основу которого, как правило, составляет официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.

Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Например, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т.п.).

В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем. Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.

  1. Аналитические жанры

Корреспонденция (передача). В телевизионной публицистике, имеющей стабильное стремление к персонификации сообщения, жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, как правило, уже составившим себе имя журналистом.

В сущности, телевизионная корреспонденция – экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи. При этом телевизионная корреспонденция не теряет своих жанровых признаков и в тех случаях, когда автор-корреспондент остается за кадром; однако обычно текст читает сам автор. В сущности, у корреспонденции на телеэкране два полноправных автора – литератор и оператор (их обоих справедливо называть тележурналистами); изобразительная сторона так же важна, как и словесная. Корреспонденция часто используются в качестве органичной составной части интервью (как метод получения информации).

Комментарий (от лат. commentarius – толкование) – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.п.

Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре, хотя встречается и закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.

Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

Беседа – это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т.д. Нередко перерастает в дискуссию.

Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые его характеризуют: во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.

При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги», «Обозреватель», «Международная панорама» – мир за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта («АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино» и т.п.).

Еще по теме:  Wildred Smart TV отзывы

Кроме обозрения монологического характера существуют также обозрения-диалоги , в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т.п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Ток-шоу – в переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу.

Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и пр. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т.е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Характерной особенностью художественно-публицистических (документально-художественных) жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. Не случайно, в художественно-публицистических жанрах тележурналистики практически всегда есть следы присутствия других жанров – корреспонденции, интервью, репортажа и др.

В этой связи вполне справедливо многие практики и теоретики телевещания и у нас в стране, и за рубежом отмечают, что в определенном смысле художественно-публицистические жанры телевидения могут быть названы производными от информационных и аналитических жанров. Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций в художественно-публицистических жанрах телевидения (телевизионном очерке, документальном фильме и др.) могут соединяться с широкими обобщениями, а также публицистическими отступлениями – авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. Важно отметить, что эти элементы равноправны в рамках художественно-публицистических жанров, поскольку только в комплексе они позволяют добиться цели, поставленной журналистом: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка.

Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют т.н. видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т.п.).

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение.

Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Документальный телефильм – это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.

[1] Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М.: Прогресс, 1989. С.85.

Вопросы и задания

1. Вспомните основные понятия, связанные с социальными функциями телевидения. На материале нескольких телевизионных передач, относящихся к разным жанрам, попробуйте составить сравнительную таблицу:

Есть ли взаимосвязь? Можно ли утверждать, что тому или иному жанру соответствуют те или иные функции ТВ?

2. Какие из рассмотренных телевизионных жанров преобладают на современном ТВ? Почему? Правомочно ли говорить об отмирании тех или иных жанров, почему? Какие из жанров, по вашему мнению, имеют большие перспективы? Докажите.

3. Попробуйте выделить среди современных телепередач такие, где наблюдается наибольшее смешение жанров. Проанализируйте: оправданно ли это? Попробуйте на примере какой-то передачи представить ее воплощение в иных жанровых формах, имея ввиду решение тех же задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект «Малые жанры фольклора». Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку.

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов.

Конспект урока на тему «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча.

Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока: познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра, определить место авторской песни в развити.

Конспект урока ИЗО 6 кл. «Жанр — пейзаж»

Конспект к уроку изобразительного искусства «Жанр — пейзаж», знакомит с видами пейзажа: сельский, городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный, героический, пейзаж — настроение, историч.

Конспект урока в виде технологической карты «Виды и Жанры изобразительного искусства» 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты «Виды и Жанры изобразительного искусства» 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла.

План конспект урока «Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра»

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе.

Источник: nsportal.ru

Жанр портретной зарисовки в информационных выпусках ТРК 2

Пример готовой курсовой работы по предмету: Журналистика

1. Портретная зарисовка как жанр СМИ 5

1.1. Общее понятие о средствах массовой информации 5

1.2. Характеристика жанра портрета-зарисовки на ТВ 11

2. Зарисовка в выпусках ТРК Белогорья 18

2.1. Общая характеристика ТРК «Мир Белогорья» 18

2.2. Жанр портретной зарисовки в ТРК «Белогорье» 19

Список литературы 24

Выдержка из текста

В настоящее время телевидение прочно вошло в нашу жизнь. Предлагая своему пользователю огромное количество типов и жанров передач, оно удовлетворяет потребности большого количества пользователей по всему миру.

Настоящий объем влияния телевидения определить достаточно сложно, так как оно диктует вкусы, нормы поведения, нормы языка и стиль, словом, влияет на все аспекты нашей жизни. Эффективность такого влияния определяется, главным образом, благодаря тому, как подается звукоряд мелодия в кадре, закадровый текст. При этом, совершенно необязательным становится присутствие журналиста — он, безусловно, становится организующим звеном, но ставка делается на эффект направленности материала. Благодаря правильно организованной подаче материала зритель вовлекается в игру, становится активным участником ее, а яркая, неповторимая картинка заставляет обращаться к просмотру передачи постоянно.

Современная портретная зарисовка призвана решить эти проблемы. Она опирается на культуру постмодернизма, клиповости сознания. Для телезрителя перестает быть важным развитие линейного сюжета, он воспринимает информацию урывками, частями, которые пополняют его мировоззрение. Тогда и только тогда можно говорить об усвоенном сюжете. Большинство зарисовок направлены на отображение реальности действительности в определенном ключе.

Тем не менее жанр этот относится к числу «вымирающих» . Связано это с тем, что художественные жанры, к числу которых относится и портретная зарисовка, имеют большие требования к создающему данный материал журналисту. Как следствие, журналист сталкивается с проблемами большого спектра — как правильно подать информацию, как организовать визуальные и звуковые ряды. Конечно, в теории существует описание этого действия, но, как правило, это наработки достаточно старые — с тех пор поменялось и восприятие публики и правила подачи материала.

Как следствие, можно говорить о том, что актуальность исследования обусловлена в неиссякающей потребности в жанре зарисовки, с одной стороны, и недостаточной разработанности данного явления с другой.

Еще по теме:  100 ТВ что делать

В центре исследования стоит жанр портретной зарисовки, который определяет специфику подачи информации в программах телевидения.

Предметом исследования становятся специфические черты портретной зарисовки на телевидении Белогорья.

Цель работы — рассмотреть особенности функционирования жанра портретной зарисовки в ТРК «Мир Белогорья».

Задачи дипломного исследования

  • Выявить сущность современного телевидения, развитие информационного общества и клипового сознания общества
  • Рассмотреть особенности жанра портретной зарисовки
  • Дать общую характеристику ТРК «Мир Белогорья»
  • Проанализировать жанр портретной зарисовки в ТРК «Мир Белогорья.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список использованной литературы

1. Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров // Современная филология: материалы международной научной конференции. Уфа: Лето, 2011. С. 230-234.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – с. 57

3. Бандура А. Теория социального научения./А. Бандура — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.

4. Батыршев А. В. Психология личности и общения. — М., 2004

5. Блокдва О. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения [Электронный ресурс]

// Проза.ру. URL: http://www.proza.ru/2013/04/02/515 (дата обращения: 13.06.2015).

6. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. — М., 2008 — 241 с.

7. Бузин В. Н. Основы медиапланирования. — М. , 2002. — 148 с

8. Бобков А. К. Газетные жанры: учебное пособие. Иркутск: ИГУ, 2005. 64 с.

9. Владимирцев В. П. Газетная зарисовка: поэтика (смысл, особенности и границы жанра): учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е, переработанное и дополненное. Иркутск, 2002. 37 с.

10. Волынец М. М. Профессия: оператор. М. Аспект Пресс, 2007. 160 с.

6. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика: учебное пособие. М.: Издательство МНЭПУ, 1993. 306 с.

11. Захаров В. В. Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 16 с.

12. Идея [Электронный ресурс]

// Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 98%D0%B4%D0%B5%D1%8F (дата обращения: 13.06.2015).

13. Кенжегулова Н. Художественно-публицистические жанры журналистики. URL: http://www.unesco.kz/massmedia/ pages/4_3.htm (дата обращения: 13.06.2015).

14. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебное пособие. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. 160 с.

15. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: учебник. Изд-е 5-е, переработанное и дополненное. М.: Изд-во Московского университета «Наука», 2005. 168 с.

16. Образ (значения) [Электронный ресурс]

// Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D1%8F)

17. Полякова И. Н. Отчет о результатах социологического опроса населения России // Неделя. 2000.

18. Система жанров журналистики [Электронный ресурс].

URL: http://www.pandia.ru/text/77/197/81556.php (дата обращения: 13.11.2014).

19. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. M.: 625, 2001. 207 с.

16. Ученова В. В. Беседы о журналистике. М., 1978. 208 с.

20. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. — М.,1999. — 232 с.

21. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации — М.: Гардарики,2006.- 303 с.

22. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М.: «Педагогика», 1990. — с.98 — 112

23. Филонов Г. «Телевидение и воспитание» // Воспитание школьников № 1 — 2008. — с. 3 — 6

24. Фиофанова О. «Синема — технология как средство воспитания» // Воспитание школьников № 3 — 2008. с. 5-8

25. Харрис Р. Психология массовой коммуникации. — М., 2001. — 212 с.

26. Черепахов М. С. Жанры публицистики и их особенности // Жанры советской газеты. М.: Высшая школа, 1972. 178 с.

27. Цвик В. Л. Введение в журналистику: учебное пособие. Изд-е 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 91 с.

Источник: referatbooks.ru

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., ‘Просвещение’, 1974. 509 с.

ИНТЕРВЬЮ И СХОДНЫЕ С НИМ ЖАНРЫ

От английского interview – встреча, беседа. Жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п.

Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы. К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего цельное телевизионное произведение.

Что касается отдельных ответов, даваемых на пресс-конференции, то они должны считаться «сообщениями о событиях и фактах, имеющими информационный характер», то есть материалами, которые в соответствии с большинством действующих законов об авторском праве не охраняются авторским правом. Дело в том, что интервью это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы (в отличие от всех других – репортажа, комментария и т.д.).

Зачастую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства. Лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом.

С другой стороны, и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы, творчество журналиста проявляется и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью: в газетах и журналах это внесение изменений, выходящих за пределы обычного редактирования, на радио и в телевидении – монтаж или дополнительное включение в материал беседы тех или иных вопросов, различные дополнения, комментарии. Получается, что интервью есть результат соавторства со всеми вытекающими последствиями.

Однако на практике получается чаще по-другому. В повседневной телевизионной (да и в целом в журналистской) практике очень часты случаи, когда вопросы или ответы оказываются настолько просты, что не несут в себе творческого начала, не являются оригинальными, и, таким образом, одна из сторон в интервью не проявляет творчества, то вместо соавторского произведения получится произведение одного автора: либо монолог интервьюируемого, либо блестящие, остроумные и оригинальные вопросы журналиста с односложными ответами типа «да – нет».

Авторское право охраняет только форму произведения: язык (языковые приемы), которым изложено произведение, художественные образы, последовательность изложения. Авторское право не охраняет элементы содержания произведения, то есть собственно идеи, факты, принципы, составляющие сюжет, тему произведения.

Поэтому лицо, которое сообщило только факты, идеи, принципы, использованные в произведении, не становится автором (соавтором) произведения, если форма выражения этих фактов, идей, принципов создана не этим, а другим лицом. Тем не менее, интервью – совместное творчество. Убеждение в том, что спрашивать легче, чем отвечать – ложный посыл начинающих журналистов.

Право на вопрос подразумевает знание материала порой не хуже, нежели у интервьюируемого. Ведь интервью – далеко не всегда лишь способ получения информации. В зависимости от задачи, стоящей пред журналистом, необходимо различать интервью-факт и интервью-мнение.

В первом случае, важной и необходимой представляется информация, которой в силу определенных причин обладает интервьюируемый. Во втором случае, речь может идти о чем-либо общеизвестном, но интервьюируемый (опять-таки, замотивировано) имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д.

По другой типологии, в зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью подразделяют на большее число разновидностей. Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по тем или иным вопросам политики государства. Соответственно, интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга.

Очень распространены случаи, когда на то или иное действие президента страны разъяснения даются его помощником или пресс-секретарем. Официальное лицо дает официальные ответы. Вопросы зачастую заранее согласованы, переспрашивать или уточнять что-либо чаще всего не принято. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено.

Журналист озвучивает вопрос и держит микрофон, его функция – обеспечить тиражирование официальной точки зрения. Информационное интервью (включает интервью-мнение и интервью-факт, рассмотренные выше) имеет целью получение определенных сведений или мнений.

В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. Нередко журналист знает о предмете разговора не меньше (а то и больше) собеседника. Но важно, чтобы определенная информация прозвучала именно из его уст.

В информационных программах в готовом материале очень редко используется вопрос корреспондента, важен ответ. Вопрос имеет значение в той ситуации, когда ответы носят однозначный характер и для сути материала важно: на какой вопрос имярек ответил утвердительно, а на какой – отрицательно.

Интервью-портрет – разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Чаще всего является компонентом «больших» жанров – очерка, аналитической программы, телефильма и т.д.

В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Иногда его называют экспресс-интервью ввиду краткости: 1–2 вопроса. Это, по сути, своеобразный телевизионный опрос общественного мнения.

Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, явное присутствие телекамеры, а значит, и совершенно иную тональность разговора. В проблемном интервью позиция журналиста (чаще всего – комментатора) имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого.

Позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины. Вот здесь уже журналист обязан владеть предметом, изучить его заранее, дабы ни в чем не уступить собеседнику. Цель такого интервью — ответ на общественно значимые вопросы.

Еще по теме:  Тот кто внутри меня иви

В тональности такого интервью обязательно присутствует элемент спора, а в споре нужны аргументы, нужны факты, в которых журналист ошибиться не может, не имеет права. От собственно интервью происходят другие диалогические формы телевизионной работы: беседа, пресс-конференция, дискуссия. Иногда их рассматривают как самостоятельные жанры, однако, очевидно, что сохраняют в себе сущностные признаки интервью, а потому можно, наверное, рассматривать их и как разновидность одного большого жанра.

БЕСЕДА И ДИСКУССИЯ, ТОК-ШОУ

В беседе чаще всего принимают участие более двух человек. Другой термин – «круглый стол». Журналист в этом случае из интервьюера превращается в модератора. Он и участник беседы, он и организатор, гостеприимный хозяин. Беседа (круглый стол) может быть формой отдельной передачи («Как жить будем?», РТР), либо фрагментом в передаче наряду с другими жанровыми формами.

В передаче «Как жить будем?» жанр был усложнен: беседа с участием двух-четырех собеседников в московской студии сочеталась с беседой примерно такого же формата в другом городе в виде телемоста. Столкновение различных точек зрения в разговоре нередко приводит к эволюции жанра: беседа перерастает в дискуссию.

Дискуссия заменяет беседу все чаще – это соответствует стилю жизни в условиях многообразия мнений и суждений, динамики общественных изменений, уровню социальной активности. Дискуссия (от латинского discussio – исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины.

Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопрофессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории. Модератор в данном случае выполняет роль посредника между интересами зрителей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем, и домашними заготовками обойтись не получится. Тем более что эта жанровая форма чаще всего применяется для работы в прямом эфире (например, это могут быть предвыборные теледебаты).

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, БРИФИНГ

Пресс-конференция, как отмечалось выше, не может считаться интервью в чистом виде, но признаки диалогического жанра здесь также присутствуют. Есть еще брифинг – обычно краткий инструктаж для журналистов, где они информируются о программе того или иного мероприятия, отдельных аспектах его проведения.

Например, МИД может провести брифинг накануне большого международного события, где журналистам расскажут о порядке проведения, целях и задачах, которые устроители ставят перед мероприятием. А вот подобное же действие по итогам события будет являться уже пресс-конференцией. Брифинг проводится работниками пресс-служб, пресс-конференция – непосредственными участниками события.

Другая форма брифинга относится к работе того или иного ведомства или официального лица. Идеальным примером могут быть традиционные брифинги пресс-секретаря президента Киргизии в агентстве «Кабар» по понедельникам, где журналистов информируют о планах президента на неделю, обо всех мероприятиях с участием главы государства.

Пресс-конференции и брифинги сами по себе не являются поводом для создания телевизионного материала. Фрагменты могут использоваться как простое интервью (об авторских правах в этой ситуации говорилось выше). Исключением являются случаи, когда сама телекомпания становится инициатором проведения пресс-конференции с какой-то социально значимой личностью. В этих случаях приглашаются обычно представители других СМИ, практикуются вопросы зрителей, передаваемые по телефону («горячая линия»). Классическим примером может служить передача «Без ретуши» на канале РТР, закрытая во 2-й половине 90-х годов.

КОММЕНТАРИЙ И ОБОЗРЕНИЕ

Понятие комментария происходит от латинского commentarius – толкование и полностью этому соответствует. Комментарий относится к аналитической публицистике, поскольку его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование.

Основой комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский анализ фактов. Обозрение один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем, факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией.

Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий, который может рассматривать один факт или событие. Обозрение чаще всего ограничивается хронологическими или тематическими рамками. При всем тематическом разнообразии телепередач этого жанра, можно выделить общие обозрения, где рассматриваются различные события на конкретном отрезке времени («Зеркало» РТР, «Итоги» НТВ), а также специализирующиеся тематически («Международная панорама», «Футбольное обозрение»).

Выбор жанра обычно обусловлен задачей, которая ставится перед журналистским материалом. Жанровая специфика очерка подробно рассмотрена в теории литературы. Очерк – это пограничный жанр между документальным исследованием и художественным рассказом.

Жизненная реальность фактов – документальная составляющая очерка, использование художественных форм и образов – от рассказа в его литературном определении. Очерк считается основным жанром художественной телепублицистики. В отличие от телеинформации, где приоритет отдается действию, то в очерке на первом плане, как правило, человек как субъект этого действия.

Наиболее распространенная u1088 разновидность очерка – портретный. Другая разновидность, также исходящая из литературной традиции – путевой очерк. Очерк – отражение определенного временного процесса, поэтому одна из специфических черт его на экране – изображение прошедшего. Инсценировка противопоказана документалистике, поэтому тележурналисты, работающие в этом жанре, используют чаще всего метод длительного наблюдения.

ЭССЕ, ЗАРИСОВКА

Эти жанры используются в современных телевизионных программах все реже. Что, наверное, не повод давать им окончательно исчезнуть с экрана. И даже в рамках информационных программ. Информационная картина одного дня не похожа на картину дня другого.

Кроме будней, наполненных политическими кризисами и биржевыми сводками, войнами и автокатастрофами, скандальными разоблачениями и пожарами, есть дни выходные и праздничные. В эти дни большинство телевизионных каналов также не пренебрегает информационными программами, а значит, есть востребованность и зарисовочных сюжетов.

Особенность этого жанра в том, что он крайне редко применяется при освещении каких-либо серьезных тем из области политической, социально-экономической, а уж тем более — для освещения событий. Большинство информационных программ в выходные и праздничные дни стремятся не перегружать зрителя серьезной информацией. Это же зачастую относится и к утренним программам.

Сущностная особенность телевизионной зарисовки – преобладание образности над информационностью. В то же время, в отличие от очерка, в зарисовке необязательны композиционная завершенность, глубина осмысления.

У зарисовки может не быть четкого информационного повода, зато, учитывая обязательный художественный элемент, непременно должна присутствовать образность в работе оператора, строго выверенная композиционность каждого кадра и монтажа в целом. Естественно, художественная тональность обязательно должна присутствовать и в языке текста.

Зарисовка может нести информацию культурного, этнографического характера, либо того, что называют «из жизни». Это может быть рассказ о человеческих увлечениях, способах проведения праздников, о народных обычаях и т.д. и т.п. В отдельных случаях жанр зарисовки может быть использован как иллюстрация к событию.

Скажем, выходит какое-то правительственное постановление, например, о пенсионном обеспечении. Выдать в эфир информацию по краткой сути этого постановления может и ведущий, особенно, если постановление не требует особых комментариев специалистов или комментируется непосредственно из студии.

В этом случае, после собственно студийной информации, может логично следовать зарисовка о жизни конкретных пенсионеров. Хорошо, если в ней будет затронут и вопрос о том, чем обернется для этих пенсионеров новое постановление. Это может быть сделано короткой репликой героев, либо другим способом.

Эссе – жанр философской, эстетической публицистики, сочетающий в себе акцентировано индивидуальную позицию автора с раскованной, порой до парадоксальности, манерой изложения, ориентированной скорее на разговорную речь. Это в литературе. Основателем жанра считается Мишель Монтень с его знаменитыми «Опытами», одним из классиков эссеистики 20-го столетия является Андрэ Моруа. В современном телевидении правомочно говорить не столько об эссе как о жанре, сколько об эссеичности как об определенной стилистике, манере. Классикой отечественной телевизионной эссеистики считаются работы И. Андронникова, А. Габриловича.

ДРУГИЕ ЖАНРЫ

В телевизионной журналистской практике на выбор жанра обычно влияет не только характер собранного материала о событии или проблеме, но и возможность помещения того или иного материала в ту или иную рубрику, место материала в эфире. Необходимость «подгонки» материала под жесткие подчас условия эфира способствуют развитию жанровой эклектичности.

В то же время, многие жанры, не нашедшие своей ниши в телевизионном программировании, постепенно вообще исчезают из эфира. В значительной мере это относится к сатирическим жанрам. Памфлет, фельетон на телевидении становятся исключительной редкостью, как, впрочем, и в газетах.

И дело здесь, может быть, не только и не столько в диктате редакций, сколько в невостребованности аудиторией. Сатирические жанры были незаменимы в условиях, когда о том или ином негативном явлении социального характера нельзя было писать и говорить прямо. Возможность открытой критики всего и вся оставляет иносказательные формы за пределами интересов читателей и зрителей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните основные понятия, связанные с социальными функциями телевидения. На материале нескольких телевизионных передач, относящихся к разным жанрам, попробуйте составить сравнительную таблицу:

Источник: arammm.wordpress.com

Оцените статью
Добавить комментарий