Словосочетание звуковой проектор на сегодняшний день не является устоявшимся, более того, многим из читателей эта фраза попросту режет слух. Ничего удивительного в этом нет, т.к. подобные устройства лишь недавно появились на рынке, и пока не успели стать популярными, что объяснимо немалой стоимостью и весьма узкой направленностью. Порой даже продвинутые пользователи, услышав о проекторе звука, не стесняясь, спрашивают – а что это такое? Поэтому сегодня мы постараемся обобщить все известные факты о звуковых проекторах, рассказать о применяющихся технологиях и поделится впечатлениями от работы реальных моделей.
Пожалуй, стоит начать с формулировки точного определения, т.к. даже Википедия не дает на этот счет практически никакой информации. Итак, звуковой проектор (англ. sound projector) – сложное электронное устройство, представляющее собой активную акустическую систему с множеством отдельных динамиков и многоканальным усилителем. Основной задачей является создание эффекта объемного звука, когда сам девайс выполнен в одном корпусе и находится в одной точке. Большинство современных устройств могут имитировать как простое стерео, и полноценный шестиканальный вариант.
Звуковой проектор Yamaha YSP-5600
Типовая конструкция звукового проектора
Технологии, за счет которых возможно получение подобных эффектов, держатся за семью замками. Однако кое-какие факты о них известны.
Немного истории и основные технологии
На сегодняшний день любая компания, работающая в сегменте Hi-Fi звука, может предложить своим покупателям хоты бы несколько моделей звуковых проекторов. Среди общеизвестных имен можно перечислить Denon, Sony, Yamaha, Marantz и даже Samsung. Первооткрывателем же этого направления по праву можно считать компанию Yamaha, именно она представила наиболее ранние удачные модели, которые базировались на чипах Texas Instruments. Несложно заметить, что и сегодня подавляющее большинство звуковых проекторов на российском рынке представлены именно этой маркой.
Формирование звукового луча Суть работы проекторов звука была известна достаточно давно, однако получить удобные и компактные образцы удалось лишь недавно, когда электронная промышленность смогла создать необходимые процессоры (DSP). В основе работы любого звукового проектора лежит принцип использования большого количества динамиков.
В спецификациях запросто можно увидеть цифру 24 или даже 40. Каждый из динамиков подключен к отдельному усилителю, управляемым процессором. Данный чип формирует для каждого канала соответствующую задержку и фазу, благодаря чему, возможно создание управляемого направленного звукового луча.
Т.е., находясь посередине комнаты, устройство может проецировать звук, как будто колонка установлена слева или справа. Моделирование режима 5.1 достигается за счет переотражения звука от стен. Электроника сама рассчитывает нужный угол звукового луча и его задержку, чтобы реализовать тыловые каналы максимально реалистично.
Пример инсталляции
Многие читатели зададутся вопросом о том, как происходит данный расчет, ведь помещения могут быть абсолютно разными, начиная от размеров, заканчивая расстановкой мебели. В целом это не проблема, т.к. перед использованием проектора необходимо произвести его калибровку. Без настройки функционировать он не будет.
ТОП-5: Саундбаров 2022 | Лучшие саундбары: от бюджетных моделей до премиум класса!
Процесс этот несложный, для его реализации понадобится лишь специальный измерительный микрофон, который входит в комплект поставки. Микрофон устанавливается в определенной точке, координаты которой жестко привязаны к расположению проектора и самого слушателя. Далее устройство в автоматическом режиме как бы «обмеряет» предполагаемую комнату, «уточняя» ее размеры и конфигурацию. Как правило, данный процесс занимает порядка пяти минут. После его завершения можно выбирать необходимый режим и наслаждаться звуком.
Основные режимы работы звуковых проекторов
Плюсы и минусы
Преимущества звукового проектора по сравнению с классической стереофонической или шестиканальной аудиосистемой очевидны. Пользователь, приобретя подобное устройство, получает возможность создания полноценного объемного звука без использования множества колонок и проводов. Для многих сфер нашей жизни это важно, т.к. зачастую колонки просто не вписываются в техногенный интерьер или нет желания размещать к комнате длинные кабели. Однако не стоит забывать и о минусах, основным из которых можно считать качество звука.
Что ни говори, но даже бюджетный звуковой проектор на сегодняшний день стоит порядка 15…20 тысяч рублей. За эти деньги запросто можно купить сбалансированную акустику уровня начального Hi-Fi. Сам по себе проектор является компактным устройством, и динамики, примененные в нем, не могут похвастаться большими размерами. Как правило, используются головки с диффузорами максимум 3…4″.
Поэтому даже средние частоты получаются не слишком детальными. Мы никоим образом не хотим сказать, что подобные решения обладают низким уровнем качества воспроизведения, однако, стоит понимать, что большая часть денег уходит на цифровые технологии, и при равной стоимости звуковой проектор явно проигрывает классической акустике.
Сабвуфер Yamaha YST-FSW100
Во-вторых, бас. С этой позицией ситуация выглядит еще более удручающе, т.к., баса фактически нет. При желании получить полноценный низкочастотный диапазон необходимо приобрести дополнительный сабвуфер. Та же Yamaha для своих моделей рекомендует фирменное решение YST-FSW100. Хотя здесь запросто можно отделаться более скромными средствами.
Конечно, фирменный саб хорошо подойдет по дизайну, но никакой разницы между ним и сторонними продуктами нет. Низкочастотный звук не локализируется, поэтому привязка к самому проектору не требуется. Вместо Yamaha можно купить SVEN, и никаких трудностей не будет, даже, наоборот – за имеющиеся деньги звук может оказаться лучше.
Третьим минусом можно считать плохую детализацию звучания, что особенно справедливо для тыловых каналов. Суммированные переотражения могут создать иллюзию пространства и даже позиционировать звуки, однако детальности в тылах не будет. Все же чудес не бывает, и отражение не может передавать все моменты с точностью полноценного динамика.
Здесь остается уповать лишь на некоторые новейшие разработки. Так, недавно был предложен метод проецирования звука не при помощи задержек и сдвигов, а с использованием сложной модуляции ультразвуком. Волны накладываются друг на друга, образуя сложные интерференции, благодаря чему проецирование может быть осуществлено с точностью 1…2 см. Однако, на сегодняшний день это всего лишь перспективные разработки, пока не нашедшие реализации в серийных моделях.
- Возможность создания объемного звука из одной точки без лишних проводов.
Минусы:
- Качество звука при равной цене проигрывает классическим колонкам;
- Для полноценного баса требуется покупка дополнительного сабвуфера;
- Плохая детализация по каналам (особенно тыловым).
Впечатления от использования реальной модели
Звуковой проектор Yamaha YSP-800
Как мы уже успели отметить, на российском рынке наиболее хорошо представлены проекторы Yamaha. Именно поэтому для изучения реальных возможностей решено было посмотреть в сторону модели YSP-800. Ее стоимость на сегодняшний день составляет 18000 рублей. Устройство собрано в корпусе длиной 80 см, для воспроизведения звука используется 23 динамика.
Два из них являются условно низкочастотными, а все остальные – высокочастотными. Набор разъемов для подключения по современным меркам явно слабоват, т.к. в нашем распоряжении оказываются только аналоговые, оптические и коаксиальные входы. В более продвинутых моделях уже установлены интерфейсы HDMI, которые для современной техники являются предпочтительными.
Сегодня мы не будем говорить о качестве исполнения изделия, его упаковке, комплекте поставки, т.к. в первую очередь важны впечатления. Прослушивание мы провели в среднестатистической прямоугольной комнате размером 20 м.кв. при размещении проектора вдоль короткой стены. Настройка не занимает много времени, а управление организовано достаточно грамотно.
В общем и целом можно сказать, что устройство способно выполнить все функции, о которых заявляет производитель. Качество звука действительно оказалось не впечатляющим. И если середина еще хоть как-то удовлетворяет наши уши, то без дополнительного сабвуфера не обойтись.
Для получения большего удовольствия решено было доукомплектовать систему сабвуфером Wharfedale Vardus 8. Наличие хорошего баса ощутимо меняет ситуацию в лучшую сторону.
Само проецирование звука осуществляется достаточно уверено. В стереофоническом режиме YSP-800 отлично моделирует правую и левую колонки. Если закрыть глаза, то даже не верится, что звук фактически исходит из одной точки, т.к. при просмотре кино позиционирование не вызывает никаких нареканий.
Для интереса мы даже задействовали несколько специфических тестовых треков с движущимися объектами, и если машина проезжает слева направо, то именно так и воспроизводится звук – слева направо, равномерно и без рывков. Скажем прямо, впечатляет. В многоканальном режиме картинка получается не такой выразительной, но в целом объемное звучание создается. Позиционирование тыловых звуков более размытое по сравнению с фронтом.
В итоге перед нами вырисовывается достаточно интересная картина: 18000 рублей, баса нет, уровень звучания в целом средний, но зато все находится в одной точке. Понятно, что покупать такие продукты стоит лишь в нескольких случаях. Во-первых, звуковой проектор — это дорогая, но весьма интересная игрушка, которая понравится продвинутым любителям звука и современных технологий. Во-вторых, устройство действительно сработает в ряде сложных ситуаций, когда провода недопустимы, например, в детской комнате или интересно оформленной гостиной.
Нам остается лишь констатировать тот факт, что на сегодняшний день серийные модели звуковых проекторов хоть и дороги, но представляют собой весьма интересные устройства. Они позволяют получать настоящее объемное звучание из одной точки. Потенциальному покупателю придется смириться лишь со средним качеством звучания и доукомплектовать систему сабвуфером.
Источник: www.ferra.ru
Звуковой проектор и саундбар в домашнем кинотеатре
Киноманы со стажем часто сталкиваются с вопросом качества просмотра любимых фильмов у себя дома, но при этом возможность разместить полноценный домашний кинотеатр 5.1 есть не у каждого. Как найти выход из подобной ситуации? Довольствоваться простеньким звучанием телевизора — не вариант. Помимо посредственного уровня разборчивости мы получим узкий частотный диапазон, невыразительную динамику и раннюю перегрузку маломощных штатных громкоговорителей ТВ. Часто такие вопросы способен закрыть саундбар или звуковой проектор, в сути и различиях которых разберемся в этой статье.
Что такое саундбар?
Саундбар как правило представляет собой плоскую звуковую панель с установленными излучателями. Предназначение такого громкоговорителя — совместная работа с современными плоскопанельными телевизорами, где установить качественную акустику технологически непросто. Существуют как пассивные саундбары, требующие внешнего усиления, так и активные, где усилитель уже встроен внутрь корпуса.
Продвинутые активные модели допускают подключение нескольких источников с помощью ряда входных разъемов. В их числе – HDMI, цифровые коаксиальный и оптический интерфейсы, а также аналоговые RCA. Ряд саундбаров несет на борту приемник Bluetooth и способен работать со звуковыми файлами в домашней сети по протоколу DLNA. Еще один атрибут продвинутых современных саундбаров – комплектный беспроводной сабвуфер. Такое решение привлекает тем, что подключение и настройка такой системы максимально проста, а сопряжение двух устройств (панели и сабвуфера) происходит автоматически.
Звуковой проектор – что это?
Ключевым отличием звукового проектора от саундбара можно считать принцип матричного размещения излучателей, формирующего так называемые “звуковые лучи”. С их помощью и посредством управления ими звуковой проектор создает иллюзию звучания полноценной многоканальной акустики с отдельными громкоговорителями на каждый канал. Пионером в этой области выступила компания Yamaha, на сегодня предлагающая ряд моделей звуковых проекторов различной мощности.
Звуковой проектор относится к активным системам, включающих собственную схему усиления и разнообразные терминалы для подключения источников звука. Отдельное внимание здесь уделяется качеству звукового процессинга, поэтому для этой роли используются отдельные микросхемы DSP. Важно помнить: для полноценной работы звуковому проектору требуются ряд условий. Наиболее весомое из них – наличие боковых отражающих поверхностей, поскольку это определяет качество формирования “виртуальных” тыловых каналов с использованием трассировки лучей.
Саундбар или звуковой проектор?
Итак, чему же в итоге отдать предпочтение? Вопрос конечно неоднозначный и ответить на него возможно только после анализа условий установки звукового оборудования. И саундбар и проектор обеспечат очевидный прирост качества звучания при просмотре кинофильмов или ТВ-программ по сравнению с телевизором. Однако в силу большей технологичности звуковой проектор выглядит предпочтительнее.
Его неоспоримое преимущество – более убедительное формирование объемного звукового поля, приближенное к полноценному набору раздельных громкоговорителей. Поэтому, если вы обладатель помещения с нужными свойствами (наличие боковых отражающих поверхностей), смело останавливайтесь на нем, но не забывайте – любой саундбар или звуковой проектор рассчитан на поддержку сабвуфера!
Источник: audiopik.ru
Тестируем звуковые проекторы
Звуковые проекторы (саундбары) предлагают высококачественное звучание, что позволяет рассматривать их как более удобную и компактную альтернативу акустической системе со множеством колонок. Мы протестировали восемь современных моделей.
Звуковые проекторы (саундбары) предлагают высококачественное звучание, что позволяет рассматривать их как более удобную и компактную альтернативу акустической системе со множеством колонок. Мы протестировали восемь современных моделей.
Многие пользователи сегодня могут позволить себе купить телевизор с большой диагональю экрана, который не займет в квартире много места, особенно если повесить его на стену. Однако обеспечить свой персональный кинотеатр хорошим звуком не в ущерб пространству стало возможным только с появлением саундбаров.
Саундбары — это устройства, представляющие собой единую монолитную панель, в которую интегрированы динамики. Такая конструкция позволяет создавать объемный звук весьма высокого качества, сопоставимый со звучанием более дорогих аудиосистем формата 5.1. При этом стоит отметить, что по сравнению с последними саундбары предлагают множество преимуществ, самыми важными из которых являются компактные габариты, малый вес и простота установки. Таким образом, теперь пользователю нет необходимости искать в комнате место для каждого из компонентов дорогой многоканальной аудиосистемы. Однако действительно ли саундбары способны полно ценно заменить собой акустическую систему домашнего кинотеатра, покажет наше тестирование.
Самое главное — качество звука
Определяющим параметром любого решения является качество звука. Уже потом пользователь обращает внимание на функциональность, компоновку и внешний вид. И стоит отметить, что по этому критерию наша «великолепная восьмерка» звуковых панелей не имеет явного лидера.
Правда, особо хочется выделить занявший второе место саундбар Yamaha YSP-2200, оснащенный 16 динамиками и демонстрирующий отличное качество звучания. Однако для обеспечения правильного эффекта окружения такая техника требует настройки под условия комнаты.
Пользователю нужно лишь подключить к саундбару микрофон, положить его в центре комнаты — и система самостоятельно выберет оптимальные параметры, воспроизводя тестовые звуки. Казалось бы, звуковые эффекты при такой детальной настройке должны быть особенно впечатляющими, однако, как показало сравнительное прослушивание, при воспроизведении музыки Yamaha YSP-2200 уступает победителю теста LG HLX55W, а при просмотре фильма — еще и и бронзовому призеру Harman/Kardon SB15 230. Хуже всех с точки зрения качества звучания проявил себя саундбар Sharp HT-SL 50, расположившийся на последнем месте. Несколько интереснее выглядят модели Philips HTS 3111 и Panasonic SC-HTB 10: хорошие широкополосные динамики обеспечивают качественную передачу сигнала, а фирменные технологии воспроизведения низких частот делают басы глубокими и насыщенными. А вот Samsung HW C450, заслуживший звание оптимальной покупки, показал себя недостаточно хорошо лишь из-за значительного искажения объемного звука.
Низкие частоты имеют особое значение прежде всего при просмотре динамичных фильмов. Когда звук буквально бьет в грудную клетку, а пол слегка подрагивает, поневоле начинаешь верить в происходящее на экране. Именно поэтому мы уделили особое внимание сабвуферам рассматриваемых звуковых панелей. Отметим сразу, что все сабвуферы беспроводные — их нужно только включить в розетку, а с основной панелью они будут связываться по беспроводному каналу. Вы можете даже убрать устройство под стол или в шкаф — это вряд ли помешает распространению низких частот.
Главным разочарованием в этой категории стал сабвуфер саундбара Panasonic SC-HTB 10, расположившегося на шестом месте. Измеренный срез нижних частот у него составляет 72 Гц, что является худшим показателем среди всех участников теста. Сабвуфер системы Sharp HTSL 50, сильно отстающий почти по всем параметрам, также показывает невысокий результат — 65 Гц.
Лучший показатель в группе (33 Гц) — у Yamaha YSP-2200. Остальные участники в этой категории демонстрируют примерно одинаковые результаты — 43–47 Гц. Особый интерес вызывают сабвуферы моделей LG HLX55W и Harman/Kardon SB15 230. Мы измерили их пиковое шумовое давление, и оно составило 108 и 110 дБ соответственно, что равносильно звуку проезжающего в метре от вас бульдозера. Поэтому создаваемый этими сабвуферами эффект действительно потрясает.
Функциональность и оснащение
Снабжение саундбара дополнительными возможностями также играет далеко не последнюю роль при принятии решения о покупке. Если производитель предлагает в одном корпусе сразу несколько устройств, то было бы логичным выбрать именно его при прочих равных характеристиках и цене. Таким образом, самым интересным с точки зрения оснащения становится саундбар LG HLX55W.
Эта панель предлагает интегрированный Blu-ray-плеер, FM-радиоприемник и может служить док-станцией для iPod. А еще это единственное устройство в нашем тесте, способное воспроизводить потоковое аудио из Интернета. Кроме LG HLX55W похвастаться наличием радиоприемника могут только Philips HTS 3111 и Yamaha YSP-2200. А некоторые производители не снабдили свое оборудование даже современными интерфейсами.
Например, Samsung HW C450, Philips HTS 3111 и Harman/Kardon SB15 230 обходятся без HDMI. При этом у LG HLX55W и Yamaha YSP-2200 таких портов в избытке — три и четыре соответственно, а у Panasonic SC-HTB 10 и Sharp HT-SL 50 — по одному.
Интересно, что производители с востока не оборудуют свои модели стереовходами стандарта RCA («тюльпан») — они есть только у «европейца» Philips HTS 3111 и «американца» Harman/Kardon SB15 230, а разъем TRS (3,5 мм) отсутствует у саундбаров компаний Yamaha и Panasonic. Оптический вход имеется у всех саундбаров в тесте, а USB-порт — только у LG HLX55W. Как показывает практика, коаксиальный вход S/PDIF для передачи звука с помощью цифрового интерфейса подключают далеко не все пользователи, и, видимо, производители решили сэкономить на этом. Однако не стоит забывать, что трансляция данных по этому каналу хорошо защищена от помех, поэтому отсутствие коаксиального входа можно расценивать как недостаток. Интерфейса S/PDIF нет у моделей LG HLX55W, Samsung HW-D450, Panasonic SCHTB 10 и Sharp HT-SL 50.
Стоит обратить внимание и на возможности раздельной регулировки верхних и нижних частот, которые отсутствуют в саундбарах от LG, Sharp и Harman/Kardon. Звуковые проекторы Yamaha YSP-2200 и Philips HTS 3111 предлагают эти опции, Samsung HW C450 позволяет изменять настройки нижних частот и тонокомпенсации, а акустическая система от Panasonic дает отрегулировать только параметры басов.
Индивидуальность и практичность
Подход к выбору бытовой техники у всех пользователей разный. Кто-то ищет устройство исходя из предпочтений в дизайне, другая часть потенциальных покупателей обращает внимание на хорошую функциональность, ценители инноваций приобретут технологичную новинку даже по завышенной цене, а кому-то, напротив, нужно наиболее доступное решение.
Безусловным лидером нашего теста стал саундбар LG HLX55W, однако данная модель значительно дороже, чем Philips HTS 3111 или Panasonic SC-HTB 10, которые отлично выполняют свое основное предназначение — воспроизводить качественный звук. И если функциональная насыщенность топового саундбара от LG вам ни к чему, а экономия средств важнее сотрясений воздуха сабвуфером, то стоит рассмотреть доступный Samsung HW C450. Но это прагматичный подход. Эстет же обратит свое внимание на саундбар Sharp HT-SL 50, выделяющийся среди других участников теста нестандартным дизайном.
А вот с точки зрения ценителя объемного звука самым удачным выбором может оказаться Yamaha YSP-2200, даже несмотря на высокую цену данного продукта. Эта модель создает максимальный эффект объемного звучания, недоступный для всех остальных участников теста. Но при этом нетребовательному пользователю она вряд ли подойдет, так как почти наверняка после установки Yamaha YSP-2200 в комнате придется не раз передвигать мебель и перенастраивать саундбар: данная система очень капризна в отношении акустического оформления помещения. Кроме того, особо отметим стильный и престижный Harman/Kardon SB15 230, который стоит дешевле Yamaha YSP-2200, но пр иэтом не сильно отстает от последнего с точки зрения качества звука.
Самый «зеленый» саундбар
Цены на электричество растут с каждым годом, увеличивается и его расход в каждом доме. Поэтому при покупке советуем обращать особое внимание на энергопотребление устройств. Тут лидер теста — LG HLX55W — огорчил нас довольно серьезным «аппетитом»: он показал 38 Вт при работе и 1,5 Вт в режиме ожидания. При этом не менее мощный Samsung HW C450 потребляет всего 17 и 1 Вт соответственно.
А самым экономичным оказался аутсайдер Sharp HT-SL 50. Последний тест просто перевернул все с ног на голову: тут у HT-SL 50 вообще нет конкурентов — всего 6 Вт в активном режиме и 0,7 Вт при простое. Однако по последнему показателю его превзошел Panasonic SC-HTB 10, который в режиме ожидания потребляет всего лишь 0,2 Вт.
Сравнительная таблица и вывод
1 2 Для того чтобы добиться отличного качества звука, сегодня уже необязательно приобретать дорогостоящие аудиосистемы со множеством колонок. Современные звуковые панели с беспроводными сабвуферами не займут много места в комнате и подарят ощущение настоящего домашнего кинотеатра, а устройства со встроенным оптическим приводом избавят от необходимости покупки Blu-ray-плеера. По результатам тестирования первое место заняла богато оснащенная модель LG HLX55W стоимостью 18 000 рублей. Отметим, что данный саундбар способен практически полностью заменить дорогую акустику формата 5.1 и придется по вкусу даже требовательным пользователям. Звание оптимальной покупки заслужила модель Samsung HW C450 за 10 500 рублей,которая предлагает лучшее соотношение цены и качества среди протестированных устройств.
Принцип действия саундбара
В современные звуковые панели может быть встроено от 4 до 16 динамиков. А с помощью специальных электронных методов, таких как смещение фаз аудиосигналов и задержка сигналов тыловых каналов, и создается эффект объемного звучания. Вы действительно слышите «объемный» звук, несмотря на то что его источником является плоская аудиопанель. Однако даже самые лучшие саундбары не способны сымитировать источник звука за спиной пользователя, так что эффект кружащего над зрителем вертолета со стопроцентной достоверностью сможет передать только акустика 5.1 или 7.1.
Саундбар для «андроида»
Говоря об саундбарах, нельзя обойти стороной звуковые док-станции, которые позволяют усилить звук с вашего плеера или смартфона и вывести его на колонки. Решения для портативных устройств от Apple сегодня выпускает множество производителей, а вот для гаджетов на базе ОС Android их до сих пор не было.
Однако не так давно компания Philips представила первую линейку док-станций Fidelio для Android-устройств. Что внутри? Мы разобрали топовую модель портативной док-станции, а именно Philips Fidelio AS851, и увидели два неплохих широкополосных динамика мощностью 15 Вт, а также плату усилителя и управления.
Но заинтересовало нас прежде всего построение акустической системы фазоинверторного типа (отверстие и трубка в корпусе), позволяющее системе воспроизводить более глубокие низкие частоты, чем те, на которые способен динамик. Это возможно благодаря трубкам, которые должны быть правильно настроены и иметь нужную длину и объем. Чтобы соблюсти все правила, разработчикам пришлось хитроумно расположить эти трубки внутри корпуса. В результате никаких претензий к звуку у нас нет: запаса громкости Philips Fidelio AS851 достаточно даже для проведения шумной домашней вечеринки, а качество звучания приятно удивляет.
Источник: ichip.ru