ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ.
Слова Александра Пушкина
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Романсы более 40 композиторов: А.А. Алябьева (1834), Н.С. Титова (1834), А.С. Даргомыжского (1859), Н.А. Римскогo-Корсакова (1866), С.Я. Танеева (1877), Н.М. Ладухина (1890), Г.Э. Конюса (1894), Е.В.
Вильбушевича, мелодекламация (1901), П.Г. Чеснокова (1902), Г.Я. Юдина (1927), В.Я. Шебалина (1935), Д.Д. Шостаковича (1952) и других.
Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. — М.: Эксмо, 2006
Павел Кашин — Что в имени тебе моем (на стихи А.С.Пушкина)
МЕЛОДИЯ НИКОЛАЯ СЕРГЕЕВИЧА ТИТОВА (для голоса и фортепиано, 3 листа):
Старинный русский романс. 111 шедевров. Для голоса и фортепиано. В четырех выпусках. Вып.
III. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002.
Род Титовых дал множество композиторов-любителей, авторов музыки романсов 1 п. — середины XIX века, из которых самыми известными были двоюродные братья Николай Сергеевич Титов (1798-1843) и «дедушка русского романса» Николай Алексеевич Титов (1800-1875), профессиональный военный.
Источник: a-pesni.org
Александр Пушкин — Что в имени тебе моем
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
№ 4 Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
№ 8 На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
№ 12 Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
№ 16 Есть в мире сердце, где живу я.
Chto v imeni tebe moyem?
Ono umret, kak shum pechalny
Volny, plesnuvshey v bereg dalny,
Kak zvuk nochnoy v lesu glukhom.
Ono na pamyatnom listke
Ostavit mertvy sled, podobny
Uzoru nadpisi nadgrobnoy
Na neponyatnom yazyke.
Chto v nem? Zabytoye davno
V volnenyakh novykh i myatezhnykh,
А.С. Пушкин — Что в имени тебе моем | Стихи слушать
Tvoyey dushe ne dast ono
Vospominany chistykh, nezhnykh.
No v den pechali, v tishine,
Proiznesi yego toskuya;
Skazhi: yest pamyat obo mne,
Yest v mire serdtse, gde zhivu ya.
Xnj d bvtyb nt,t vjtv?
Jyj evhtn, rfr iev gtxfkmysq
Djkys, gktcyeditq d ,thtu lfkmysq,
Rfr pder yjxyjq d ktce uke[jv/
Jyj yf gfvznyjv kbcnrt
Jcnfdbn vthndsq cktl, gjlj,ysq
Epjhe yflgbcb yfluhj,yjq
Yf ytgjyznyjv zpsrt/
Xnj d ytv? Pf,snjt lfdyj
D djkytymz[ yjds[ b vznt;ys[,
Ndjtq leit yt lfcn jyj
Djcgjvbyfybq xbcns[, yt;ys[/
Yj d ltym gtxfkb, d nbibyt,
Ghjbpytcb tuj njcrez;
Crf;b: tcnm gfvznm j,j vyt,
Tcnm d vbht cthlwt, ult ;bde z///
Песенка для поднятия настроения 😉
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
Источник: yebanko.ru
Что в имени тебе моем?
26 мая/6 июня 1799 г. родился величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сохранился удивительный документ – старая запись в церковной метрической книге о рождении и крещении Александра Сергеевича Пушкина.
До сих пор тайна: где стоял дом, в коем появился на свет Александр Пушкин? Дом принадлежал Ивану Васильевичу Скворцову, сослуживцу Сергея Львовича Пушкина по Московскому комиссариату, – именно у него и снимали флигель родители поэта. Но титулярный советник Скворцов в 1799 г. владел несколькими домами в Немецкой слободе, поэтому назвать точный адрес, где именно родился Пушкин, невозможно…
Путаница началась еще в XIX в., в преддверии столетнего юбилея поэта, когда срочно нужно было отыскать памятный московский дом. Поиски продолжились и в XX столетии, и даже в новом, XXI-м. Хотя самого дома, стены которого помнили первый крик новорожденного младенца Александра, давным-давно нет…
Но ведь по Высшему Промыслу не утеряно знание, где была святая купель русского гения!
От купели
На исходе XVIII столетия, в светлый день Вознесения Господня, 26 мая 1799 г., под колокольный перезвон всех московских «сорока сороков» появился на свет младенец Александр, коему суждено было стать славой и гордостью России.
Вероятней всего, знаменательное это событие свершилось вечером, так как дети, родившиеся «после захода солнца», согласно старому церковному правилу, записывались следующим днем, и в метрической книге дата его рождения означена как «мая 27».
На 13-й после рождения день Александр Пушкин был крещен в храме Богоявления, что в Елохове (по названию сельца Елох, впервые упомянутого в духовной грамоте князя Димитрия Донского).
Считается, что имя свое будущий поэт получил в честь одного из родственников со стороны матери. Точнее – в честь Александра Юрьевича Пушкина, двоюродного брата Надежды Осиповны, оставившего свои записки: «Сергей Львович нанял в Москве дом… близ Немецкой слободы, где в 1799 г. родился у них сын Александр. Наш полк был в то время в походе, где я и получил от сестры письмо, что на память мою он назван Александром, а я заочно был его восприемником».
Александр – имя наследственное для рода Пушкиных: носили его предки Александра Сергеевича, наречен был Александром старший сын поэта, имя это было дано многим внукам и праправнукам поэта. «Буду ежегодно праздновать родины и крестины, сверх положенных именин», – написал как-то Пушкин жене.
Но кто из святых с именем Александр был небесным покровителем великого поэта? Вопрос не покажется праздным, если вспомнить, сколь важным было это знание для самого Пушкина: «Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Строки взяты из рецензии Пушкина на изданный в 1836 г. «Словарь исторический о святых, прославленных в российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых».
Открываю этот старинный «Словарь…», удостоившийся похвалы поэта, – что же мог прочитать в нем Александр Сергеевич о житии своего святого заступника? Как в пушкинские времена, так и поныне именины празднуют в честь того святого, память которого чтят в ближайший после рождения день. Смотрю предваряющий старую книгу указатель, где по месяцам и числам расписаны имена славных подвижников: в конце мая нет святых угодников с именем Александр, нет сведений о них и в первых числах июня. И лишь 9 июня поминается преподобный Александр, игумен Куштский.
Но ведь Пушкины-родители отмечали именины старшего сына 2 июня, это известно доподлинно! Сохранилось и письмо Василия Жуковского от 1 июня 1824 г. к самому имениннику. Удивительное это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество: «Ты создан попасть в боги – вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твое… Завтра же твой Ангел. Твои звали меня к себе, но я быть у них не могу: пошлю только им полномочие выпить за меня заздравный кубок…»
А вот и князь Петр Вяземский записывает в своем дневнике о проведенном им дне – 2 июня 1830 г. Не забывает помянуть и обед у некоего знакомца, где встретил он отца поэта Сергея Львовича: «Был день именин Александра, и чадолюбивый отец разделил человек на семь свою радость и свою бутылку шампанского».
Но почему тогда друзья поэта поздравляют его с днем Ангела в августе? Петр Плетнев пишет из Петербурга Пушкину 29 августа 1825 г.: «Не именинник ли ты завтра? Поздравляю тебя и целую». А 30 августа 1833 г. Вильгельм Кюхельбекер, вспоминая о своих друзьях, записывает в дневнике: «Что делают мои именинники: Одоевский, Бестужев, Плещеев и Пушкин? Дай Боже им – если не счастья (оно на земле не бывает), по крайней мере – спокойствия сердечного…»
Именно 30 августа/12 сентября Церковь совершает память благоверного князя Александра Невского. В тот день в 1724 г. мощи святого князя по велению Петра I были перевезены из Рождественского собора во Владимире в Санкт-Петербург – в возведенный на берегах Невы новый Троицкий Александро-Невский монастырь. Государь сам вывел в устье Ижоры императорскую галеру, на борт которой с величайшими почестями были перенесены святые мощи великого князя.
30 августа отмечалась и память преподобного Александра Свирского, основателя в Олонецком крае Александро-Свирского монастыря, угодника, которому было даровано явление Пресвятой Троицы. В тот же день чтилась и память Патриарха Константинопольского Александра.
Но у первого биографа поэта Петра Ивановича Бартенева есть ссылка, что 2 июня, в день именин А.С. Пушкина, – «память Александра, архиепископа Константинопольского». Почему же тогда имени святого Патриарха нет ныне в православных календарях в этом месяце?
Кто же ты – мой Ангел ли хранитель…
Раскрыть загадку помог случай. Позвонила моя давнишняя приятельница Надежда Геннадиевна Бекенева, в недавнем прошлом хранительница иконы Владимирской Богоматери, а ныне – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Оказалось, что и Надежда Геннадиевна тоже давно и безуспешно пытается выяснить, кто же был святым покровителем Александра Пушкина.
В конце концов мы пришли к обоюдному решению: прочитать жития всех православных святых с именем Александр. Где-то ведь должна быть какая-то ссылка, зацепка! И верно, в одном старинном богословском словаре искомый ответ был найден. Приведу его полностью: «Александр, св. Патриарх Цареградский.
Св. Александр во время Первого Вселенского Собора был уже епископом и занимал на Соборе место св. Митрофана, не присутствовавшего по старости. По смерти св. Митрофана занял его кафедру, святительствовал 13 лет и скончался в 340 г. в глубокой старости. Память его – 30 августа и в сырную субботу.
По Прологу память его вторично 2 июня».
Вот почему имени Патриарха Константинопольского в православных святцах и не значится ныне в июне. Ведь Пролог – это старославянский свод житий святых, и самый первый его список восходит к XII в.!
Итак, память Александра, Патриарха Константинопольского (Цареградского), Церковь праздновала в начале июня лишь вторично. И днем именин поэта можно с полным на то правом считать 30 августа, а ныне – 12 сентября.
Знаменательно, что Александр Сергеевич находился под покровительством сразу трех святых Православной Церкви: благоверного князя Александра Невского (с ним поэт связан и дальними кровными узами!), преподобного Александра Свирского и Патриарха Константинопольского Александра!
В городе святого покровителя поэта – Царьграде – приняла крещение княгиня Ольга, первая русская христианка, соединенная с Пушкиным 30-ю коленами родства. Из Царьграда же, а тогда Константинополя, волею Петра Великого был доставлен в северную страну маленький арапчонок Абрам Ганнибал, в будущем – прадед поэта.
Царь-город… Царь-поэт… Так и при жизни, шутливо порой, величали Александра Пушкина его друзья. Вот такие открылись вдруг неожиданные пушкинские «сближения»…
Патриарх Константинопольский
Но у этого краткого рассказа есть и свое продолжение. Ранее мне посчастливилось встретиться с насельницей богадельни при московском храме Всех Святых монахиней Серафимой (в миру Розовой).
Матушка Серафима, несмотря на свои почтенные годы (ей было в ту пору 99 лет!), сохранила ясный разум и великолепную память. В 20-х гг. прошлого столетия она занималась на высших литературных курсах, слушала лекции известных пушкинистов. Затем окончила медицинский институт, защитила диссертацию по истории отечественной медицины, работала в различных издательствах, а в 1956 г. стала тайной монахиней. Матушка Серафима убеждена, что отроком Александр Пушкин уже прекрасно знал жития святых и свидетельство тому – его ранняя неоконченная поэма «Монах», написанная по канве жития Иоанна Новгородского.
Около трех часов провела я в ее келье, а на прощанье матушка Серафима подарила мне свою последнюю работу – только что увидевшую свет «Настольную книгу мирянина», где на каждый день года приводятся краткие жития святых и стихиры. Уже дома я раскрыла книгу и нашла заветный для Александра Сергеевича день – 30 августа.
Вот и стихира в память святителя Александра Константинопольского: «Всеблаженне Александре, пастырь Церкви был еси, Православия поборник, Ариеву ересь низложив мудре, молитвами твоими…»
Александр, Патриарх Константинопольский, прославился своей борьбой с язычниками-философами. Известен случай, когда во время спора с неким мудрецом, проповедником ереси, святой Александр, не стерпев его оскорбительных для христианина доводов, обратился к нему со словами: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать», – и тот враз онемел. Тогда испуганный мудрец-еретик пал к ногам Александра и знаками объявил о своем глубоком раскаянии. И тотчас великий дар речи вернулся к нему. Древний философ уверовал во Христа и принял крещение.
…И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый…
Гениальный пушкинский «Пророк»… Как знать, не отсюда ли – из жития Патриарха Константинопольского Александра, святого покровителя поэта, – родились эти вдохновенные строки?
Источник: pokrov.pro