Особое место среди отраслей, входящих в состав минерально-сырьевого комплекса (МСК) России, занимают нефтедобыча и нефтепереработка. Излишне говорить об их роли в обеспечении потребителей важнейшими энергоносителями, в первую очередь моторным топливом, а также о том значении, какое они имеют для российского внешнеторгового баланса. Важно другое: именно предприятия по добыче и переработке нефти стали лидерами по темпам и глубине экономических преобразований, во всяком случае, в рамках МСК и, в частности, топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны.
Действительно, цены на сырую нефть были либерализованы задолго до установления свободных цен на уголь, в то время как государственный контроль за ценами на природный газ и тарифами на электро- и теплоэнергию сохраняется до сих пор. Здесь впервые отечественные производители сырья и топлива встретились с феноменом ограниченного спроса на свою продукцию, обусловленного реакцией потребителей на рост цен на сырую нефть и нефтепродукты. Именно в нефтедобыче и нефтепереработке практически произошла демонополизация, сложились предпосылки реальной конкуренции отдельных производителей, интенсивно развивалась акционерная форма собственности с широким привлечением частного, в том числе банковского капитала. Экспорт нефти и нефтепродуктов одним из первых испытал на себе последствия либерализации внешнеторговой деятельности и именно здесь были «обкатаны» новые модели и формы управления ею. Наконец, в этом секторе произошел отрыв от узкой отраслевой специализации по производственному признаку, нашедший свое воплощение в формировании вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединенных на базе цепочек производственно-технологических связей.
Абу бандит «перевоплощение винкс» №18 серия
Конечно, наряду с рыночными реформами образованию российских ВИНК немало способствовали и другие обстоятельства — влияние региональных лобби, подражание западному опыту в данной сфере и т.п. При их формировании «сверху» были допущены серьезные просчеты, последствия которых будут ощущаться еще долго. Однако все это, на наш взгляд, ни в коей мере не умаляет значения того прорыва, который был совершен в важнейшем секторе экономики, ответственном за подготовку ресурсной базы, добычу нефти, ее переработку и нефтепродуктообеспечение. Заметим, что магистральный транспорт нефти (а в ряде случаев и нефтепродуктов) является естественной монополией, а потому не входит в состав ВИНК и в данной статье не рассматривается.
Таким образом, современные российские ВИНК, несмотря на все их недостатки, выступают «флагманом» развития новых экономических механизмов. С учетом стоимости производимой и экспортируемой продукции, величины разведанных запасов нефти различных категорий, доли в совокупных инвестициях (включая иностранные) они являются доминирующими хозяйствующими субъектами. Этот фактор приобретает решающее значение на фоне кризиса других отраслей промышленности, в частности, обрабатывающих производств.
Масштабы деятельности отечественных ВИНК таковы, что выбор ими путей дальнейшего развития может оказать существенное влияние на экономику России в долгосрочной перспективе. Их интересы находят отражение при формировании той или иной политики на государственном уровне. Происходит также интенсивная диффузия высшего руководства ВИНК в правительственные структуры и наоборот. Более того, все расширяющиеся интересы отечественных ВИНК за рубежом, вероятно, скажутся и на геополитической ситуации в целом.
Включение и отключение фоновое воспроизведение канала на приставке винк
Разработка эффективной экономической, финансовой и кадровой политики, адекватных организационно-управленческих структур может принести громадную выгоду любой ВИНК, создав ей бесценные конкурентные преимущества. И напротив, «цена» ошибки при принятии ключевого решения может оказаться очень высокой, причем платить ее придется долгие годы. Это хорошо видно на примере крупнейших зарубежных вертикально интегрированных транснациональных корпораций. Так, запоздалая реакция руководства компании «The British Petroleum Company» на изменение внешних условий привела в свое время к громадным финансовым потерям и экономическим трудностям. Чтобы исправить положение, потребовались смена высшего руководства компании, ликвидация ряда направлений ее деловой активности, трансформация «философии» управления.
Все это говорит об исключительной важности разработки и реализации стратегии долгосрочного развития российских ВИНК. Причем здесь можно выделить две стороны проблемы. Первая касается общих принципов корпоративного стратегического планирования и управления, вторая- специфики собственно российских ВИНК, реально действующих в условиях переходной экономики России.
Источник: vuzlit.com
Нефтянка
Каждый, кто хоть поверхностно знаком со структурой российской нефтяной отрасли, знает аббревиатуру «ВИНК» (вертикально интегрированные компании). Между тем в начале 1990-х было совсем неочевидно, что отрасль будет приватизироваться в виде крупных корпораций. Министр топлива и энергетики в правительстве Гайдара Владимир Лопухин рассказывает, как создавалась концепция реструктуризации нефтяной отрасли
Рем Иванович Вяхирев считал, что управляемость советской нефтяной промышленностью была потеряна еще в конце 1970-х. Отсюда просчеты, провалы, неэффективность, технологическое отставание. В не слишком удачный год затраты на списанные пустые скважины были больше вложений в легкую промышленность СССР за пятилетку. Проблемы отрасли приобретали гомерический размах, и было совершенно очевидно, что централизованно управлять всем этим хозяйством невозможно: в силу природного разнообразия условий нефтяная отрасль все равно что сельское хозяйство, к тому же продукт еще и под землей.
В 1990 году профессор Виктор Волконский позвал меня писать концепцию развития Тюменской области. Облисполком как раз возглавил Юрий Шафраник, тонкий и глубокий человек. Мы стали искать решение стратегических проблем советской нефти.
Работали примерно год. Просматривали варианты с нефтяными «генералами», со специалистами и региональными властями. В итоге сложилась концепция реструктуризации отрасли. Две идеи были ключевыми.
Первая: в нефтянке должны работать крупные компании, которые будут генерировать достаточные объемы выручки, чтобы иметь возможность привлекать ресурсы на освоение месторождений и модернизацию нефтепереработки. На централизованные инвестиции уже нельзя было рассчитывать. И вторая: они должны быть вертикально интегрированными, то есть включать в себя и добычу, и переработку, и сбыт, чтобы иметь доступ к конечному потребителю, к деньгам. Когда осенью 1991 года Егор Гайдар позвал меня в правительство, я шел с уже готовыми решениями.
Была убежденность, что приватизации должно предшествовать создание пятисот крупных корпораций в разных отраслях. Экономике нужны были весьма глубокие структурные перемены, а для этого ей требовались огромные инвестиции, которые могут привлечь только крупные компании. И, конечно, именно в них могли концентрироваться кадровые ресурсы, способные осуществить необходимые перемены.
В пример я приводил приватизацию нефтяной отрасли в Аргентине. Там ее сначала реструктурировали, уволили лишних людей, избавились от неэффективных активов и только после этого выставили на продажу.
Что стало первым шагом к формированию вертикально интегрированных компаний? На одном из первых заседаний правительства Ельцина возник вопрос: кому отдать нефтепереработку? Тогда это было золотое дно, потому что заводы получали нефть по внутренней цене, а потом могли гнать на Запад и на этой разнице, очень большой, прекрасно жить.
Естественно, Министерство промышленности просило оставить нефтепереработку ему. Вот и министр промышленности Александр Титкин выступил примерно на часок, почему эту отрасль нельзя отдавать Минтопэнерго. Ельцин был готов взорваться от возмущения, что Титкин выступает так долго.
У меня был доклад не тоньше. Но я решил не мучить людей. Вышел на трибуну и говорю: «Мое министерство называется Министерство топлива и энергетики, а топлива нет. Доклад окончен». А вечером мне звонит начальник аппарата правительства Алексей Головков и говорит: «Володя, ну и задачку вы с Титкиным нам задали. Ельцин сказал на ваши доклады одну фразу: «Чушь какая-то», и все.
Вот как понимать «чушь какая-то»? Тебе отдать нефтепереработку или оставить ее у Титкина?» У Головкова голосовали начальники департаментов, в каком смысле «чушь». «С тебя бутылка: проголосовали отдать тебе, — говорит Алексей. — Шучу, проголосовали, потому что неправильно, конечно, что министерство топлива, а топлива нет».
Источник: www.forbes.ru
К Нефтегазовому кластеру Тюменской области присоединились дочерние компании ВИНК
Дочерние компании ВИНК (вертикально-интеграционные нефтяные компании) пополнили Нефтегазовый кластер Тюменской области. Присоединилась к ассоциации и добывающая компания ООО «Меретояханефтегаз».
Добавим, в состав ВИНК в России входят Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Газпром, Газпром нефть, Славнефть и другие.
Как сообщает региональный департамент инвестиционной политики и господдержки предпринимательства, основная задача, которую ставит перед собой нефтегазовый кластер при взаимодействии с вертикально-интегрированными нефтегазовыми компаниями и их дочерними обществами – доступ производственных и сервисных предприятий к технологическим вызовам добывающих компаний. Это увеличивает скорость импортозамещения в сфере топливно-энергетического комплекса и создает крепкие кооперационные связи, расширяет рынки сбыта продукции.
Напомним, заместитель губернатора Тюменской области Андрея Пантелеева рассказал , что региональный нефтегазовый кластер доказал свою эффективность за три года. На сегодня в него вошли более 70 компании из 14 регионов, в их числе промпредприятия, институты. Тюменский нефтегазовый кластер – самый крупный межрегиональный — зарегистрирован в Минпромторге в 2021 г.
Источник: tumen.bezformata.com