Диафильмы проектор что это

Для возрождения замечательной семейной традиции — просмотра диафильмов — нужно всем срочно купить какой-нибудь видеопроектор и экран (или простыню) и показывать оцифрованные (отсканированные) диафильмы. Сейчас есть недорогие проекторы. На нём можно, разумеется, и кино смотреть («домашний кинотеатр»).

Я в своей школе (Школа № 1 г. Мюнхена) лет 5 показывал деткам в конце урока диафильмы обычным способом — на диапроекторе. Причём диапроектор был очень приличный — Leitz Prado 250 (1953 г.), стандартный диапроектор в немецких школах того времени:

На нём можно показывать даже в актовом зале! Но даже на таком «профи»-диапроекторе (и даже с новыми диафильмами) картинка получалась хуже, чем скан, показанный на видеопроекторе.

Ни для кого не секрет, что диафильмы быстро стареют: плёнка краснеет и выцветает. Да, студия «Диафильм», до своей кончины в 2007 (?) году успела выпустить новые копии нескольких сотен старых д/ф 1960-1990 гг. Но основной массив диафильмов (думаю, 5-10 тысяч ) остался «за кадром». То, что можно купить на «Молотке» и с рук — старые, выцветшие плёнки.

Диафильмы ЧТО ЭТО?

Поэтому остаётся один выход: сканировать и реставрировать старые плёнки и смотреть через видеопроектор. У себя в школе я перешёл на цифру с этого года, и результат очень хороший. Единственный минус — нет запаха горячей плёнки, который многие наверняка помнят. Замечу, впрочем, что на Leitz Prado 250 никакого запаха плёнки нет, потому что она надёжно отделена от оптической системы и лампы.

Сканирую я в разрешении 1024х768 пикселей, чего вполне достаточно для получения чёткой картинки 1,2 х 0,9 м.

Мои работы можно скачать с торрент-трекера:

Все на цифру!

Источник: diafilms.livejournal.com

Диафильмы: иллюстрированные истории на пленке

Каждому советскому ребенку для ощущения волшебства нужно было совсем немного: белая простыня и диапроектор, который с помощью луча света оживлял сказку на стене. До сих пор помню это чувство волнительного ожидания, пока взрослые настраивали диапроектор. Телевизор мало кто мог себе позволить, а диапроектор в то время стоил не дорого и был во многих семьях.

В диапроектор вставлялись диафильмы — это позитивная фотопленка, на которой последовательно изображены иллюстрации сказки или рассказа, слайды взаимосвязаны и сопровождаются текстом. От разнообразия диафильмов кружилась голова. В моем детстве телевизор появился уже в каждой семье, но просмотр диафильмов все равно был моим любимым развлечением. С нетерпением ждала вечера, чтобы выключить свет, натянуть простыню на дверь и прокручивать свои любимые сказки и рассказы. Удивительно, но сказки на пленке становятся снова актуальны, несмотря на то, что технологии шагнули далеко вперед и недостатка в мультфильмах и развлечениях у современных детей нет.

Что такое Диафильм? / советские фильмоскопы, диафильмы и немного истории

Оказывается прототипом диапроектора является так называемый «Волшебный фонарь», который в 17 веке изобрел голландский физик Христиан Гюйгенс. Он изобрел оптику и сам аппарат, позволяющий проецировать картинки (в то время изображения наносили на стеклянные пластины) на светлую поверхность. В качестве источника света сначала использовали обыкновенную свечу или масляную лампу, а потом электрическую лампочку. Аппарат использовали только для развлечения знати, а позже «Волшебный фонарь» обрел популярность среди простого народа, с его помощью развлекали людей на ярмарках, использовали на лекциях для студентов.

o-o.jpeg

В 18 веке некие французские хитрецы с помощью «Волшебного фонаря» на колесиках проводили на улицах Парижа своего рода шоу с призраками. Шарлатаны представляли себя волшебниками и чародеями, которые умеют общаться с загробным миром и таким образом вымогали у доверчивых и любопытных граждан деньги.

Еще по теме:  Синие пятна на экране проектора

С помощью этого новомодного устройства они выводили на невидимый зрителю экран (иногда это было облако дыма) изображение и резко откатывали устройство назад. Изображение увеличивалось и зрителям казалось, что на них бросаются призраки. Позже появились уже профессиональные представления — фантасмагории, своеобразные вариации театра ужасов, которые сопровождались звуковыми эффектами, нагнетающей музыкой, криками, раскатами грома. На таких представлениях часто использовали несколько проекторов.

В Россию «Волшебный фонарь» и представления-фантасмагории привез некий профессор Робертсон. Александр I заинтересовался этим устройством и увидел в нем потенциал в сфере образования. Сначала в образовательную программу ввели изучение механизма «Волшебного фонаря», а позже переключили внимание на показываемые изображения и стали использовать их для объяснения физики и астрономии, изучения географии, истории и естествознания. Таким образом в 19 веке диафильмы обрели свою популярность. Если в дореволюционной России такие проекторы использовались с развлекательной и образовательной целью, то после революции диапроектор служил еще и формой агитации и пропаганды, которую можно было распространять в отдаленных уголках Советского союза.

В 1930 году в Москве образовалась студия «Диафильм», и началось массовое производство советских диафильмов. Выпускали сказки народов мира, стихи, рассказы для детей, диафильмы по мотивам мультфильмов и кино и образовательные слайды.

Популярность диафильмы получили только в 70-х годах, когда появились компактные модели диапроекторов для дома, таких как «Светлячок», «Сказка», «Экран». Они были доступны для покупки и стали своеобразной альтернативой телевизору. В качестве авторов в студии «Диафильм» работали самые лучшие писатели советской литературы: Алексей Толстой, Самуил Маршак, Корней Чуковский и другие. А любимые произведения авторов превращались в яркие и красивые иллюстрации благодаря известным советским художникам и карикатуристам.

o-o.jpeg

На самом деле, создание слайдов к диафильму это непростая работа и отдельный вид искусства. Художнику необходимо было уместить весь сюжет сказки или рассказа на 30–40 слайдов, иллюстрации должны быть последовательными, яркими и привлекающими внимание. Каждый рисунок должен рассказывать о героях произведения не меньше, чем текст на слайде.

Студия «Диафильм» выпускала около 400 произведений на пленке в год, часто одно и то же произведение выпускалось несколько раз, но с иллюстрациями разных художников. Особое внимание хочется уделить иллюстраторам, которые трудились над рисунками для диафильмов. На мой взгляд, именно советские иллюстрации самые добрые и светлые, дарят чувство теплоты и полностью погружают в сказочную атмосферу.

Петр Петрович Репкин известный художник-постановщик мультфильмов, а также иллюстратор к таким диафильмам, как «Рики-Тики-Тави», «Зайка-зазнайка», «Два жадных медвежонка». На его счету порядка 200 диафильмов, а его лесные звери самые узнаваемые и милые сердцу, каждый со своим характером и настроением. Сегодня иллюстрации Репкина можно встретить в таких детских книжках: Борис Заходер «Волчок», «Три медведя» в пересказе Льва Толстого, Редьярд Киплинг «Рикки-тикки-тави».

o-o.jpeg

Владимир Сутеев является иллюстратором произведений Чуковского, Маршака, Джанни Родари, Михалкова. Узнаваемые герои Сутеева — Дядя Степа, Доктор Айболит, Чипполино, Крошка Енот. Самый известный диафильм, который проиллюстрировал Сутеев — «Приключения Пифа» по произведению Григория Остера.

o-o.jpeg

А вот Савченко Анатолий Михайлович подарил нам Карлсона, попугая Кешу и Вовку в тридевятом царстве. Анатолий Савченко часто работал в паре с иллюстратором Борисом Степанцевым, известные диафильмы в их исполнении — «Малыш и Карлсон», «Маленькая баба Яга», «Телефон».

o-o.jpeg

Образ Буратино, героя сказки А. Н. Толстого для диафильма, придумал художник Леонид Владимирский. Курносый мальчик в красно-белом колпачке так понравился зрителям, что издательство «Искусство» выпустило книгу «Приключения Буратино» с иллюстрациями художника. Также художник проиллюстрировал произведение «Волшебник изумрудного города», сам автор Александр Волков высоко оценил работу Владимирского, а Незнайка и его друзья коротышки из Цветочного города у Владимирского получились как живые.

Еще по теме:  Как включить проектор без пульта и кнопок

o-o.jpeg

Талантливый художник-карикатурист Иван Семенов проиллюстрировал стихотворение Чуковского «Мойдодыр» и рассказ Николая Носова «Огородники». У него отлично получались веселые истории, иллюстрации автора очень остроумны. Также Семенов воплотил идею Владимира Маяковского для диафильма «Кем быть», Маяковский был очень доволен результатом.

o-o.jpeg

Иллюстраторов диафильмов можно перечислять до бесконечности: Ермак, Лосев, Столяров, Ракутин, Мигунов, Игнатов, Сычев. И у каждого свой стиль, невероятно добрые и красивые иллюстрации и узнаваемые герои, которые дарят чувство теплоты и ностальгию по детству.

Ни одна страна в мире не могла сравниться с СССР по количеству производимых диафильмов: государство это всячески поддерживало, стоимость и проектора и слайдов была не высокая, поэтому диафильмы стали самой популярной и доступной частью досуга советских граждан. В США и Европе тоже выпускали диафильмы, но интереса у граждан не вызывали. К началу 90-х годов популярность диафильмов пошла на спад и у нас, стала появляться различная видеотехника и к диафильмам потеряли интерес.

Но, оказывается, в наше время диафильмы снова обретают популярность. На просторах интернета можно приобрести как советские диафильмы, так и диапроекторы, спрос достаточно большой, благодаря коллекционерам и просто желающим поностальгировать. Стали появляться компании, которые перевыпускают старые диафильмы на новой пленке, картинки очень яркие и красивые.

Также в интернете в свободном доступе совершенно бесплатно можно найти оцифрованные советские диафильмы и смотреть их с помощью современных проекторов с флешки. Что касается именно диапроекторов, то сейчас их выпускают в Китае и в России, но советские пленки к ним не подходят, необходимо приобретать диафильмы, которые выпускает эта же компания на специальных картриджах. Они идут еще и с озвучкой.

Кстати, психологи отмечают пользу от просмотра диафильмов, они не портят зрение, не вредят психике детей и помогают приобщить их к чтению.

Зачем диафильмы в современном мире?

Во первых, это интересное и необычное совместное времяпрепровождение с ребенком. Вы создаете атмосферу волшебства и сами ею управляете, диафильмы можно рассматривать не спеша, обсуждать сюжет, объяснить незнакомые слова ребенку. Они развивают воображение, креативность, логическое мышление, память.

Малыши учатся читать, развивается грамотность, ребенок учиться выражать свою мысль. Диафильмы могут быть полезны родителям, которые хотят приучить ребенка к чтению, потому что с них ребенку легче перейти на книги, чем с мультфильмов. Мультфильмы — это пассивное времяпрепровождение для ребенка, а вот диафильмы заставляют читать, узнавать новые слова и вместе с родителями разбираться в их значении. Диафильмы это лишь способ разнообразить досуг, это не значит, что нужно отказываться от мультфильмов. Малышам, которые еще не умеют читать, слайды читают взрослые, детки тем временем внимательно следят за сюжетом, фантазируют и додумывают что-то свое.

Деткам, которые уже начинают читать, легко это будут делать со слайдов в диафильмах, текст на слайде простой и короткий. Главное подобрать диафильмы в соответствии с возрастом ребенка. Еще во время вашего чтения, можете дать задание ребенку следить за текстом, а потом попросите его продолжить за вас.

Ну а если детей нет, можно и самим поностальгировать, ведь диафильмы — это часть культурного наследия нашей страны.

Для тех, кто интересуется диафильмами в Российской государственной детской библиотеке есть виртуальный музей «Диафильм. Онлайн». Посетителей ждет уникальная коллекция диафильмов (более 5000), с которой можно ознакомиться в просмотровом зале.

Текст: колумнист Инна Гах

Источник: www.livelib.ru

Что такое диапроектор?

диапроектор фото

Проекционный аппарат, который демонстрирует диапозитивы, а также другие прозрачные носители информации, может быть в виде диапроектора или слайд-проектора. Такое название – от использования проходящего света в диапроекции. А в случае эпипроекции используется свет, который отражается от непрозрачных исходников. Больше всего диапроектор был популярен в 50-70 годах прошлого века.

Еще по теме:  Съемка с проектором как

В Советском Союзе выпускали разные диапроекторы: «Этюд», «Свет», «Свитязь», «Альфа 35-50», «Экран», «Спутник», «Протон» и др.

Фильмоскоп – это тоже диапроектор, на котором просматривали диафильмы с 35 мм фотоплёнки, где кадр размером 18х24.

Отсутствует механизм для автоматической замены слайдов. Вместо этого есть специальный фильмовый канал. На некоторых фильмоскопах можно посмотреть одиночные слайды, если их заменять вручную.

Главное в любом проекте – освещение, так как это влияет на то, насколько изображение будет ровным и ярким.

В основу большинства диапроекторов вошла конденсорная система освещения, которая обеспечивает эффективное использование света от лампы.

Источником света в диапроекторах вплоть до середины восьмидесятых были обычные лампочки накаливания, а потом их вытеснили более современные галогенные лампы и металлогалогенные. Лампа может быть 100 Ватт, а может – 250. Если же речь идёт о профессиональной работе для большого экрана и для большого слайда, тот эта величина может достичь и несколько Киловатт.

За лампой устанавливают параболический отражатель, который снижает потери света. Это не относится к галогенным лампам, потому что в этом случае – отражатель встроенный. Лампа очень интенсивно отдаёт тепло и требует вместе с осветительной системой охлаждения. Для этого используют вентилятор большой мощности.

Чтобы слайды не перегрелись и не покоробились, устанавливают специальный теплофильтр впереди конденсора, и он поглощает большую часть инфракрасных лучей. Интерференционный же отражатель – это дополнительная мера для отвода тепла.

Осветительную систему рассчитывают так, чтобы изображение тела накала лампы строилось конденсатором во входном зрачке объектива, который фокусируется при помощи оправы или специального механизма и электропривода.

У сегодняшних диапроекторов имеется автоматическая фокусировка, которая обеспечивает резкость проекций любого слайда, чем компенсирует их коробление разной степени.

В таких моделях среднего класса, как «Альфа 35-50» и «Диана-207» фокусировку можно выполнить вручную, используя для этого дистанционное управление, которое используют, чтобы запустить механизм по замене слайда . На некоторых зарубежных диапроекторах были вариообъективы маленькой кратности, которые позволяли немного изменить на экране размер, не перемещая проектор.

Модель диапроектора для профессионала содержит устройство по синхронизации. Это нужно для магнитофона или любого другого источника звука. Ведь слайд-шоу может проходить в сопровождении музыки или текста от автора.

В это же время идёт запись сигнала по автоматической замене слайда, как того требует программа показа.

За границей были и такие диапроекторы, которые рассчитывались для попарной установки, чтобы переход между слайдами был плавным. А ещё двухобъективные диапроекторы с осветительной системой (это «Rolleivision Twin MSC-300»), у которых была такая же задача .

Чтобы перейти со слайда на слайд, должна плавно изменяться яркость ламп во время одновременного показа двух изображений.

Некоторые советские диапроекторы становились универсальными приборами, если их оснащали дополнительным модулем, чтобы показывать диафильмы.

В Харькове на производственном машиностроительном объединении «ФЭД» выпустили небольшую партию стереофотоаппаратов «ФЭД-Стерео». Предназначался он, как для любителей стереоскопической съёмки, так и для профессионалов. Стереоскопическая съёмка велась на цветную и чёрно-белую плёнку 135 типа.

Чтобы просмотреть стереоскопический диапозитив в формате 24х30, была выпущена небольшая партия специальных диапроекторов со стереоскопическими очками.

Стереопару монтировали в сдвоенной рамке размера 5х10, а во время проекции применяли светофильтры, которые устанавливали и очки, и впереди объектива.

Источник: kroshechka.com

Оцените статью
Добавить комментарий