Государство цифровое ТВ которое

Аннотация
Статья посвящена вопросам перехода на цифровое эфирное телевидение в России, в ней анализируются аспекты программ цифровизации сигнала с точки зрения социального эффекта перехода и соблюдения правовых принципов регулирования СМИ. Проводится сравнение с ситуацией перехода на цифровое ТВ в других странах Европы.

Ключевые слова: цифровое эфирное телевидение, правовое регулирование, лицензирования, свобода массовой информации, право СМИ.

Abstracts
This article discusses issues of Digital Terrestrial Television (DTT) transition in Russia, it focuses on the legal and social aspects of the switch-over governmental programmes adopted in late 2009. Comparison with the transition to DTT in other countries of Europe is made a part of the article.

Key words: digital terrestrial television; legal regulation, licensing, freedom of the media, media law.

Тема статьи, возможно, представляется недостаточно научной с точки зрения науки о журналистике, тем более что все дискуссии последних лет о цифровом телевидении, организованные при участии органов власти, неизменно перемещаются в плоскость технических и финансово-экономических вопросов, стандартов связи, модернизации страны. Однако следует рассмотреть вопросы цифрового телевидения совсем под другим углом зрения и проследить в его создании и развитии то, что должно быть на первом плане, а именно социально-политические, профессиональные и правовые вопросы. Следует рассмотреть их хотя бы по причине того, что процессы перехода страны на цифровое эфирное телевидение непременно повлияют на трансформацию модели системы средств массовой информации в современной России.

Цифровое телевидение в каждый дом!

В Европе цифровое эфирное телевидение уже является обыденной вещью. К началу 2010 года процесс отключения аналогового вещания был полностью завершён в Голландии, Дании, Люксембурге, Финляндии, ФРГ и Швеции. В 2010 году переход на цифровое вещание завершится в Австрии, Испании, Мальте, Словении и Эстонии. По данным на конец 2009 года, более 730 цифровых эфирных каналов (из 7200 существующих на континенте) вещают в 24 странах Европы, из них более 300 каналов – местные и региональные 1 .

Основные причины перехода на цифровое телевидение в мире связаны даже не с необходимостью позволить сосуществовать большему числу телеканалов (с этой задачей вполне справлялись кабельные и спутниковые операторы телевидения), а прежде всего с возникшей в 1990-е годы потребностью освободить частоты для новых телекоммуникационных услуг. Речь шла о бурно развивающейся в то время пейджинговой связи (о которой сегодня уже все забыли), а также мобильной телефонии и, впоследствии, Интернет-услугах. Именно поэтому были выдвинуты различные модели и схемы перехода на такое телевидение, которое бы использовало меньший диапазон частот, при этом отдавая то, что сегодня называется «цифровым дивидендом», в пользу сотовой телефонии и других новых услуг связи.

В Европе практически повсеместно прошли три этапа перехода на цифровое эфирное телевидение. Первый (он завершен) – создание стратегии перехода, в котором участвовали как органы исполнительной власти, так и общественные организации. Второй этап (тоже завершен) – создание и принятие нового закона о цифровом телевидении или же поправок в существующий практически во всех европейских странах закон о телевидении. И, наконец, третий – разработка практического детального плана перехода на цифровое телевидение на основе этого закона и стратегии (это задание обычно поручается правительству или независимому от него регулятору в сфере телерадиовещания).

Что такое цифровое телевидение. Мировые стандарты и системы цифрового телевидения

Наша система перехода на цифровое эфирное телевидение только внешне похожа на описанную схему, на самом же деле принципиально отличается от нее. Была принята стратегия перехода на цифровое телевидение, в разработке которой участвовало правительство и бизнес-круги (но не политические и общественные организации). Для этого была создана правительственная комиссия по развитию теле-, радиовещания, которую возглавлял в бытность первым вице-премьером Д.А. Медведев. Заметим, что даже участие бизнеса было ограниченным в создании этой стратегии.

Затем были разработаны и приняты в 2009 году правительственные концепции и программы цифровизации 2 . А уже под них предписано подогнать действующие законы о СМИ и о связи (характерно, что этот процесс происходит в недрах правительства, а не Государственной Думы). При этом о принятии закона о телерадиовещании или о цифровом телевидении речь даже не идет – принципиальные вопросы будут решать Президент и правительство.

Если мы проанализируем основные элементы перехода на цифровое вещание в России, то увидим немало различий между подходом в Европе и РФ (см. табл.1).

Таблица 1. Стратегия развития цифрового ТВ в России и Западной Европе.

Элементы стратегии цифрового ТВ

В Евр.

В РФ

Сотрудничество операторов связи

Доступность существующих эфирных каналов и общественного ТВ

Доступность местных вещателей

Использование попутных технологий

Учет интересов населения

О необходимости сотрудничества операторов связи в России говорится совсем в иной плоскости, чем в других странах Европы. В нашей стратегии говорится о важнейшей роли государственного оператора связи РТРС (Российская телевизионная и радиовещательная сеть, о ней ниже), и о том, что все другие, как частные, так и государственные операторы связи должны с ним сотрудничать. То есть сотрудничество предполагается и на практике уже осуществляется не на основе равенства.

Взаимодополняемость платформ и в России, и в Европе, безусловно, является важным вопросом. О проблеме взаимозаменимости декодеров в нашей стратегии, к сожалению, пока ясно не сказано, а руководство Минкомсвязи настойчиво не рекомендует населению покупать имеющиеся в продаже декодеры – они могут не подойти к будущим стандартам зашифровки цифрового сигнала. Гарантий доступности существующих эфирных каналов у нас в стране не существует, в то время как в большинстве стран Европы такие гарантии прописаны на уровне законов.

Если для примера мы возьмем ситуацию на Украине, то увидим, что все 15 общенациональных эфирных телеканалов гарантированно получают место на двух из восьми мультиплексов цифрового вещания, в том числе один (!) государственный канал. Зарезервировано место для планируемого общественного вещателя, а также для двух национальных вещателей, которые могут появиться в переходный период. Один из мультиплексов предназначен исключительно для местных эфирных вещателей – своих в каждом регионе.

Об использовании попутных цифровых технологий в наших целевых программах и концепциях говорится очень скупо. Речь идет о таких технологиях, как возможности интерактивного телевидения, доступности всех телепрограмм для людей, имеющих проблемы со зрением и слухом.

О механизмах учёта интересов населения при выборе тех каналов, которые попадают на мультиплексы, у нас тоже не говорится ничего конкретного.

Для каких целей в европейских странах принимают законы о цифровом телевидении или вносят поправки в действующие акты? Например, в Венгрии закон о переходе на цифровое ТВ (2007) проводит чёткое разделение регулирования содержания телепрограмм и регулирования процесса передачи сигналов, т. е. деятельности операторов эфирного цифрового телевидения. Он гарантирует разнообразие каналов СМИ через уточнение принципа обязательных каналов, существующего для кабельного ТВ (см. ниже).

Этот акт вводит в законодательство новые термины, например, «мультиплекс», «программный интерфейс», «электронный путеводитель программ», «интерактивная цифровая телеуслуга». Он создаёт условия для конкуренции цифровых телеуслуг, определяет процедуру тендера для операторов таких услуг, проводимого органом исполнительной власти и парламентским комитетом.

Так как цифровое телевидение вольно или невольно создаёт возможности для расширения телеканалов, необходимо, чтобы это расширение не было механическим. Смысл правового регулирования СМИ в демократическом обществе, как известно, заключается в том, чтобы направить СМИ на обеспечение информационного и политического плюрализма содержания. Политический плюрализм рассматривается в качестве одного из принципов общественного устройства в Европе, согласно ему общественно-политическая жизнь должна включать множество различных взаимозависимых и вместе с тем автономных социальных и политических групп, организаций, чьи установки, идеи и программы находятся в постоянном сопоставлении, соревновании и конкурентной борьбе.

В большой степени цифровое телевидение позволяет восполнить дефицит плюрализма на Западе. На цифровое телевидение распространяется правило « must carry » (обязательного показа), традиционное для кабельного ТВ и обеспечивающее бесплатный доступ всех пользователей к общественным каналам (традиционному гаранту плюрализма в сфере телерадиовещания) и программам некоторых других эфирных станций (напр., общенациональных или местных сетей).

Такова ситуация в Голландии и Австрии. В Англии, Испании или Италии в таких мерах нет необходимости: у общественных вещателей есть свои мультиплексы. В некоторых странах (Украина) все эфирные вещатели получают своё место на мультиплексах цифровых каналов. В некоторых государствах (напр., Норвегии) оператор мультиплекса резервирует возможности для т.н. «открытых каналов», а если местные станции потребуют доступа к платформе эфирного цифрового ТВ, оператор обязан предоставить соответствующую возможность. Даже в странах с высокой концентрацией политического и экономического контроля за деятельностью телевидения (напр., в Италии) законодателем приняты меры, гарантирующие доступ к платформе «независимых каналов», т.е. каналов, независимых от вещателей, контролирующих операторов мультиплекса.

В лицензировании цифровых программ в Европе существует два подхода. Выбор каналов может проводиться непосредственно лицензирующим органом или правительством посредством открытых процедур (как при аналоговом вещании) (Финляндия, Германия, Швеция). Второй вариант – выбор определяется оператором мультиплекса (сети), который в нём относительно свободен (Италия, Великобритания, Норвегия).

Еще по теме:  Как подключить устройство к Триколор ТВ дополнительное

Ни один из указанных подходов, к сожалению, не применим сегодня в России. Состав первого телевизионного мультиплекса в России известен, он был принят указом Президента в июне 2009 года, причём, не успели высохнуть чернила на подписи Президента, как концепции и тематика указанных в Указе каналов начали произвольно меняться. При этом непонятно, как учитывать складывающиеся обстоятельства при переходе на цифровое телевидение, ведь за каналами, выбранными Президентом, места на первом мультиплексе были закреплены в результате долгой работы правительственных комиссий и ведомств и именно на основе существовавшей на тот момент концепции и тематики программ.

Со вторым и третьим мультиплексом ситуация ещё более сложная: не определён не только состав программ, но и порядок и критерии определения такого состава. Четвертый мультиплекс также не определен. Бюджетные средства предоставляться не будут. Как в цифровой эфир будут входить телеканалы – не ясно.

Но ясно одно, что в 2015 году этих каналов не будет в эфире, если они не войдут в первый, второй, третий или, если он будет, четвертый мультиплекс. Всё это представляет для регионов страны большую проблему, ведь насколько известно, только в Ростовской области существует около 50 телекомпаний. Очевидно, что при такой схеме перехода на цифровое телевидение их останется, может быть, две.

Вернёмся к государственному унитарному предприятию РТРС, которое в результате решений Правительства РФ получает широчайший мандат при переходе на цифровое телевидение. Причем мандат не только технический, но и в какой-то степени содержательный.

Федеральная целевая программа говорит о том, что РТРС будет создавать центры формирования состава второго и третьего мультиплекса, которые будут включать в себя и местные программы. Центры формирования второго и третьего мультиплекса – это достаточно широкое понятие, которое может трактоваться самым разным образом.

В частности, роль системы лицензирования, которая существует сегодня, будет если не разрушена, то нивелирована указами Президента и Постановлениями Правительства РФ. Напомним, что в основе телерадиовещания лежит система двух лицензий (на вещание и на частоту), выдаваемых центральными органами Министерства связи и массовых коммуникаций.

Определяющая здесь лицензия на вещание выдаётся, как правило, на 5 лет по конкурсу, проводимому Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию (ФКК). Победитель в конкурсе определяется по лучшей концепции вещания и её техническому обоснованию. Сама концепция содержит конкретные обязательства заявителя по наилучшему удовлетворению потребностей аудитории в программах того или иного рода: общественно-политических, информационных, детских, развлекательных и т.п. Если в ходе вещания происходит любое изменение концепции, названия канала или владельца телерадиокомпании, это влечёт обязательное согласование с лицензирующим органом и ФКК. Контролирующий орган вправе налагать на вещателя санкции, вплоть до изъятия лицензии через суд.

Для перехода на цифровое вещание в декабре 2007 года были приостановлены проведение конкурсов и выдача новых лицензий на аналоговое вещание. Функции ФКК временно ограничились проведением конкурсов на радиовещание, и лишь в конце 2009 года комиссии вернули право продлевать лицензии аналоговых вещателей в тех регионах, где уже «очищены» зоны цифрового вещания от помех действующих аналоговых станций, в том числе за счёт станций, не успевших в 2007-2009 гг. продлить свои лицензии. Однако позволить ФКК определять цифровых вещателей государство не спешит. Решать, кто будет вещать по всей стране и в регионах, смогут (кроме Президента РФ) «центры» госкомпании РТРС, келейно и в рамках неопределённых, но упомянутых в концепции федеральной целевой программы «общегосударственных задач». «Рекомендации» РТРС будут служить калькой для принятия решений ФКК. Судя по тому, что даже срок, на который предоставлено право занять место в первом и остальных мультиплексах, не установлен, все вопросы лицензирования будут решаться кулуарно и в каждом конкретном случае по-разному.

Правовых проблем здесь вроде бы нет. Закон о телерадиовещании, несмотря на неоднократные попытки депутатов его принять, так и не вступил в законную силу.

Закон «О средствах массовой информации», предусмотрительно подкорректированный в 2004 году, предполагает, что лицензии на вещание выдаются таким федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на то Правительством Российской Федерации. Из сферы действия закона о лицензировании в 2001 году исключили телерадиовещание. В результате вся сфера телевидения и радио оказалась безоговорочно подконтрольной Президенту и исполнительной власти. Любые из действующих постановлений Правительства и Указов Президента РФ издавшие их органы могут спокойно и без объяснений изменить или отменить.

И это, по меньшей мере, будет алогично. Главной функцией полунезависимой ФКК является определять общественный интерес в выдаче права на вещания тем или иным телекомпаниям. Её решения вызывали критику, но в целом это относительно прозрачный и компетентный орган.

Если постановления Президента и Правительства РФ отберут соответствующие полномочия в пользу РТРС и её закрытых решений и договорённостей с вещателями, то общественный интерес на телевидении будет определяться исключительно чиновниками. А это значит, что абсолютно все действующие телекомпании – общенациональные и местные – смогут выходить в эфир только по согласованию с госкомпанией РТРС. Эта компания сможет диктовать им не только коммерческие условия распространения сигнала, как это происходит сегодня, но и программную сетку. К слову заметим, что РТРС владеет 14.478 телепередатчиков, или 90.9% от их общего числа в России.

С приватизацией телекоммуникационных монополий в середине 1990-х годов аналогов РТРС на Западе не осталось, нет там и настолько крупных частных монополистов. Национальные законодательства западных государств требует от коммуникационных сетей соблюдения в своей деятельности важных критериев с той целью, чтобы аудитория при переходе на цифровое ТВ, по крайней мере, не лишилась привычных для неё программ. Право требует от операторов мультиплекса (сети): предлагать справедливые, прозрачные и недискриминационные условия доступа, публиковать тарифы технических услуг, предлагаемых провайдерам содержания (в т.ч. по кодированию сигнала, электронных гидов телепередач и т.д.), вести отдельную финансовую отчётность по видам деятельности (когда оператор выступает и в качестве вещателя).

У нас подобных условий программа перехода на цифровое вещание не выдвигает. Пока что на встречах с вещателями речь идёт о том, что та телекомпания, которая хочет «попасть на цифру», должна платить один млрд. рублей в год. Много ли сегодня у нас желающих платить такие суммы РТРС для того, чтобы без ясных и долговременных гарантий возврата инвестиций перейти на цифровое телевидение?

Гарантии же (в виде долгосрочных лицензий, налоговых и иных льгот, прозрачности, недискриминационности и справедливости процедур) мог бы дать только закон, которого нет и который не предвидится. В результате телевидение становится рискованным бизнесом, что, безусловно, на руку коррумпированным чиновникам, но противоречит интересам населения. Ведь население заинтересованно в долгосрочном планировании телевизионной политики, а не в быстром снимании сливок за счет шокирования публики и сенсационности передачи.

Как представляется, в цифровизации телевидения в нашей стране можно увидеть определённые параметры новой государственной политики в отношении СМИ. Новое значительное преимущество на рынке получают государственные телерадиоканалы, в том числе и еще не созданные. «Проверенные» национальные каналы получают «добро» на вещание в цифровых мультиплексах, но висящий «дамоклов меч» предупреждает их о возможности легко потерять бизнес в результате несложных процедур органов исполнительной власти. В результате сохраняется идеологический и политический консерватизм и предсказуемость содержания программ, что позволит снизить накал борьбы с экстремизмом в содержании материалов СМИ. Делается упор на технологический аспект расширения охвата населения (до 100 процентов, чего бы это ни стоило) вместо развития новых услуг СМИ, таких как интерактивность, доступность программ инвалидам по слуху и зрению и т.д. Происходит «рыночное» выдавливание «лишних», плохо контролируемых Роскомнадзором местных вещателей, что позволит принципиально ослабить такой контроль.

  1. Источник : Growth of the number of television channels and multi-channel platforms in Europe continues despite the crisis. European Audiovisual Observatory, 13.01.10. Режим доступа: http://www.obs.coe.int/about/oea/pr/mavise_end2009.html
  2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1349-р). Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985).

Источник: www.mediascope.ru

Как получить доступ к бесплатному интернету от государства?

ВКонтакте Яндекс Дзен Rutube Одноклассники Телеграм

Виктория Андреева

01.08.2020, 20:45 | Виктория Андреева Виктория Андреева Журналист В России 21 979 0

В Минкомсвязи рассказали об условиях участия в проекте «Доступный интернет».

Как получить доступ к бесплатному интернету от государства?

Читайте нас в: Дзен Новости

Вот уже несколько месяцев на территории России доступен бесплатный интернет . Правда, немногие знают о его существовании, а еще меньше — о том, как им воспользоваться. В беседе с KP.RU представители Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций РФ рассказали об условиях участия в проекте.

Еще по теме:  Стс лав на билайн ТВ какой

Как известно, «Доступный интернет» был создан по личной инициативе президента РФ Владимира Путина и стартовал на территории государства с 1 апреля 2020 года. Несмотря на то, что изначально дата окончания эксперимента была назначена на июль, продлить его решили вплоть до декабря. При этом доступными для граждан являются не только информационные и правовые сайты, но и развлекательные ресурсы. В частности, социальные сети.

Условия подключения к бесплатному интернету

По словам экспертов, доступ к бесплатной сети могут получить лишь те граждане, у которых на момент открытия проекта уже был подключен домашний интернет. При этом, оператор должен быть включен в особый список.

«В эксперименте участвуют пять крупнейших операторов страны: „Ростелеком“, „МТС“, „Мегафон“, „Билайн“ и „Эр-Телеком холдинг“ (бренд „Дом.ру“). Вы должны быть клиентом одного из них», — пояснил источник издания.

Кроме того, баланс клиента обязательно должен быть нулевым. Говоря иначе: если вдруг россиянин забыл оплатить интернет или не имеет возможности растрачиваться попусту — без связи не останется. Как только спишутся деньги за предыдущий месяц, «доступный интернет» включится автоматически. Таким образом юзер без труда сможет зайти на социально значимые сайты.

Таких порталов более 370 из совершенно разных тематических групп. Здесь и любимые «ВКонтакте» и «Одноклассники», электронная почта и мессенджеры, поисковики, погода, научно-популярные ресурсы, справочные системы, онлайн-магазины, государственные сервисы и многое другое. Ознакомиться с полным перечнем можно на официальном сайте Минкомсвязи РФ .

Единственное и, пожалуй, главное отличие привычного интернета от «доступного» — более облегченный контент.

«Сервисы, транслирующие видеоконтент, обязаны создать „облегченные“ текстовые версии своих сайтов, на которых не будет возможности смотреть видео в прямом эфире. Это касается, например, телеканалов и радиостанций, чьи официальные страницы попали в перечень. Посмотреть или послушать там эфир не получится », — пояснили в ведомстве.

Из этого следует и следующее положение — о скорости загрузки файлов и сайтов. В описании проекта отмечено, что интернет-провайдер имеет полное право снизить скорость до 10 Мбит/с. Для сравнения, неплохой скоростью для интернета считается 100 Мбит/с. Однако как отмечают представители Минкомсвязи, даже столь низкой скорости будет предостаточно для проверки почты или совершения видеозвонка.

«Если скорость и список сайтов устраивают, можно пользоваться интернетом бесплатно довольно долго. Как именно долго — тут решать уже будет ваш интернет-провайдер. В договорах, как правило, прописано, после какого срока без оплаты со стороны абонента можно разорвать договор», — заверил источник.

Ранее 5-tv.ru рассказал, как сэкономить на покупке канцелярских товаров и прочих школьных принадлежностях к учебному году 2020/21.

Источник: www.5-tv.ru

Угрожают ли бесплатные мультиплексы рынку платного ТВ?

Благодаря государственным инициативам, в России на законодательном уровне закреплено, что все операторы платного ТВ обязаны бесплатно распространять на всей территории страны два цифровых мультиплекса, в которые входят 20 телеканалов. Появление столь большого разнообразия общедоступного бесплатного ТВ? контента не могло не отразиться на отечественном рынке платного ТВ.

img

Всеволод Колюбакин

img

Всеволод Колюбакин

Благодаря государственным инициативам, в России на законодательном уровне закреплено, что все операторы платного ТВ обязаны бесплатно распространять на всей территории страны два цифровых мультиплекса, в которые входят 20 телеканалов. Появление столь большого разнообразия общедоступного бесплатного ТВ? контента не могло не отразиться на отечественном рынке платного ТВ.

Для оператора платного телевидения нет ничего лучше, чем бедный и отвратительный по качеству эфир: два канала со «снегом» и рябь на экране, пятиметровые жерди-антенны, громоздящиеся над домами в тщетной попытке поймать картинку, нервные попытки уловить в сетке вещания что-то смотрибельное. Это почва, на которой платное ТВ расцветает пышным цветом и приносит хороший урожай «садовникам». Но идиллия не вечна, и если второй мультиплекс несколько задержался в развитии, то охват первого уже уверенно приближается к 100%. А уж богатство российского бесплатного эфира — с блокбастерами, чемпионатами и премьерами — уже давно стало привычной деталью телевизионного пейзажа.

Государство хуже пиратов?

Раньше работа оператора платного ТВ в бюджетном секторе была тривиальна: любой минимально качественный пакет на фоне фактически полного отсутствия нормального вещания становился привлекательным для зрителя. Но при всей своей неповоротливости и громоздкости, государственная машина провернула шестеренки и довела бесплатные цифровые мультиплексы, наполненные двадцатью телеканалами, до отдаленных населенных пунктов. Кошмарный сон операторов бюджетного сектора стал явью. Что им делать, когда обязательная двадцатка станет общедоступной? Не убьют ли два мультиплекса бюджетный сектор платного ТВ вообще?

Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения «МАКАТЕЛ», технический директор ООО «Теле-Маг» Алексей Амелькин полон пессимизма на этот счет. «Я уже неоднократно говорил на разных площадках о том, что никто — ни конкуренты, ни пираты — не нанес такого удара по бизнесу небольших кабельных операторов, как государство со своими “бесплатными” мультиплексами. Уже сейчас многие операторы значительно потеряли и продолжают терять абонентскую базу в связи с запуском мультиплексов. Также у некоторых операторов происходит отток абонентов с платных пакетов на социальные, в которых теперь в обязательном порядке должны быть каналы двух мультиплексов. При повсеместном включении второго мультиплекса этот процесс продолжится», — сетует Алексей Амелькин.

Но остальные операторы оценивают перспективу более оптимистично, они считают, что цифровое ТВ приучит зрителя к качественному контенту, и вот здесь-то и откроется горизонт для оператора платного ТВ. К тому же, замечают операторы, эфирное ТВ не совсем бесплатное — надо купить либо декодер, либо соответствующий телевизор, то есть существует небольшое пространство для конкуренции.

Так, директор по маркетингу АО «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru») Андрей Чазов подчеркивает: несмотря на то, что государственное цифровое ТВ включает в себя 20 базовых каналов и пользователям не нужно платить абонентскую плату, если телевизор не поддерживает стандарт DVB-T, им придется покупать оборудование — декодер.

Главный специалист группы формирования телевизионных услуг ОАО «КОМКОР» («АКАДО Телеком») Олег Фатун отмечает, что общедоступные каналы выполняют важную информационную и просветительскую миссию в регионах, где наблюдается невысокий уровень проникновения платного телевидения. По его мнению, создание первого и второго мультиплексов стимулирует развитие рынка цифрового платного ТВ. «По статистике, зритель смотрит в среднем 10 каналов, и контента двух мультиплексов ему более чем достаточно.

Однако платный цифровой контент — это продукт высокого качества, по-своему уникальный. И в этом смысле общедоступное телевидение не может составить ему серьезной конкуренции», — уверен представитель «АКАДО Телеком». В составе услуги цифрового телевидения представлены каналы с высоким качеством изображения и звука, каналы в формате высокой четкости, что тоже привлекает современного зрителя. «Кроме того, платное телевидение дает потребителю много возможностей для персонального просмотра. Абонент выбирает контент на свой вкус и смотрит его тогда, когда хочет и где хочет», — добавляет Олег Фатун.

Меньше других от обязательных для распространения цифровых мультиплексов пострадали операторы спутникового телевидения. Даже в городах-миллионниках, где доступ к разнообразным развлечениям существенно шире, серьезного оттока у спутника не произошло, наоборот, это единственный сегмент традиционного телевидения, который показывает рост.

Директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК «Орион» Елена Ячменникова считает, что в небольших, удаленных от центра населенных пунктах, где телевизор был и остается единственным развлечением, абонентам зачастую не хватает обязательных общедоступных каналов. «В соответствии с законами «О средствах массовой информации» и «О связи» мы предоставляем возможность смотреть эти телеканалы без оплаты подписки, однако абоненты готовы остаться с нами и платить за пакет из 200 телеканалов разных жанров и дополнительные пакеты, чтобы иметь возможность выбора», — говорит она.

При этом генеральный директор «Ориона» Кирилл Махновский на встрече с журналистами отметил, что заметного роста ARPU в ближайшее время не будет: для этого нужно кардинально повышать стоимость пакетов, но сложно заставить абонентов платить больше, если у них есть альтернатива в виде бесплатных мультиплексов. По его словам, 85–86% телесмотрения приходится на «общедоступную двадцатку».

Генеральный директор компании «Брянские Кабельные Сети» Юрий Потапов полагает, что сокращения бизнеса операторов из-за обязательной двадцатки не произойдет по причине того, что для оператора ТВ — не единственная услуга. «Большинство операторов платного ТВ предоставляют свои услуги в составе пакета Triple Play. Телевидение не является главным в составе услуг телекоммуникационных операторов и в основном дотируется за счет Интернета и дается как бонус», — комментирует он.

Pay TV: самостоятельность под вопросом

Итак, операторы полны оптимизма и полагают, что их бизнес не пострадает. Кто-то из них даже считает бесплатный цифровой эфир хорошим пиаром цифрового телевидения вообще. Но тем не менее: 20 каналов — это довольно много. Такого количества хватает среднестатистическому зрителю. Контент в этой двадцатке достаточно разнообразен.

Смогут ли операторы в таких условиях привлечь своего абонента?

Мнение Алексея Амелькина и здесь отличается пессимизмом. Он утверждает, что рынок платного ТВ расти не будет. Правда, основную проблему глава «МАКАТЕЛ» видит не в обязательной двадцатке, а в падении уровня жизни вообще. Поэтому он прогнозирует, что платное ТВ выживет только как приложение к другим онлайн-сервисам.

Еще по теме:  ТВ 3 лучший друг

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на недавней конференции АКТР заявил, что платное телевидение — это премиальная услуга. «Нам придется как-то существовать в этой новой парадигме. Говорить о росте платного ТВ в этих условиях не приходится.

Привлекать новых абонентов очень трудно, но есть пути, например, когда телевидение предлагается как бесплатное дополнение к услугам доступа в Интернет. Но основная проблема на самом деле в другом: всеобщее сокращение доходов населения и продолжение их сокращения при росте затрат на питание, ЖКХ и прочее не оставляет людям возможности тратить деньги на «премиальные услуги», особенно при наличии роскошной бесплатной альтернативы», — комментирует Алексей Амелькин. Он надеется, что рост экономики и доходов населения может вернуть интерес к платному ТВ, но особо на это не рассчитывает, так как для людей более важным становится доступ к Интернету, чем к телевидению. Именно поэтому платное телевидение как дополнение к Интернету становится более актуальным, чем как отдельная услуга.

Остальные участники рынка в общем и целом не разделяют столь пессимис­тичных прогнозов, но сходятся на том, что телевидение перемещается в разряд премиальной услуги и абонентов нужно привлекать новыми сервисами, в основном интерактивными.

Елена Ячменникова наблюдает тенденцию к снижению линейного телесмотрения в целом по России. «Востребован, во-первых, нелинейный контент — по запросу, функции отложенного просмотра, записи. Абонентов также интересует премьерный контент, который раньше можно было увидеть только в кинотеатрах. Учитывая тот факт, что сегодня все больше и больше людей предпочитают гаджеты привычному телевизору, сервис для просмотра телеконтента через Интернет совершенно необходим оператору спутникового телевидения для повышения лояльности абонентов», — подчеркивает представитель «Ориона».

По данным Андрея Чазова из «ЭР-Теле­кома», в 2016 году количество российских пользователей платного ТВ выросло на 1,4 млн и превысило 40 млн. По мнению аналитиков, платное ТВ остается одним из немногих сегментов рынка связи, который демонстрирует стабильный рост. Темпы подключения снижаются, но остаются сравнительно высокими — почти 4% в абонентах.

Операторы постоянно совершенствуют услугу платного ТВ. Андрей Чазов перечислил основные направления такого развития. Во-первых, это увеличение количества каналов, тематических пакетов и объема VoD-библиотеки. Во-вторых, работа над качеством. Увеличение объемов контента в HD-формате, а позднее — и в Ultra HD.

В-третьих, операторы запускают новые ТВ?приставки и другое абонентское оборудование. Чем шире линейка и функциональнее устройство — тем лучше. Четвертое направление — развитие модели мобильного ТВ: любой контент на любом устройстве в любом месте и в любое время. Наконец, пятое — это персонификация услуги. ТВ становится более индивидуальным за счет функции «Телеархив» и системы рекомендаций, которая составляется с учетом истории просмотров. «Сейчас платное ТВ смотрят в трех из четырех российских квартир, и эта цифра продолжит расти», — резюмирует представитель «Дом.ru».

Юрий Потапов из «Брянских Кабельных Сетей» считает, что определяющим фактором при выборе абонентом провайдера является именно Интернет, а не телевидение. Поэтому наличие 20 общедоступных каналов глобально не повлияет на операторов, так как не является главной составляющей их доходов. «Только для возрастных абонентов 65–80 лет определяющей при выборе оператора является услуга ТВ. Но на этот сегмент пользователей приходится не более 10% выручки и не более 1% прибыли современного оператора», — рассказывает Юрий Потапов.

Что интересно, разговор «Теле-Спутника» с представителями нескольких мультисервисных сетей показал, что, с одной стороны, телевидение воспринимается операторами как услуга, являющаяся обязательной, а с другой — мультисервисные операторы уделяют меньше внимания контенту. Стандартный ответ от провайдеров, которые недавно вышли на рынок: «Пока запустили обязательную двадцатку, с остальным потом разберемся». В то же время традиционные телевизионные сети, проигрывая в других услугах, выигрывают в контентных играх. По какому именно сценарию будет развиваться рынок дальше: борьба мультисервисности и контента или же объединение услуг на какой-то одной платформе? Это актуально для региональных сетей, поскольку в крупных городах данный вопрос уже давно решен в пользу объединения.

Онлайн-вещание: замена или дополнение?

Из всего вышесказанного проистекает множество вопросов. Получается, что интерактив и мультисервисность будут конкурентами платного ТВ? Или нет? А что вообще может стать главным конкурентом и препятствием для дальнейшего роста рынка платного ТВ? Какие вообще потенциальные угрозы могут повлиять на состояние абонентской базы платного ТВ?

И угрозы ли это вообще, или, может, наоборот — точки роста?

Мнения на этот счет разделились. Небольшие операторы видят в текущем состоянии рынка угрозы для бизнеса.

Алексей Амелькин считает, что возрастающая зависимость людей от Интернета является фактором, убивающим спрос на платное телевидение. «Кроме того, профанация антипиратской борьбы, которая свела ее почти исключительно к блокировкам сайтов, большого результата не дала. Блокировка любого сайта почти гарантированно приводит к эффекту «Змея Горыныча»: отрубил одну голову — выросло три, то есть появляется несколько «зеркал» (1 октября 2017 году вступает в силу закон, который вводит понятие «копия заблокированного сайта» и позволяет Минкомсвязи самостоятельного принимать решение о блокировке таких «зеркал», — прим. «Теле-Спутника»). Мало того, шумиха в СМИ по поводу блокировки, неизменно ее сопровождающая, даже если блокировка еще не произошла, повышает посещаемость таких сайтов. Уже существуют методики превращения блокировки в рост количества пользователей и, как следствие, доходов владельцев сайтов», — сетует президент «МАКАТЕЛ».

При этом, по его мнению, интернет-пиратство не особо влияет на бизнес кабельных операторов, потому что просмотр пиратских сайтов — это удел энтузиастов, а большинство людей любят смотреть телевизор.

Но Алексей Амелькин оговаривается, что телевизор все более превращается в слишком умный прибор, который умеет показывать контент из Интернета самостоятельно, так что назревает еще одна проблема — Smart TV, в которые многие телеканалы вошли в виде самостоятельных приложений или доступны через OTT-сервисы сторонних разработчиков. «Пока пользование этими функциями требует немного бoльших умственных затрат, чем умение тыкать по кнопкам «включить-вперед-назад-выключить», и также несильно сказывается на нашем бизнесе, но влияние умных телевизоров будет нарастать, особенно если их интерфейсы будут похожи на смартфоны», — опасается он.

Юрий Потапов в качестве главных угроз для рынка платного ТВ также называет развитие онлайн-телесмотрения и доступность видеоконтента в составе услуги доступа к Интернету. «Молодой зритель ушел в Интернет, телевидение все сильнее вытесняется в домохозяйствах в пространство Всемирной сети. Последней точкой станет массовое внедрение smart-телевизоров», — уверен глава «Брянских Кабельных Сетей».

Крупные игроки рынка более оптимистичны. По словам Андрея Чазова, увеличивается количество платформ, на которых можно смотреть ТВ?контент, растет популярность мобильного и Smart TV. В «Дом.ru» не считают эти тенденции угрозами и планируют дальше увеличивать количество абонентов цифрового ТВ.

Олег Фатун из «АКАДО Телеком» также не видит потенциальных угроз для рынка платного ТВ. И в этом мнении сходятся многие аналитики, которые прогнозируют рост рынка в ближайшие годы как в абонентах, так и в выручке.

Через два года общее количество абонентов платного ТВ и подписчиков OTT-сервисов может превысить число домохозяйств в России, а доходы операторов будут расти за счет развития дополнительных услуг. Также многие отмечают прирост подписчиков цифрового платного ТВ и сокращение абонбазы аналогового телевидения. «Платное телевидение занимает прочные позиции. Отток абонбазы маловероятен. Но если он и будет, то небольшой и в основном за счет зрителей спортивных каналов, так как в мультиплексе спортивный контент представлен в очень высоком качестве. Скорее, мы будем наблюдать переток абонентов от одного оператора платного ТВ к другому», — прогнозирует Олег Фатун.

В ГК «Орион» тоже не видят угрозы в новых трендах. «В нашем случае новые тенденции, если ими правильно воспользоваться, это не угроза, а дополнительные возможности для развития бизнеса, и востребованность среди абонентов проекта “Телекарта Онлайн” наглядно это доказывает», — говорит Елена Ячменникова. По ее мнению, экономический кризис, новые тренды в телесмотрении и регулирование — это скорее не угрозы, а вызовы, с которыми игроки рынка учатся справляться.

Законодательное регулирование, будь то запрет рекламы на нишевых телеканалах или запрет участия в СМИ иностранным компаниям с долей более чем 20%, первоначально воспринимались как серьезная угроза для рынка. На практике же большинство компаний адаптировались и продолжают работать.

В ответах мы видим все разнообразие рынка: кто-то считает онлайн-вещание или использование Smart TV угрозой платному ТВ, а кто-то — способом привлечь новых абонентов. Видимо, вопрос терминологический и отчасти маркетинговый: считаем ли мы онлайн-ТВ частью платного телевидения или же конкурирующей технологией? Видимо, от того, как на него будут отвечать операторы, и зависит дальнейшее разделение рынка.

Источник: telesputnik.ru

Оцените статью
Добавить комментарий