Использование проектора как средство обучения

Галузо И.В. От графопроектора к мультимедийному электронному проектору // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2002. – № 1. – С. 78-84.

Массовое использование проекционных средств обучения в учебном процессе началось в 70-е годы. Первые проекционные аппараты назывались кодоскопами, что означает «классная оптическая доска». Позднее это название изменилось на более современное – графопроектор (в иностранной литературе – оверхед-проектор).

Предназначение графопроектора – демонстрация на экране графических изображений, выполненных на твердых прозрачных носителях (пленке, стекле и др.). Прозрачные носители, содержащие графическую информацию в виде текста, рисунков, диаграмм и т.п., получили название слайдов (слайды для графопроекторов в разное время в методической литературе назывались также кодограммами, фазограммами, фолиограммами, диапозитивами большого формата, транспарантами и т.п.). В графопроекторах используется принцип диапроекции — световой поток проходит через прозрачный объект и проецирует его изображение на экран.

Ультрапортативные проекторы Qumi от Vivitek

Основные типы наглядных пособий, которые применяются в учебном процессе с использованием графопроектора, можно классифицировать следующим образом:

  • целостное изображение, используемое без каких-либо изменений, по методике, приближенной к работе с традиционными иллюстрациями типа плакат;
  • комплексное изображение с постепенным расширением содержания, которое обеспечивается поэтапным наложением нескольких слоев пленки, постепенным открытием информации на слайде, дорисовкой частей изображения в ходе урока и т.п.;
  • прозрачные модели для демонстрации динамических ситуаций, жидкостные модели и др.

На начальном этапе использования графопроекторов слайды к ним изготовлялись двумя способами:

б) ручным способом; при этом способе основой для слайдов служила пленка, которой комплектовался графопроектор, бытовая ПХВ-пленка, отмытая рентгеновская пленка и другие прозрачные материалы.

Все эти способы изготовления слайдов на сегодняшний день считаются устаревшими. В настоящее время используется специальная пленка:

  • для рисования специальными фломастерами (артикул ЗМ AF 4300); фломастеры могут быть смываемыми и несмываемыми;
  • пленка для лазерных принтеров (артикул ЗМ CG 3300 или ЗМ Tartan 901); изображение черно-белое;
  • пленка для цветных струйных принтеров; различают два типа: для принтеров марки Hewlet — Packard – артикул ЗМ CG 3460 и остальных марок ( Epson , Cannon , Lexmark ) – артикул ЗМ CG 3420 или ЗМ Tartan 707; разделение пленок по артикулам связано с различной структурой чернил, используемых разными производителями.

Дальнейшим направлением в развитии проекционной техники стали электронные проекторы, которые позволяют проецировать изображение на экране, минуя создание промежуточного изображения на твердом носителе.

Электронные проекторы оборудованы громкоговорителями, что позволяет одновременно демонстрировать изображение и звук. Для удобства работы с аудио- и видеоинформацией электронные проекторы снабжены многими полезными функциями (изменение масштаба изображения, стоп-кадр, отключение звука или изображения, перемещение изображения по экрану и др.). Для удобства работы электронные проекторы снабжаются, как правило, дистанционным пультом управления с лазерной указкой.

Интересное применение проектора

Схема подключения внешних устройств к электронному проектору показана на рис. 1.

Например, электронный проектор ЗМ МР8670 (рис. 2) позволяет подключать одновременно один источник видео/аудио и два источника компьютерного сигнала (поэтому электронные проекторы часто называют мультимедийными). Использование мультимедийного проектора в учебном процессе целесообразно в случаях, когда необходимо продемонстрировать статические и динамические изображения на большом экране. Основными вариантами использования проектора могут быть: демонстрация работы всевозможных компьютерных программ, демонстрация видеоматериалов (с магнитофонов и компакт-дисков), работа в режиме графо-проектора.

При подготовке слайдов на компьютере наиболее удобно использовать программу PowetPoint в среде MS Windows . Компьютерные программы дают возможность значительно расширить дидактические особенности слайдов.· Программа PowerPoint позволяет:

  • создавать слайды на предварительно размеченных полях;
  • размещать слайды в удобном для демонстрации порядке;
  • демонстрировать слайды в автоматическом (заданном пользователем) режиме или по команде клавиатуры/мыши;
  • дополнять слайды графическими изображениями, в том числе имеющимися в стандартных библиотеках рисунков;
  • вставлять в слайды информацию, созданную в других программах (например, MS Excel );
  • создавать различные эффекты с элементами анимации и др.

Учебные пособия в виде электронных слайдов могут быть использованы на следующих этапах занятий:

2. Изучение нового материала. Вводятся новые понятия и определения, даются основные характеристики объектов изучения. В этом случае наглядное пособие является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

Информация на слайде при рассмотрении нового материала может выступать основным источником информации. В этом случае преподаватель называет составные части объекта (прибора, установки, машины, растений, животных), выделяет главную информацию, устанавливает взаимосвязь между основными частями. В зависимости от подготовленности аудитории в обсуждение графической информации вовлекаются слушатели. При изучении некоторых общих понятий (например, блок-схемы приборов, технологические схемы) основным источником знаний будут слова преподавателя, в этом случае изображение на экране будет выполнять роль дополнительного источника информации.

Еще по теме:  Как увеличить экран на проекторе viewsonic

4. Мотивационно-познавательная деятельность. Такой вид деятельности преподавателя формирует заинтересованность обучаемых в восприятии новой информации, которая будет рассматриваться на занятиях или предлагаться для самостоятельного изучения.

Формирование мотивационно-познавательной деятельности может осуществляться разными путями. Это могут быть, например, разъяснение значения изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности, рассказ о технических и технологических проблемах, которые могут быть решены с помощью представленной информации, раскрытие задач науки и техники, показ технических преимуществ, экономичности и др. Следует учитывать, что любой из выбранных преподавателем путей формирования мотивационно-познавательной деятельности обучаемых должен сопровождаться сравнительными диаграммами, графиками, рисунками или схемами.

5. Повторение, систематизация и закрепление материала. Такой вид работы с обучаемыми необходим для четкого структурирования полученных знаний. С этой целью в конце занятия (рассмотренной темы, раздела) делается обзор изученного материала, в котором подчеркиваются основные положения и их взаимосвязь. Повторение при этом проходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее существенных моментов в виде слайдов.

В некоторых случаях электронные слайды могут быть использованы для контроля знаний и пояснения заданий для самостоятельного выполнения.

На основе технологии создания электронных слайдов в ВГУ им. П.М.Машерова преподавателями физического факультета создаются курсы лекций, электронные учебные пособия, инструкции для лабораторных работ. Значительную помощь в этой работе преподавателям оказывают студенты: создание дизайна презентаций, форматирование и компьютерная обработка информационной части презентаций. Вся учебная информация находится на отдельном студенческом сервере и благодаря внутренней сети является доступной для пользования с компьютеров, установленных в лабораториях университетского центра информационных технологий.

Имеющиеся на физическом факультете три цветных монитора ВМЦ-84П (производство Витебского КБ «Дисплей», размер экрана по диагонали 84 см) и мультимедийный электронный проектор ЗМ МР8670 (получаемый на экране размер изображения до 3×4 м при хорошей видимости в незатемненном помещении) позволяют на высоком методическом уровне не только обеспечивать учебный процесс, но и организовывать конференции и лекции для большого количества участников. Этому способствует одно из немаловажных достоинств электронного проектора: его мобильность. Во-первых, масса самого проектора 5,9 кг; во-вторых, проектор комплектуется самосвертывающимся экраном со складным штативом; и, наконец, самое важное, это наличие в электронной схеме проектора системы автоматической настройки на любой поданный к проектору аудио/видео сигнал, т.е. пользователь должен позаботиться только о правильном подключении кабелей, соединяющих различные устройства [4].

Огромные технические и дидактические возможности большеэкранных мониторов, проекционных телевизоров и электронных проекторов допускают, что в недалеком будущем они все-таки станут доступными для учебных заведений различного типа и будут широко использоваться в учебном процессе.

Следует отметить, что сегодня мультимедийные проекторы представляют собой один из самых динамично развивающихся сегментов рынка стандартной компьютерной периферии. В будущем прогнозируется их дальнейшая интеграция с компьютерными технологиями, внедрение на телекоммуникационный рынок и миниатюризация.

1. Галузо И.В. Работа с графопроектором на уроках физики. – Мн.: Выш. шк., 1982.

2. Наумчик В.Н., Нечай А.П. Методические рекомендации по использованию графопроекторов в учебном процессе по физике. – Мн.: Изд-во БГУ, 1990.

3. Изготовление наглядных пособий с использованием компьютерной и копировальной техники. Методика их использования: Методич. пособие. – Мн.: Компания ЗМ, 2001.

4. Мультимедийный проектор ЗМ МР8670: Руководство по эксплуатации. – Мн.: Компания ЗМ, 2001.

Выложил alsak
Опубликовано 16.11.08
Просмотров 12962
Рубрика Методика | Технические средства обучения (ТСО)
Тема Без тем

Источник: www.alsak.ru

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

О том, что учёные и методисты вкладывают в это понятие и почему ему так сложно дать точное определение.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Наталья Скорнякова
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что принято понимать под термином «педагогические технологии»;
  • по каким критериям учёные предлагают определять педагогическую технологию;
  • как педагогические технологии классифицируют по уровням применения.

Как возник термин «педагогические технологии»

Изначально педагогическими технологиями или технологиями обучения называлось, собственно, использование в обучении технических средств — проекторов, магнитофонов, телевизоров и затем компьютеров.

В конце XX века это значение расширилось и стало отражать идею управления всем образовательным процессом, позволяющего максимально эффективно достигать целей этого процесса. И вот здесь появились сложности, потому что термин «педагогическая технология» стал смешиваться с такими понятиями, как педагогическая система, методика, концепция. О том, как их разграничить и можно ли вообще это сделать, образовательному сообществу пока договориться не удалось.

Что же всё-таки представляют собой педагогические технологии

Свои определения этому термину предлагали множество исследователей, среди них — Мурат Чошанов, Борис Лихачёв, Игорь Волков, Вадим Монахов, Михаил Кларин, Михаил Олешков и другие.

Еще по теме:  Как посмотреть 3d на проекторе

Если выделить из них главное, то получится, что педагогическая технология — это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.

Проще говоря, это такой алгоритм: устанавливаем цель, а затем применяем вот такие инструменты и действуем вот так, чтобы достичь этой цели оптимальным способом.

Наряду с «педагогическими технологиями» часто встречаются понятия «технологии обучения» и «образовательные технологии». Чисто теоретически они не равнозначны (как не равнозначны сами категории «образование», «педагогика» и «обучение»), однако на практике нередко используются как синонимы. Поэтому, чтобы не усложнять, в этой статье будем придерживаться того же подхода.

Какие признаки отличают педагогическую технологию

Чтобы отделять педагогические технологии от смежных понятий (методик, школ, концепций и так далее), учёные предлагают использовать список критериев. Если некая педагогическая модель им соответствует, это означает, что её справедливо назвать именно технологией.

Герман Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» составил такой перечень критериев технологичности:

  • Концептуальность — опора на определённую научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование заданных образовательных целей.
  • Системность, то есть обладание ключевыми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость — возможность планировать и проектировать процесс обучения, проводить диагностику и контроль на разных этапах, варьировать дидактические методы и средства, чтобы скорректировать результаты.
  • Эффективность — затраты на применение технологии оптимальны и приводят к заданным результатам, к достижению определённого стандарта обучения.
  • Воспроизводимость — возможность применять технологию в других однотипных образовательных учреждениях, разными педагогами и с разными учащимися.

Выходит, что одним из главных признаков педагогической технологии становится гарантируемый результат. Технология исключает условия вроде «Если педагог талантливый…», «Если ученики способные…». По словам Германа Селевко, результаты могут различаться в зависимости от мастерства педагога и способностей учащихся, но они всегда приближаются к среднему значению и определяются самой технологией.

Какие существуют педагогические технологии

Составить единый перечень педагогических технологий пока просто невозможно. Их очень много, и способы классификации зависят от того, какой критерий принимается за основу.

Один из распространённых подходов — классификация по уровню применения. Разные теоретики и практики предлагают свои варианты, во многом схожие, но различающиеся в нюансах. Вот пара примеров.

Герман Селевко рассматривает педагогические технологии на трёх уровнях:

  • Общепедагогический (или общедидактический) уровень. Технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении или на определённой ступени образования. Здесь педагогическая технология становится синонимом педагогической системы. Примеры: системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных школьных ФГОС, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори.
  • Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология выступает как частная методика, то есть совокупность методов и средств обучения в рамках конкретной дисциплины или для определённых категорий учащихся (например, людей с нарушениями слуха).
  • Локальный (модульный) уровень. На этом уровне технология решает конкретные образовательные задачи — повторение и закрепление материала, проведение самостоятельных работ, развитие отдельных навыков и так далее. И здесь технологии, по сути, приближаются к формам и методам обучения.

Похожую систему приводит Наталья Борисова в учебно-методическом комплексе «Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода». Кстати, её же при проектировании учебных курсов предлагают использовать методисты Skillbox. Здесь тоже выделяют три уровня:

  • Методологический — педагогическая теория, концепция или система, которая определяет сущность образовательного процесса и предлагает выстраивать его определённым образом. На этом уровне педагогическими технологиями можно назвать, например, проблемно-ориентированное обучение, обучение от результата, через феномены или через опыт.
  • Стратегический — здесь, по словам Борисовой, технология обучения воздействует на конкретные параметры внутри образовательного процесса. Стратегическими технологиями она называет, например, лекционные, дискуссионные и исследовательские процедуры, самообучение и практику. А в проектировании онлайн-курсов стратегическая технология определяет, каким способом достигаются образовательные цели в конкретной программе. Например, технология модульного обучения подразумевает, что учебный материал разбивается на относительно самостоятельные блоки — модули, для каждого из которых определены свои результаты, методы, средства обучения.
  • Тактический — конкретный тип образовательной деятельности. Как и в классификации Селевко, технологии на тактическом уровне — это формы и методы обучения. В качестве примеров можно назвать лекции, тренинги, анализ кейса, дискуссии — в общем, любую спроектированную активность, благодаря которой достигается образовательная цель.

Допустим, перед методистом онлайн-школы стоит задача спроектировать курс по финансовой грамотности. В этой школе принято разрабатывать курсы от результата — значит, именно эта технология станет методологической основой для новой программы. Затем методист определяет технологии обучения на стратегическом уровне — это будет модульное обучение в дистанционном формате. И наконец, уже на тактическом уровне, он выбирает формы и методы обучения для каждого модуля и отдельного занятия. И включает в свой курс, скажем, видеолекции и вебинары экспертов, промежуточные тесты и итоговую самостоятельную работу.

  • Что такое педагогический дизайн и кто такой педдизайнер
  • Джон Дьюи: педагогические идеи одного из самых влиятельных мыслителей XX века
  • 10 современных профессий в сфере образования
  • Внутренняя и внешняя мотивация: как они связаны у учащихся
Еще по теме:  Проектор это основное средство или материальные запасы

Источник: skillbox.ru

Визуальные средства обучения

Визуальные средства обучения и условия их использования

Замечание 1

Визуальные средства обеспечивают реализацию принципа наглядности в процессе обучения.

К визуальным средствам обучения относится различная видеопродукция (видеоуроки, видеофрагменты, видеолекции, видеофильмы и тематические слайды).

Видеопродукция, предназначенная для системы образования, должна отвечать ряду критериев: грамотное применение методических приемов речи, пауз, повторов и т.д.; достаточный уровень режиссерской техники в постановке видеорядов; оптимальная методика постановки инсценировок; достаточное качество съемок кадров и уровень дикторской речи.

К визуальным средствам относятся: карты, диаграммы, схемы, дорожные знаки, модели, наглядные пособия, математические символы; естественные объекты и предметы в искусственной и природной среде (коллекции и гербарии); диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

При использовании визуальных средств соблюдают определенные условия:

Требования, предъявляемые к проведению демонстраций: наглядность должна иметь необходимые размеры для хорошей видимости; для небольших визуальных объектов применяют оптическое увеличение и разные проекции, поочередный вызов обучающихся к демонстрационному столу; демонстрируемое должно хорошо просматриваться со всех сторон во избежание возможных ошибок в предоставлении материала и нарушения дисциплины; объем и количество наглядности должны быть оптимальными (при избытке наглядных средств обучения наступает быстрое утомление, рассеивается внимание, снижается познавательный интерес).

«Визуальные средства обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Функции визуальных средств обучения

В процессе обучения основную роль занимают визуальные средства обучения – светотехнические, обеспечивающие зрительную информацию. К ним относятся телевизоры, видеомагнитофоны, кодоскопы (графопроекторы), компьютеры, мультимедийные проекторы.

Функции светотехнических средств в процессе обучения:

  • служит опорой для восприятия речи;
  • выполняет роль связующего звена между звуковой и смысловой стороной слова, облегчая запоминание;
  • проецируют на экран разные явления, ситуации и процессы;
  • выполняют роль обратной связи.

Классификация визуальных средств обучения

К нетехническим визуальным средствам обучения относятся: традиционные, раздаточные, демонстрационные. К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебные пособия, учебник, дидактические материалы, рабочие тетради, книги для чтения, картины и таблицы.

В процессе обучения используется визуальное учебное оборудование для формирования у обучающихся знаний, навыков и умений, для общего развития и воспитания и управления их познавательной деятельностью.

Основные группы визуального оборудования:

  • отображения и изображения предметов и явлений действительности;
  • натуральные объекты;
  • описания предметов и явлений мира словами, знаками и фразами искусственных и естественных языков.

К натуральным объектам относятся: различные предметы и явления объективной действительности для прямого изучения (горные породы, минералы, сырьё, продукты и полупродукты производства, препараты животных и растений и т.д.); натуральные предметы и средства для воспроизведения явлений, демонстрации и последующего лабораторного изучения (приборы, реактивы и т.д.); технические и материальные средства для изобразительной, трудовой и экскурсионно-туристской деятельности обучающихся (металл, древесина, стекло, пластмассы и т.п.); контрольные приборы, измерительные приборы, отделочные и монтажные инструменты; инструменты и принадлежности для рисования и черчения; станки, машины и технические устройства; туристское, экскурсионное и экспедиционное оборудование.

К группе «изображения и отображения предметов и явлений действительности» относятся: объёмные пособия (модели, макеты, слепки, глобусы, муляжи и т.д.); плоскостные пособия (картины, таблицы, фотографии, схемы, карты, чертежи).

Группа «письменное описание» включает: справочную, научную, методическую и литературу; учебники, учебные пособия, руководства для лабораторных и трудовых занятий, наблюдений, сборники задач и упражнений, программированные и другие печатные материалы.

К особой группе визуальных средств обучения относятся некоторые информационные и технические средства обучения: используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на грампластинке и киноплёнке (магнитофоны, киноаппараты, телевизоры, электропроигрыватели); контролирующие средства обучения (перфопластинки, перфокарты, автоматы и т.д.); обучающие средства обучения (обучающие машины, лингафонные устройства, электронно-вычислительные машины, закрытые телевизионные установки).

К визуальным техническим средствам обучения относятся электронные книги и видеофайлы. Электронные книги предназначены для предоставления текстовой информации в электронном виде и на электронном носителе. Электронная книга обладает ограниченной функциональностью и относительно большим периодом автономной работы, что достигается за счет использования «электронной бумаги». Выполненный по данной технологии дисплей отражает только оттенки серого цвета, сам при этом не светится, потребляя энергию исключительно для формирования изображения. Видеофайлы содержат видеоклипы и видеоматериалы, используются с целью наглядной демонстрации материала, улучшения его понимания и усвоения.

Замечание 2

К визуальному оборудованию предъявляют различные функционально-педагогические, эстетические, эргономические, экономические требования, требования гигиены и техники безопасности.

Источник: spravochnick.ru

Оцените статью
Добавить комментарий