Апгрейд ретро-диапроектора, оцифровываем старые фотопленки.
У многих имеются старые семейные фото и киноархивы на пленках, диапозитивах. С годами пленка портится, тускнеет и возникает естественное желание оцифровать все это, хотя бы, чтобы удобнее было смотреть.
Лично мое глубокое убеждение, что эти архивы ВСЕ РАВНО НУЖНО ХРАНИТЬ в том виде, в котором они существуют – хранить пленки. Это надежнее, чем быстро сменяющиеся современные альтернативы. Но адаптировать эти носители к компьютеру стоит. Удобнее!
Специальный сканер для пленки и слайдов не имеет такого спроса, как смартфоны, поэтому цена на него заоблачная. Не намного хуже получается результат, если пленку переснимать современным фотоаппаратом, экспонируя диапозитив на экран через традиционный проектор для слайдов. Я пробовал и то и другое, поэтому есть, что сравнивать. Главное установить фотоаппарат на штатив, чтобы снимать с минимальной диафрагмой и длительной выдержкой, тогда хорошая глубина резкости существенно улучшит результат.
Но на этом пути есть проблемы. В диапроекторах 30 летней давности используются древние лампы накаливания, достаточно редкие сегодня. Они к тому же очень сильно греются. Чтобы свет был равномерно рассеянным, в системе используются рассеивающие линзы, рефлекторы, да и саму лампу нужно «юстировать», иначе проецируемый свет будет ложиться на экран пятнами.
Эту проблему я успешно решил, выкинув старую лампу, её крепеж, трансформатор и прочую муть. Все это я заменил обычной мощной современной светодиодной лампой – матовым прожектором на 220 вольт. Пришлось помимо лампы купить под неё патрон. Чтобы зафиксировать патрон в центре старого крепежа для рефлектора потребовалось просверлить всего два отверстия в металле… все. Ну, плюс еще немного изоленты…
Эффект получился ошеломляющим. Все ярко, сочно, контрастно и ничего не греется, как прежде. Можно снимать… Фотографии на компьютере смотрятся точь в точь, как они выглядели в добрые старые времена.
При «замене» лампы, сначала разберите свой диапроектор и посмотрите, какой патрон, и лампа лучше подойдет к вашему конкретному варианту проектора. Сегодня есть варианты и можно выбирать то, что вам удобнее.
Фотоаппарат настраивайте на съемку в «ручном» режиме. Нужно выбрать режим светочувствительности, при котором шумы будут оптимальны. Установите режим приоритета диафрагмы (8, 11 если можно – выше). Выдержка пусть отрабатывается автоматически. Такая диафрагма позволит получить хорошую резкость во всем изображении – так как выдержать кадр в виде правильного прямоугольника будет трудно, проще будет потом отредактировать полученный результат в Photoshop.
Все старые проекторы грешат тем, что резкость по центру экспонируемого кадра и краям разная. Чтобы увеличить световой поток у объективов проекторов, у них отсутствует диафрагма. Можно приспособить к проектору объектив от старого фотоувеличителя. Резкость экспонируемого кадра существенно повысится. Кроме того, переснимать фотопленку можно и с использование фотоувеличителя вместо проектора!
Киноустановка «23 КПК-2» в работе (2 поста)
В Photoshop рекомендую корректировать геометрию отснятого кадра следующим образом:
Изначально имеем кадр с искаженной геометрией:
Выделяем инструментом «rectangular marquee tool (M)» правильный прямоугольник будущего кадра, создаем вспомогательный новый слой, где обводим контуры прямоугольника через меню – Edit>Stroke. Получаем «ориентир», в который мы будем вгонять наш кадр.
Затем выделяем в нижнем слое (где находится наш кадр) область, которую мы будем трансформировать. Нужно стремиться выделить картинку как можно ближе к ее краям:
На клавиатуре выбираем комбинацию клавиш Ctrl+«T» (Transform), где выбираем опцию«Distort» и тянем за «углы», ориентируясь на шаблон в верхнем слое. В конце снова выделяем уже готовый кадр – «кадрируем» и командой «Crop» обрезаем все лишнее…
Безусловно, потребуется цветокоррекция, и опция «Invert» для перевода негатива в позитив.
Результат получается вполне сносный, вот примеры:
Другие статьи
- Антисептики NEOMID
- Апгрейд ретро-диапроектора, оцифровываем старые фотопленки.
- Дачное туалетное ведро
- Запуск воздушного змея
- Заточка ножей газонокосилки
- Как быстро вычерпать воду из шурфа?
- Керамические дымоходы
- Народный видео регистратор
- Нестандартные советы при покупке мониторов и ноутбуков
- Опыт эксплуатации дымохода TONA
- Печки-камины, опыт эксплуатации
- Покупаем термос
- Радиоуправляемый вертолет ребенку
- Самый лучший клей
- Стоит ли покупать телескоп?
- Убираем бассейн на зиму!
- Фотоаппарат или видеокамера
- Чай вдвое дешевле.
- Чистим шлифмашинку Makita своими руками
- Чтобы не поскользнуться
- Эксплуатация каркасного бассейна
- Эффективная борьба с кротами
Источник: aaivanov.ru
Киномеханик – как это было (Часть 1)
Сегодня в очередной раз решил отойти от компьютерной тематики и поговорить о . кинотеатрах. Не домашних, как многие могли подумать, а о больших, со зрительным залом, с огромным экраном на всю стену. Хотя, именно в зал мы вряд ли попадём, так как сразу через служебный ход поднимемся к киномеханику. А пока будем подниматься по лестнице, перенесёмся в середину 90-х прошлого века, в эпоху плёночного кино. Итак, кому интересно – Добро пожаловать!
К моей превеликой радости так сложилось, что мне предоставилась возможность изучить принцип работы кинотеатра не только со стороны зрителя, но и со стороны того, кто это кино показывает. Учитывая мой школьный возраст в то время, а также то, что за всем эти можно было не просто понаблюдать, но и потрогать, и даже принять участие в показе, то впечатления и восторг остались на всю жизнь. Сразу хочу извиниться перед владельцами фотографий, использованных в данной статье. Возможности сделать свои у меня уже нет, так что пришлось воспользоваться чужими трудами, найденными на просторах Интернета.
Итак, для начала, как выглядит проектор современного кинотеатра.
Вот такой цифровой агрегат, подключённый к ПК, на жёстком диске которого записан фильм. В кинотеатры нынче фильмы и приходят на жёстких дисках, либо скачиваются через Интернет на специальных сервисах дистрибуции.
Но за современным проектором можно разглядеть ещё один аппарат, на этот раз уже плёночный проектор MEO-5X чехословацкой фирмы Meopta.
Проектор рассчитан на 35 мм киноплёнку. Для непрерывного показа фильма в кинотеатре должно быть, как минимум, два таких аппарата (в нашем случае их было три). В отличие от цифрового кино, записанного на один диск, плёночный фильм был поделён на части по 10 минут каждая с целью удобства его эксплуатации, т.к. один 90-минутный фильм занимал около 3 километров плёнки и масса её шла на десятки килограмм. Поэтому и приходилось делить на части, а для незаметного перехода между частями и нужны были два проектора. Фильмы хранились в таких боксах:
В одном большом ящике («фильмоноске») помещалось 5 плоских коробок с плёнкой. Пленка в коробке хранится без катушки – просто рулон, намотанный на пластиковую бобышку. Скорее всего, также для уменьшения массы. После поступления в кинотеатр пленка на специальных перемоточных столах сматывалась на бобины, часто несколько частей склеивались вместе, чтобы уменьшить количество переключений между проекторами.
Немного расскажу про сам проектор. Вот основная его часть крупнее:
У дальнего его конца видно стрелочный ампер-вольтметр, ниже его кнопка, переключающая показания этого прибора с амперов в вольты, ниже его счётчик работо-часов, полезный при учёте времени работы аппарата и времени обслуживания. Ниже ручка-регулятор, предназначенная для изменения яркости свечения проекционной лампы в диапазоне 70-100%. Правее, за синей квадратной панелью прячется ксеноновая проекционная лампа мощностью 3 кВт. Поскольку за неё нельзя браться руками, то для транспортировки на лампу надевался пластиковый чехол.
Для контроля свечения проекционной лампы в панели предусмотрен круглый глазок с тёмным стеклом (как на сварочной маске). Перемещаемся ещё правее и видим панель управления с 10 кнопками и двумя лампочками – думаю, понятно, для чего она – для управления проектором. Под ней находится рукоятка ручного привода лентопротяжного механизма (за правильность названия не ручаюсь).
С помощью её можно вручную переместить заправленную в лентопротяжный механизм плёнку, чтобы точно выставить кадр. Кроме проекционной лампы в аппарате предусмотрена ещё одна, существенно меньшей мощности (обычная лампа накаливания).
После заправки ленты, заглянув в объектив, можно увидеть подсвеченный этой лампой кадр и с помощью описанной выше ручки точно установить его границы. Кстати, при работе проектора эта ручка вращается с нехилой скоростью – пальцы лучше держать подальше. Ещё правее находится лентопротяжный механизм и объективы.
Их три штуки на револьверном креплении для разных форматов фильмов (широкий, узкий и ещё какой-то, никогда у нас не использовавшийся). Для выбора нужного формата нужно было повернуть на нужный объектив и сменить кадрирующую рамку в лентопротяжном механизме. С передней стороны проектора можно заметить ещё одну странную рукоятку, к тому же, размещённую под углом.
С её помощью во время работы проектора можно поправить «поехавший» кадр. Ну, это когда вместо нормальной картинки на экране видно «низ-чёрную полосу-верх кадра». Зрители в зале при этом почему-то начинают кричать и свистеть киномеханику, хотя чтобы это услышать, нужно как минимум почти полный зал кричащих зрителей и более-менее тихий фильм.
Просто при работе кинопроектор очень шумный – его треск ни с чем не спутаешь. Плюс ещё колонка громко орёт, чтобы через треск ещё и звук контролировать. А зрительный зал ещё и звукопоглощающими панелями отделан от сильно буйных зрителей. В общем, если киномеханик зазевался – после сеанса зрителям лучше не показываться.
Лентопротяжный механизм – отдельная история.
Я так и не научился его правильно заправлять. Хотя для забывчивых на проекторе специально была приклеена табличка со схемой заправки.
Лента с верхней подающей бобины через ролики подается на рамку за объективом, где и формируется изображение. Дело в том, что если просто пустить плёнку перед источником света, на экране никакого изображения не получится. Чтобы сформировалось изображение, каждый кадр нужно на короткий промежуток времени остановить и потом только осветить.
Происходит это примерно так: кадр помещается перед проекционной лампой и останавливается, проецируется на экран, затем специальная заслонка, называемая обтюратор, перекрывает источник света и в этот момент кадр сменяется на следующий. Заслонка снова открывается и новый кадр проецируется на экран.
Так цикл повторяется 24 раза в секунду (т.е., частота плёночного кино 24 кадра за секунду). Смена равномерно-линейного движения плёнки в покадрово-поступательный (какие термины я выдумал!) происходила в рамке за объективом, сверху и снизу которой оставлялась небольшая петля плёнки. И в этих петлях можно было смотреть кино уже прямо на плёнке.
Очень забавный эффект, который нужно просто увидеть. После нижней петли движение ленты снова становилось равномерным и эффект пропадал. Кстати, стрекочущий звук проектора как раз из-за этого механизма.
Ниже находится следующий интересный элемент – оптический считыватель звука. Как ни странно, но звук на 35 мм плёнке записан оптически (на широкоформатной 70 мм запись была магнитная, аж 6 дорожек):
Две вертикальные светлые полоски как раз и являются аналоговыми звуковыми стерео-дорожками. Такие себе волновые формы, которые специальной оптической системой преобразуются в звук.
Кстати, плёнка на фото выше уже более современный вариант – на ней кроме аналогового присутствует ещё и цифровой звук в формате 5.1. «Спрятан» он в виде двухмерного штрих-кода между отверстиями перфорации слева. И считывается тоже оптически. А если ещё более внимательно взглянуть на фото выше, то можно заметить сплющенное изображение в кадре. Такой кадр с помощью оптики преобразовывался в широкое изображение (грубо говоря, это позволяло разместить на кадре с соотношением сторон 4:3 изображение с соотношением 6:10).
Далее по механизму есть пара магнитных датчиков, необходимых для автоматического запуска второго проектора при окончании плёнки на первом, но у нас эта система никогда не использовалась. Принцип действия её заключался в том, что на определённом кадре в конце части клеились полоски фольги, которые при прохождении над датчиком вызывали его срабатывание и автоматика запускала второй проектор либо отключала их в конце фильма.
Второй снизу ролик (пластиковый, белого цвета) – так называемый, датчик обрыва. На нём имеется микропереключатель, который останавливал работу проектора при обрыве ленты или её окончании. При заправке ленты стоило помнить, что активация этого датчика автоматически включала систему подмотки провисающей ленты на нижней бобине, а движок там не слабый (а если ещё и не отрегулирован. ) и при хорошем «провисе» получался неслабый рывок. Поэтому нужно было слегка притормаживать катушку ногой, чтобы не получить обрыв ленты ещё до начала показа (особенно если качество ленты уже подгулявшее, и количество скотча в бобине стремится уровняться с количеством плёнки).
А как же киномеханик знал, когда нужно было запускать фильм на втором проекторе? Чтобы это понять, достаточно посмотреть какой-нибудь старый (не реставрированный) фильм по телевизору. Внимательный зритель заметит периодически появляющиеся точки в правом верхнем углу. Они появляются кратковременно дважды в конце каждой части. Первая означает «Включай мотор», вторая – «Открывай заслонку».
Как выглядит весь процесс. В начале сеанса на первом проекторе включается проекционная лампа, запускается двигатель, открывается заслонка (не обтюратор, ещё одна, полностью перекрывающая поток света). Когда киномеханик видит, что лента на первом проекторе подходит к концу, на втором запускает проекционную лампу и внимательно следит за экраном.
При появлении первой точки запускает двигатель – лента начинает двигаться и через несколько секунд, видя вторую точку, открывает заслонку на втором проекторе. При этом автоматически закрывается заслонка на первом (вот, всё-таки есть автоматизация!). Для зрителя этот процесс незаметен. После этого на первом проекторе ставится следующая часть фильма, а уже показанная часть перематывается и ставится в шкаф до следующего сеанса.
В случае обрыва ленты в зале включается дежурное освещение, оборванный конец ленты наматывается на принимающую катушку лента заправляется в лентопротяжный механизм и показ фильма продолжается. Естественно, небольшой фрагмент фильма оказывается пропущенным. Потом при перемотке части оборванные конце плёнки ножницами ровно обрезаются по границам кадров, зажимаются в специальном прессе и склеиваются вместе. После этого прессом восстанавливается перфорация по краям плёнки (напоминает обычный дырокол).
К сожалению, эпоха плёночного кино уходит. Проекторы ещё стоят в кинотеатрах, но большая часть из них уже никогда не заработает. Некоторые проходят модернизацию (цифровой звук, системы кольцевой подачи ленты), но это лишь малая часть. В нашем кинотеатре они всё ещё на месте, хотя уже и сам кинотеатр превратился в концертный зал. Хорошо это или плохо – трудно сказать.
Конечно, какая-то романтика и ностальгия присутствует и лично мне очень хотелось бы ещё хоть раз побывать в фильмопроекторной, но прогресс не стоит на месте, улучшаются технологии, качество. Требования зрителей растут. А плёнка довольно хрупкий носитель, требующий бережного обращения. А также довольно дорогой и затратный. Поэтому и перспективы у неё не очень.
На этом хочу остановиться. О том, какое ещё оборудование использовалось в кинотеатрах расскажу во второй части статьи, ведь одними проекторами хорошее кино не покажешь. Да и не запустишь их, если честно, без дополнительного оборудования.
P.S. Прошу прощения, если допустил ошибки в статье – уже больше 20 лет прошло с тех пор – что-то забыл, чего-то не знал. Но у меня есть козырь в рукаве – статью обязательно прочитает человек, намного больше меня погрузившийся в это дело. Так что очень жду от него комментариев и исправлений.
Источник: www.prostopc.net
Эффект пленочного кинопроектора в цифровых видеотехнологиях
Доброго дня всем Хабравцам. Наверняка, многие из вас любят ходить в кинотеатры, в этот удивительный и чем-то притягивающий мир. Наверняка, многие фотографы, видеографы, операторы и монтажеры задумывались о том, как сделать свое конечное произведение более интересным и похожим на кино.
Увлекаясь фотосъемкой и видеомонтажем в один прекрасный момент я подумал, — получаемая картинка слишком реалистична и совсем не похожа на «кино». Порывшись в интернете, решений этой задачи легким путем найдено не было, кроме эффектов добавления всяких пылинок, черточек, волосков и потертостей, как на пленке. Кроме того, просмотр последних фильмов в формате FullHD, с его уж очень реалистичной и живой картинкой, так же лишал этой киношной волшебности. Пришлось отправиться в экспедицию и проводить раскопки — исследование предметной области.
Раз уж мы не получаем этот эффект киношной волшебности, давайте тогда сравним наши домашние, цифровые технологии и технологии аналоговой кинопроекции.
Определенно понятно, что все дело в частоте кадров видеоматериала. Частота в видео/кино -это количество проигрываемых кадров в секунду. Чем больше кадров проигрывается в секунду, тем более живым и реалистичным получается изображение на экране. Ну, и, соответственно, наоборот, в разумных пределах, т.к. если частота, например, 1 к/с — то это больше похоже на слайдшоу.
Итак, что мы имеем? Цифровые зеркальные камеры записывают видео порядка 30 к/с, а (как-то так исторически сложилось) в кинотеатре это число равно 24. «Так вот оно решение!», — подумал я и побежал переделывать свой ролик из 30 в 24 к/с. Но не тут-то было! Конечно, разница была заметна, но это не было похоже на кино.
Даже была предпринята попытка порезки видео на отдельные и статичные кадры-картинки (чтобы все было честно, чтобы все было как на плёнке — 1 кадр и таких кадров 24 на одну секунду), и их обратная склейка в видео — не похоже на кино и все тут! Копаем дальше.
Теперь заглянем в пленочный кинопроектор глубже. Пленочный кинопроектор — механическое устройство, в котором перелистываются кадры, а свет от мощной лампы, проходя через кадр плёнки и систему линз, создает изображение на экране. Устройство, нужно сказать, очень интересное, и, как и обычно — не очень сложное. Особенностью кинопроектора является устройство — обтюратор.
Обтюратор преграждает световой поток во время смены кадра при протяжке киноленты, чтобы исключить смазывание изображения на экране. Получается так, что свет проходит через позитив (кадр плёнки) непосредственно в момент его неподвижности и фиксации (позитива). Что имеем? Кадр зафиксирован — через него идет свет, происходит смена кадра — обтюратор перекрывает свет. Обычно, обтюратор — вращающийся перед лампой проектора диск с прорезями, через которые и пропускается/перекрывается свет.
Пробуем применить на практике полученные знания. Для этого опять нарезаем видео на изображения и вставляем между ними изображения с темнотой (т.е. моменты, когда происходит смена кадра и перекрывается свет).
Выходит, что наша «схема № 1» имеет вид: 1 кадр + темнота + 2 кадр + темнота +… ну и так далее. Т.е. за секунду у нас проигрывается 48 отдельных изображений.
Результат: все мерцает, общее изображения непонятно, неприятно смотреть. Продолжаем копать предметную область дальше.
Оказывается, в кинематорграфе есть некоторая хитрость. Для того, чтобы уменьшить мерцание фильма при смене кадра, используется обтюратор с дополнительной лопастью (открытая + закрытая секции), такая лопасть называется холостой. Как Вы могли догадаться — при нахождении обтюратора в холостой зоне смена кадра не происходит. Это позволяет создать частоту мерцания проектора 48 герц, но проигрывать всё те же 24 кадра в секунду. Применяем на практике.
Теперь наша «схема № 2» имеет вид: 1 кадр + темнота + 1 кадр + темнота + 2 кадр + темнота + 2 кадр + темнота + 3 кадр +… ну и так далее. За секунду проигрывается 96 изображений.
Результат: Мерцает меньше, картинку можно различить, но просмотр такого видео будет совсем непродолжительным из-за неприятного мерцания. Копаем дальше.
У кинопроекторов есть одна постоянная, называется она — коэффициент обтюрации. Коэффициент обтюрации показывает отношение длительности открытой области обтюратора к периоду смены кадра в проекторе. Например, у советского кинопроектора 23КПК коэффициент обтюрации равен 0.57, т.е. за время жизни одного кадра длительность его освещения составляет 57% от общего времени жизни этого кадра. Кроме того, форма обтюраторов бывает разной: как ровные, вырезанные секции из диска от центра по прямой (как если бы было похоже на значок BMW), так и со всякими кривыми вырезами или прорезями.
Стоит так же отметить, что перекрытие светового потока дисковым обтюратором с прямыми вырезами от центра (да и вообще любым другим обтюратором) происходит не сразу, и не мгновенно, и не ровно сверху вниз, а по прямой от радиуса диска при его вращении. Так же происходит открытие обтюратором, не сразу, и не ровно сверху вниз. Еще, как мы знаем — у света очень большая скорость (а скорость открытия/закрытия обтюратором светового потока по сравнению со скоростью света — ничтожно мала), а значит работа обтюратора полностью отражается на киноэкране, хоть нам это и не заметно.
Вывод изображения на монитор так же происходит покадрово, с определенной и конкретной частотой. Конечно, создание имитации эффекта кинопроектора в цифровых технологиях представляется возможным при работе с изображениями на высокой частоте. Например (вернемся к нашей «схеме № 2»), проигрывая 400 изображений для отработки только одного цикла (1 кадр + темнота + 1 кадр + темнота), 120 из которых показывается кадр, затем в 80 изображений — аккуратная прорисовка имитации дискового обтюратора — закрытие и открытие изображения кадра, потом опять 120 картинок показываем кадр, и закрываем цикл — 80 изображений работы обтюратора на закрытие данного кадра и открытие кадра уже следующего. И это только цикл жизни первого кадра, как если бы это был аналоговый проектор. Для одной секунды видео потребуется отрисовка 9600 таких цифровых изображений.
Мой 4-х ядерный ПК стал странно работать уже при проигрывании 250-300 цифровых изображений в секунду. А если добавить сюда еще время отклика монитора (минимальное время за которое пиксель поменяет свою яркость), которое имеет свойство быть разным у разных моделей, чтобы задача была решена для большинства мониторов? Решение задачи в универсальном виде скорее всего возможно, но скорее всего того не стоит.
Достаточно интересный результат имеет «схема № 3» вида: 1 кадр + 1 кадр + темнота + 1 кадр + 1 кадр + темнота + 2 кадр + 2 кадр + темнота + 2 кадр + 2 кадр + темнота. Что позволило еще сократить мерцание и повысить яркость видеопотока (и имитировать работу мгновенного обтюратора с коэффициентом 0.66). Но при этом количество изображений проигрываемых за секунду стало равняться 144. До эффекта кино еще далеко из-за его резкости при смене и заметности для глаза при восприятии.
Вот такая она — механическая технология аналоговой кинопроекции, эффект которой не так уж и просто имитировать на технологиях цифровых.
Всем спасибо. Область очень интересная, как и ее история, советую.
- видео
- кинопроектор
- цифровое видео
- механические устройства
- обтюратор
- видеомонтаж
- видеомейкинг
- кинотеатр
Источник: habr.com