Как был изобретен проектор

Как наука прошла путь от камеры-обскуры до «голограмм», как завлекали зрителей популяризаторы науки XIX века, как технологии по созданию «призраков» продавали театрам, а также как организовать собственный «спиритический сеанс» с помощью коробок от компакт-дисков, рассказывает Indicator.Ru в рубрике «История науки».

2012 год, музыкальный фестиваль Коучелла в Калифорнии. Сцена погружена в полумрак. Под мрачноватую музыку на сцене буквально вырастает темнокожий мускулистый человек в тренировочных штанах, раскидывает руки в приветствии, матерится и начинает читать рэп. Потом к нему присоединяется Снуп Дог, и они исполняют еще одну песню дуэтом.

Пораженные зрители замирают, узнавая в поднявшемся на сцену рэпере Тупака Шакура, в свое время ставшего легендой, но… скончавшегося от огнестрельных ранений в 1996 году. Шокированная публика и журналисты назвали выступление голограммой, но на деле тогда была использована вариация гораздо более старой технологии: оптической иллюзии под названием «Призрак Пеппера», которая в этот раз действительно изображала «призрак» погибшего артиста.

Первые описания подобного эффекта восходят к работам итальянца XVI века Джамбаттисты делла Порта, изобретателя одной из модификаций камеры-обскуры. В его работе «Натуральная магия» он рассказывает, как с помощью отражения в стекле создать реалистичную иллюзию наличия объекта в пустой темной комнате. Для этого необходимо сделать окошко в камере, а напротив него позади наблюдателя поместить какой-нибудь предмет. Свет, проходя сквозь это отверстие, будет создавать перевернутое изображение – по тому же принципу, по которому оно получается на нашей сетчатке, только окошком служит зрачок, а линзой — хрусталик. Кстати, это сходство делла Порта тоже подметил.

Подобные устройства широко использовали художники эпохи Возрождения, чтобы обводить спроецированные изображения для своих картин. Астрономы же оценили изобретение как способ наблюдения за солнечными затмениями.

Интересное развитие идея создания оптических иллюзий с помощью зеркал и стекла нашла у английского инженера Генри Дрикса, изучавшего попытки создания вечного двигателя. И если здесь инженер довольно быстро догадался, что законы физики не позволяют сконструировать perpetuum mobile, а надеющиеся создать его изобретатели — «недоучки» и «совершенные невежды», то в области геометрической оптики ему повезло создать кое-что интересное.

Основной работой Дрикса, отлично знавшего механику, химию и литературу, стало конструирование мостов, каналов и шахт, но он совмещал ее с чтением лекций в Королевском политехническом институте Лондона и занятиями наукой. Часто его лекции были научно-популярными, интересными для широкой публики и сопровождались увлекательными демонстрациями опытов. Для них он и придумал в 1862 году «дриксоновскую фантасмагорию» — хитроумную конструкцию из стекол и зеркал, которая помогала появляться на сцене «призраку». Но попытки Дрикса продать свою идею театрам потерпела полный крах: для ее реализации надо было сильно перестраивать здание, да и сами стекла и линзы стоили недешево.

Еще по теме:  Звуковой проектор или колонки

Любопытная выдумка так и пропала бы бесследно, если бы не попалась на глаза Джону Пепперу, подарившему ей новую жизнь. Он понял, как модифицировать изобретение, чтобы его можно было легко показать в театре. Результатом этих усилий вскоре стала подготовка постановки «Одержимый, или Сделка с призраком» по последней из «Рождественских повестей» Чарльза Диккенса. Успех был оглушительным.

Пеппер знал толк в зрелищности и чтении массовых лекций. Он стал ассистентом лектора в 19 лет, а в 22 уже был членом Химического общества Лондона. Кроме того, он написал 11 научно-популярных книг, выезжал на гастроли в Нью-Йорк и Австралию, а позднее стал выступать и с гигантской катушкой Фарадея, которая производила почти метровую искру. Кстати, говорят, что сам Майкл Фарадей после одной из демонстраций в восхищении потребовал у лектора объяснить принцип работы его изобретения.

Используя моду на спиритизм, призраков и алхимические чудеса, Пеппер легко завлекал аудиторию на лекции, где рассказывал о геометрической оптике и других «чудесах», а на самом деле — вполне объяснимых научных закономерностях, которые он превращал в фокусы и представления. Он практически сломал стену, загораживающую лабораторную науку от взглядов обывателей. Однако в период развивающегося кинематографа о нем стали вспоминать больше как об авторе забавных трюков, которые можно использовать и для съемки. И зря. В одной из своих научно-популярных книжек он даже сформулировал предпосылки, на которых затем была построена теория движения континентов Альфреда Вегенера.

«Этот восхитительный призрак был сыном двух отцов, члена Общества гражданских инженеров Генри Дрикса, эсквайра, и профессора Пеппера из Политехнического института. Мистеру Дриксу принадлежит честь изобретения, или, как назвали бы это последователи Гегеля, развития его из глубин сознания ученого; и профессору Пепперу принадлежит честь его значительного улучшения, его приспособления к связи с обществом, и даже его сценическое воспитание», — писали о триумфе «Призрака Пеппера» в журнале Spectator.

Источник: Wapcaplet at English Wikipedia

Принцип работы оригинального «Призрака Пеппера» был несложным: между ярко освещенной сценой и скрытой комнатой, находящейся в полной темноте, размещался большой кусок стекла под углом, который частично отражал происходящее в скрытой комнате (а там и размещали «призрака»). При небольшом добавлении света в скрытую комнату на сцене он немного гаснул, и видение проявлялось перед глазами ошеломленной публики.

И если раньше эти иллюзии были размытыми и призрачными, современная графика позволила сделать их яркими и четкими — такими, что их почти не отличить от реальности. Это и позволило организовать посмертное выступление Тупака Шакура с помощью прозрачной натянутой пленки и проектора, где показывали ролик, смонтированный из записей его прижизненных выступлений.

А сегодня организовать «спиритический сеанс» с «Призраком Пеппера» может каждый. Для этого понадобится лишь скачать специальное видео на телефон (для этого забейте в поиск «3D-голографическое видео») и положить телефон в пирамиду, склеенную из четырех треугольных кусочков из коробок для компакт-дисков или другого прозрачного пластика. Поставьте вашу пирамиду вверх ногами на экран, выключите свет — и наслаждайтесь!

Еще по теме:  Экран для проектора с электроприводом рейтинг

Источник: indicator.ru

История телевизора: эволюция в 90 лет

Телевизор прошел долгий путь: из громоздкого ящика с размытым изображением и плохим звуком менее чем за сто лет он превратился в управляемый с пульта интерактивный экран толщиной в сантиметр. Рассказываем, как это было.

1920-е. Механический телевизор

В 1925 году благодаря британскому изобретателю Джону Лоуги Бэрду мир увидел первый механический телевизор. Работал он просто: изображение менялось за счет специального вращающегося диска, а картинка имела 30 вертикальных линий. И если сейчас в наших телевизорах мы видим 24 кадра в секунду, тогда их было всего пять. За четыре последующих года продали 1000 устройств, что стало для изобретателя большим прорывом.

Немцы пошли дальше и в 1928 году представили аппарат, который работал, как проектор, — проецировал картинку на противоположную стену и показывал только игру теней и неясные силуэты.

Источник: www.inmyroom.ru

Пленка, краски и мотор. Краткая история цветного кинематографа

Вскоре после того, как в 1895 году братья Огюст и Луи Люмьер изобрели кинематограф, новое искусство завоевало бешеную популярность. И публика сразу захотела видеть на экране цвета. На помощь пришло ручное раскрашивание, появились и первые цветные ленты, но до естественных цветов было еще далеко. WAS вместе с LG помогает понять историю развития цветного кино.

Ли-Тернер колор

В 1902 году, когда впервые на экран вышла колоризированная лента «Путешествие на Луну», появился и самый ранний пример настоящего цветного кино. Эту технологию в 1899 году изобрел британец Эдвард Тернер.

Самый первый раскрашенный вручную фильм — «Змеиный танец Анабеллы» (1895), но его можно было смотреть только индивидуально — через кинетоскоп Эдисона

В ней использовался уже знакомый нам аддитивный способ получения цветного изображения: камера имела вращающийся диск с красным, зеленым и синим светофильтрами. Для съемки применяли чувствительную к видимому спектру черно-белую пленку, а у проектора было три цветных фильтра. Цвета были размытыми, картинка дрожала, и практического применения технология не имела. 30-летний изобретатель умер в 1903 году, не успев исправить недостатки.

Самый ранний цветной фильм из известных на данный момент. Снят Эдвардом Тренером в 1902 году

Кинемаколор

Первую технологию цветного кинематографа, коммерчески успешную, изобрели в 1906 году два режиссера — англичанин Джордж Альберт Смит и американец Чарльз Урбан. Она также опиралась на аддитивный способ образования цветов, но использовала только два светофильтра — красный и зеленый. Не слишком реалистичная цветопередача, но картинка была более четкая.

Кинемаколор активно использовали киностудии Европы в 1908–1914 годах. Первая лента — «Визит к морю» 1910 года. Значительный успех имела полнометражная документалка 1912 года о коронации Георга V и провозглашения его императором Индии «С нашим королем и королевой через Индию». По схожему принципу работали системы призма и биоколор, но они были более совершенными и быстро вытеснили кинемаколор.

Еще по теме:  Проектор работает а монитор нет

«Визит к морю», реж. Джордж Альберт Смит, 1908 год — первый успешный цветной кинофильм

Техниколор

Использование аддитивных технологий требовало слишком дорогих кинопроекторов с цветными фильтрами, поэтому кинематограф, по примеру фотографии, пришел к субтрактивному способу получения цветов: цвет создавался не на экране, а прямо на фильмокопии. Так, в 1910-х появилась система бипак, где сквозь камеру проходили две негативные кинопленки, составленные эмульсиями друг к другу: одна светочувствительная к красному, другая — к сине-зеленому. В 1938 году именно с помощью этого подхода сняли первый украинский цветной фильм «Сорочинская ярмарка».

Синтез цвета путем выделения из белого отдельных спектральных составляющих

«Сорочинская ярмарка», реж. Николай Экк, киностудия имени Александра Довженко, 1938 год — первый украинский цветной фильм

Этот двухцветный прием взяла на вооружение и усовершенствовала система техниколор, которую изобрели американские инженеры Герберт Калмус и Дэниел Комсток. Именно она впервые позволила использовать обычные проектор для показа цветного кино. «Жертвы моря» в 1922 году с американо-китайской звездой Голливуда Анной Мэй Вонг стал первым таким фильмом.

«Жертвы моря», реж. Честер М. Франклин, Technicolor Motion Picture Corporation, 1922 год

В 1930-х появился трехцветный техниколор, который сделал возможной полноценную цветопередачу. Впервые улучшенный техниколор использовал в 1932 году Уолт Дисней в мультфильме «Цветы и деревья». Самая известная лента — «Унесенные ветром» (1939) с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. Технологией пользовались до середины 1950-х годов, хотя она имела серьезного конкурента.

Синеколор

Главным конкурентом техниколора в течение десятилетий был синеколор, изобретенный в 1932 году англичанином Уильямом Креспинелом, который основал в США компанию Cinecolor. Эта технология была основана на двухцветной системе бипак, но позволяла использовать обычные камеры.

С помощью синеколора снимала студия Paramount и небогатые киностудии. Первая полнометражка — «Швеция, земля викингов» (1934), известная лента — «Заколдованный лес» (1945). На синеколоре сделали кучу мультфильмов — в частности, многосерийные «Веселые мелодии» и «Моряк Попай».

Многослойные пленки

Трехпленочный техниколор был очень сложным и дорогим: в 1939 году таких киноаппаратов насчитывалось лишь 14 в мире, один стоил в 5 раз дороже обычных — $ 16000 . Более дешевый синеколор имел проблемы с отображением цветов. Решением стала новая субтрактивная технология — многослойная кинопленка, созданная еще в начале 1930-х. Ее усовершенствовали нацисты.

Значительных успехов достигла немецкая технология агфаколор. Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс любили кино, устраивали себе частные просмотры и требовали лучших технологий для пропаганды. Это подгоняло изобретателей. В 1941 году вышла первая полнометражка на новой технологии «Женщины все же лучшие дипломаты».

После Второй мировой материалами агфаколора завладел СССР и создал на их основе технологию совколор. На ней в 1960-х сняли оскароносную «Войну и мир». А уже в 1950 году Eastman Kodak представила новую многослойную кинопленку истманколор — убийцу техниколора.

Около $ 220 000 на современные деньги

Источник: was.media

Оцените статью
Добавить комментарий