Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.
Цель урока: показать значение музыки в синтетических видах искусства — театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма — сценария.
Образовательная: познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство.
10 МУЗЫКАЛЬНЫХ ПЕСЕН КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТ Dimas tv
Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.
Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», ; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении; сознавать, что музыка — неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).
Денис Шарко // Синхронизация: как музыка попадает в кино и на ТВ
Комплексно — методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, фортепиано, ноты к музыкальному произведению.
Музыкальный материал: Г.Гладков «Песенка друзей», Р.Роджерс «Звуки музыки, А.Островский «Спокойной ночи малыши», «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд» , Э.Григ «Утро» М.Дунаевский «Лев и Брадобрей».
- Этап мотивации к учебной деятельности.
- служит музыкальной характеристикой героев,
- создает атмосферу действия,
- показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
- создает национальный колорит,
- делает популярными произведения композиторов,
- показывает мастерство певцов и музыкантов.
Список использованной литературы.
1.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения) 2. Музыка. 5 — 7 классы. Искусство. 8 — 9 классы.
Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова. — М.: Просвещение, 2011. 3. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник « Музыка 5 класс».
М., 2010 г. 4. Поурочные разработки по музыке: 5 класс: М.А.Давыдова, — Москва «Вако», 2016г.
Правила поведения в театре:
• В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя. • У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску.
Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете. • В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. • Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость. • Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб. • Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд. • Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу. • Садись на то место, которое указано в твоём билете.
Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение. • Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника. • Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба. • В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости. • Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям. • Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10-15 минут.
Источник: botana.biz
Звуковое оформление телепередач
Звук является важнейшим компонентом телевизионной образности как организующее ритмическое начало.
Соотношение изображения и звука проявляется в разных формах:
– изображение подчинено звуковому решению;
– звук подчинен изображению;
– звук усиливает изображение;
– звук разрушает изображение;
– изображение порождает новый звуковой образ.
Типы звуковой телевизионной образности:
– контрапунктический (временнóе, эмоциональное или смысловое несовпадение звука и изображения, придающее новый смысл видеоряду; используется как яркий драматургический прием);
– иллюстративный (зрительный ряд задает программу звуковому; роль — сопровождение, а не драматургический прием);
– сюжетный (в основе — музыкальная фонограмма, используется в клипах);
– диффузный (сочетание изображения и звука с цветом и светом).
Звук представлен на телеэкране музыкой, шумами, шумомузыкой, паузой.
Музыка как элемент телевизионной образности.
Музыка, обладая огромной силой эмоционального воздействия, является одним из самых востребованных выразительных средств современного телевещания и выполняет множество разнообразных функций: от организующей до драматургической, делая эфир ярче, зрелищнее, привлекательнее.
Созданная специально для звукового оформления телепередач медиамузыка (от англ. media — средство) — полноправный элемент звуковой художественной образности. Такая музыка может быть оригинальной (специально написанной композитором для определенного телепроизведения) или компилятивной (подобранной из фонотеки). Основа современного телевидения — музыка компилятивная.
Внутрикадровая (звучит на месте действия) выполняет следующие функции:
– характеризует действующих лиц,
– содействует сюжетным поворотам,
– создает атмосферу действия,
– определяет ритмический тонус передачи,
– передает «подтекст» общения,
– продолжает «территорию кадра», сообщает о происходящем за
рамкой экрана,
– соединяя звук и изображение, создает новый образ.
Внекадровая музыка (вне действия, ее слышат только телезрители) раскрывает внутренний смысл происходящего:
– создает атмосферу действия,
– обнажает и усиливает внутреннее действие в эпизодах с текстом,
– указывает на «второй план»,
– иллюстрирует «внутренние монологи»,
«Медиамузыка — очень обширная область, требующая особого изучения и практического освоения. Иначе не избежать музыкально-звуковых неудач, даже если сценарий передачи при этом был просто идеальным…Телевизионного журналиста и отличает то качество, что он имеет точное представление о работе не только с видеоизображением, но и со звуком, важнейшими компонентами которого являются речь и медиамузыка» [50, с. 54].
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Музыка в театре, кино и ТВ.
Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.
Задачи урока (УУД):
обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство.
Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.
исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Оборудование и наглядные пособия, используемые на уроке
музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
Балет Золушка С.С.Прокофьева
А. Рыбников « Песня Красной шапочки»
Е.Крылатов «До чего дошел прогресс»
Г.Гладков «Песня друзей»- мультфильм «Бременские музыканты»
Н. Римский –Корсаков оперы: «Снегурочка, Садко» Сюита «Шехерезада»
Анатолий Константинович Лядов Симфоническая миниатюра- «Кикимора»-
Литературные произведения:
Ш.Перро «Красная шапочка»- сказка
Гофман «Щелкунчик и мышиный король »- сказка
Гримм «Бременские музыканты»- сказка
Арабские сказки «1001 и одна ночь».
Сказание русского народа, фольклор (записано И. Сахаровым).
А. Островский. «Снегурочка»
Видеофрагменты:
Мюзикл «Звуки музыки» и «Бременские музыканты»
Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная, в группах.
[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]
Планируемые результаты урока.
Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции.
Расширение музыкального кругозора.
Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов.
Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.
Личностные УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов,
определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.
Познавательные УУД: выполнение группового исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.
Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия.
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров.
Список используемой литературы.
1. Булучевский Ю., Фомин В . Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005г. Электронная версия издания подготовлена в НТЦ «Информрегистр» по технологии ФЭБ «Русская литература и фольклор».
2. Википедия. Свободная электронная энциклопедия. http://www.wikipedia.org/
3. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М.,2007г.
4. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник « Музыка 5 класс». М., 2009г.
5. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.5-9 классы. Предметная линия учебников Е.Д. Сергеевой Г.П.Критской.
6. Музыкальный материал на дисках и кассетах к уроку:
Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. З.Петровой)
Симфоническая миниатюра
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai