Обратный азимут – геодезический термин, который определяет направление от точки наблюдения к другой точке на горизонте. Он измеряется от севера в положительном направлении, по часовой стрелке. Этот показатель является дополнением исходного азимута до полного круга, что позволяет точнее определить маршрут.
Понятие
Виды обратного азимута могут разниться в зависимости от используемых методов и инструментов. Один из таких видов – геодезический обратный азимут, который базируется на математических расчетах и использовании специализированного оборудования. Этот метод позволяет получить высокую точность и надежность результатов.
Другой вид – наблюдательный обратный. В данном случае наблюдатель самостоятельно определяет направление с помощью визуального наблюдения или использования навигационных инструментов. Как правило, такой метод используется в навигации по местности или на море.
Также существуют другие виды угла, такие как магнитный обратный (определяемый с помощью магнитного компаса) или компьютерный обратный (вычисляемый с использованием специальных программ или электронных устройств). Таким образом, обратный азимут представляет собой важное понятие в геодезии и навигации, которое позволяет определить точное направление от одной точки к другой.
Находим азимут.
Чем отличается от прямого
Прямой азимут представляет собой угол между направлением на точку наблюдения и направлением на объект, на который смотрит наблюдатель. Его принято измерять в градусах: от севера и двигаясь по часовой стрелке. Например, если прямой азимут равен 90°, это означает, что объект находится точно на востоке от наблюдателя.
Обратный азимут – это угол между направлением на объект и направлением обратно, к точке наблюдения. Измеряется он в тех же градусах, но начинается отсчет с юга и движется против часовой стрелки. Если угол равен 270°, это означает, что направление обратное к точке наблюдения находится точно на западе от объекта.
Использование этих показателей имеет важное практическое значение в навигации и геодезии. Например, в геодезии, прямой азимут используется для определения пути из точки A в точку B, а обратный позволяет определить пути из точки B обратно к точке A. Авиаторы, мореплаватели, геодезисты и другие специалисты, работающие с картами и навигационными инструментами, активно используют эти концепции для надежной ориентации в пространстве.
Как найти обратный азимут
Обратный азимут необходим для определения точного положения объекта и его взаимного расположения с другими объектами. Определяется он для того, чтобы установить точное направление на точку наблюдения. Этот показатель предоставляет геодезистам и навигаторам информацию о главном направлении связанного объекта. Таким образом, угол помогает определить точное положение объекта на земной поверхности.
Школьная топография. Определение азимута на плане местности
Кроме того, эта концепция имеет первостепенное значение при проведении геодезических измерений и составлении карт. Он позволяет определить не только координаты объекта, но и его ориентацию относительно основных путей. Это особенно важно при планировании строительства и разработке инженерных проектов, где требуется высокая точность и надежность данных.
С помощью транспортира
Для его определения обратного азимута можно использовать транспортир – инструмент, позволяющий измерять углы. Для начала нужно понять, что такое азимут. Азимут – это угол между направлением истинного севера и линией, проведенной от наблюдателя до интересующего его объекта. Измеряются они по специальным формулам от 0 до 360 градусов, где 0 соответствует северу, 90 – востоку, 180 – югу и 270 – западу.
Теперь предположим, что нам нужно определить угол для известного объекта. Прежде всего, нарисуем на карте или на листе бумаги линию, соответствующую измеренному углу. После этого разместите транспортир на этой линии, создав прямой угол между его осью и линией. Убедитесь, что центр транспортира совпадает с точкой начала линии.
Затем поверните транспортир так, чтобы его нулевая точка (обычно указана стрелкой) была направлена на истинный север. Если возможно, использование компаса поможет вам найти нужный путь. Если нет, можно попытаться определить его, исходя из известных ориентиров или карты.
Когда транспортир правильно ориентирован, обратите внимание на отметку, расположенную на лимбе транспортира. Она покажет величину угла, соответствующего вашему изначальному азимуту.
На заметку! Например, если угол составляет 130 градусов, то обратный будет равен 310 градусам.
Не забудьте указать направление, используя стороны света (север, юг, восток, запад), чтобы избежать ошибок при интерпретации.
С помощью планшетного компаса
Для начала определения угла с помощью планшетного компаса необходимо выбрать точку наблюдения и целевую точку. Затем следует установить планшетный компас на плоскость карты. Стрелка компаса должна указывать на целевую точку.
Далее нужно повернуть компас так, чтобы стрелка совпала с севером (обратное направление при использовании обратного азимута). Для этого можно использовать сетку карты, которая указывает северное направление. Поворот компаса выполняется путем поворота карты или самого компаса в соответствии со сеткой.
Когда стрелка компаса совпадает с обратным направлением, следует произвести наблюдение за шкалой азимута (угловой шкалой) на компасе. Зафиксируйте значение на шкале, которое указывает на текущий угол между точкой наблюдения и целевой точкой.
Теперь, чтобы определить показатель, просто увеличьте значение на шкале на 180 градусов или добавьте к нему 180 градусов. Таким образом, получите обратный азимут – угол между точкой наблюдения и ее противоположным направлением.
С помощью компаса и карты
Сначала необходимо определить заданный азимут с помощью компаса. Компас должен быть установлен горизонтально и стабильно. Рекомендуется держать его на расстоянии от металлических предметов и электронных устройств, чтобы избежать ошибок в измерениях. Посмотрите на компас и вращайте его до тех пор, пока индикатор не совпадет с магнитным указателем на корпусе. Зафиксируйте показание компаса – это будет ваш заданный азимут.
Далее нужно взять карту и найти свою текущую позицию. Определите ближайший ориентир, например, какой-либо высокий объект или характерный ландшафт. Поверните карту так, чтобы ориентир был направлен по тому же пути, что и ваш заданный азимут.
Теперь найдите на карте обозначение заданного показателя относительно ориентира. Может понадобиться использование параллельных линий или прямоугольника для более точного определения. Отметьте на карте это направление от ориентира.
После этого можно приступить к определению обратного азимута. Для этого необходимо взять компас и повернуть его на 180 градусов в противоположном пути от заданного азимута. Вращая компас, следите, чтобы индикатор пришел в совпадение с магнитным указателем на корпусе. Зафиксируйте показание компаса – это будет ваш показатель.
Теперь найдите на карте место, отмеченное вами по заданному азимуту, и проведите визуальную линию через него. Она и будет указывать на обратный азимут. Помните, что определение показателя с помощью компаса и карты требует внимательности и точности. Расстояние, на которое можно ориентироваться, зависит от масштаба карты и достоверности ее данных. Поэтому всегда рекомендуется использовать несколько ориентиров и проверять результаты на практике.
Ошибки нахождения обратного азимута и их причины
Ошибки нахождения обратного азимута связаны с различными факторами. Одна из главных причин – неверная работа с инструментом. Неправильная калибровка теодолита, неправильно установленное зеркало или неточное использование компаса могут привести к неточному определению показателя. Поэтому перед началом работы необходимо убедиться в правильности настроек и калибровки инструмента.
Другой причиной ошибок может быть неправильное изучение карты или неправильное определение направления. Неравномерное масштабирование карты или ее искажение могут привести к неточному определению азимута. Также важно правильно определить начальную точку и направление движения, чтобы избежать ошибок.
Неучтенные факторы окружающей среды также могут вносить искажения в определение показателя. Ветер, пыль, дождь или другие метеорологические условия могут повлиять на точность и надежность измерений. Поэтому необходимо учитывать данные факторы и соответствующим образом корректировать результаты.
На заметку! Составляющей правильного нахождения угла является определение точки стояния инструмента. Неправильно выбранная или неправильно определенная точка может привести к значительным ошибкам.
Для предотвращения ошибок нахождения обратного азимута следует придерживаться нескольких простых правил. Прежде всего, необходимо внимательно изучить инструкцию к использованию инструмента и правильно настроить его перед работой. Также рекомендуется провести пробные измерения на контрольных площадках для проверки точности результатов.
Погрешности и почему они возникают
Первым и наиболее распространенным источником погрешности является несовершенство оборудования, используемого для измерений. Как правило, приборы имеют свою погрешность, которая может быть обусловлена неточностью делений шкалы или проблемами в калибровке. Также, возможны ошибки, связанные с техническими неисправностями прибора, например, ошибочной работой механизма установки углов.
Однако, даже при использовании идеальных приборов, возникают погрешности, связанные с условиями окружающей среды. Например, ветер, который дует во время измерений, может влиять на точность результатов. Ветер создает давление на инструменты или объекты, на которые направлена ориентация, что может привести к нежелательным отклонениям. Кроме того, атмосферные условия (дождь или туман) могут ухудшить видимость и повлиять на точность результатов.
Еще одним фактором, влияющим на точность определения обратного азимута, является неправильная техника измерений. Человеческий фактор часто становится причиной ошибок. Недостаточное владение инструментами или неправильное использование их может привести к неточным результатам.
Составление маршрута и принципы движения
Составление маршрута и принципы движения по обратному азимуту – это важные навыками для любого путешественника или спортсмена, имеющего дело с навигацией. Правильное составление маршрута начинается с изучения топографических карт или других источников информации о местности. Необходимо определить точки ориентирования, которые помогут вам найти путь обратно. Ими могут быть холмы, реки, деревья или здания.
Определите свое текущее местоположение на карте и выберите пункт, к которому вы хотите вернуться. Используя компас или другие навигационные инструменты, определите азимут – направление от вашего текущего местоположения к желаемой точке. Это будет вашим исходным азимутом.
Двигаясь вперед по маршруту, следите за препятствиями и признаками, которые помогут вам определить свое положение на карте. Когда вы готовы вернуться, просто используйте обратный азимут – противоположное направление вашего исходного азимута.
Если на вашем пути возникли препятствия или ваш ориентир закрылся от вас, важно сохранять спокойствие. Не паникуйте и не делайте поспешных решений. Возможно, вам придется изменить свой маршрут или использовать другие ориентиры, чтобы вернуться назад.
Важно также помнить об основных принципах движения по обратному азимуту. Во-первых, сохраняйте постоянную связь с картой и наблюдайте за ландшафтом, чтобы своевременно заметить изменения в окружающей среде. Во-вторых, следите за своей скоростью и временем, чтобы убедиться, что вы продвигаетесь в правильном направлении и согласно своему плану. И, наконец, всегда имейте при себе компас и другие необходимые навигационные инструменты.
Заключение
Обратный азимут – это направление, противоположное заданному азимуту. Он измеряется в градусах и определяется путем добавления или вычитания 180 градусов к заданному показателю. Данная концепция используется для определения направления обратного пути.
Источник: prouzly.ru
Как определить азимут с помощью транспортира?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Как определить азимут с помощью транспортира? . » по предмету География, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Новые вопросы по географии
Почему ферраллитный грунт можно назвать «искривлённым зеркалом» ландшафта влажных экваториальных лесов?
Охарактеризуйте последствия движения земли вокруг оси и вокруг солнца
Как называются ожоги получившиеся под влиянием солнечных лучей химические инфекционные термические
Назовите четыре вида питания рек (записывайте слова через запятую).
Практическая работа №4 Комплексная характеристика мира План 1. Численность населения мира 2. средняя плотность населения мира 3. Особенности размещения населения мира. Зависимость от природных факторов 4. Крупнейшие по численности народы мира 5.
Источник: iotvet.com
Определение азимутов и дирекционных углов
Как было указано выше, в силу особенностей формы, внутреннего строения и движения в пространстве земной эллипсоид имеет истинные (географические) и магнитные полюса, не совпадающие друг с другом.
Северный и Южный географические полюсы — это точки, через которые проходит ось вращения земного шара, а Северный и Южный магнитные полюсы – это полюсы гигантского магнита, которым, собственно, является Земля, причем Северный магнитный полюс (≈ 74°с.ш., 100°з.д.) и Южный магнитный полюс (≈ 69°ю.ш., 144°в.д.) постепенно дрейфуют и, соответственно, не имеют постоянных координат. В этой связи важно понимать, что магнитная стрелка компаса указывает именно на магнитный, а не на истинный (географический) полюс.
Таким образом, существуют истинный и магнитный полюсы, не совпадающие между собой, соответственно этому существуют истинный (географический) и магнитный меридианы. И от того и от другого можно отсчитывать направление на нужный объект: в одном случае наблюдатель будет иметь дело с истинным азимутом, в другом — с магнитным.
Рис. 2.7 Истинный азимут А, дирекционный угол α, и сближение меридианов γ
Истинный азимут — это угол А (рис.2.7), измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением на определяемый пункт.
Магнитный азимут — это угол А м, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между заданным (выбранным) направлением и направлением на Север на местности.
Обратный азимут — азимут (истинный, магнитный) направления, противоположного определяемому (прямому). Он отличается от прямого на 180°, и его можно отсчитать по компасу против указателя у прорези.
Понятно, что истинный и магнитный азимуты отличаются, как минимум, на ту же самую величину, на которую магнитный меридиан отличается от истинного. Эта величина называется магнитным склонением. Другими словами, магнитное склонение – угол δ (дельта) между истинным и магнитным меридианами.
На величину магнитного склонения оказывают влияние различные магнитные аномалии (залежи руд, подземные потоки и т.д.), суточные, годовые и вековые колебания, а также временные возмущения под действием магнитных бурь. Величина магнитного склонения и его годовые изменения указаны на каждом листе топографической карты.
Суточное колебание магнитного склонения достигает 0,3° и при точных измерениях магнитного азимута учитывается по графику поправок, составленному в зависимости от времени суток. На картах масштабов 1:500000 и 1:1000000 показываются районы магнитных аномалий, и в каждом из них подписывается значение амплитуды колебания магнитного склонения. Если стрелка компаса отклоняется от истинного меридиана к востоку, магнитное склонение называют восточным (положительным), если стрелка отклоняется к западу, склонение называют западным (отрицательным). Соответственно, восточное склонение часто обозначают знаком «+», западное — знаком «-».
Дирекционный угол — это угол α (альфа), измеряемый на карте по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением на определяемый пункт. Другими словами, дирекционный угол — это угол между заданным (выбранным) направлением и направлением на Север на карте (рис.2.7). Дирекционные углы измеряются по карте, а также определяются по измеренным на местности магнитным или истинным азимутам.
Рис. 2.8 Измерение дирекционного угла транспортиром
Измерение и построение дирекционных углов на карте производится с помощью транспортира (рис.2.8).
Чтобы измерить на карте дирекционный угол какого-нибудь направления, надо наложить на нее транспортир так, чтобы середина его линейки, отмеченная штрихом, совпала с точкой пересечения определяемого направления с вертикальной километровой линией сетки, а край линейки (т.е. деления 0 и 180° на транспортире) совместился с этой линией. Затем следует отсчитать по шкале транспортира угол по ходу часовой стрелки от северного направления километровой линии до определяемого направления.
Для построения на карте в какой-либо точке дирекционного угла проводят через эту точку прямую, параллельную вертикальным линиям километровой сетки, и от этой прямой строят заданный дирекционный угол.
Следует учитывать, что средняя ошибка измерения угла транспортиром, имеющимся на офицерской линейке, составляет 0,5°.
Значения истинного азимута и дирекционного угла отличаются друг от друга на величину сближения меридианов. Сближение меридианов — угол? (гамма) между северным направлением истинного меридиана данной точки и вертикальной линией координатной сетки (рис.2.7). Сближение меридианов отсчитывается от северного направления истинного меридиана до северного направления вертикальной линии сетки. Для точек, расположенных восточнее среднего меридиана зоны, величина сближения положительная, а для точек, расположенных западнее, — отрицательная. Величина сближения меридианов на осевом меридиане зоны равна нулю и возрастает с удалением от среднего меридиана зоны и от экватора, при этом ее максимальное значение не превышает 3°.
Сближение меридианов, указываемое на топографических картах, относится к средней (центральной) точке листа; величина ее в пределах листа карты масштаба 1:100000 на средних широтах у западной или восточной рамки может отличаться на 10-15′ от значения, подписанного на карте.
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно может производиться различными способами: по формуле, с учетом годового изменения магнитного склонения, по графической схеме. Удобен переход через поправку направления. Необходимые данные для этого имеются на каждом листе карты масштабов 1:25000—1:200000 в специальной текстовой справке и графической схеме, помещаемых на полях листа в левом нижнем углу (рис.2.9).
Рис. 2.9 Данные о величине поправки направления
При этом в специальной текстовой справке ключевой фразой является: «Поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту плюс (минус) …», также важен угол между «стрелочкой» и «вилочкой»:
- если «вилочка» слева, а «стрелочка» справа (рис.2.10-А), то склонение восточное и при переходе от дирекционного угла к азимуту поправка (2°15′ + 6°15′ = 8°30′) от величины измеренного дирекционного угла отнимается (соответственно, при переходе от азимута к дирекционному углу, поправка прибавляется);
- если «вилочка» справа, а «стрелочка» слева (рис.2.10-Б), то склонение западное и при переходе от дирекционного угла к азимуту поправка (3°01′ + 1°48′ = 4°49′) к величине измеренного дирекционного угла прибавляется (соответственно, при переходе от азимута к дирекционному углу, поправка отнимается).
Рис. 2.10 Внесение поправки