Стендапом (stand-up) на телевидении называется монолог корреспондента (появление) в кадре во время сюжета/ре- портажа.
На одних студиях наличие стендапа в новостных сюжетах обязательно, на других — только в случаях, если необходимо показать присутствие журналиста на месте события. Стендап важен прежде всего для телезрителя, которому интересно видеть не только ведущего в студии, но и того, кто раздобыл информацию, кто комментирует события за кадром, того, кто общался с героем репортажа — чиновником, актером и т.д.
Ваша ценность как сотрудника студии возрастает, если вас узнают в лицо: вам больше доверяет общественность, вас боятся лживые чиновники.
Вот что говорит о значении стендапа Петр Филь: «Главное, чтоб корреспондент знал: вернется без стендапа с задания — получит по шапке!»
Но не стойте, как подставка для микрофона, там, где можно стать участником события. Проявляйте смекалку. Если, например, сообщаете о соревновании «моржей» — любителей зимнего плавания, — то можете рискнуть окунуться, как это сделал журналист из Мурманска Андрей Зайцев (причем первый раз в жизни!). Или в сюжете о жизни дворян, говоря о том, что «по этому парку любили кататься верхом на лошадях», сядьте на лошадь.
СОЗДАЕМ КРУТОЙ СЮЖЕТ НА ТВ | Советы для начинающих журналистов
Если герои сюжета животные, подумайте, как обыграть тему в стендапе. Борис Корчевников, в прошлом репортер телеканала НТВ, в сюжете «Обезьяны и люди» делал стендап в цирке. Обезьяна положила лапу на плечо Бориса и закурила сигарету (в сюжете говорилось о том, что за время общения с дрессировщиками она пристрастилась к этой пагубной человеческой привычке). Автор сюжета с юмором резюмировал, что вот так животные расплачиваются за сходство с человеком.
Помните, что глупость, сказанная в стендапе, навсегда ассоциируется с журналистом.
Очень хорошо видна аудитории неуверенность в том, о чем вы говорите в кадре.
Обычно монолог корреспондента в кадре длится 15—20 секунд. Но в некоторых случаях (и при условии, что вы можете хорошо рассказывать зрителю о событиях) длительность стендапа может быть увеличена.
Мастер репортажа Владимир Кондратьев делает длинные стен- дапы, по 40—45 секунд, а однажды, во время «давосских встреч», хронометраж составил 1 минуту 05 секунд, и при этом журналист катался на коньках!
Итак, от стендапа требуется:
- ? информативность;
- ? достоверность;
- ? необходимость;
- ? он должен состоять из коротких фраз, образных и емких; стиль — разговорный.
- ? статичными (журналист стоит на месте);
- ? динамичными (корреспондент движется в кадре — выполняет какое-либо действие; жестикуляция руками не считается признаком динамичного стендапа).
По месту расположения в сюжете они делятся на:
- ? начальный;
- ? серединный (или переходный);
- ? конечный.
Начальный стендап, как правило, выполняется, если съемочная группа прибыла на официальное мероприятие (церемонию, совещание и т.п.) и не будет возможности появиться в кадре во время действия, либо нужно обозначить присутствие съемочной группы на месте, и корреспондент еще не знает, как будет развиваться событие.
Серединный (или переходный) стендап обычно соединяет разные места съемок или разные события по времени в одном сюжете. Например, сюжет о пробках на автодорогах и в метро. Корреспондент едет в автомобиле, демонстрируя зрителю пробки, а затем показывает такие же пробки в метро. В данном случае как раз нужен стендап журналиста, который «свяжет» разные места съемки.
Или итоговый сюжет о кинофестивале, когда нужно показать события разных дней. Журналист может не однажды появиться в середине репортажа, чтобы подчеркнуть наиболее важные детали, обозначить свое присутствие на месте во все дни фестиваля и зафиксировать свои встречи с разными персонами. Стендап может быть и сложносочиненным — в случае, когда корреспондент, произнося текст, появляется в разных местах, или когда стендап выполняют сразу два корреспондента, что бывает крайне редко, так как и логически, и технически это сложнее стендапа одного журналиста.
Вопрос — ответ
Сергей Бабаев (о сложносочиненном стендапе): «Стендап из нескольких частей записывать приходилось. Допустим, нужно продемонстрировать что-то в ограниченном пространстве, например внутренности космической станции. Необходимо продумать, что ты скажешь и что покажешь, и с каких точек все это будет сниматься. И главный вопрос — насколько это действительно необходимо?
Главное, чтобы все это не выглядело как самодеятельная оперетта. Атак сложносочиненные стендапы обычно и смотрятся».
Дмитрий Петров: «Всегда есть некоторая опасность свалиться на искусственность. В информационных передачах это может смотреться не совсем уместно, “притянутым за уши”. Важно чувствовать баланс. А вот стендап в движении с некоторой режиссурой — это хорошо.
Из последних моих достижений особенно приятно вспоминать про стендап в репортаже о захвате террористов в Орехово-Зуево в мае 2013 года. Мне удалось в кадре воспроизвести работу снайперов спецназа, которые и уничтожили бандитов. Пришлось показать, как “спецы” запрыгивали на крышу гаража, как передвигались, прикрывая друг друга, как занимали боевые позиции и стреляли. Естественно, с использованием виртуальной камеры. Главное, чтобы свой замысел репортер смог донести до оператора, от которого зависит все ровно на 50%».
Конечный стенда» делается в том случае, когда весь материал отснят, журналист хорошо разобрался в событии и четко представляет структуру сюжета.
В любом случае появление журналиста должно быть интересно зрителю. Для этого желательно, приехав на место съемок, осмотреться, продумать фон для статичного стендапа либо место для стендапа в действии. Иногда начинающие журналисты задают вопрос: если стендап конечный, то как представить съемочную группу? Жесткого правила пока нет, но если текст перечисления съемочной группы большой, можно закрыть его общими планами.
Вопрос — ответ
— Всегда ли готовите стендап заранее? Как рождается конечный стендап?
Сергей Бабаев: «Начальный стендап теоретически можно придумать заранее. Но серединный и тем более конечный “рождаются” уже на съемке. Особенно если речь идет о репортаже с места событий. Часто ведь стендапом заменяют сюжетно важную картинку, которой просто нет. Или конечный стендап. Это некий вывод.
Как его сделать заранее, еще не зная, что, собственно, будет происходить?
Поэтому приезжаешь на съемку, осматриваешься, прикидываешь, на каком фоне можно записать стендап, что можно сказать, — и только после всего этого встаешь в кадр.
Серединный стендап — это либо связка частей сюжета, разорванных по хронологии, смыслу и т.д., либо, как я уже говорил, замена несуществующей картинки. В каждом конкретном случае нужно решать, для чего нужен тот или иной стендап, какие смысловые или даже технические проблемы он должен решить.
Динамичный или статичный? Здесь все зависит от смысла и фона. Стендап в движении, конечно, смотрится более активным, но иногда это не нужно по смыслу или не оправдано по картинке. Движения тоже бывают разные — не только ходьба, но и какие-то взмахи руками. На въезде в Байконур есть стела: космонавт с расставленными руками. Его называют “вот ТАКАЯ рыба”.
Стендап я начал на крупном плане. Потом оператор отъехал, и я сам расставил руки. Тоже динамика».
Дмитрий Петров: «Лучший экспромт — это хорошо проработанная заготовка. Если есть возможность, лучше накануне придумать один- два стендапа на общую тематику. Особенно если тема сложная. Особенно на заре карьеры. Во время такого предварительного раунда может родиться оригинальная идея сделать какой-нибудь необычный ход.
Конечный стендап всегда считался более ценным, чем начальный или серединный. В конце можно всегда немного поумничать и поделать важные заключения и выводы, что обычно добавляет рейтинговые очки автору. Но это не должно быть догмой. Главный принцип — ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО!
Сложнее всего родить стендап на неярком событии максимально общей тематики. Такое, увы, случается. Когда позарез надо сделать сюжет на абсолютно несмотрибельную тему. Тогда надо постараться найти хоть какое-то преломление на популярную тему, которая близка зрителю, близка народу. Или постараться пересказать ее в таком ключе.
Совсем уж в крайних случаях хотя бы писать стендап в другом антураже. Не стоит делать прогнозов каких бы то ни было в конечных стендапах: очень легко можно ошибиться. Стараться обходиться без точных цифр. По той же причине зритель (а особенно “осведомленный и уполномоченный» зритель) запоминает последние слова, и, если они оказываются ошибочными, эта ошибка сразу же всплывает».
— Сформулируйте кратко разницу между начальным и серединным стендапом.
Дмитрий Петров: «Теоретически серединный стендап должен связывать две темы одного сюжета. Уточню: может связывать, а может и не связывать. С серединным стендапом проще всего. Хочешь сделать — делай.
С начальным — сложнее. Начинающим авторам всегда хочется выдать «умняк», объяснить зрителю, о чем он сейчас им будет рассказывать. Обосновать, так сказать. И здесь многие скатываются на морализаторство и изречение прописных истин максимально общей направленности — типичная “болезнь” начинающих репортеров или опытных, но закоренело непрофессиональных коллег.
На заре карьеры надо постоянно себя ограничивать в этом. Не забывать о принципе “от частного к общему”».
Тренируйтесь в стендапах, смотрите на себя в зеркало. Если руки мешают вам, то вспомните фильм «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Там есть эпизод, в котором ей мешают руки. Режиссер берет топор и с раздраженным видом просит положить руки на стол — руки сразу же перестали мешать.
Попросите оператора снять вас разными планами: анфас, в три четверти оборота и т.д. Не стыдно поискать себя, сделав несколько дублей, стыдно, когда зритель поймет, что вы значительно проигрываете своим коллегам, добившимся успеха.
Российские журналисты после стажировки в Школе журналистики Колумбийского университета рассказали о том, какие требования там предъявляются к стендапам: «Учитывалось все: насколько сконцентрирована мысль в короткий миг нашего появления перед аудиторией; как точно построены предложения и достаточно ли доходчиво они донесены до зрителя; как одет журналист и хорошо ли он загримирован (у нас было даже несколько занятий по макияжу с опытнейшими мастерами этого дела); умеет ли журналист в кадре владеть мимикой и жестом. Слова должны звучать без запинки, непринужденно итак, чтобы зрители запомнили и самого журналиста, и станцию, на которой он работает. Это не мелочь — все на экране имеет смысл и значение» [2] .
Появление в кадре равносильно рентгену. Если человек, выступающий в эфире, плохо образован, мало начитан, слабо эрудирован, это сразу видно. Глаза выдают ограниченность. Если же журналист хорошо подготовлен, у него появляется так называемый второй план, и у зрителя создается ощущение, что такой журналист знает гораздо больше того, о чем рассказывает в отведенном эфирном времени.
Из опыта профессионалов
Сергей Бабаев: «Life to tape — конечно, разновидность репортажа.
Просто весь репортаж состоит из сплошных стендапов. LTT делаем, когда это позволяет лучше раскрыть тему. Например, выставка каких-то изобретений молодежи. Корреспондент бегает от стенда к стенду, рассказывает и показывает, у кого что. Тогда это смотрится. Life to tape ради life to tape делать не нужно.
Далеко не каждая тема выдержит такое исполнение».
Дмитрий Петров: «У нас на канале LTT — это скорее разновидность небольшого сюжета, который за счет рваного ритма начитки делает его похожим на фрагмент прямого включения. Обычно его хронометраж составляет 1,5-2,5 минуты с двумя-тремя синхронами героев. ЛТТ можно начитать на камеру и перегнать буквально за 20-30 минут до эфира.
С учетом преимущества вскорости, которые дают современные методы нелинейного монтажа, это гарантирует его попадание в эфир. Понятно, что монтаж будет несколько “рваным”, но это только прибавит динамики. Если есть время более тщательно поработать над текстом, час-полтора (от начала перегона до эфира), то правильнее было бы постараться написать полноценный, пусть и небольшой сюжет.
А вот настоящий ЛТТ, ради чего он, собственно, и задумывался как жанр, у нас на отечественном новостном телевидении редкий гость. Лучше других этим ремеслом владеет Антон Вольский (НТВ). Особенно ему удаются темы выходного дня, такие сюжеты- “бантики”, где можно в кадре долго рассуждать.
В этом случае ЛТТ — длинный стендап, на 2-3 минуты, входе которого репортер подробно и внятно объясняет зрителю суть происходящего в кадре. Идеально такой формат подходит для освещения таких событий, как праздник Крещения, запуск космического корабля, презентация изобретателем своего детища.
Из “вестевских” репортеров наиболее успешные попытки работать в этом формате сейчас демонстрируют коллеги, работающие на освещении киевских событий. Но пока это похоже на большие стендапы. Из зарубежных коллег самый впечатляющий пример показал корреспондент Би-би-си в 2004 г., когда в разгар шиитского восстания смог проникнуть в главную мечеть повстанцев и в течение трех с половиной минут на камеру рассказывал и показывал, чем живут мятежники. Но такие эксперименты могут закончиться печально и об этом надо помнить всегда».
— Существуют ли требования канала по использованию микрофона во время стендапа, синхрона?
Дмитрий Петров: «В России — полная анархия. Кто как захочет. Иногда вдруг какой-нибудь канал при смене власти начинает везде заявлять свою фирменную “болванку”, но потом все возвращается к исходной ситуации. Из репортеров кто-то любит держать фирменный микрофон своими руками, кому-то важна свобода движения, и он работает с невидимыми в кадре приборами: радиопетличкой, внешней “мохнаткой”, или, как ее еще называют, “собакой”.
В случае если возможно последующее “распуливание” картинки, присутствие в кадре маркированного микрофона с логотипом канала особенно нежелательно. Коллегам с других каналов сложно потом это брать в свой эфир. В пулах, президентском, парламентском, правительственном, по негласной договоренности все работают с микрофонами без опознавательных знаков (синхроны).
Если же есть установка от руководства канала сделать запись именно со своим микрофоном, то. делаем запись со своим фирменным микрофоном. Это до сих пор называют чужим словом “эксклюзив”. Лучше просто и по-русски говорить: “наша картинка”».
— Как выбрать точку для стендапа?
Сергей Бабаев: «Выбор точки для стендапа — это предмет творческого поиска. Формул успеха не существует. Все зависит от того, что любопытного есть на месте съемки, есть ли время куда-то отойти поискать хорошую позицию для стендапа. При выборе нужно учитывать, начальный это стендап, серединный или конечный».
Дмитрий Петров: «Стендап должен связывать воедино место и действие. Чтобы зрителю не пришлось гадать, почему ему показывают сюжет про новые пожарные машины в деревне Нижние Буди- щи, а корреспондент вдруг является перед ним в кадре на фоне сельсовета этих самых Будищ.
Если предполагается движение корреспондента в кадре, то оператор должен рассчитать экспозицию так, чтобы снять можно было в полный рост. Но любое движение должно быть обосновано. Если захочется пройтись в кадре, надо сразу же задать себе вопрос: “А зачем я это делаю”.
И сразу же ответить на него: “Чтобы показать: масштаб плотины, что на концерт пришли 15 тысяч человек, что в результате столкновения с локомотивом перевернулись первые три вагона”. Обоснование, что пройтись надо лишь для того, чтобы оживить стендап, не считается серьезным. Стендапы из Кремля, Госдумы, Совета Федерации делать легко и просто — там не так много мест, где разрешается снимать».
— Каков хронометраж стендапа?
Сергей Бабаев: «Хронометраж стендапа обычно ограничен способностью корреспондента наизусть и складно произнести несколько фраз. По факту 20-25 секунд для информационного сюжета вполне достаточно».
Дмитрий Петров: «Обычно разумную мысль, раскрывающую тему, вполне реально уместить в 4-5 предложений и в 20-40 секунд. Можно и в 15 секунд, это только добавит динамики. А вот больше 45 — это издевательство над зрителем. Если корреспондент брутальный мужчина, то на кого-то его долгое выступление может подействовать угнетающе. Если в кадре прекрасная блондинка, то. это уже не новости.
Зритель через мгновение и не вспомнит, о чем она говорила. Так что надо строго хронометрировать свои мысли».
— Если стендап конечный, как представлять съемочную группу — в стендапе или на каком-то плане?
Сергей Бабаев: «Это не слишком принципиально. Если в исходниках остались красивые планы, а представить нужно много людей (хотя больше трех не рекомендуется), то тогда лучше за кадром».
— Если идет официальная («паркетная») съемка, как писать стендап, никому не мешая?
Сергей Бабаев: «Если это заседание небольшой и высокопоставленной группы, то записать стендап на их фоне никто и не разрешит. (Поэтому стендапы с заседаний Госсовета или правительства всегда пишут на фоне Кремля или Белого дома.) Если же это какой-то съезд или широкий “круглый стол”, то можно отойти от заседающих максимально далеко и негромким голосом сказать все, что нужно. Микрофон отлично запишет даже шепот, и никто никому не помешает».
Дмитрий Петров: «Такой стендап всегда будет выглядеть немного искусственным, потому что репортеру придется буквально нашептывать свой текст. А такая подача означает: вот сейчас я вам рассказываю о некой тайне. И поэтому если тайны нет, то стендап получается не очень удачным.
Вряд ли можно посчитать уместным такой стендап с какого-нибудь комитетского заседания в Госдуме или в правительстве. Потому что в этих учреждениях априори все мероприятия, на которые допускается пресса, носят открытый характер. Категорически запрещено так работать, например, на официальных приемах и совещаниях с участием главы государства.
Это нарушает протокол, и после таких экспериментов могут просто выгнать из пула. А на заседании дисциплинарного комитета спортивной организации такой стендап стал бы хорошим ходом: “Сейчас, в эти мгновения решается судьба нашей олимпийской надежды в лыжных гонках. Примут ли во внимание чиновники от спорта показания наших тренеров или подойдут формально к отчету фармакологической комиссии и дадут ход вон той кипе документов? Это анализы, которые пришлось сдать нашим лидерам, и буквально через 5 минут мы узнаем вердикт”».
— Сколько дублей приходится делать?
Сергей Бабаев: «Количество дублей зависит от бездны разных факторов. Конечно, личные данные репортера играют важнейшую роль.
Но сказывается и многое другое: выспался ли корреспондент, выпивал ли он накануне, записывает он стендап в тихом, спокойном месте или же среди агрессивной толпы. Бывает, что стендап удается чисто записать после НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ дублей!
Я как-то записывал стендап в тундре Ненецкого округа. Там были тучи комаров и слепней. Если бы я не сказал с первого раза, то зажрали бы до смерти. Пришлось сделать все уже в первом дубле».
Дмитрий Петров: «Если есть ощущение, что по актерской части стендап исполнен так, как задумано, то достаточно двух нормальных дублей, чтобы исключить технический брак. Стендапы можно писать сколько угодно, пока не наступит полное удовлетворение. Если, конечно, раньше не лопнут нервы у оператора».
— Как выбираете — динамичный или статичный стендап?
Дмитрий Петров: «Динамичный стендап мало уместен в официальном репортаже. С другой стороны, статичный стендап совсем не уместен в репортаже на краеведческие темы, в репортаже о путешествиях. А вообще, все зависит от замысла автора».
- [1] Кэрролл В. М. Новости на ТВ. М., 2000. С. 227.
- [2] Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М.: ИПК TP и РВ,2002. С. 15.
Источник: ozlib.com
Как написать сценарий для видеоролика: пошаговое руководство
В бизнесе для информирования аудитории и распространения продукции прибегают к такому инструменту, как видео. Очень распространено использование вирусной и имиджевой рекламы такого формата, реже прибегают к экспертному мнению или отзывам. Однако вне зависимости от того, какой из этих видов мы берем, сценарий всегда составляется по единому плану. И в этой статье я его четко обозначу.
Шаг 1. Установить цель и задачи
Видеоролики в рекламе чаще используют в двух целях – улучшение репутации и имиджа или же презентация товара, бренда, компании. Важно конкретно сформулировать цель на начальном этапе, чтобы дальше придерживаться ее.
Исходя из цели мы устанавливаем задачи. О каких возможностях должен узнать клиент? Какие качества должны ему запомниться? С чем бренд должен ассоциироваться? Здесь вы, будучи заказчиком или работая с таковым, формулируете все требования, включая хронометраж и форму подачи.
Постарайтесь учесть все мелочи, тогда результат получится именно таким, каким вы его ожидали увидеть.
Хронометраж продуктовой рекламы в основном составляет от 15 до 30 секунд. Имиджевая и социальная длятся дольше – от 1,5-2 минут и более.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Шаг 2. Определить целевую аудиторию и ее запросы
Здесь вы пытаетесь понять, кто ваш покупатель, формируете его портрет. Интересы, запросы и проблемы именно этой группы будут для вас наиболее приоритетными при составлении сценария.
Шаг 3. Сформулировать общую идею
Идея – это небольшое предложение, мысль, которая должна остаться у зрителей после просмотра готового видео. Постарайтесь четко ее сформулировать, отразив при этом ключевые качества вашего предложения. Например, «доставка за 15 минут», «смартфон с крутой камерой» или же «компьютер, который потянет крутую игру». Очень просто, четко, без перегрузов – не надо пытаться передать через нее сразу все положительные качества продукта или бренда.
Шаг 4. Продумать образы
В зависимости от выбранного формата, видео бывает с главным героем в основе и без такового. Главным героем может выступать «представитель» целевой аудитории, то бишь конечный потребитель, или же лицо компании. Плюс использования людей заключается в доверии. Поэтому и важно правильно сформулировать правильный портрет потребителя.
С ним человек будет себя ассоциировать и точно запомнит предложение. А уже потом, при появлении в жизни определенного триггера, сразу же вспомнит о компании и ее рекламируемой продукции.
Редко видеоролики снимают или монтируют без участия главных героев. В такие моменты упор делается именно на образах, наиболее ярко отражающих ранее сформулированную идею. Яркий пример их использования – старая реклама Газпрома «Сила Сибири». Казалось бы, рекламируют газопровод, а образы при этом передают основные человеческие ценности.
Шаг 5. Поискать референсы
Так вы примерно по стилистике сможете сформировать картину ролика, визуализировать собственные идеи. Какие цвета, детали, образы должны использоваться. Некоторые вдохновляются популярными рекламными роликами других брендов и прочими работами, черпают оттуда фантазию. Это хороший вариант, так как вы поймете, как именно можно выделиться на фоне остальных, каким образом выделить проблему и сформулировать ее решение, чтобы среди аудитории был максимальный отклик. Может, даже подчеркнете некоторые приемы и эффекты для дальнейшего использования.
Шаг 6. Найти проблему или конфликт
Главный двигатель истории во многих продающих рекламных роликах – это проблема или конфликт. То, что щекочет нервишки представителю целевой аудитории и в разрешении чего поможет продукт или услуга бренда.
Здесь я упомяну пирамиду Маслоу с ее потребностями, о ней в Комьюнити уже рассказывали. Так вот, ваша цель – задеть базовые потребности с помощью рекламы. Возьму в пример ту же службу доставки. Человек голоден, ему лень готовить или идти куда-то, и он решает заказать еду с помощью сервиса. Ваша задача показать, что еда окажется у него на столе так быстро, что горячее не остынет, а холодное не согреется.
Дополнительно приведу пример видеорекламы Яндекс.Маркета. Сразу видно, что передается конкретная повседневная проблема, ведь ее можно сформулировать после просмотра серии видеороликов «О том, что нужно купить, всегда вспоминаешь не вовремя». Ее даже озвучивают в каждом из них. Если вы сможете найти приблизительно такую же очевидную проблему и наглядно показать ее, то вашу рекламу точно запомнят.
Хотя не всегда есть какая-то очевидная проблема. Иногда видео, особенно имиджевое, демонстрирует определенные факты или ценности организации, как в случае с Газпромом. Приведу еще другой пример, на этот раз видео Timeweb. В этом случае конфликт вовсе не нужен, главное – показать, как в работе компании проявляются ключевые ценности.
Шаг 7. Подобрать аудиосопровождение
Об этом этапе часто забывают, потом под конец на готовое видео пытаются наложить разные варианты музыки. Итог разный – рушится затея, аудио накладывается не так, как нужно, дедлайны срываются. Может быть, все и не столь плачевно, но осадок точно останется.
Лучше, если вы заранее выберете, согласуете одну или несколько композиций, которые будут выступать в качестве фонового или основного аудио. Под выбранную музыку уже будет подстраиваться весь материал при монтаже. Если есть возможность, купите или закажите ее. А если берете в свободном доступе, то не забывайте про авторские права!
Хорошо это сделать именно на данном этапе потому, что идея сформулирована, значит, есть и примерное видение, понимание общего звучания. Потом эту же мелодию можно использовать как вдохновение при составлении полного варианта сценария.
Пример имиджевого ролика от Timeweb Cloud с идеальной синхронизацией аудио и видео:
Шаг 8. Сформулировать структуру
На этом этапе вам не нужно мудрить и заворачивать сюжет в какие-то дебри, лучше воспользуйтесь стандартной трехактной структурой сюжета. На ней строятся не только рекламные сценарии, но и линии повествования в литературе и кино. Состоит эта структура из следующих частей:
- Завязка. Здесь зритель видит главного героя и его столкновение с главной проблемой, которую надо решить. То есть демонстрируется событие, отражающее конфликт.
- Конфронтация. Действие развивается, показываются детали или же способы, которые никак не помогают.
- Развязка. Здесь происходит кульминация, персонаж находит продукт, использует его, проблема разрешается.
Тоже приведу пример – жутковатая реклама кроссовок Brooks, попавшая в один из шорт-листов Каннских львов 2016 года. Кстати, ролик этот разработало агентство Лео Барнетта в Чикаго. В нем:
- Завязка – это прячующиеся люди, конкретный человек, убегающий от зомби и пытающийся спрятаться.
- Конфронтация – его почти поймали, но зомби почему-то отвлеклись.
- Развязка – зомби видят кроссовки Brooks, надевают их и бегут, не обращая внимания на людей.
Главная идея – кроссовки настолько хороши, что зомби почувствовали в них себя «живыми».
Шаг 9. Составить краткую версию
Теперь, используя структуру, основную идею с проблемой, референсы и, вероятно, аудио, постарайтесь описать сюжет видео. Главное – никаких диалогов и лишних деталей. Должно быть описание четкой последовательности действий, смены кадров. Этап этот можно и вовсе пропустить, если у вас небольшой хронометраж.
Но все же желательно к нему прибегнуть – с помощью такого действия можно увидеть все косяки, после сразу же исправить их. А уже потом просто добавить диалоги и детализировать некоторые моменты.
Шаг 10. Записать полный черновой вариант
Теперь, взяв краткую версию или структуру, попытайтесь в удобной вам форме полностью описать все действия, диалоги и детали. Не пытайтесь заранее редактировать, просто пишите, как понимаете. Расписывайте прямо по кадрам, ничего не упуская из виду.
Если вы планируете самостоятельно или с участием профи снимать видео, не уточняйте технические параметры вроде того, насколько крупным будет план и как камера должна двигаться. Все это уже обсуждается непосредственно на площадке, а ваша задача – описать логику развития событий.
Шаг 11. Отредактировать материал и оформить
Теперь удалите из текста воду, лишние фразы, а также то, что вместо слов можно продемонстрировать визуально. Если есть какие-то характеристики продукта или услуги, тоже показывайте их на картинке. Как это сделать? Вдохновляйтесь рекламным видео Apple 🙂
Шаг 12. Посчитать хронометраж
Сделать это можно с помощью специального сервиса Хрономер – вы вставляете текст, а он выводит примерную длительность при его озвучивании, причем в быстром и медленном темпе. Но это неоднозначное решение, особенно когда у вас много текста с описаниями и диалогов по минимуму.
Еще один хороший вариант – возьмите секундомер, прочитайте вслух сценарий, проговаривая в нужном темпе все реплики и подробно при этом представляя действия. То есть ставите себя на место главного героя, воображаете ситуацию и отслеживаете, сколько она длится по времени. Этот способ более рабочий – им пользуются многие сценаристы рекламных видеороликов.
Шаг 13. Отредактировать еще раз, если надо
Не вложились в отложенный срок? Сокращайте и проверяйте хронометраж снова. И так до тех пор, пока по вашему представлению вы не приблизитесь к планируемым значениям. Потом, если вы работаете с заказчиком, то он тоже может внести свои коррективы.
Источник: timeweb.com
Сюжет рекламного ролика
По статистике самыми эффективными рекламными роликами являются игровые постановочные видеоролики с участием актёров или же моделей, одним словом, в кадре должны быть персонажи, действия которых вплетены в короткий и обычно острый (чаще юмористический) сюжет. Однако сам по себе сюжетный ролик – это не решение всех задач и проблем, а статистика – это ещё не аналитика.
Сюжетная реклама бьёт рекорды потому, что основная масса рекламного контента – это реклама товаров и услуг бытового назначения, и в принципе такая реклама рассчитана на женскую аудиторию. Кто покупает каждый раз стиральный порошок или зубную пасту, лекарства или продукты питания? В основном женщины, а женщин сложно впечатлить графическими выкрутасами на экране, анимированным текстом и кричащим логотипом. Решение они принимают на эмоциональном уровне, и если в ролике нет эмоционального посыла, то всё напрасно. Впрочем, и мужчины тоже часто руководствуются эмоциональными всплесками, но их восприятие экранного действия несколько сложнее.
Источник: uran.tv