Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определённых по карте.
Магнитный азимут и его определение. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.
Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0 до 360 градусов.
Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь—мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 78).
Азимут магнитный. Дирекционный угол. Как их определить на карте. Гринвичский меридиан.
Рис. 78. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°; на ель — 323°
Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчёт, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь—мушка удалённый предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.
Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.
Движение по азимутам. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине расстояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде схемы маршрута
Рис. 79. Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. — пара шагов)
При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счёт пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удалённый ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.
Дирекционный угол поправка направления магнитный азимут военная топография
Таблица для движения по азимутам
На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки.
Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведённой через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.
Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звёзды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой всё время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.
- Какие данные нужны для движения по азимутам?
- Определите размер своего шага и переведите в пары шагов расстояние 100 м.
- Определите азимуты возможных направлений движения от дома до учреждения образования.
- Определите обратные азимуты для азимутов 70°, 120°, 170°, 285°.
Источник: tepka.ru
Определение («снятие») азимута по карте
Вы наметили линию маршрута по карте. Как определить («снять» с карты) магнитные азимуты отрезков маршрута, по которым Вы идёте в поле?
Эту задачу можно решить с помощью транспортира или компаса.
На листах топографических карт и картах, рамки которых соответствуют стандартной разграфке (свидетельством этого являются обозначения градусов и минут на рамках) с истинными меридианами совпадают боковые (западная и восточная) рамки карт. Кроме того, соотношение между истинным, магнитным меридианами и вертикальными линиями координатной сетки в данной местности изображается схемой, помещаемой на нижнем или зарамочном оформлении топографических карт. Например, для листа топоосновы 0-45-122 (Томск) м-ба 1:100 000 это схема — см. рис. 11.
Рис. 11. Схема соотношения истинного и магнитного меридианов и вертикальных линий координатной сетки для листа топоосновы 0-45-122 (Томск) масштаба 1:100 000
Решение задачи по «снятию» азимутов с карты с помощью компаса — сложная задача, требующая, в частности, умения ориентировать карту. Подробно — см. [4]. Поэтому рассмотрим более простой вариант «снятия» азимутов с помощью транспортира.
Если на карте, плане уже обозначен магнитный меридиан, то нужно через начало маршрута или какого-либо его отрезка, азимут которого Вы хотите определить, провести линию (наметить слегка. чтобы можно было потом убрать эту вспомогательную линию), параллельную магнитному меридиану, и транспортиром измерить по часовой стрелке угол между северным концом этой линии и линией маршрута или его отрезка. Этот угол и будет магнитным азимутом этого маршрута, отрезка.
Если на карте, плане обозначен истинный меридиан, то можно, зная магнитное склонение данной местности и использовав соотношение между истинным и магнитным меридианами (см. рис. 9 и 11), провести рядом линию (стрелку) магнитного меридиана и далее выполнить вышеуказанную операцию с транспортиром или работать с транспортиром от истинного меридиана, но каждый раз вносить в полученный замер истинного меридиана поправку на магнитное склонение и вычислять магнитный, т. е., согласно рис. 9, из истинного азимута вычесть магнитное склонение, если оно восточное, и прибавить его к истинному азимуту, если оно западное.
Источник: studme.org
Азимут
Азимут 12.11.2019 Экипировочный центр ВЕК
(от араб. ас-сумут, мн. число от ас-самт – путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до заданного направления в пределах от 00 до 3600.
Различают истинный географический и магнитный азимут.
Истинный азимут определяют по топографической карте от географического меридиана при помощи транспортира или компаса (угол А на рис. 1).
Магнитный азимут (угол А» на рис. 1) отсчитывают от магнитного меридиана, направление которого в точке наблюдения совпадает с направлением установившейся стрелки компаса.
Зависимость между истинным и магнитным азимутом данного направления выражается формулой: А=А»+б или А=А-Л, где б – склонение магнитное с его знаком.
Азимут линии, определенный в начальной точке, называется прямым, в конечной – обратным (отличается от прямого на 1800).
Рис 1. Ориентирование линии по азимутам (истинному и магнитному).
Движение по азимуту – это способ следования по намеченному пути от одного ориентира до другого по заданным азимуту и расстояниям.
Его применяют при передвижении по местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане).
Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и азимут прямолинейных отрезков между ориентирами.
Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам.
Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов направляющего или в промежутки времени, при использовании средств передвижения, и вычисляют магнитные азимуты.
Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на которой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения (рис. 2, а).
В начале движения по компасу определяют направление на ближайший поворотный пункт.
Рис. 2. Схема маршрута для движения по азимутам (в); обход препятствия при движении по азимуту (б).
Если он не виден, замечают в этом направлении промежуточные ориентиры (дерево, камень и др.) и идут по намеченному пути, считая шаги (рекомендуется следить за направлением хода не только направляющему, но и идущему в середине или в конце группы).
При отсутствии видимости, направление выдерживают только по компасу.
Пути обхода препятствий заранее определяют по карте и записывают их азимут и расстояния.
Способ обхода дополнительных препятствий зависит от особенностей местности: если препятствие просматривается до конца, то на его противоположной стороне отмечают ориентир.
Обойдя препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают путь в прежнем направлении; ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию.
Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по направлениям, образующим параллелограмм, азимут и длины сторон которого определяют на местности во время движения (рис. 2, б).
Наличие топографических карт и компасов можно найти на сайте интернет-магазина «ВЕК».
Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М., 1980; Алешин В. М., Серебреников А В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М., 1986.
Будьте в курсе!
Новости, обзоры и акции
Источник: ekipirovka.ru