Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?
Подготовка
Перед тем, как проводить диагностику, следует:
- Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
- Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
- Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.
Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.
Этапы работы
Самые частые неисправности можно поделить на два вида:
Ремонт пылесоса? — 95% сгорел двигатель. Как проверить мотор?
- Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
- Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.
Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.
- Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
- Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
- Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
- Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
- Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
- Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).
Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.
Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.
Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.
Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.
Проверка коллекторного электродвигателя
Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:
- Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
- Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
- Проверьте обмотки статора.
- Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.
Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.
Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.
Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.
Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.
Источник: 2009209.ru
Как проверить мотор пылесоса? Рекомендации, касающиеся самостоятельной диагностики.
Видеоинструкции ремонта пылесоса при поломке двигателя. Как разобрать корпус, осмотреть ротор, статор, подшипники и обмотки, что можно починить дома.
Как проверить двигатель пылесоса на исправность
Еще до того, как приступить к трудоемкой операции по разбору двигателя в поисках неисправности, проверьте, есть ли напряжение на двигателе пылесоса. Для этого нужно снять крышку и измерить мультиметром нагрузку на входной клемме. Проверка работы пусковой кнопки, исправность семистора и плавкого предохранителя на корпусе мотора поможет предотвратить глубокую разборку узла.
В пылесосах установлены синхронные коллекторные двигатели. Работают они от однофазного тока напряжением 220 В. Устройство состоит из вращающейся части, совмещенной с валом – ротором (якорем) и неподвижной – статором. Коллектор принимает напряжение от сети через передаточный узел, от графитовыех щеток. При нормальной работе двигателя щетки искрят умеренно.
Повышенное образование искр – повод для ревизии технического состояния двигателя пылесоса. Как самостоятельно проверить двигатель пылесоса мультиметром?
Проверка ведется визуальным и инструментальным методом. В качестве тестера используют мультиметр – универсальный аппарат для проверки любого устройства, использующего электрический ток. Им можно измерить сопротивление двигателя пылесоса в контуре. Это удобный способ найти обрыв в линии, используя замкнутую цепь.
Смысл другой операции, прозвонки, заключается в определение наличия контакта между двумя проводами. Перед тем, как прозвонить двигатель пылесоса мультиметром переключатель режимов устанавливается в режим «зуммер». При замерах, на положительный результат подается звуковой сигнал. Так проверяют исправность предохранителей и исправность схем. Этим способом находят короткое замыкание – когда 2 или несколько проводов спаялись.
Для того чтобы найти сопротивление обмотки двигателя пылесоса нужно измерить показатель между соседними ламелями и он должен быть одинаковым. В этом случае сопротивление полоски исчезающее мало, для измерения используется двумя приборами, амперметром и вольтметром. Оба они работают в мультиметре.
Для этого устанавливается последовательно с объектом измерения резистор на 20 Ом. Результат определяют, одновременно снимая показания с амперметра и вольтметра. Подсчет сопротивления ведется по формуле R=U/I.
Чтобы измерить целостность обмотки двигателя пылесоса, ищут пару и прозванивают каждую по очереди, измеряя сопротивление. Показание «бесконечность» означает обрыв, установить место повреждения невозможно – прозвонка двигателя пылесоса показала его непригодность к дальнейшей эксплуатации. Если один вывод работает в разных парах, значит найдено КЗ.
Есть и добавочные способы, как проверить двигатель пылесоса на исправность. Пробой на корпус определяется, если хотя бы один провод в контакте с корпусом покажет 0. Измерение между корпусом и медными пластинами должно равняться бесконечности. Если при измерении сопротивления между ламелями ротора, в двух соседних пластинах сопротивление больше в 2 раза, чем в других контактах – нужно искать обрыв.
Межвитковое замыкание в домашних условиях не определяется. Но если все замеры проведены, а электродвигатель не запускается, возможно, это именно тот случай, когда неисправность определяют специальным прибором.
Устройство двигателя пылесоса
Общая компоновка
Более подробно этот вопрос раскрыт в статье о коллекторном двигателе.
Здесь же нам следует сосредоточить внимание на том, что внутри корпуса со статорной обмоткой вращается ротор, закрепленный на оси вала с двумя подшипниками.
На нем расположены:
- сердечник магнитопровода;
- обмотка, подключенная к коллекторному узлу с пластинами.
Электрический контакт для прохождения тока по обмотке якоря создается за счет щеток, прижимаемых к пластинам усилием сжатой пружины.
Крыльчатка вентилятора вращается всегда в одну сторону. Поэтому для ее крепления используется гайка с резьбой, заворачиваемая в противоположную вращению сторону. При работе пылесоса она силами инерции дополнительно фиксируется, а открутиться не сможет.
Этот же принцип используется у педалей велосипеда: на них применено два вида разных направлений резьбы: правая и левая навивка для своей стороны.
Последовательность разборки
Чтобы отремонтировать электрический двигатель пылесоса необходимо первоначально:
- изъять щетки из корпуса;
- открутить гайку фиксации с левой резьбой так, чтобы не повредить обмотки на статоре и роторе и сохранить конструкцию коллекторного механизма, оставить его в исправном состоянии;
- извлечь якорь и оценить состояние подшипников, токопроводов и обмоток.
Все эти действия мне пришлось выполнять, чтобы разобрать электрический двигатель пылесоса Samsung. Показываю их с фотографиями.
Трудности диагностики
Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, следует провести внешний осмотр корпуса, охлаждающей крыльчатки, проверить температуру прикосновением руки к металлическим поверхностям. Нагретый корпус свидетельствует о завышенном токе из-за проблем с механической частью.
Проанализировать потребуется состояние внутренностей борно, проверить затяжку болтов или гаек. При ненадежном соединении токоведущих частей выход из строя обмоток может произойти в любой момент. Поверхность двигателя должна быть очищена от загрязнений, а внутри отсутствовать влага.
Если рассматривать вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, то нужно учитывать несколько нюансов:
- Кроме мультиметра понадобятся клещи для бесконтактного замера тока, проходящего через провод.
- Мультиметром можно измерить только незначительно высокие сопротивления. Для проверки состояния изоляции (где сопротивление — от кОм до МОм) используют мегоомметр.
- Чтобы сделать выводы о годности мотора, потребуется отсоединить механические узлы (редуктор, насос и другие) либо нужно быть уверенным в полной исправности этих компонентов.
Коллекторные синхронные двигатели
Именно они применяются в бытовых устройствах (миксерах, стиральных машинах, электродрелях и т.п.), поэтому рассчитаны на работу от сети 220В. Их «сердце» — это якорь, состоящий из неподвижного статора и обмотки на валу. Если причина неполадок кроется в нем, начинать проверку следует с визуального осмотра.
- перегоревших или оборванных обмоток;
- запаха гари;
- активного искрения;
- оплавленных ламелей коллектора;
- выхода из строя подшипников;
- отсоединения проводков;
Если на первый взгляд дефекты не заметны, для более точного обследования придется вооружиться мультиметром. Проверка проходит поэтапно:
- Прозвоните попарные выводы обмоток статора к ламелям. Показания сопротивления на каждом должны совпадать.
- Проверьте сопротивление между корпусом якоря и ламелями – в идеале оно стремится к бесконечности.
- Прозвоните выводы, чтобы проверить целостность обмотки.
- Проверьте состояние цепи между выводами якорной обмотки и корпусом статора.
Наличие пробоя на корпус – знак, что двигатель требует замены сломанных деталей и полного ремонта. Подключать его к сети в этом случае запрещено.
Коммутирующая аппаратура
Для пуска вращения обмоток используется плата либо реле. Чтобы начать разбираться с вопросом, как проверить обмотку электродвигателя, нужно расцепить подводящую цепь. Через неё могут «звониться» элементы платы управления, что внесет ошибку в измерения. При откинутых проводах можно измерить поступающее напряжение, чтобы быть уверенным в исправности электронной схемы.
В двигателях бытовой техники часто применяется конструкция с пусковой обмоткой, сопротивление которой превышает значение рабочей индуктивности. При замерах учитывают тот факт, что могут присутствовать токосъемные щётки. В месте контакта с ротором часто появляется нагар, очистив его, нужно восстановить надежность прилегания щеток во время вращения.
В стиральных машинках применяются малогабаритные двигатели с одной рабочей обмоткой. Вся суть диагностики сводится к замерам её сопротивления. Ток замеряется реже, но по снятию характеристик на разных оборотах можно сделать выводы об исправности мотора.
Включение двигателя пылесоса в сеть
Что еще можно проверить прежде, чем разборка двигателя пылесоса останется единственным способом поиска неисправности? Можно подключить двигатель в сеть при помощи сетевого шнура с двумя клеммами. Клеммы накинуть на те же выходы, с которых вы сняли рабочие клеммы при демонтаже двигателя. Если двигатель при запуске искрит, то дело, вероятнее всего, в щетках.
Для замены щеток следует открутить длинные винты, которые их удерживают, и установить на место износившихся щеток новые. Менять следует сразу все щетки в двигателе – так работа мотора будет более стабильной.
Видео
Практический урок – как проверить на обрыв обмотки коллекторного двигателя
Профилактика поломок
Пылесосы ломаются чаще других бытовых приборов, что связано с установкой в них коллекторных электродвигателей, имеющих высокую частоту вращения. Охлаждение мотора основано на воздушном обдуве, поэтому время работы прибора без воздушной струи должного напора составляет не более 10-15 минут. Если вовремя не выключить пылесос, то возникнут серьезные неисправности, требующие капитального ремонта. Во избежание этих последствий следует придерживаться некоторых правил эксплуатации, основанных на соблюдении режимов работы.
- Степень загрязнения фильтра влияет на то, как сильно греется двигатель. Для обеспечения нормального функционирования фильтрующий элемент необходимо регулярно очищать от мусора и пыли.
- Нельзя допускать попадания в двигатель влаги, поэтому фильтр лучше систематически менять на новый, чем стирать в воде. Кроме того, это значительно снижает пропускную способность и может стать причиной перегрева.
- Пылесос нуждается в специализированном уходе. Эксперты рекомендуют минимум дважды в год заменять смазывающее вещество на подшипниках и ежегодно проверять степень износа графитовых щеток мотора.
- При возникновении первых признаков неисправности нужно переходить к их устранению, что будет гарантией длительной эксплуатации и стабильной работы пылесоса на протяжении многих лет.
Итак, пылесос – это важный бытовой прибор, который используется практически ежедневно. Несмотря на простую конструкцию, поломки достаточно часто возникают и в зарубежных, и в отечественных моделях. Стоимость ремонта в сервисных центрах нередко необоснованно завышена, учитывая тот факт, что некоторые проблемы можно устранить за несколько минут путем банальной замены поврежденной детали. При этом большинство работ можно реализовать самостоятельно.
Диагностика неисправностей
В большинстве случаев причиной того, что пылесос вышел из строя, становится двигатель. Такая поломка возникает практически со всеми марками и моделями прибора, независимо от фирмы-производителя. По характерным признакам и особенностям работы прибора можно диагностировать неполадку и попытаться своими руками произвести ремонт пылесоса.
- Первым признаком неправильной работы двигателя является гул и появление пыльного облака во время работы прибора.
- Недостаточная сила всасывания или полное ее отсутствие свидетельствует о том, что вышел из строя шланг. Еще одним признаком того, что нарушена герметичность шланга, является тихая работа прибора. Кроме пробоя в гофре может быть повреждена принимающая щетка.
- Невысокая скорость всасывания и падение скорости работы могут быть следствием поломки подшипников. Доказательством выхода из строя именно этих комплектующих является периодическое восстановление работы в нормальном режиме.
- Чрезмерный гул при исправной работе свидетельствует о том, что из строя вышел двигатель. В большинстве случае неисправности в моторе напрямую влияют на силу мощности всасывания воздуха.
Смотрите также –
Ремонт микроволновых печей своими руками на дому
Не рекомендуем делать самостоятельно
У вас не получится:
- самостоятельно перемотать якорь,
- восстановить рассыпавшиеся или разбитые подшипники с помощью «чудо-смазок»,
- отремонтировать электронную «начинку» прибора.
«Кустарная» обработка не поможет устранить неисправность и продлить жизнь пылесоса надолго: двигатели вращаются с частотой около 50 тысяч оборотов в минуту. Воздержитесь от таких переделок и несите прибор в центр.
Чтобы вдохновиться, посмотрите пару профессиональных разборов пылесосов:
Алгоритм проверки мотора пылесоса Самсунг
- Закрепить двигатель пылесоса так, чтобы он держался прочно, не деформировался от давления.
- Взять для проверки сетевой шнур с вилкой и двумя клеммами, которые нужно установить на место, откуда вы сняли рабочие клеммы при демонтаже двигателя.
- Запустите двигатель и, если вы увидите мощные искры, то нужно поменять щетки.
Если мотор не подает совсем никаких признаков жизни, то нужно искать место обрыва. Попробуйте для начала осмотреть мотор визуально. Очень часто обрыв происходит в месте крепления, и вы увидите его. А если повезет еще больше, то даже сможете зачистить и припаять оторвавшийся провод без того, чтобы разбирать мотор для пылесоса samsung.
В любом другом случае потребуется полная разборка двигателя пылесоса и проверка якоря межвитковое замыкание. Как разобрать двигатель пылесоса? Главное, аккуратно открутить центральную гайку, а дальше нужно просто снять с вала все нанизанные на него детали. Далее можно приступить к проверке якоря.
- Для проверки вам понадобится тестер. Проверяем тестером сопротивление между ламелями якоря, касаясь щупами соседних ламелей. Если сопротивление вдвое больше указанного в качестве нормы, то такой якорь имеет обрыв. Существует и специальный индикатор межвиткового замыкания, который при наличии обрыва сигналит красным светом. Правила настройки использования прибора подробно расписаны в инструкции к индикатору межвиткового замыкания. Также следует проверить сопротивление между ламелями и корпусом якоря. На дисплее должен высветиться показатель бесконечности.
- Затем нужно проверить выводы обмотки стартора в режиме прозвонки. Если цепь оборвана, нужна перемотка двигателя или же новый мотор для пылесоса samsung. В специализированном магазине ALM-zapchasti можно приобрести оригинальный двигатель для пылесоса Самсунг и любой другой бытовой техники.
Диагностика асинхронных моторов
На промышленных стиральных машинах могут использоваться мощные трехфазные электродвигатели. Ротор у них чаще выполняется в виде наборных пластин с магнитным сердечником. Фазные обмотки чаще неподвижные и расположены в статоре.
Мультиметром такой мотор проверить намного проще. Омметром нужно прозвонить сопротивление каждой обмотки. Оно должно быть одинаковым. Не забывают проверять пробой на корпус замером сопротивления на корпус. Однако изоляцию надежнее проверять мегаомметром.
Отвечая на вопрос, как проверить обмотки электродвигателя тестером, нужно о у асинхронного мотора не допускается. Разность сопротивления не должна превышать одного ома. В противном случае ток на меньшей индуктивности растет, что приводит к подгоранию обмотки.
Немного про электронику
На фирменных, дорогих электродвигателях устанавливают термопредохранители, чтобы пылесос не устроил пожар. При сильной нагрузке, например, при заклинивании подшипника, начинается сильных нагрев мотора. Это может привести к пожару, но термопредохранитель размыкает сеть, останавливая вращение и перегрев.
Если техника начинает внезапно отключаться при работе, это первый звоночек: пора разбираться, что же не так.
Напоследок расскажем, во что именно не стоит лезть. Электроника в пылесосе сводится в основном к питанию двигателя, который может быть подсоединен к сети обычными клеммами через кнопку включения. В некоторых моделях есть контроль мощности (переключатель или диммер на корпусе), включающий дополнительный регулировочный резистор переменного сопротивления — он ограничивает ток, потребляемый двигателем. Возможно также присутствие электронного датчика наполнения, датчики контроля вращения (энкодеры), подсветки кнопки питания и других опций.
Шнур не втягивается или непроизвольно втягивается во время уборки
Это может быть следствием поломки, соскока или растяжения пружины. Попробуйте нажимать на кнопку под разным углом. Если заработала, то дело в соскоке. Добраться до неё можно следующим способом:
- Снимите корпус пылесоса;
- Достаньте барабан, пружину рычага, сам рычаг и тормозной ролик;
- Замените пружину, если это необходимо. Здесь же можно отладить степень натяжения шнура;
- Соберите все запчасти в обратном порядке и проверьте как сматывается шнур.
Все необходимые детали и комплектующие для самостоятельно ремонта пылесоса вы можете приобрести в интернет-магазине Всем Запчасть Гарантируем качественные материалы, проверенных поставщиков и демократичные цены — всё лучшее для вашей техники!
Источник: soloserv.ru
Как прозвонить электродвигатель мультиметром
В настоящее время используется множество бытовой техники, работа которой связана с электрическим двигателем. Его неисправность причиняет беспокойство и лишает привычного комфорта. Мультиметр — универсальный измерительный прибор, который позволяет самостоятельно провести первичную диагностику агрегата.
Какие инструменты нужны
В первую очередь потребуется непосредственно само устройство. Но перед тем как прозвонить электродвигатель мультиметром, нужно знать принципы работы этого прибора.
- величину активного сопротивления цепи электрическому току;
- постоянное напряжение;
- напряжение переменного тока.
Некоторые модели дополнительно дают проверить:
- целостность электрической цепи прозвонкой;
- величину емкости конденсатора.
Для вскрытия корпусов техники и моторов нужны отвертки, гаечные ключи, пассатижи, молоток. Благодаря этому набору, а также минимальным знаниям в электротехнике вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, легко выявить неисправности, которые устраняются самостоятельно.
Сложные повреждения ликвидируются сервисными мастерскими, где есть точное оборудование.
Какие электромоторы можно проверить мультиметром?
Электрические машины используют принцип вращения подвижной части относительно статичной за счет магнитной индукции, возникающей в катушках, по которым протекает электрический ток. В зависимости от типа питания они делятся на следующие:
Конструктивный элемент | Питающий ток | |
Переменный | Постоянный | |
Неподвижный | Статор | Индуктор |
Подвижный | Ротор | Якорь |
Электромоторы бывают с питанием от тока:
- Постоянного, со схемными решениями упрощения регулировки мощности, оборотов.
- Переменного, одно или трехфазного. Они разделены:
- синхронные, у них обороты ротора совпадает с частотой изменения индукции статора;
- асинхронные. Количество оборотов не зависит от сети. Роторы таких двигателей различаются схемой соединения обмоток, могут быть:
- короткозамкнутые, где роль обмоток выполняют алюминиевые или медные стержни, залитые в поверхность под углом к оси вращения, соединенные на торцах ротора кольцами;
- фазные: концы уложенной в пазы сердечника катушки соединены «звездой» или «треугольником» с контактными ламелями на валу ротора.
Фазный ротор более сложен, его пусковые характеристики лучше, регулировки шире. Но чаще используют короткозамкнутый ротор из-за простоты конструкции, высокой надежности, меньшей цены.
Проверка электродвигателя внешним осмотром
До того как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, нужно исследовать отключенный от сети мотор вместе со шнуром питания для поиска механических повреждений, следов пробоя изоляции или перегрева. Ось двигателя должна вращаться в подшипниках легко, без заеданий или заклиниваний. Не должно быть запаха горелой изоляции, растеканий масла, наплывов.
Отсутствие видимых повреждений может потребовать разборки двигателя для осмотра графитовых щеток, контактных ламелей, состояния катушек, их выводов. Замыкание электрической цепи вызывает нагрев, что проявляется в хорошо видимых изменениях цвета вблизи пробоя изоляции.
Как найти обрыв или межвитковое замыкание
- Вставить измерительные щупы в гнезда на лицевой панели.
- Переключателем режима выбрать прозвонку, соединить оголенные концы щупов, измеритель запищит. Разрыв прекратит звук. Так проверяется наличие, исправность элемента питания, измерительных шнуров, гнезд. Этот режим позволяет прозвонить цепь не глядя на индикатор, на слух.
- Если прибор без пищалки, включается режим измерения сопротивления на самом нижнем пределе, обычно это «200» Ом. Совмещение наконечников шнура отразится на индикаторе мультиметра цифрами, обозначающими сопротивление провода щупов в пределах 0,6÷1,5 Ом.
Обрыв ищется прозвонкой или измерением сопротивления проводов, шнуров, всех катушек, предварительно разобрав соединение их концов. Ротор проверяется измерением каждой пары выводов.
Межвитковое замыкание обмоток, сделанных из относительно толстой проволоки с маленьким сопротивлением, мультиметром не определишь. Замыкание нескольких витков уменьшит общее сопротивление на доли ома, не отражаемые дисплеем.
Проверка изоляции обмоток относительно корпуса
Используя мультиметр в режиме измерения максимального сопротивления, можно убедиться, что нет плохой изоляции, замыканий на массу. Это опасно для жизни.
Все проверяется на отключенном от сети моторе. Один щуп прибора соединяется с корпусом, вторым касаются по всех выводов обмоток. Индикатор должен показывать обрыв, или большое, сотни мегаом, сопротивление во всех случаях.
Затем нужно проверить отсутствие пробоя изоляции между обмотками, для чего щупы попарно подключают к выводам разных катушек. Индикатор не должен показывать сопротивление.
Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором
Трехфазный двигатель мультиметром проверяется быстро. Разобрав концы, мультиметром измеряют сопротивление каждого из них. Разница в величинах должна быть меньше 10%. Попутно нужно убедиться, что нет пробоя на корпус между катушками.
Точно место межвиткового замыкания покажет приспособление, сделанное из понижающего трехфазного трансформатора, к выводам подключается статор разобранного двигателя. Подается питание, внутрь помещается металлический шарик, который при исправных обмотках катается по внутренней поверхности. Если есть короткое замыкание витков – шарик прилипнет в этом месте.
Мастера, занимающиеся ремонтом, используют токовые клещи. Каждая фазная катушка одинакового сопротивления пропускает равный ток, если нет перекоса напряжения фаз. Если в одной ток больше – вероятнее всего там межвитковая неисправность.
Проверка конденсаторных двигателей
Асинхронный двигатель, где последовательно с одной из катушек которого включена емкость для создания сдвига фазы тока, является конденсаторным. Тест такого электромотора, кроме прозвонки, включает в себя проверку емкости, которая подбирается для создания сдвига фаз между катушками равным 90 градусов, чтобы вращающий момент ротора был максимальным.
Емкость рабочего конденсатора относительно мала, проверить ее можно, если мультиметр может мерять емкость, подсоединив к выводам детали, отключенной от схемы двигателя, предварительно кратковременно закоротив ее выводы.
Проверка моторов с фазным ротором
Тестирование мотора с фазным ротором похоже на проверку обычного асинхронного двигателя, дополнительно измеряют обмотки ротора. Их схема соединения выполняется «звездой» для питающей трехфазной сети напряжением 380 вольт либо для сети 220 используется «треугольник».
Измерения мультиметром проводятся по той же методике, что для статора.
Проверка пускового конденсатора
- Конденсатор, предварительно разрядив замыканием выводов, отсоединяют от схемы электродвигателя, тщательно осматривают. Если есть трещины, вздутие корпуса, другие видимые повреждения — емкость можно менять на новую без проверки.
- Выставить на тестере режим измерения сопротивления на пределе 2000 килоом, проверить работоспособность кратковременным соединением измерительных щупов.
- Щупы соединить с выводами конденсатора. Разряженный, он начнет быстро заряжаться от щупов прибора. Емкость его относительно велика, много больше, чем у рабочего конденсатора. Индикатор мультиметра сначала покажет маленькое сопротивление, которое по мере заряжания емкости будет увеличиваться, потому что зарядный ток постепенно уменьшается. По окончании процесса мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, обрыв.
- Перевернуть полярность подключения щупов к конденсатору, увидеть рост сопротивление, с индикацией обрыва в конце измерения. Этим подтвердится, что конденсатор исправен.
- Проверить пробой пластин на корпус конденсатора, если он металлический, измеряя сопротивление между корпусом детали и каждым из выводов поочередно.
Индикатор тестера должен показать обрыв. Другие значения, это признак неисправности.
Ремонт асинхронных двигателей
Выявленные повреждения нужно устранять. Некоторые из них легко сделать дома, «на коленке», проверить электродвигатель мультиметром на 220 вольт достаточно просто. Другие потребуют обращения в ремонтную электротехническую мастерскую, где смогут устранить как механические повреждения, так и заменить или перемотать катушки.
Нельзя начинать сложный ремонт без условий, базы опыта и знаний.
Испытание изоляции обмоток
Эксплуатационная надежность электродвигателя обусловлена состоянием изоляции. Вибрация работающего двигателя, тепловые, химические процессы ухудшают электроизолирующие свойства. Поэтому при диагностике после ремонта нужно испытать в электротехнической лаборатории изоляцию.
Есть испытательный трансформатор, вторичное повышенное напряжение которого подается между одной из обмоток и остальными катушками, соединенными с корпусом электромотора. Величины испытательных напряжений:
Мощность электродвигателя, кВт | Испытательное напряжение, В |
До 1 | 500+2Uноминальное |
От 1, для номинального напряжения | 1000+2Uн |
От 1, для номинального напряжения >100 вольт | 1000+2Uн, но не менее 1,5 кВ |
Если ремонт выполнялся своими руками и нельзя проверить стендом, нужно испытать изоляцию мотора мегомметром. Он подает высокое напряжение, какого нет в мультиметре.
Проверяя электродвигатель мультиметром на 380 вольт, нужно учесть, что работы проводятся при отключенной сети. Работа с электричеством требует собранности, внимания, чтобы не получить удара током. Соблюдая меры безопасности, проверить исправность агрегата достаточно просто.
Источник: pauk.top