Если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то подразумеваем газетчиков, тележурналистов, радиожурналистов, работников информационных агентств, журналистов интернет-СМИ и др.
В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности в рамках жанра: репортер, комментатор, интервьюер, расследователь и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике.
Такое деление называется профилизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни. Каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 25 с..
Репортёр.
Репортёр — это сотрудник СМИ, как штатный, так и фрилансер, который работает в кадре (ТВ) или эфире (радио) и за кадром — в печатных или интернет-изданиях. В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры добыли факты.
Как не стать жертвой теории заговора? Англосаксы, масоны, «злая» фарма / Алексей Кузнецов
Репортёры обязаны распознавать информацию, интересную и полезную читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого Мэллет, Малькольм Ф. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы: справочник / Ред.-сост. Малькольм Ф.Мэллет; Пер. с англ. И. Осадчей.? М.: Права человека, 1998.? 4 с..
Ключевое значение в этой профессии имеет оперативность. Репортёр не просто знакомит зрителя с новостями, а рапортует с места событий, являясь очевидцем происходящего и беспристрастно информируя о происходящем. В отличие от колумнистов и комментаторов, репортёры избегают давать оценку происходящему и обозначать позицию, это не их прерогатива.
Акрам Хазам, шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» утверждает, что профессия репортёра? быть вовремя везде.
Пётр Любимов, ведущий телеканала «ТВ Центр» характеризует современного репортёра как неэмоционального, высокопрофессионального с точки зрения телевизионного мастерства человека. Это человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться чрезвычайных происшествий, проявлять выдержку в жестких ситуациях.
Комментатор.
Человек на должности комментатора является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий? например, общественной, политической, спортивной.
Должность комментатора обычно отдают журналисту-профессионалу, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов их соответствующей сферы деятельности.
Работа спортивного комментатора близка репортёру, т.к. ведущий жанр здесь? репортаж со спортивного состязания. Суть спортивного репортажа описание непосредственно происходящего на месте события. Однако спортивный комментатор должен уметь дополнить свой рассказ другой информацией Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 40 с..
Алексей Кузнецов. Приговор
Во время репортажа спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда практически вся аудитория переживает за свою национальную команду, за отечественных спортсменов, следует сохранять объективность в оценке выступлений.
Комментарий облегчает выработку аудиторией собственного мнения об актуальных событиях или проблемах. Он не может быть абсолютно объективным, так как передает суждения автора. Комментатор должен убедить читателя, зрителя или слушателя, и сделать это можно не только благодаря железной логике аргументов, но и доказательной манерой разговора, особыми интонациями рассказчика, если комментатор является телерадиожурналистом Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 47 с..
Обозреватель.
Журналист-обозреватель занимается анализом в определенной сфере деятельности, способен делать выводы и прогнозировать процессы.
Определяющий признак жанра обозрения? единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать? значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.
· возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;
· отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
· обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
· через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
· способствовать практическому решению проблем общества Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный.? 2-е изд., испр. и доп.? М.: Аспект Пресс, 2002.?
312 с..
Редактор.
Редактор в СМИ выполняет очень важную функцию: в его непосредственном подчинении находится редакция и все журналисты.
Он отбирает и размещает информацию различного рода в своем СМИ, стремясь к достижению максимальной информативности и популярности своего издания. Также редактор занимается правкой текстов, стилистической или содержательной. В его власти? определение информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, компоновка номеров и выпусков. Редакторы конкретных отделов СМИ? например, спортивного или экономического? занимаются координацией работы журналистов своего подразделения, правкой материалов.
2.5 Интервьюер Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный.? 2-е изд., испр. и доп.? М.: Аспект Пресс, 2002.? 312 с.
Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами.
Настоящий серьезный интервьюер каждый раз придумывает новые вопросы? исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос? вещь одноразовая Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебник / Г.В. Кузнецов.? М.: Изд-во МГУ, 2004.?
400 с..
Работа интервьюером требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника.
Журналист-расследователь.
Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию. Часто расследования связаны со злоупотреблениями властью и коррупцией. Но талантливый журналист сумеет сделать блестящий материал и вне этих рамок, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры.
Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Он, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.
Журналистское расследование? задача чрезвычайно сложная и, случается, опасная для неподготовленного человека. Даже корифею от криминальной журналистики она не всегда по плечу, если действовать приходится в одиночку. Зато результаты могут превзойти все ожидания, если за дело берется целый коллектив.
Именно тогда становится возможным полномасштабный сбор информации, ее грамотная обработка и проверка Шум, Ю.А. Журналистское расследование: учебник / Ю.А. Шум.? СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.? 288 с..
Ведущий телерадиоэфира.
Дискуссии, круглые столы.
Дискуссия (от латинского discussio — исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и радиослушателей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины.
Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопрофессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории.
Журналист в данном случае играет роль посредника между интересами зрителей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебник / А.А. Князев.? Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001.?
160 с..
Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение — все это необходимый арсенал ведения передачи. Часто судят о личности ведущего по тому, как он держится с высокопоставленными гостями.
Отрицательную реакцию аудитории вызывает как невоспитанность и грубость, так и льстивое заискивание. Первостепенное значение имеет быстрота реакции ведущего, остроумие, дружелюбие, контактностьКузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.?
М.: Изд-во МГУ, 2005.? 368 с..
«Круглые столы»? разновидность передач, на которых обсуждается какое-либо явление или проблема. Столкновение различных точек зрения в разговоре нередко приводит к эволюции жанра: беседа перерастает в дискуссию.
Задача журналиста? не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность — потерять горячность и спонтанность, т. е. как раз то, что является особенностью передачи Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.? М.: Изд-во МГУ, 2005.?
368 с..
Ток-шоу.
Слово «шоу» напоминает о том, что разговор становится зрелищем. Темой «ток-шоу» может стать обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов, но чаще обсуждаются скандальные темы, взбудоражившие общество.
Для работы в ток-шоу недостаточно иметь журналистский опыт. «Держать» большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище,? особая профессия. Это «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков.
Работа талантливого шоумена поражает широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели должны приводить к поиску истины через диалоги и, тем самым, оказывать огромное духовное воздействие на телезрителей. В подобных передачах, можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этим беседам, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах.
Талантливый шоумен выступает не перед своей аудиторией, он работает внутри нее. Это и есть «высший пилотаж», доступный лишь немногим Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.?
М.: Изд-во МГУ, 2005.? 368 с..
Информационная программа.
Телевизионный журналист, начинавший репортером в информационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня.
По сути, ведущий новостей делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Импровизации в подобных случаях не поощряются, так как рано или поздно досадная оговорка может привести к весьма печальным последствиям.
Строгая научная терминология несвойственна речи ведущего. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но его обязанность — умело и тактично подать их. Он сама уверенность, но не самоуверенность, обладает четкой дикцией и выразительными интонациями.
Ведущий должен быть олицетворением спокойствия и стабильности. Его телевизионный талант, интеллигентность и эрудиция должны позволять ему не только «сохранять лицо» в любых событийных политических ситуациях, сколь бы сложны и двусмысленны они ни были, но и давать зрителям уверенность в том, что они получают самую объективную, самую правдивую, самую свежую, самую необходимую информацию Кузнецов, Г.В.
Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.? М.: Изд-во МГУ, 2005.?
368 с..
Авторская программа.
Авторские программы занимают особенное место на телевидении: это своего рода продукт, который не всегда может найти своего потребителя, несмотря на то, что у каждого товара есть свой покупатель. Именно поэтому работа над такими проектами порой проводится не один год. Нужно продумать всё до мелочей, прежде чем программа выйдет в эфир. Любая недоработанная деталь может оказаться слабым звеном. Работа над авторской программой происходит в команде.
Для того чтобы телепередача пользовалась успехом, нужна определённая «изюминка», черта, выгодно отличающая передачу от других. Необходимо добиться расположения телезрителя, тогда у программы будет будущее, и, соответственно, определенный круг постоянных зрителей.
Источник: cyberpedia.su
Список используемой литературы
Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во МГУ, 1987г. — 238с.
Богомолов Н. Н. Психология печати, радио и телевидения. — М., 1991. — 193 с.
Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. — М.: Прогресс, 1990. — 325с.
Васильева Л. А. Делаем новости! — М.: Аспект-пресс, 2002. -190 с.
Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987. — 63с.
Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М.: Знание, 1987. — 214с.
Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. — М.: Знание, 1982. — 112с.
Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992. — 312с.
Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 224 с.
Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для ВУЗов. Серия: «Практическая журналистика».
М.: РИП-холдинг, 2002.
Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. М.: Аспект-пресс, 1997.- 254с.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП холдинг, 2003.- 335с.
Поздняков Н.К. «Информационная телепередача». М.: Искусство, 1998.- 158с.
Пол Стенли. Телевизионный репортаж. Практическое пособие для профессионалов. Internews network. Москва, 1997. — 87с.
Саппак В.В. Телевидение и мы. М.: Наука, 1988. — 178с.
Синицын Е.Г. Я веду репортаж. М.: Знание, 1983. — 216с.
Телевизионная журналистика: Учебник/ Под ред.А.Я. Юровского.-М.:Изд-во МГУ, 1994. — 225с.
Теленовости: секреты журналистского мастерства. — Реферат книги И.Фэнга «Теленовости, радионовости», Сент-Пол, 1985. — Москва. — Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 1997. — 75с.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М.: Ладомир, 2004. — 297с.
Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М.: Знание, 1976.- 284с.
Цвик В. Л., Назаров Я. В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002. — 205с.
Цвик В.Л. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Выпуск 3. Учебное издание. — М.: НИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998.- 148 с.
Шостак М. Журналист и его произведение. — М.: Знание, 1988. — 256с.
Юровский А.Т. Телевидение — поиски и решения. М.: Наука, 1983.- 370с.
Источник: studbooks.net
Так работают журналисты ТВ Кузнецов Г.В.
В пособии рассматриваются современные методы работы журналистов телевидения (наблюдение, интервью разных видов, «спроектированная ситуация») и практика применения этих методов в фильмах и передачах, отмеченных премиями на фестивалях и конкурсах последних лет («Вся Россия», «Моя провинция», «Новости — время местное» и др.). Представлены также некоторые особенности совместной работы журналистов и политических лидеров в условиях демократических выборов.
Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников регионального ТВ.
2-е издание, дополненное.
Источник: www.bookselect.ru