Далеко идущие передачи
Что волнует нестоличных телевизионщиков и телезрителей? Анна Сабова — из Калининграда
На первый этап Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» — «Информационное телевещание» в Калининграде было представлено 232 работы в жанрах репортажа, интервью, а также информационной и информационно-аналитической программ. Корифеям федерального телевидения показали, какой региональные журналисты видят свою страну, и постарались объяснить, почему их зритель не любит ретуши
Анна Сабова, Калининград — Москва
В этом году конкурс «ТЭФИ» — вот уже 16 лет один из главных профессиональных ориентиров отечественного телевидения — впервые приехал в Калининград. В импровизированном ньюсруме собрались журналисты из десятков городов России. Пока столичные профессионалы из высокого жюри оценивали каждую из привезенных ими работ, они щедро обменивались впечатлениями о том, что попало и не попало в кадр.
Как делаются сюжеты на Рен-ТВ
Довольно скоро стало понятно: малое, как и большое, лучше видится на расстоянии, «национальные особенности» нашего регионального телевидения куда лучше просматриваются в масштабах страны — когда есть с чем сопоставлять. Да и сам конкурс впечатляет масштабами, когда на него были заявлены сюжеты, вышедшие в телеэфир как самой западной, Калининградской области, так и одной из самых дальневосточных — Магаданской. Шутка ли: одна шестая часть телемира! Неудивительно, что в каждой из восьми номинаций были названы по три финалиста — сократить число победителей сразу до одного просто невозможно, признавались члены жюри, в свою очередь проникшиеся масштабами.
Страна в кадре
Острее всего необъятность страны чувствуется, когда ловишь случайные обрывки разговоров между участниками конкурса. Ведущая из Кировска (в прошлом Хибиногорск, 200 км к югу от Мурманска) уверяет, что для ее земляков путешествие в соседние Финляндию и Норвегию на довольно приличный срок в порядке вещей.
Но добавляет: «Зато у нас морепродукты дороги — вон крабы, которых у нас тут и ловят, вообще целое состояние стоят, а ведь живем почти на берегу моря». У регионов повосточнее проблемы других масштабов: чтобы зимой добраться из Ханты-Мансийска до самой северной точки округа, поселка Саранпауль в Березовском районе, врачу областной больницы нужно не меньше шести часов. Какая уж тут скорая. «В глухих деревнях только фельдшеры постоянно дежурят»,— вспоминает журналистка из Югры о съемках своего сюжета. Неудивительно, что всех собравшихся в городе на самой западной окраине страны объединяет вовсе не география, а телеэфир, без которого не представляют себе жизни ни участники, ни жюри.
Еще одна особенность конкурса — размытость тематических и сюжетных границ, а то и полное их отсутствие: в конкурсной программе каждый регион рассказывает о том, с чем его жители непосредственно сталкиваются каждый день и что для них в силу этого жизненно важно. В результате из представленных на смотр работ складывается невероятно пестрый портрет страны — настоящий калейдоскоп, в нем непрофессиональный столичный зритель (сужу по себе) может попросту не узнать отечества, о котором привык судить по сюжетам на федеральном ТВ.
Прощай VHS — как снимают сюжеты для ТВ
Вот, к примеру, ГТРК «Кузбасс» детально освещает борьбу двух лагерей в родном городе: одна часть Кемерово, оказывается, требует ликвидировать лавочки у подъездов, чтобы по ночам вокруг них не собиралась и не хулиганила молодежь, а другая ратует за их сохранение, а то бабушкам сидеть негде. Репортер из Смоленска рассказывает незамеченную страной драматическую историю деревни Шапы: ее жители постоянно берут детей из приюта, иначе школа закроется, а сама деревня вымрет; детей растят, отправляют учиться в «большую жизнь» и. берут из приюта новых. А журналисты «Югры» спасают от вымирания традиции коренных народов Севера: в своем сюжете они объясняют, как «зашифрована» культура этноса в гонках на оленьих упряжках.
Из представленных работ складывается пестрый портрет страны — настоящий калейдоскоп, в нем столичный зритель может попросту не узнать отечества, о котором привык судить по сюжетам на федеральном ТВ
А еще все эти сюжеты объединяет черта: при просмотре складывается впечатление, что в отдаленных регионах жизнь и работа телевизионщика обретают другие масштабы и ритм, нежели в крупных городах, он сам живет под микроскопом общественного мнения, и вообще самый ценный ресурс здесь не время, а доверие зрителя. Как будто ТВ в регионах и ТВ федеральное говорят на разных телеязыках.
— Понимаете, есть люди, у которых неконтролируемая потребность в сладком, а вот нам так же сильно необходимо телевидение,— объяснила «Огоньку» Татьяна Гордеева, журналист телеканала «Югра».— Если сделаю сюжет плохо, то мне же не будут доверять. Другое дело, что зритель часто и не догадывается, как это титанически тяжело и сколько всего можно упустить.
Татьяна рассказывает, что на их студии нет «отдельного» режиссера, нет «райтера» (того, кто пишет тексты для ведущих): она 18 лет создает программы одна (помогают только монтажер и оператор) — сама подбирает музыку, антураж, продумывает монтаж, договаривается с героями, сама их находит. Все ли студии так устроены? Нет, не все, но многие, и это знают в жюри. Возможно, поэтому по обе стороны «баррикад» «ТЭФИ» воспринимают не как конкурс, а скорее как школу, где все уроки идут не под запись (слишком уж узнаваемы преподы), каждый мастер-класс так или иначе сводится к работе над ошибками, а экзамены все равно будут принимать зрители.
Журфак для регионов
. Несколько минут с экрана высокие ели машут зрительному залу тяжелыми лапами. На заснеженной лесной опушке свет играет с тенью под аккомпанемент надрывной песни на испанском. Уже первые кадры фильма Александра Сокурова «Пример интонации» 1991 года вызывают недоумение у молодого поколения телевизионщиков.
— На что мы вообще смотрим? — слышно в первых рядах на четвертой минуте мелькающих елок.
— Это шутка? — спрашивают в конце зала, когда режиссер начинает интервью без микрофона — звук голоса полностью заглушают шаги, шлепающие по лужам из талого снега.
— В самом деле, что за артхаус. — вздыхает кто-то рядом, пока с экрана минут пять не сходит усталое лицо Бориса Ельцина.
На самом деле «Пример интонации» в Калининграде возник не просто так: идет разговор о том, как снимать сюжеты о региональных начальниках, а это удобнее всего показывать на примере бывших президентов. В конце концов, снимая фильм о политике, режиссер сработал как журналист: правильно выбрал время, когда политик был готов подпустить к себе совсем близко, нашел подход, который позволил превратить схему в человека, словом, ловко украл момент у истории. Те же задачи стоят перед региональными журналистами, объясняет телеведущий и член Академии российского телевидения (АРТ) Сергей Медведев, нельзя же забивать эфир парадными и «паркетными» интервью, которые не интересно ни смотреть, ни готовить.
«Конечно, на второй минуте елок современный зритель отвалится в интернет,— признает Медведев,— но внимательный зритель поймет, что за 47 минут журналист разрушил целый миф об известном политике и вывел на экран человека».
Впрочем, такие работы крайне редки. Вот и в Калининграде приходится ограничиваться примером более чем 20-летней давности — в наши дни не только президенты, но и главы регионов к себе так близко не подпускают. И как же, интересуется тележурналистка из Крыма, снимать сюжеты о региональных «випах», которые, надев костюмы и затянув галстуки, говорят исключительно по протоколу? Может, вместо того чтобы «красть момент у истории» и по-новому раскрывать героя, лучше показать, как какой-то новый начальник снимает московские номера со своей машины и прикручивает местные? Пусть и грамотный пиар — это не журналистика, зато зрителям нравится.
А что делать, когда ведешь репортаж из глубинки и приходится говорить с человеком, словарный запас которого ограничен? «У наших журналистов нет своего стиля, да и быть не может, приходится быть универсальным,— объясняет Татьяна Гордеева из Ханты-Мансийска.— Вот мы часто берем интервью у представителей народов Севера, а у них ведь свой язык есть, на котором они и говорят между собой». Как выделить в кадре такого героя, который по-русски едва говорит, а самому отойти на второй план?
В самом деле, иногда сложнее найти общий язык со звездами деревенского масштаба, чем с начальниками. «Вот тут жюри несерьезно отнеслось к моей истории об интервью с доярками — они все больше о чиновниках говорили,— рассказывает о своей программе «Люди моей страны» Ирита Минина, ведущая телекомпании «Томское время».— А когда я приехала в деревню снимать репортаж о семье скотника и доярки, вся бригада приняла меня плохо — выяснилось, что доярка, которую я выбрала для разговора, и так среди почетных жителей своей деревни, все у нее есть, журналисты к ней часто ездят. От меня просто отворачивались.
Я попила с ними чай, попыталась поговорить на их языке — не помогает. А потом вдруг пришла машина комбикорма, и мы вместе стали ее разгружать. Семь-восемь женщин грузят эти чаны каждый день, а у меня уже через полтора часа спина отваливалась, потом аллергия началась, но показать этого было нельзя. Ладно, у меня самой еще деревенская сноровка есть, поэтому справилась. А главное — сюжет в итоге сложился. На экране получились просто шукшинские герои — он и она. «
Новостные сюжеты
Новостной сюжет – это короткий видеоролик непосредственно с места событий или посвященный предстоящему мероприятию. Новостные сюжеты являются основой многих телевизионных программ, но они часто используются и как отдельные ролики в рамках телепередач и при проведении различных мероприятий. Тематика может быть любой, но в силу специфичности данного формата съемки и монтаж новостных сюжетов имеют свои четкие правила. Благодаря профессионализму и оперативности сотрудники нашей продакшн студии регулярно привлекаются к работе над новостными роликами.
Новостные сюжеты студии Videoglobal
Videoglobal занимается созданием новостных роликов для трансляции по телевидению и для показа на мероприятиях разной направленности. Мы сможем снять новостной сюжет с открытия выставки или филиала вашей компании, с презентации продукции или проведения рекламной акции. В нашей студии работают очень ответственные и мобильные сотрудники, готовые выехать для съемки новостных сюжетов на место событий или проводимого мероприятия. Одним из главных требований при создании этих видеороликов являются максимально короткие сроки подготовки видеоматериала к трансляции по ТВ или к показу. Наша студия Videoglobal гарантирует вам оперативную постобработку новостного сюжета и его профессиональный монтаж.
Дополнительные услуги Videoglobal
- Имиджевые фильмы
- Фото и видео съемка на заказ
- Бизнес-видео
- Съемка конференций
- Видео инфографика
Источник: www.videoglobal.ru