Вы наверняка слышали о старых кинопроекторах, которые использовались для показа фильмов до появления цифровой кинотехники. Но насколько вы хорошо знакомы с этим устройством? В этой статье мы познакомимся с кинопроектором ближе – рассмотрим его устройство, принцип работы и интересные факты.
Изначально кинопроектор был изобретен в конце 19 века и использовался для показа короткометражных фильмов. С течением времени устройство стало совершенствоваться и нашло широкое применение в индустрии кино. Кинопроекторы стали использовать для показа полнометражных фильмов, а их качество было достигнуто на должный уровень.
Однако, с развитием цифровых технологий, кинопроектор потерял свою популярность. Сегодня почти все кинотеатры используют цифровые проекторы, которые обеспечивают более высокое качество изображения, а также значительную экономию на расходах.
Но, несмотря на то, что кинопроектор давно вышел из употребления, многие коллекционеры по-прежнему считают его редким и культовым предметом. Интерес к кинопроекторам сохраняется в настоящее время благодаря тому, что они оставили огромный след в истории кино. Давайте рассмотрим более подробно, как устроен старый кинопроектор.
В чем различие Dolby Atmos и IMAX? | Как устроен IMAX и Dolby Atmos
Детальное описание кинопроектора
Кинопроектор — это устройство, которое используется для воспроизведения кинофильмов на больших экранах. Он был изобретен в 1895 году братьями Люмьер и стал широко распространен в кинотеатрах во всем мире.
Основными частями кинопроектора являются:
- Специальная лампа, которая излучает яркий свет;
- Объектив, который собирает и увеличивает свет для создания изображения;
- Кассета с пленкой, которая перемещается в проекторе и выводит отдельные кадры перед объективом;
- Механизм синхронизации, который наводит кадры на экран в правильном порядке и в нужном темпе.
Старые модели кинопроекторов использовали механизмы с ручной подачей пленки, которые потребовали больше внимания и знаний от оператора. Более новые модели оснащены автоматическими системами, которые управляют подачей пленки и переключением между кадрами.
Кинопроекторы имеют ряд недостатков, таких как шумный вентилятор и необходимость установки темного зала для оптимального просмотра. Однако, они всё ещё используются в некоторых кинотеатрах и музеях для показа классических фильмов.
Интересные факты и принцип работы
1. Принцип работы: Старый кинопроектор является оптико-механическим устройством. Он использует лампочку для освещения кадра на пленке. Затем кадры проходят через линзу, которая проецирует изображение на экран. Для создания иллюзии движения, кинопроектор показывает каждый кадр на экране настолько быстро, что глаз не успевает видеть моменты между кадрами.
2. Первый кинопроектор: Первый кинопроектор был изобретен французским изобретателем Луи Жауме в 1895 году.
3. Формат фильма: Старые кинопроекторы использовали плотную пленку 35 мм для хранения фильмов. Этот формат несколько раз изменялся на протяжении истории кинематографа.
Как работает кинотеатр. Как устроен кинотеатр
4. Звук: Вначале кинопредставления были немыми, но позднее появилась возможность добавлять звук с помощью звукозаписывающего устройства. Но в этом случае кинопроектор должен был быть обновлен, чтобы обеспечить приведенную частоту.
5. Виды кинопроекторов: Сегодня кинопроекторы могут быть механическими, оптическими или цифровыми. Многие кинотеатры переключились на цифровую технологию, что дало им возможность показывать фильмы в более высоком разрешении, легче хранить фильмы и легче смотреть их для зрителей.
Источник: stduviewer-free.ru
Как устроен кинотеатр. Часть-2 (подготовка кинотеатра)
Итак, фильм мы подготовили, теперь нужно его показать людям, вынести в массы, так сказать.
Фильмокопия, именно так ее называю киношники, отправляется в святую святых – в киноаппаратную. А что творится там? Там киномеханики готовят ее непосредственно к показу зрителям. Кто такой киномеханик? Попробую разъяснить.
Киномеханик – есть основное лицо кинематографа. Тот человек, от которого зависит все! Да-да, именно ВСЕ! Представьте себе – вы пришли на премьеру долгожданного фильма, которого ждали очень долго, купили билет, заняли свое место в зале, начался показ и тут БАЦ! И что?
Свет в зале включился, показ остановлен. Наверное, что-то сломалось? Наверное…
Иными словами, тот человек, который пытался показать вам этот фильм, что-то сделал не так или аппаратура подвела. Но результат-то один- – настроение испорчено, суть фильма потеряна. А что произошло? Произошло то, что киномеханик испортил показ фильма, испортил весь труд режиссера, костюмеров, гримеров, сценаристов, операторов и т.д.
Труд тех людей, которые корпели над этой картиной год, а то и несколько лет. В итоге, киномеханик — – это одна из основных фигур кинематографа, тот, кто несет все это искусство под названием КИНО в массы, и никак не может, точнее, просто не имеет право испортить вам настроение.
Но не только в показе кинофильма заключается работа киномеханика. Киномеханик — это универсал: слесарь, монтажник, электрик и т.д. Рабочий день в кинотеатре начинается с 8:00 (в нашем случае), не смотря на то, что первый киносеанс начинается не ранее 10:00. Что же делает они, киномеханики, их четыре человека в смене, идут в залы и проверяют каждое кресло. Подтягивают, смазывают.
А их в каждом зале вот по столько. А залов девять!
А что там, за проекционными окнами? Там тоже кипит работа. Итак, фильмокопии уже в аппаратной.
Ну, а теперь самое интересное. В большинстве кинотеатров отошли от системы показа «в два поста» — это когда два проектора работали на один зал, а киномеханик переключал их с одной части фильма на другую, незаметно для зрителей.
Дело в том, что сколько жив кинопоказ, столько и живут идеи людей об автоматизации сего процесса. Вот и в нашем случае мы будем использовать одну из таких систем, которая называется «Платтер». «Платтер» — это устройство, обеспечивающее беспрерывную подачу кинопленки в проектор.
А вот собственно и он, платтер:
На этом платтере три диска (платы), на которых могут находиться фильмы. Точнее так — с одного такого платтера, а он стоит у каждого проектора, мы можем работать двумя фильмокопиями. На фотографии сверху видно, что на платтере одна копия, с верхнего диска пленка уходит в проектор и возвращается с него на средний. А вот нижний диск пустой, и на нем может тоже лежать фильм и ждать своего часа.
Теперь необходимо водрузить собранный ранее фильм на этот самый платтер. Для этого есть специальное устройство, называемое подкатный монтажный стол, на вал которого нужно надеть бобину с фильмом и через несложную систему роликов, с помощью электропривода, намотать пленку на платтер.
Пока кипит работа с фильмами, контролеры билетов и уборщицы наводят чистоту в залах. А администратор с менеджером согласовывают расписание и прочие рабочие моменты.
Администратор заполняет необходимые журналы и бумаги. Дело в том, что кинотеатр работает с 8:00 до 02:00 и работа у людей посменная, необходимо правильно принять и передать смену.
Менеджер Рустам сосредоточенно работает над расписанием и возмущается, что я его отвлекаю.
Ну, а потом, после моих уговоров, он даже начал позировать и хвастать своими заслугами.
Вернемся в аппаратную. Мы совсем забыли про цифровые фильмокопии, которые тоже нужно подготовить к показу. Тот жесткий диск с фильмом, что прислал нам кинопрокатчик, нужно «залить» на видео-сервер, который напрямую соединен с проектором посредством коаксиальных и сетевых кабелей.
Также нужно произвести необходимые настройки самого проектора для показа конкретного фильма в формате 3D.
Время уже 9:30, и менеджер готовит «световое табло» с расписанием, скоро пойдет зритель.
Для этого нужно сначала сверстать макет с названием фильма, распечатать и вставить его в световое табло, потом поставить таблички с временем начала киносеанса.
Еще в обязанности менеджера входит (да еще очень много туда входит) сборка и установка рекламных щитов из картона.
И тут в аппаратной произошло ужасное! Киномеханик допустил оплошность, и вся фильмокопия улетела на пол. А ведь через 20 минут ее показывать людям! Попробуйте собрать вот это в кучу, а это около 4-х километров пленки, да и еще за 20 минут. Они смогли!
Причем когда это происходило, зрители уже заходили в зал и даже не подозревали, что творится там, за этими маленькими окошками на задней стене кинозала.
Все фильмы и залы подготовлены, время показывать кино. Через довольно логичную систему роликов пленка с платтера заряжается в проектор.
Немного углублюсь в работу самого платтера (подробно об устройстве проектора и платтера расскажу в следующем посте). Для того, чтобы облегчить труд киномеханика и не перематывать пленку «на начало» после каждого показа, изобретен специальный узел подачи пленки, что называется «с середины», то есть изнутри.
То есть, пленка в проектор забирается с середины намотки.
И после выхода из проектора, наматывается снаружи на другой диск платтера, чтобы потом ее можно было опять взять с середины.
Сама пленка заряжается в проектор, точнее, в так называемую головку проектора, через ролики, расположенные на стене. Сверху ролик, подающий пленку с платтера, снизу — принимающий и отдающий опять на платтер.
Зарядка в головку требует особой сноровки, знаний и точности. Тут немного сложнее.
Разжигаем лампу, запускаем мотор, открываем заслонку, и картинка на экране.
Теперь нужно постоянно следить за правильным движением пленки по роликам.
А киноаппаратнаая большая (135 метров в длинну) и проекторов в ней много. Вот и побегай…
Вот такая работа у киномехаников. А еще все это ломается и отказывает иногда, несмотря на то, что все американского производства. Поэтому я теперь точно знаю, что творится там, за этими маленькими окошками на задней стене кинозала.
Источник: kinoagentstvo.ru
КАК ВЫБРАТЬ КИНООБОРУДОВАНИЕ: СОВЕТЫ НОВИЧКАМ ПЕРЕД ПИТЕРСКОЙ ВЫСТАВКОЙ
Один из наиболее часто возникающих вопросов при открытии кинотеатра – как и какое выбрать кинооборудование. Постараюсь составить развернутую инструкцию на этот счет.
Выбор поставщика
На российском рынке представлено достаточно много поставщиков оборудования, как крупных, так и средних. Как правило, крупные компании надежнее, но дороже. Новые игроки рынка могут работать «на будущее» и предложить более низкую цену. Какими же критериями воспользоваться для оценки потенциального партнера?
Безусловно решающий фактор это цена, при прочих равных совершенно логично выбрать того, кто попросит за свои услуги наименьшую цену. Так же стоит обратить внимание на условия договора – график платежей и возможную рассрочку. Поскольку часть оборудования, например экраны, изготавливаются под Ваши конкретные размеры, то стандартный срок поставки составляет порядка 90 дней.
Поэтому сентябрь самая «горячая» пора для предновогодних контрактов. Обычные условия выглядят следующим образом 50% при заключении договора-40% по готовности к отгрузке (со склада поставщика или из России)-10% после завершения монтажа. По понятным соображениям в последний год все контракты подписываются в долларах или евро.
Брать ли валютную рассрочку – личное дело каждого (про митинги ипотечников напоминать не буду). К непосредственной стоимости оборудования стоит прибавить затраты на его доставку, разгрузку и монтаж. Крайне важно помнить, что работать Вы собираетесь не один год, поэтому стоит поинтересоваться, как у поставщика обстоит дело со складом расходных материалов (лампы, фильтры), запасных частей (в идеале рабочий комплект оборудования в офисе, с которого при необходимости можно снять нужные запчасти), а так же количеством в штате сервисных инженеров и наличием службы круглосуточной поддержки (об этом напишу чуть ниже). Интересоваться этим вопросом лучше ДО заключения договора, причем не в самой компании, а лучше на объекте, который она устанавливала. Не ленитесь позвонить директору или инженеру работающего кинотеатра – узнаете много интересного.
Теперь непосредственно о самом оборудовании. Комплект цифрового оборудования для кинозала состоит:
- Цифрового кинопроектора с объективом
- Сервера воспроизведения
- Звукового процессора и усилителей каналов
- Акустики зала
- Экрана
- Системы 3D
- Системы автоматики
- Сопутствующих товаров
Цифровой проектор
Цифровой проектор это источник света, формирующий изображение на экране. В качестве основных характеристик я бы назвал – максимальную мощность лампы и разрешающую способность. Конкретную модель проектора подбирают исходя из размеров экрана и проекционного расстояния. Чем больше ваш зал – тем более мощная модель проектора и лампы вам нужна. Рейтинг производителей проекторов на российском рынке по данным Nevafilm Research выглядит так:
Производитель проектора | Число залов | Доля рынка |
Christie | 1657 | 43% |
Barco | 1493 | 39% |
NEC | 426 | 11% |
Cinemeccanica | 182 | 5% |
Kinoton | 72 | 2% |
Sony | 2 | 0% |
н/д | 12 | 0% |
Всего | 3844 | 100% |
Из опыта скажу – берите либо Christie либо Barсo, проекторов таких много – почти все проблемы известны и в случае возникновения трудностей их оперативно решат. Разница между этими марками есть – но она скорее номинальная.
Сервер воспроизведения
Сервер это источник сигнала, как видео, так и аудио. По сути, это компьютер обеспечивающий кинопоказ. Сервер это «сердце» кинозала, от него напрямую зависит, будет кино или нет. Даже ключи для фильмов изготавливают для каждого сервера индивидуально. Рейтинг производителей серверов на российском рынке по данным Nevafilm Research выглядит так:
Производитель сервера | Число залов | Доля рынка |
Dolby | 1376 | 36% |
DoReMi* | 1494 | 39% |
GDC | 487 | 13% |
Christie | 271 | 7% |
CineCloud (MikroM) | 92 | 2% |
Другие | 108 | 3% |
н/д | 16 | 0% |
Всего | 3844 | 100% |
А если учесть тот факт, что с 01.01.2015 компания Dolby купила компанию DoReMi выбор сервера представляется очевидным. Несколько лет назад была реализован логичная идея – сервер встроили в проектор. К сожалению, реализация оказалось очень «сырой». Платы постоянно «зависали» и выходили из строя. Поэтому покупать проектор со встроенной IMB (Integreted Media Board) не советую.
Звуковой процессор и усилители
Не секрет, что в кинотеатрах используют многокональный звук. Процессор «раскладывает» звуковую дорожку, полученную с сервера и отправляет на усилители каналов. Усилители каналов, как ни парадоксально, усиливают сигнал и транслируют его непосредственно в акустические колонки, расположенные в зале.
До недавнего времени звук в кинозалах был в формате 5.1 (центр, левый, правый, левый задний, правый задний и низкие частоты (сабвуфер)) или 7.1 (дополнительно добавлялись правый задний боковой и левый задний боковой). В данный момент появились многоканальные звуковые системы Aurо3D и Atmos. Да простят меня поставщики оборудования, но мне кажется, что эти системы ничего, кроме рекламной составляющей для кинотеатра не несут.
Акустика зала
Акустика зала или в просторечии – колонки – вещь всем знакомая. Обычно комплект состоит из трех заэкранных громкоговорителей (центр, левый и правый) с обязательными рупорами – высокочастотными секциями, одного или двух сабвуферов (в зависимости от мощности и размера зала) и колонок окружения (их количество зависит от размеров зала и конфигурации каналов). Выбор производителей достаточно широк: от отечественных вариантов, до европейских и американских.
Экран
Экран тоже вещь всем знакомая. При выборе хотел бы обратить внимание на несколько деталей. Экраны вещь индивидуальная, изготавливается строго под размер вашей рамы – поэтому делают их долго, обращаться с ними нужно бережно и вешать уже в чистом зале. Самые лучшие экраны – английские, но и стоят они дороже всего.
Все экраны перфорированные по всей площади, это сделано для того, чтобы звук от колонок, расположенных за экраном проходил в зал. Стандартные соотношения ширина/высота экрана 1:2,39 (широкий) и 1:1,85 (кашэ). По принципу крепления экраны бывают простые и «парящие».
Простые натягиваются внутри рамы и требуют маскировки крепления, «парящие» натягиваются вокруг рамы и требуют ее особой конструкции. Так же по форме экраны бывают прямые и сферические. Основная характеристика экрана – коэффициент светоотражения, колеблется в пределах от 0,8 до 3. Чем выше это значение, тем ярче будет изображение, но тем уже будет угол, в котором оно будет максимально ярким. Так же качественный экран поможет сэкономить мощность лампы.
Система 3D
Премьера фильма «Аватар» в далеком уже 2009 году открыла в кинематографе новый этап – эру 3D фильмов. Тогда в России почти 100% залов были оборудованы 3D системами. В данный момент я бы посоветовал соотношение 2:1, т.е. на два зала с системой 3D, один зал без нее. Принципиально системы 3D бывают активные и пассивные.
В пассивных фильтр, разделяющий изображения для правого и левого глаза стоит в проекторе (или около него), в активных – прямо в очках зрителя. Поэтому активные очки дороже, тяжелее и требуют встроенного источника питания. Пассивные очки – легкие. На рынке представлено около 10 моделей различных систем, отличающихся коэффициентом пропускания света. На мой взгляд, все системы не лишены определенных недостатков, перед покупкой рекомендую проверить выбранную систему в действии.
Системы автоматики
Современное оборудование – весьма «умная» штука. Оно самостоятельно «умеет» гасить и зажигать свет, делать объявления о начале фильма, раздвигать и задвигать занавес и еще многое другое. Уровень автоматизации позволяет свести участие человека в процессе кинопоказа к минимуму. Так что автоматика – вещь обязательная.
Дополнительное оборудование
Этот раздел может быть как минимален – коммутатор для связи между устройствами, «мышка», «клавиатура» и монитор, так и дополнен таким вещами как профессиональная стойка для проектора, звука, тележек для очков и т.д. и т.п. Кстати, коммутатор берите сразу гигабитный – он позволяет ускорить передачу данных при закачке с серверов DCP и CINELAB.
В заключение хотел бы сказать несколько слов о службе технической поддержки компании поставщика оборудования. Какое бы оборудование Вы не выбрали, по ходу его работы будут возникать разного рода вопросы и сложности. Оптимально, если в компании-партнере будут люди способные круглосуточно их решать. Так же есть очень хорошая услуга NOC – это система, которая в режиме реального времени отслеживает работу оборудования и сообщает о внештатных ситуациях, как Вам так и в службу сервиса компании. Обычно такой вид поддержки подразумевает ежемесячную плату.
Надеюсь, мои советы помогут облегчить Вам нелегкий выбор. До встречи на КИНО ЭКСПО в Санкт-Петербурге!
РЕПОСТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Поделиться этим контентом
- Открывается в новом окне
- Открывается в новом окне
- Открывается в новом окне
Источник: cinemaplex.ru