Как устроиться журналистом на ТВ

Сегодня исследователи выделяют следующие особенности телевизионной творческой деятельности:

  1. В отличие от творческой деятельности писателя, художника, скульптора, телевизионная является не индивидуальной, а коллективно-распределенной. То есть результат работы каждого участника творческого процесса (продюсера, режиссера, оператора, корреспондента, редактора, ведущего, монтажера и др.) зависит от того, как поработала вся группа.
  2. Творческий характер деятельности характеризует наличие в ней задач преимущественно открытого типа, то есть задач, не имеющих четкого алгоритма решения, а также известных средств и способов достижения поставленной цели. Чем больше содержится в деятельности задач открытого типа, тем более творческой она является.
  3. Успешность реализации телевизионной творческой задачи связана как с уровнем профессионализма (совершенством владения профессиональными знаниями, умениями, навыками), так, во многом, и с техническими возможностями телекомпании.

Виды специализации на телевидении

Как стать журналистом? Обзор профессии.

Редактор телепрограмм – деятельность отличает то, что она имеет творческий, проектно-конструкторский, программирующий характер и охватывает все процессы. Это работа над выбором темы, героя программы, практическое участие в работе над сценарием, творческим замыслом. Редактор – это «боец невидимого фронта». Если проект удался, то, значит, хорошо поработали продюсер, автор программы, ведущий. Если есть проблемы, связанные с качеством, низкими рейтингами, значит, плохо поработал редактор.

Редактор работает с героями, с сюжетом, с мотивацией команды. Кроме этого, в оставшееся время редактор работает с разными типами текстов:

  1. текст сценария или сценарного плана, который придумывает он сам (редактор), если он является автором программы;
  2. аналогичный текст сценариста (если в программе есть сценарист), который редактору приходится улучшать – исправлять, переписывать и т. д.;
  3. звучащие синхроны героев, которые редактор монтирует по звуку, т. е. расписывает и собирает в иной последовательности, имитируя живые диалоги;
  4. закадровый текст, который редактор пишет до или после монтажа, проверяет и иногда сам наговаривает на озвучании;
  5. тексты анонсов, аннотаций, титров и т. д., создавать которые также обычно входит в обязанности редакторов.

Редактор в современном понимании его функций является хранителем и носителем формата программы, то есть ее уникальных признаков. Одной из важнейших задач редактора, связанной с формированием успешной коммуникации после выхода материала в эфир, по-прежнему остается правка текста. Она предполагает всесторонний анализ содержания и формы материала с целью его правильной оценки и совершенствования. Чтобы добиться максимального эффекта воздействия информационного телепродукта, необходимо ответить на вопрос: что нового и полезного из того или иного сюжета узнает для себя зритель?

Другой значительной задачей редактора является подбор видеоматериала, или, как называют его сами журналисты, «картинки». «Высшим пилотажем» новостной тележурналистики считаются кадры, которые говорят сами за себя, – максимальный уровень информативности и простоты понимания для зрителя. Такое видео практически не требует пояснений, что позволяет медиапродукту в кратчайшие сроки передать большое количество информации. Например, кадры с камер наружного наблюдения, запечатлевшие врезающийся в одну из башен-близнецов «Боинг» 11 сентября на Манхэттене, не нуждаются в комментариях.

КАК Я ПОПАЛА НА ТВ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ И СВЯЗЕЙ I История-мотиватор

Таким образом, профессиональным редактором может стать человек, который готов взять на себя ответственность за произведение, создаваемое группой. Но этого мало. Эту ответственность ему должна делегировать группа – причем не вынужденно, а по доброй воле. Другими словами, редакторами становятся люди, которым доверяют другие, доверяют их вкусу, знаниям и чувству справедливости.

Репортер – ведущая профессия телевидения. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на какой-либо одной теме; основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация.

Репортеры могут специализироваться «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т. д.). Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране.

Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работает с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем.

Деятельность репортера предполагает разъезды, командировки, ненормированный рабочий день, может быть срочной, внеплановой, может проходить в нестандартных условиях, в различное время суток, в праздничные и выходные дни. Протекает в условиях высокого эмоционального напряжения.

Комментатор. «Факт священен, комментарий свободен», – так звучит один из главных законов западной журналистики. Комментарий – это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция – разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения на факт.

Обозреватель. Обозрение – один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией. Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы.

Обозрение обычно шире, чем комментарий. Обозреватель – это специалист в какой-либо области, человек с богатым социальным опытом.

Ведущий новостных программ – профессия, которая требует колоссального бэкграунда (все, что связано с жизнью, образованием, связями и т. п. человека), то есть обширных базовых знаний по всем направлениям. Опыт работы корреспондентом, редактором и продюсером, знание самого процесса производства программ вовсе не означают, что ты будешь хорошим ведущим.

Из необходимых навыков, наверное, стоит выделить быстроту реакции. Впервые увидев любой текст, то есть с телесуфлера или с листа, ведущий должен безошибочно, с нужной интонацией и с правильными акцентами донести его до зрителя, а порой многое добавить от себя.

Еще одно немаловажное качество, которым должен обладать ведущий, – это, по выражению телевизионщиков, умение «пробивать экран». То есть ему должны верить. Ведущий новостной программы должен уметь делать точные подводки к сюжетам. Если это не удается ведущему, лучше, чтобы эту работу делал редактор. Нельзя для этой цели использовать первые слова репортера, сказанные на месте события.

Режиссер телевизионных программ – одна из самых сложных и интересных профессий на телевидении. Прямой эфир информационной программы и постановка телевизионного спектакля, прямая трансляция с чемпионата мира по футболу и вручение премии «Оскар», запись программы «Песня года» и работа над реалити-шоу, – вот только небольшой экскурс в работу режиссера. В отличие от работы кинорежиссера, работа режиссера на телевидении более многогранна: это и постановочные работы с актерами и неактерами, и прямые трансляции и запись, и, конечно же, монтаж и озвучание.

Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен – не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины.

Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении, комментарии и т. д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно это важно, если разговор идет в прямом эфире. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т. д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи.

Модератор – это телеведущий, объединяющий компоненты программы в единое целое. Главное правило модератора: ведущий дискуссии не является ее участником. Не мешая участникам, модератор следит за справедливым распределением времени. Он может задавать вопросы, предпочтительно не от своего имени, а ссылаясь на другие мнения, публикации и т. п. В этом случае модератор может «дожать» гостя, если тот уходит от прямого ответа, попросить его что-либо уточнить.

Еще по теме:  Метод когда по ТВ

Стрингер (англ. stringer, от string – привязывать, скреплять). Репортер и оператор в одном лице, работающий, как правило, в «горячих точках». Именно стрингеры показывают войну такой, какая она есть. Именно их кадры и снимки больше других вызывают отвращение к войне. Репортажи из зон бедствия, материалы, полученные из первых рук с риском для жизни – это тоже работа стрингеров.

Они идут добывать новости. Британская тележурналистка спросила репортера Юрия Романова: «Что вы делаете, когда в мире нет войны?». Он ответил: «Ждем следующую». В России профессиональных стрингеров не больше пятнадцати человек, в мире – около семидесяти. И война для них – работа.

Продюсер. Продюсер – специальность универсальная, в русском и английском языках называется одинаково. В переводе с английского означает «производитель», «постановщик». Синонимов у названия нет. Профессия «продюсер кино и телефильмов» была утверждена Министерством труда лишь 31 мая 2006 года.

До этого считалось, что люди, которые занимаются организацией производства, – это режиссеры.

Одна из теорий в развитии театрального дела утверждает, что XIX век – эпоха актерского искусства, XX век – век режиссуры, XXI – этап развития продюсирования.

В идеале кинопродюсер должен иметь диплом режиссера, оператора, сценариста одновременно. Продюсер, он же организатор телепроизводства – самая уважаемая профессия на телевидении. Называться его должность может по-разному – например, в Европе и Америке эти обязанности берут на себя линейный и исполнительный продюсеры. Производство телевизионных программ – процесс непредсказуемый: сегодня для съемок необходимо найти трех африканских слонов, а уже завтра съемочная группа в полном составе должна оказаться со всем оборудованием на подводной лодке. Иногда сам процесс съемок занимает всего пять-десять минут, а подготовка к нему длится не одну неделю.

Вот, к примеру, что по этому поводу говорит телевизионный журналист Татьяна Федотовских: «Я работаю в Службе новостей “4-го канала” в городе Екатеринбурге. По штатному расписанию я – продюсер Службы новостей. Должность, в которой мне приходится работать, в зарубежной телевизионной практике называется “редактор заданий” (assignment producer).

В обязанности редактора по заданиям входит работа с источниками Службы новостей; отбор информационных поводов для сюжетов в вечерний выпуск; постановка четкой задачи репортеру: о чем должен быть сюжет, что в нем должно присутствовать в обязательном порядке, с кем необходимо записать интервью и т. п. Во многом от редактора по заданиям зависит, что будет в эфире новостей. В течение дня редактор по заданиям держит связь с репортерами, продолжает обзванивать источники и отслеживать ленты информационных агентств, чтобы не пропустить стоящую информацию. Обычно поставленный в жесткие рамки по количеству имеющихся в наличии съемочных бригад и репортеров, редактор заданий имеет право принять решение, от какого сюжета можно отказаться, чтобы “перекинуть” репортера на другую, более важную тему.

В России редакторы по заданиям появились на телевизионных станциях сравнительно недавно. Ошибка многих руководителей Службы новостей в том, что на место редактора заданий определяют тех, из кого не получился репортер. Лучше, если человек, занимающий эту должность, будет иметь опыт работы в новостях не меньше года-двух (обычно к этому времени у сотрудника новостей появляются неплохие источники информации и личные контакты). Неплохо было бы выбрать редактора по заданиям из сотрудников, которые родом из города, где вещает станция: человек в этой должности должен хорошо знать “географию” региона, в котором работает».

Собственные корреспонденты. Они следят за событиями на местах. За 3–4 дня сообщают о предстоящих событиях старшему редактору. Тема репортажа должна быть утверждена главным редактором. Снятый репортаж присылается вместе с отпечатанным текстом в редакцию. Кроме этого, на местах должны быть созданы необходимые условия для их работы: приоритетное право на съемки, монтаж, транспорт, связь и т. д.

Источник: student-servis.ru

Плюсы и минусы в работе журналиста – как стать журналистом и сделать карьеру в профессии?

планерка Профессия журналист. Работа журналистом. Плюсы и минусы

О том, чтобы попасть на телевидение, мечтают и дети, и многие взрослые. Кому-то будет достаточно, чтобы его один раз показали на всю страну, для кого-то цель — построить карьеру. Несмотря на ненормированный график работы, постоянное напряжение, телевидение остается одной из самых популярных и привлекательных областей, где себя хотели бы попробовать многие.

Гостья журнала Reconomica, Анна, несколько лет радовала жителей Тамбова своими интересными репортажами. Сегодня она рассказала нашим читателям о насыщенной работе корреспондента, а также о проблемах, которые мешают заниматься этой деятельностью на протяжении долгого времени.

Как я стала корреспондентом

Меня зовут Аня, мне 31 год. Я родилась и выросла в городке Моршанске Тамбовской области, а после школы перебралась в областной центр.

В 2012 году совершенно случайно я попала на телевидение. Встретила университетскую знакомую, разговорились, я как раз искала работу, и она предложила попробовать себя корреспондентом на местном канале.

Первые съёмки

Я пришла на собеседование, и меня сразу отправили на ознакомительную съёмку с опытным корреспондентом. Это был сюжет о рождении медвежат в тамбовском зоопарке. Но не успели мы дописать интервью с работником зоопарка, как моей наставнице, с которой я была на съёмке, позвонил редактор и сказал, что нужно срочно ехать в село рядом с Тамбовом.

Поступил звонок от жителей, а в выпуск как раз не хватало “социалки”. Мы помчались туда. Несколько часов снимали канаву, которую после дождей не могли преодолеть местные дети по пути в школу. Уже вечерело, рабочее время подошло к концу. Мы уже ехали обратно в областной центр, как снова позвонил редактор и отправил съёмочную бригаду снимать наводнение в городе Мичуринске.

Не буду описывать подробности, но вернулись мы ночью. Но какой это был драйв!

Я просто влюбилась в профессию с первого дня.

планерка

Каждый сюжет разбирали “по косточкам” на так называемых планерках.

Поначалу самым сложным было научиться начитывать репортажи особым новостным стилем. Мой голос звучал очень по-детски, как говорили коллеги, несерьёзно, не внушал доверие.

Пришлось даже походить к театральному педагогу по ораторскому мастерству. Месяца через два у меня начало получаться, и голос за кадром зазвучал!

Новостные сюжеты подразумевают стендапы, когда корреспондент находится в кадре, показывает или рассказывает что-то важное или очень интересное. В этом тоже возникли трудности, руководство вновь посчитало мою внешность недостаточно солидной и даже пыталось “старить” меня с помощью макияжа.

Источники дохода для удаленного журналиста

photodune 4652711 - Удаленная работа журналистом: как и где найти?

Бесплатная PDF-книга — 10 секретов,о которых молчат богатые люди
Работа журналистом в Интернете является востребованным, интересным и финансово-выгодным видом занятости. Удаленная работа дает журналисту возможности для расширения творческого и профессионального потенциала, при этом лишая его необходимости постоянных поисков информационных поводов или интересных личностей для интервью.

Журналист может быть занят в сфере:

  1. Копирайтинга – написания уникальных и интересных материалов для сайтов. Журналист может выставить на продажу собственную невостребованную аналитическую статью на определенной бирже фриланса. Удаленная работа в сфере копирайта обладает существенным недостатком – она является низкооплачиваемой, к тому же, она сводит журналистские навыки к переписыванию чужих материалов.
  2. Заказов для сайтов – создания цикла грамотных и качественных материалов с проверенной и актуальной информацией. Удаленная работа в таком формате предполагает создание оригинальных и интересных статей и обладает индивидуальным уровнем оплаты.
  3. Редактуры – чтобы работать редактором удаленно, журналист должен обладать академической грамотностью, хорошим владением родного и иностранного языков, а также усидчивостью. Редактура считается видом интересного дополнительного заработка для журналиста. Работа редактором на разовой основе позволит журналисту расширить диапазон профессиональных навыков и дополнить свое резюме.
  4. Переводческого дела – журналист со знанием иностранных языков может отдохнуть от редакционной «кухни» и заняться переводами публицистических текстов, книг или материалов коллег.
  5. Интернет-журналистики – работа журналистом в Интернет-издании предоставляет творческому работнику возможности к профессиональному росту, освоению преимуществ мультимедийности и овладению навыками работы с различными форматами. Работа в онлайновом издании может обеспечить журналиста не только интересным профессиональным опытом, но и стабильным высоким заработком.
  6. Создания авторского блога – журналист может раскрывать секреты создания журналистских материалов или дать волю для развития своих увлечений. Например, завести кулинарный или книжный блог.

Смотрите видео – Способы заработка в интернете – как найти тот, который подойдет лично вам

Мои исторические проекты

Один из них был посвящен юбилею области. Я снимала сюжеты про известных людей, связанных с Тамбовщиной (композитора Рахманинова, биофизика Чижевского, селекционера Мичурина, министра радиопромышленности СССР Плешакова, актера Рыбакова, футболиста и хоккеиста Боброва), про местных ремесленников, про исторические здания.

Это уже были не просто новости, а настоящее исследование.

Второй проект назывался “История одной фотографии”. Руководство канала придумало его специально для меня. Суть его была в том, что зрители с разных уголков Тамбовской области присылали свои архивные фото, а я делала сюжеты или короткие зарисовки о приметах времени, запечатлённых на фото, об эпохе, о судьбах людей.

Еще по теме:  Подключить проводную клавиатуру к Смарт ТВ

Когда-то фотография охотно “рассказывала” свою захватывающую историю, а когда-то приходилось поднапрячься, чтобы фото “заговорило”. Например, один из сюжетов был посвящен новогодним фото: на первом — солдаты в армии в Молдавии отмечают Новый 1975 год лимонадом, а на втором — студенты в общежитии Тамбовского пединститута празднуют наступление 1979 года. И тот сюжет я посвятила новогодним обращениям главы государства. В канун 1975 и 1979 к народу обращался Брежнев. Были кадры хроники и краткий экскурс, когда и как появилась традиция, какие обращения были наиболее знаковые и т. д.

библиотека

Это уже были не просто новости, а настоящее исследование.

Проект длился больше 3 месяцев, сюжеты выходили каждый будний день. Я буквально жила этим проектом — днями и ночами придумывала фотоистории. А в завершении было народное голосование за лучший ретрокадр. Была даже накрутка голосов.

Оба моих проекта заняли первые места на тамбовском конкурсе журналистского мастерства “Три пчелы”. Вскоре мне поступило предложение перейти на более денежную работу, я согласилась.

Недостатки труда удаленного журналиста

Журналистика является активной профессией – творческий работник не привязан к определённому офису, поэтому легко может справляться со своими обязанностями из любой точки мира.

Однако перспектива работать удаленно журналистом обладает и существенными недостатками:

  • Отсутствием перспективы партнерства с серьезным изданием – даже интернет-издания подвержены риску экстренного изменения содержания материала или графика его публикации, к тому же, редакционный коллектив часто собирается на летучках для выбора новых тем.
  • Удаленно работать журналистом можно только на временной основе – журналисту придется либо искать свое место в смежных специальностях (например, в написании рекламных материалов, редактировании изображений или монтаже видеоклипов) или возвращаться к прежнему редакционному ритму жизни.
  • Удаленная работа специальным иностранным корреспондентом считается все же редакционной занятостью.

Удаленный журналист может найти свое место в сфере копирайтинга или редактуры, заниматься переводами или работать над обработкой фотографий. Однако только работа в Интернет-издании сможет обеспечить его стабильным и высоким заработком, перспективой профессионального роста и интересными темами.

К плюсам профессии можно отнести:

  • Творческий статус профессии.
  • Возможность «показать себя» и, как говорится, «посмотреть других». Поделиться своими взглядами с аудиторией.
  • Возможность путешествовать (прим. – журналисту приходится практически постоянно находиться в командировках, если не считать копирайтеров, блоггеров и проч.).
  • Нередко свободный график работы.
  • Возможность участия в масштабных мероприятиях, общения с известными людьми, «визитов за кулисы».
  • Доступ к закрытым источникам информации.
  • Широкие возможности для самореализации.
  • Достойная зарплата.

К журналистике имеют самое прямое отношение:

  • Репортеры.
  • Военные корреспонденты, ведущие репортажи из горячих точек.
  • Гонзо-журналисты, пишущие от 1-го лица и непосредственно свое мнение.
  • Комментаторы. Специалисты, которых мы обычно не видим, но узнаем их голоса, звучащие, например, в футбольных матчах.
  • Обозреватели, пишущие о событиях в мире без эмоций и от 3-го лица.
  • Ведущие теле- и радиопрограмм — специалисты с отменной дикцией, ораторским талантом, выдержанные и творческие люди.
  • Интернет-журналисты, сочетающие сразу несколько функций в своей работе.
  • Копирайтеры, которые пишут тематические статьи, чаще всего, удаленно.
  • А также критики, фотокорреспонденты и проч.

Чем занимается журналист?

Прежде всего, в обязанности журналиста входит информирование общества о различных событиях в своей стране и в мире в целом.

  1. Ищет информацию (90% работы — это поиск информации).
  2. Наблюдает за объектом своего исследования.
  3. Берет интервью.
  4. Работает с документами, проверяет факты и их достоверность.
  5. Обрабатывает информацию.
  6. Пишет статьи.
  7. Формирует материалы для редактора.
  8. Фиксирует события на фото- видео-носители.
  9. Отслеживает мнение аудитории и держит с ней обратную связь.

Стоит отметить, что основной особенностью профессии является не столько информирование общественности, сколько формирование общественного мнения. Именно поэтому ответственность журналиста за свою работу крайне высока.

В работе журналисту пригодится умение…

  1. Искать информацию и работать с ней (прим. – исследовать, выбирать, проводить ее анализ, сравнивать, изучать и оценивать факты).
  2. Владеть большим объемом информации.
  3. Выделять главное в общей массе информации.
  4. Искать объяснение фактам и их подтверждение.
  5. Писать и говорить правильно, легко и нетривиально.
  6. Работать с современной техникой (ПК, камера, диктофон и проч.).

Кроме того, профессиональный журналист должен хорошо знать законодательство. Особенно, в той его части, которая касается СМИ.

Среди личных качеств журналиста можно выделить немало черт характера и способностей.

Обучение

В XXI веке многие устоявшиеся представления существенно поменялись. Довольно многим людям удалось стать корреспондентами даже без образования. В этом случае полезными окажутся:

  • копирайтерские или иные текстовые навыки;
  • солидное упрямство, позволяющее пробивать барьеры;
  • глубокое знание какой-то одной темы, максимум двух (большее количество тематик изучить профессионально будет почти нереально).

Но все же куда больше шансов устроиться, если получить профильное образование. В этом случае стоит выяснить, какие предметы нужно сдавать. Поступление на журфак обычно подразумевает экзамены по:

  • русскому языку;
  • литературе;
  • английскому языку (в других вузах — обществознанию).

Не стоит думать, что можно поступать только на факультет журналистики.

Хотя специальное образование полезно, немалое количество выдающихся журналистов изначально не имело профильной подготовки. Среди них много:

  • лингвистов;
  • филологов;
  • философов;
  • инженеров и технических специалистов.

Наилучшую профильную подготовку ведут в:

  • МГУ;
  • НИУ ВШЭ;
  • МГИМО;
  • РЭУ имени Плеханова;
  • РГГУ;
  • СПбГУ;
  • УрФУ;
  • Южном федеральном университете.

Зарплата и карьера журналиста в России

Что касается зарплаты журналиста, здесь все зависит не только от места работы и тематики материалов, но, в большей степени, от таланта самого специалиста. Хотя, конечно, стоит отметить, что журналисты в политической и экономической темах реже становятся известными и популярными, но зато зарабатывают больше.

Для начинающего журналиста зарплата начинается с 15000-20000 руб. При наличии узкоспециализированных знаний доход становится более высоким. С ростом профессионализма и стажа повышается и зарплата.

Естественно, в крупных городах и в серьезных компаниях зарплата журналиста будет кратно выше, чем у репортера маленькой газеты на периферии – она может достигать 90000 рублей и выше.

Более престижной считается радио- и тележурналистика, но на радио пробиваются обычно самые «говорливые», а на телевидение – самые привлекательные, активные и пробивные.

Ведущий телепередачи

Среди тележурналистов популярная работа ведущего передачи. Журналист работает в кадре, пользуется собственным или подготовленным другим автором текстом. Телеведущий сочетает в себе качества и диктора, и комментатора, и интервьюера.

В ведущему телевизионной передачи предъявляется много требований. Журналист должен уверенно вести интервью с одними либо несколькими участниками, быстро ориентироваться в различных ситуациях, работать во всех формах вещания. При этом он должен уметь слушать, давая возможность высказаться другим участникам.

Телеведущий обязан полностью владеть ситуацией, успокоить собеседника или «спровоцировать» его. Ведущий телепередачи должен уметь придавать ей стиль, влиять на ее качество. Каждый телеведущий работает по-своему. Телепередача считается удачной в том случае, когда у зрителя возникает чувство, что журналист задает именно те вопросы, которые волнуют его, и не превращает передачу в трибуну для самовыражения.

Источник: proflider163.ru

Татьяна Копылова. О «неженской» работе спортивного журналиста

– Кто такой спортивный журналист? Чем он отличается от обычного журналиста или спортивного комментатора?
– Спортивный журналист — это человек, который пишет или говорит о спорте, погружен в эту тему, полностью сосредоточен на ней. Именно выбранным профилем работы он и отличается от своих коллег-журналистов, пишущих на другие темы. Порой мне даже кажется, что люди, специализирующиеся на политической или социальной журналистике, относятся к нам несколько несерьезно. Очевидно, привыкли, что о спорте всегда говорят в конце новостных выпусков.

Конечно, работу спортивного комментатора я бы тоже отнесла к спортивной журналистике. Просто комментатор доносит информацию до зрителя прямо во время трансляции, а журналист — чуть позже.

– Где может работать спортивный журналист?
– В печатных и электронных СМИ, а также на радио и телевидении. Из бумажных изданий я бы выделила «Советский Спорт» — старейшую спортивную газету из выходящих сейчас, а также «Спорт-Экспресс» — тоже серьезное издание, отметившее в прошлом году 25-летний юбилей.

Из интернет-СМИ мне нравится сайт «Чемпионат», а также Sports.ru.

Активно развивается радио- и телевизионная спортивная журналистика. Десятилетний юбилей в прошлом году отметила главная спортивная радиостанция страны «Спорт FM», в петербургском представительстве которой я работаю. Уже второй год существует «Матч ТВ» — главный спортивный телеканал России.

Кстати, именно на телевидение я бы порекомендовала обратить внимание старшеклассникам, которые хотят пойти в спортивную журналистику. Телевидение предоставляет огромный простор для реализации своего журналистского потенциала. Если душа лежит к комментированию, человек может комментировать матчи. Можно стать ведущим новостей или делать авторские передачи. Конечно, последний вариант — это для людей, которые уже давно в профессии, успели заработать себе громкое имя, и их мнение будет интересно зрителям.

Еще по теме:  Как скачивать файлы с браузера на Андроид ТВ

На телевидении можно устроиться корреспондентом. Однако стоит учитывать, что этот специалист всегда должен находиться в гуще событий, поэтому его работа сопряжена с множественными, часто длительными командировками. Человеку нужно учитывать, готов ли он к этому. Раньше я могла прилететь утром из одной командировки, а вечером улететь в другую, и мне очень нравился такой ритм жизни. Сейчас у меня есть семья, и хочется больше времени проводить с родными.

– Как вы стали спортивным журналистом?
– По образованию я специалист по государственной политике и управлению, закончила Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Когда я еще училась в школе, мои друзья привели меня на футбол. Игра и атмосфера на стадионе мне очень понравилась, и вскоре мне выпал шанс попробовать себя в сфере спортивной журналистики.

Мой хороший друг, тележурналист Владимир Обухович увидел, что мне это интересно. Именно он привел меня в мое первое издание, где я начала пробовать себя в этой нелегкой профессии.

Родители были категорически против такого поворота в моей карьере. Они говорили, что спортивный журналист — это несерьезная профессия, тем более для девочки. Сомневались, что я смогу этим заработать себе на жизнь. Было очень тяжело.

– Девушкам действительно сложнее работать в спортивной журналистике, потому что эта сфера считается «мужской»?
– Я действительно периодически сталкивалась с мужским шовинизмом. Бывало, что и плакала по ночам, потому что меня не понимали и не принимали.

К счастью, если лет десять назад на девушку в спортивной журналистике показывали пальцем, то сейчас в нашей стране спортивных журналистов-женщин начинают воспринимать нормально и болельщики, и зрители, и спортсмены. Респонденты охотно общаются со мной. А на Западе как раз в спортивной журналистике работает больше девушек. Красивых, разбирающихся в футболе или хоккее, говорящих со знанием дела, а не читающих текст, написанный редактором. Мужчины же чаще становятся комментаторами.

– Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным журналистом?
– В принципе, спортивным журналистом может стать любой человек, желающий и умеющий писать. Среди моих коллег много бывших спортсменов, людей с медицинским образованием и даже военных. Но журналистское или филологическое образование, конечно, лишним не будет. Во время обучения как минимум научат грамотно писать тексты, от которых редактор не будет плакать горючими слезами, и расскажут об азах профессии. А на некоторых факультетах журналистики даже есть отделения спортивной журналистики — например, в РАНХиГС.

Есть школы спортивной журналистики в Москве и Санкт-Петербурге, куда может прийти человек с любым образованием. Там состоявшиеся специалисты рассказывают молодым ребятам о том, как быть спортивным журналистом. В Москве, например, уже несколько лет существует «Школа спортивной журналистики» А. Шмурнова и И. Рабинера, выпускники которой работают в том же «Спорт-экспрессе», а также школа Василия Уткина. Но, к сожалению, девочек в нее не принимают.

– Как начинающему журналисту стать востребованным?
– Мне кажется, самый быстрый путь к успеху — найти подход к спортсмену, который редко разговаривает с журналистами, добыть эксклюзивную информацию. Это умение позволит человеку быстро завоевать репутацию, и уже потом люди сами станут спрашивать мнение человека по тому или иному поводу. Это как в институте — первые два с половиной курса ты работаешь на зачетку, а дальше зачетка работает на тебя. Например, некоторые мои коллеги пришли на радио много лет назад юными корреспондентами, а сейчас стали большими звездами спортивной журналистики.

– Какие компетенции нужны спортивному журналисту?
– Ему нужно любить спорт. Или какой-то определенный вид спорта. Есть люди, которые пишут, например, исключительно о футболе, полностью погружены в этот спорт и прекрасно в нем разбираются.

А вот стоит ли при этом болеть за определенную команду — вопрос спорный. Я знаю журналистов-болельщиков, которые умеют абстрагироваться и писать объективные тексты, но так могут далеко не все. Порой мне пишут начинающие журналисты и просят оценить их статьи. Если они болеют за какую-то команду, часто это сразу видно.

Из каждой строчки проглядывает, например, «Я люблю Спартак!», «Спартак — это лучшая команда». Ни о какой объективности и речи не идет.

Спортивному журналисту нужно быть стрессоустойчивым и уметь общаться с людьми. Конечно, порой от общения можно устать. Но, по моему опыту, пары дней в одиночестве должно быть достаточно, чтобы соскучиться по своим драгоценным респондентам и бежать снова с ними разговаривать, договариваться, делать интервью.

– Должен ли спортивный журналист быть спортсменом?
– Хорошо, если журналист занимается спортом. Например, на «Матч ТВ» работает замечательный комментатор Константин Генич, который в прошлом был профессиональным футболистом. Естественно, он понимает весь процесс изнутри: насколько тяжело бывает футболистам, как устроены тренировки, как проходят игры и т. д. Но все же спортивное настоящее или прошлое — это не обязательное условие.

– Как будет развиваться спортивная журналистика в ближайшем будущем?
– Я думаю, спортивная журналистика в России будет развиваться по западному пути. Должна отметить, что зарубежные коллеги прекрасно умеют делать из спортивной журналистики настоящее шоу. Например, не так давно я смотрела проморолики матчей в английской премьер-лиге. Эти ролики — просто настоящие маленькие киношедевры. Думаю, российским журналистам тоже нужно уходить от привычного академизма к интересным вещам, которые будут цеплять публику.

– От чего может устать спортивный журналист?
– Начинающему журналисту нужно быть готовым к тому, что ему придется идти на стадион в любую погоду. Холодно ли, идет ли дождь — он должен прийти на матч и отсидеть два с половиной часа. А потом еще примерно столько же отработать после матча. Например, нередко после поздних матчей нам с коллегами приходилось уходить со стадиона «Петровский» глубокой ночью.

Далеко не все спортсмены любят давать интервью. Бывают отказы, причем иногда довольно грубые. Поначалу меня это очень расстраивало, я начинала думать, что, возможно, сама сделала что-то не так. Но потом приняла, что некоторые люди попросту не любят общаться с прессой.

– Чем может заняться спортивный журналист, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Бывает, что спортивный журналист в своем издании отвечает за определенную команду. Такие люди нередко попадают по другую сторону баррикад и становятся пресс-атташе клубов (специалистами, представляющими интересы команды в контактах со СМИ — прим. сайта). Это довольно удобно, ведь у бывшего журналиста остаются контакты с коллегами.

Также спортивный журналист, который глубоко погрузился в тему, может стать спортивным менеджером, менеджером по пиару или спортивным селекционером и искать молодых талантливых игроков.

– Существует ли какая-либо возможность еще в школе получить опыт, который в будущем поможет устроиться на работу спортивным журналистом?
– Старшеклассник может принять участие в ежегодном конкурсе комментаторов, который организует «Матч ТВ». Для этого достаточно найти в интернете отрезок матча, прокомментировать его, написать небольшой рассказ о себе, приложить фотографию и отправить на конкурс. Несколько моих знакомых именно так и попали на телевидение.

Многие издания периодически ищут стажеров — людей, которые хотят попробовать себя в спортивной журналистике. Конечно, стажерам доверяют самые незначительные задания, но это хорошая возможность войти в индустрию.

Последнее время появляется много ребят, которые заводят блог на каком-нибудь портале вроде Sports.ru. Если они умеют добывать информацию, пишут интересные интервью и заметки, они достаточно быстро становятся популярны и востребованы в профессии. Плюс таких блогов — не важно, сколько лет автору. Пускай ему будет пятнадцать, но, если он хорошо пишет, его будут с удовольствием читать.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, заинтересовавшимся спортивной журналистикой?
Книги о спортивной журналистике — это, прежде всего, смешные рассказы. Они не учат тому, как брать интервью, это просто школа жизни. Поэтому мне в голову приходит книга моего товарища Кирилла Легкова «Бойцы невидимого спорта», которая, к сожалению, выпущена ограниченным тиражом. Я бы описала ее как сборник баек про петербургских журналистов.

Другой мой коллега, Владимир Гескин, выпустил книгу «Как молоды мы пили». Интересная книга вышла у известного комментатора Ильи Казакова, называющаяся «Foot’больные люди». Автор рассказывает о том, как ему приходилось общаться со многими спортсменами. Он открывает их с неожиданной стороны. Мне кажется, человеку, который бы хотел заняться спортивной журналистикой, это было бы очень интересно почитать.

Источник: intalent.pro

Оцените статью
Добавить комментарий