Какие фильмы о войне на ТВ

Военные драмы часто очень однообразны. Но даже в их рамках Ремарк умудрился создать жанр, а Кубрик его сломал — и мы сегодня расскажем, как именно.

Война — это горе, разруха, смерть. А главное — в современном мире с её помощью, по большому счёту, невозможно решать никаких современных проблем. Война их или создаёт, или усугубляет (напомните, когда за последние лет двести кто-то где-то устроил войну и она решила его проблемы?).

Но мы в этой статье не философствовать будем, а затронем новую и не тривиальную для нас тему. Война в культуре — это продукты, как правило, двух типов: патриотическая бравада и «окопная» правда. Но если литература в XXI веке уже стала не особо массовой, то кино в этом плане влияет на умы простых людей гораздо сильнее — его и народу больше посмотрит, и творящийся ужас можно показать куда нагляднее. «На Западном фронте без перемен», вышедшая на Netflix накануне это не просто история про юных немцев, оказавшихся в горниле Первой мировой, а нестареющая история, от которой и пошли жанры так называемой «окопной правды» и «военной драмы». К Эриху Марии Ремарку, как к писателю, относятся по-разному, но стоит признать, что не каждому, даже гениальному автору, удалось создать жанр… или, скорее, открыть его.

Новые военные фильмы 2018 “ПСИНА”Русские фильмы о Великой Отечественной Войне 1941-1945

Военная драма — один сюжет на всех

  • Коллектив — в военной драме это не кореша-закадыки, а люди, ставшие товарищами поневоле. Отношения внутри сложные и конфликтные, сдобренные отборной руганью и порой драками. Это всегда спектр различных персонажей: разные типажи, судьбы, характеры. Самые завсегдатаи — здоровяк, шутник-приколист, утонченная натура.
  • Отцовская фигура — опытный вояка или просто бывалый мужик. Как правило, это командир или инструктор в учебке, иногда просто самый опытный ветеран. В приторных драмах это суровый и справедливый, но в итоге сентиментальный и добрый чувак. Но иногда это не так, опишем ниже.

Главная военная драмма современной России вышла аж в 2005. Десантник по кличке «Воробей» — яркий пример превращения аутсайдера. «9-й роте» досталось в том числе и за то, что она собрала все самые заезженные штампы такого кино

  • Аутсайдер — трудности на службе и в войне у каждого, но у него их больше всего. Чаще всего мы видим человека, которого вообще в армии не должно было бы быть — по крайней мере, не на передовой. Он физически и морально слаб, подвергается травле, всё у него наперекосяк. К концу истории обычно превращается в матёрого бойца.
  • Главный герой — такой середняк в коллективе или иногда его негласный лидер. Его глазами мы обычно проходим сюжет. Много рефлексирует — «зачем всё это», «почему люди воюют», «когда это всё уже закончится».
  • Невоенный — не частый персонаж, обычно прикомандированный специалист, журналист, переводчик. Он как бы сохраняет адекватность на фоне всего трындеца. А когда это гражданский, он более всего травмируется — на его фоне мы отслеживаем то, как военный опыт меняет человека.

Барри Пеппер в роли журналиста Джозефа Гэллоуэя. «Мы были солдатами» — одна из самых клишированных военных драм, во многом поставившая точку в прямолинейном и сентиментальном военном кино

Всей этой братии приходится пройти определённый путь. Как правило, после экспозиции (когда нам представят персонажей и вообще опишут, что происходит) они получают задание, из которого вернутся, конечно, не все. В других случаях это окопная рутина и мелкие стычки, показывающие нехитрый и скудный солдатский быт и тяжёлую работу, а в конце — бойня, в которой опять же, большинство погибнет, а выжившие останутся рефлексировать — мол, зачем это всё.

Персонажи, как правило, умирают один за другим, а не сразу — зритель должен оплакать их. Начинают с самых обаятельных, чтобы настроить на нужный лад и подвести к финалу. Если первые умирают понемногу, и это, как правило, какие-то глупые и несуразные смерти, показывающие злой рок на войне, то к концу фильма процесс ускоряется и молох войны начинает перемалывать героев пачками. Узнали?

Ставьте Класс! Ну а если серьёзно, то подставляйте любой военный фильм — и найдёте массу совпадений, как правило все из них покрывают бОльшую часть описанных нами шаблонов.

Источник: www.ferra.ru

Пять военных фильмов, которые стоит пересмотреть

22 июня – печальная дата в истории России и стран постсоветского пространства. В этот день ровно 82 года назад началась страшная, кровопролитная и разрушительная война, оставившая глубокий след в судьбах миллионов людей. Мрачные реалии Великой Отечественной нашли отражение и в искусстве.

Трагическим событиям посвящены сотни пронзительных стихотворений и литературных произведений, десятки художников изображали на своих полотнах военные сюжеты. Не обошла стороной эта болезненная тема и кинематограф. В День памяти и скорби MIR24.TV вспоминает пять советских фильмов о войне, которые сегодня считаются незабвенной классикой.

Иваново детство (1962)

Пять военных фильмов, которые стоит пересмотреть

Война украла счастливое детство у миллионов советских детей. Вместо улыбок, игр и веселья она принесла им страшные воспоминания. Об этом подробно рассказывает первый полнометражный фильм Андрея Тарковского. По сюжету 12-летний Иван, потерявший всю свою семью, приходит в воинскую часть и просится добровольцем в разведку. Впереди его ждет много ответственных и очень опасных заданий.

«Не нужно превращать войну в игру «Зарница»

Первоначально снять фильм по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» руководство «Мосфильма» доверило другому режиссеру. Однако результат его работы вызвал негодование. Сцены, в которых военные отправляли на смерть маленького мальчика, выглядели гнетуще и бесчеловечно. Когда же за работу взялся Тарковский, то первым делом переработал сценарий и полностью сменил актерский состав.

Талантливый режиссер предложил совершенно новое видение будущей картины. Оно состояло в том, чтобы маленький Ваня видел сны о том счастливом детстве, которого он был лишен. А уже просыпаясь, мальчик сталкивался со страшной реальностью, которой никогда не должно быть в жизни ребенка. Таким контрастом Тарковский хотел передать всю противоестественность войны, и у него это получилось.

Готовой картине была присвоена первая категория, и за первый год проката ее посмотрело почти 17 миллионов зрителей. Публика хорошо приняла фильм, а имя Тарковского узнала вся страна. Позже «Иваново детство» отправили на кинофестиваль в Венецию, где лента завоевала «Золотого льва».

Еще по теме:  ТВ хост что это

Летят журавли (1957)

Пять военных фильмов, которые стоит пересмотреть

Когда военная драма Михаила Калатозова только вышла на экраны, она вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Публика моментально разделилась на тех, кто сразу полюбил этот фильм, и тех, кто его возненавидел. К лагерю критикующих присоединился и генсек Никита Хрущев, который назвал главную героиню девушкой низкой социальной ответственности.

Однако это не помешало киноленте собрать 28 миллионов зрителей у экранов и стать по-настоящему культовым шедевром и единственной советской лентой, удостоенной главного приза Каннского фестиваля. При этом мало кто знает, что в свое время знаменитое полотно подверглось жесткой цензуре и рисковало и вовсе не увидеть свет.

Трагическую историю двух влюбленных, которых разлучила война, изложил в своей пьесе «Вечно живые» Виктор Розов еще в 1943 году. Но тогда работу драматурга запретили из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Произведение было опубликовано лишь спустя 13 лет, и в том же году по нему поставили спектакль «Вечно живые» на сцене «Современника». Оценив постановку, режиссер Калатозов попросил автора написать сценарий для своей будущей кинокартины.

Большим испытанием обернулись съемки легендарной драмы для исполнительницы главной роли. В момент работы над фильмом Татьяна Самойлова была больна туберкулезом. Актрисе ставили уколы каждые три часа в перерывах между дублями. Из-за изнурительного графика девушка даже упала в обморок прямо на съемочной площадке. Тем не менее болезнь не сломила ее.

Все труды оказались не напрасны. После выхода фильма Самойлова стала суперзвездой советского кино и была признана одной из самых красивых актрис в мире.

А зори здесь тихие… (1972)

Пять военных фильмов, которые стоит пересмотреть

Картина о пяти девушках, отправившихся на войну и отдавших свои жизни за Родину, вышла на экраны больше 50 лет назад. Однако эта история по сей день считается одной из самых пронзительных и любимых в истории отечественного кино. В основе сюжета – одноименная повесть Бориса Васильева, опубликованная в 1969 году. А вот идея перенести произведение на экран принадлежит режиссеру Станиславу Ростоцкому. И это желание родилось у него не случайно.

За плечами у кинематографиста – тяжелое военное прошлое. Будучи на фронте, он был сильно ранен и даже лишился ноги. Жизнь ему спасла медсестра, которая вытащила его с поля боя и выходила. «Фильм – благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну», – признавался позже режиссер.

После выхода на экраны ленту показали на Венецианском кинофестивале и даже номинировали на «Оскар» как лучшую картину на иностранном языке. Правда, статуэтку она так и не получила. Зато картина шла в советских кинотеатрах целый месяц и собрала рекордную прибыль в 1972 году.

В бой идут одни старики (1973)

Пять военных фильмов, которые стоит пересмотреть

Режиссер фильма про «поющую эскадрилью» Леонид Быков на самом деле мечтал стать летчиком. Однако в летное училище его не приняли из-за маленького роста. Тем не менее любовь к небу и самолетам продолжала жить в душе несостоявшегося пилота. Тогда он решил посвятить несбыточной мечте зрелищную кинокартину. Чтобы это сделать, ему пришлось самому выступить одновременно в роли сценариста, режиссера и исполнителя главной роли.

Перед съемками фильма Леонид Быков много общался с ветеранами и записывал их воспоминания. Они-то и легли в основу этой картины. И хотя главные герои – образы собирательные, некоторые имели реальных прототипов. Например, капитан Титаренко совместил истории Героев Советского Союза Виталия Попкова и Ивана Лавейкина, а в главном женском персонаже по имени Зоя можно узнать заместителя командира эскадрильи «ночных ведьм» Надежда Попову.

Да и сама «поющая эскадрилья» существовала на самом деле. Она была в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку. В эскадрилье имелся собственный хор. Во время войны оркестр Утесова подарил бойцам два самолета. На одном из них красовалась надпись «Веселые ребята».

На просмотр готового фильма в Госкино пригласили летчиков-фронтовиков, именно они и решили дальнейшую судьбу ленты. Пока чиновники возмущенно брюзжали, мол, советским летчикам не пристало отвлекаться от героических подвигов на какое-то пение, сами ветераны отзывались о ленте с восторгом. В итоге картина попала к широкому зрителю, а руководство даже поощрило создателей драмы государственными премиями.

Они сражались за Родину (1975)

Пять военных фильмов, которые стоит пересмотреть

В 1974 году кинематографисты получили важный госзаказ – снять к 30-летию Победы новую военную ленту. Раздумывать о том, кому доверить такое ответственное поручение, долго не пришлось. К тому моменту Сергей Бондарчук успел зарекомендовать себя лучшим баталистом среди всех режиссеров. В качестве основы для будущего кинохита он выбрал незаконченный роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».

Будучи сам бывшим фронтовиком, Бондарчук понимал, что хорошо исполнить главные роли смогут только те, кто сам прошел войну. Поэтому он сразу же, без проб, пригласил на съемки Юрия Никулина, Василия Шукшина, Вячеслава Тихонова, Георгия Буркова и Иннокентия Смоктуновского.

Для пущей реалистичности режиссер безжалостно погружал артистов в обстановку военных реалий. Они целыми днями ходили в солдатских гимнастерках, рыли окопы и снимались в опасных сценах без дублеров. Так, молодому Андрею Ростоцкому пришлось бросаться под танк без страховки, а Вячеслав Тихонов едва не лишился слуха, стоя рядом со стреляющими орудиями в одной из сцен.

К счастью, все риски оправдались, когда картину выпустили в прокат. Драма собрала у экранов более 40 миллионов зрителей и попала в программу Каннского кинофестиваля. И хотя тогда завоевать главный приз в конкурсе не удалось, режиссера Сергея Бондарчука заслуженно отметили госпремией СССР. А исполнитель одной из ролей Василий Шукшин получил звание лучшего актера года по результатам опроса журнала «Советский экран».

Источник: mir24.tv

Проверенные временем: 15 лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Эти фильмы разошлись на цитаты, песни из них мы поем за накрытым столом. И, конечно, пересматриваем их каждое Девятое мая.

23 Апреля 2021

«Летят журавли» (1957) Режиссер Михаил Калатозов фото

«Летят журавли» (1957) Режиссер Михаил Калатозов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Каждый год в начале мая выходит хотя бы одна новая картина о Великой Отечественной войне – можно сказать, это уже традиция. Но как на Новый Год все смотрят «Иронию судьбы», так и на День Победы мы включаем телевизор, чтобы снова выбрать один из старых советских шедевров.

Эти фильмы разошлись на цитаты. Песни из них мы поем за накрытым столом – не по «заданию партии», а просто потому, что хочется. И да, мы до сих пор плачем, когда погибает ефрейтор Святкин в «Аты-баты, шли солдаты», и когда Нина Ургант поет «Десятый наш, десантный батальон». Почему так? Возможно, фильмы тех лет действительно были искреннее.

Еще по теме:  Окко на Смарт ТВ как установить

Мы сделали подборку 15 лучших фильмов о войне 1941 — 1945 гг, с высокими рейтингами, снятых в СССР.

1. «А зори здесь тихие…» (1972)

«А зори здесь тихие…» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий фото

«А зори здесь тихие…» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Станислав Ростоцкий

Великий фильм бывшего фронтовика Станислава Ростоцкого. Его, тяжело раненого, вытащила с поля боя (то есть попросту спасла) молоденькая медсестричка, и именно ей он посвятил свой фильм. Вообще, «Зори…» берут своей жгучей сентиментальностью: невозможно остаться равнодушным, глядя, как одна за другой погибают совсем юные девочки, не успевшие еще толком пожить. И боевых действий в кадре почти нет, зато есть мечты о любви, и будущем, которого, как мы знаем, у них не будет – Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Женька Комелькова уйдут одна за другой. «Кому читаешь-то? — Никому. Себе. — А чего же в голос? — Так ведь стихи».

Ремейк Рената Давлетьярова, 2015 года, и близко не приблизился к народной популярности оригинала.
2. «Аты-баты, шли солдаты» (1976)

«Аты-баты, шли солдаты» (1976) Режиссер Леонид Быков фото

«Аты-баты, шли солдаты» (1976) Режиссер Леонид Быков
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Леонид Быков

В отличие от Ростоцкого, Быков не воевал – но рвался на фронт мальчишкой. Он несколько раз пытался поступить в летное училище, в 1942-м и в 1945-м, но в первый раз его, четырнадцатилетнего, не взяли из-за возраста, а во второй – потому что война почти закончилась. Может, из-за своего нереализованного желания сбежать на фронт, Быков сделал войну главной темой своих фильмов, выступая в них в роли патриарха, наставника совсем юных мальчиков. «Аты-баты…» основаны на реальной истории «украинских панфиловцев», противотанковского взвода под командованием лейтенанта Петра Широнина (правда, в жизни он был постарше старшеклассника «Суслика»). Как и взвод «Суслика» (Игорь Суслин – его сыграл Владимир Конкин ), «широнинцы» погибли все.

3. «Баллада о солдате» (1959)

«Баллада о солдате» (1959) Режиссер Григорий Чухрай фото

«Баллада о солдате» (1959) Режиссер Григорий Чухрай
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Григорий Чухрай

За два подбитых немецких танка 19-летнего Алешу Скворцова представляют к ордену, но он просит вместо награды возможность на несколько дней поехать домой, к маме. В итоге маму он увидит, но всего несколько минут – потому что отпущенное время отдаст другим, совершенно незнакомым людям, которым нужна его помощь.

Григорий Чухрай не скрывал, что снимал «Балладу» с расчетом на европейский прокат и фестивальные призы – образ советского-героя освободителя был еще жив в сознании, и он максимально его романтизировал. Невероятной удачей было найти на роль Алеши 19-летнего студента ВГИК Володю Ивашова – трогательный, мечтательный интеллигент, он был в жизни таким же, как и придуманный им герой на экране.

4. «Белорусский вокзал» (1971)

«Белорусский вокзал» (1971) Режиссер Андрей Смирнов фото

«Белорусский вокзал» (1971) Режиссер Андрей Смирнов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Андрей Смирнов

Еще один фильм о войне, но без войны. Сюжет знаком абсолютно всем: спустя четверть века после Победы, четверо бывших фронтовиков встречаются, чтобы похоронить своего бывшего командира. В оригинальном сценарии главным был конфликт нового поколения – и «стариков», но режиссер, Андрей Смирнов, сделал эту идею фильма второстепенной. В конце концов из юных героев запоминаются не ресторанные раздолбаи, а совсем молоденькая девочка, которую играет Маргарита Терехова – она крепко спит, даже когда за окном гремит праздничный салют. И. конечно, все знают наизусть песню, которую Булат Окуджава написал специально для фильма, и которую Нина Ургант, поет без единой слезинки.

5. «Женя, Женечка и «катюша» (1967)

«Женя, Женечка и «катюша» (1967) Режиссер Владимир Мотыль фото

«Женя, Женечка и «катюша» (1967) Режиссер Владимир Мотыль
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Владимир Мотыль

Пожалуй, самый легкий фильм о войне – несмотря на трагедийную концовку и тяжелую прокатную судьбу. Владимиру Мотылю далось показать войну глазами нескладного мальчика с Арбата, бесконечно далекого от армейской дисциплины – собственно, таким был автор сценария Булат Окуджава, по чьей повести и снят фильм. Да, Женя Колышкин – это Булат, и его влюбленность в связистку Женечку – это реальная и трагическая влюбленность поэта на фронте.

Ожидаемо, что фильм не понравился чиновникам, и был признан идеологически вредным. Женя Колышкин напивается, переходит линию фронта, и попадает к немцам? Немцы его отпускают? Какие, к черту, конфеты «Клубника со сливками», какие «Капли датского короля»? Однако же когда фильм все же добрался до зрителя, он покорил всех – именно тем контрастом, который показан между войной и мирной жизнью.

6. «Дом, в котором я живу» (1957)

«Дом, в котором я живу» (1957) Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель фото

«Дом, в котором я живу» (1957) Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель

Редкий пример фильма, в котором война идет фоном, показывая, как она изменила (и продолжает менять) несколько поколений советских людей. Действие начинается в 1935-м, в новенькой коммунальной квартире, куда вселяется несколько семей. Проблемы у них самые обычные, как у всех, можно сказать, даже мелкобуржуазные (фильм снимался в разгар «оттепели», это уже разрешалось). Красавица Лидочка не любит своего мужа геолога, и изменяет ему с военным, юная Галя мечтает стать актрисой, хотя таланта у нее явно не хватает, у кого-то подрастают дети… Но потом война расставляет свои приоритеты: девочка, мечтавшая стать актрисой, не возвращается с фронта, а военный, ставший героем и орденоносцем, получает отказ от своей Любы, которая стала вдовой простого солдата. Тот самый фильм, который помогает понять, почему тема войны не отпускает нас до сих пор.

7. «Жила-была девочка» (1944)

«Жила-была девочка» (1944) Режиссер Виктор Эйсымонт фото

«Жила-была девочка» (1944) Режиссер Виктор Эйсымонт
Фото: Кадр из фильма, Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Виктор Эйсымонт

Уникальный фильм, снятый в Ленинграде сразу после того, как прорвали кольцо блокады – то есть война была в самом разгаре, и ее итог был неясен. Еще больше потрясают дети-актеры – история в фильме рассказана с точки зрения маленькой девочки, которая теряет маму, едва не погибает при бомбежке, но при этом еще находит силы заботиться о совсем крошечной подруге. Главные роли – у девятилетней Нины Ивановой (которая прославится позже фильмом «Весна на Заречной улице») и четырехлетней (вы только вдумайтесь!) Наташи Защипиной.

Если хотите, чтобы ваши дети поняли, чем была война, покажите им эту картину обязательно.
8. «Завтра была война» (1987)

«Завтра была война» (1987) Режиссер Юрий Кара фото

«Завтра была война» (1987) Режиссер Юрий Кара
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Юрий Кара

Еще по теме:  Что такое слим фит ТВ

Дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кары, совершенно не похожая на патриотические эпики Мосфильма и Ленфильма. Мы бы сказали, что это последний хороший фильм о войне советской эпохи, в котором, как во многих подобных фильмах, война осталась за кадром. Девятый класс обычной московской школы, осень 1939 года.

На общем собрании завуч требует от одной из школьниц отказаться от своего отца, только что арестованного и отправленного на Лубянку. Девочка отказывается, за что ее исключают из комсомола. Не выдержав позора, она кончает жизнь самоубийством, а ее отец, «враг народа», неожиданно возвращается домой.

Война случится только два года спустя, но фильм наглядно показывает, почему в этой войне мы победили. Потому что на фронт уходили вчерашние дети с обостренным чувством справедливости, и умением дать отпор даже в самых жестоких обстоятельствах.

Поскольку фильм Юрия Кары был студенческой работой, все актеры в нем снимались бесплатно – включая Сергея Никоненко и Веру Алентову.

9. «Иваново детство» (1962)

«Иваново детство» (1962) Режиссер Андрей Тарковский фото

«Иваново детство» (1962) Режиссер Андрей Тарковский
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Андрей Тарковский

Ранний фильм Андрея Тарковского, также, как и фильм Эйсымонта, рассказывает о войне глазами ребенка. Если режиссер берется за эту опасную тему, ему нужно найти гениального мальчика или девочку, не меньше – и Тарковский такого нашел. Мальчика Ивана сыграл 15-летний Коля Бурляев. «Иваново детство» — потрясающее смешение жестокой реальности и прекрасных детских снов, которые даже во время войны не превращаются в кошмары. Фильм Тарковского собрал огромный букет международных призов, включая «Золотого льва» в Венеции, но в советских кинотеатрах появился лишь четыре года спустя. Им вдохновились десятки современных режиссеров и философов, включая Ингмара Бергмана и Жан-Поля Сартра.

10. «Иди и смотри» (1985)

«Иди и смотри» (1985) Режиссер Элем Климов фото

«Иди и смотри» (1985) Режиссер Элем Климов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Элем Климов

Смотреть этот фильм надо, хотя и подчас совершенно невыносимо – Климов показал войну как ад, куда спускается юный «Данте», шестнадцатилетний подросток Флера. Действие происходит в течение всего только двух дней, но за эти два дня мальчик, оказавшийся в эпицентре нацистской карательной акции, буквально превращается в старика – его волосы седеют, его лицо покрывается морщинами. Он своими глазами видит, как сжигают заживо крестьян, как насилуют женщин, и бросают младенцев на сьедение овчаркам. В ставшем знаменитом финале он раз за разом расстреливает портрет Гитлера, останавливаясь только тогда, когда видит перед собой портрет Гитлера-младенца (и в этом милосердии, несмотря ни на что – главная идея фильма).

Для актера Алексея Кравченко роль Флеры так и осталась самой глубокой и самой психологически сложной во всей его карьере. Но хочется сказать еще вот что: после фильма Климова действительно очень сложно воспринимать «приукрашенные» мелодрамы, или уж тем более комедии о войне.

11. «Летят журавли» (1957)

«Летят журавли» (1957) Режиссер Михаил Калатозов фото

«Летят журавли» (1957) Режиссер Михаил Калатозов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Михаил Калатозов

Еще один фильм о войне «с человеческим лицом», снятый в хрущевскую «оттепель». Но Хрущев фильма не оценил, назвав главную героиню «шлюхой» — просто потому, что Вероника в исполнении Татьяны Самойловой не дождалась с фронта жениха, и стала женой его брата. В жизни такие истории не были редкостью, но рассказывать о них на большом экране было негласно запрещено. Однако именно за человечность истории и за отсутствие пафоса зрители полюбили «Журавлей». Что касается Татьяны Самойловой, то она станет звездой, ей будут предлагать роли в Европе и Голливуде, но по настоянию Минкульта она откажется, и вернется на родину, чтобы сыграть еще одну «падшую женщину», Анну Каренину.

12. «Машенька» (1942)

«Машенька» (1942) Режиссер Юлий Райзман фото

«Машенька» (1942) Режиссер Юлий Райзман
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Юлий Райзман

Почти забытый у нас бриллиант советского кино, тоже снятый в разгар войны. Телеграфистка Машенька влюблена в своего соседа Алешу Соловьева, но он предпочитает ей более эффектных девушек. Начинается война, они оба оказываются на фронте, случайно встречаются, и Алеша, наконец, понимает, какого счастья он лишился – но уже поздно.

«Тихий шедевр», в котором сыграла свою единственную звездную роль Валентина Караваева, актриса удивительной и трагической судьбы.

13. «Судьба человека» (1959)

«Судьба человека» (1959) Режиссер Сергей Бондарчук фото

«Судьба человека» (1959) Режиссер Сергей Бондарчук
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Сергей Бондарчук

Возможно, лучший фильм Сергея Бондарчука (что показательно, это его режиссерский дебют). Он сам же сыграл главную роль – шофера Андрея Соколова, который сражается на фронте, попадает в концлагерь, бежит из него, возвращается домой, чтобы узнать, что вся его семья, и жена, и дети, погибли. Уже после войны он случайно встречает мальчика-сироту, и говорит, что он и есть его папа – обретая с этими словами новый смысл в жизни.

Андрей Соколов – собирательный образ советского человека, прошедшего все ужасы войны и сумевшего, тем не менее, сохранить себя. Фильм снят по рассказу Михаила Шолохова, бывшего военкором, и потерявшего во время бомбежек мать.

14. «Восхождение» (1976)

«Восхождение» (1976) Режиссер Лариса Шепитько фото

«Восхождение» (1976) Режиссер Лариса Шепитько
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Лариса Шепитько

Не столько военная драма, сколько притча по рассказу Василя Быкова «Сотников». Два партизана попадают в плен – но один из них выдержит все пытки, а другой выберет иной путь. Название картины, придуманное мужем режиссера, Элемом Климовым, неслучайно – несколько виселиц на возвышении, предательство бывшего друга, наконец, иконописное лицо главного героя (его сыграл Борис Плотников ), отсылают нас к «той самой» великой книге. Но место действия тут – оккупированная фашистами Белоруссия, зимой 1942 года, а вместо римских легионеров – немецкие палачи.

15. «Двадцать дней без войны» (1976)

«Двадцать дней без войны» (1976) Режиссер Алексей Герман фото

«Двадцать дней без войны» (1976) Режиссер Алексей Герман
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Режиссер Алексей Герман

Юрий Никулин в очень необычной для себя драматической роли — он играет фронтового журналиста, который пытается вернуться к мирной жизни, хотя бы на три недели отпуска в Ташкенте. По сути, он играет Константина Симонова, чьи повести легли в основу сценария – самому Симонову «негероическая» внешность Никулина очень нравилась, и это он отстоял перед худсоветом его кандидатуру. Еще одно открытие – Людмила Гурченко , которая тоже играет свою роль Нины «на сопротивление» — Герман предпочел Гурченко Алле Демидовой. Сам Герман всегда снимал свои фильмы о «негромкой» войне, без бомбежек и взрывов, от чего они не становились менее пронзительными.

Источник: 7days.ru

Оцените статью
Добавить комментарий