Все, кто постоянно смотрит телеэфир или является заядлым киноманом, неизбежно сталкиваются с проблемой несовпадения формата средства визуализации и фильма. Просматривая новый блокбастер на экране старого ЭЛТ телевизора мы видим узкую полоску кадра посреди экрана и огромные черные полосы вверху и внизу. Ну а если Вы уже успели сменить старый «квадратный» телевизор на новый широкоформатный, то при просмотре телеэфира наблюдаете все те же черные полосы, но уже по бокам изображения. Ситуация с проекторами абсолютно аналогичная, а начало этому было положено более полувека назад.
- Соотношение сторон или формат. Понятие “соотношение сторон” имеет совершенно буквальный смысл, это цифры позволяющие понять насколько одна ширина изображения больше его высоты. Обозночается формат экрана в виде отношения, например 16:9 или 2.35:1.
- Матрица проектора. Под понятием “матрица” мы будем подразумевать (обобщенно) ту часть проектора, на которой формируется изображение. Формат матрицы неизменен и заложен конструктивно. Если изображение не совпадает по формату с форматом матрицы, незадействованная область отображается черным цветом.
Эволюция форматов изображения в кинотеатрах и дома
История мирового кинематографа началась с одного единственного формата картинки, имеющего соотношение сторон 1.33:1 или как нам более привычно 4:3. В этом формате снимались фильмы в первой половине ХХ века. Этот же формат был принят за основу при организации телевещания, благодаря чему все ЭЛТ телевизоры и современный эфирный сигнал стандартной четкости имеют соотношение сторон 4:3.
Все было бы замечательно, если бы кинопроизводители не начали менять формат кадра в сторону увеличения его ширины. Официальным предлогом для этого послужил тот факт, что при увеличении ширины кадра задействуется переферическое зрение и обеспечивается наибольшее погружений в просмотр. Это действительно так, хотя нельзя сказать, что посредственное кино, снятое в широком формате становится шедевром, а шедевр урезанный до 4:3 превращается в посредственный фильм. На самом деле, решение расширить формат кадра было принято под влиянием другой, более веской причины: с появлением телевидения, зрители просто перестали ходить в кинотеатры. Организовав себе монополию на отображение широкоформатных фильмов, кинопрокатчики смогли привлечь зрителей обратно в кинотеатры.
Широкоформатное кино активно развивалось в 50-70-е годы. В то время практически каждая крупная голливудская студия разрабатывала и совершенствовала собственный формат.
Соотношение сторон кадра варьировалось в широких пределах от 1.66:1 до 2.77:1. Все новые фильмы имели кадр шире, чем экран телевизора и показывались в полном формате исключительно в кинотеатрах. Для телевидения и домашнего видео единственным стандартом все еще был формат 4:3.
Только с приходом цифровых носителей и в частности DVD, производители контента закрепили за собой право на тиражирование фильмов в широком формате. В качестве стандарта было выбрано соотношение сторон 1.78:1 или, как для нас более привычно, 16:9. Часть фильмов полностью совпадала с этим форматом или даже снималась под него, но большинство блокбастеров имело еще более широкий кадр, так что это решение стало своего рода компромиссом: издатели могли порадовать киноманов широформатной версией фильма, а кинотеатры сохранили свою монополию на предельную ширину кадра.
Следующий формат для тиражирования широкоформатного кино окончательно утвердился с приходом Blu-ray дисков. Стандартом стал CinemaScope (разработка XX CenturyFox) обладающий соотношением сторон 2.35:1, что в более привычном для нас виде приблизительно равно 21:9. Опять же, ширина кадра взята не максимальная, поскольку стандарту CinemaScope уже около полувека, и с тех пор киноиндустрия уже успела освоить еще более широкий кадр (например Ultra Panavision 2.77:1, разработанный в 70-х годах компаниями MGM и Paramount). То есть кинотеатры вновь сохранили свое право “широкого формата”, а обычные покупатели получили возможность еще немного приблизить картинку домашнего кинотеатра к настоящему большому кино.
Сегодня можно найти издания и с другими соотношениями сторон, но подавляющее большинство дисков издается именно в трех форматах: 4:3, 16:9, 2.35:1.
Основные форматы тиражирования кино
Совмещая несовместимое
Вся эта битва за ширину кадра породила одну весьма серьезную проблему: картинка, записанная на носителе не всегда совпадает по формату со средством визуализации, которые доступны покупателю.
В конце прошлого века большинство из нас смотрели фильмы формата 16:9 на телевизорах с соотношением сторон 4:3. В верхней и нижней части экрана мы имели две черные полосы, а картинка получалась, заметно меньше, чем при показе телеэфира.
Теперь, же, когда стандартом стал для бытовых средств отображения формат 16:9 добрая половина фильмов издается уже в 2.35:1 и мы опять имеем все те же черные полосы.
Первые телевизоры формата 21:9 (2.35:1) только начали появляться в свободной продаже, а о проекторах с таким соотношением сторон матрицы пока даже новостей никаких нет.
Если рассматривать доступные по цене современные проекторы, то можно выделить три основных формата матриц: 4:3, 16:9 и 16:10. Причем из трех соотношений сторон только 16:9 считается изначально кинотеатральным, а 4:3 и 16:10 были выбраны производителям для того, чтобы соответствовать стандартам компьютерной техники (именно эти два формата имеют мониторы старого и нового типа). Конечно же, ни кто не запрещает использовать качественные презентационные проекторы в качестве кинотеатральных и более того, на их основе уже производятся недорогие домашние и универсальные проекторы. Фактически, выбирая домашний проектор мы можем выбирать из трех различных форматов: 4:3, 16:9 и 16:10.
На следующих ниже иллюстрациях мы показали как совмещаются между собой кинокадры и матрицы различных форматов:
Очевидно, что какой бы мы проектор ни выбрали, наиболее эффективно он будет работать лишь при отображении одного из форматов. Тем, кто рассматривает проектор как замену телевизору, является любителем киноклассики или телесериалов, есть смысл остановить выбор на устройстве с форматом 4:3. При просмотре самого широкого кадра (2.35:1) на таком проекторе будет задействована только половина активных элементов матрицы, а значит четкость будет ниже, чем при просмотре кадра 4:3. Поэтому тем, кто выбирает проектор для современного кино, есть смысл выбрать формат 16:9, как наиболее широкий на сегодня стандарт.
Формат 16:10 на первый взгляд не особенно удачен для кино, поскольку ни один кадр не задействует 100% матрицы. Но если внимательно посмотреть на таблицу эффективности использования матрицы, то будет заметен факт наибольшей его универсальности.
То есть, если взять два проектора с одинаковой шириной матрицы, но разной ее высотой (именно этим конструктивно отличаются матрицы 16:9 и 16:10), то форматы 16:9 и 2.35:1 будут отображаться на них абсолютно одинаково, а вот кадр 4:3 на аппарате с соотношением сторон 16:10 будет крупнее, чем на проекторе с соотношением сторон 16:9.
Как решается проблема совмещения форматов контента и проектора на практике, мы рассмотрим во второй части статьи.
Источник: projektornews.blogspot.com
Какой формат поддерживает телевизор
Старые кинескопные телевизоры не обладали широким спектром воспроизводимых форматов. Да и самих форматов было мало, порой о них даже не задумывались, ведь был только аналоговый телевизионный сингал и видеомагнитофонный.
Современные цифровые технологии имеют различные формы воспроизведения и перед просмотром видео необходимо убедиться, сможет ли Тв-приёмник прочитать информацию с внешнего носителя. Причём количество кодеков, которые и помогают распознавать информацию, постепенно увеличивается.
СПРАВКА! Последние модели телевизоров благодаря обновлению своего программного обеспечения могут поддерживать почти все существующие форматы. Поэтому, при покупке нового ТВ не приходится задумывать о том, какой тип он поддерживает.
Какие бывают основные форматы
Первые телевизоры, в которых появился USB выход, могли читать только фото. Однако, прогресс не стоит на месте. Сейчас медиафайлы можно передавать с помощью беспроводной технологии, а современные модели Тв-приёмников, выпущенных в течение последних пары лет, могу воспроизводить практически все существующие форматы, благодаря имеющимся кодекам, которые постоянно обновляются. Так, новейшие модели могут распознавать:
- MPEG — 1, 2, 3, 4;
- DivX;
- 264 BP, MP, HP;
- JPEG;
- MVC;
- AVC;
К ним стоит добить файловые системы внешних носителей, такие как NTFS, FAT 32.
Однако, полный и точный перечень читаемых форматов указывается в инструкции, идущей в комплекте с телевизором.
Самыми же распространёнными являются MPEG, DivX, H — 264.
В чём преимущества каждого варианта
Каждый из существующих форматов обладает рядом плюсов.
MPEG
Свою популярность у зрителей этот формат завоевал тем, что сжимает большие файлы до небольшого объёма, при этом качество изображения остаётся вполне приемлемым. Качество воспроизводимого сигнала будет зависеть от:
- Исходный материал. Чем выше качество исходника, тем лучше будет картинка и звук у обработанного файла;
- Битрейт и качество картинки. Чем сильнее сжат исходный файл, тем хуже будет изображение.
К плюсам стандарта можно отнести:
- Хорошее сжатие исходных файлов;
- Широкие возможности для управления медиаматериалом;
- Модель кодирования не стоит на месте и постоянно обновляется, расширяя возможности;
DivX
Появился в результате взлома хакерской организацией формата MPEG — 4. Спустя некоторое время её запатентовали и стали развивать. Сейчас это один из самых популярных и распространённых форматов воспроизведения. В отличие от своего прародителя MPEG, он позволяет значительно сжимать исходный файл и при этом сохранять его качество. Однако, с появлением XviD, стал менее популярным.
Формат XviD несмотря на свои преимущества может не воспроизводиться на некоторых устройствах. Иногда для этого необходимо устанавливать дополнительное программное обеспечение.
Н — 264
Самый современный формат. После своего появления в начале XXI века, он быстро завоевал популярность и стал использоваться повсеместно. Сделать это удалось благодаря картинке высочайшего качества, которая сохраняется после сжатия до самого небольшого веса. Используется даже для записи фильмов в формате Blu — Ray.
Почему телевизор не воспроизводит видео, хотя формат подходящий
Бывает, что формат указан в инструкции как читаемый, однако телевизор отказывается его читать. Причин может быть несколько:
- Нестандартное разрешение. Например, телевизор может воспроизводить распространённые 16:9 или 4:3, а видеофайл имеет другое разрешение картинки. Тогда Тв-приёмник не сможет прочитать исходник;
- Битрейт со слишком высокой скоростью передачи. В таком случае файл или не воспроизведётся, или будут существенная рассинхронизация аудио и видеодорожек;
- Запись на внешний носитель была выполнена с ошибками или на ней могут отсутствовать фрагменты файла;
Для избежания возникновения возможных проблем при просмотре файлов, необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы узнать, какие форматы поддерживает данная модель телевизора.
Источник: setafi.com
Все форматы видео, которые поддерживают телевизоры
Чтобы смотреть на телеприемнике фильмы или сериалы с флешки или жесткого диска, нужно знать, какой формат видео поддерживает телевизор. Найти эту информацию можно в руководстве пользователя или на сайте производителя. В противном случае пользователь столкнется с тем, что устройство откажется воспроизводить указанный файл.
Основные видеоформаты
Формат или кодек – это набор команд, требующихся для распознавания данных в файле и их преобразования в видеоряд, выводящийся на экран. Их количество с каждым днем становится все больше, поэтому производители постоянно обновляют прошивку телевизоров и учат их проигрывать все большее количество кодеков.
К основным видам кодеков, пользующимся высокой популярностью, относятся MKV, MPEG, H 264, XVID и DVX, а также некоторые другие.
MKV
Это тип видеоконтейнера, похожий на кодеки MOV, MPG и AVI. Может содержать субтитры, а также несколько звуковых дорожек, помещенных в один формат файла. Популярен среди фанатов видео в высоком качестве, используется для трансляции контента в сети Интернет. Роликом в таком расширении можно проверить возможности HDR на своем телеприемнике.
MPEG
Самый старый и наиболее распространенный формат. За множество лет он постоянно дорабатывался и менялся, поэтому появилось несколько его разновидностей.
Сейчас распространены:
- MPEG-1 – кодек, применяющийся для Video CD, первоначально использовавшийся повсюду;
- MPEG-2 – файлы TS, формат, в котором вещает цифровое тв dvb-t2 и записываются DVD-диски;
- MPEG-4 – самый распространенный тип сжатия аудио и видео. Применяется в потоковом видео, записи контента на оптические диски, в программах для видеообщения (Skype, Viber и т.д.).
H 264
Другое название этого кодека – Advanced Video Coding или AVC. Позволяет максимально сжать видеопоток, но при этом обеспечивает потрясающее качество картинки. Является наиболее эффективной частью формата MPEG-4 Part 10.
Область применения – запись и проигрывание видеоконтента с DVD и Blu-Ray дисков. По отношению к другим кодекам, имеет ряд преимуществ.
XVID и DivX
Две соревнующиеся между собой технологии, которые поддерживаются плеерами для воспроизведения видео в современных телеприемниках.
Другие форматы
Помимо указанных выше, видеоролики могут быть и в других форматах – 3GP, FLV, MOV, MVC и т.д. Они менее популярны, поэтому не все телевизоры способны воспроизвести видео в таком расширении.
Какие форматы поддерживает современный телевизор
Современные телевизоры могут по-разному воспроизводить видео в различных форматах. Причем отличия могут проявляться не только между брендами, но и внутри моделей одного производителя, в зависимости от цены, функциональных возможностей, процессора, установленного в телеприемнике и других факторов.
Кроме того, видео в одном и том же расширении может не воспроизводиться из-за неподходящего разрешения, частоты, битрейта и т.д.
Знание сведений о форматах, поддерживаемых телеприемником, позволит определить, какие телевизоры поддерживают цифровое телевидение и в каком виде записывать файлы на USB носитель для последующего воспроизведения на телевизионной панели фильмов в разрешении 4K, 3D кино или иного контента.
Владельцам телевизоров, интересующимся, какие форматы поддерживает LG, Samsung, Philips, а также поддержкой кодеков Sony Bravia, нужно знать, что телеприемники этих брендов прочитают видео типа AVI, MPEG-2, MPEG-4, DivX, XviD, MP4 и других видов, пользующихся популярностью.
Информация о воспроизведении менее распространенных кодеков, например, Div X3, у разных брендов отличается.
Где посмотреть, какие форматы читает ТВ
Чтобы узнать, в каком расширении файлы читает телевизор Самсунг, Thomson или другого бренда и определить, в каком формате сохранять видео на флешку для последующего просмотра на телевизионном приемнике, нужно обратиться к инструкции к устройству.
Обычно в ней есть таблица, в которой указана информация о кодеках, поддерживаемых телеприемником. Если инструкция утеряна, можно открыть официальный сайт производителя и на нем найти нужную информацию о кодеках, которые распознает телевизионная панель.
Если формат нужного фильма не совпадает с теми, что распознает телевизор, пользователь может конвертировать его в необходимый при помощи специальных программ.
Почему телевизор не воспроизводит видео, хотя его формат есть в паспорте
Известен ряд причин, почему телеприемник не воспроизводит определенный формат, хотя он и указан в руководстве. Во-первых, это некорректное разрешение или размер кадра.
В меню телеприемника обычно встроены режимы 16:9, 4:3, увеличенный и т.д., в них заложены фиксированные значения размера изображения. Если картинка имеет иные параметры, телевизионный приемник не сможет его воспроизвести. Вторая причина – это скорость передачи данных.
Если она выше, чем это допустимо, процессор телевизора не сможет распознать информацию и воспроизвести ее. Если же битрейт будет ниже, чем это допускается, аудио и видеодорожки будут рассинхронизированы, а также проявится зависание картинки.
Третьей причиной такого поведения устройства может быть некорректная запись видео. Нужно проверить, правильно ли записался файл на флешку для просмотра, убедиться, что он не поврежден.
Если контент был скачан из Сети или воспроизводится онлайн на телевизоре с функцией Смарт ТВ, следует удостовериться, что он загружен полностью.
Если пользователь пытается посмотреть файл, отснятый цифровой фото или видеокамерой, телевизор может не воспроизвести его. Это объясняется тем, что камеры имеют собственные типы видео, которые могут отличаться от тех, что распознают телеприемники.
Заключение
Пользователям, интересующимся, как узнать, какие форматы видео воспроизводит телевизор, рекомендуется обратиться к инструкции по эксплуатации или поискать сведения на сайте производителя.
Самые популярные форматы, например, AVI или MPEG-4, проигрывают практически все телевизоры, сведения по менее распространенным лучше смотреть в официальных источниках.
Источник: televizore.ru