Какие каналы ТВ были в 90 годах

Одна из главных тенденций развития отечественного вещания 90-х годов состояла в разгосударствлении эфира и его коммерциализации: в центре и на местах создавались независимые частные компании, в которых реклама становилась основным источником финансирования.

1 января 1993 года в эфире впервые прозвучали позывные «ТВ-6 Москва» – первого в России независимого телеканала, который возглавил известный публицист Э. Сагалаев. Убежденный в том, что «государственного телевидения будет все меньше, а независимого все больше и больше», он упорно формировал сеть нового типа. Первые полтора года канал опирался на поддержку американской «Тернер бродкастинг компании». Между ними до лета 1994-го существовал договор о создании акционерного общества на паритетных началах, что позволяло Э. Сагалаеву ежедневно включать в свою программу новости Си-эн-эн, американские кинофильмы и сериалы.

Активно используя спутниковую связь, ТВ-6 создает общенациональную телесеть, предоставляя новым частным компаниям в других городах специальные антенны и право бесплатной трансляции своей программы вместе с включенной в нее рекламой. Одновременно наращиваются объемы вещания и собственное производство передач.

Каналы Советского-Российского телевидения (1931-2019).mp4

Руководство канала, считая его прежде всего коммерческим предприятием, не стремится втягиваться в большую политику. Канал замышлялся как многожанровый – для семьи, однако рост конкуренции заставил изменить концепцию его программирования.

Лицо канала начинают определять непродолжительные, имеющие быстрый темп развлекательные передачи для молодежи, своего рода телевизионный поп-арт. Сменивший Сагалаева генеральный директор ТВ-6 И. Демидов, по выражению одного из критиков, создает большой «кукольный дом» с инфантильными новостями и попсовыми шоу, напоминающими по своему оформлению аляповатые цветные открытки. Некоторые наблюдатели считают подобную специализацию ошибочной и говорят о творческом кризисе канала. Как бы то ни было, по размерам аудитории он сильно отстает от ОРТ, РТР и своего основного коммерческого соперника – канала НТВ.

Независимый канал НТВ («Н» предлагалось расшифровывать как «негосударственное», «новое», «независимое») вышел в эфир 10 октября 1993 года, имея солидную основу: среди его учредителей были банк «Столичный» и финансовая группа «Мост». Сначала передачи шли с 6 вечера до полуночи, а в 1996-м компания НТВ открыла и дневные передачи, заняв весь четвертый метровый канал. НТВ сразу и убедительно заявило о себе сильными новостями в западном стиле, забрав из «Останкино» известных журналистов Е. Киселева, Т. Миткову, М. Осокина, а позднее из РТР – С. Сорокину. Именно новости, а также отличный репертуар из лучших американских и европейских фильмов позволили НТВ быстро создать себе лояльную аудиторию, ориентированную на западные ценности и имеющую более высокий уровень образования. Компания наращивала объем собственных передач, среди которых еженедельные аналитические «Итоги» Е. Киселева, новаторские для своего времени «Впрок» и «Времечко», сатирические «Куклы» и «ИтогО», публицистические расследования и сериалы.

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ 90-Х/ТОП10/НОСТАЛЬГИЯ.

В сентябре 1996 года компания открывает спутниковое ответвление – «НТВ-плюс». Сегодня владельцы спутниковых антенн могут принимать благодаря «НТВ-плюс» свыше 40 тематических каналов (с февраля 1999 –в цифровом формате). К сожалению, из-за низкого жизненного уровня населения на услуги «НТВ-плюс» смогли подписаться лишь один-два процента зрителей (и только 6 млн. человек используют Интернет).

Начиная с 1997 года компания НТВ входит в частный холдинг «Медиа-мост» – наряду с радиостанцией «Эхо Москвы» и издательским домом «7 дней» (газета того же названия, журналы «Итоги» и «Караван историй»). Возглавивший «Медиа-мост» предприниматель В.А.

Гусинский вряд ли рассчитывал на быстрое приращение капитала, но расширял холдинг и оснащал его самым современным оборудованием в расчете на будущие доходы, которые позволили бы ему расплатиться с кредиторами. В преддверии выборов-99 в Государственную думу Гусинский поддержал блок Лужкова-Примакова, который, по его мнению, лучше других политических сил был способен обеспечить в России свободу слова и развитие цивилизованного медиабизнеса. В информационной войне во время парламентских выборов на одной стороне находились финансируемое Березовским ОРТ и государственный канал РТР, откровенно поддержавшие движение «Единство», на другой – НТВ и ТВЦ. симпатизировавшие блоку «Отечество – Вся Россия». Победило, как известно, «Единство», для поддержки которого Кремль использовал все административные и пропагандистские ресурсы. «Война с олигархами», начатая новой властью, привела к тому, что Гусинский был обвинен в финансовых злоупотреблениях. Руководителям НТВ пришлось в счет погашения долга передать часть акций «Газпрому», за которым стоят государственные структуры.

С появлением ТВ-6 и НТВ завершается раздел метрового диапазона. Поэтому во второй половине 90-х осваиваются дециметровые частоты. В 1996 году на дециметровых каналах открывают вещание общеразвлекательные «РенТВ» Ирены и Дмитрия Лесневских и СТС («Содружество телевизионных станций»), созданное на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори Ферст», в 1998-м стартовала созданная «Медиа-мостом» сеть ТНТ («Твое новое телевидение»). Позднее к числу дециметровых каналов в столице добавились М-1 (бывший 31-й, постоянно менявший своих владельцев) и «Дарьял-ТВ», а также два музыкальных канала, один из которых специализируется на зарубежных, а другой – на отечественных видеоклипах. Одновременно происходит объединение новых региональных станций в сети: местные компании по договору ретранслируют столичные каналы, вставляя в отведенные им эфирные окна передачи собственного производства и свою рекламу.

Согласно данным медиамониторинга НИСПИ, в 1999 году по объему потенциальной телеаудитории лидировал телеканал ОРТ: его программы имели возможность принимать 98% жителей России. Второе место занимал РТР – 95%; третье – НТВ – 72%; далее шли ТВ-6 – 58% и ТВЦ -39%. Несколько иную картину давал рейтинг предпочтения каналов: ОРТ — 41%, НТВ – 25%, РТР – 13%, ТВ-6 – 4%. По показателям реального просмотра ТВЦ уступал СТС.

Благодаря коммерческому телевидению выбор российской аудитории неизмеримо возрос. За десять лет число каналов, доступных, например, московскому зрителю, возросло с пяти до 15, не считая спутниковых программ «НТВ-плюс». Типичный российский зритель проводит у домашнего экрана три – три с половиной часа в день, что превышает средний показатель по Европе в полтора раза.

Стоит, пожалуй, отметить и изменение совокупного телерепертуара. Политизация отечественного телевидения привела к чрезмерному увеличению информационно-новостной тематики, а коммерциализация – к резкому увеличению чисто развлекательных передач. Доминирующее положение в телерепертуаре заняла триада: новости – кинопоказ (фильмы и сериалы) – шоу. Просветительная и воспитательная функции телевидения сильно деградировали. Не спасает положения и канал «Культура», созданный для показа передач, посвященных «вечным ценностям»: его смотрит «образовательное меньшинство».

Источник: studfile.net

Какие каналы тв были в 90 годах

Делай всё сам
  • Главная
  • Курсовая работа (теория)
  • Журналистика
  • Развитие отечественного телевидения в 90-ые годы

Развитие отечественного телевидения в 90-ые годы

Цель данной курсовой работы — раскрытие характерных особенностей развития отечественного телевидения периода 90-ых годов с описанием главных действующих личностей и их вкладом в сферу тележурналистики.

В работе также рассматриваются предпосылки и этапы развития телевидения 90-х, взаимовлияние тележурналистики и политики, методы привлечение аудитории.

Основные задачи исследования:

Найти предпосылки для курса развития телевидения, при котором стали возможны исследуемые характерные особенности.

Выявить основные этапы данного периода.

Обнаружить характерные черты и основных деятелей

Сделать вывод о развитии тележурналистики в обозначенный период.

Телевидение, как и любое другое средство массовой информации, сильно зависит от ситуации в государстве. При советском режиме, телевидение жестко подвергалось цензуре, и инакомыслие по отношению к правительству было если не под запретом, то допускалось крайне редко с большим нежеланием и порицанием. С ослаблением режима в период перестройки , когда М.С.

Горбачёв объявил эпоху гласности , оковы цензуры начали спадать, и телевидение перестало быть верным монополизированным глашатаем правительства. И хотя такие программы как 12 этаж и Взгляд подвергались цензуре, и даже в своё время были запрещены к показу, одно их появление на телеэкране уже стало весомым вкладом для дальнейшего развития свободной тележурналистики периода 90-ых годов. Также, в 1989 году, ещё до развала Советского Союза, случилось немаловажное событие — появился первый коммерческий телеканал 2х2, на котором показывали много рекламы, а также зарубежные музыкальные клипы. Это привлекло большое внимание со стороны аудитории, ведь раньше такого просто не было. И естественно, это сильно отразилось на рейтингах, отразив желание народа — народ хотел ещё больше свободы и ещё больше зрелищ.

Таким образом, мы можем выделить несколько предпосылок развития телевидения 90-ых:

Изменение государственного курса к более либеральному

Изменение потребностей аудитории

Возможность для появления коммерческих телеканалов

Возможность использования западных телепрограмм и материалов

Возможность использования новейших технологических средств (спутниковое телевидение) не только основным государственным телеканалом.

Новое время и новые социальные рамки требовали новых решений, телевидение должно было эволюционировать, и эта эволюция двинулась в сторону плюрализма, телеканалов стало больше, и все они были вынуждены удивлять зрителя чем-то новым, чтобы сохранить интерес аудитории и удерживать высокую рейтинговость. Вслед за новыми каналами, пришлось меняться и главному телеканалу.

Благодаря данным предпосылкам жанровую тематики обрели не только передачи, как это было при советском режиме, но и сами телеканалы. Трудно было бы себе представить возникновение развлекательного канала 2х2 в период правления Брежнева или Хрущёва. Да и возникновение познавательного канала Культура , полностью посвященного просвещению аудитории, вряд ли было бы возможным, при том что на главном телеканале уже были познавательные передачи.

Таким образом, мы можем видеть, что данные предпосылки явились результатом социальных изменений в обществе и государстве. Политика гласности дала толчок для развития современного телевидения. Свободы слова ещё нет, но она была уже не за горами, и именно 90-ые стали тем самым периодом, когда можно было опубликовалось всё, от открытой критики государственного строя до фильмов с откровенными сценами. Журналист мог не бояться публично высказать то, о чём раньше боялись перешёптываться на кухнях. Единственным ограничением служила только журналистская этика, которой многие пренебрегали в погоне за сенсациями и эксклюзивом.

Еще по теме:  Когда шерлока покажут по ТВ

Основные этапы развития отечественного телевидения 90-ых

Как и государство, отечественное телевидение развивалось постепенно, и имело три этапа развития, о которых в дальнейшем и пойдёт речь:

Начальный этап (1990-1993) — характеризовался переходом от советского режима телевещания к новому, российскому, эпоха гласности перерастает в полную свободу слова только к концу данного этапа. Ослабление позиций 1-го телеканала по отношению к возникшим конкурентам. Появившиеся НТВ и 2х2 вызывают у аудитории куда больший интерес.

Для этого периода характерно появление конкурирующих с 1-ым телеканалом, новых игроков в сфере телевещания, таких как РТР, НТВ и 2х2. РТВ(в будущем — РТР), возникшее на базе ВГТРК, играет важную роль во время августовского путча 1991-го года, подпольно организовав вещание с объективным взглядом на происходящее.

В то время как 1-ый канал полностью поддержал ГКЧП, хотя корреспонденту Сергею Медведеву всё же удалось вывести в эфир 1-го сюжет, который контрастировал с общей позицией канала, однако сразу после этого Медведев был уволен. 2х2 благодаря обилию музыкальных клипов как западных исполнителей, так и русских — становится чрезвычайно популярным среди молодёжи.

Телеканал НТВ, основанный в 1993-ем году усилиями журналистами Киселёвым, Добродеевым и бизнесменом Гусинским, стал популярен среди большого количества населения страны за счёт информационной политике и харизматичных ведущих — Татьяны Митковой и Михаила Осокина, а также благодаря плеяде талантливых корреспондентов, среди которых были Лобков, Шашков, Герасимов и Уткин. Также, в 1993-ем появляется телеканал ТВ-6, благодаря соглашению крупного телевизионного деятеля Эдуарда Сагалаева и Теда Тёрнера, основателя CNN. Цензура практически всё время отсутствует, однако возникает во время важнейших событий, вроде путча или разгона Верховного совета России. Первый канал во всех случаях принимает позицию действующей власти.

Ускоренный темп развития (1993-1997) — завершение формирование современного типа телевещания, возникновение спутниковой сетки вещания НТВ-Плюс огромное влияние Запада на отечественное телевидение, западные телепрограммы и их российские аналоги буквально наводняют телевидение. Правительство пользуется телевидением, не насаждая цензуры.

В этот период правительство активно пользуется телевидением для своих нужд. В 1993-ем — разгон Верховного совета освещается в пользу Ельцина, в 1996-ом выборы выиграны им же при немалом содействии РТР и НТВ. Каналов становится больше, а их сетка вещания разностороннее.

Уже упомянутый ТВ-6 балует зрителя голливудским кинематографом, диснеевскими мультфильмами и новостями CNN с синхронным переводом. Первый телеканал также начинает следовать западной моде, и главный директор телеканала Владислав Листьев, как и при создании Поля Чудес в 1991-ом году, начинает заимствовать идеи у западных коллег, чтобы вернуть интерес зрителя к вещанию своего канала.

Это хорошо заметно, если обратить внимание на передачу Час Пик , Листьев пытается копировать Ларри Кинга даже в стиле одежды — подтяжки, рубашка, очки. Характер программы — в точь такой же, как и у Ларри — беседы со знаменитостями на актуальные, острые темы.

После смерти Листьева в 1995-ом, канал стал терять свои позиции, мог подвергнуться закрытию, но выиграл тендер у ТВЦ, и в итоге был преобразован в Общественное Российское Телевидение. На НТВ, вечером, помимо информационных программ Итоги , Сегодня и Намедни , возникла сатирическая программа Куклы , а также стали демонстрироваться голливудские фильмы.

Однако основным приоритетом для НТВ служил всё же информационный повод, и поэтому канал освещал большую часть событий того периода. Несколько съёмочных групп днями и ночами работали в Чечне, показывая действительную обстановку в регионе. Впрочем, значительное внимание уделялось также и возросшему уровню преступности, что вылилось в созданную в 1995-ом году программу Криминальная Россия . Также, в 1996-ом появляется сетка вещания спутниковых каналов НТВ-Плюс, открывающее новое пространство для захвата зрительской аудитории. Начинает своё вещание и телеканал СТС, позиционирующий себя как первый развлекательный . Но это не совсем верно, если учитывать что свою работу коммерческий телеканал 2х2 начал еще в 1989 году, и сетку его вещания кроме как развлекательной — никак не назовёшь.

Замедление темпа развития (1997-2000) — в преддверии, а затем и с дефолтом 1998-го года в стране начался период застоя, что также отразилось и на телевидении. На телевидение вернулась цензура, несмотря на ратификацию Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Независимый канал Ren-TV, вышедший на общенациональное телевещание только к 1997 году, становится основным дистрибьютором западной анимационной продукции, что привлекает к нему довольно большое внимание со стороны прогрессивной молодежи. Успех Ren-TV также можно связать и с тем, что 2х2 переходит на другую частоту, и с появлением канала MTV Russia исчезает из эфира на 7 лет.

MTV Russia на базе коммерческого канала Телеэкспо начинает своё вещание как преемник 2х2, заполняя утреннюю и вечернюю эфирную сетку канала музыкальными клипами и видеоматериалами концертов зарубежных групп. Становится очевидным, что голливудская продукция начинает вызывать у аудитории куда меньший интерес, чем раньше.

А вот интерес к аналитическим программам и отечественным документальным фильмам, наоборот, возрастает. В это же время возникает и телеканал Культура, а в 1998-ом году в спутниковом формате начинает свою работу Discovery Channel.

Интерес народа к науке подтверждается ещё и тем, что ровно через год, убедившись в успехе данного предприятия, Discovery представляет русскому зрителю новые каналы, Discovery Science и Discovery World. На НТВ новая тенденция тоже не проходит незамеченной, и Леонид Парфёнов преобразует Намедни из информационного жанра в жанр документалистики, раскрывая перед зрителем невиданные ранее страницы истории. С приходом к власти нового президента, В.В. Путина, многие телевизионные компании терпят реформы, в частности, НТВ, в следствие которых становятся не просто зависимыми от государства, но и практически полностью подчиняются действующей власти.

Характерные черты и основные личности телевидения 90-ых годов

телевидение спутниковый вещание

У телевидения 90-ых годов было несколько характерных особенностей.

На смену старому советскому строю пришёл новый формат. И если раньше телевидение обеспечивалось государством, теперь оно требовало дополнительных дотаций. Телевидение стало зависеть от денежных вложений. Стали появляться коммерческие телеканалы. Возникла необходимость в рекламах, подписчиках, заказных материалах.

Чтобы больше людей смотрело рекламу — нужны были интересные передачи, в перерывах между которыми можно было показать эту рекламу. Это вызвало такое явление как конкуренцию.

Если в советское время конкуренции между каналами как таковой быть не могло, то во время расцвета свободной прессы многие компании шли на всё ради завладения вниманием телезрителя. Таким образом, стоит отметить высокую конкуренцию между каналами. Причём, лидерство из этапа к этапу переходило то к одному каналу, то к другому. К примеру, если в начальный этап лидерство за собой удерживал Первый канал, то ко второму этапу лидеров стало уже несколько, помимо ОРТ стали весьма популярными РТР, НТВ и ТВ-6. На третьем этапе, как и всегда, лидировало ОРТ, однако общественный интерес был больше прикован к НТВ. Чему способствовало огромное количество талантливейших ведущих и журналистов, таких как Михаил Осокин, Владимир Кара-Мурза и Марианна Максимовская, однако разногласия с действующей властью свели на нет все старания, и в 2000-ом году канал был переформирован, после того как владелец холдинга Медиа-Мост Владимир Гусинский был вынужден продать телеканал Газпром-Медиа Холдингу .

К слову о холдингах — владениях , суть которых заключается в том, что одна материнская компания управляет определенным количеством дочерних компаний. К примеру, Газпром-Медиа Холдинг владеет целым рядом телеканалов, НТВ, ТНТ и спутниковая сетка НТВ-Плюс. Подобная система была и в СССР, когда в 1956 появилась Вторая Программа(в будущем, ВГТРК) на базе Центрального Телевидения, однако стоит сразу отметить, что Центральное телевидение было подчинено государству, в то время как холдинги официально являются коммерческими образованиями. И уж тем более, не существовало частных холдингов , таких как, например, СТС Медиа, управляемых генеральным директором и генеральным продюсером. СТС Медиа, единственный из современных холдингов , был изначально зарубежным проектом, который позже был выкуплен силами российских телевизионных деятелей.

А в 90-ые, в период правления Б.Н. Ельцина цензура практически отсутствовала, так как сам президент был категорически против цензуры, и всячески поддерживал свободу слова. Журналисты были ограничены лишь этикой и политикой своего издания.

Возникло большое количество желтой прессы , слухи стали информационным поводом, многие знаменитости многократно умирали или беременели на страницах таких журналов и газет, и на телевидении всей этой грязи также находилось место. Возникли такие программы как Окна с Дмитрием Нагиевым или Дрёма с Владимиром Епифанцевым, где показывали те аспекты жизни, которые и самому прожженному цинику показались бы мерзкими.

Политическая же цензура возникала только тогда, когда у правительства возникала острая необходимость целиком и полностью контролировать ситуацию, а случалось это весьма и весьма редко, только при каких-то очень важных событиях, вроде выборов 1996-го года и дефолта 1998-го. Также, довольное большое время отсутствовала информации о реальном положении дел в Чечне, не говорилось о наших военнопленных и зверском отношении к ним со стороны чеченских экстремистов.

В наше время, а тем более в советское, вряд ли бы возможно было бы увидеть телерепортажи из Чечни, в которых боевики были показаны не как воинствующие подонки-террористы, а как обычные люди, защищающие независимость своей родины. Канал НТВ не боялся показывать войну в Чечне с двух разных сторон медали, выступая против решения чеченского вопроса силовыми методами. А ОРТ поддерживало официальную власть в стремлении избавиться от чеченской угрозы военным путём. Теперь помимо войны реальной, телезрители стали очевидцами информационной войны между каналами.

Еще по теме:  Как позвонить ростелеком по бесплатному номеру

Информационная война между ОРТ и НТВ — это отдельная часть истории русского телевидения, и явление уникальное, поскольку такого не было ни в советское время, ни в наше время уже нет. Когда в эфире Первого канала возникли сюжеты к тому времени уже известного телекиллера Сергея Доренко, компрометирующие владельца НТВ, медиа-магната Владимира Гусинского, это вызвало эффект разорвавшейся бомбы . Вскоре завели уголовное дело о мошенничестве. Ответом на это от НТВ послужило выступление Гусинского в программе Глас народа , где он рассказал всю подноготную о причастности государства к этому скандалу. Естественно, после такого НТВ в его первозданном виде долго прожить не смогло, и Гусинского вынудили продать телеканал Газпром-Медиа Холдингу . Сам же медиа-магнат ныне скрывается от российского правосудия на территории Испании. НТВ ждали реформы, благодаря которым канал лишился плеяды харизматичных личностей, таких как Киселёв, Максимовская, Осокин…

Обилие харизматичных личностей на телеэкране — это визитная карточка телевидения 90-х. Если в советское время многие ведущие были знаменитыми по той простой причине, что они были единственными на телевидении, то во времена перестройки стали возникать более интересные личности, приковывающие к себе большое внимание, а в 90-ые начался расцвет данного явления.

Растущая конкуренция требовала что-нибудь, что будет приковывать внимание к телеэкрану, а народ жаждал увидеть кумиров, кумиров нового времени, не крестьянку и рабочего, а к примеру, Ивана Демидова и Туту Ларсен. Впрочем, личностей таких в 90-ые было много, и каждому каналу было чем похвастаться.

Самыми яркими личностями на ОРТ, к примеру, были Владислав Листьев, Леонид Якубович, Екатерина Андреева. На РТР — Сергей Брилёв, Александр Гурнов, Евгений Ревенко. НТВ в этом плане не было равных, к уже упомянутым я хотел бы добавить также Льва Пономарёва, Елену Масюк, Виктора Шендеровича.

ТВ-6 также имел своих знаменитых ведущих, к примеру, Ивана Усачёва, Юлию Меньшову, Андрея Пучкова. Каждый телеканал стремился создать своих медийных личностей, одно появление которых уже должно было служить гарантом внимания со стороны публики. А чтобы подогреть интерес публики, нужны были интересные гости, к примеру, известные или скандальные, или скандально-известные политики.

Телевидение всегда играло большую роль в политике. Но случай с выборами в президенты страны в 1996-ом году был уникальным. Ту избирательную компанию Ельцин вряд ли бы выиграл без поддержки своей кандидатуры телевидением. Выборы 1996-го года наглядно доказали, что медийность личности позитивно отражается на её рейтингах.

Чем больше видишь человека на экране, тем больше ты о нём узнаешь и больше думаешь. В 1996-ом Ельцин был на всех основных каналах, в избирательный штаб Бориса Николаевича входили президент НТВ Игорь Малашов и глава ВГТРК Эдуард Сагалаев. Про поддержку ОРТ говорить не приходится, и так ясно, кого на выборах стал бы поддерживать государственный канал.

И кстати, именно во второй половине 90-ых возникло явление телекиллерства . Возникло оно не без влияния известного журналиста Сергея Доренко, который принял непосредственное участие в сражении за кресло города мэра Москв, всячески очерняя Лужкова в прессе. Причём, надо сказать, очерняя при помощи фактов, а не лжи, как это любили делать в жёлтой прессе . Доренко провёл довольно крупное расследование, однако, это так и не смогло в итоге помешать Лужкову стать мэром Москвы.

Затем от действий журналиста пострадал Евгений Примаков, который баллотировался на пост президента Российской Федерации, однако из-за опубликованных при помощи Доренко материалов о его здоровье, из гонки выбыл. Следующей жертвой первого отечественного телекиллера должен был стать только что избранный президент В.В. Путин, которому Доренко ставил в вину погибель подводной лодки К-141 Курск . Этого ОРТ уже вытерпеть было не в силах, и телекиллер был уволен. Впрочем, его это не сильно расстроило, и он пошёл искать менее зависимые от государства источники информации.

Независимые каналы начали своё существование именно в 90-ые годы, поскольку до этого предпосылок к их созданию не было. Вещание Ren-TV, созданное усилиями супругов Лесневских, стало самым известным проектом, независимым от государственных структур.

Канал стал успешным из-за обилия развлекательного материала, обзоров матчей Английской Премьер-Лиги, саркастических мультфильмов Гриффины , Симпсоны , Футурама , быстро завоевавших любовь у телезрителей за обилие довольно острого взрослого юмора. Также большой популярностью стала пользоваться программа Военные тайны с Игорем Прокопенко , в которым раскрывались подробности о военных операциях и средствах обороны, о которых ранее ничего не было слышно.

Причём все содержимое программы было подтверждено реальными документами и очевидцами событий. А информационный выпуск Новости REN-TV давал свежий взгляд на происходящее, чаще всего независимый от государственной точки зрения или оппозиционной государству. При наличии не самых харизматичных личностей в своей сетке вещания, REN-TV набирал популярность за счёт объективной подачи информации вплоть до реорганизации в 2000-ом году, когда акции компании были выкуплены РАО ЕЭС. Впрочем, даже это не помешало в будущем перейти бывшей команде из НТВ (Максимовская, Киселёв, Осокин) в редакцию самого, на тот момент, независимого телеканала, который, к сожалению, перестал быть таковым в 2005-ом году с уходом от дел своих основателей, супругов Лесневских.

Таким образом, можно увидеть, что отечественное телевидение 90-х годов было достаточно либеральным, однако, в некоторых случаях, всё равно подвергалось цензуре со стороны правительства. Телевидение должно было меняться, и оно менялось вслед за настроением населения страны. Народ хотел развлечений — каналы были рады стараться, учитывая, что в советское время возможностей для создания по-настоящему интересных в этом плане программ было мало, хотя стоит признать, что если что-то и выходило в эфир, это было весьма достойным. Народ хотел скандалов — и на арену вышли ток-шоу, реалити-шоу, желтая пресса. Пропаганда, ранее используемая советскими деятелями для восхваления режима и его верных винтиков и шпунтиков , превратилась в низменный пиар, который был использован самыми разными деятелями, начиная от политиков, заканчивая попсовыми певицами.

Именно в 90-е сформировалось трио и поныне лидирующих каналов — ОРТ, РТР и НТВ. Именно 90-ые подарили России MTV, СТС, ТНТ и спутниковые каналы, показав, что эпохе информационного телевидения приходит конец, и на смену ему идёт информационно-развлекательная эпоха. И современное телевидение полностью это оправдывает, учитывая, что сейчас из сугубо информационных телеканалов в общенациональном формате вещает только специализированный канал Вести 24 . Остальные каналы уже давно подключили рекреативный ресурс в свою сетку вещания. А пипл хавает , как говорится.

Теги: Развитие отечественного телевидения в 90-ые годы Курсовая работа (теория) Журналистика
Просмотров: 41366
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Развитие отечественного телевидения в 90-ые годы

Источник: diplomba.ru

20. Особенности развития телевидения в России (с 90-ых годов 20 века)

Со времен революционных преобразований ранних 1990-х в телевизионной системе страны произошли тектонические изменения. Процесс был мучительным. Телевизионная система прошла через децентрализацию, передел собственности, создание сотен частных телекомпаний, через информационные войны, «закат» эры олигархов и усиление – экономическое и идеологическое – государственного влияния.

Развивалась индустрия, рос рекламный рынок, трансформировалась программная политика, открывались новые каналы. В последние годы все очевиднее, что моноидеологическую модель советского Гостелерадио практически замещает другая модель – развлекательная идеология коммерческого телевидения, ориентированного прежде всего на прибыль.

После распада СССР и в период образования независимого государства, Российской Федерации образовалась Российская телерадиокомпания. Но существовавшая до этого Всесоюзная телерадиокомпания, которая еще оставалась монопольной, старалась всячески сбить нормальный процесс работы новой телерадиокомпании.

Начиная с мая 1991 года, в эфир ежедневно стала выходить программа «Вести». Сначала 1 раз в день, затем 3, потом 4 раза. А уже начиная с 1996 года «Вести» канала РТР стали выходить 6 раз в течении дня.

На этом самом этапе телевещательная система стала состоять из нескольких основных каналов: «Останкино» — 1 канал, Всероссийская государственная телерадиовещательная компания — 2 канал, Московская программа — 3 канал, Образовательная программа «Российские университеты» — 4 канал, «Канал независимого телевидения» НТВ — 5 канал, «ТВ-6 — Москва» – 6 канал. А также немаловажное место в телевещательной системе занимал «Петербург 5 канал».

В свою очередь и все областные центры Российской Федерации имели свои телевизионные каналы, центром вещания которых, становился тот областной центр, которому принадлежал телеканал.

Россия – по-прежнему страна телезрителей. Почти 90% населения смотрит телевизор каждый день. Больше половины работающих, возвращаясь домой, либо приходят уже к включенному телевизору, либо включают его, как свет – только войдя в помещение. Не случайно один из руководителей национального телеканала НТВ призвал считать телевизор холодильником, зафиксировав тем самым важнейшие и новые качества телесмотрения. Оно – аполитичное, досуговое и часто фоновое.

1999–2000: Активизация государства

Этот этап наме­тился еще в 1998 году с создания единого производственно-технологи­ческого комплекса ВГТРК, а затем – соответствующего министерства. Созданием махины ВГТРК государство вроде бы намекало, что наме­рено превратиться в эффективного собственника разроз­ненного телевизионного хозяйства; упорядочить отношения вещате­лей и связистов; активнее действовать в области лицензирования.

2002–2004: Модернизация власти и усиление государственной бюрократии

«Пресса должна знать свое место» – в этой незамысловатой формуле выражена суть взаимоотношений власти и СМИ времен Владимира Путина. На общефедеральном рынке все скандалы смикшированы. ОРТ, так и не став ни общественным, ни частным, формально опять превратилось в Первый государственный канал, сохранив шир­му смешанной формы собственности. В 2003 году ОАО «ОРТ» («Первый ка­нал») в целях обеспечения безопасности и защиты нравственности, здоровья и прав граждан попало в перечень 56 стратегических акци­онерных обществ наряду с военными и оборонными.

Еще по теме:  Какие есть фильмы в билайн ТВ

Канал «Россия», сознательно став державно-государственным, четко обозначил свое место в телевизионной иерархии – главного государственного пропагандиста. Экономически холдинг ВГТРК по-прежнему кентавр, потому что, получая бюджетное финансирование (радио, региональные ГТРК, оплата сигнала второго канала для го­родов с населением менее 200 тыс.), выступает как участник рынка, зарабатывающий на рекламе. Но именно канал «Россия» в 2003 году объя­вил о том, что намерен отказаться от бюджетного финансирования и жить только за счет рекламы, доходы от которой в том числе помога­ют содержать канал «Культура» без рекламы.

Государственное телевидение запустило русскую версию «Евроньюс», войдя в состав этого европейского вещательного консорциума и став одним из его крупнейших акционеров (16% акций), и круглосуточный информационный канал в России. Государственное телевиде­ние реализовало идею тематических специализи­рованных каналов («Спорт», «Бибигон»).

Борьба за ТВ-6, как лакмусовая бумажка, окончательно проявила отношение новой правящей элиты к крупным негосударственным СМИ, принадлежавшим опальным «олигархам». Мартовский (2002 год) кон­курс на «шестую кнопку» (признан незаконным в 2003 году) подвел черту еще под одной чередой политико-экономических действий: иск мино­ритарного акционера «ЛУКОЙЛ-гарант» (отозван в январе 2003 года); от­ключение ТВ-6 по решению судебного пристава, которое отменено спустя год; вещание «НТВ–Плюс» по договоренности; конкурс на шес­тую метровую частоту, когда еще не аннулирована лицензия МНВК, а судеб­ная тяжба продолжалась

Все эти действия тем не менее были «осенены» решениями судов, федеральной конкурсной комиссии и Министер­ства печати.

Инициированный Союзом журналистов России и вне­сенный на рассмотрение в Госдуму осенью 2002 года Закон «Об обществен­ном телевидении» не нашел поддержки у властных элит и кураторов из правительства. И неудивительно. Общественное те­левидение не интересовало ни государство – монополиста в сфере СМИ, ни напуганный медиабизнес. Рек­ламный рынок рос, но реальных крупных собственников на нем по-прежнему практически не было, и государство-монополист передавало другим моно­польным структурам свои права «по договоренности».

Дробление и разукрупнение информационно-политических груп­пировок (пример – ТВС) вполне в духе этой новой линии. Разных частных СМИ должно быть много (в самом, например, коммерче­ском секторе СМИ – радио – более 80%). Но возможности их вли­яния не должны быть выше, чем у контролируемых государством медиа.

2004–2005: От «управляемой» к «цензурируемой» телевизионной политике

В сентябре 2004 на встрече с западными экспертами и политологами президент Путин произнес фразу: «власть, как мужчина, должна пытаться, а пресса, как женщина, должна сопротивляться».

Через год, к лету 2005 года, сопротивление – во всяком случае, на телевидении – практически свелось к нулю. Были свернуты все дискуссионные площадки в прямом эфире, критически настроенные по отношению к государственной политике и государственным чиновникам программы закрыты с вручением напоследок национальной телевизионной премии «ТЭФИ». На телевидение, как и 20 лет назад, практически тотально вернулась предварительная запись. «Зачищено» НТВ – от былого информационного величия не осталось почти ничего, да и как полноценный игрок на рынке этот канал перестал претендовать на влиятельное место в тройке «больших» каналов, сосредоточившись на откровенно скандальной, криминально-агрессивной журналистике.

Именно в 2004 году произошли и очередные судьбоносные перемены на канале НТВ. В июне по сокращению штатов и «за нарушение корпоративной этики» был уволен Леонид Парфенов. Он сделал достоянием гласности, что сюжет в программе «Намедни» – интервью с вдовой одного из лидеров чеченских боевиков Яндарбиева не выпустили в эфир по распоряжению российских спецслужб.

В июле по согласованию с главой ВГТРК Олегом Добродеевым НТВ возглавил Владимир Кулистиков, в разные годы работавший заместителем Добродеева на НТВ и в ВГТРК. Закрывая на НТВ рейтинговую программу «Свобода слова», Владимир Кулистиков предельно откровенно сформулировал отношение к либералам уходящей эпохи как к «маргиналам и неудачникам».

По его словам, это был «клуб пикейных жилетов», которые в сущности доказывали один тезис: Путин – не голова. Голос большинства был в ней почти не слышен. Сложилась картина, обратная той, которая имеет место в обществе. Преобладающими стали голоса и оценки тех, кто потерпел неудачу в политике и бизнесе и склонен в этой неудаче винить кого угодно – президента, Россию и ее «отсталый народ».

В телекомпаниях появились «черные списки» – не написанные на бумаге имена угодных и неугодных политиков, бизнесменов, политологов. Трагедия Беслана сопровождалась информационным сдерживанием (государственные каналы не торопились выходить в прямой эфир после начала штурма, искажалась численность заложников).

Дело «ЮКОСа», смена власти на Украине, монетизация льгот – все эти события сопровождались пропагандистскими кампаниями и специальными проектами. «Свои – чужие», «наши – не наши», «враги – друзья», «предатели – патриоты». Таковы отчетливые, фиксируемые и насаждаемые государственным телевидением идеологические формулы 2004– 2005 годов.

Ясно, что на российском телевизионном рынке первого пятилетия ХХI века удивительным образом ужилось несколько тенденций. С одной стороны, под прямой государственный контроль перешли все общефедеральные каналы, установилась авторитарная модель управления информационно-политическим вещанием, когда информационные потоки радикально контролируются, темы и участники немногочисленных дискуссионных программ согласовываются. С другой – выросла конкуренция, произошла естественная фрагментация аудитории, появились новые телевизионные проекты и технические способы распространения телевидения.

К 2005 году новая государственно-капиталистическая элита окончательно установила контроль над медиаактивами. Лояльного собственника крупных медиаактивов, прежде всего телевизионных, стали назначать, иностранцев если и допускали, то только по разрешению властей.

Были вынуждены отказаться от владения акциями канала РЕН ТВ «чужие» для правящей элиты акционеры и руководители другой сырьевой монополии – РАО «ЕЭС России». В результате акции РАО «ЕЭС России» были проданы группе «Северсталь», владелец которой Алексей Мордашов был доверенным лицом президента Путина на выборах. В свою очередь, 35% акций РЕН ТВ у «Северстали» уже через месяц выкупила компания «Сургутнефтегаз». Акции семьи Лесневских приобрела компания RTL, входящая в группу немецкого концерна «Бартельсман». Последующие скандалы со снятием сюжетов из информационных программ РЕН ТВ, уход ведущих сотрудников канала и демонстративное невмешательство немецких акционеров в конфликт доказали, что крупная телевизионная сеть в России рассматривается немцами как источник прибыли и перспективный успешный бизнес на бурно развивающемся рынке.

Журналистами, заявившими о фактах цензуры, акционеры пожертвовали.

Иллюзии, будто иностранный капитал – это гарантия редакционной независимости рассеялись окончательно. История с РЕН ТВ подтвердила: иностранцы в России могут успешно развивать медиабизнес только в том случае, если из программных концепций принадлежащих им компаний исключены политика и новости («Стори ферст» и «СТС Медиа», MTG и ДТВ).

Смена вех

К смене нового политического цикла 2008 года индустрия телерадиовещания России подошла существенно изменившейся и хорошо построенной – в смысле выстроенной и встроенной в обновленную политическую систему более богатой, но менее свободной по сравнению с предыдущим суматошным десятилетием. С новым набором легитимных партий, с побежденными врагами всех сортов и видов, с мощными полугосударственными монополиями в экономике, словесно оформившейся конфронтацией с Западом и идеологически яростной атакой на «лихие 90-е». Сложившуюся в стране систему государства покинувший свой пост в декабре 2005 года экономический советник президента Путина Андрей Илларионов охарактеризовал как «корпоративистскую модель с участием госкорпораций, которые, будучи государственными по названию и по статусу, в первую очередь руководствуются собственными интересами». По мнению Илларионова, сформировалась идеология «своизма», или, пользуясь более распространенным термином, «нашизма», которая означает, что государство в лице группы чиновников вмешивается в частную жизнь хозяйствующих субъектов, активно перераспределяет ресурсы и «относится к другому субъекту как к своему».

Идеологическая трансформация и перегруппировка государственной системы была поддержана повседневной работой СМИ, прежде всего электронных. Электронные медиа в это время совместили в себе моноидеологическую модель госкорпорации и развлекательную идеологию коммерческого телевидения, которое ориентировано на массового потребителя, на рейтинг и прибыль.

Если говорить, в общем об основных признаках отечественного телевидения, то можно отметить, что основными чертами сформированной отечественной телерадиовещательной системы являются развитие, а также сохранение принципов построения программ интеллектуального, культурного, просветительского и развлекательного характера, не забывая при этом и о программах новостного, политического, аналитического и общественного направления и самом популярном программном жанре – трансляции художественных фильмов.

Телевидение это глобальная информационная сфера, которая воздействует, как гипноз на сознание миллионов людей. Этот факт можно рассматривать, с двух противоположных аспектах. Во-первых осуществляя просмотр интеллектуальных, познавательных и научных программ человек, поглощая информацию, повышает уровень своего интеллекта. Это конечно же дает телевидению огромный плюс.

А в чем же минус? Все очень просто, так как телевидение это гипноз, значит, в сознании людей оно может поселить не только положительные эмоции, но и в равной степени и отрицательные. Особенно подвержены этому негативному влиянию дети, так как у этой зрительской категории еще не сформирована до конца психика, и всю предоставляемую информацию, неважно, что она из себя представляет, добро и ли зло, детское сознание впитывает гораздо быстрее и прогрессивнее чем сознание взрослого человека.

В современном телевидении очень много эфирного времени занимают сцены насилия, жестокости по отношению к людям и животным, аморального поведения. Именно поэтому многие ученые психологи, призывают взрослых оградить детей от просмотра вышеперечисленных сцен хотя бы по возможности до 7 лет. Это, пожалуй, и есть единственный и очень весомый недостаток современного телевидения.

Источник: xn--e1akbokk.com

Оцените статью
Добавить комментарий