Какие профессии есть на ТВ

Стоит отметить, что наименование некоторых должностей, а также профессиональные обязанности, которые вменяются сотрудникам, их занимающим, могут находиться в некотором смысловом несоответствии из-за исторических традиций и устоявшихся требований и компетенций, доставшихся современной медиасистеме от ее предшественницы — Гостелерадио СССР, органа управления сферой электронного вещания на территории Советского Союза.

Например, необходимо помнить, что в первые годы своего существования отечественное телевещание шло в режиме прямого эфира. Такая ситуация сохранялась до конца 1960-х годов, когда началось повсеместное внедрение магнитной записи. Однако журналистская специализация, связанная с подобным способом доставки эфирного контента до зрителей, продолжала существовать и после сокращения доли прямых трансляций. До недавнего времени не существовало четкого разделения профессий в прямом эфире. Г. В. Кузнецов пишет: «В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли “комментатор”. С течением времени более точно определились основные “амплуа”, в которых журналист предстает перед телезрителями» 1 .

СКОЛЬКО В МИРЕ ПРОФЕССИЙ?

В зависимости от формата программы различалось и различается журналистское присутствие в прямом эфире. Г. В. Кузнецов выделяет следующие профессии телевизионной журналистики в прямом эфире [1] [2] :

  • — корреспондент; самая массовая профессия на современном телевидении. Именно корреспондент (или как его еще называют — репортер) отвечает за поступление в эфир точных фактов. Репортер в прямом эфире отвечает за ощущение у зрителя присутствия на месте событий. Это одна из наиболее сложных и многогранных профессий в тележурналистике, совмещающая быстроту передачи и информативность. «Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи репортером, с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда» 1 ;
  • — комментатор; в отличие от репортера имеет большую свободу. Несмотря на то что он также работает в режиме реального времени, у него есть возможность не просто изложить факты, а поделиться собственным мнением, дать оценку событию, что совершенно неприемлемо для репортера. Об этом в 1921 г. написал статью главный редактор британской газеты Guardian Чарльз Прествич Скотт (Charles Prestwich Scott). Его фраза теперь известна всему миру как кредо информационной журналистики: Comment is free, but facts are sacred 1 («Комментарий свободен, но факты — священны»);
  • — ведущий ток-шоу; одна из наиболее популярных в современной тележурналистике специальностей. Специальность ведущего ток-шоу в прямом эфире часто совмещается со специальностью модератора. Основная задача — организация диалога между двумя и более сторонами;
  • — модератор (ведущий дискуссионной передачи);
  • — интервьюер.

Раскроем суть работы журналиста на классических позициях, причем не только в прямом эфире. В традиционном профессиональном понимании корреспондент — основной поставщик информации и соответственно оформленных материалов для программ разных жанров — от выпусков новостей и обозрений до ток-шоу. В этом смысле работа жур- налиста-информационщика может отличаться как по форме предоставляемого информационного материала, так и по требуемым компетенциям относительно деятельности журналиста в том или ином тематическом сегменте (политика, экономика, социальная сфера, промышленность, [3] [4]

Профессии на ТВ. Мастер-класс Ксении Соколянской для «Поколения М»

наука, культура, спорт и т.д.). Для журналиста, избравшего репортерскую стезю, желательно наличие не только общих прагматических навыков работы с информацией, но и знание закономерностей и особенностей выбранной сферы деятельности, понимание и умение пользоваться профессиональной терминологией, наличие контактов в среде экспертов и руководителей данной отрасли. В определенном смысле именно способность корреспондента к «вхожести» в официальные организации и учреждения, в чьей компетенции находится та или иная сфера, повышает эффективность его труда. Не лишним будет для корреспондента и умение работать в команде, когда взаимопонимание и взаимозаменяемость помогут преодолевать возникающие проблемы и находить выход из сложных ситуаций, связанных с доступом к информации (например, съемка каких-либо мероприятий, организация записи интервью и т.п.).

Позиция информационного редактора сегодня в практике телевизионной журналистики одна из важнейших, но, к сожалению, для амбиций многих начинающих сотрудников не столь заметная в эфирной практике. Этот специалист никогда не появляется на телеэкране. Только в случае крайней необходимости (замены выбывшего из работы корреспондента) информредактор может взять на себя подобные функции.

Его основная задача — создание программы и точного графика работы редакции по подготовке будущей программы, независимо от жанра и периодичности. Понятно, что в случае необходимости подготовки ежедневного выпуска новостей данная позиция становится просто-напросто определяющей, так как от человека, работающего на этой должности, как раз и зависит равномерное и адекватное распределение имеющихся в его распоряжении ресурсов: кадровых, технических, транспортных, организационных. Решение логистических задач, учитывающих пространство, время, статус отражаемого события, квалификацию посылаемого на событие корреспондента, — все это приоритеты работы информредактора.

Ориентация в максимально возможном количестве сфер деятельности — едва ли не главное требование к соискателям этой профессиональной позиции. Причем информредактор должен знать источники возможной информации, иметь представление о путях ее возможного поиска и обнаружения. Для человека, трудящегося на этой позиции, важно также и знание общей картины дня в городе, регионе, стране в отношении не только событий разного уровня и масштаба, но и наличие представления об общей событийной насыщенности окружающего информационного пространства. Эрудиция у информредактора должна быть максимальной, знания топографии необходимых объектов — на необходимом уровне, обеспечивающем быстрое и оперативное реагирование на изменение изначальных условий работы над конкретным аудиовизуальным продуктом (АВП).

Еще по теме:  Игры кот бубу как на игрули ТВ

В зарубежных телекомпаниях и на некоторых российских телеканалах, следующих в кильватере их совершенствования сферы медиабизнеса, сегодня все чаше можно встретить иное наименование данной профессиональной позиции — продюсер новостей. Принципиально этот термин, конечно, отличается от «традиционного» «информредак- тор». Как правило, его используют при организации небольших съемочных групп, которые не трудятся на текущем новостном потоке, а снаряжаются для съемок на более длительное время в целях создания программы, проекта, цикла, фильма. И в зависимости от предполагаемого места эфирного размещения созданного группой АВП, а также с учетом его форматных характеристик (общий хронометраж, количество частей и т.п.) продюсер может стать «просто» продюсером.

Режиссер информационных программ сегодня — это профессионал, соединяющий в едином процессе создания телеконтента выполнение творческих задач с необходимыми технологическими действиями и решениями. Естественно, что данный специалист учитывает не только технику и ее возможности, но также и выразительные и коммуникационные возможности телевидения, вплоть до выбора точки съемки или ракурса камеры по отношению к снимаемому событию, объекту, персоне.

Присутствие данного специалиста при окончательном монтаже готовящегося АВП обязательно. Кроме того, он должен знать и понимать стандарты вешания, принятые в том СМИ, в котором он работает. Для режиссера, например, связанного со спортом, знание правил проведения соревнований не только желательно, но и обязательно. Хотя в практике спортивной журналистики нынешние режиссеры чаще всего курируют несколько видов спорта.

В практике современной тележурналистики, с учетом процессов универсализации профессии, достаточно часто обязанности режиссера (особенно на выезде съемочной группы) принимает на себя непосредственно сам журналист. Поэтому ему необходимы первичные знания по технике и технологиям, обеспечивающим электронное вещание.

Что касается режиссера, который отвечает за организацию и проведение прямой телетрансляции, эту позицию должен занимать самый опытный сотрудник редакции или СМИ, досконально знакомый с вполне определенными сферами деятельности и имеющий определенный опыт работы в эфире на разных позициях (оператор, комментатор, корреспондент), не говоря уже о профессиональном авторитете среди коллег.

Чаше всего позицию оператора в тележурналистике занимают профессионалы, имеющие опыт как выездной съемки, так и опыт работы в условиях стационара (павильона). Работа с различными событиями, например, в сфере политической журналистики с точки зрения конечного видеорезультата ничем не отличается от работы оператора в социальной тематике. Здесь необходимо доскональное знание технических возможностей находящегося в руках специалиста оборудования, его технологических характеристик, умение ориентироваться в ситуации как с точки зрения хода развития события, его драматургии, так и с точки зрения персонального знания основных его участников в лицо.

Было бы не лишним, если бы оператор имел представление о том, какие планы, ракурсы, панорамы, объекты и персоны требуются сопровождающему его корреспонденту для будущего АВП. Подобное понимание может быть приобретено или в процессе совместной работы с журналистом (постоянство состава творческой группы — фактор, обеспечивающий успешное выполнение информационной задачи), или в ходе краткого взаимного выяснения пристрастий друг друга.

О таких качествах, как острое целенаправленное профессиональное зрение, мгновенная реакция на изменяющиеся обстоятельства съемки, коммуникабельность, психологическая устойчивость, наверное, не стоит и упоминать. Все они входят в психограмму специалистов, которые трудятся на ниве тележурналистики.

Все вышеописанные специальности, связанные с работой в эфире электронных СМИ, так или иначе обеспечивают успешное создание АВП с заданными заранее форматными и жанровыми параметрами. Но они чаще всего остаются вне кадра, хотя роль каждой из них значительна. И в этой номенклатуре специализации в тележурналистике свое, особое место занимает ведущий программ.

Журналист, занимающий позицию или должность ведущего, должен ясно понимать заданные ему как профессионалу рамки формата конкретной единицы контента, в которой он становится «лицом программы» (и в какой-то степени «лицом канала»). Вариантов позиций в нынешней практике телевещания достаточно много: ведущий выпуска новостей, ведущий обозрения, ведущий отдельно взятой программы, ведущий отдельного проекта, ведущий трансляции, ведущий ток-шоу и т.п. Все, повторим, зависит от формата, жанра, тематики, периодичности, хронометража и иных внешних и внутренних характеристик конкретного АВП.

Кроме того, следует учитывать тенденцию развлекательного электронного вещания последних лет. Она выражается в том, что возникла некоторая мода на парное ведение ток-шоу. Подобное форматное обстоятельство не подавляет монологический вариант, но даже в тех случаях, где наличествует моноведение, драматургия телезрелища подразумевает создание полилога. Ведущий в подобной ситуации, скорее, исполняет роль модератора, чем ведущего в традиционном журналистском понимании.

Совокупность профессиональных требований к личности журналиста, выходящего в эфир на подобной ответственной позиции, вряд ли так уж сильно отличается от набора компетенций, навыков, характеристик, которые выносятся во главу угла при отборе кандидатов на позицию ведущего. Если не принимать во внимание внетворческие и внепрофессиональные обстоятельства (личные связи, требования рекламодателей, заинтересованность инвесторов), то, прежде всего, у возможного соискателя должны наличествовать следующие качества:

  • — эрудиция в выбранной тематике;
  • — умение последовательно вести диалог, полилог;
  • — психологическая устойчивость;
  • — мгновенная реакция на изменение как общей ситуации, так и ситуации общения;
  • — телегеничность внешнего облика;
  • — правильная, ясная и грамотная речь;
  • — определенный тип личного темперамента (скорее, сангвиник и абсолютно определенно — экстравертный тип личности).
Еще по теме:  Премьер ТВ подключить к ТВ

Как видим, важно как сочетание личностных, персонифицированных характеристик, так и наличие конкретных профессиональных навыков. Очевидно, что часть требований может «найти» ответ в личных качествах будущего ведущего, но часть их все же зависит от профессиональной подготовки журналиста.

И здесь хотелось бы обратить внимание начинающих сотрудников информационного фронта на одно существенное обстоятельство их возможной работы в том или ином СМИ. Современный уровеньтехни- ческого обеспечения журналистской деятельности достаточно высок с точки зрения использования новых технологий (сеть Интернет, sms- связь, радиосвязь, страховка во время прямого эфира с помощью «суфлера текста» и т.д.). Однако если кто-то захочет стать ведущим какой- либо телепрограммы, то рассчитывать вам придется преимущественно на собственные знания (желательно без какой-либо страховки в виде использования планшетов с предварительными записями или зафиксированным сценарием). Ситуация с подглядыванием в них, конечно, допустима и не является ошибкой, но с точки зрения доверия аудитории она не выглядит правильной, так как ведущий должен производить впечатление уверенного человека, компетентной личности.

Все, что описано нами выше относительно журналистских позиций в практике телевешания, в полной мере может быть отнесено и к телевизионной спортивной журналистаке. Можно даже выразиться еще более определенно: именно в спортивном телевещании указанные особенности каждой из перечисленных профессиональных позиций выделяются наиболее ярко и полно. Поскольку спорт, как мы уже не однажды указывали на страницах данного издания, есть прежде всего источник информации и поставщик зрелища. Поэтому журналистские качества, компетенции и навыки, которые свидетельствуют об уровне профессиональной подготовки «обычного» журналиста, в работе его спортивного коллеги востребованы в еще большей степени. Можно утверждать, что, как правило, в спортивную журналистику приходят те, кто прошел суровую профессиональную школу информационной репортерской работы.

  • [1] Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: Учебник.4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm.
  • [2] Там же.
  • [3] Егоров В. М. Телевидение: теория и практика: Учеб, пособие. Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 1993.
  • [4] URL: http://www.guardian.co.Uk/commemisfree/2002/nov/29/l.

Источник: ozlib.com

Урок по профориентации: работа на телевидении

12 февраля к нам в класс приходила обаятельная ведущая TV, специалист по связям с общественностью, PR специалист, редактор рекламных TV-проектов — Алсу Субаева (Чепанова).

Урок по профориентации: работа на телевидении

Телеведущая рассказала нам много интересного про профессии на телевидении.

Урок по профориентации: работа на телевидении

За плечами Алсу Чепановой — огромный опыт работы на телевидении. Она работала на популярных телеканалах «СТС-Казань» и «Эфир».
Мы узнали из первых уст, какие профессии есть (диктор, оператор, звукорежиссер, сценарист, корреспондент-журналист, гример, редактор, IT специалист, юрист, водитель и т.д.), как происходит все на телевидении, как снимают, какие раньше были съемки и сейчас. Так интересно!

Урок по профориентации: работа на телевидении

Урок по профориентации: работа на телевидении


Спасибо ведущей за супер урок! Все ученики были вдохновлены!

Урок по профориентации: работа на телевидении

Из нашего класса многие дети ходят на кружок «Журналистика». Мы выпускаем газету «Школьный Вестник». Мы обязательно напишем в школьную газету про эту встречу.

Источник: diary-culture.ru

Профессии, связанные с кино

Профессии, связанные с кино

Киноиндустрия всегда привлекала и продолжает привлекать к себе внимание творческих людей, но связано это не только с высокими гонорарами за ту или иную работу, но также и с популярностью многочисленных профессий. Обычно на съемочных площадках присутствуют целые группы людей, а для снятия, например, одного часового фильма актерам и другим десяткам, а иногда и сотням специалистов на площадке приходится трудиться месяцами.

Обзор театральных специальностей

Известно, что самые разные спектакли ставятся в различных театрах. Театр может быть, например, драматическим, оперным или художественным. Та или иная постановка создается с помощью десятков людей. Большая часть театральных профессий требует соответствующего профильного образования. Как правило, таких специалистов обучают в институтах и университетах, связанных с искусством и культурой.

  • Режиссер. Одной из самых ответственных специальностей в театре является режиссер. У него обязательно должно быть профильное образование, а также богатые знания в области искусства и культуры. Режиссер видит картину произведения целиком, выстраивая в ней линию поведения актеров и их игры.
  • Что касается звукорежиссёра, то этот человек полностью отвечает за всю музыку в театре, а также за звуковые спецэффекты и музыкальное сопровождение на сцене.
  • Художник-постановщик создает настроение на сцене, отвечает за всю творческую атмосферу в коллективе, контролирует готовность актеров, а также реквизита, света и декораций на сцене.
  • Актеры – визитная карточка театра. Как правило, все актеры и актрисы в театре приходят туда на работу после получения профильного образования.
  • Еще одной важной фигурой в театре является человек, который умеет изменять внешность. Гримеры помогают актерам «вживаться» в их роли на сцене, создавая для них правильный грим. Обычно гримеры – это творческие натуры с богатым воображением.
  • Суфлер – неотъемлемая часть команды в театре, человек с этой специальностью должен помогать актерскому составу во время выступления, особенно если кто-то забыл свои слова, при этом суфлер не появляется на сцене, оставаясь в тени. Суфлеры должны обладать грамотной речью и хорошей дикцией.
  • Такой специалист, как костюмер, обычно работает вместе с художником-модельером. Эта небольшая команда трудится над созданием сценических образов. Костюмер обычно должен обладать информацией о моде в том или ином веке и в той или иной эпохе разных стран.
  • За декорации, реквизит на сцене театра отвечает реквизитор.
  • Хореограф или балетмейстер отвечают за создание музыкальных номеров в театре.
Еще по теме:  Армения ТВ что где когда

Кинематографические профессии

Профессии, связанные с киноиндустрией, телевидением представлены не меньшим списком, чем театральные. Ознакомимся с ними более подробно.

  • Продюсер. Пожалуй, одна из главных профессий в киноиндустрии. Продюсер занимает очень важную роль во многих проектах, ведь он не только формирует их, но и занимается финансовой частью, а также художественной. Он подбирает подходящий сценарий, а также полностью ведет и контролирует проект.
  • Режиссер-постановщик в сфере кино – это главное лицо на площадке, где проходят съемки фильма или сериала. Обычно этот человек является автором проекта, также он осуществляет надзор за деятельностью актеров и иных участников съёмочной группы.
  • Важной фигурой в кино является сценарист, который занимается созданием сценариев к будущим фильмам.
  • Что касается актерского цеха, то он включает в себя актеров и актрис, точно так же, как и в театре. Актеры бывают первого и второго плана, а также существуют участники эпизодических ролей, лишь изредка появляющиеся в кадре. Известны также актеры массовки, они не всегда имеют профильное актерское образование.
  • Дублеры и дублерши в кино тоже очень важные фигуры, ведь они подменяют актеров для выполнения разного рода сцен. Каскадеры же нередко играют в сценах с опасными трюками.
  • Оператор-постановщик обладает большими полномочиями на съемочной площадке, на его плечах лежит очень ответственная работа по разработке художественного и цветового решения фильма. Тесно сотрудничает с режиссером, подбирая соответствующие локации для будущего фильма. С ними в группе зачастую бывает фотограф, фиксирующий те самые локации.
  • Кинооператор снимает на камеру необходимый процесс. Этот человек обязательно должен иметь соответствующее образование, а также стальные нервы при работе с актерами. Очень часто приходится записывать несколько дублей одной и той же сцены.
  • В кино, как и в театре, обязательно трудятся костюмеры, гримеры и визажисты, а также специалисты-декораторы.

Помимо вышеописанных специальностей в киноиндустрии очень много помощников и консультантов, а также различных техников и механиков на площадке, помогающих решить вопросы с различной аппаратурой.

Другие варианты

Существуют также и некоторые малоизвестные профессии, связанные с кино, которые мало у кого на слуху.

  • Существует такая профессия, как киновед, она подразумевает под собой узкопрофильное направление. Киноведы могут писать рецензии, как и критики, а также работать консультантами в кино и даже заниматься преподаванием. Киноведы обычно обладают обширными знаниями в индустрии кино и истории кинематографа.
  • Кинодистрибьюторы. Обычно это компания или же доверенное лицо, которое берет на себя ответственность за прокат киноленты. Они помогают продвинуть кинопроект в массы, например, через кинотеатры.
  • Кинокритики – это те люди, которые занимаются рецензией фильмов, они высказывают свое мнение насчет того или иного произведения, что значительно влияет на рейтинг фильма или сериала в дальнейшем, особенно если кинокритик заслуженный.
  • Бутафоры в кино играют важную роль, но о них мало кто знает. Обычно эти люди могут сымитировать любую поверхность на декорациях.

Особенности обучения

Чтобы работать в киноиндустрии, придется учиться по специальности. И речь обычно не о простых курсах, а конкретно о профильном образовании в колледжах и вузах. Помимо теоретической базы очень важно обладать практическими навыками, которые являются ключевыми в работе театра и кино, особенно в таких специальностях, как режиссер или продюсер. В учебном заведении придется кропотливо познавать науки и в обязательном порядке сдавать предметы, по возможности как можно больше практиковаться, посещая, например, репетиции в театрах или приходя на съемочную площадку. Конечно, попасть на репетиции и съемки не всегда представляется возможным, обычно туда приглашают только очень смышленых и одаренных студентов.

Каскадеры, например, очень часто имеют образование в сфере культуры и спорта, последнее им необходимо для выполнения сложных трюков. В зависимости от той или иной специализации профессионалу может потребоваться не одно образование, а даже несколько.

Так, в команде театра или на съемочной площадке его знания будут ценить еще выше.

Источник: vplate.ru

Оцените статью
Добавить комментарий