Глава 9 журналистские профессии на телевидении: Телевизионная журналистика, Г.В. Кузнецов, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его место в системе средств массовой информации, изобразительно-выразительные средства, перспективы, открывающиеся с развитием кабельных сетей, .
Глава 9 журналистские профессии на телевидении
В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.
1. Телерепортер (корреспондент).
4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).
5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).
информационный ролик. Профессии на телевидении.
6. Ведущий ток-шоу.
7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).
Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).
Молодой журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, т. е. старается делать то, что лучше удается. С возрастом амплуа журналиста может измениться, но пределы изменений все же существуют: это психофизиологические особенности организма, которые не следует игнорировать. Один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг оказывается беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле он выглядит неестественно, неорганично.
Профессии на телевидении: какую выбрать
Даже в театре понятие амплуа связано не только с внешними данными и психофизиологическими особенностями актера. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт. Не учитывать этого нельзя и в журналистике.
Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком, а отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора-аналитика или неловок в ток-шоу. Таких примеров, к сожалению, достаточно: никто не помогает журналистам «найти себя», свое амплуа, свой осознанно формируемый экранный имидж. Сказывается нехватка режиссеров, которые были бы заинтересованы в такой работе с экранными персонажами журналистами.
Знаменитый Уолтер Кронкайт, чья внешность вселяла успокоение и чувство надежности в американскую телеаудиторию 60-70-х годов, был допущен к пульту ведущего информационной программы Си-би-эс лишь после многолетней работы в качестве корреспондента. Ставка на молодых ведущих в США не оправдала себя: американцы склонны больше доверять в политическом анализе и отборе новостей мужчинам среднего возраста.
Размышляя о своих преемниках, Кронкайт с некоторой горечью писал: «Много молодых людей из тех, что раньше шли на сцену или снимались в кино, теперь приходят на телевидение. Это красивые люди, которые хотят быть «звездами», но они мало заинтересованы в журналистике. Их гораздо больше интересуют деньги, слава, популярность.
Они проходят обучение в «коммюникейшн скулз», которое не приносит особой пользы, так как никто не учит там молодых людей, как надо писать. А без этого невозможно стать хорошим журналистом». Среди студентов в России тоже распространено мнение: на телевидении необязательно уметь писать. Глубочайшее заблуждение! Обилие мало что умеющих людей на телевидении России в начале 90-х годов было связано со сменой политических структур и с уходом профессиональных, но политически неуместных в новой обстановке журналистов и режиссеров.
В романе Артура Хейли «Вечерние новости» упоминается, что молодым людям с дипломом журналиста на американских телестанциях предлагается поначалу черновая работа, вроде просмотра местной прессы и сбора материала для штатных репортеров. О самостоятельных репортажах они только мечтают, такая работа достается не всем и не сразу. Это объясняется высокими профессиональными стандартами, выработавшимися в условиях конкуренции телестанций и сетей. Рядовой американский телекорреспондент в конце 80-х годов зарабатывал около 100 тысяч долларов в год (в 7-8 раз больше среднестатистического американца), ведущие общенациональных сетей до трех миллионов долларов в год.
Восхождение будущей телезвезды начинается, как правило, на небольшой провинциальной телестанции, затем следует переезд в более крупный город, и уже потом замеченный талант получает приглашение на общенациональную сеть. Вообще американское общество более мобильно хотя бы из-за отсутствия системы прописки и «квартирного вопроса», это обеспечивает приток лучших сил из провинции, чего так не хватает российским центральным учреждениям.
Путь из американской глубинки к вершинам популярности прошли Питер Дженнингс, Дэн Разер, Том Брокау, Фил Донахью. В США репортер, интервьюер, комментатор так и именуется «талант», без всякой иронии, поскольку талант является непременным профессиональным качеством человека, претендующего на регулярное присутствие в миллионах домов. На «таланта» работают остальные участники сбора новостей, так как от него зависят рейтинг программы и доход станции. Способность работать в коллективе необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Приведем один из таких списков полностью:
«Кроме физических данных хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения диктору-журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы пособий единодушны в том, что большинство этих качеств суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.
РЕДАКТОР (ПРОДЮСЕР) ОРГАНИЗАТОР ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные принципы общего дела. И главная роль в достижении такого понимания принадлежит продюсерам и редакторам. Эти люди, как правило, не работают в кадре.
Разделение труда между занимающими эти должности специалистами в России только складывается, и потому мы ограничимся следующим напоминанием: продюсер, в отличие от редактора, отвечает и за финансовую сторону подготовки программ. В остальном их функции близки. Встречающиеся в титрах «креативный продюсер» означает творческий, «исполнительный продюсер» организатор съемок, монтажа.
Мастерству литературного редактора посвящен на факультетах журналистики особый курс. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.
Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа, выходящей, например, раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу. Но в любом случае литературный работник телевидения имеет дело не только со словом, но и с экраном, а потому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Об этой стороне дела не всегда задумываются приходящие на ТВ журналисты-газетчики, а потому их передачи зачастую скучны, не вызывают эмоциональной реакции зрителей, хотя газетчик часто лучше разбирается в рассматриваемой на экране проблеме, чем его коллега с телевидения. Поэтому в практике наиболее удачным получается содружество двух людей: один знает проблему, другой специфику телевидения. Эти двое автор и режиссер (например, А. Стреляный и М. Голдовская в упоминавшемся здесь фильме «Архангельский мужик») или автор и редактор.
Деликатные проблемы, не имеющие аналогов в печатной журналистике, возникают перед редактором телевидения при подборе и приглашении участников передачи. Если для газетчика при выборе собеседника для интервью решающее значение имеет лишь компетентность данного человека, специалиста в той или иной сфере деятельности или очевидца исторических событий, то для участия в телепередаче этого недостаточно.
В передаче участвует сам человек, а не только информация, которой он владеет. Значит, надо редактору иметь представление о внешности предполагаемого собеседника (в ней всегда отражается его духовный облик); надо быть уверенным, что не возникнут препятствия для эффективного изложения мыслей, связанные с физическими недостатками собеседника (заикание, потеря голоса от волнения и т. п.).
Опасно поэтому договариваться с будущим собеседником по телефону явившись прямо к часу эфира в студию, он может невольно преподнести редактору такие сюрпризы, которые поставят под вопрос само проведение передачи. Лучше всего провести предварительную встречу для того чтобы условиться о содержании эфирной беседы, а заодно посмотреть на человека и тактично дать некоторые советы в отношении его одежды, для дам -косметики и украшений. Можно, например, напомнить, что замысловатая брошь или тяжелые серьги отвлекут внимание зрителей от содержания беседы, голубое платье в эфире может «пропасть» (если в студии используется техника «блюбокс» замещение голубого фона каким-либо изображением). Разумеется, если предполагается приглашение нескольких десятков людей, то предварительная встреча с каждым (или общая встреча заранее) проблематична и тут остается положиться на волю обстоятельств; среди массы людей почти всегда найдется несколько интересных персонажей. Впрочем, опытный редактор может и «внедрить» в толпу несколько заведомо надежных, способных к оригинальным суждениям и живой реакции знакомых людей, и это будут не фальшивые «подсадные утки», а инициаторы раскованного, неформального, содержательного общения в студии.
Редакторы-исследователи, старшие и младшие продюсеры составляют непременную «свиту» всякой более или менее заметной западной «телезвезды». Их подготовительная работа обеспечивает успех передачи, которая всегда готовится слаженной «командой». На просторах наших независимых государств еще предстоит овладеть таким стилем работы.
Для отечественных журналистов подчас предпочтительнее демонстрация личной независимости от чего бы то ни было, в том числе и от коллег, а порой и от здравого смысла. В результате «звезды» выходят в эфир неподготовленными и порой буквально «тонут» на глазах зрителя. В качестве примера приведем реплику ведущей программы «Добрый вечер, Москва!» (май 1992 г.) в беседе о последних днях царской семьи. Услышав от приглашенной в студию итальянской писательницы фамилию цареубийцы (Юровский), журналистка оживилась: «А, Юровский! Да, знаю, говорят, он преподает в университете и даже появляется у нас на телевидении».
Готовя передачу о расстреле семьи Николая II, продюсер или редактор мог бы снабдить «звезду» соответствующим досье ведь опубликовано достаточно материалов о судьбе всех причастных к этой трагедии лиц. Интервьюеры встречались, в частности, с вице-адмиралом в отставке А. Я. Юровским в его квартире на Охте (один из районов Санкт-Петербурга), и он рассказывал о своем отце, давно отправившемся вслед за убитым им царем. Разумеется, будь ведущая посообразительней, она бы и сама поняла, что нельзя стрелять в 1918-м и преподавать в 1992-м.
В результате недостаточной культуры подготовки и редактирования телепередачи в эфир идет не всегда достоверная информация, что подрывает авторитет телевидения.
Редактор (продюсер) высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания; обеспечивает сбалансированность позиции телевидения, занимаемой по важнейшим и достаточно спорным общественным вопросам. От редактора такого уровня зависит и организация сбора информации, работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая подчас во фронтовых условиях, иногда в самом прямом смысле этих слов. И здесь вполне уместно привести фрагмент статьи из газеты «Известия».
«Увы, эсэнгешные репортеры в зоне боевых действий по сравнению со своими коллегами, работающими на западные компании и агентства, представляют собой довольно жалкое зрелище. Зажатые тисками скудного командировочного бюджета, с примитивной техникой, а то и вовсе без нее, они проигрывают своим благополучным собратьям по всем статьям.
Как это ни печально, о том, что творится в близком нам Нагорном Карабахе, за рубежом знают гораздо лучше нас. Пока отечественное телевидение передает мнения посольств Азербайджана и Армении в Москве, да не слишком свежие репортажи, полученные от бакинских и ереванских журналистов, человек, включивший телевизор в США или в любой европейской стране, видит события, произошедшие в нашей «горячей точке» всего несколько часов тому назад.
Постоянные бригады зарубежных редакций действуют по обе стороны фронта. Их сотрудники, как правило в бронежилетах, застрахованные на крупные суммы, совершенно не стесненные в средствах, при помощи спутниковых антенн по нескольку раз в день перегоняют заказчикам самые свежие новости. Они всегда готовы щедро платить за любые сведения, за помощь. Как хвастались представители одной телекомпании, им за порядочную сумму ради эффектных кадров удалось даже «купить» залп установок «Град».
Итак, телевизионный редакторэто не только литературный работник, но прежде всего организатор «добычи» и оформления экранной «картинки» визуальной информации во всем ее разнообразии. И если сообщения ИТАР-ТАСС в «Вестях» на протяжении месяца сопровождаются одними и теми же кадрами (например, схватка на крыше автобуса в Тбилиси была до тонкости изучена за месяц всеми телезрителями), это свидетельствует о слабости именно редакторской службы на телевидении, об ориентированности вчерашних газетчиков на слово, а не на изображение. Если новости подкрепляются заведомо старыми кадрами, значит, телесообщение «раздокументируется». Совершенно недопустимо, чтобы сводки новостей (в «видеообзорах») походили на монтаж старой кинохроники. Редактор, подменяющий факт не имеющим даты образом, просто «подходящей картинкой», не понимает истинной специфики телевизионной журналистики.
Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку; редактор, наконец, может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир.
Источник: uchebnik.biz
Ведущий
Представить жизнь современного человека без теле- и радиовещания сегодня практически невозможно. Именно радио и телевидение позволяют нам быть в курсе последних новостей со всего мира, расширять свой кругозор в процессе просмотра/прослушивания познавательных передач, отдыхать и получать заряд позитивного настроения во время развлекательных ток-шоу и радиотрансляций. Точно также невозможно себе представить ни одну теле- или радиопередачу без главного действующего лица – ведущего.
Представить жизнь современного человека без теле- и радиовещания сегодня практически невозможно. Именно радио и телевидение позволяют нам быть в курсе последних новостей со всего мира, расширять свой кругозор в процессе просмотра/прослушивания познавательных передач, отдыхать и получать заряд позитивного настроения во время развлекательных ток-шоу и радиотрансляций. Точно также невозможно себе представить ни одну теле- или радиопередачу без главного действующего лица – ведущего.
Большинству молодых людей (да и людям в возрасте) профессия ведущего представляется очень легкой и необременительной работой. И в самом деле, что может быть сложного в том, чтобы прочитать заранее подготовленные новости или провести развлекательную программу?
На первый взгляд ничего. Но если познакомиться с этой профессией поближе, то становится понятно, что за кажущейся простотой скрывается титанический труд, огромный опыт и постоянная работа по самосовершенствованию. Кроме того, работа ведущего имеет целый ряд специфических особенностей, из-за которых добиться признания на профессиональном поприще удается только единицам. А вот о том, какие же это особенности, Вы узнаете в рамках этой статьи.
Кто такой ведущий?
Ведущий – сотрудник теле- или радиокомпании, в профессиональные обязанности которого входит не только ведение, но и разработка концепции авторских и концертно-развлекательных программ, знакомство зрителей/слушателей с новостями и другой информацией, а также персонификация подаваемого материала.
Данная профессия появилась одновременно с телевидением и радиовещанием. Несложно догадаться, что название профессии произошло от слова «вести» (от православного «vedti») и напрямую указывает на основной вид деятельности – ведение программы. Первоначально основная задача ведущего сводилась к банальному прочтению уже готового текста. Однако в процессе развития теле- и радиовещания профессия ведущего претерпела существенные изменения и значительно расширила сферу деятельности.
Современные ведущие – это профессиональные журналисты, способные анализировать и резюмировать события, придавать эмоциональную окраску подаваемой информации, импровизировать и выступать «лицом» не только своей программы или теле-, радиокомпании, но и всей журналисткой братии в целом. На сегодняшний день принято выделять несколько узких специализаций этой профессии: репортер, обозреватель, ведущий новостей, шоумен, комментатор, интервьюер.
Работа ведущего сегодня включает в себя: ведение студийных и внестудийных передач, проведение репетиций и записей программ, работа с авторами и гостями программ, участие в обработке (монтаже) теле- и радиопрограмм, обратная связь с аудиторией (в том числе, общение не только в прямом эфире, но и вне эфира).
Каким личностными качествами должен обладать ведущий?
Так как работа ведущего в основе своей публичная, основным требованием к представителям этой профессии является привлекательный внешний вид (особенно это касается телеведущих) и способность контролировать свои эмоции («держать лицо»). Кроме того, профессиональный ведущий должен обладать такими личностными качествами, как:
- развитые дикция и артикуляция;
- эрудированность;
- раскованность;
- коммуникабельность;
- доброжелательность;
- находчивость;
- артистизм;
- хорошо развитая словесно-логическая память;
- гибкость мышления;
- сильный голос.
Отметим, что для телеведущих очень важно быть не просто привлекательным внешне, но и фотогеничным. Также не помешает в работе ведущего искрометное чувство юмора, богатое воображение и понимание мотиваций человеческих поступков.
Преимущества профессии ведущего
Для большинства молодых людей основным преимуществом этой профессии является возможность стать знаменитым. А вот уже состоявшиеся ведущие среди основных преимуществ своей профессии называют:
- возможность пообщаться с очень интересными людьми и расширить свой кругозор;
- личное знакомство со знаменитостями и «сильными мира сего» (то есть, наличие «полезных» связей);
- ощущение значимости своей работы и признание со стороны аудитории;
- возможность быть в курсе самых последних событий в мире;
- высокие гонорары (но только у достаточно известных ведущих).
Недостатки профессии ведущего
Явный недостаток профессии является «обратной стороной» одного из преимуществ. А именно, знаменитость ведущего влечет за собой публичность и узнаваемость (в меньшей мере это касается радиоведущих), из-за чего приходится забыть о приватности. Помимо этого профессия ведущего неразрывно связана с:
- жестким графиком работы (особенно если ведущий ведет сразу несколько программ);
- необходимостью всегда быть в рабочей форме;
- сложностью карьерного роста (поскольку в данной профессии приоритетом является опыт, а не теоретическая подготовка, карьере любого ведущего обязательно предшествуют такая профессия как журналист или корреспондент);
- высокими психологическими нагрузками;
- большим эмоциональным напряжением.
Где можно получить профессию ведущего?
Получить профессию ведущего невозможно ни в одном ВУЗе, по той простой причине, что такого направления банально не существует. Как уже упоминалось выше ведущими становятся преимущественно профессиональные журналисты или корреспонденты, поэтому и начинать свой путь к этой профессии необходимо с поступления на специальность «Журналистика» и «Телерадиожурналистика». Эти специальности широко представлены во многих гуманитарных ВУЗах, а также в государственных специализированных институтах телевидения и радиовещания.
Если же говорить о ведущих ВУЗах, в стенах которого можно получить профессию журналиста или корреспондента, то лучшими высшими учебными заведениями в этой отрасли уже не первый год являются:
- Московский институт телевидения и радиовещания Останкино;
- Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения;
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
- Московский государственный университет печати им. И. Федорова;
- Санкт-Петербургский государственный университет.
Источник: fulledu.ru
Специфика работы мобильного репортера на телевидении
С точки зрения простого зрителя профессия телеведущей может показаться довольно простой и приятной, однако на деле приобрести её становится всё сложнее. Если проанализировать биографии популярных ныне ведущих, то можно понять, что каждый из них пробрел право стать телеведущим своим собственным путём.
Обычно люди приходят в эту профессию благодаря другой работе, связанной с журналистикой и ТВ: например, работая видеоинженером или осветителем. Кроме того, чтобы получить возможность попасть в эфир необходимо обладать особой харизмой, хорошей дикцией и хорошо выглядеть.
Характерно также и то, что объявления по набору телеведущих появляются крайне редко. Так как можно стать ведущей на телевидении и исполнить давнюю мечу?
Телерадиожурналист
Несмотря на универсальный термин для многих ролей в отрасли, телерадиожурналисты составляют основную часть новостной команды (особенно в отношении телевизионного вещания). В зависимости от обстоятельств работы, телерадиожурналисты могут быть вовлечены в редакторский процесс, создание репортажей, выступление в качестве корреспондентов или ведущих новостей. Вообще – работа на телевидении это в большинстве случаев очень интересно!
Карьерный путь телерадиожурналиста: большинство специалистов в этой области начинают обучение в специальных учебных заведениях телерадиожурналистики, после чего приступают к начальной работе и первым стажировкам. Это очень хороший пример карьерного роста снизу вверх, если вы хотите стать полноценным репортером или журналистом.
Плюсы: вы будете прямо в гуще событий, и повседневная рутина вам не грозит.
Минусы: телерадиожурналистам можно надолго застрять на нижних ступенях карьерной лестницы, так что будьте готовы выполнять тяжелую работу, чтобы вас заметили. Ниже также упомянута зарплата – она, прямо говоря, не из потрясающих.
Зарплата телерадиожурналиста: зависит от того, работаете ли вы внештатно или на постоянной должности в телерадиокомпании, но, как правило, оклады начинаются примерно с 30 000 на должностях нижнего звена и могут достигать более 150 000 рублей в зависимости от роли и опыта. Средняя зарплата составляет около 50 000 рублей.
Как можно стать ведущим на ТВ?
Ведущий телевидения должен обладать грамотной устной и письменной речью, логическим мышлением, глубокой эрудицией, умением общаться.
Совершенно точно, что если, например, кандидат хочет стать ведущим новостей на телевидении, на вакансию не станут рассматривать человека, имеющего дефект речи.
Кроме этого, ведущий должен быть фотогеничным и органично смотреться в кадре. Он является лицом программы и её центральной фигурой. От опыта и профессиональной подготовки специалиста зависит успех теле проекта.
Инженер видеотрансляции
Телевизионного или радиовещания попросту не было бы без инженеров радиовещания – высококвалифицированных специалистов, ответственных за то, чтобы тяжелая работа всех остальных в команде была видна всему миру. Инженеры радиовещания отвечают практически за каждую часть оборудования и технического производства между студией и передатчиком сигнала. Иногда такие специалисты работают вместе с другими инженерами-электромеханиками (например, специализирующимися на аудио) или участвуют в малых производственных процессах, чтобы все в студии работало гладко.
Карьерный путь инженера радиовещания: почти всегда требуется высокий уровень знаний и опыта в электромеханике. Это один из тех видов работ, в которой почти нет людей, которые обучались бы своему делу прямо на месте, хотя такой опыт ценится на вес золота.
Плюсы: поскольку это узкоспециализированная сфера, зарплата обычно соответствующая. Это также работа мечты для тех, кто любит копаться в проводке и схемах для решения технических проблем.
Минусы: давление может быть огромным – если одна неожиданная неисправность останавливает всю трансляцию, ответственность лежит полностью на вас.
Зарплата видеоинженера: от 40 тыс. до 90 тыс. рублей. На сайтах по поиску работы всегда много вакансий.
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература — профильный предмет, по выбору вуза
Появления телевидения в 19 веке привело к возникновению целой индустрии. Если изначально изобретение в виде движущейся на экране картинки выглядело просто фантастикой, сегодня ему находят весьма широкое применение, что сложно даже представить жизнь без такого достижения техники.
Специальность 42.03.04 «Телевидение» – это всеохватывающее направление, которое предполагает широкие возможности для самореализации. Здесь можно найти себе место при творческих амбициях и желании работать на экране перед глазами миллионов. Но еще это сфера, в которой трудятся тысячи ценных кадров. Профессия предполагает умение оперировать новыми достижениями человечества в техническом смысле наравне с созданием публицистических, информационных, аналитических материалов.
Режиссер новостных программ
Если студия новостного вещания – это оркестр, то режиссер новостных программ – дирижер. Обычно они находятся в смотровом зале и отвечают за то, чтобы ставить нужные кадры во время показа передачи в эфире, выбирать планы с камер, управлять эфирными техническими средствами и координировать репортеров и гостей в самой студии.
Карьерный путь режиссера новостных программ: как и многие другие виды работ в области телерадиожурналистики, режиссер новостных программ обычно начинает свой путь с младших должностей. Образование в области телерадиожурналистики может продвинуть вас по карьерной лестнице, но в этом нет особой необходимости, если вам удастся получить стажировку и вы готовы трудиться на младших должностях в течение нескольких лет.
Плюсы: управлять марионетками за их нити из-за кулис – весомая награда, но большая зарплата, безусловно, тоже не повредит.
Минусы: естественно, работа намного сложнее, чем кажется.
Зарплата режиссера новостных передач: от 40 до 100 тыс. рублей.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущему телевизионщику во время учебы предстоит познакомиться с такими предметами:
- телевизионная журналистика: теория и право;
- основы сценарного дела;
- основы телевизионной режиссуры;
- фотодело;
- техника аудиовизуальных СМИ;
- режиссура монтажа;
- мастерство телеведущего;
- операторское дело;
- продюсирование;
- компьютерная графика.
Оператор телесуфлера
Оператор телесуфлера отвечает за оборудование, которое показывает сценарий выпуска тем, кто находится перед камерами. Это один из самых узнаваемых в сфере вещания и новостей видов работы. Сам процесс гораздо более тонкий, чем вы могли бы подумать – он включает в себя тщательную координацию с членами команды, исключительное внимание к предварительной подготовке и способность быстро принимать решения на ходу.
Карьерный путь оператора телесуфлера: это довольно специализированная и уникальная работа, на которую не всегда легко переключиться с другой должности в области вещания, поэтому рекомендуется специализированное обучение в этой области.
Плюсы: у добросовестных операторов телесуфлера всегда будет работа.
Минусы: работа не очень хорошо оплачивается, учитывая требуемый опыт.
Зарплата оператора телесуфлера: в среднем 40 000 рублей в месяц.
Среди самых популярных:
- Московский гуманитарный институт им. Ломоносова. Цена обучения на «журфаке» — около 90000 р./год.
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. Здесь практика для студентов начинается уже с 1-го курса. Цена удовольствия – 80000 р./год.
- Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино». Этот ВУЗ окончили многие ведущие, которые сегодня хорошо известны на российском ТВ. Цена обучения – около 150000 р.
- Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Стоимость – около 150 000 р./год.
- Московский государственный институт культуры. Цена 1-го курса – около 65000 руб.
Диктор
Хотя обычно такая работа связана с рекламой и анимацией, в сфере телерадиожурналистики также существует множество возможностей для дикторов. Записанный поверх оригинала аудиосегмент может быть спланирован с самого начала или добавлен в пост-продакшне, чтобы облегчить редактирование или исправить недостатки в оригинальной аудиодорожке.
Карьерный путь диктора: конкуренция в этой сфере очень большая, поэтому может быть трудно найти регулярную оплачиваемую работу. Как и в сфере развлечений, связи и хороший агент могут сильно вам помочь (также нужно научиться актерскому мастерству для оттачивания своих рыночных навыков).
Плюсы: хотя работа требует большого таланта, условия труда довольно неплохие, а почасовая оплата просто огромная.
Минусы: как было сказано выше – попасть на постоянную работу не менее сложно, чем на другие актерские роли.
Зарплата диктора: практически не существует постоянных оплачиваемых должностей, но фриланс может приносить от от 50 000 до 100 000 рублей в месяц, если повезет с проектом.
Линейный продюссер
Естественно, много съемок для новостных репортажей и документальных фильмов происходит за пределами студии. В то время как у людей в помещении есть полная команда, чтобы все шло гладко, студии часто не выделяют достаточный бюджет для большого количества специалистов для съемок по всей стране. Вот тут-то и приходит на помощь полевой продюсер, который управляет небольшой командой на месте и координирует процесс съемки материала. Полевой продюсер – это основной узел связи между студией и полевой командой.
Путь карьеры полевого продюсера: в значительной степени такой же, как и в случае любой другой руководящей должности в телерадиовещании… Вам просто нужно убедить своих начальников отправить вас на место съемок.
Плюсы: вы наверняка будете попадать в очень экзотические места.
Минусы: и некоторые совсем не экзотические…
Зарплата полевого продюсера: необычайно хорошая. Начинается от 50 000 и достигает 200 000 рублей, но это в значительной степени зависит от вашего местоположения (и более высокие ставки, как правило, больше применимы к работе над фильмами).
Типичная ситуация
В футболке цвета «пожухлый лимон» с растянутой горловиной, взъерошенными волосами и капельками пота на лбу к нам в студию залетел генеральный директор одной уважаемой компании.
Звукорежиссер машинально закрепил на этой самой футболке микрофон-петличку, оператор показал спикеру, где нужно стоять. Уже через несколько минут я услышала от этой троицы «мы готовы к записи интервью».
Дело было вечером буднего дня, команда работала быстро – для нас это была уже третья съемка, хотелось побыстрее «отписаться» и пойти домой. Но мне пришлось остановить этот запал, всем предстояло задержаться на работе. Я могла пустить человека в кадр в таком виде только в одном случае – если бы это был сюжет о безалаберности руководителя.
Но у меня была другая задача. Мы готовили этот сюжет для научно-популярной программы федерального телевидения не один день. Мы долго выискивали специалистов, которые бы могли адекватно выразиться по интересующей теме. И я никак не могла позволить генеральному директору испортить своим внешним видом выпуск, потому что от его репутации зависела моя.
Оказалось, он боялся опоздать, поэтому поехал на метро, а от ближайшей станции буквально бежал, поэтому и вспотел, а о том, как надо выглядеть в кадре наш продюсер забыл сказать по телефону – и он пришел в том, в чем обычно ходит.
В той ситуации мне пришлось искать чистую одежду подходящего размера в костюмерной нашей студии, отглаживать ее, своими руками гримировать и причесывать спикера, чтобы он выглядел прилично. Такое случается постоянно.
Однажды мне приходилось заставлять директора магазина люксового бренда мыть голову, пока съемочная группа ставила свет, и переодевать в собственную одежду ландшафтного дизайнера. Все это не входит в обязанности корреспондента и далеко не каждый телевизионщик кинется спасать лицо героя.
Если в ситуации неожиданного присутствия съемочной бригады рядом с вами такие моменты не являются важными (например, если вы очевидец происшествия и вас снимают для новостей), то в случае студийной съемки с заранее обговоренным временем – это недопустимо.
Редактор-researcher
То, что такие редакторы делают в телевизионном производстве, часто заметно отличается от функций других сотрудников. Конечно, редактор-researcher играет важную исследовательскую роль в съемках документальных фильмов и новостных передач, но проверка на достоверность фактов также является неотъемлемой частью и драматических работ. Редактор-researcher – это отнюдь не просто анализатор чисел и проверщик фактов, а важная часть производства выпусков новостей или документальных фильмов, и ему обычно поручено выяснять, с какими третьими сторонами сотрудничать в процессе съемок, организовывать интервью, выяснять законность и бюджетные ограничения производства, а также выполнять целый ряд других обязанностей по подготовке съемок.
Карьерный путь редактора-researcher: редактор-researcher может работать в определенной области, например, в спорте или истории, и поэтому иметь степень магистра или доктора наук. Тем не менее, это встречается редко – обычно редакторы имеют первоначальный опыт вещания и только потом переходят к специализации в узкой области.
Плюсы: учитывая влияние, которое редактор-researcher может оказать на готовый продукт, удовлетворение от хорошо выполненной работы выходит за рамки простой работы.
Минусы: работу часто недооценивают, а она требует долгих часов. Чрезвычайно долгих часов.
Зарплата редактора-researcher: от 40 000 до 65 000 рублей, но работа очень непостоянна.
Приобретаемые навыки
Бакалавр после освоения программы становится компетентным в решении таких задач:
- создание телепродуктов: передач, фильмов;
- обработка/доработка готового телевизионного продукта;
- создание материалов информационного, публицистического толка;
- вывод информации в эфир;
- режиссура и операторская деятельность;
- монтаж разной степени сложности;
- продюсирование;
- эффективное применение цифровых технологий, программ компьютерного дизайна;
- преподавательская деятельность.
Источник: mapsrussian.ru