Кавказская пленница по ТВ когда

3 апреля 1967 года на советские экраны вышла комедия «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Она появилась на волне популярности других фильмов Леонида Гайдая и стала абсолютным народным хитом – зрители до сих пор активно и с упоением смотрят картину по телевидению почти в каждый государственный праздник. Time Out вспоминает восемь интересных фактов о создании «Кавказской пленницы».

Идея «Кавказской пленницы» возникла во время создания «Операции “Ы”»

«Операция “Ы”» (1965) была в производстве, когда режиссер Леонид Гайдай и сценаристы задумали еще один сборник новелл о приключениях чудаковатого студента Шурика. Однако с выходом «Операции “Ы”» в широкий прокат энтузиазм Гайдая резко убавился:

«Как мне тогда казалось, я рассказал о Шурике во всех возможных его ипостасях, я вытряс из троицы Труса, Балбеса и Бывалого (и она из меня) все, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания».

Однако успех только что вышедшей «Операции “Ы”», которую в кинотеатрах посмотрели почти 70 миллионов человек, заставил Гайдая передумать. Об этом ему твердили на студии, это понимал и он сам, поэтому производство нового фильма было запущено уже в середине 1965 года.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1966 г.)

«Кавказская пленница» задумывалась как сборник новелл

Сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской черпали идеи для нового фильма о приключениях Шурика в газетах. Так, например, они наткнулись на статью с подробным описанием сохранившейся на Кавказе традиции выкупать и продавать невесту, превратив ее в увлекательные приключения спортсменки, комсомолки и просто красавицы Нины.

Первая версия сценария была отправлена на «Мосфильм» летом 1965 года. Картина называлась «Шурик в горах» и состояла из двух эпизодов: «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие». Вторую отклонил сам Гайдай, сочтя ее вольным повторением «Человека из ниоткуда» Рязанова, а первая превратилась в полнометражный фильм.

На обсуждении сценария редколлегия «Мосфильма» нерешаемых вопросов перед Гайдаем не поставила. Ключевой претензией стало включение в ленту Труса, Балбеса и Бывалого – по словам режиссера Лео Арнштама, их присутствие утяжеляло сюжет, на что Гайдай твердо ответил: «Их в фильме не будет». И благополучно включил троицу в кино позднее.

Все актеры на главные роли, кроме Натальи Варлей, были утверждены моментально

С кастингом у Гайдая проблем почти не было. Александр Демьяненко получил роль вне конкурса – его герой перекочевал в «Кавказскую пленницу» из «Операции “Ы”». Образ товарища Саахова с самого начала писался сценаристами под Владимира Этуша. Гайдаю актер понравился еще в картине «Время летних отпусков», где тот убедительно сыграл «южного человека». Трио Трус, Балбес и Бывалый, как и Шурик, явилось прямиком из предыдущих работ режиссера, поэтому участие Вицина, Никулина и Моргунова даже не обсуждалось.

Самым сложным этапом проб стал выбор актрисы на роль Нины. Она была предложена почти 500 претенденткам, среди которых: были Лариса Голубкина, Марианна Вертинская, Наталья Фатеева, Жанна Болотова и многие другие. В списке находилась и Наталья Селезнева, но от ее кандидатуры было решено отказаться – создатели не хотели, чтобы образ Нины связывался с персонажем из «Операции “Ы”». Выбор был сделан в пользу молодой цирковой артистки Натальи Варлей. Позже она вспоминала:

«На кинопробах я совершенно не волновалась, потому что особого желания сниматься в кино у меня не было. Я работала в цирке, любила свой воздушный номер и на “Мосфильм” приехала скорее из любопытства: мне очень нравились фильмы Гайдая “Пес Барбос…” и “Самогонщики”. И было интересно с ним познакомиться. На встрече я себя чувствовала абсолютно свободно.

Думаю, если бы со всей серьезностью отнеслась к пробам, то, наверное, зажалась бы. Меня привели в кабинет Гайдая, за столом сидел мрачный, серьезный человек в очечках. Ощущение было как на экзамене – Леонид Иович задавал вопросы, я отвечала. Потом он попросил принести сценарий, мы с ним почитали по ролям, дальше меня отвели на фотопробу. Так я получила эту роль».

Еще по теме:  Два лица Стамбула сколько серий всего на иви

Жанр «Кавказской пленницы» – эксцентрическая комедия

«Кавказская пленница» – один из ярчайших представителей советской эксцентрической комедии. Режиссеры, работающие в этом поджанре, черпают вдохновение в ранних фильмах Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда и Бастера Китона. Главная особенность эксцентрических комедий – жизнерадостная атмосфера, энергия и бесконечные гэги и трюки. Есть в таких картинах и образы-маски, популярные еще на заре немого кинематографа. В «Кавказской пленнице» и других гайдаевских фильмах эту роль на себя берут Трус, Балбес и Бывалый.

«Родословную фильмов, которые я снял, выводят от короткометражек Мака Сеннета и Бастера Китона, Макса Линдера и Чарли Чаплина. Иногда даже упрекают в подражании ранним фильмам Чаплина. Однако у меня есть утешение.

В подобных случаях я каждый раз вспоминаю вундеркинда из фельетона Ильфа и Петрова, который ужасно беспокоился о том, чтобы будущий фильм не получится как у Чаплина. А ему отвечали: “Не бойся, мальчик. Как у Чаплина не получится”», – шутил Гайдай.

Наталья Варлей сама выполняла большинство трюков

Молодая цирковая артистка удивила Гайдая не только своими актерскими способностями, но и беспрекословной готовностью исполнять в кадре многие сложные трюки, коих в фильме было немало. Ее героине пришлось водить машины (делать это она научилась на съемках), нырять в реку, выбрасываться из окна и спускаться на тросе со скалы.

Например, в эпизоде, в котором Нина прыгает в реку за Шуриком, Гайдай планировал использовать дублеров. К рискованной сцене сначала был привлечен каскадер-мужчина, но оператор Константин Бровин его забраковал – видна подмена. Затем создатели обратились за помощью к одной из наблюдательниц съемок. Она оказалась мастером спорта по прыжкам в воду.

Впрочем, регалии и опыт ей не помогли – она едва не утонула в первом же дубле. Впоследствии оказалось, что она обо всем солгала. Тогда было решено, что 19-летняя Варлей сама исполнит трюк.

«Не могу сказать, что плавание в ледяной речке с не очень теплым названием Мзымта доставило такое уж удовольствие! Река брала начало в ледниках Кавказских гор. Температура в ней была, наверное, градусов 5-6… Дублей много: прыжки, потом само “спасение”, потом еще нас поливали водой из Мзымты. Когда мы с Шуриком сидим, стучим зубами от холода, надо сказать, стучали мы практически по-настоящему».

Гайдай чуть было не рассорился с композитором Александром Зацепиным

До «Кавказской пленницы» советский композитор Александр Зацепин работал с Гайдаем лишь два раза. Впервые они пересеклись в комедийно-сатирическом альманахе «Совершенно серьезно» (1961), но совместным дебютом оба называют «Операцию “Ы”».

Удивительно, но первая часть приключений Шурика могла остаться единственным проектом, в котором режиссер и композитор поработали бы вместе. Все дело в том, что Гайдай долгое время не принимал композиции Зацепина, отбраковывая одну за другой песни и мелодии, на что композитор поставил ультиматум:

«После того, как Гайдай не принял несколько моих песен, я поехал в Дом творчества композиторов “Иваново” и работал “во всю ивановскую”. Там родились мелодии, одна из которых потом легла в основу “Песенки о медведях”. Я послал кассету Гайдаю в Алушту, где проходили съемки, сопроводив ее письмом: “Леня, обрати внимание на третью песню, я считаю, она может быть самой яркой. И лучше я вряд ли что-то сделаю. Поэтому, если тебе не понравится, пригласи, пожалуйста, другого композитора».

Героиню Натальи Варлей в фильме озвучила Надежда Румянцева

До «Кавказской пленницы» у Натальи Варлей не было опыта в кино, поэтому Гайдай не доверил ей даже озвучки своей героини. По мнению режиссера, вместо нее это должна была сделать профессиональная актриса. Этой актрисой оказалась Надежда Румянцева, а популярную песню о медведях в ленте исполнила Аида Ведищева. Тем не менее голос Варлей в фильме мы все же слышим – ей доверили одну-единственную фразу: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!». Гайдай считал, что с такой интонацией это может сделать только Наталья Варлей.

«В записи песни о белых медведях участвовало много певиц: и Нина Бродская, и Лариса Мондрус… Но Гайдаю все не нравилось. На прослушиваниях я сидела рядом и видела, как он все время морщился. А потом предложил мне: “Попробуй сама”. И когда я спела, Леонид Иович сказал: “В картине будешь петь ты”. И мы сняли эпизод песни под мою фонограмму.

Еще по теме:  Диагональ как мерить по рулетка

Но когда Леонид Иович стал собирать ленту, пришел Саша Зацепин, наш композитор, с Аидой Ведищевой и предложил Гайдаю, чтобы она спела в фильме. Да, она поет хорошо, но эта песня все-таки студенческая. В титрах можно было оставить Ведищеву, а в фильме – меня. Музыкой я занималась с детства, и слух у меня абсолютный, поэтому я рыдала на премьере. И конечно, то, что вместо меня Нину в большинстве сцен озвучивает Надежда Румянцева, – это моя боль», – вспоминала Наталья Варлей.

«Кавказская пленница» была принята к прокату не сразу

Картина была готова к концу 1966 года. В ноябре состоялось заседание художественного совета, на котором «Кавказской пленнице» и Гайдаю было высказано несколько замечаний. Касались они, как и на этапе принятия сценария, троицы Труса, Балбеса и Бывалого – Рязанов считал, что герои мешают режиссерскому развитию Гайдая, а кинокритик Майя Туровская, отметила, что Вицин, Никулин и Моргунов «перекривлялись». Были претензии к персонажу Владимира Этуша и к музыкальному сопровождению Александра Зацепина – его называли инородным и устаревшим. Песня «Если б я был султан…» и вовсе оказалась «пошлой».

Эти и некоторые другие замечания стали причиной отказа «Кавказской пленнице» в широком прокате. Гайдай согласился и обещал перемонтировать ленту, и уже через две недели представил на заседание исправленную версию, которую приняли почти без претензий.

Трудности вновь возникли в декабре на заседании комиссии Госкино СССР. Главным фатальным замечанием к «Кавказской пленнице» была демонстрация товарища Саахова в одном из эпизодов. По мнению членов комиссии, этот небольшой фрагмент создавал ассоциацию со Сталиным. В финальной версии картины он был вырезан. В итоге фильм все-таки получил высшую прокатную категорию не в последнюю очередь благодаря Леониду Ильичу Брежневу, который высоко оценил «Кавказскую пленницу» и рекомендовал ее к показу советским зрителям.

Источник: www.timeout.ru

Тюремный сиквел, обнажёнка и трезвый Вицин. Как снимали «Кавказскую пленницу»

Лайф собрал неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый кинохит.

Нина и Снежный человек

22 июня родилась Наталья Варлей, которой роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины принесла всесоюзную славу. Идея «Кавказской пленницы» родилась ещё во время съёмок «Операции Ы». Изначально фильм состоял из двух частей: первая по сюжету совпадала с окончательной версией, а во второй нашкодившая троица Трус, Балбес и Бывалый убегала в горы и, чтобы сбить милицию со следа, изображала там Снежного человека, наводя жуть на местных жителей. Леонид Гайдай отказался от второй части, решив, что это в каком-то смысле повторение комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» про дикаря из фантастического племени тапи.

Хулиганский намёк на слово из трёх букв

Фильм должен был начинаться так: сначала к стене подходил Трус, писал на ней букву Х и тут же убегал, вслед за ним появлялся Балбес, который писал букву У. В момент, когда он удирал, звучали милицейские сирены. В это время появлялся невозмутимый Бывалый и дописывал слово (а точнее — слова) полностью: «Художественный фильм». Шутку придумал Никулин, режиссёр её одобрил, но такая заставка не прошла по цензурным соображениям.

Обнажёнка и талант

В 1966 году Наталья Варлей и не подозревала, что вскоре станет всесоюзным секс-символом. Она работала эквилибристкой в цирке, только-только снялась в эпизодической роли медсестры в фильме «Формула радуги», как тут ей поступило приглашение из «Мосфильма» — Наталье предложили пройти пробы на роль в новом фильме Леонида Гайдая.

Режиссёр успел отвергнуть свыше 500 претенденток, среди которых были такие маститые актрисы, как Наталья Кустинская, Лариса Голубкина и Анастасия Вертинская. Наталья Варлей подошла сразу. Многих очень удивил вопрос, можно ли ей будет во время съёмок раздеться до купальника. Сам режиссёр с радостью принял эту инициативу, воскликнув: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской».

24 бутылки шампанского — Никулину, 19 — Моргунову

Сценарий «Кавказской пленницы» многократно переписывали. За время съёмок он оброс массой шуток и гэгов. Многие фразы, ставшие крылатыми, рождались прямо на съёмочной площадке. Главными генераторами идей были Вицин, Никулин и Моргунов. Леонид Гайдай всячески поощрял работу неподражаемой троицы.

Однажды ему в голову пришла идея давать по бутылке шампанского за каждую удачную шутку. Началось соревнование, в котором безоговорочную победу одержал Никулин, выиграв 24 бутылки шампанского, серебро в виде 19 бутылок пенистого напитка забрал Моргунов. А вот Вицину досталась только одна бутылка. Не потому, что ему не удавалось придумывать удачные шутки, а потому, что он шампанское не любил.

Еще по теме:  TV метр это сколько

Опасный сердцеед. Как будущий автор сценария «Человека-амфибии» соблазнил дочь Сталина

Споили трезвенника Вицина

Георгий Вицин был принципиальным противником алкоголя, поэтому не пил ни шампанского, ни вина, ни коньяка, ни аперитива. В сцене, где троица пьёт пиво возле бочки, он попросил налить ему в кружку воды с сиропом шиповника. Однако в кадре это всё смотрелось как халтура. Юрий Никулин предложил бросить в кружку ваты, чтобы сымитировать пену, но и это оказалось не самой лучшей идеей.

Наконец, Вицин пошёл навстречу и согласился выпить кружку пива в кадре. Это был первый и последний раз, когда он употребил алкоголь — как в жизни, так и на съёмочной площадке.

Чуть не угробили Шурика

В фильме есть много трюков, которые актёры выполняли сами. Да, была отличная страховка, а у Натальи Варлей ещё и акробатический опыт плюс бесшабашность. Но иногда что-то шло не так — и жизнь актёров висела на волоске.

Сцена, в которой Шурик, лежащий в застёгнутом спальном мешке, падает с обрыва, а затем скатывается в горную речку, была детально распланирована, она делилась на три части, в каждой из которых была подстраховка. Но в тот момент, когда актёр упал в воду, кто-то замешкался — и Шурика понесло вниз по течению бурной реки. Именно эти кадры и вошли в окончательную версию фильма. Конечно, съёмочная группа быстро сориентировалась и вытащила тонущего, но страху натерпеться он успел.

Гайдай чуть не подрался с Моргуновым

«Кавказская пленница» — последний случай сотрудничества Гайдая и легендарной троицы. Он её сам придумал, сам же и понимал, что бесконечно эксплуатировать Труса, Балбеса и Бывалого не получится. Уже на съёмках короткометражки «Самогонщики» в отношениях актёров и режиссёра наметилась трещина.

Всеми правдами и неправдами Леонид Гайдай уговорил Никулина и Моргунова сняться в «Кавказской пленнице», пообещав им карт-бланш на шутки и трюки в кадре. Однако режиссёру во время съёмок поведение Моргунова казалось вызывающим — вёл он себя «по-звёздному», по любому поводу пререкался, оспаривал мнение режиссёра.

Последней каплей стал закрытый показ, на котором для съёмочной группы демонстрировался отснятый материал. По свидетельствам очевидцев, Моргунов явился на него в окружении своих фанаток. Когда Гайдай ему сделал замечание, Моргунов полез драться, после чего режиссёр демонстративно вычеркнул из сценария все места, в которых играет актёр. Так распалась легендарная троица.

Арест, пожар и вши. Правда о съёмках «Джентльменов удачи»

Как Гайдай приставал к Варлей

Есть разные версии, почему героиня Натальи говорит голосом актрисы Надежды Румянцевой, а поёт голосом профессиональной певицы Аиды Ведищевой. Говорят, режиссёр искал нужную интонацию, до которой Варлей якобы недотянула. Известно, однако, также, что на одном из вечеров режиссёр даже ухаживал за симпатичной актрисой, получая вновь и вновь от ворот поворот. Говорят, что, переозвучив Наталью Варлей чужими голосами, он якобы отомстил за невзаимность. Кстати, самой Наталье было очень тяжело смотреть на себя, говорящую чужим голосом.

Тюремный сиквел

Сразу же во время съёмок «Кавказской пленницы» создателям пришла идея продолжения. Согласно сюжету, товарищ Саахов, похитивший Нину, должен был попасть в тюрьму, где ему и место. Там вчерашний представитель номенклатуры организовывает местную тюремную самодеятельность. В это же время Нина получает пост руководителя райкомхоза. И случайность заставляет их встретиться вновь.

Но, как это часто бывает, идея осталась невоплощённой, а самого Леонида Гайдая уже скоро с головой захватил сценарий «Бриллиантовой руки».

Источник: life.ru

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 2 мая в 12:15 на Россия 1

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

Журналист Шурик приезжает на Кавказ, чтобы снять репортаж о местных красотах и традициях, и попадает в Горск, вотчину местного мэра города Георгия Гаджиевича Саахова.

Тот, поддерживая моду, заданную губернатором, задумал жениться на молоденькой красавице, спортсменке и даже экстремалке Нине, которая так понравилась Шурику.

Используя незадачливого журналиста, Саахов и его подручные похищают Нину.

Но поняв, что его разыграли, Шурик бросается спасать любимую девушку.

Фильм «Кавказская пленница!» был впервые показан на 36-м Московском кинофестивале.

Год:

Жанр:

, , комедия,
Режиссер фильма: Максим Воронков, ,

Актеры:

Дмитрий Шаракоис, Михаил Ефремов, Николай Добрынин, Семен Стругачев, , Анастасия Задорожная, Арарат Кещян, Лариса Удовиченко, Сергей Степанченко,Геннадий Хазанов, Юлий Гусман,


Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1966 г.)

Кавказская пленница 2. Комедия, ремейк.

Фильм нужно всем посмотреть!

НОВАЯ КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА Русские мелодрамы 2019, новинки 1080

Источник: www.rustv.de

Оцените статью
Добавить комментарий