Роль главной детали в телевизионном приёмнике старого образца выполняет электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), называемая кинескопом. Принцип её действия основывается на электронной эмиссии. Механизм такой трубки включает в себя:
- электронные пушки;
- фокусирующие и отклоняющие катушки;
- анодный вывод;
- теневую маску для разделения цветных изображений;
- слой люминофора с разными зонами свечения.
Кинескоп, изготовленный из стекла, внутри покрывают дискретным люминофором. Покрытие состоит из триад — совокупности трёх точек, каждая из которых соответствует красному, синему и зелёному цвету.
Точка, входящая в триаду, принимает на себя луч, исходящий от конкретной электронной пушки, и начинает испускать свет разной интенсивности. Для достижения необходимого оттенка в конструкцию трубки встраивают специальные металлические решётки теневого, щелевого или апертурного типа.
Как работает кинескопный телевизор?
Подойдем к экрану включенного телевизора и пристально приглядимся к нему (лучше, через увеличительное стекло). Мы увидим, что изображение состоит из мельчайших точек или полосок. Эти точки переливаются цветами, становятся то тусклее, то ярче, но стоит отойти от экрана на шаг — и перед нами снова движущаяся картинка. Человеческий мозг обладает способностью «собирать» из сливающихся воедино точек целую картинку, а последовательность быстро сменяющихся неподвижных изображений мы воспринимаем как движущееся изображение.
Как работает кинескопный телевизор ? Mozaik Education 3D
Экран кинескопного телевизора — это видимая часть сложного электронного прибора, который называется кинескопом и формой отдаленно напоминает грушу.
Там, где у груши черенок, у кинескопа размещено устройство, которое называетсяать электронной пушкой. «Пушка» выстреливает электронными потоками (невидимыми глазу потоками мельчайших частиц) в направлении экрана.
Сам экран покрыт крошечными точками люминофора (именно их мы и видели через лупу). Люминофор — это вещество с особыми свойствами. При попадании на него электронного луча, он начинает светиться, и чем луч мощнее, тем ярче светится люминофор. На экране черно-белого телевизора изображение складывается из таких вот маленьких точек, которые «бомбардирует» электронный луч.
Там, где на люминофор падает особенно мощный поток из «пушки» мы видим яркое свечение, то есть белый цвет. Там где луч послабее — серый. Те же точки, по которым «пушка» в это мгновение не «стреляет», мы воспринимаем как черный цвет. Так из черных, серых и белых точек на экране складывается черно-белая картинка. Точки собраны в строки — идущие справа налево ряды.
Всего таких рядов 625.
Да, но ведь на экране цветного телевизора мы видим не только черный, серый и белый цвета, но и красный, изумрудный, фиолетовый, оранжевый… Как же дело обстоит там? Устройство кинескопа цветного телевизора несколько сложнее. Здесь экран поделен на точки (или полоски), каждая из которых состоит из трех участков люминофора с разными свойствами. Один из участков при попадании на него электронного потока светится зеленым цветом, другой — синим, и третий — красным. Оказывается, все остальные цвета можно получить, смешивая только эти три.
Проведем небольшой эксперимент. Возьмем два карманных фонарика и наденем на стекло фильтры из прозрачной цветной пленки — на один красную, на другой зеленую. Теперь зайдем в темную комнату и направим оба фонарика на стену. Мы видим два круга — зеленый и красный. Теперь сдвинем их вместе.
Там, где круги пересекутся появится участок желтого цвета! А если к двум фонарикам добавить третий, с синим фильтром, и совместить три круга, мы увидим еще три цвета — малиновый, бирюзовый и — там где пересекаются все три круга — белый.
Если бы у нас была возможность сделать так, чтобы один фонарик светил ярче, а другой слабее, то на пересечении кругов получались бы другие оттенки цветов. В них было бы, скажем больше красного, но меньше зеленого, или больше зеленого, но меньше синего. Так можно получить любой цвет — и оранжевый, и лиловый, и бежевый.
Теперь мы понимаем, что для того, чтобы на экране телевизора появилось полноцветное изображение, одного луча из электронной пушки недостаточно. Нужно чтобы каждый из участков люминофора — красный, синий и зеленый — «обстреливался» отдельным лучом. Заставляя светиться эти разноцветные участки то ярче, то более тускло, три луча будут создавать в точке экрана любой цвет, смешивая всего три «самых главных» из них.
Остается самый интересный вопрос. Ведь если электронная пушка черно-белого телевизора «выстреливает» всего одним лучом всего в одну крохотную точку, а в цветном телевизоре таких луча три, то как же возникает изображение одновременно на всем экране? Да еще при этом получается движущаяся картинка.
Действительно, в каждое мгновение три электронных луча «бомбардируют» только одну точку экрана. Но это мгновение настолько коротко, что за секунду лучи «оббегают» все точки люминофора на экране 25 раз. Это настолько быстро, что человеческий глаз видит на экране лишь непрерывно меняющееся изображение. Происходит это благодаря тому, что люминофор после встречи с электронным лучом гаснет не сразу, а еще некоторое время сохраняет свечение. Именно поэтому, пока телевизор не выключен, экран его никогда не гаснет.
Специальные электромагниты, управляемые электрическими сигналами, направляют электронные лучи, заставляя их оббегать все строки экрана за считанные доли секунды!
Вас это заинтересует:
Как появилась удочка из стекловолокна?
Как работает реактивный двигатель?
Что такое лежачий полицейский?
Принцип работы
Чтобы изображение появилось на экране телевизора, луч, выпущенный электронной пушкой, должен последовательно коснуться всех точек в направлении слева направо и сверху вниз, вызвав их свечение. Скорость распространения луча по экрану должна достигать 75 раз в секунду, иначе точки будут гаснуть. Если скорость снизится до 25 раз в секунду, это вызовет мерцание картинки.
Чтобы лучи, коснувшиеся люминофорного покрытия, отражались от него, на горловину кинескопа крепится система, состоящая из четырёх катушек. Создающееся на них магнитное поле способствует отражению лучей в нужном направлении. Отдельные светящиеся точки складываются в единое изображение под действием управляющих сигналов. За каждое направление движения луча отвечает конкретная развёртка:
- строчная обеспечивает прямой горизонтальный ход;
- кадровая отвечает за вертикальное движение.
Кроме прямых траекторий имеются зигзагообразные (от верхнего левого к нижнему правому углу монитора) и обратные ходы. За движение в обратном направлении отвечают сигналы с выключенной яркостью.
Основной технической характеристикой кинескопного экрана считается кадровая частота, измеряемая в герцах. Чем она выше, тем устойчивее будет изображение. Произведение частоты вертикальной развёртки на число строк, выводимых в одном кадре, определяет параметр частоты строк в килогерцах. В зависимости от способа форматирования картинки (построчного или чересстрочного) чётные и нечётные строки могут появляться по очереди либо сразу в течение одного периода кадровой развёртки.
Другой важный параметр — размер люминофорных точек. Он влияет на чёткость выводимого изображения. Чем мельче точки, тем лучше. Чтобы картинка на экране была качественной, расстояние между ними должно составлять 0,26—0,28 мм.
В чёрно-белых телевизорах экран электронно-лучевой труби полностью покрывается люминофором, испускающим только белый свет. Электронный прожектор, закреплённый в горловине трубки, формирует тонкий луч, который производит сканирование экрана по строкам и способствует свечению люминофора. Интенсивность такого свечения регулируется силой видеосигнала, содержащего всю информацию об изображении.
Видеомониторы и видеоадаптеры
Типы видеосистем
В общем случае видеосистема (дисплей) ЭВМ включает монитор, преобразующий сигналы от ЭВМ в изображение на экране в темпе их поступления без запоминания и обработки; и видеоконтроллер для обработки, передачи данных и согласования интерфейсов.
В ЭВМ применяются три основных типа построения видеосистемы
- ее электронные схемы без монитора входят в состав системного блока ЭВМ и в качестве экранного ОЗУ используют основную память ЭВМ;
- ее электронные схемы без монитора входят в состав системного блока ЭВМ и имеют отдельное экранное ОЗУ;
- все ее электронные схемы и монитор выполняются в виде отдельного устройства, связанного с ЭВМ стандартным интерфейсом.
Возможны также различные комбинации типов
Дисплеи ПЭВМ классифицируются по ряду признаков
- по виду отображаемой информации: алфавитно-цифровые, графические и комбинированные;
- по способу формирования изображения графические дисплеи ПЭВМ делятся на векторные и растровые;
- по способу поддержания изображения: с регенерацией и запоминанием изображения в специальных электронных трубках;
- по способу сопряжения монитора с адаптером: композитные и RGB -дисплеи. В RGB -дисплеях сигналы яркости основных цветов передаются от адаптера к монитору по трем отдельным проводам, а в композитных все три сигнала яркости подаются в монитор по одному проводу, где затем разделяются;
- по виду управления: цифровые и аналоговые. В цифровых дисплеях по одному сигналу включается только один уровень яркости. В аналоговых дисплеях яркость и цвет любой точки пропорциональны уровню напряжения управляющего аналогового сигнала. Аналоговые дисплеи поддерживают больше цветов, чем цифровые.
В ПЭВМ обычно применяются растровые монохромные или цветные видеомониторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ). По виду сигнала управления такие видеомониторы, как CGA и EGA, являются цифровыми, а видеомониторы PGA, VGA, SVGA — аналоговыми.
Видеоадаптеры
Видеоадаптеры (дисплейные процессоры) представляют собой специализированные процессоры с собственным набором команд, специфическими форматами данных и собственным счетчиком команд.
Алфавитно-цифровые видеоадаптеры, так же как и принтеры, имеют ПЗУ для хранения постоянного знакогенератора и ОЗУ — для переменного знакогенератора. Страница текста, отображаемая на экране, записывается в видеопамять и координаты каждого символа однозначно определяются его местонахождением в видеопамяти.
Графические видеоадаптеры точечные
Графические видеоадаптеры с произвольным сканированием разделяются на точечные и векторные. В точечных дисплеях любая картинка рисуется из отдельных точек, координаты которых в произвольном порядке задаются в графическом файле. В векторных дисплеях изображение составляется из отдельных векторов, которые задаются в файле координатами начальных и конечных точек.
Для управления точечными дисплеями используются два типа команд: команда рисования точки и команда безусловного перехода. При выполнении каждой команды рисования луч перемещается от точки к точке по указанным в команде координатам, активизируя их. Последней командой графического файла является команда безусловного перехода на начало файла, что обеспечивает регенерацию изображения. При такой организации вычислений адаптер содержит два ЦАП, которые преобразует цифровые координаты точки в напряжения отклонения луча ЭЛТ по координатам X и Y.
Основным недостатком точечных графических адаптеров является то, что координаты каждой точки вычисляются ЦП. От этого недостатка свободны векторные адаптеры.
Графические видеоадаптеры векторные
В векторных графических адаптерах команды начальной и конечной точки вектора вычисляются ЦП, а рисование векторов осуществляется автоматически специальным блоком — генератором векторов или генератором напряжения развертки.
Для задания координат начала и конца вектора используются абсолютные или относительные координаты. Если используются относительные координаты, то в структуре адаптера добавляется сумматор для сложения базовых координат с относительными. В таких адаптерах используются команды следующего типа: загрузить Х ; загрузить Y и переместить луч в позицию Х, Y ; загрузить Y, переместить луч в позицию X,Y и нарисовать точку; загрузить Y и нарисовать вектор от начальной до конечной точки; безусловный переход. Если адаптер работает в абсолютных координатах, то ЦП сильно загружен в режиме редактирования или перемещения изображения.
Графические видеоадаптеры растровые
Графические адаптеры растрового типа позволяют создавать изображение с непрерывным уровнем яркости, т.к. вывод содержимого видео-ЗУ на экран всегда производится с постоянной частотой и обеспечивается одинаковая яркость для векторов разной длины. Адаптеры такого типа обладают отсутствием мерцания, возможностью наложения изображения из видео-ЗУ на стандартное телевизионное изображение от телекамеры или видеомагнитофона.
В растровых адаптерах каждая точка изображения вычисляется и записывается в видео-ЗУ. Такое ЗУ должно быть большой емкости и его быстродействие должно быть соизмеримо с работой монитора. Графический файл преобразуется сначала в векторный, где осуществляется масштабирование и перемещение изображения, а затем векторный файл преобразуется в растровую форму, где каждый вектор заменяется последовательностью пиксель, записываемых в видео-ЗУ. С учетом этого в структуре растровых адаптеров выделяют два процессора — векторный и растровый.
Растровый графический процессор работает под управлением своей программы. Входными данными для него являются команды, записанные в ОЗУ ДФ и описывающие вектора, которые программным или аппаратным способом должны быть преобразованы в пикселы. Вычисленные точки вектора между его начальными и конечными точками записываются в видео-ЗУ.
Видеоконтроллер формирует видеосигналы на видеомонитор, для чего производится периодический опрос ячеек видео-ЗУ. РГП выполняет также кодирование изображения — вычисление пиксель по полученному списку векторов, определяющему небольшую часть изображения (окно), которое можно перемещать по экрану. В связи с этим РГП должны обладать большим быстродействием.
Для черно-белых адаптеров для задания атрибутов пиксела отводится один бит, если он установлен, то это означает черный цвет.
Для создания тонового черно-белого изображения видео-ЗУ имеет несколько плоскостей, число которых определяется количеством градаций черно-белого тона. Разрядность задания атрибутов пикселя n и число градаций тона L связаны между собой соотношением n=log2L. Считанный из видео-ЗУ двоичный код пикселя преобразуется на ЦАП в напряжение, соответствующее требуемому уровню тона.
Способы формирования цветного изображения Цветные изображения могут быть получены двумя способами. Первый способ основывается на первичной форме изображения в графическом файле с постоянно заданным цветом. В ячейки видео-ЗУ записываются все атрибуты цвета, например, красный ( R ), синий ( B ) и зеленый ( G ) цвет.
Затем двоичные коды интенсивности каждого цвета преобразуются ЦАП в уровни напряжения (рис, а). Для простого изображения достаточно иметь три слоя атрибутов пиксела. Цвет изображения можно поменять, только изменив графический файл.
Второй способ позволяет выводить цветные изображения с изменяемым цветом. В состав видеоконтроллера вводится специальное ЗУ, в котором записывается таблица цветов (рис. б). Каждый пиксель содержит адрес этой таблицы. Меняя адреса таблицы цветов можно изменить цвет изображения.
Возможные проблемы
При работе кинескопного телевизора могут возникать разные неполадки. Причина их возникновения кроется в поломке деталей электронно-лучевого механизма.
Выход из строя питающего блока приведёт к тому, что прибор не будет включаться. Для проверки его работоспособности нужно сначала отключить каскад строчной развёртки, выполняющий роль нагрузки, затем впаять в схему бытовую лампу. Отсутствие света в лампе говорит о том, что блок питания неисправен.
Выявление проблем в строчной развёртке осуществляется с применением такой же лампы. Постоянное её свечение сигнализирует о неисправности выходного транзистора. В нормальном состоянии лампа должна вспыхивать и гаснуть.
При светящейся горизонтальной полосе следует обратить внимание на развёртку кадров. Чтобы восстановить её работу, потребуется снизить уровень яркости, тем самым защитив люминофорный слой. Дополнительно нужно проверить исправность задающего генератора и выходного каскада. При этом обязательно следует учитывать, что их рабочее напряжение находится в диапазоне 24—28 вольт.
Полное отсутствие свечения чаще всего может быть вызвано проблемами с питанием кинескопа. В процессе диагностики потребуется проверить нить накала и уровень напряжения на ней. Если целостность нити не нарушена, тогда выходом станет наматывание обмотки. Замены трансформатора в этом случае не потребуется.
При проблемах с блоком цветности и видеоусилителем пропадает звук. Противоположная ситуация, когда при наличии звука не будет изображения, означает наличие неполадки в низкочастотном усилителе. Если вместе со звуком исчезнет изображение, тогда причину стоит искать в неисправно работающем радиоканале, запускающем видеопроцессор и тюнер.
Услуги по ремонту телевизоров
Для устранения неполадок в работе телевизионного приёмника своими силами необходимо иметь соответствующие знания об устройстве и работе кинескопа. Если таких знаний нет, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам. Найти фирму, производящую ремонт ЭЛТ телевизоров, не составит труда.
Большинство таких фирм предоставляет клиентам удобный способ ремонта (в мастерской или на дому) и бесплатную диагностику. Опытные мастера быстро диагностируют проблему и устраняют её, используя для этого качественные детали, рекомендованные производителями телевизоров, и современное оборудование. На все проведённые работы даётся гарантия. Все проблемы, возникшие в период действия гарантийного срока, устраняются бесплатно
Источник: etkonline.ru
Телевизоры кинескопные: устройство, возможные неисправности
Если подойти к кинескопному телевизору очень близко, можно обнаружить, что картинка на его экране состоит из миниатюрных точек. Они мерцают, горят ярче или тускнеют. Если же отойти подальше, происходящее на экране воспринимается как движущаяся картинка. Это объясняется умением человеческого мозга все собирать в единое целое.
Экраны кинескопных телевизоров по форме похожи на грушу. В месте «черенка» расположена так называемая электронная пушка, которая направляет электронные ручьи на экран. Поверхность экрана наполнена точками люминофора. Это вещество, которое светится при попадании на него электролуча. Из этих мельчайших точек и складывается целая картинка на экране кинескопных телевизоров.
Откуда появляется цвет?
Экран цветного кинескопного телевизора устроен еще сложнее. На нем люминофоры обладают различными свойствами и светятся зеленым, синим и красным цветом. Все прочие цвета получаются в результате смешивания этих трех.
Электронный луч стремительно выстреливает в экран и воздействует на точки люминофора 25 раз за мгновение. В итоге глаз человека видит движущееся изображение. Электролучи «пробегают» по всем строчкам на экране за кратчайшие мгновения.
Устройство и принцип работы кинескопного телевизора
Многих любителей ретро техники интересует вопрос о том, из чего состоит кинескопный ТВ. Конструкция проста: стеклянная колба, на одном конце которой прикреплена электронно-лучевая трубка, а на другой установлен сам экран, что покрыт специальным фосфоросодержащим составом.
Из трубки будет исходить поток электронов, которые также называют электронным лучом. Луч направляется на фосфорные пиксели, после чего начинается свечение.
Кинескопные ТВ различались на две разновидности: чёрно-белые и цветные.
В чёрно-белых моделях была установлена только одна лучевая трубка, а в цветных разновидностях их три, чтобы передавать синий, красный и зелёный цвета.
Электронный луч направляется с левой на правую сторону, создавая пиксельную линию, после чего перемещается в нижнее направление, создавая новую линию. Поскольку луч перемещается очень быстро, человеческий глаз не может воспринимать картинку целиком.
Технические характеристики
Кинескопные телевизоры различаются техническими параметрами:
- Размер экрана. Чем он больше, тем объемнее сам телевизор. Это значит, что самый большой телевизор сможет уместиться не во всех помещениях. Если габариты комнаты скромные, технику необходимо выбирать тоже небольшую. Самый миниатюрный телевизор обладает диагональю в 10 дюймов. Популярностью пользуются модели с диагоналями от 14-15 дюймов, а также 20-25. Наиболее крупные – 29- и 34-дюймовые. Выбирая экран, следует заранее определить место размещения аппарата в комнате. Обязательным требованием является наличие пространства между корпусом и стеной. Иначе техника быстро выйдет из строя.
- Формат экрана. Обычно используется 4:3. Широкоформатное изображение 16:9 предпочтительно для просмотра фильмов. В телевизорах есть также автоподстройка формата.
- Развертка, а точнее ее частота, указывает на качество изображения. В прежних моделях она равнялась 50 Гц, поэтому у зрителя возникало ощущение, что картинка постоянно мерцает. Позже частота была увеличена до 100-120 Гц.
- Динамики. В небольших моделях они обычно встроены, крупногабаритные варианты обладают стереоколонками.
- Разъемы для подключения устройств. Модели, которые производятся в наши дни, уже оснащаются не только разъемами для подключения антенны. Как правило, в них есть аудио- и видеовыходы, к которым можно подсоединить видео- и DVD-технику.
Разъемы в кинескопных телевизорах
На кинескопных телевизорах устанавливали только аналоговые типы разъемов. Современное ЖК оборудование дополнительно оснащают цифровыми входами.
- RF вход. Разъём используют, чтобы подключать к телевизору антенну, спутниковые коробки или DVD. Качество приема сигнала не самое высокое.
- A/V вход. Такое оборудование часто называют тюльпанами. Обычно производители устанавливать специальные цветовое обозначение на портах – жёлтый, белый и красный. Аудио и видео сигнал передается отдельно по каждому кабелю.
- S-Video. Такой вариант довольно часто применяют и в современных условиях, поскольку через такие порта удобно подключать различные DVD аппараты и игровые приставки.
- SCART. Это длинный и плоский порт, имеющий 21 контакт. Через такой выход можно передавать видео и звук и даже цифровые телеканалы.
Преимущества и недостатки
Плюсами ЭЛТ-телевизоров считаются:
- доступная стоимость;
- разнообразие выбора моделей;
- отличное качество картинки;
- реалистичность цвета;
- долгий срок эксплуатации.
К минусам технологии можно отнести:
- большие габариты;
- отрицательное воздействие на органы зрения при длительном просмотре.
Проблемы с изображением
Рассмотрим наиболее распространенные неисправности кинескопных телевизоров:
- Мутное изображение на экране. Это происходит по причине поломки кинескопа. Мастер при ремонте может выполнить дополнительную обмотку на трансформаторе, однако в перспективе нужно будет поменять экран. Если же на экране появилось яркое свечение с тонкими горизонтальными прожилками, такой кинескоп не подлежит восстановлению.
- Экран погас. Это происходит, когда обрывается нить накала или обнаруживается замыкание катодов. При такой неисправности мастер проверяет наличие цепи между контактами. Если цепи нет, экран не может быть восстановлен. В другом случае мастер запаивает контакты и устраняет поломку.
- Смещение изображения. При этом попадание лучей на люминофор нарушается. Можно попробовать постучать каучуковым предметом по краям, но чаще всего приходится менять кинескоп.
Современные телевизоры с ЭЛТ (кинескопом)
Начало развития цветного телевидения и о первых цветных телевизорах я рассказал Вам в прошлой статье, а сейчас речь пойдёт о современных цветных телевизорах, использующий в качестве экрана — кинескоп. Готовы?, тогда начнём
Новый виток в отечественном телевидении начался с 1977
года, когда были выпущены первые телевизоры на гибридных сборках (микросхемах), произошёл полный отказ от использования ламп в телевизорах, хотя «ламповые модели» ещё выпускались некоторое время (нужно ж было куда-то их запасы использовать ) Перед Вами одна из первых моделей так называемых «упимцев» —
Славутич Ц-202
с диагональю экрана 61 см.
УПИМЦТ
расшифровывалось как:
У
нифицированный
П
олупроводниково —
И
нтегральный
М
одульный
Ц
ветной
Т
елевизор
Давайте рассмотрим его поближе Благодаря отказу от использования ламп, значительно снижена потребляемая мощность, ему уже не был нужен отдельный автотрансформатор (хотя это — спорный вопрос, не так уж он хорошо держал пониженное напряжение сети), не нужно было ждать полторы минуты до его полного запуска, так как «высокое» появлялось сразу, а изображение — секунд через 10, после прогрева «накала». Однако, были и минусы, причём, весьма значительные. Быстрое включение и резкое появление высокого напряжения снижали срок службы кинескопа, а его «знаменитую» строчную развёртку на двух тиристорах КУ-221
мастера ещё долго будут вспоминать «добрым» словом.
году появился первый
УСЦТ
(
У
нифицированный
С
тационарный
Ц
ветной
Т
елевизор)
Электрон Ц-380
с кинескопом
51ЛК2Ц
, выпущенным в Воронеже (судя по наклейке), под пристальным присмотром зарубежных коллег и на их оборудовании, однако, согласно другим источникам, это был полностью импортный кинескоп (они ещё работают до сих пор (. ) и скисать пока не собираются, во качество было-то ) с самосведением лучей, но об этом, чуть ниже
Это был серьёзный прорыв вперёд: в телевизоре был применён импульсный блок питания, позволивший снизить потребляемую мощность до 80-90Вт, он имел стандартные блоки, используемые практически во всех последующих моделях, появилась возможность серьёзно модернизировать и усовершенствовать «это чудо», так как, благодаря стандартным разъёмам и размерам модулей, устаревшие можно было заменить более новыми.
К «Электрону
» стало возможным подключить модуль дистанционного управления (сначала 8-и каналку (кака ещё та… ), а после — современные 55 и 90 канальные системы с графическим отображением информации), декодер ПАЛ, для возможности видеть в цвете фильмы с первых привезённых видиков, блоки сопряжения по низкой частоте (НЧ вход-выход типа «тюльпан»), устанавливать расширенные приёмные блоки для приёма кабельного ТВ…
Конечно, не всё было гладко, мастера ещё помнят «извращения» конструкторов под названием «Оризон
» и «
Электрон
» 5-й серии с вечно проблемными дистанционками и радиоканалом, рассыпающиеся корпуса «
Альфы
«, а вот лучшими моделями того времени я бы назвал «
Электрон-Ц423ДИ
» в отличном и симпатичном пластмассовом корпусе и модель 4305, имеющая хорошую встроенную дистанционку, но вот корпус…. можно было и по современней сделать
На этом историю о советских телевизорах можно считать законченной, почти всё, что было дальше — было либо полным извращением, либо «слизано» с зарубежных схем и моделей, а после — на заводах стала идти только сборка моделей зарубежных изготовителей, в современных «Электронах» и «Горизонтах» мало что осталось от этих знаменитых брендов
В 90-х годах, после развала СССР и открытия границ, в нашу страну мощным потоком хлынула волна импортной техники, сначала её привозили с собой люди, побывавшие там, а после — импортные телевизоры стали вовсю продаваться в наших магазинах. В сравнении с нашими телевизорами, импорт выигрывал по всем параметрам (размерам, функциям, краскам, чёткости), кроме цены, а такая «мелочь» как пульт — была нормой
В то время, когда наш «максимум» был кинескоп с диагональю экрана 61 см и дельтообразным расположением пушек, требующих серьёзного модуля сведения лучей), за границей уже выпускались диагонали до 72 см с самосведением лучей. Что это значит? Сейчас расскажу
Первые цветные кинескопы, без «самосведения» лучей использовали маску (металлическую пластину) с круглыми отверстиями, цветной люминофор, на внутренней поверхности экрана кинескопа, так же располагался «треугольником», как и сами электронные пушки
В кинескопах с самосведением, пушки располагались горизонтально, теневая маска была способна пропустить большее количество вылетевших электронов, кроме того, такое расположение позволило занять большую площадь экрана люминофором, следовательно — свечение стало более ярким, а тёмных пятен — меньше, так же отпала необходимость в отдельном блоке сведения лучей
Значительную роль в развитии сыграла японская корпорация SONY
, выпустившая в
1964
году первый полупроводниковый (безламповый) телевизор, а в
1968
— разработав свой знаменитый «
тринитрон
» — кинескоп, с полностью раздельными электродами для каждого из трёх основных цветов (пушек) и, в
1982
году —
апертурной решёткой
. В кинескопах с апертурной решёткой вместо триад (участок из трёх люминофорных «точек»: красной, зелёной и синей) используются тончайшие вертикальные люминофорные нити, содержащие полосы трёх цветов. Расстояние между этими нитями было минимальным, что значительно повышало чёткость изображения, а вместо алюминиевой маски с отверстиями были использованы тонкие нити (проволока), натянутые снизу вверх
Следующим шагом было «уплощение» кинескопа. Если раньше экран был частью «сферы», то в дальнейшем — это уже часть цилиндра (опять же заслуга SONY
), а далее, в конце
90-х
фирма
Thomson
представила первый телевизор с полностью плоским экраном кинескопа. Вот жаль только, что «посыпались» эти кины гораздо быстрее, чем расчитывали их производители, в отличии от тех же «древних»
Videocolor
, которые работают и по сей день с безупречными красками, хотя не являются абсолютно плоскими
Одновременно велись разработки по увеличению угла отклонения лучей в кинескопе, в 1961
году
Thomson
выпустил первый телевизор с кинескопом
110
градусов, что позволило уменьшить глубину корпуса телевизора, хотя, справедливости ради, следует отметить, что сами телевизоры, выпускаемые фирмой
Thomson
, всегда отличались просто огромными неудобными «квадратными» корпусами, вот такой парадокс
Погоня за «плоскостью» экрана и уменьшением длинны горловины кинескопа имела не только положительные моменты, к весьма большому минусу можно отнести ухудшение сведения лучей по краям кинескопа, читать субтитры становилось всё сложнее, а телевизоры потребовали весьма сложные и мощные блоки коррекции. Связано это с тем, что луч стал проходить разное расстояние, обеспечив его «фокус» в центре, мы стали терять его по краям, тоже было и с коррекцией: по этой же причине (разное расстояние от пушки до различных участков экрана кинескопа) буквы на субтитрах и лица актёров стали изменять свою «ширину» в зависимости от того, были они по центру или по краям
Можно было бы уже и остановиться, но нет, крупнейшая компания по выпуску кинескопов LG.Philips Displays
объявляет о создании «тонкого» укороченного кинескопа:
Slim
, а потом —
Super
и
Ultra Slim
.Угол отклонения лучей достигает 150 градусов, корпус ТВ становится короче в половину при внушительном размере экрана (до 72 см или 29 дюймов)
Всё бы хорошо, только масса телевизоров с такими кинескопами стала просто огромной, за счёт толстенного 10-и сантиметрового стекла, а иначе — кинескоп просто сплющится, ведь внутри его — вакуум (совсем ничего нет ). О нормальном сведении и коррекции можно было забыть навсегда, а надёжность электрической схемы внутри …, зато он отлично помещался в шкафу, не выпирая на пол метра из него
Последнее, о чём осталось тут рассказать, это о 100Гц телевизорах, точнее, о телевизорах, имеющих частоту кадровой развёртки 100Гц, читайте все секреты в статье: Частота развёртки: 50 и 100Гц
Источник: akzatochka.ru
Как называется покрытие внутри кинескопа
Роль главной детали в телевизионном приёмнике старого образца выполняет электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), называемая кинескопом. Принцип её действия основывается на электронной эмиссии. Механизм такой трубки включает в себя:
- электронные пушки;
- фокусирующие и отклоняющие катушки;
- анодный вывод;
- теневую маску для разделения цветных изображений;
- слой люминофора с разными зонами свечения.
Кинескоп, изготовленный из стекла, внутри покрывают дискретным люминофором. Покрытие состоит из триад — совокупности трёх точек, каждая из которых соответствует красному, синему и зелёному цвету.
Точка, входящая в триаду, принимает на себя луч, исходящий от конкретной электронной пушки, и начинает испускать свет разной интенсивности. Для достижения необходимого оттенка в конструкцию трубки встраивают специальные металлические решётки теневого, щелевого или апертурного типа.
Дефекты кинескопов
Большинство специалистов считают, что в кинескопах случаются лишь два вида неисправностей — короткое замыкание между электродами, либо пониженная эмиссия, поскольку многие рекомендуемые методики и приборы для тестирования кинескопов сводят все многообразие возможных проверок к измерению эмиссии катодов и к выяснению, нет ли междуэлектродного замыкания. Однако каждая из этих обширных категорий включает в себя ряд промежуточных, дефектных состояний, которые необходимо идентифицировать для надежной диагностики и восстановления.
Оборванная (перегоревшая) нить накала не может нагреть катоды. Кинескоп с такой неисправностью восстановлению не подлежит. Однако такое случается довольно редко, поскольку нити накала изготавливаются довольно качественные и надЈжные.
Замыкание нити накала с катодом
Замыкание нити накала с катодом происходит, когда эти два элемента соприкасаются из-за деформации хотя бы одного из них (как правило, нити накала в результате провисания, при работе, из-за больших температурных режимов), либо в результате попадания в промежуток между ними частички проводящего материала. Симптомы этой неисправности зависят от того, как питается нить накала.
Если на неЈ подается переменное напряжение 50 Гц с накальной обмотки трансформатора, то при замыкании нити накала с катодом на изображении появляются “тянучки”, ослабляется контраст, и возможно появление линий обратного хода. Часто накальное напряжение снимается с отдельной обмотки строчного трансформатора, тогда замыкание может остаться незамеченным, если эта обмотка не имеет непосредственной гальванической связи с общим проводом.
Наличие такой связи в сочетании с замыканием нити накала, конечно, нарушит режим кинескопа, изображение исчезнет, левая часть экрана (примерно половина или треть) будет залита белым светом, а в правой части растр будет менее ярким. Часто замыкание Н-К появляется только после того, как телевизор поработает некоторое время.
В этом случае оно обнаруживается по внезапному появлению на изображении дефектов, о которых упоминалось выше. Обнаружить замыкание нити накала кинескопа очень легко, если оно носит постоянный характер, присоединив щупы омметра к соответствующим выводам кинескопа. Разумеется, перед этим необходимо снять панельку с цоколя.
Если переходное сопротивление мало (от единиц до десятков Ом), это означает, что замыкание вызвано провисанием нити накала, а более высокие значения сопротивления показывают, как правило, что в промежуток Н-К попала посторонняя частица. И в том и в другом случае не следует пытаться устранить замыкание прожогом, как это делается при замыканиях катод-управляющая сетка, поскольку существует реальная опасность повредить при этом нить накала и окончательно загубить кинескоп. Самый эффективный способ устранить последствия замыкания нити накала, это подать напряжение накала через развязывающий трансформатор малой емкости. Наиболее просто это получается, если подогрев катода осуществляется от строчного трансформатора. Развязывающий трансформатор, в этом случае можно изготовить, намотав на кольце КЗ 1Х8,5Х6 из феррита М2000НМ две одинаковые обмотки по 22 витка проводом ПЭВ-0,75.
Замыкания управляющей сетки с катодом
Нелинейность передаточной характеристики (“гамма-дефект”)
Каждый электронный прожектор кинескопа характеризуется зависимостью тока луча от смещения на управляющей сетке гамма характеристикой. Для хорошей передачи всех градаций яркости эта зависимость должна быть по возможности линейной. Нарушение линейности гамма характеристики называется “гамма-дефект”.
Кинескоп с такой неисправностью выдает перенасыщенные яркие области изображения и глубокие темные места, а число градаций серого невелико. Изображение принимает “силуэтный” характер. Вопреки распространенному мнению о том, что эта неисправность характерна для “газящих” трубок, на самом деле она вызвана дефектным катодом. “Гамма-дефект” возникает, когда центральная область катода теряет способность выдавать достаточный ток из-за повреждения эмиссионного слоя. Центр катода изнашивается обычно раньше периферийных областей, потому что края начинают давать свой вклад в ток луча только на ярких участках изображения, и потому дольше сохраняют эмиссионную способность.
Возникновение гамма дефекта при истощении центра катода
Восстановить приемлемое качество работы такого катода можно единственным способом, уменьшив по абсолютной величине напряжение смещения. Катод управляющая сетка. Это проделывается путем увеличения постоянного напряжения на управляющей сетке, в результате чего расширяется рабочая область катода в начальном участке гамма характеристики. В цветных кинескопах с планарным расположением электронных прожекторов и с само сведением такая операция, как правило, не удается, потому что все три управляющие сетки электрически соединены между собой, и чтобы не нарушить баланс белого, приходится регулировать смещение путем уменьшения постоянного напряжения на дефектном катоде. При этом наступает ограничение видеосигнала снизу, и теряется яркость светлых участков изображения.
Причиной пониженной яркости изображения часто бывают катоды с загрязненной поверхностью (так называемые “отравленные” катоды) Загрязнения, которые обычно являются продуктами химических реакций взаимодействия остатков воздуха в баллоне кинескопа с горячим материалом катода, действуют как покрытие, мешающее электронам покидать поверхность катода. Если загрязнения покрывают всю поверхность катода, кинескоп выдает пониженную яркость во всех градациях.
Часто загрязнения обнаруживаются только на краях катода, потому что на центральной части они не удерживаются из-за постоянной эмиссии. В результате при нормальных черных и серых тонах имеется пониженная яркость белых участков изображения (в отличие от “гамма дефекта”), что приводит к ослаблению контраста. Кинескоп с такой неисправностью можно попытаться восстановить.
Способ восстановления заключается в следующем: на подогреватель подается пониженное накальное напряжение, а к управляющей сетке прикладывается положительное напряжение около 200 V. Ток катода при этом следует ограничить значением 100 мА, а время воздействия должно быть не более 1,0 — 1,5 секунд во избежание перегрева катода. Поверхность катода “вскипает”, загрязнения срываются с его поверхности под действием положительного напряжения смещения и оседают на управляющей сетке, где они уже не опасны. Такая операция при необходимости повторяется до трех раз, причем после каждого цикла необходимо контролировать ток эмиссии катода, т. е. проверять, насколько эффективно идет процесс восстановления. Если после трех циклов восстановления ток эмиссии не возрастет до приемлемого уровня, следует повторить эту операцию при токе катода 150 мА Для контроля тока эмиссии и для восстановления “отравленных” катодов удобно воспользоваться прибором, принципиальная схема которого и конструкция описаны в журнале “Радио” №10 за 1991 год.
Принцип работы
Чтобы изображение появилось на экране телевизора, луч, выпущенный электронной пушкой, должен последовательно коснуться всех точек в направлении слева направо и сверху вниз, вызвав их свечение. Скорость распространения луча по экрану должна достигать 75 раз в секунду, иначе точки будут гаснуть. Если скорость снизится до 25 раз в секунду, это вызовет мерцание картинки.
Чтобы лучи, коснувшиеся люминофорного покрытия, отражались от него, на горловину кинескопа крепится система, состоящая из четырёх катушек. Создающееся на них магнитное поле способствует отражению лучей в нужном направлении. Отдельные светящиеся точки складываются в единое изображение под действием управляющих сигналов. За каждое направление движения луча отвечает конкретная развёртка:
- строчная обеспечивает прямой горизонтальный ход;
- кадровая отвечает за вертикальное движение.
Кроме прямых траекторий имеются зигзагообразные (от верхнего левого к нижнему правому углу монитора) и обратные ходы. За движение в обратном направлении отвечают сигналы с выключенной яркостью.
Основной технической характеристикой кинескопного экрана считается кадровая частота, измеряемая в герцах. Чем она выше, тем устойчивее будет изображение. Произведение частоты вертикальной развёртки на число строк, выводимых в одном кадре, определяет параметр частоты строк в килогерцах. В зависимости от способа форматирования картинки (построчного или чересстрочного) чётные и нечётные строки могут появляться по очереди либо сразу в течение одного периода кадровой развёртки.
Другой важный параметр — размер люминофорных точек. Он влияет на чёткость выводимого изображения. Чем мельче точки, тем лучше. Чтобы картинка на экране была качественной, расстояние между ними должно составлять 0,26—0,28 мм.
В чёрно-белых телевизорах экран электронно-лучевой труби полностью покрывается люминофором, испускающим только белый свет. Электронный прожектор, закреплённый в горловине трубки, формирует тонкий луч, который производит сканирование экрана по строкам и способствует свечению люминофора. Интенсивность такого свечения регулируется силой видеосигнала, содержащего всю информацию об изображении.
Как работают жидкокристаллические телевизоры
Теперь вы знаете принцип работы старых кинескопных телевизоров, но сейчас их почти повсеместно вытеснили жидкокристаллические или плазменные аналоги. Что же лежит в основе их работы?
В жидкокристаллических телевизорах (они же LCD – Liquid Crystal Display) картинка на экране формируется специальной внутренней системой – матрицей, состоящей из поляризационных фильтров и жидких кристаллов. Эта матрица равномерно освещается светом с тыльной стороны, она же осуществляет управление освещением всех ячеек или пикселей жидких кристаллов. На основании этого управления на экране телевизора и рисуется необходимое цветное изображение.
Умная матрица из белого света (который как мы знаем из физического закона о дисперсии, имеет в себе закодированным весь спектр цветов) выделяет три других основных цвета (красный, зеленый и синий), а комбинация этих цветов в свою очередь позволяет воспроизвести любой цвет цветовой палитры.
Возможные проблемы
При работе кинескопного телевизора могут возникать разные неполадки. Причина их возникновения кроется в поломке деталей электронно-лучевого механизма.
Выход из строя питающего блока приведёт к тому, что прибор не будет включаться. Для проверки его работоспособности нужно сначала отключить каскад строчной развёртки, выполняющий роль нагрузки, затем впаять в схему бытовую лампу. Отсутствие света в лампе говорит о том, что блок питания неисправен.
Выявление проблем в строчной развёртке осуществляется с применением такой же лампы. Постоянное её свечение сигнализирует о неисправности выходного транзистора. В нормальном состоянии лампа должна вспыхивать и гаснуть.
При светящейся горизонтальной полосе следует обратить внимание на развёртку кадров. Чтобы восстановить её работу, потребуется снизить уровень яркости, тем самым защитив люминофорный слой. Дополнительно нужно проверить исправность задающего генератора и выходного каскада. При этом обязательно следует учитывать, что их рабочее напряжение находится в диапазоне 24—28 вольт.
Полное отсутствие свечения чаще всего может быть вызвано проблемами с питанием кинескопа. В процессе диагностики потребуется проверить нить накала и уровень напряжения на ней. Если целостность нити не нарушена, тогда выходом станет наматывание обмотки. Замены трансформатора в этом случае не потребуется.
При проблемах с блоком цветности и видеоусилителем пропадает звук. Противоположная ситуация, когда при наличии звука не будет изображения, означает наличие неполадки в низкочастотном усилителе. Если вместе со звуком исчезнет изображение, тогда причину стоит искать в неисправно работающем радиоканале, запускающем видеопроцессор и тюнер.
Преимущества и недостатки
Основные плюсы или что ценного в кинескопе:
- Большое разнообразие моделей.
- Низкая цена за продукцию.
- Надежные технологии и схематехника.
- Естественная цветопередача, а также хорошее качество изображения.
- Срок службы составляет больше 15 лет
- Ремонтом кинескопных телевизоров занимаются не везде. Современные мастера специализируются больше на жидкокристаллических ТВ. Поэтому неисправности кинескопных телевизоров мало где получится устранить. Стоит отметить, неисправности могут возникать чаще, чем на ЖК экранах. К примеру, если не включается Самсунг, Ролсон или Erisson, то крайне сложно будет искать ремонтника. Распространенные поломки: монитор не светится, но звук есть, индикатор горит, но не включается экран, щелкает реле при включении аппарата, появляется широкая полоса на экране кинескопа из-за проблем с кадровой разверткой.
- Размер экрана небольшой. Если человек смотрел фильмы на большом современном телевизоре, ему будет некомфортен кинескопный вариант.
- Аппарат тяжёлый и имеет внушительные габариты. Современные теле аппараты плоские и весят меньше по сравнению с увесистыми старыми моделями.
- Проблемы с подключением цифрового вещания. Потребуется покупать специальные приставки и настраивать их.
- Кинескопный телевизор нельзя повесить на стену, поскольку он будет занимать много места.
- Экран может начать «осыпаться» точками. В таком случае понадобится замена кинескопа в телевизоре. Если не найти мастерскую, то производить демонтаж придется самостоятельно. Также возникают трудности в покупке самого кинескопа.
- Сложности с утилизацией из-за больших габаритов.
Услуги по ремонту телевизоров
Для устранения неполадок в работе телевизионного приёмника своими силами необходимо иметь соответствующие знания об устройстве и работе кинескопа. Если таких знаний нет, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам. Найти фирму, производящую ремонт ЭЛТ телевизоров, не составит труда.
Большинство таких фирм предоставляет клиентам удобный способ ремонта (в мастерской или на дому) и бесплатную диагностику. Опытные мастера быстро диагностируют проблему и устраняют её, используя для этого качественные детали, рекомендованные производителями телевизоров, и современное оборудование. На все проведённые работы даётся гарантия. Все проблемы, возникшие в период действия гарантийного срока, устраняются бесплатно
Ремонт кинескопных телевизоров
Телевизор – одно из самых широко распространенных устройств частой эксплуатации, встречающееся практически в каждом доме. Кинескопные или, как их сокращенно называют, ЭЛТ телевизоры отличаются надежностью, долговечностью и пользуются популярностью и по сей день. За многие годы они поистине стали традиционным атрибутом в гостиных комнатах многих семей.
Это те самые «старые» телевизоры, безупречно служащие десятилетиями и со временем обретающие статус практически «члена семьи». Что же делать, если «любимец» вышел из строя? Возможен ли самостоятельный ремонт? С чего следует начать диагностику неисправностей? Давайте разбираться.
Источник: okna-veka64.ru