Когда по ТВ а зори здесь тихие

Содержание

Трейлер фильма

А зори здесь тихие.

Май 1942 года. В самый разгар Великой Отечественной Войны, вдалеке от линии фронта, у забытого богом разъезда фашисты выбрасывают десант с целью пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско–Балтийский канал. Это не обычные солдаты-пехотинцы, это опытные, тренированные диверсанты, элита войск СС, «сверхлюди». А против них — старшина Васков и пятеро девчонок-зенитчиц.

Казалось бы, бой местного значения, но на кону — стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Смогут ли старшина и его хрупкие новобранцы предотвратить нацистскую диверсию, и какой ценой?

Аннотация

Май 1942 года. В самый разгар Великой Отечественной Войны, вдалеке от линии фронта, у забытого богом разъезда фашисты выбрасывают десант с целью пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско–Балтийский канал. Это не обычные солдаты-пехотинцы, это опытные, тренированные диверсанты, элита войск СС, «сверхлюди». А против них — старшина Васков и пятеро девчонок-зенитчиц.

А зори здесь тихие. Большое кино

Казалось бы, бой местного значения, но на кону — стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Смогут ли старшина и его хрупкие новобранцы предотвратить нацистскую диверсию, и какой ценой?

Реал Дакота (производство) , Star Media (производство) , Интерфест (производство) , Российское военно-историческое общество (поддержка) , Фонд Кино (поддержка)

Источник: ruskino.ru

“Исповедь старого человека”. Гость “Козельска” – Андрей Мартынов, тот самый старшина Васков из советского шедевра “А зори здесь тихие”

Мы прогуливались по Патриаршим прудам, кормили уток и голубей, больше часа просидели на одной из скамеек в центре столицы. За всё это время никто Андрея Мартынова не узнал. Примета времени – если лицо не мелькает на экранах и если ты не звезда интернета – значит, толпы поклонников будут бегать не за тобой.

Впрочем, и толпы, и письма вагонами, и красные дорожки – всё это у Мартынова было. И его первая роль принесла ему мировую славу – старшина Васков из фильма «А зори здесь тихие» стал кумиром Восточной Европы и Китая. Тогда – в семидесятые-восьмидесятые – в него были влюблены не миллионы, а миллиарды зрителей.

Но даже такая популярность – временная. «Сегодня я обычный пенсионер», – говорит Андрей Леонидович и искренне не понимает, почему его судьбой ещё интересуются журналисты. Перед началом интервью предупреждает: «Я буду говорить только о фильме, иначе получится исповедь старого человека». Но получилась именно исповедь, потому что настоящие актеры по-другому не умеют.

—Андрей Леонидович, я всегда был уверен, что Васков, скажем так, не первой молодости – эти его усы огромные, мудрые глаза, а оказалось, что в момент съемок, весной 71-го, вам было всего 25 лет…

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ». ИНТЕРЕСНЫЕ И НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ, ЕГО СОЗДАТЕЛЯХ И АКТЕРАХ.

— Действительно, мне было 25 лет. И кстати, мой возраст смущал режиссера – Станислава Ростоцкого. Я не то, что войны не видел, я родился уже после Победы. Но я прошел армию, был признан со 2 курса ГИТИСа. Все наше поколение тогда ходило в армию.

— И это была армия не та, что сейчас.

— Я служил в Средней Азии, это была система ПВО, наши её тогда только налаживали, потому что был случай, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик пролетел над советской территорией, в том числе над Азией совершенно, беспрепятственно – наших зенитно-ракетных войск там тогда ещё не было. Самолет, правда, сбили над Средним Уралом, но выводы сделали – в Среднюю Азию перебросили дивизию, и вот в ней я служил.

Еще по теме:  Что такое кэш системы в телефоне

А начальник дивизии решил организовать самодеятельный ансамбль, чтоб солдатам было не скучно. И поскольку я был из театральной среды, он меня привлек. Я читал солдатам Чехова – не какие-то там стихи о партии, о Родине – Антона Павловича давал народу! И пользовался громадным успехом. Служил я три года и был заслуженным артистом своей армии (смеется).

—Но армия все-таки не война. Что же в Вас разглядел режиссер фильма «А зори здесь тихие» Станислав Ростоцкий?

— А он долгое время сомневался, не хотел меня брать.

— То есть в таблоидах правду пишут, что Ваш путь к славе был тернист? Расскажите об этом сами.

— Вернувшись из армии, я продолжил учебу в ГИТИСе, оказался на курсе с Олей Остроумовой, а она тогда снялась в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника». И всех пригласила посмотреть премьеру на Киностудию Горького. Я впервые тогда увидел киностудию, до этого даже не понимал, что это такое.

И тогда же Оля пригласила на наши дипломные спектакли второго режиссера фильма, Зою Курдюмову, которая помогала Ростоцкому подбирать в его картины актеров. А я как раз с Олей в спектакле играл, и вот после спектакля Зоя подходит ко мне, знакомится со мной. И пока она со мной разговаривала, она меня всего с ног до головы осмотрела и сказала: «Возможно, когда-нибудь мы с тобой встретимся».

Проходит время, нас уже пригласили работать в ТЮЗ, и вдруг мне говорят – тебя какая-то женщина на проходной театра ждет. Я спустился, там стоит Курдюмова: «Я принесла тебе сценарий почитать» – и дает мне толстенный сценарий. Я спрашиваю: «А что это такое?». Она рассказала, что это сценарий по повести Васильева «А зори здесь тихие». «Почитай, интересно, что ты скажешь, – говорит она мне, – там действуют пять баб и один мужик, так что ты не ошибешься, на какую роль мы тебя хотим попробовать» (смеется).

— Помните первые впечатления от прочитанного?

— Я сошел с ума от этого сценария! Я и слезами заливался, и смеялся. Читал и думал про себя – вот эта моя роль, я её должен играть! Хотя как – должен! Я понимал, что её Тихонов будет играть. Или кто-то из великих.

Кто такую роль упустит? Она бывает один раз в жизни.

И проходит ещё какое-то время, много времени… Тишина. Я начинаю переживать. Потом та же Зоя Курдюмова пригласила на киностудию и повела знакомить с Ростоцким. А он сказал: «Зоя, ну кого ты привела, он же совсем ребенок!». На что я, помню, ответил: «Нет, я уже прошел армию , я уже не ребенок!».

Ну я молодо выглядел.

Меня, конечно, попробовали, но они тогда всех пробовали. Мы какую-то сцену сняли – и всё, мне говорят: «Спасибо, до свидания». Ещё какое-то грандиозное время проходит, я стал думать, что меня забыли, я не понравился. Очень сильно переживал, потому что знал, что в этой роли есть те драматические ноты, которые мне по силам взять. Я понимал, что должен играть эту роль.

В конце концов, меня снова пригласили к Ростоцкому, он сел вместе со мной, взял сценарий и говорит: «Давай почитаем». Но пока мы читали несколько сцен, Ростоцкий заплакал (смеется) и я заплакал – там он как раз драматические куски на мне проверял. После этого Ростоцкий посмотрел на меня и говорит: «Да, может, и подойдешь».

—То есть и тогда он ещё не был уверен в Вас?

— Нет, он очень сомневался. Но, тем не менее, он сделал так – собрал всю съемочную группу, начиная с осветителя и рабочего павильона, операторов – почти 100 человек. И каждого попросил бросить в шапку бумажку с фамилией того актера, кто, по мнению группы, подойдет на главную роль. Не знаю почему, но все выбрали меня. И, в конце концов, меня утвердили.

— Да, нервный был путь. Но насколько я понимаю, Ваши мучения на этом не закончились. Ваши партнерши по фильму рассказывали мне, что не всё складывалось у Вас с ролью и Ростоцким во время съемок.

— Мучения продолжались всю картину. Были сложности во взаимоотношениях – он не верил в меня и переживал. Сам-то я понимал, что нужно было создавать образ, не так, как сейчас снимают – вышел молодой пацан и сыграл самого себя, а нужно было по-другому. А так сразу не получалось. И поэтому были сложности, я ужасно страдал и переживал. И он страдал.

Но, в конце концов, мы дострадались. И все-таки сняли картину.

Еще по теме:  Iton TV что за канал

—Не только психологически были съемки тяжелыми? «А зори здесь тихие» – один из тех фильмов, когда старались все делать по-настоящему, без дублеров. К тому же снимали далеко не в комфортных условиях.

— Да, вы правы, мы же снимали в 71 году в Карелии, начиная с мая месяца, когда сошел снег там. Режиссер хотел снять за один сезон две серии. Это очень напряжено было. Мы работали буквально от рассвета до заката. А если учесть, что там были белые ночи, то работали мы по 20 часов в сутки.

Как раз начался сезон комаров – вот это было ужасно! Нам сделали накомарники – пока мы не снимались, пока репетировали, мы были в них. Но получалось иногда так, что снимешь накомарник – а комару же плевать на кино, он летит прямо в кадр – и в итоге у великого оператора Шумского на оптике вылетает целый вертолет!

— Был в Карелии, комаров там тьма, и они без оптики размером с вертолет. Там же болото кругом, рай для них.

— Болото я ненавидел там. Мы его снимали, когда оно было уже холодное, как обычно в кино – когда холод, надо в воду лезть – и от меня на этом болоте пар шел, так я там набегался.

— Но Елене Драпеко и вовсе в нем тонуть нужно было.

— И не один раз, ведь в кино нужно было снимать несколько дублей. И это действительно было настоящее болото. Хотели, чтобы там ещё ужи плавали, чтобы страшно было. Привезли из Москвы 16 ужей, их выпустили, а они расползлись по всему болоту. Казалось, что там их вокруг нас миллиард. Ужасно!

А Драпеко и девочки с ними играли, кстати. Но Ростоцкий посмотрел на отснятый материал и отменил всех ужей, сказал – это чересчур (смеется).

— Ростоцкий тоже с вами по болотам лазил? Для нынешних режиссеров это вот как раз «чересчур» – лучше издалека на мониторах понаблюдать, чем ноги мочить.

— Он же был ранен на войне, был без ноги… Причем он так ходил, что первые полгода я вообще не знал, что он на протезе. Он ходил всегда в джинсах, всегда такой заграничный, с Мальборо. Но когда надо было идти по болоту, он шел, когда надо было лезть через скалы – лез. У него натирало, болело, он не мог спать – потому что, сами понимаете, какие протезы раньше были.

Он просто героически держался, не показывал, так сказать, виду. Военная закалка.

А вообще места красивые в Карелии. Там ведь был первый русский курорт, который Петр открыл на отвоеванных у Швеции землях. А по местам, где мы снимали, теперь водят туристов (смеется), вся республика фильм наизусть знает.

—Андрей Леонидович, всегда хотел узнать про эпизод в скиту, в котором Ваш герой берет в плен немцев. В повести Бориса Васильева нет детального описания скита, но в фильме мы видим детали практически крупным планом – крест, иконы. Это просто декорация или режиссер что-то хотел этим подчеркнуть?

— Во-первых, надо сказать, что такие скиты – маленькие, заброшенные – были на самом деле. Во-вторых, напомню такой факт – слово «Бог» не то что в семидесятых, а даже еще в восьмидесятых нельзя было произносить. Я, помню, записывал на радио стихотворения в прозе Тургенева, так редакторы слово «Бог» выбросили оттуда.

Я говорю: «А что ж там читать тогда, ведь у Тургенева там всё время – Бог?» С трудом нашли 9 стихотворений, где слово «Бог» не употребляется. Это у классиков вычеркивали! А у нас в фильме – на это мало кто обращал внимание – стояли иконы, крест. Более того, часовенка шла через все начальные титры – это, конечно, было сознательно сделано Ростоцким. Для думающих людей.

Тем более что сцену в скиту мы снимали в Москве, в павильоне, то есть специально строили. Это все как бы укладывается в один ряд – защита Родины, Бог, православный народ.

— Редакторы не пытались это вырезать?

— Нет. Были проблемы со сценой в бане, когда девочки моются. Её председатель Гостелерадио Лапин приказал вырезать перед первым показом по телевидению. И вырезали. Тогда Ростоцкий был возмущен, ведь его даже не предупредили. Он написал скандальную статью в «Литературную газету», и Лапин так рассердился, что запретил вообще показывать «А зори здесь тихие» при своей жизни.

И действительно, практически до конца советской власти фильм не показывали по телевидению. Но наше Госкино тоже запретило сцену в бане. Приходилось хлопотать, идти до самых верхов, пока кто-то там не посмотрел, и ее оставили для кинотеатров.

—Кстати, о кинотеатрах. Фильм собрал какие-то немыслимые деньги.

— В первый год показа было продано 132 миллиона билетов. Сейчас пляшут, если миллион билетов продадут, а тогда – 132! Картина спасла прокат от провала. А в 72-м году кинотеатры не собрали кассу, не выполняли план. А тогда кино зарабатывало деньги для государства, это сейчас деньги в казну идут от продажи табака и водки.

Еще по теме:  Бридж ТВ 20 лучших

А в те времена, когда люди ходили в кино и покупали билеты, фильмы приносили доход, и все эти деньги шли в местный бюджет на социальные нужды, то есть зарплату учителям, врачам. А если плохие фильмы вышли, и зритель не пошел в кинотеатр, то и денег нет. В ЦК очень нервничали. И когда Ростоцкий показал первый вариант картины прокатчикам, опытные кинодеятели сказали: «Вот выпустите осенью фильм Ростоцкого – и мы вам за три месяца закроем план, только напечатайте сразу громадное количество копий!»

— Этой осенью изменилась Ваша жизнь?

— Письма вагонами мне приходили – все очень трогательные: девочки из тюрем писали, что влюблены, дождись…

— Мало кто помнит, что «А зори здесь тихие» номинировали в тот год на «Оскар» и на кинофестивале в Венеции фильму рукоплескали стоя…

— Да, в Венеции картина была принята с громадным успехом. И я навсегда запомнил, когда по фильму девочки начинали побеждать фашистов, то этот бриллиантовый зал начинал аплодировать и рыдать. То есть, они сопереживали героям…

— Фильму уже почти полвека. Это уже классика. И он до сих пор собирает рейтинги во время показов по ТВ. Чем Вы сами объясняете такой успех?

— Я не считаю «А зори здесь тихие» никаким шедевром. Это популярная картина, да – любимая, потому что она на подлинных чувствах сделана! Повторяю, на подлинных чувствах – там луком не терли глаза. И синяки были, и кровь была настоящая…

Как получилось, что исполнитель роли старшины Васкова женился на немке, чем закончился этот брак, кем стал сын Мартынова, и почему внуки советского киногероя не говорят по-русски? А также – рецепт счастья от любимого актера и малоизвестные детали со съемок «Вечного зова» – читайте всё это в одном из ближайших номеров газеты «Козельск».

Беседовал Максим Васюнов

Источник: gazeta-kozelsk.ru

4 ноября исполняется 50 лет со дня выхода на экраны фильма «…А зори здесь тихие»

«…А зори здесь тихие» – экранизации одноимённой повести Бориса Васильева.

…А зори здесь тихие (1972)

Фильм снят по мотивам одноименной повести Бориса Васильева режиссером Станиславом Ростоцким. Изначально повесть, впервые опубликованная в 1969 году, была поставлена на сцене Театра на Таганке. Тогда же идеей её экранизации загорелся режиссёр Марк Осепьян, но затем передал право постановки Ростоцкому. Последний написал сценарий совместно с Васильевым.
На главные роли девушек-зенитчиц режиссёр специально выбрал никому не известных на тот момент актрис – Ирину Шевчук, Ирину Долганову, Елену Драпеко, Екатерину Маркову. Только лишь Ольга Остроумова была уже известна, благодаря участию в предыдущей картине Ростоцкого «Доживём до понедельника».

Натурные съёмки начались в мае 1971 года в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии. Для достоверности Ростоцкий заставил пройти актрис курс молодого бойца, приобрести навыки обращения с зениткой.

Все военные эпизоды сняты оператором Вячеславом Шумским в чёрно-белых тонах, а эпизоды воспоминаний мирной жизни – в цвете. Павильонные съёмки проходили на Киностудии им. М. Горького, в том числе знаменитая сцена в бане.

Свой фильм Ростоцкий посвятил фронтовой сестре Анне Чугуновой, спасшей ему жизнь, когда он был ранен во время войны.

После того, как «…А зори здесь тихие» были закончены производством, их три месяца не выпускали на экраны, заставляли внести режиссёра множество поправок. И только после того, как фильм посмотрел лично Леонид Брежнев и положительно о нём отозвался, его выпустили на экраны 4 ноября 1972 года.

Вскоре картина получила приз на Международном кинофестивале в Венеции. В 1974 году фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». А в 1975 году режиссёр Станислав Ростоцкий, автор повести и сценария Борис Васильев, оператор Вячеслав Шумский, актёр и исполнитель главной роли Андрей Мартынов получили Государственную премию СССР.

Фильм стал лидером проката, его посмотрело 66 миллионов зрителей.

Киновед, сотрудник Киностудии им. М. Горького Алексей Тремасов

Киностудия им. М. Горького – одна из старейших и крупнейших в России. Выпустила более тысячи фильмов, среди которых «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры», «Морозко», «…А зори здесь тихие», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Гостья из будущего», «Москва — Кассиопея», «Карнавал», «Вам и не снилось…», «Пираты ХХ века», «Три плюс два» и многие другие.

Сегодня киностудия активно развивается, Продюсерский центр выпускает игровые и документальные фильмы, научно-популярные циклы и сериалы для молодежной и детско-семейной аудитории. На базе киностудии работают съемочные павильоны, комплекс костюма и реквизита, а также Школа кино и медиа для детей и подростков. Киностудия проводит фестивали, выставки и профессиональные мероприятия для кинематографистов.

Источник: www.rabotnikitv.com

Оцените статью
Добавить комментарий