В четверг, 6 октября, в прокат вышла масштабная отечественная историческая драма с элементами фэнтези «Сердце пармы» по одноимённому роману Алексея Иванова. Сюжет основан на реальных событиях XV века. Среди них — покорение Перми Великой Московским княжеством и жизнь князя Михаила, роль которого исполнил Александр Кузнецов. Других героев сыграли Евгений Миронов, Фёдор Бондарчук, Роза Хайруллина и Сергей Пускепалис. Несмотря на некоторые отступления от текста книги, режиссёр Антон Мегердичев снял добротный и зрелищный фильм, равных которому в современном отечественном кинематографе не так много.
События вышедшего на экраны 6 октября фильма «Сердце пармы» разворачиваются в Перми Великой XV века. В центре истории — непростая судьба Михаила, наследника князя Ермолая, убитого предводителем вогулов Асыкой (Валентин Цзин). Спасённый воеводой Полюдом (Сергей Пускепалис) мальчик должен стать настоящим правителем, который объединит множество племён и мелких княжеств и сможет соблюсти баланс между их интересами и амбициями московского правителя Ивана III.
Сердце Пармы в кино | Насколько исторически правдив этот фильм?
История начинается с того, что князь Ермолай отправляет в земли вогулов ватагу ушкуйников, которые должны выкрасть Золотую Бабу — идола местных языческих племён. Разбойники становятся свидетелями кровавого жертвоприношения и мистического ритуала, но с поставленной задачей справляются, хотя и ценой жизни почти всего отряда. При этом в тяжёлой схватке ушкуйники убивают ламию — шаманку язычников, обратившуюся волчицей.
Примечательно, что снимали эту сцену в Каменном Городе — уникальном природном памятнике, находящемся на одной из вершин хребта Рудянский Спой.
«Для съёмок нам оставалось только добавить немного реквизита, а само место уже за нас было создано природой. Когда снимали там камлание шаманов, было, честно скажу, немного не по себе — настолько органично и мощно выглядела эта сцена», — рассказала продюсер Дарья Лаврова в интервью порталу Proficinema.
Золотую Бабу доставляют в Чердынь — столицу княжества. Вождь вогулов Асыка клянётся вернуть реликвию и уничтожить недругов. Вогулы атакуют Чердынь и вырезают почти всё местное население. В тяжёлом бою погибает князь Ермолай, юного Михаила и маленькую Тиче — дочь одного из местных вождей — спасает воевода Полюд, которого сыграл трагически погибший в автокатастрофе 20 сентября 2022 года Сергей Пускепалис.
Сцена захвата вогулами Чердыни поражает масштабом и натуралистичностью — штурм городища язычниками выглядит страшно, кроваво и достоверно. При всей кажущейся жестокости во время работы над фильмом пострадавших не было даже при съёмках самых масштабных боевых сцен.
Декорации, построенные специально для картины, по итогам съёмок было решено не разбирать, а передать городской администрации Губахи в качестве историко-туристического объекта.
Вообще, декорации, костюмы и картинка в целом очень впечатляют. В «Сердце пармы» авторы отработали на совесть — все детали выполнены на высочайшем уровне. У зрителей может сложиться впечатление, что их в самом деле перенесли в XV век: экстерьеры и интерьеры, лавки торговцев и повседневный быт как жителей Чердыни, так и язычников — всё выглядит не глянцево-прилизанным, а максимально приближенным к истории. Не смущают даже элементы фэнтези, которых в фильме не особенно много, а связаны они в основном с супругой князя Михаила Тиче, которую все считают колдуньей-ламией. Эти нюансы стоит рассматривать не как историческую данность и признание существования волшебства, а скорее как попытку воссоздания мироощущения человека, жившего в XV веке, с его верой в сверхъестественное, духов и чудеса.
Сердце пармы — трейлер
Современники Михаила воспринимают Тиче как колдунью-язычницу, отказавшуюся принять православие. Другим полумистическим персонажем выглядит хан Асыка, разъезжающий по полю боя на огромном боевом лосе. Это выглядит предельно эффектно, но откровенно сказочно и тоже может объясняться попыткой взгляда на события через призму средневековых заблуждений: ведь языческий вождь считался бессмертным колдуном из пармы, так на чём ему ещё ездить, как не на могучем повелителе дикого леса? В любом случае картина Мегердичева — это не фэнтези, а эпическая историческая драма, в основе которой лежат реальные события и личности, а вкрапления сказочности призваны разнообразить основной сюжет.
Нельзя отдельно не отметить сделанную на совесть компьютерную графику, отличную работу художников по гриму и эффектные батальные сцены. Здесь можно провести параллель с фильмом Мэла Гибсона «Храброе сердце», где при ряде значительных исторических допущений была проделана огромная работа по проработке драматургии и раскрытию мотивации героев.
«Сердце пармы» — это история в истории. Жизнь и поступки князя Михаила, вынужденного балансировать между интересами мелких князей Перми Великой и Москвой, его любовь к женщине-иноверке, осуждаемая православной церковью, внутреннее отрицание бессмысленного кровопролития, принятие сложных решений на благо своей земли — основа, лежащая на поверхности. Есть и другой слой — взаимопроникновение двух культур, исконной языческой и пришедшего в парму православия, объединение русских земель Иваном III, чтобы построить «русский народ» из множества раздробленных племён и мелких княжеств, и жестокие решения, принимаемые царём на благо высшей цели.
Одним из таких решений становится поход в парму московского воинства во главе с воеводой Фёдором Пёстрым-Стародубским (Виталий Кищенко) из-за отказа Михаила присоединиться к осаде Казани. В этом эпизоде очень наглядно демонстрируется разница в мощи и выдержке двух воинств: прекрасно экипированные и вооружённые московиты громят ополчение князя Перми Великой, а самого Михаила берут в плен и отправляют в Москву, где тот встречается с Иваном III (Фёдор Бондарчук).
Назвать «Сердце пармы» дословной экранизацией романа Алексея Иванова нельзя — есть немало отличий между фильмом и первоисточником. Но они нисколько не навредили картине: она, несмотря на довольно солидный хронометраж, смотрится буквально на одном дыхании, не провисает, а главное — заставляет сопереживать персонажам, каждый из которых успевает раскрыться на экране в полной мере.
«Сердце пармы» — это достойный, по-настоящему эпический фильм с идеальным подбором актёров, отличной историей и потрясающей картинкой.
Источник: russian.rt.com
Когда по тв покажут фильм сердце пармы
Возникла внутренняя ошибка сервера.
Благодаря вам мы знаем об этой проблеме и постараемся решить её в ближайшее время.
- Новости
- Телепроекты
- Радио
- О компании
- ТВ
- Вести-Коми
- Вести-Коми на коми языке
- Местное время. Воскресенье
- Ас му вылын
- Финно-угорский мир
- Иван Куратов. К 180-летию
- Местное время. Суббота
- Отходы — в доходы
- Личные деньги
- Когда финансы не поют романсы
- Дом, который построил
- Притормози
- Сюжеты
- Доброе утро, республика!
- Вести-Коми. Утро
- Республике Коми — 100 лет!
- Вторая Родина
- Национальные проекты
- Вести-Туризм
- Век республики
- Вести-Интервью
- Вести-Здоровье
- Специальный репортаж
- Воркутателерадио
- 5 минут о налогах
- Дежурная часть
- Деревенька моя
- Геннадий Юшков
- Цифровой помощник
- Городская среда
- Проект «Особый ребенок — забота каждого»
- Спросите, мы поможем
- Панорама Республики
- Мой учитель
- Открыты миру
- Счастье пахнет блинами
- Миян кад
- Диапазон
- Между Волгой и Уралом
- Судьба
- Вести-Коми (Радио)
- Музыкальный календарь
- Диалог с прокурором
- Новый день
- Живое слово
- Поддержи добром
- Вопросы нотариусу
Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Коми Гор».
Наименование (название) издания – «Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014) Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
16+ Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ГТРК).
Материалы, расположенные на сайте komigor.com, могут быть использованы любыми пользователями при условии указания ссылки на источник заимствования: материал заимствован с сайта komigor.com.
Источник: komigor.com
«Кино про становление российского государства». 44-й Московский кинофестиваль откроется экранизацией эпоса Алексея Иванова
Фильмом открытия ММКФ стало «Сердце Пармы» — экранизация одноименного романа, снятая режиссером Антоном Мегердичевым («Движение вверх», «Метро»). Зрители фестиваля увидели его за месяц до выхода в прокат. Российские кинотеатры связывают с этой картиной не просто большие, а основные надежды. RTVI посмотрел фильм и поговорил с его создателями.
«Сердце Пармы» — вероятно, самая известная книга так называемого «эпического» цикла книг Алексея Иванова (куда также входят «Золото Бунта», «Псоглавцы», «Тобол»). Исторические книги одного из самых известных российских писателей экранизируются не менее активно, чем его книги о современной эпохе: многосерийный «Пищеблок» может соперничать с полнометражным «Тоболом» (также выходил в виде мини-сериала), а картина «Общага» (по «Общаге-на-Крови») Романа Васьянова может задать планку «Псоглавцам», находящимся сейчас в процессе съемок.
Сценарий «Сердца Пармы» начинал писать Сергей Бодров-старший, в нынешний вид его приводил Илья Тилькин («Тихий Дон», «Годунов») при участии Ксении Датновой. По сюжету князь Михаил (Александр Кузнецов) после очередного набега мансийских племен, в котором гибнет его отец Ермолай, занимает княжеский престол.
На него сваливаются все проблемы властителя, прежде всего со сборами податей, и усобицы — нужно договариваться с местными племенами, и отражать их набеги. Михаил пытается быть дипломатом и решать вопросы политически, но обстановка не для переговоров — вежливость и уважение большинство оппонентов принимает за слабость, так что приходится показывать характер. Причем не только чужим, но и своим — тем более, что в жены он взял себе некрещеную пермскую девушку Тиче (в романе Тичерть — блестящий дебют Елены Ермаковой, актрисы из Улан-Удэ), умеющую превращаться в рысь. В заботах ему помогает воевода Полюд (Сергей Пускепалис). Но если с местными врагами и союзниками князь так или иначе справляется, то вот от предложений Ивана III из Москвы отказаться, оказывается, невозможно.
Актеры во время съемок фильма «Сердце Пармы» режиссера Антона Мегердичева
Артем Геодакян / ТАСС
«Каждый год для открытия Московского международного кинофестиваля выбирается самая „большая“ на данный момент картина, — рассказал RTVI глава отборочного комитета Иван Кудрявцев. — „Сердце Пармы“ можно смело назвать самый масштабным проектом нынешней исторической эпохи». И это правда так — картина выглядит масштабнее и убедительнее пятилетней давности «Викинга» о князе-крестителе Владимире — предыдущей попытке создать в кино «настоящий русский эпос».
После ухода из России основных мейджоров с их блокбастерами, кормившими кинопрокат, вся надежда у владельцев кинотеатров на национальный продукт, и «Сердце Пармы» в текущем году станет самым большим релизом в этой нише. «Самым большим успехом пользуются картины об исторических свершениях — то есть о том, чем мы можем гордиться как нация», — рассказывал в программе «Хроники нового мира» на RTVI гендиректор Объединенной киносети «Формула кино» и «Синема парк» Алексей Васясин. По его словам, прокатчики уже видели картину и связывают с ней большие надежды.
Аналогичные ожидания и у продюсеров картины Дарьи Лавровой и Игоря Толстунова. «Мы тоже связываем с этой картиной большие надежды на спасение, — сказал Толстунов корреспонденту RTVI. — Прежде всего потому, что мы достаточно серьезно вложились в эту картину». По его словам, государство в лице Фонда кино профинансировало чуть более трети расходов на производство картины, остальные деньги продюсеры вложили в картину сами.
При этом эпос у Антона Мегердичева получился совсем не комплементарным по отношению к «национальной гордости великороссов» и всесильному великому князю — вместо этого он выбрал почти буквальное следование букве романа, в котором отнюдь не прославляются действия Москвы, подчиняющей себе дикие племена Северного Урала. Процесс интеграции пермских земель в будущую Российскую Империю показан эпично и кроваво, а московский князь (небольшая, но эффектная роль Федора Бондарчука) изображен жестоким деспотом.
Картина была закончена задолго до начала боевых действий на Украине. Отсылки к современности ни режиссер, ни продюсер специально не предусматривали — они, как полагают создатели, и так там были. «Мы четко следовали букве и духу романа, которому в этом году исполнится 20 лет и который заслуженно считается современной классикой, — рассказала RTVI Дарья Лаврова. — А классикой ту или иную литературу делает как раз актуальность в любой современности».
Съемки фильма «Сердце Пармы» режиссера Антона Мегердичева
Артем Геодакян / ТАСС
«Эта картина — о том, как проходило становление российского государства. Мы не ставили себе задачи проводить нарочитые параллели с современностью, а снимали кино о столкновении двух моделей власти — условно-демократической и тоталитарно, — продолжает мысль продюсера Антон Мегердичев. —И хотели, чтобы зритель сам подумал о том, есть ли в этом столкновении ответ на вопрос о природе власти. И если вы после сеанса об этом задумались, значит, мы попали в точку».
Торжественное открытие 44-го Московского международного кинофестиваля пройдет вечером 26 августа в кинотеатре «Россия» на Пушкинской площади. Показы ММКФ продолжатся до 2 сентября, когда будут вручены золотые и серебряные «Святые Георгии», а также призы новой конкурсной программы «Русские премьеры». Фильмом закрытия киносмотра станет «Решение уйти» знаменитого корейского режиссера Пак Чхан Ука («Олдбой»).
Источник: rtvi.com