Этот список фильмов, телепрограмм или видео неполный ; вы можете помочь, добавив надежных источников. Карта, показывающая, когда телевидение было введено в каждой стране. 1939 и ранее 1940-е 1950-е 1960-е 1970-е 1980-е 1990-е 2000 и позже Нет телевидения Нет данных
Это — это список того, когда в указанных странах произошли первые публичные телетрансляции. Закрытые полевые испытания и демонстрации замкнутой цепи не включены.
Этот список не следует истолковывать как означающий, что к указанной дате вся страна имела телевидение. Например, США, Великобритания, Германия и бывший Советский Союз — все они имели действующие телевизионные станции и ограниченное количество зрителей к 1939 году. Однако в этих странах только очень немногие города в каждой стране имели телевизионные услуги. В большинстве мест еще не было телевизионных передач.
История
1920-е и 1930-е годы
1928 | США (механическое телевидение, экспериментальное) |
1929 | Соединенное Королевство (механическое, экспериментальное), Германия (механический, экспериментальный), Австралия (механический, экспериментальный, в нерабочее время на двух существующих Мельбурнских радиостанциях), Нидерланды (механический, экспериментальный в Схевенингене ) |
1931 | Франция (механический, экспериментальный), Канада Квебек (только механический, экспериментальный), Советский Союз (механический, экспериментальный), Siam (механический, экспериментальный, отменен из-за революции ) |
1934 | Austral ia (электронное телевидение, экспериментальное, Брисбен ) |
1935 | Германия (промежуточный фильм ; полуэлектронный), Франция (электронный — PTT Radio Vision ), Нидерланды (электронный, экспериментальный в Эйндховене от Philips ) |
1936 | Соединенное Королевство (электронное — BBC Television Service ), Германия (электронное телевидение — Deutscher Fernseh Rundfunk ), США (электронный; экспериментальный и некоммерческий до 1941 — NBC ) |
1937 | Free City of Danzig (электронный, экспериментальный), Польша (механический, экспериментальный) |
1938 | Советский Союз (электронный, экспериментальный), Турция (электронный, экспериментальный) |
1939 | Чили (экспериментальный), Япония (электронное, экспериментальное), Италия (электронное, экспериментальное), Перу (электронное, экспериментальное), Польша (электронное, экспериментальный) |
1940-е годы
1941 | США ( Нью-Йорк, Делавэр, Нью-Джерси, Коннектикут, регулярные коммерческие телепередачи, Пенсильвания ) |
1942 | Оккупированная Франция |
1944 | Франция (возвращено) |
1945 | Советский Союз (возвращено) |
1946 | США ( Айова, экспериментальный), Соединенное Королевство (возвращен), Филиппины (экспериментальный), Мексика (экспериментальный) |
1947 | США ( Калифорния, Вашингтон, округ Колумбия, Вирджиния, Мэриленд, Миссури ) |
1948 | Чехословакия (экспериментальный), США ( Огайо, Вашингтон, Миннесота, Техас, Теннесси ), Канада (экспериментальный) Бразилия (экспериментальный) |
1949 | США ( Алабама, Аризона, Айова, Оклахома, Северная Каролина, Флорида ), Италия (экспериментальный) |
1950-е годы
1950 | США ( Де-Мойн, Нашвилл ), Куба, Бразилия, Швейцария, Западная Германия (экспериментальная), Мексика (официальный), Япония (возвращенный, электронный, экспериментальный) |
1951 | Аргентина, Дания, Нидерланды |
1952 | Канада, США ( Спокан, Колорадо ), Чили (время от времени до 1956 года), Доминиканская Республика, Западная Германия (полный комплекс услуг), Восточная Германия (экспериментальный), Польша (возвращен), Таиланд (экспериментальный), Гавайи, Соединенное Королевство ( Шотландия ), Венесуэла |
1953 | Япония (возвращено), Канада ( Оттава, Британская Колумбия ), США ( Арканзас, Фресно, Невада ) Бельгия, Чехословакия, Филиппины (через ABS, теперь ABS-CBN ), Аляска, Соединенное Королевство ( Северная Ирландия ) |
1954 | Колумбия, США ( Нью-Гэмпшир, Вермонт, Вайоминг ), Канада ( Альберта, Манитоба ), Австралия (экспериментальный), Италия (официальный), Латвийская ССР, Марокко, Пуэрто-Рико, Монако, Норвегия (экспериментальный), Саудовская Аравия (экспериментальный) |
1955 | Эстонская ССР, Гватемала, Великобритания ( Гернси, Джерси ), Люксембург, Румыния (экспериментальный), Таиланд (официальный) |
1956 | Австралия, Французский Алжир, Армянская ССР, Австрия, Азербайджанская ССР, Белорусская ССР, Кипр, Восточная Германия (полный комплекс услуг), Гуам, Грузинская ССР, Ирак, Никарагуа, Румыния, Южная Корея, Испания, Филиппины, Панама, Португалия (экспериментальная), Швеция, Украинская ССР (регулярное программирование), Уругвай, Узбекская ССР, Югославия |
1957 | Чили (полный комплекс услуг), Финляндия (тестовое программирование), Гонконг, Венгрия, Кувейт, Литовская ССР, Ливан, Португалия (полный комплекс услуг) |
1958 | Бермудские острова, Китай, Финляндия (обычное программирование), казахский S SR, Молдавская ССР, Сальвадор, Иран, Перу, Соединенное Королевство ( Уэльс ) |
1959 | Болгария, Эквадор, Гаити, Гондурас, Индия, Киргизская ССР (регулярное программирование), Нигерия, Острова Рюкю, Таджикская ССР, Туркменская ССР |
1960-е годы
1960 | Албания, Коста-Рика, Нидерландские Антильские острова, Новая Зеландия, Норвегия (полный комплекс услуг), Южная Родезия, Объединенная Арабская Республика |
1961 | Ирландия, Северная Родезия, США Виргинские острова |
1962 | Кот-д’Ивуар, Республика Конго, Кения, Мальта, Индонезия, Сьерра-Леоне, Китайская Республика, Тринидад и Тобаго, Гибралтар, Судан |
1963 | Боливия, Северная Корея, Французская Полинезия, Габон, Малайзия, Сингапур, Ямайка, Уганда, Верхняя Вольта |
1964 | Афганистан, Американское Самоа, Барбадос, Восточный Пакистан, Эфиопия, Гваделупа, Либерия, Мартиника, Маврикий, Северный Йемен, Западный Пакистан, Реюньон, Саудовская Аравия |
1965 | Голландская Гвиана (пробное и обычное программирование), Гана, Новая Каледония, Парагвай, Сенегал |
1966 | Замбия, Камбоджа, Конго-Киншаса, Греция, Тунис, Исландия, Израиль, Южный Вьетнам |
1967 | Французский Сомалиленд, Французская Гвиана, Монголия, Сен-Пьер и Микелон, Канада ( Северо-Западные территории ), Мадагаскар, Сент-Люсия |
1968 | Турция, J ordan, Экваториальная Гвинея, Ливия, Канада ( Юкон ) |
1969 | Подопечная территория Тихоокеанских островов, Абу-Даби (ныне часть Объединенных Арабских Эмиратов ) |
1970-е годы
1970 | Катар, Северный Вьетнам |
1972 | Сент-Кристофер-Невис-Ангилья |
1973 | Бахрейн, Нигер, Танзания, Того, Британские Виргинские острова |
1974 | Центральноафриканская Республика, Гренада, Оман |
1975 | Ангола, Доминика, Бруней, Косово (RTV Priština), Тувалу (запуск принадлежащих иностранным владельцам), Южный Йемен, острова Уоллис и Футуна |
1976 | Южная Африка |
1977 | Багамы, Гвинея, Восточный Тимор |
1978 | Бенин, Лесото, Мальдивы, Свазиленд |
1979 | Бирма, Шри-Ланка |
1980-е годы
1980 | Сент-Винсент и Гренадины |
1981 | Белиз, Макао, Мозамбик, Юго-Западная Африка |
1982 | Gree nland, Мавритания |
1983 | Андорра, Антигуа и Барбуда, Камбоджа (Кампучия; воссоздан), Камерун, Мали, Непал, Сейшелы, Сомали, Ватикан, Лаос |
1984 | Бурунди, Кабо-Верде, Чад, Коморские острова, Фарерские острова |
1986 | Майотта, Ниуэ |
1987 | Папуа-Новая Гвинея (запуск принадлежащий иностранному капиталу) |
1989 | Острова Кука, Гвинея-Бисау, Сан-Марино, Западное Самоа |
1990-е годы
1991 | Каймановы острова, Фолклендские острова, Фиджи Гайана, Науру, Руанда, Сан-Томе и Принсипи |
1992 | Ботсвана, Соломоновы Острова, Вануату |
1993 | Эритрея, Чешская Республика, Словакия |
1995 | Гамбия, Кирибати, Остров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Острова Теркс и Кайкос |
1996 | Малави, Палау |
1998 | Бутан |
2000-е и 2010-е
2000 | Тонга |
2002 | Кирибати (родной, но временно приостановлено с 2013 по 2018), Сахрави Араб Де Мократическая Республика |
2006 | Аландские острова |
2008 | Лихтенштейн, Папуа-Новая Гвинея (государственный запуск) |
2018 | Кирибати (возвращено) |
Страны без телевидения
По состоянию на июль 2019 года единственной такой страной является Тувалу, в которой нет местных услуг.
Как появилось телевидение
Эволюция телевизоров с 1920 по 2020
См. Также
- Телекоммуникационный портал
- История телевидения
- Список лет на телевидении
- География использования телевидения
- Довоенные телевизионные станции
- Хронология появления цветного телевидения в странах
- Хронология внедрения радио в странах
Источник: alphapedia.ru
История создания и развития телевидения
Телевидение представляет собой технологию электросвязи, которая предназначена для передачи изображения движущегося объекта на расстояние. Вместе с передачей изображения передаётся и звуковой сигнал. Как известно, телевидение является наиболее влиятельным и популярным среди населения средством массовой информации.
Оно охватывает различные сферы, а именно развлечение, образование, трансляцию новостей, рекламу. Это средство массовой информации играет значительную роль в процессе формирования общественного мнения. Современный мир, нуждающийся в постоянном потоке информации, не представляет свое существование без телевидения. Оно стало важнейшим СМИ благодаря своим особенностям.
Среди них можно отметить симультантность (то есть одновременно происходит совершение определённого события и его просмотр зрителем), экранность, глобальность аудитории. Главными средствами выразительности телевидения являются качество звука и изображения, передаваемого на экран. Интересно, что телевидение считают синтетической системой СМИ.
Это связано с тем, что в его основе лежит не только техническая составляющая, но также и творческая. Как произошло возникновение телевидения? Какие стадии развития прошло данное СМИ? С какими проблемами столкнулось телевидение в наши дни? Об этом вы узнаете, прочитав наш материал.
Первые шаги
Выделение селена представляет собой первый шаг в создании телевидения. Данный элемент был открыт шведским химиком Берцелиусом. Учёным была выявлена большая светочувствительность элемента, а также его способность сопротивляться под воздействием света. Позже было установлено важное свойство селена — элемент мог изменять сопротивление в зависимости от количества падающего на него света.
В 1873 году учёным из Америки У. Смитом было открыто явление внутреннего фотоэффекта. В 1888 году отечественный физик Александр Столетов смог объяснить главные закономерности внешнего фотоэффекта.
Особенности селена нашли практическое применение в 1892 году.
Эти открытия стали существенной основой для возникновения телевидения.
Следующим значительным шагом к возникновению телевидения стало изобретение немецким техником Паулем Нипковым в 1884 году электрического телескопа. Суть данного изобретения состояла в следующем. В конце линии передаваемое изображение распадалось на электрические сигналы. После этого сигналы соединялись в полное изображение на принимающем конце. В результате появилась возможность передавать телевизионную картинку по радиоканалу.
Важный прорыв в истории создания телевидения произошёл в 1887 году. Именно в это время немецкий физик Герц сделал гениальное открытие. Ему удалось обнаружить процесс освобождения электронов при помощи специальных веществ в электромагнитном поле. Таким образом, было выявлено явление фотоэффекта. Спустя год Столетов совершил несколько экспериментов, наглядно демонстрирующих данное явление.
Большая заслуга в создании телевидения принадлежит также и российским изобретателям. Так, отечественный физик Борис Розинг в 1907 году смог объяснить процесс возникновения изображений при помощи электронно-лучевых трубок (они были изобретены физиком из Германии, которого звали Карл Браун).
В историю создания телевидения вошёл и такой русский учёный, как Владимир Зворыкин. Он прославился в качестве изобретателя эффективной модели телевизионного кинескопа.
Зворыкин и его детище
В 1907 году учёным была запатентована первая в мире комбинация, поступающая из механического передатчика в приёмник, которым являлась электронно-лучевая трубка. Спустя четыре года благодаря изобретению Зворыкина состоялась первая в мире передача телевизионного сигнала на расстоянии.
Кто, когда и как создал телевидение?
Нельзя однозначно сказать, кто является создателем телевидения, ведь в начале двадцатого столетия несколько людей приложили к этому усилия.
Механическое телевидение
Немецкий инженер П. Нипков создал аппарат в 1884 году, который зачастую называют первым телевизором. Принцип устройства заключался в следующем. Основу аппарата составлял диск, с помощью которого изображение преобразовывалось в электрический импульс. На диске было несколько отверстий.
Напротив него располагался фотоэлемент, на который падали лучи света, прошедшие сквозь отверстия на диске. «Диск Нипкова» — так стал называться элемент, созданный изобретателем. Его стали применять в первых телевизионных устройствах.
Возникновение первых экспериментальных телевизионных систем относится к 1920-1930-м годам. В их основе были устройства с механическим сканированием. Ими являлись вращающийся диск с отверстиями и вращающееся зеркало. В начале двадцатого века оглушительную славу обрёл инженер из Шотландии Джон Логи Бэйрд. Им был создан первый в истории экспериментальный механический телевизор.
Также заслуга инженера заключается в основании Baird Television Development Company. В 1928 году компанией была установлена первая трансатлантическая телевизионная передача. Благодаря Бэйрду началось практическое внедрение вещательного телевидения для домашних развлечений.
В создании телевизоров с механическим сканированием также прославился американский изобретатель Чарльз Фрэнсис Дженкинс. Известно, что американцу было предоставлено около четырехсот патентов на созданные им изобретения в сфере кино и телевидения.
Безусловно, создание механического телевидения является серьёзным шагом к возникновению средства массовой информации. Однако проблема механических телевизоров заключалась в том, что они не могли передавать изображения хорошего качества. В итоге, в конце 1930-х годах началась эра электронного телевидения.
Электронное телевидение
Конец 1930-х годов ознаменовал новую эпоху в развитии телевидения, ведь в это время стали применять технологию электронного сканирования. Даже если история телевидения изложена кратко, без этого события никак не обойтись.
Американский изобретатель Фило Тейлор Фарнсворт выяснил, что с помощью электронной технологии процесс сканирования изображений является более оперативным и точным, в отличие от механических инструментов. Когда изобретателю исполнился двадцать один год, он создал полностью электронную телевизионную систему, которая оказалась очень функциональной.
Фило Тейлор Фарнсворт
Таким образом, возникло первое электронное телевидение, которое было продемонстрировано Тейлором в 1927 году в Сан-Франциско. Принцип устройства заключался в сканировании электронов при помощи пучка. В результате создавалось и отображалось изображение.
Цветное телевидение
Известно, что ещё в 1880-х годах возникла идея передачи цветного изображения с помощью трех монохромных изображений. Однако лишь в 1928 году общество познакомилось с первой в истории системой цветного телевидения. Произошло это благодаря Джону Логи Бэйрду. С его помощью история возникновения телевидения вышла на новый этап.
Джон Логи Бэйрд
Изобретатель, разрабатывая систему цветного телевидения, начал использовать сканирующие диски не только на передающем, но и на приёмной конце, имеющем три спирали отверстий. Каждая спираль имела фильтры основного цвета. В приёмном конце тоже имелось три источника света, а также коммутатор, представляющий собой электрический переключатель. Так началась история развития телевидения.
Вскоре Бэйрд начинает заниматься разработкой электронной однотрубной цветной телевизионной системы, которая стала носить название «Telechrome»
В 1944 году усилиями изобретателя было сделано важное открытие — трехмерное изображение с использованием монохромных сигналов.
Развитие данного проекта прекратилось в связи с внезапной смертью Бэйрда в 1946 году. Подобную концепцию стали развивать другие компании и инженеры. В результате, начиная с середины двадцатого столетия, произошло значительное улучшение яркости и качества изображения.
Развитие телевидения в России
История телевидения в России имеет свои особенности. 1930-1960-е гг. — важный этап в истории телевидения в нашей стране. В это время началось регулярное вещание и массовое распространение телевизоров. С этого периода число телеприемников стало составлять более одного миллиона.
Началось промышленное производство новых моделей телевизоров (их экран стал превышать тридцать пять сантиметров по диагонали). Сравнительно небольшой диаметр таких приёмников не имел возможности передавать полноценное изображение и панорамные съёмки.
В итоге была разработана партия телевизоров «Янтарь» в ограниченном количестве (диагональ экрана была более 53 сантиметров). В России наблюдалось широкое распространение телецентров.
В 1939 году произошло важнейшее событие в истории развития советского телевидения. В это время был основан Телевизионный технический центр «Останкино». Таким образом, в России свою работу начало Федеральное агентство РФ по печати и массовым коммуникациям. «Останкино» с первых дней своего существования начал проводить техническую часть по подготовке и выпуску теле- и радиопередач. Предприятие в своём распоряжение имеет два аппаратно-студийных комплекса (включающий около шестидесяти студий), а также несколько передвижных телестанций.
В 1965 году уже насчитывалось около 124 телецентров в разных городах СССР. Стоит отметить, что в этот период телецентры отличались своей автономностью. Дело в том, что вещание определённых телецентров между собой не было синхронизировано. В столице проходила съёмка телепередач на пленку, после чего их пересылали в телецентры, расположенные в других городах.
Синхронизация телевещания благодаря появлению разветвленной телевизионной сети возникла в середине 1970-х годов. В этот период специалистами были созданы масштабные комплексы технических средств, включающие в себя телевышки и линии электросвязи.
С середины 1970-х годов телевидение в России стало представлять собой самостоятельный социальный институт, способствующий формированию общественного мнения. История отечественного телевидения неразрывно связана с судьбой СССР. Вещание строго контролировала правящая власть, поэтому все трансляции сохраняли и укрепляли идеологические основы государства. Массовому увлечению телевидением мы обязаны стойкости коммунистических идеалов населения. До сих пор многие люди считают разоблачения советского строя ложными, а в качестве аргумента цитируют любимые передачи тех лет.
Телевидение, получив массовое распространение, стало выступать агитационно-пропагандистским средством не только в России, но и за рубежом. Научное изобретение, разработанное однажды учёными, превратилось в главный орган лидирующей партии.
Эпоха цифрового телевидения
В начале 1990-х годах началась эра цифрового телевидения. В начале двадцать первого века переход на «цифру» стал обычным явлением. В основе работы более ранних устройств были аналоговые сигналы, которые передавали аудио и видео. Принцип работы цифрового телевидения основан на передаче изображения при помощи умноженных цифровых сигналов.
переход на цифровое вещание
Основными его преимуществами являются высокое качество звука и изображения. Также главным его достоинством стал широчайший диапазон. Как известно, аналоговое телевидение могло предоставить не более шестидесяти каналов, при этом количество каналов цифрового не ограничено. С возникновением ЦТ также была решена проблема возникновения помех при передаче сигнала.
Цифровое телевидение представляет большие возможности для зрителей. Так, например, зритель теперь сам вправе выбрать, какие программы он желает смотреть.
В настоящее время происходит активное замещение аналогового сигнала цифровым. Однако, несмотря на повсеместное распространение цифры, устаревшее вещание не прекращается в России. Этому есть свои причины. Одной из них является тот факт, что у населения до сих пор сохранилось большое количество аналоговых телевизоров. К тому же они имеют большое преимущество.
В случае ухудшения сигнала оно все равно будет работать (даже если на экране появится двойное изображение). Особенность «цифры» заключается в том, что при таком вещании зритель либо видит изображение в хорошем качестве, либо не видит ничего. Такова эпоха цифрового телевидения.
Развитие телевидения в современной России
Разработка новых способов съёмки телепередач
В 2020 году телевизионные проекты столкнулись с очень серьёзной проблемой — отсутствием аудитории в зале в связи с эпидемией. Для зрителей, ведущих и экспертов это стало большим препятствием на пути их профессиональной деятельности. Подобно тому, как актёру трудно играть в пустом зале, так и ведущему тяжело вести программу в пустой студии.
Известные журналисты, много лет работающие с аудиторией, оказались в сложной ситуации из-за пандемии. Вынужденные работать в пустой студии, инфлюенсеры перестали чувствовать атмосферу полноценного съёмочного процесса. Ведь одна из основных задач настоящего журналиста заключается во взаимосвязи и взаимодействии с гостями и экспертами. Социальная дистанция стала соблюдаться не только между зрителями, но и между ведущими, гостями и экспертами. В данной ситуации очень важно было перестроить съемочный процесс так, чтобы телевидение продолжало развиваться в прогрессивном направлении, несмотря на возникшие проблемы и трудности.
Действительно, первое, с чем столкнулись создатели передач — необходимость изменить расстановку реквизита в зале. Это привело к увеличению площади съёмочной площадки.
Вторая проблема, вызванная сложившимися условиями, заключается в трудности показать двоих людей в кадре. Это стало проблематично по композиционным ограничениям — вследствие социальной дистанции появилось много незаполненного пространства между людьми. Чтобы решить данный вопрос, операторы стали использовать технику монтажа — несколько разных планов в одной итоговой кадровой рамке. В результате, это стало похоже на приложение Microsoft Tims или Zoom.
Третья проблема, с которой столкнулись организаторы, — отсутствие аплодисментов и живой реакции зрителей. Было добавлено соответствующее звуковое сопровождение.
Телевидение, подстраиваясь под сложившиеся условия, разработало новые технологии съёмочного процесса. Так, например, уникальный подход в решении проблемы отсутствия зрителей в студии проявило руководство российского развлекательного ток-шоу «Сегодня вечером». В мае 2020 года организаторы передачи стали приглашать онлайн-зрителей для участия в съёмках. Во время записи программы зрители сидели перед компьютером, и через платформу ZOOM реагировали на происходящее в студии и аплодировали.
Некоторые популярные телевизионные передачи не просто отказались от участия зрителей и оставили зал незаполненным, а проявили творческий подход в данном решении. К примеру, съёмочная группа программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» дала возможность попасть на телеэкраны любому телезрителю. Для этого просто нужно отправить фотографию в социальной сети. Распечатанные фотографии зрителей заняли свое место в зале.
Техника телевидения
Кто изобрёл телевидение?
Отцом электронного телевидения по справедливости следует считать Бориса Львовича Розинга. Но у телевидения нет единственного изобретателя: многие и многие учёные и инженеры должны были объединить свои усилия, должны были наследовать друг у друга опыт, должны были обмениваться идеями и открытиями, для того чтобы телевидение спустя десятилетия после экспериментов Розинга стало тем, что оно есть. Среди изобретателей телевидения следует особо выделить: Порфирия Бахметьева, Павла Нипкова, Александра Столетова, Бориса Грабовского, Льва Термена, Семёна Катаева, Павла Шмакова, Ивана Адамяна и конечно же Владимира Зворыкина.
Но обо всём по порядку. 7 мая 1895 года скромный преподаватель физики Кронштадтского минного офицерского класса Александр Степанович Попов заставил служить человечеству электромагнитные колебания, обнаруженные Г. Герцем, – изобрёл радио. Изобретение Попова, продемонстрированное им, распространилось в мире с быстротой, в историческом смысле вполне сравнимой с быстротой распространения радиоволн.
Ещё раньше, чем была достигнута эта ступень развития электрической связи, во многих странах начались работы по созданию аппаратуры, позволяющей передать на расстояние изображение. Кстати сказать, заслуга введения в обиход термина «телевидение» приписывалась в разное время разным лицам, но сейчас можно считать установленным, что впервые термин прозвучал в докладе «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)», сделанном преподавателем Артиллерийской академии штабс-капитаном русской армии К.Д. Перским в Париже на Всемирном конгрессе электротехников в 1900 году.
Идеи создания электрической системы для передачи подвижного изображения на расстояние высказывались ещё в 70-е годы позапрошлого столетия. Основывались эти идеи на чисто теоретических посылках (возможности физических экспериментов были в ту пору ничтожны). Но только в середине 20-х годов нынешнего столетия промышленно-техническая база развилась настолько, что возникла возможность практической реализации теоретических принципов телевидения, выдвинутых за полвека до того. Естественно, что идеям и экспериментам по передаче на расстояние подвижного изображения предшествовали идеи и эксперименты по передаче изображения неподвижного.
Исходя из принципа «факсимильной телеграммы», выдвинутого шотландцем А. Бейном в 1842 году, работавший в России итальянец Д. Козелли изобрёл (в 1862 году) «химический телеграф», при помощи которого можно было передавать по проводам изображение – рисунок или текст. Телеграф этот был испытан на линии связи Петербург–Москва, но не получил признания. Чтобы передать изображение по «пантотелеграфу Козелли», рисунок или текст нужно было вытравить на медной пластинке, затем в принимающем пункте аналогичную пластинку подвергнуть столь же длительной химической обработке. Короче говоря, изобретение Козелли оказалось практически бессмысленным, ибо между Москвой и Петербургом уже функционировала железная дорога и поезд мог доставить изображение почти за то же время, которое для этого требовалось при использовании «химического телеграфа».
В 1880 году русский учёный Порфирий Иванович Бахметьев (широко известный как физик и биолог) предложил теоретически вполне возможную телевизионную систему, названную им «телефотографом». Заслуга Бахметьева перед наукой состоит в том, что он хотя и не построил аппарат, но выдвинул первый из основополагающих принципов телевидения – разложение изображения на отдельные элементы для последовательной их передачи на расстояние. Студент Павел Нипков предложил осуществить разложение (развертку) изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 году диск Нипкова долго не находил практического применения; сам учёный впервые увидел свой прибор в действии лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, успев к этому времени позабыть о своём изобретении, сделанном ещё в студенческие годы.
В 1888-1889 годах профессор Московского университета Александр Григорьевич Столетов, изучив так называемый «внешний фотоэффект» (способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны), создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.
Опираясь на это открытие, преподаватель петербургского Технологического института Борис Львович Розинг в 1907 году предложил (и запатентовал в России и за границей) идею, которая без принципиальных изменений сохранена в действующих и сейчас телевизорах. Идея эта состояла в том, чтобы использовать для преобразования электрических сигналов в светящиеся точки видимого изображения катодную (электронно-лучевую) трубку. Катодная трубка, соответственно видоизмененная, снабженная множеством сложных и тонких устройств, – основа современных телевизоров: нынешний телеэкран – не что иное, как сплюснутый торец катодной трубки.
Б.Л. Розинг сконструировал трубку, в которой поток электронов (катодный луч), вызванный фотоэффектом, «бомбардирует» торец, покрытый изнутри слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Телевизионное изображение (градации света и тени) возникает как результат большего или меньшего по интенсивности свечения определённых участков экрана. Отметим, что в разработке Розинга анализ изображения осуществлялся с помощью оптико-механического (зеркально-барабанного) устройства, а синтез (развёртка) изображения осуществлялся без использования оптико-механического устройства, как это стало непременным для электронных телевизионных систем лишь к середине 30-х годов.
9 (22) мая 1911 года Розинг продемонстрировал на стеклянном экране электронно-лучевой трубки телевизионное изображение. Передавалось изображение решётки, помещённой перед объективом передатчика. Это был наиболее благоприятный, с точки зрения передачи, вариант. Вряд ли пятнадцать-двадцать петербургских физиков, что собрались в одной из аудиторий Технологического института, представляли себе, глядя на полоски, возникшие на торце трубки, те сотни миллионов телевизионных экранов, которые установлены сегодня в миллионах домов. Однако именно от этого маленького стеклянного экрана Розинга ведёт свою родословную современное телевидение.
Отмечая заслуги учёного в области электрической телескопии (как тогда было принято называть передачу изображения на расстояние), русское техническое общество присудило ему в 1912 году золотую медаль и премию имени почетного члена общества К.Ф. Сименса.
Первая мировая война изменила характер работы Розинга – ему пришлось переключиться на выполнение заданий военного ведомства. Лишь после окончания гражданской войны он возобновил свои исследования в Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории и в 1922 году получил государственный патент на «радиотелескоп», в дополнение к полученной им в 1911 году «Привилегии № 18076» на первый в мире электронный телевизор.
В 1926 году в первом номере журнала «Наука и техника» Розинг опубликовал работу «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения». Читая её, нельзя не подивиться тому, насколько полно, ясно и точно предвидел будущее человек, стоявший у истоков телевидения.
Вот, что писал Розинг более полувека назад: «Опуская приёмные аппараты подобного прибора – телескопа – в глубину океанов, можно будет видеть жизнь и сокровища, которые там таятся. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть всё, что делается в мастерских, на складах, на работах. Мы будем видеть за сотни вёрст образцы товаров, которые нам предлагают. Больной, прикованный к кровати, через посредство этого прибора войдёт в связь с недоступной ему общественной жизнью. Он будет в состоянии видеть всё, что делается на улицах, площадях и в театрах.»
Заметную роль в развитии радиотехники в нашей стране сыграла созданная в первый год советской власти Нижегородская радиолаборатория. В результате работ, проведенных под руководством профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича, здесь был создан радиотелефон. В лаборатории велись и работы по созданию «радиотелескопа» – телевидения. 18 апреля 1921 года В.И.
Ленин получил письмо от члена коллегии Наркомпочтеля А.М. Николаева, в котором рассказывалось о проекте прибора, который должен был позволить при его усовершенствовании «видеть на экране подвижное изображение говорящего человека при радиотелефоне».
В последующие годы в стране уделялось много внимания развитию телевидения. Не проходило месяца, чтобы центральные газеты не сообщали о более или менее плодотворных попытках передачи изображения на расстояние. Весьма характерна терминология, которой пользовались тогда.
Так, 9 декабря 1922 года в «Правде» была опубликована статья под названием «говорящий кинематограф и русский изобретатель». Речь шла об инженере В.И. Коваленкове, который наряду с другими работами, описываемыми в статье, создаёт аппарат, позволяющий осуществить «видение по проводам и по радио».
18 февраля 1923 года «Правда» сообщила: «В радиоотделе Государственного экспериментального электротехнического института проводятся успешные опыты по передаче изображения на расстояние», а 9 января 1925 года «Известия» информировали читателей о том, что Общество друзей радио собирается открыть первый в СССР «радиокинематограф». О телевидении пишут екатеринбургский «Уральский рабочий», тифлисская «Заря Востока», ташкентская «Правда Востока»; «Рабочая газета» сообщила 16 декабря 1925 года, что на V съезде русских физиков Л.С. Термен сделал доклад «Видение на далёкое расстояние» и продемонстрировал на экране изображение «движущейся живой руки».
Однако система дальновидения Льва Сергеевича Термена сразу же была засекречена в связи с планами использования её в пограничных войсках. Предварительно её приёмник установили в кабинете наркомвоенмора К.Е. Ворошилова, а передатчик – во дворе наркомата. Позже маршал С.М.
Будённый вспоминал, как они с Ворошиловым почти безошибочно узнавали людей, на которых была направлена телекамера. И хотя дальнейшего практического развития эта работа Термена не получила, современники высоко её оценили. Вскоре Термен был направлен на разведывательную работу в США.
Подтверждением того, что идея телевидения назрела и, что называется, носилась в воздухе, служит и история деятельности скромного ташкентского изобретателя Бориса Павловича Грабовского. Сын ссыльного поэта-революционера, определённого на вечное поселение в Тобольск, Грабовский в 1918 году вступил в Красную Армию, а после гражданской войны оказался в Ташкенте, где стал работать лаборантом на физическом факультете только что основанного Среднеазиатского государственного университета. Узнав о работах Розинга, он задался целью в крохотной, плохо оборудованной лаборатории решить задачу, над которой билась когорта физиков всего мира: решил сконструировать аппаратуру с электронной системой анализа и синтеза изображения и передатчик телевизионных сигналов.
В Ташкенте ему не хватает средств и технических возможностей. Тогда Грабовский отправляется в Саратов, где с помощью Н.Г. Пискунова и В.И. Попова создаёт и защищает перед учёными местного университета проект электронной телевизионной установки – «телефот».
Изобретателей посылают в Москву, где они успешно выступили с докладом на радиотехнической секции военно-технического управления Красной Армии, а затем в Ленинград, где в те годы находился Комитет по делам научных открытий и изобретений. Мнения экспертов комитета разделились, однако по настоянию Б.Л.
Розинга Грабовский и его соавторы в 1925 году получили патент на своё изобретение. С трестом заводов слабого тока был заключён договор на создание действующей установки. Дали смехотворный срок – три месяца! Конечно, выполнение заказа было сорвано.
Грабовский возвращается в Ташкент и при поддержке местных властей продолжает работу. Зимой 1928 года он демонстрирует свой «телефот» – передачу изображения на расстояние нескольких метров, а затем и больше (судя по тому, что в документах упоминается картина «движения трамвая и пешеходов»). Изображения были «грубые и неясные».
Тем не менее местные власти решили показать новинку в Москве. При перевозке стеклянные детали были разбиты, металлические покороблены. Заканчивался 1929 год, к идее электронного ТВ в Москве охладели – полным ходом шла подготовка к вещанию малострочного, «дальнобойного», доступного «пролетариям всех стран» механического ТВ с диском Нипкова. Радиолюбители СССР принимали из-за рубежа именно такие передачи. Следы работы ташкентского энтузиаста затерялись в бюрократических архивах.
К сожалению, изобретения Грабовского и Термена не повлияли сколько-нибудь существенно на ход развития отечественной телевизионной техники. Наступало время коллективных, хорошо организованных и направленных исследований, которые опирались бы на мощную техническую базу.
В 1930 году во Всесоюзном электротехническом институте была создана лаборатория телевидения во главе с Павлом Васильевичем Шмаковым. Она приступила к разработке и постройке передающего устройства и приёмника (с диском Нипкова) механического телевидения. Система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Электрические сигналы, несущие изображение и звук, передавались раздельно, следовательно, для приёма телепередачи требовались два радиоприёмника, один из которых имел телевизионную приставку. Так как электрические сигналы преобразовывались в световые через посредство неоновой лампы, испускающей лучи красной части спектра, экран механического телевизора светился розовым светом (современный монохромный телевизор имеет экран голубого свечения, а до 40-х годов свечение экрана было зелёным).
В пятилетнем плане развития радиовещания ставилась задача организации в 1929-1930 годах регулярной передачи изображений (неподвижных) для радиослушателей Москвы, Ленинграда и Харькова. Далее в плане работы Наркомата почт и телеграфа СССР, в состав которого в то время входил Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВРК), говорилось: «Несомненно, что передача движущихся изображений имеет большую перспективу на развитие у населения, нежели передача неподвижных изображений.
Предварительные опыты показали, что конструкция приёмного аппарата может быть сделана чрезвычайно простой и, считая в основном проблему такого аппарата у нас решённой, остаётся решить только серию деталей в виде точной перфорации дисков, изготовления неоновых ламп и т.п. В данном случае можно считать, что в течение двух лет это дело может быть поставлено на твёрдые производственные рельсы, и мы рассчитываем, что в начале 1930/31 года в Московской и Ленинградской станции должна быть организована регулярная передача телевидения с тем, чтобы к этому времени были выпущены не менее 500 приёмных аппаратов. Мы рассчитываем, что в каждый следующий год должны выпускаться не менее как по 2000 таких аппаратов, в связи с чем передача движущихся изображений к концу пятилетия должна быть организована помимо Москвы и Ленинграда в Харькове, Киеве, Тифлисе, Баку, Свердловске и Новосибирске.» (ЦГАНХ СССР, ф. 3527, оп. 10, д. 77, л. 48,49).
30 апреля 1931 года «Правда» напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии». В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, немые.»
Вскоре началась подготовка к регулярному вещанию. Из здания Всесоюзного электротехнического института передатчик был перевезён на Никольскую улицу, дом 7, в Московский радиотехнический узел. 1 октября 1931 года начались регулярные опытные передачи, которые проводились через радиостанцию МГСПС, работавшую на волне 379 метров (изображение) и 720 метров (звук). Вскоре в Москву стали поступать сообщения о том, что эти передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове. Журнал «Говорит Москва» сообщал с гордостью, что в столице работало более тридцати самодельных телевизоров. Промышленность ещё не выпускала телевизоры, хотя и готовилась к этому. (Вообще, развитие передающих станций в первые годы регулярного телевидения в СССР обогнало развитие приёмной сети.)
Собственно, телевидение начала 30-х годов и осуществляло решение только этой задачи – внедрения идеи телевидения. Телевизионное вещание было ещё неспособно выполнять ни одну из функций, которые выполняет сегодняшнее телевидение; оно ещё не обладало ролью ни политико-информационной, ни эстетической, ни познавательной, не имело социально-педагогического значения, но оно внедряло идею телевидения. Каждая минута этого визуально несовершенного вещания утверждала возможность и необходимость его развития, пробуждала интерес к телевидению в широких слоях населения. Энтузиазм радиолюбителей тех лет граничил с одержимостью. Тысячи людей от Одессы до Камчатки собирали самодельные телевизоры, благо в магазинах уже можно было купить бумажный диск Нипкова, изготовлявшийся на нескольких фабриках.
Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, можно было распространить идею «видения на расстоянии» гораздо шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное. Дело в том, что передачи механического телевидения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР.
Передачи же электронного телевидения, хотя и обладающего изображением гораздо более высокого качества, могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приёмника. Следовательно, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять практически только жители Москвы и пригородов.
Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра ограничивала бы и возможность широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем. В дальнейшем вся история телевидения проходит под знаком стремления к удовлетворению тех требований, которые аудитория предъявляет к нему. Этап механического телевидения – поистине «дальновидения» – был, безусловно, необходим в этом процессе.
Примерно в то же время, что и в Москве, начались передачи механического телевидения из Ленинграда. Газета «Известия» писала 10 марта 1932 года, что «на ленинградской радиостанции РВ-53 состоялись первые опытные передачи изображений, давшие прекрасные результаты». Телевизионные передачи начала вести одесская радиовещательная станция РВ-12. Москва вела передачи 12 раз в месяц, в определённые дни, от 24 часов до 1 часа ночи, Ленинград и Одесса – нерегулярно.
15 апреля 1932 года «Правда» сообщила, что Ленинградский завод «Коминтерн» приступил к выработке первых 20 советских телевизоров. Это было очень важное сообщение – до тех пор в нашей стране имелись только самодельные телевизоры, изготовленные в лабораториях или просто кустарно. В 1933-1936 годах промышленность выпустила более 3 тысяч механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3×4см. Телевизор подключался к радиовещательному приемнику вместо громкоговорителя.
Параллельно с развитием механического телевидения интенсивно велись работы и по разработке телевидения электронного. В 1931 году Семен Исидорович Катаев в осуществление давней идеи Розинга сконструировал передающую трубку, названную им «радиоглазом».
Её отличительная особенность – так называемая мозаика, состоящая из мельчайших светочувствительных ячеек, в каждой из которых под действием света накапливается электрический заряд. Мозаика даёт возможность резко увеличить чёткость и вследствие этого – размер изображения. Почти одновременно с Катаевым аналогичное устройство («иконоскоп») запатентовал в США Владимир Козьмич Зворыкин, учившийся в Петербурге у Б.Л. Розинга.
Достижения учёных, добившихся в лабораторных условиях значительных успехов в разработке электронной системы телевидения, привели к тому, что передачи механического телевидения в Москве в декабре 1933 года были приостановлены. Показалось нерациональным развивать его дальше – век телевидения электронного сочли уже наступившим. Однако, как выяснилось очень скоро, промышленности нужно было ещё освоить производство новой аппаратуры. Поэтому 11 февраля 1934 года опытные передачи механического телевидения были возобновлены, а с 15 ноября 1934-го стали регулярными. Окончательно они прекратились в Москве лишь в апреле 1940 года, когда уже работал новый Московский телецентр на Шаболовке (в Киеве механическое телевидение сохранялось до начала войны).
Стоит отметить, что специально оборудованное помещение на улице 25 Октября в полной мере отвечало тогдашним техническим условиям ведения программ; Московский телецентр по праву считался одним из наиболее технически совершенных телецентров мира.
Кто и когда изобрёл телевидение? Кто придумал слово «телевидение»?
Какой российский радиоинженер провел телевидение в миллионы домов?
История возникновения и развития телевидения (краткий реферат).
Когда впервые в СССР появилось телевидение?
Источник: svetorusie.livejournal.com