Тематическая и жанровая структура современной телеинформации. Сравнительный анализ информационных программ базового приема
В условиях глобального общества резко возрастает спрос на информацию. Ценность для потребителя приобретает знание всего информационного контекста. Зритель сегодня желает иметь возможность получать отвечающий его интересам телепродукт в режиме «он-лайн» в любую удобную для него минуту.
В последние десятилетия у отечественной аудитории назрела потребность в общенациональном по своему контенту канале, рассказывающем россиянам о жизни России.
Период с 2000 по 2007 гг. ознаменован процессом создания новых СМИ и качественного обновления существующих. Создание первого круглосуточного информационного канала, подготовленное внутренней реформой подразделений ВГТРК, стало началом нового этапа развития новостного телевещания в России.
Российский информационный канал «Вести», появившийся на базе ВГТРК, стал не только первым круглосуточным информационным каналом в нашей стране, но, по сути, это и есть первая попытка реализации в России нового формата информационного вещания.
СКИБИДИ ТУАЛЕТЫ В ДИСКОРД! ТВ МЕН + ТВ ВУМЕН! — Skibidi Toilet in Discord season 13 to 16
Слово «формат» (лат. «formatum» — размер, величина, образ). Применительно к эфирному вещанию понятие «формат» возникло в США в начале 70-х как характеристика радиоэфира и обозначало комплект музыкальных номеров, гарантированно отвечающих вкусам той или иной социальной группы.
В отношении телевидения: формат программы, отдельного сообщения (набор присущих данному продукту характеристик), формат телеканала в целом, т.е. формат вещания.
«Формат информационного вещания — критерии отбора информационных сообщений для новостных программ и стиль подачи информации (иногда зафиксированный в специальном внутреннем документе компании — «Книге стиля»), призванные удовлетворить вкусовые предпочтения определенной целевой аудитории, достигаемые и поддерживаемые за счет внутреннего стандарта СМИ, установленного на основе правил, норм, традиций редакционной политики».
Новые тенденции, в связи с которыми меняется отечественный телерынок:
усиление государственного ТВ (оно имеет больше ресурсов и возможностей);
появление интереса телеаудитории к жизни российских регионов;
местное, локальное телевидение за последние годы получило популярность у телезрителей и начало развиваться;
всё больше зрителей смотрит ТВ ради информации, а не других жанров;
развитие бизнеса и рынка в России приводит к более внимательному отслеживанию новостей;
растет потребность получать информацию в режиме реального времени или максимально приближенном к этому режиму, причем — постоянно и круглосуточно;
влияние глобализации на привычки медиапотребления;
почти полная замена аналитических программ информационными.
Жанры информационной публицистики
Заметка (сообщение, видеосюжет) — сценарный (авторский) и официальный
Отчет (прямая трансляция)
МОМО В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ | ЗРЯ МЫ НАПИСАЛИ ЕЙ НОЧЬЮ
Интервью (Вопросы: контактные, адресные (узнать биографию), программные (по теме разговор), экранные (ответ): и-мнение, и-факт, анкета, протокольное, портретное, проблемное, информационное.
Репортаж: прямой и фиксированный, синхронный и немой, событийный и тематический и постановочный.
Жанры аналитической публицистики
Комментарий (от лат — толкование — 1 из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общ.-полит., документа, события и т.п. Используется закадровый комментарий, иллюстрируемый спец. подобранными видеокадрами. Основу комментария как жанра сост. Открытая авторская оцена, анализ).
Обозрение (фактология, вз\связь, относительно широко, ограничен хроникальными рамками или темой), («Сегодня в мире»). А — общее обозрение — «Итоги», «Международная панорама». В — тематическое (экономики, искусства, спорта): «Футбольное обозрение», «Моё кино»)
Беседа (специф. жанр аналит. публиц., представляющий собой диалогическую ф. общения. Ж-ст в ней — участник и орг-тор беседы. Следит, чтобы все гости имели возможность высказаться).
Дискуссия (от лат — исследование, обсуждение — столкновение различн. мнений. Включает телеаудиторию в процесс исследования. Познавательный потенциал жанра. Предмет д. б. социальнозначимым, общеинтересным).
Ток-шоу (англ. — разговорн. зрелище) сочетакт признаки интервью, дискуссии, игры, концентрируются вокруг личности ведущего.
Пресс-конференция (разновидность интервью с большим числом респондентов, зад. вопросы одним или неск. хорошо осведомлённым лицам в какой-либо области).
Корреспонденция («передача») (анал. жанр, разрабатывающий на конкр. м-ле актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе (ТВ-расследование, ТВ-корреспонденция экранный эквивалент газетной проблемной статьи)
Жанры художественной публицистики
Очерк (погран. жанр м\у исследованием и рассказом):
Портретный и путевой
Сатирические жанры: фельетон (куклы НТВ), памфлет (цель — конкретное, преимуществ. гражданское соц.-политическое обличение)
Телевидение и общество. Социальные функции ТВ.
Телевидение сегодня — продукт ежедневного потребления.
ВЦИОМ (опрос июнь 2006): «Как часто вы смотрите телевизор?» Каждый день 72%, 3-4 раза в неделю 14%, один-два раза в неделю 6%, еще реже 4%.
Чем старше россиянин, тем активнее он смотрит телевизор. В самой старшей возрастной группе 60 лет и старше — 77% опрошенных каждый день смотрят телевидение. В самой молодой возрастной группе от 18 до 24 лет — 69%.
Обязательный телепаек: в будний день 35% россиян смотрят от 3 до 4 часов, около 30% смотрят час-два, есть и откровенно телезависимые люди — те, кто смотрит 5-6 (15%), или даже 7-8 часов (9%). То есть, с утра включил и все.
И лишь 9% опрошенных россиян сказали, что они смотрят телевизор меньше часа в день.
«Если по какой-то причине у вас не будет больше возможности смотреть телевизор всю оставшуюся жизнь, то что бы скорее всего вы почувствовали?»: горькое сожаление, ощущение невосполнимой потери 21%.51%, больше половины, говорят, что их посетил бы дискомфорт, ощущение нехватки чего-то привычного. И только 21% сказали, что «мне было бы все равно».
«Согласны ли вы с тем, что количество информационных аналитических программ на телевидении следует сократить, а больше уделять внимание показу кинофильмов, концертов, других развлекательных программ?»: 40% опрошенных согласились бы с таким изменением, 49% опрошенных нет.
Россиянам предложили проранжировать, какие из 15 жанров вызывают наибольший интерес (опрос апрель 2004 и июнь 2006): 60% называют информационно-новостные программы, отечественные и зарубежные художественные фильмы 37% и 40%, развлекательные программы — концерты поп-музыки, юмористические программы и т.д.32% и 34%, телесериалы — 24% и 25%, документальное кино — 14% и 17%, передачи о товарах и услугах, полезные советы — 6% и 9%, военно-патриотические программы — 10% и 6%.
«Каким программам на телевидении, каким телепередачам, каким жанрам следует уделять больше внимания?»: теряющие рейтинг жанры — информационные и новостные программы — 37% и 31%. образовательные программы — 28% и 23%. военно-патриотическим программы — 17% и 12%, развлечение: концерты поп-музыки, юмор и т.д. — 16% и 13%; добавившие рейтинг жанры — детские программы — 20% и 24%, о природе и животных — 10% и 17%, документальное кино — 11% и 14%, ток-шоу на житейские темы — 6% и 10%, передачи о товарах и услугах, полезные советы — 5% и 7%.
Телевидение сегодня — социальный институт, самое массовое средство коммуникации, инструмент реального взаимодействия и воздействия. Пока ТВ остается системным, организованным сообществом с достаточно выраженной так называемой «авторской» составляющей (в отличие от набирающего силу Интернет-сообщества) и с определенной противопоставленностью аудитории, выступающей в роли во многом пассивного потребителя телевизионного продукта.
Связь телевидения (и в частности — тележурналистики) с обществом осуществляется в политическом, экономическом и культурном аспектах. Эта связь находит выражение в функциональной специфике телевидения как СМИ.
В реализации функций ТВ в разной степени задействован собственно журналистский труд, однако практически каждый вид телевизионного продукта включает в себя журналистскую составляющую (от отбора актуального материала до прямого контакта с ТВ-аудиторией).
Многие эксперты говорят о мировоззренческой функции телевидения, о том, что ТВ является фактором культурологической ценности, национальной целостности, местом воспроизводства языка.
Исследователи выделяют 7 функций телевидения в современном обществе: информационную, интегративную, социально-педагогическую или управленческую, организаторскую, культурно-просветительскую, образовательную и рекреативную.
Информационная функция — удовлетворение собственно информационной потребности (в узком и конкретном смысле слова «информация»): регулярное и оперативное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации.
Информационные программы — опорные точки сетки вещания любой телекомпании (остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей).
Телеинформация делает акцент на событиях, отклоняющихся от нормы: вооруженных конфликтах, катастрофах, природных катаклизмах и т.п. Известно, что для любой системы важна информация именно об отклонениях от нормы. Теленовости «индикатором», «болевым ощущением» социума. Информирование в этом смысле не может быть подменено агитацией.
Общемировая практика постоянно ищет необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах, чтобы у зрителей не оставалось настроения подавленности и безысходности. Роль телевизионных новостей в формировании школьной агрессии по типу «моральной паники»:
Источник: smekni.com
Информационная корреспонденция
Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
Жанры телевизионных и радиопередач
Жанры радио и телевидения формировались на основе газетных, но отличаются от них устной формой речи. На телевидении устный текст дополняется видеорядом, что позволяет телевидению модернизировать традиционные жанры прессы и создать новые.
Информационные жанры. Основным типом информационной передачи на телевидении и радио является выпуск новостей. В рамках такой передачи могут чередоваться различные информационные жанры, общие для электронных и печатных средств массовой информации:
- корреспонденция;
- репортаж;
- интервью;
- информационный отчет;
- блиц-опрос.
Телевизионные интервью в прямом эфире для информационных программ давать значительно сложнее, чем интервью газете. Неподготовленная устная речь прозвучит красиво только при наличии у человека устойчивых навыков речевой культуры. Здесь одинаково важны и содержательная, и внешняя стороны речи.
Внешняя красота речи заключается в ее размеренности, четкости, плавности (отсутствии долгих пауз и резких переломов синтаксической конструкции предложений).
Жанр информационного интервью предлагает краткие ответы по существу вопросов, здесь неуместны лишние детали и длинные вводные фразы.
Умение давать интервью оказывает существенное влияние на имидж должностного лица и организации, которую данный чиновник представляет.
Аналитические жанры журналистики представлены в еженедельных телевизионных аналитических программах, которые включают:
- аналитические отчеты;
- интервью и опросы;
- беседы;
- комментарии.
Политические обозреватели телевидения приводят в своих передачах итоги социологических исследований, рейтинги. Мониторинг в таких передачах осуществляется в виде серии репортажей, объединенных общей темой.
Журналистское расследование также является и газетным, и телевизионным жанром.
Художественно-публицистические жанры на телевидении весьма разнообразны. Среди них научно-популярные передачи, передачи, рассказывающие зрителям о театре и кино, сатирические передачи, например, «Итого» с Виктором Шендеровичем на канале ТВ-6 (в этой передаче соседствуют такие жанры, как памфлет, пародия, сатирический комментарий, шутка).
Специфически телевизионными и очень популярными жанрами являются телеигра, ток-шоу, информационно-развлекательная передача. Ток-шоу — передача, в которой участвуют ведущий, главные герои (известные люди, специально приглашенные на передачу) и зрительный зал. Передачи такого типа могут быть посвящены как общественно-значимым темам («Глас народа», «Пресс-клуб»), так и обсуждению проблем личной, семейной жизни («Я сама»).
Участие в передачах типа ток-шоу связано с соблюдением некоторых правил речевой культуры и культуры общения. От ведущего ожидается умение сфокусировать внимание всех участников на теме передачи, предоставление слова участникам с различными взглядами на обсуждаемую политическую, экономическую, техническую проблему. От зрителей, участвующих в передаче, ожидаются краткие и ясные вопросы по обсуждаемой теме. От экспертов ожидаются понятные широкой публике комментарии.
Большинство телевизионных передач представляет собой соединение различных жанров. Репортаж и интервью могут быть включены в передачи самого различного типа. В еженедельной аналитической программе могут быть представлены материалы самых разных жанров. Одна и та же передача может соединять в себе журналистское расследование и ток-шоу.
Технические возможности телевидения дают журналисту значительные преимущества в оперативности и наглядности представления информации зрителю; но вместе с тем и высокие требования к речевой культуре журналиста и участников передач особенно важны именно на телевидении, поскольку в эпоху прямого эфира нет возможности заранее готовить или редактировать текст.
Большое внимание тележурналист должен уделять точности и логичности речи. Внимательный зритель всегда заметит несоответствие комментариев журналиста передаваемому видеоряду.
Серьезные требования культуры речи должны учитываться при подготовке и ведении выпусков новостей. Прежде всего необходим удобный для восприятия новой информации темп речи и правильное интонирование высказываний. Поскольку адресатом новостей является максимально широкая аудитория, в информационных сообщениях должно быть как можно меньше специальной лексики и сокращенных слов. Вновь вводимые в речевой обиход термины, заимствования, аббревиатуры должны сопровождаться кратким пояснением.
Эффективная коммуникация в обществе невозможна без понимания зрителем, основного содержания информационных программ.
Источник: www.myunivercity.ru
Что такое корреспонденция в журналистике: примеры из газет
Вы узнаете, что такое корреспонденция и каковы особенности этого жанра в журналистике.
Также разберем схему написания и несколько примеров из газет.
Сразу скажу, что этот жанр не имеет ничего общего с письмами.
Хотя название произошло именно от латинского слова correspondance (переписка).
Но в данном случае под этим словом мы подразумеваем аналитический жанр журналистики.
В нем много новой фактической информации и письменных источников.