Кто изобрел ТВ в России

От изобретения фотоэлемента Элстером и Гейтлом в 1892 году до первой демонстрации телевидения посредством механической системы развертки Дженкинсом прошло 33 года, а первый телевизор, запущенный в массовое производство, появился лишь в 1939 году. Прошло уже 127 лет, а телевидение все еще развивается и переходит все в новые форматы. Прогресс был бы невозможен без вклада первых ученых-энтузиастов, которые верили в возможность передачи изображения на расстояние.

История телевидения: от механических систем до электронного телевидения

Борис Львович Розинг – выдающийся русский ученый, который стоял у основ создания телевидения. Его разработки доказали возможность передачи и получения электронного телевизионного сигнала. Более того, разработанный в 1907 году Розингом прототип электронно-лучевой трубки (кинескопа) стал первым шагом в развитии электронного телевидения. Принципы и схемы, использованные им при создании кинескопа, применялись в производстве телевизоров еще 100 лет. Только в 1990-х годах на смену кинескопным телевизорам пришли жидкокристаллические.

Кто изобрел телевидение | All About

Научная деятельность

40 лет своей научной деятельности Борис Розинг занимался изучением различных явлений и разработкой технических систем. На его счету более 25 патентов, привилегий и авторских свидетельств, а также свыше 50 крупных научных публикаций.

Борис Розинг

В начале своей карьеры Розинг изучал теорию динамического магнетизма некристаллических однородных тел и кристаллов. Он смог объяснить явление магнитотрикции, при котором длина железных проволок изменяется от намагничивания. Причина такого изменения – гистерезис (свойство физических, биологических и т. д. систем, мгновенный отклик которых на приложенные к ним воздействия зависит, в том числе, и от их текущего состояния, а поведение системы на интервале времени во многом определяется её предысторией). Розинг открыл это явление в 1894 году параллельно с японским ученым Хантаро Нагаокой. Борис Розинг занимался также созданием аккумуляторов с подвижным слоем электролита, изучал превращение тепловой энергии в электрическую и обратно.

В начале 1890-х годов его увлекли труды Порфирия Бахметьева, физика и биолога экспериментатора русско-болгарского происхождения. Бахметьев разработал «телефотограф» – средство для передачи изображений на расстоянии. И сформулировал принцип телевидения: «Изображение должно быть разложено на отдельные элементы, элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое».

Руководствуясь этим принципом, Розинг проводил исследования в области телевидения. Стоит отметить, что термин «телевидение» был впервые произнесен в 1900 году Константином Перским. Однако в СССР он стал часто употребляться лишь в 1930-х годах. До этого использовались термины «дальновидение», «радиоскопия», «электровидение».

Кто придумал телевизор? История создания телевизора

К началу ХХ века уже были созданы устройства, которые производили развертку изображения на элементы и вновь собирали его механическим способом, а электронный сигнал передавали с помощью радио. В первых исследованиях Розинг пробовал совместить в одной системе механические и электронные устройства. Он использовал диск Нипкова (круг с нанесенными мелкими отверстиями по Архимедовой спирали) для разделения изображения на строчки и передавал их в электронный приемник сигнала – катодную трубку, где катодный луч проецировал изображение на фотоэлемент.

В ходе опытов ученый понял, что электронные системы более практичные и перспективные, чем механические. Более того, у Розинга к этому времени уже был опыт исследования электрической энергии и свойств магнетизма. В качестве устройства воспроизведения изображения Розинг применил катодную трубку Крукса – Брауна.

В 1902 году он провел эксперимент: приемником послужила катодная трубка, а передающим прибором – электрическая ванна с четырьмя электродами, соединёнными с отклоняющимися катушками трубки. Электроды посылали сигналы на трубку. Металлический стержень перемещался по ванне в слое электролита, выполняя роль светового луча.

Движение этого стержня точно повторяло катодный пучок в трубке, который вырисовывал различные фигуры. Розинг заметил, что с помощью катодной трубки невозможно передавать изображения различной яркости.

Тогда для отображения полутонов ученый дополнил конструкцию трубки пластинами, которые модулировали интенсивность электронного пучка за счет изменения количества электронов, попадающих на экран. Так катодная трубка от осциллографа превратилась в телевизионную – прототип кинескопа. Розинг усовершенствовал также механическую часть устройства: вместо диска Нипкова он начал использовать систему из двух многогранных зеркальных барабанов Вейлера, вращающихся с разной скоростью. Позже изобретатель заменил один из барабанов Вейлера подвижным стеклом для беспрерывного чередования строк. Так он достиг развёртывания изображения до 2400 элементов.

В 1907 году Борис Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений» для получения привилегии (аналога современного патента). В 1908 году на ее основе он получил патенты в Англии и Германии, а в 1910 году – в России. Главное отличие изобретения Розинга от разработок других инженеров заключалось в том, что он смог создать работающее физическое устройство, а не просто описать его в теории. Он привнес нововведение в процесс передачи изображения: вместо механического способа передачи начал использовать электронный.

Схема приемной электронной телевизионной трубки из привилегии, полученной Розингом

9 мая 1911 года Розинг повторил эксперимент в присутствии комиссии. Он транслировал изображение четырех белых полос на черном фоне. Конечно, двухцветное изображение – это лишь первый шаг в эпоху электронного телевидения, но именно этот шаг ознаменовал прорыв. Розинг доказал возможность передачи изображения с помощью электронного луча.

В 1912 году Розинг получил заслуженные награды за свою работу. Его наградили Золотой медалью и почетной премией Сименса за заслуги в области электрической телескопии.

Розинг понимал, что находится на верном пути. Он совершенствовал устройство, каждый раз переделывая его. В 1913 году была изготовлена вакуумная трубка с косвенным накалом катода и магнитной фокусировкой электронного луча. Изменив заряд и разряд конденсаторов на периодический, ученый получил отклоняющие токи и напряжение, необходимые для более четкой передачи изображения.

Основной проблемой в исследованиях стало то, что государство не видело перспектив в телевидении и поэтому финансово никак их не поддерживало. Большую часть разработок Розинг проводил за свой счет.

Сам ученый считал, что передача изображения на расстояние может найти широкое применение в будущем: «Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет столь же необходимым прибором, каким является в настоящее время телефон. Тогда миллионы таких приборов, таких «электрических глаз», будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность… Нам откроются богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор скрыта под покрывающей ее водой… Можно будет проникнуть таким же образом в расселины гор и потухшие вулканы и заглянуть внутрь твердой оболочки Земли.

Врач будет в состоянии пользоваться таким электрическим глазом при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах». Розинг написал это в своей книге «Электрическая телескопия (Видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения» в 1923 году.

Биография

Борис Львович Розинг в Петербурге 5 мая 1869 года. Его предки принадлежали к числу европейских ученых, которых Петр I пригласил в Россию для развития науки и техники. Лев Розинг, действительный статский советник, в свободное время занимался созданием точных часов и летательной машины в любительской мастерской на чердаке.

Именно отец привил ученому любовь к изобретательству: они подолгу засиживались на чердаке за созданием моделей. Уже в гимназии Борис Розинг интересовался физикой. В 1887 году, окончив гимназию с золотой медалью, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1893 году Розинг поступил на работу в Петербургский технологический институт (ПТИ) в качестве лаборанта. Параллельно со своими исследованиями он вел практические занятия по физике. В 1898 году был избран на должность преподавателя и начал читать лекции по электричеству и электрометрии. Через 9 лет Розинг стал деканом электромеханического факультета ПТИ.

После Октябрьской революции ученому с семьей пришлось переехать в более тихий и безопасный Екатеринодар (Краснодар). В 1918 году он активно участвовал в открытии Кубанского политехнического института, первого высшего учебного заведения на Северном Кавказе. Там он занял должность проректора, декана электромеханического факультета. Продолжая работать в Екатринодаре, ученый искал пути для возвращения в родной институт.

В 1920 году Розингу поступило предложение продолжить исследования в США и эмигрировать из России. Он отказался, ответив: «Я русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь». Возможно, если бы он принял другое решение, то его жизнь сложилась бы иначе… Но у истории нет сослагательного наклонения.

Почтовая марка в честь изобретателя электронного ТВ Бориса Розинга

В 1922 году он переехал в Петроград и стал профессором физики Второго Политехнического института. Вернуться в Технологический институт (теперь уже Ленинградский), восстановить лабораторию и продолжить исследования ему удалось только в 1924 году. Там Розинг работал до конца 1930 года.

Еще по теме:  Как удалить вирус с ТВ

В декабре 1930 года Розинга задержали по обвинению в финансовой помощи контрреволюционерам. Причиной стало то, что он одолжил по подписному листу небольшую сумму денег нуждавшемуся коллеге-преподавателю, бывшему царскому офицеру, противнику революции. И в феврале 1931 года ученого на три года сослали в Котлас на лесопильный завод без права преподавания и проведения исследований.

Более того, ему пришлось самостоятельно искать жилье. Ученый смог позволить себе лишь съёмную койку за занавеской на кухне в квартире, в которой жили еще 12 человек. Розингу не выдавали бесплатные талоны на питание: продукты и деньги ему присылала семья. Жизнь без возможности работать была равносильна смерти. Тогда он начал читать лекции для работников завода в вечернее время.

В 1932 году, благодаря помощи друзей и семьи, Розинга приняли на должность лаборанта в Архангельском Лесотехническом институте (АЛТИ). Там он не мог продолжать свои исследования по улучшению способа передачи изображения, зато приступил к разработке прибора, помогающего ориентироваться слепым, и кардиографа для местной больницы.

Его материальное положение оставалось бедственным: цены на аренду комнаты и продукты в Архангельске были существенно выше, чем в Котласе. У Розинга не хватало денег даже на покупку керосина для примуса. Ученому помогал коллега, который приносил ему домашнюю еду. Плохие условия подорвали его здоровье. В последние месяцы он часто болел.

О последних днях жизни Розинга осталось свидетельство квартирной хозяйки Александры Поповой, у которой он снимал комнату. Однажды, возвращаясь после работы, Розинг ехал в трамвае и вез судок с супом. Трамвай резко повернул, и суп вылился на пальто сидевшей рядом женщины. Она устроила скандал, Розинг мог лишь извиняться и пытался очистить запачканную ткань.

Это бытовое событие потрясло ученого и сказалось на его состоянии.. Через два дня, 20 апреля 1933 года, он умер от кровоизлияния в мозг. Бориса Розинга похоронили на местном кладбище. Только в 1957 году Бориса Розинга посмертно реабилитировали. Летом 2005 года останки ученого перезахоронили и установили памятник на Вологодском кладбище Архангельска.

Прежняя могила находилась на краю кладбища и была частично затоплена.

Последующее развитие телевидения

В 1911 году Розинг проводил эксперимент, в котором ему ассистировал студент Владимир Зворыкин. Именно Зворыкина принято считать отцом телевидения. Он продолжил работать над созданием электронного телевидения, руководствуясь идеями и разработками Розинга.

Владимир Зворыкин

Эмигрировав в США, Зворыкин начал работать над проектом кинескопа в исследовательской лаборатории компании Westinghouse Electric. В 1923 году он подал заявку, чтобы получить патент на изобретение электронной телевизионной установки. Однако патент был выдан лишь в 1939 году, поскольку Патентное ведомство США сочло, что изготовить фоточувствительную пластину невозможно. Хотя к 1939 году телевизионные аппараты по технологии Зворыкина собирались уже три года, руководство Westinghouse Electric также считало исследования Зворыкина бесперспективной тратой времени.

Несмотря на непонимание, Зворыкин продолжил работу над кинескопом. В 1926 году он подал заявку на регистрацию изобретенной им системы цветного телевидения. В 1929 году он разработал новую модель электронно-лучевой трубки, внутри которой был образован высокий вакуум. Это обеспечило более фокусированное отображение картинки. Позже он создаст аппаратуру для телевизионной трансляции фильмов и передач из ТВ студии.

В 1939 году компанией RCA, возглавляемой Зворыкином, был выпущен первый электронный телевизор диагональю 5 дюймов (12,7 см), рассчитанный на массовое производство. В 1954 году RCA произвела первый цветной телевизор, уже с диагональю экрана 15, 19 и 21 дюймов (38, 48 и 53,3 см соответственно). Но еще долгое время черно-белые и цветные телевизоры производились параллельно.

За 35 лет научных исследований Владимир Зворыкин смог создать действительно работающую телевизионную систему, которая была перенята другими странами.

Телевидение в СССР

В СССР первый механический телевизор был создан Антоном Брейтбартом и запущен в производство в 1931 году. Изображение экрана 16 на 12 мм увеличивалось лупой до экрана 3 на 4 см.

Механический телевизор и изображение на его экране

В том же году был совершен первый опытный сеанс телевещания. В 1949 году был произведен первый электронный телевизор – КВН-49 с диагональю 17,5 см. А в 1956 году был выпущен первый цветной телевизор с диагональю 43 см.

Телевизор КВН-49

В 1933 году Наркомат электропромышленности СССР проводил переговоры с RCA о поставке оборудования для оснащения Московского телецентра. В рамках переговоров Зворыкин приехал на Родину и прочел доклады в Москве и Ленинграде, подробно рассказав о своих разработках. Во время обсуждения выяснилось, что подобные исследования провел вначале Борис Розинг, а в 1930 году – Андрей Константинов. Но несмотря на то, что научное общество ознакомилось с разработками, практического продолжения это не имело.

Выступление Зворыкина во многом повлияло на дальнейшее развитие телевидения в СССР. Правительство издало специальное постановление о необходимости как можно скорее сократить отставание от американских коллег. Была создана первая в СССР лаборатория электронных передающих телевизионных трубок – иконоскопов – во главе с Борисом Васильевичем Круссером. И уже к концу 1934 года сотрудники лаборатории создали первые иконоскопы. А в 1936 году ВНИИ телевидения (Ленинградский институт телемеханики) полностью разработал электронную телевизионную систему.

Иконоскоп

В 1938 году после заключения договора с RCA в телецентре на Шаболовке было установлено новое оборудование, а Ленинградский завод им. Козицкого запустил производство новых телевизоров на основе американских разработок.

В 1939 году начались регулярные телепередачи, транслировавшиеся на 100 телевизоров. А уже с 1951 года телетрансляции стали ежедневными, и их сигнал принимали тысячи телевизоров. В 1954 году были проведены первые эксперименты по передаче цветного изображения.

Стоит сказать и о создании пульта дистанционного управления. Он был придуман Робертом Адлером в 1950 году. Тогда он соединялся с телевизором посредством длинного провода. Позже для подключения стали применять инфракрасное излучение. Этот способ используют и сейчас.

Источник: radioprog.ru

Российско-американское изобретение электронного телевидения

В. П. Борисов Когда 120 лет назад в старинном городе Муроме у купца 1-й гильдии Козьмы Алексеевича Зворыкина родился сын Владимир, мир ещё не знал радио и телевидения. Большой диковиной для российской глубинки был и только что появившийся телефон. Хотя и достаточно образованный, потомственный купец Козьма Алексеевич вряд ли мог предположить, что его сын получит образование в Санкт-Петербурге, Париже и Берлине, будет работать в Питсбурге, Камдене и Принстоне, внесет большой вклад в рождение «чуда ХХ-го века» – электронного телевидения.

Пионер электронного телевидения Б.Л. Розинг

Пионер электронного телевидения Б.Л. Розинг

Российские учёные в числе первых стали проводить опыты по передаче изображений на расстояние с помощью электронных приборов. В 1907 г. преподаватель Петербургского технологического института Б.Л. Розинг подал заявки в патентные ведомства России, Англии и Германии на изобретение «способа электрической передачи изображений». Патенты в этих странах были им получены в 1908—1910 гг. Согласно патентному описанию «на станции получения изображение воспроизводится последовательно точка за точкой на флуоресцирующем экране трубки Брауна или другого подобного прибора пучком катодных лучей, совершающим движения, подобные и синхронные с движением осей световых пучков, идущих на станции отправления от элементов изображаемого поля к фотоэлектрическому приёмнику» [1].

Схема приемной электронной телевизионной трубки из привилегии, полученной Розингом (1907 г.).[1]

Осциллографическая трубка Брауна, на которую Б.Л. Розинг ссылался в патентной формуле, была в его изобретении кардинально усовершенствована. Главным отличием трубки Розинга были пластины, на которые подавался сигнал от фотоэлектрического приёмника.

Приёмному устройству Розинга не требовалось механическое развёртывающее устройство: его заменила электромагнитная развертка катодным лучом. Свои результаты в разработке электронной системы телевидения Б.Л. Розинг продемонстрировал в 1911 г. известным петербургским физикам В.Ф. Миткевичу, В.К. Лебединскому и С.И.

Покровскому. На демонстрациях присутствовал и студент 5-го курса В.К. Зворыкин, помогавший Б.Л. Розингу в проведении экспериментов [2]. По окончании в 1912 г. Петербургского технологического института В.К. Зворыкин решает продолжить работу по созданию системы электронного телевидения. Однако начинается первая Мировая война, научные планы приходится отложить.

После возвращения с фронта Владимира Козьмича ждут новые испытания. В стране гражданская война, о спокойной работе в лаборатории бывшему офицеру не приходится даже мечтать. «Становилось очевидным, – писал Зворыкин в воспоминаниях, – что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности, для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось.

Еще по теме:  Как оплатить МТС ТВ спутниковое телевидение по номеру договора

Новое правительство издало строгие декреты, согласно которым все бывшие офицеры обязывались явиться в комиссариат для призыва в Красную Армию. Мне не хотелось участвовать в гражданской войне. Более того, я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал.

В конце концов, я пришёл к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка» [3]. В 1918 г., преодолев немало трудностей, Зворыкин уезжает в США, где спустя два года начинает работу в исследовательской лаборатории фирмы Westinghouse Electric.

Получив возможность реализации давно вынашиваемых идей, Зворыкин практически в одиночку разрабатывает полностью электронную телевизионную установку и в декабре 1923 г. подает заявку на изобретение телевизионной системы нового типа [4]. Первую заявку В.К. Зворыкина на изобретение системы электронного ТВ ожидала трудная судьба. В течение многих лет Патентное ведомство США отказывало изобретателю в выдаче патента, ссылаясь на то, что изготовить фоточувствительную пластину такого рода практически невозможно. Патент ему выдали лишь спустя пятнадцать (!) лет после подачи заявки – 20 декабря 1938 г., когда многие жители Нью-Йорка уже имели дома телевизионные приемники с кинескопом Зворыкина.

Патент В. К. Зворыкина на изобретение телевизионной системы (заявка 1923 г. )

Долгое время не могло оценить по достоинству пионерскую разработку русского изобретателя и руководство компании Westinghouse. В 1925 г. после демонстрации генеральному директору компании Дэвису установки электронного телевидения Зворыкин получил указание «заняться чем-нибудь более полезным для фирмы». В отличие от руководителя фирмы, Зворыкин не сомневался в будущем своего детища.

В этот период он уже обдумывал способ передачи цветного изображения и в том же 1925 г. подал заявку на изобретение системы цветного телевидения [5]. В 1929 г. В.К. Зворыкин разработал принципиально новую приёмную электронно-лучевую трубку, внутри которой обеспечивался высокий вакуум.

Этот фактор, а также проведённый Зворыкиным расчёт электронной оптики, позволили обеспечить остро фокусированное пятно электронного луча на флюоресцирующем экране [6]. Новой трубке изобретатель дал название «кинескоп».

В апреле 1929 г. Зворыкин заканчивает разработку аппаратуры для телевизионной передачи кинофильмов, а к августу того же года у него была готова установка такого же типа для трансляции передач из телевизионной студии [7]. 26 июня 1933 г. Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров с докладом «Иконоскоп – современный вариант электрического глаза» [8].

В этом выступлении ученый подвёл итог своей многолетней работы над передающей телевизионной трубкой, раскрыв технические секреты, до тех пор не публиковавшиеся в печати. Иконоскоп Зворыкина по существу открыл новую эру в развитии радиоэлектроники, предоставив обществу средство коммуникации, о котором многие поколения людей могли лишь мечтать.

Эмигрант из России получает массу приглашений выступить как в США, так и в Англии, Франции, Германии, СССР и других странах. Решение, принятое в этой ситуации Зворыкиным, было для многих удивительным: изобретатель принял предложение посетить Россию.

Спустя всего полтора месяца после доклада в Чикаго Зворыкин выступал перед научно-инженерной общественностью в Ленинграде, а затем в Москве. Поездке ученого в СССР способствовала внешнеэкономическая деятельность компании Radio Corporation of America (RCA), в которой В.К.

Зворыкин работал, начиная с 1929 г. В США продолжался жестокий экономический кризис, и получить заказы на продукцию от других стран было благом для фирмы. В 1933 г. RCA начала переговоры с Наркоматом электропромышленности СССР о поставке в страну Советов технологического оборудования и разнообразной аппаратуры, в том числе для оснащения Московского телецентра.

У этой поездки была и своего рода «закадровая» сторона. В своих воспоминаниях, готовившихся к печати, но так и не опубликованных при его жизни, Зворыкин писал: «Ещё до приглашения прочитать лекции (в Ленинграде и Москве – В.

Б.)я уже получал предложения вернуться в СССР на выгодных условиях и с заверениями, что мое прошлое известно, но никаких инкриминаций в отношении меня быть не может. На это предложение я сразу ответил отказом, объяснив, что я уже обосновался в США, принял гражданство и не собираюсь менять свой уклад жизни. Прочесть лекции о телевидении было другое дело.

Я знал из литературы, что к телевидению в СССР был большой интерес и хотел ознакомиться со всем этим лично» [3]. 13 августа 1933 г. В.К. Зворыкин выступил с докладом «Телевидение при помощи катодных трубок» на заседании ленинградского научно-технического общества электриков.

В зале находились практически все ведущие отечественные радиоспециалисты, занимавшиеся исследованиями и разработками в области телевидения. По окончании доклада было решено провести обсуждение. Стенограмма заседания позволяет воспроизвести отрывки из выступлений наших ведущих специалистов [9]. Профессор НИИ телемеханики и телевидения Г.В.

Брауде отметил, что в СССР работой в том же направлении, что и В.К. Зворыкин, занимались Б.Л. Розинг, А.А. Чернышев и А.П. Константинов. Профессор А.А.

Чернышев запатентовал в 1925 г. конструкцию трубки с мозаичной мишенью, а А.П. Константинов (независимо от Зворыкина) разработал передающую трубку с накоплением зарядов. «К сожалению, – констатировал Г. В. Брауде, – автор (А. П. Константинов – прим. В.Б.)не только не осуществил этой вещи, но даже не опубликовал и не добился патентного завершения.

Это показывает, как у нас не умеют развивать хорошую мысль и не умеют её поддерживать. Например, Б.Л. Розинг предложил приёмную трубку, но она только у нас до сих пор не осуществлена». В выступлении заведующего лабораторией ЛЭФИ A.П. Константинова совмещались как досада на волокиту с рассмотрением его заявки отечественными бюрократами, так и высокая оценка того, что сделано В.К.

Зворыкиным: «В отношении новизны и колоссального переломного значения того основного начала, которое положено в самый принцип накопления заряда, то, как справедливо указал здесь т. Брауде, это было предложено у нас три года тому назад. Соответствующие заявки были в ЦРЛ, и в том институте, где работал автор, и во Всесоюзном электротехническом институте, то есть во всех пунктах, которые занимаются телевидением.

В моём устройстве в основном применён тот же самый принцип, но неизмеримо изящнее и практичнее это сделано у д-ра Зворыкина. Несмотря на то, что в 1930 г. с этим предложением были ознакомлены буквально все учреждения, почти никаких мер, если не считать некоторых первоначальных шагов ВЭИ, по этому поводу не предпринято.

В ВЭИ начали делать, получили отзыв на эту работу, в 1931 г. запросили информацию о кое-каких деталях и с того времени почти ничего не сделано». Академик А.А. Чернышев отметил большие перспективы, которые открывают работы В.К.

Зворыкина: «Мне кажется, что действительно наступил момент, когда телевидение стало уже действительностью, и что после работы д-ра Зворыкина можно определенно утверждать, что мы через несколько лет окажемся в таком же положении в отношении телевидения, в каком мы теперь оказались по отношению к широкому вещанию (т. е. радиовещанию – В.Б.). Заслуга д-ра Зворыкина, который столько лет упорно работал, необычайно велика, и, безусловно, он является настоящим творцом телевидения».

Сказанное во время обсуждения требует некоторых комментариев. В декабре 1930 г. сотрудник Ленинградского электрофизического института А.П. Константинов подал заявку на изобретение «Передающего устройства для дальновидения». Главной частью изобретения стала электронная передающая телевизионная трубка с накоплением зарядов и их коммутацией электронным лучом.

Комитет по делам изобретений СССР первоначально дал отрицательное заключение по заявке А.П. Константинова. После ряда дополнительных экспертиз в разных организациях устройство было признано оригинальным и в конце 1934 г. А.П. Константинову было выдано авторское свидетельство на изобретение [10].

Путь от идеи к действующему устройству бывает очень трудным, свидетельством чему является многолетняя работа B.К. Зворыкина над иконоскопом. Возможности пройти такой путь у А.П. Константинова не было.

Технология изготовления мозаики по предложенному им способу была признана слишком сложной, и работа была прекращена на стадии изготовления экспериментального образца[2] Всего несколькими месяцами позже А.П. Константинова (в сентябре 1931 г.) заявку на изобретение «Устройства для передачи движущихся изображений» подал один из ведущих отечественных специалистов в области телевидения С.И.

Катаев [11]. Описанная в его заявке передающая трубка с накоплением зарядов и мозаичной мишенью была принципиально схожей с предложенной А.П. Константиновым и практического использования также не нашла. Выступления В.К. Зворыкина в Ленинграде, а затем в Москве, оказали существенное влияние на работы в области телевидения, проводимые в СССР.

В рекордные сроки (за два с половиной месяца) доклад русского американца был переведен на русский язык и издан отдельной брошюрой тиражом 3000 экз. [12]. Специальным правительственным постановлением были определены мероприятия, направленные на преодоление отставания в данной области.

Еще по теме:  Смарт ТВ приставка билайн отзывы

В Ленинградском институте телемеханики была создана первая в СССР лаборатория передающих телевизионных трубок во главе с Б.В. Круссером. Лаборатория Круссера работала с большим энтузиазмом. Уже в конце 1934 г. были представлены действующие образцы иконоскопов с чёткостью 180 строк, как было установлено правительственным заданием. Большой вклад в выполнение разработки внесли Б.В.

Круссер, А.В. Дубинин, И.М. Романова, Я.А. Рыфтин и К.М. Янчевский.

К концу 1936 г. Ленинградский институт телемеханики, преобразованный к тому времени во ВНИИ телевидения, завершил разработку полностью электронной системы телевидения.

В.К. Зворыкин с разработанной им электронной телевизионной передающей трубкой — «иконоскопом».

В.К. Зворыкин с разработанной им электронной телевизионной передающей трубкой — «иконоскопом». 1937 г.

После заключения договора между RCA и Наркоматом электропромышленности работа в СССР по созданию системы телевещания шла в двух направлениях. В Московском телецентре на Шаболовке была установлена аппаратура компании RCA (343 строки, 25 кадров). Передающие антенны были смонтированы на Шуховской башне. 25 марта 1938 г Московский телецентр начал опытные передачи.

В эфир первым пошёл кинофильм «Великий гражданин». 5 ноября того же года была организована трансляция большого праздничного концерта. Ленинградский завод № 210 (им. Козицкого) освоил по американской документации производство телевизоров ТК-1 с размером экрана кинескопа 14 х 18 см. В течение 1938—1941 гг. завод выпустил около 2000 телевизоров этой марки.

Опытный Ленинградский телецентр (ОЛТЦ) было решено комплектовать аппаратурой и деталями отечественного производства. Оборудование телецентра, разработанное ленинградским Институтом телевидения, было смонтировано в здании на Каменном острове. Передающая аппаратура была рассчитана на 240 строк, 25 кадров при прогрессивной развертке. В сентябре 1938 г. ОЛТЦ приступил к телевещанию.

Для приёма передач ОЛТЦ использовались отечественные телевизионные приёмники электронно-лучевого типа ВРК (названные так по имени заказчика – «Всесоюзный радиокомитет»), разработанные в Институте телевидения группой под руководством А.А. Расплетина (впоследствии академик АН СССР) и В.К. Кенигсона. Кинескоп диаметром 23 см располагался вертикально экраном вверх.

Изображение отражалось в зеркале, закрепленном на верхней откидной крышке [13]. 10 марта 1939 г. начались регулярные телевизионные передачи из Московского телевизионного центра на Шаболовке. Передача в тот день принималась 100 телевизорами типа ТК-1.

Первая передача Опытного Ленинградского телецентра: поет 3.А. Монахова, аккомпанирует 3.А. Столлер, оператор И.В. Чуркин. 1938 г.

Первая передача Опытного Ленинградского телецентра: поет 3.А. Монахова, аккомпанирует 3.А. Столлер, оператор И.В. Чуркин. 1938 г.

  1. Розинг Б.Л. Привилегия № 18076 (Россия). Заявл. 25/07/1907, выд. 30/10/1910.
  2. Борисов В.П. Владимир Козьмич Зворыкин. — М: Наука, 2002. –150 с.
  3. Zworykin V.К. Recollections. Princeton. David Sarnoff Research Center. Рукопись на англ. яз. –105 с.
  4. Zworykin V.K. U. S. Patent № 2 141 059. Filed 29/12/1923, issued 20/12/1938.
  5. Zworykin V.K U. S. Patent № 1 691 324. Filed 13/07/1925, issued 13/11/1928.
  6. Zworykin V.K. U. S. Patent № 2109 245. Filed 16/11/1929, issued 22/02/1938.
  7. Zworykin V.K. Television with Cathode-Ray Tube for Receiver //Radio Engineering. –1929. –Vol. IX. –P. 38-41.
  8. Zworykin V.K. The Iconoscope — A Modern Version of the Electric Eye//Proceedings IRE. 1934. –Vol. 22. –P. 16-32.
  9. Урвалов В.А. Роль В.К. Зворыкина в развитии отечественного телевидения //Сб. докл. Междунар. Конф. «100-летие начала использования электромагнитных волн для передачи сообщений». –М., 1995. –С. 99-100.
  10. Константинов А.П. Авт. свид-во СССР № 39830. Заявл. 28/12/1930, выд. 30/11/1934.
  11. Катаев С.И. Авт. свид-во СССР № 29865. Заявл. 24/09/1931, выд. 30/02/1933.
  12. Зворыкин В.К. Телевидение при помощи катодных трубок. –М. –Л.: Госэнергоиздат, 1933. –35 с.
  13. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. –М.: Наука, 1990. –С. 131.

Статья опубликована в журнале «Электросвязь: история и современность» № 1 2009 г.
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 10.02.2010

Источник: computer-museum.ru

Как русские изобрели телевидение

Игорь Мясников. «Программа Время». 1978г.

Самыми великими изобретениями ХХ века можно считать телевизор и холодильник. О важности каждого можно спорить — есть даже условное разделение на партии телевизора и холодильника, но гармоничное существование домохозяйства без этих двух политических сил невозможно.

Даже монитор компьютера — это тоже телевидение, только в развитии. Со своей логикой, со своей философией, возможностью бесконечного выбора, но тем же принципом получения информации, где картинка играет доминирующую роль. Но добавилась полиграфия.

Может потому так много официальных праздников телевидения. Это и 21 ноября, и 7 мая и ещё всякие разные, о которых телевизионщики узнают с удивлением. Зато работникам экрана есть что отмечать с поразительной регулярностью, что они и делают даже и без всяких поводов. Вот 25 июня, пятница, точно бездарно не пройдёт — День цветного телевидения.

Появился праздник в США, но россияне его могут отмечать с полным основанием. Почти все имена, которые связаны с изобретением телевидения и его развитием в прошлом веке — русские. Хотя правда состоит в том, что на родине они не смогли реализовать свои таланты.

Официально считается, что цветное телевидение изобрёл английский учёный Джон Бред. И это действительно так: работающую, не механическую модель, основанную на лучевой трубке, миру представил он. Бред довёл до логического завершения изобретение россиянина Александра Полумордвинова.

фото: wikipedia.org

Преподаватель казанского Политехнического училища увлёкся этой идеей и ещё в 1900 году представил на электротехническом съезде в Санкт-Петербурге свой доклад о механическом (через фильтры) цветном ТВ. Он был горячо поддержан изобретателем радио А. Поповым и другими учёными.

Разработкой заинтересовались военные, Полумордвинов получил солидное финансирование. В результате уже в 1903 году ему удаётся совместить изображение и звук, что стало настоящей революцией в этой области электротехники.

Новое поколение телевизионщиков не понимает смысл и происхождение слова «синхрон», которым обзывают интервью — звук и видео ещё предстояло синхронизировать и удалось это только с появлением видео. Слова «телевидение» тогда ещё не было, и сам Полумордвинов называл его дальновидением. Международный патент принадлежал ему.

Но традиционная в России борьба с бюрократами, непрерывный стресс от этого, подорвали здоровье Александра Полумордвинова, и он после долгого изучения работ коллег продал патент Джону Бреду, в надежде, что тот сможет продолжить изыскания и довести начатое до конца. Что и случилось. Но о Полумордвинове забыли, сам он скончался в Кирове в 1942 году.

Однако перед эпохой привычного цветного ТВ появилось просто телевидение — черно-белая передача изображения на расстояние. Патент в 1938 году получает изобретение Владимира Зворыкина — через шесть лет после успешного испытания. Он сумел сделать то, что до него не удавалось никому — электронная передача изображения на новых принципах. Стало возможным выпускать телевизоры, хотя совершенствование продолжилось пока вместо иконоскопа не появился кинескоп.

фото: wikipedia.org (Владимир Зворыкин с первым электронным телевизором. США, 1934 год)

Кстати, если думаете, что недальновидные чиновники и предприниматели только у нас, то ошибаетесь. Руководитель фирмы «Вестингауз», где работал Зворыкин, его деятельность не оценил и распорядился закрыть направление. Тогда тот находит инвестора, другого эмигранта из России Давида Сарнова, президента компании RCA. Она и выпустит первые телевизоры.

Говоря о телевидении, нельзя не упомянуть и Александра Понятовского, создателя знаменитой фирмы Ampex и первого видеомагнитофона. Родился он в деревне Русская Айша рядом с Казанью. Учился в Казанском Императорском университете и в Техническом училище в Москве (МВТУ им. Баумана). Служил в Белой гвардии и вынужден был уехать из страны по окончании Гражданской войны.

Только благодаря его видеомагнитофону мы смогли смотреть по телевизору кино, видеть смонтированные новостные репортажи, звук стал синхронизированным автоматически, раньше его и изображение приходилось писать по-отдельности. До видео шли только прямые трансляции.

Сейчас на наших глазах происходит новая техническая революция. Но стоит понимать, что меняется лишь носитель, который дал простор для творчества и передачи информации ещё не виданный в истории человечества. В своё время так перешли от наскальных надписей к записям на папирусе и пергаменте — с появлением бумаги горизонты распространения мысли расширились, а сейчас они получили почти бесконечность.

Так что роль русской мысли в создании этих благ огромна. И явно продолжится. В конце концов создатель Google Сергей Брин тоже родился в Москве. Известны русские имена людей, которые помогли Стиву Джобсу — признанный тупиковым Макинтош превратить в IMac, в Силиконовой долине слышна русская речь.

Может наступят времена, когда для реализации идей и уезжать никуда не надо будет. И продавать свои патенты, как это сделал изобретатель цветного телевидения Александр Полумордвинов.

Источник: glagol-press.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий