Бывшая теннисистка, телекомментатор и тренер — девушка рассказывает, что для нее значит теннис.
17 августа 2016, 19:00
В 2012-м Валерия Филяева планировала выиграть турнир Большого шлема, но сейчас работает на ТВ. Рассказываем ее историю.
Валерия Филяева известна телезрителю как теннисный комментатор канала «Беларусь 5». Между тем до прихода на ТВ Валерия сама профессионально занималась теннисом. Мечты о Большом шлеме не сбылись, но Валерия осталась в игре – уже в качестве тренера. Сейчас она активно развивает в Беларуси освоить игру людям на колясках. Про свою работу и увлечения девушка рассказывает Юлии Волчек.
«Борис Герстен посоветовал напрямую спросить: есть ли у меня шансы стать комментатором?»
– Вы попали на ТВ после того, как выиграли конкурс спортивных комментаторов?
– Почему-то журналисты пустили утку, что я выиграла конкурс телеведущих. Я не выигрывала конкурса, потому что не принимала в нем участие. На момент, когда проводили конкурс в августе 2013 года, а в 2014-го по его итогам на работу взяли Дарину Запольскую и Влада Татура, я уже работала.
Волейбол. Смотрим вместе по ТВ
Я начала как комментатор еще в рамках телеканала «Беларусь 2», когда Александр Казюкевич возглавлял дирекцию спортивного вещания. Именно к нему я пришла брать интервью для своего диплома «Лондонская Олимпиада 2012 года». Казюкевич был единственным человеком, который на тот момент располагал полной информацией относительно Олимпиады.
По совпадению, за сутки или в тот же день объявлялось о наборе теннисных комментаторов. Это было в начале 2013 года. Я увидела объявление в Твиттере журналиста с телевидения, рассказала своему научному руководителю. Я играла в теннис, плюс на журфаке училась по специальности «Спортивная журналистика». И мой научный руководитель – Борис Изидорович Герстен (бывший руководитель дирекции спортивного телевещания Белтелерадиокомпании – Tribuna.com) – посоветовал не стесняться и напрямую задать Казюкевичу вопрос: есть ли у меня какие-то шансы стать комментатором?
В начале встречи Александр сказал, что я могу прислать свое демо, а через три часа интервьюирования пообещал, что позвонит. Когда тебе говорят, что позвонят, – ты не веришь и думаешь: «Ага, конечно». Но мне позвонил именно Казюкевич и сообщил, что у меня есть возможность пережить радость, волнение, испытать свои нервы вместе с ним в записи передачи на телеканале «Беларусь 2».
Меня взяли практикантом – приходила, комментировала. Чаще всего ставили в пару с Казюкевичем либо с Сергеем Мацкевичем. В таком режиме прошло около полугода.
Когда тебе говорят, что позвонят – ты не веришь и думаешь: «Ага, конечно». Но мне позвонил именно Александр Казюкевич
Первый эфир был волнительным. Тогда были долгие выходные, связанные с праздником 8 марта, играла то ли Шарапова, то ли Азаренко и я много молчала. Второй раз было проще, брала пример с Казюкевича и подсматривала у него, что надо рассказывать.
– А какие матчи интереснее всего комментировать?
Специальный репортаж Ольги Хрипуновой о Илье Лешукове
– Это какой-то заезженный вопрос у интервьюеров. У меня нет кумиров в теннисе и нет отдельного матча, который я бы выделила. Каждый матч уникален, интересен в каких-то своих аспектах.
Но точно могу сказать, я не люблю матчи, где теннисисты борются сами с собой. Например, у спортсмена не идет классно игра на корте, но по лицу теннисиста или теннисистки ты не видишь, что у него все плохо, он себя сдерживает, это такой спортсмен с большой буквы. И при этом он все равно старается – это видно. А бывает, когда начинается игра на публику, показываются нервы.
Это мне не нравится. Вот даже недавно в матче у Новака Джоковича такой момент проскочил. Когда он – первая ракетка мира – позволил все-таки себе слабину именно с таким отрицательным подтекстиком. Поэтому нет матчей любимых – есть нюансы в каждой встрече.
– Как долго вы готовитесь к матчам?
– Это очень сильно зависит от того, какой турнир, какой матч и кто играет, и, конечно, от графика работы. К турнирам Большого шлема можно готовиться меньше. Потому что очень много информации, там большие сетки, много участников.
О каком-нибудь средненьком турнире, к которому не так много внимания, гораздо сложнее найти информацию, потому что в нем участвуют теннисисты, находящиеся за пределами второй сотни. И тут ты садишься и начинаешь поднимать данные, пытаться вспоминать, видел ли ты кого-то, если да, то когда в последний раз, на каком турнире и так далее. Подготовка очень сильно зависит от турнира.
«Мне некоторые коллеги говорят, что я – как футбольный комментатор: люблю покричать»
– Какие зрительские отклики до вас доходят?
– На самом деле я в этом смысле не то, чтобы болезненный комментатор, но я плохо реагирую на критику. Люблю критику с аргументами. Вот сегодня, например, во время эфира одна из телезрительниц написала комментарий относительно того, что лучше не употреблять жаргонизмы или вульгарные слова. Вместо «толпа» посоветовала использовать синонимы «публика», «зрители».
Мне кажется, это достаточно аргументированный комментарий. Мне тоже хочется, чтобы речь была менее разговорной. Хочется к этому стремиться, но не всегда получается. И порой заговариваешься, потому что ты в процессе игры, и когда комментируешь – проявляются многие нюансы.
– Но с разговорными элементами речь получается живой.
– Да. Но это не значит, что разговорная речь всем нравится. И вот здесь приходится варьировать, где работать с живой речью, а где быть более официальной. Мы обсуждали с коллегами, что мы – теннисные комментаторы – отличаемся от футбольных тем, что все-таки ведем себя более сдержанно. Хотя мне некоторые коллеги говорят, что я – как футбольный комментатор – люблю покричать.
– Как-то смотрела игру Азаренко и Серены Уильямс под ваш комментарий. В одном эпизоде, когда у Серены получился удачный розыгрыш, вы окрестили ее «заразой».
– Да. Это популярный мой случай – непозволительная роскошь. После очень многие зрители писали мне. И это, наверное, был один из самых позитивных моментов в моей комментаторской карьере. По сути дела, ошибка с официальной точки зрения стала неким символом матча.
Вика тогда выиграла и, конечно, этот случай до сих пор припоминают, в том числе и зрители – пишут в социальных сетях, что за американкой закрепилось это «имя».
– Случались еще какие-то курьезы?
– Ночью писали матч, и я на какое-то время отключилась, но не заснула – чихала. Потом просто забыла включить микрофон обратно, может, потому что был ночной эфир и хочется спать, а не говорить, и ты себя пытаешься ломать. Тогда еще был редактор, а не режиссер, и он мне говорит: «Слушай, ты там не заснула?» И я поняла, что минут десять уже говорю без включенной аппаратуры.
– Когда смотришь теннис на SkySports, Eurosport, комментаторы чаще всего во время розыгрышей молчат. Наши любят поговорить. Вы, кстати, чаще всего тоже молчите. Как все-таки правильно?
– Здесь есть несколько нюансов. Во-первых, у меня тоже есть привычка говорить во время розыгрышей. Дурацкая совершенно, и я стараюсь ее искоренить. Потому что я знаю, что большинству зрителей это не нравится категорически.
Это просто выработанная норма с годами у комментаторов – молчать во время розыгрышей именно для того, чтобы не сбивать зрителей.
Другой вопрос, когда более опытные журналисты и руководители говорят, что если ты начала какую-то мысль, то ее нужно заканчивать. И, конечно, со временем у тебя вырабатывается привычка укладывать свои предложения в определенный временной регламент – например, в паузу между розыгрышами. Но мы же не роботы. Не может так получаться всегда.
И не всегда ты можешь так сформулировать предложение, чтобы оно у тебя заняло ровно 25 секунд. Плюс иногда геймы начинаются чуть-чуть раньше, иногда чуть-чуть позже.
Если честно, комментаторы-коллеги с других каналов очень часто молчат. У них просто такая «политика партии». Вообще они больше молчат, чем наши теннисные комментаторы.
– Почему?
– Я не знаю. Возможно, это у наших комментаторов есть привычка говорить и между геймами, а на Eurosport между геймами крутятся промо-ролики. Поэтому у них манера более молчаливая.
– Но никакого правила молчать нет?
– Нет. Это просто выработанная с годами норма – молчать во время розыгрышей именно для того, чтобы не сбивать зрителей.
– А зрители часто пишут по этому поводу?
– Пишут, что либо одна болтает, либо вторая болтает. За полгода найдется хотя бы один зритель, который относительно каждого комментатора скажет, что он говорил во время розыгрыша. Это стабильная претензия.
«Занимаюсь теннисом на колясках уже семь лет»
– Когда-то вы сами занимались теннисом, а сейчас учите играть людей на инвалидных колясках. Как давно у вас началось это увлечение?
– Я хотела заниматься чем-то особенным. Тем, что никто не делает. И когда мне предложили обучать теннису людей на колясках, я подумала, что это интересно. Я могу только сказать, что сейчас у нас нет какого-то спонсора, кроме теннисной федерации, которая поддерживает несколько турниров в год. Еще коляски у нас появились благодаря организации, в которой я работала.
Сама я не получаю денег за этот труд. Тренирую уже семь лет, и мне не очень хочется рассказывать про начало.
Сейчас занимаюсь с группой из четырех человек: две девушки и два парня. Еще у меня есть идея набрать детскую группу, эта задумка может очень скоро воплотиться в жизнь. Это касается не только активных пользователей колясок, но и инвалидов-ампутантов. Хочу больше углубиться в эту сферу.
Слава богу, есть люди, которые готовы делиться контактами, готовы рассказывать. И буквально за неделю мне дали контакты нескольких человек, которые помогут мне просветиться и узнать, к кому обратиться и где и какие детки есть.
Я хотела заниматься чем-то особенным. Тем, что никто не делает. И когда мне предложили обучать теннису людей на колясках, я подумала, что это интересно.
– Как вы ищете детей с ограниченный физическими возможностями? Или они сами вас находят?
– Это всегда по-разному. Бывают разные звонки. Люди обращаются с просьбами, вопросами. Например, очень много деток с ДЦП, которым хочется чем-то заниматься. С каждым ребенком надо знакомиться.
Я стараюсь выяснить, какие у него травмы.
Есть люди, которые, возможно, и понимают, что их ребенок не сможет играть в теннис. Звонят и те, кто просто надеется, что есть набор в группу. Но корт у нас один, он не резиновый, и нужно делать выбор. Причем выбор не в пользу реабилитации, а в пользу спорта. Поэтому приходится группы сокращать до минимума.
Это вынужденная мера.
– Люди с ограниченными физическими возможностями занимаются на каком-то специальном корте?
– Нет, корт не специальный, обычный. Разница только в том, что разрешено два отскока, а не один. Но я все равно учу играть ребят с первого, как в теннисе на ногах. На самом деле, если посмотреть видео с другими колясочниками, можно увидеть, что очень многие играют с первого отскока. Второй – это уже вынужденная мера, если ты совсем не успел.
– Теннис на колясках в Беларуси – насколько это системно?
– Мы стараемся с Белорусской теннисной федерацией достичь определенных точек соприкосновения, найти какие-то взаимные векторы развития этого вида спорта, еще сотрудничаем с международной теннисной федерацией (ITF). Это очень важно, и они в курсе, что у нас есть такая группа колясочников. Они примерно понимают, что у нас здесь происходит. Мы – это я и мои две ученицы, которые принимают активную позицию в развитии тенниса на колясках у нас в стране.
Как я говорила, благодаря теннисной федерации и самим ребятам наши теннисистки стоят в международном рейтинге. Тренируемся мы на базе центра Максима Мирного, который находится в Малиновке, исключительно благодаря Максиму и его отцу Николаю Николаевичу. Я им очень благодарна. Я вообще, многим людям благодарна за то, что существует такой проект как теннис на колясках.
Как смотреть волейбольную трансляцию, чтобы все понимать
К старту мужской сборной России на Олимпиаде в Рио «Матч ТВ» предлагает экскурсию по игре в волейбол для всех, кто слышал правила игры только на уроке физкультуры. Прямая трансляция игры Россия – Куба – на канале «Матч! Арена» и на нашем сайте в 2:25.
Игровой процесс в футболе гораздо более понятен простому зрителю, чем все, что происходит в волейбольном матче. И, кстати, популярность здесь может быть не причиной, а следствием.
Мяч не должен коснуться пола – одно из немногих действий в волейболе, которое понятно интуитивно. Все остальное мы попробуем объяснить. Поняв несколько простых особенностей игры, вы сможете в 8–9 раз интереснее смотреть за тем, как мужская и женская сборные бьются в Бразилии за медали Олимпиады.
Какая подача хорошая, какая – плохая?
Качество подачи неправильно определять визуально. Быстро летит мяч, громко шлепает ладонь об него – это не важно. Нужно смотреть, на качество приема. Чем лучше прием – тем менее удачной была подача.
Подавать можно двумя способами. Силовая, когда мяч запускается с максимальной скоростью: выше риск ошибки, но и принимать ее сложнее. Планер или тактическая подача: мяч с высокой долей вероятности попадет в площадку, но будет лететь медленнее. Сложность приема планера скрывается в траектории полета мяча, которая меняется за счет вращения.
Еще есть ситуация, когда подают в конкретного игрока: он, во-первых, может в принципе плохо принимать, во-вторых, если этот игрок хорош в атаке, он, скорее всего, не сможет в ней поучаствовать, потому что ему не хватит времени разбежаться и выйти на передачу.
Какой прием считать хорошим?
Как мы сказали выше, чем лучше прием, тем хуже справился со своей задачей подающий. Идеальный прием, когда мяч после него будет опускаться в зону у сетки. Хороший прием – мяч опускается на любую часть площадки. Отрицательный или плохой прием – мяч падает за пределы площадки.
На картинке зеленым обозначена зона идеального приема, желтым – хорошего, оранжевым – плохого.
Что происходит после приема?
Самый удачный вариант, когда после приема мяч опускается точно на связующего (Дмитрий Ковалев, Сергей Гранкин; здесь и далее примером будет состав сборной России на олимпийский отбор – Matchtv.ru). У связующего есть шесть заранее известных вариантов атаки. Это вообще одна из особенностей волейбола: каждое действие на площадке укладывается в какую-либо формулу, в этом смысле он похож на шахматы и именно поэтому статистик конспектирует весь матч в виде символов, что довольно сложно представить в хоккее или футболе.
При идеальном приеме связующий может отдать в первую или вторую зону – диагональному, отдать в четвертую – доигровщику, отдать на пайп доигровщику (атака доигровщика с задней части площадки), отдать первому центру за голову или отдать первому центру перед собой или скинуть самому. Соответственно, чем лучше прием, тем больше вариантов атаки. Чем больше шагов делает связующий, тем меньше у него остается вариантов для атаки и тем проще предугадывать его действия соперникам.
Как сравнить волейбольные позиции с футбольными?
Либеро – вратарь, не участвует в атаке, ниже ростом большинства игроков, его козыри – реакция, умение сложиться и принять мяч (Обмочаев, Вербов). Доигровщик – полузащитник, игрок, который одинаково хорошо может принимать мяч и атаковать (Тетюхин, Бережко, Маркин, Клюка). Диагональный – нападающий, минимальные навыки на приеме, максимальные в атаке (Михайлов, Бакун). Связующий – диспетчер, который лучше всего способен видеть площадку и отдавать передачи (Гранкин, Ковалев). Блокирующий – защитник, его роль на площадке понятна из названия (Щербинин, Волков, Ащев, Вольвич).
Почему иногда блокирует два человека, иногда три?
Зависит от тактики тренера, которая в свою очередь зависит от разбора команды соперника. Как правило, перед матчем тренер, благодаря статистикам, имеет представление, как будут атаковать те или иные игроки. Исходя из этого, он дает задание своим игрокам блока. На это накладываются уже игровые моменты, когда непосредственно во время матча игроки на блоке должны понять, что будет делать связующий. И тут опять мы возвращаемся к тому, что чем меньше вариантов у связующего, тем проще ставить блок.
Еще надо понимать, что если игроки блока касаются мяча, то это не считается одним из трех касаний, которые есть у команды для защиты и атаки.
Как атакует диагональный?
По сути, волейбол предполагает три варианта атаки для основного атакующего игрока (диагонального): ударить в ход (мощный удар в площадку), ударить в линию (атака, когда мяч опускается вдоль линий) и скинуть, когда игрок аккуратно перекидывает блок и мяч опускается точно за блокирующими игроками. Отдельным вариантом рассматривается отыгрыш от блока, когда главная задача попасть по пальцам блокирующим, так, чтобы мяч после этого опустился в аут.
Почему игроки стоят не так, как в школе на физкультуре?
На самом деле и стоят, и меняются точно так же, по тем же зонам. Просто если в школе всех учили распределяться равномерно, то в профессиональном волейболе, сразу после подачи каждый уходит на то место, где ему нужно играть, исходя из позиции на площадке. До подачи расстановка должна оставаться такой, как и предполагают правила.
Суть в том, что после каждого набранного очка все, как и в школе, меняются по часовой стрелке, но правильность расстановки после смены определяется положением людей относительно друг друга. Самое главное – игроки задней линии не должны быть ближе к сетке, чем игроки передней, а игроки, стоящие по краям, не должны быть ближе к центру, чем игроки центральной зоны.
В качестве примера: расстановка справа так же соответствует правилам, как и та, что слева. Главное – передние игроки ближе к сетке, чем задние, а в каждой линии крайние располагаются слева и справа от центра.
Как происходят замены?
У тренера есть определенное количество замен – и он вправе менять любого игрока на любого запасного. Не считается заменой смена либеро на блокирующего. Соответственно, когда по расстановке блокирующий уходит на заднюю линию, его меняет либеро.
Как выглядят стартовый состав и расстановка?
Если команда подает первой, то на площадку выходят связующий, диагональный, два блокирующих и два доигровщика. Если принимает – вместо одного блокирующего выйдет играть либеро.
Фото: globallookpress.com, РИА Новости/Владимир Песня, РИА Новости/Александр Вильф
Источник: sportsweek.org
Юлия Герасимова – украинская волейболистка и звезда TikTok. Её танец покорил весь мир
В наше время благодаря соцсетям можно стать популярной всего за несколько дней. Так случилось с украинской волейболисткой Юлией Герасимовой. Её ролик с танцами в TikTok уже набрал больше 100 миллионов просмотров.
Реклама 18 +
Юлия Герасимова: фото
Как стать популярной за несколько дней?
Спортсменка прославилась во время игры в рамках Лиги чемпионов между «Прометеем» из Днепропетровской области и «Девелопресом». Во время технического тайм-аута в прямом эфире девушка устроила настоящий танцевальный баттл, к которому присоединились другие волейболистки. Также Юлия показывала жесты «позвони мне» и бьющееся под майкой сердце. Видео моментально завирусилось в TikTok и за неделю набрало 30 миллионов просмотров. Это невероятно!
Кому показывала жесты на самом деле?
После просмотра вирусного ролика многих интересовал вопрос – для кого танцевала и кому показывала жесты Юлия? Большинство поклонников думают, что таким образом волейболистка дразнит арбитров и специально привлекает их внимание. Некоторые же считают, что ласковые жесты были адресованы кому-то из участников матча, который не попал в камеру.
«Кому был предназначен танец? Нашим девочкам, которые находились на площадке и ожидали решения арбитров. В тот момент судьи долгое время просматривали видеоповтор и никак не могли вынести вердикт. Хотелось поддержать их и подбодрить», – призналась Юлия в интервью изданию Sport.ua. Мотивацию своих жестов спортсменка объяснять не стала.
Давайте же познакомимся с зажигательной волейболисткой и новой звездой TikTok Юлией Герасимовой.
Источник: metaratings.ru