Кто открыл ТВ в России

Любой школьник назовет, к примеру, изобретателя радио. А кто открыл телевидение? Между тем его основоположником был русский ученый, известный теперь только узкому кругу специалистов, Борис Розинг. Его судьба похожа на захватывающий детектив, а точнее, повесть о несгибаемости и высоте духа.

Первый в мире
Первые попытки передать изображение на расстояние начались еще задолго до появления радио и даже телефона. Разговоры об этом в научных кругах начались еще в 1843 году, а вскоре энтузиасты попробовали транслировать неподвижные изображения, а потом и движущиеся картинки. А какого прогресса достигли обе наши столицы! В 1866 году жители Петербурга и Москвы могли, зайдя на станцию, писать тексты или рисовать картинки и посылать их друг другу по проводам пантографического (копирующего) телеграфа.
На станции устанавливали громоздкую аппаратуру с массой приспособлений, которые приходили в механическое движение, мощные юпитеры ослепляли и испепеляли жаром, вокруг разносился стойкий гул вентиляторов.

Краткая история ТВ: от экспериментов Розинга до цифрового вещания


В итоге, когда в 1928 году в США, а чуть позже в СССР попробовали вещание с помощью похожего по принципу оборудования, публика его окрестила “елевидением”: ни яркости, ни четкости на крошечном экране.
Розинг увлекся идеей одним из первых, в конце века, и задолго до финала опытов, доказавших тупик развития механического телевидения с обидной приставкой “еле”, разрабатывал принципиально новый путь.
Он впервые решил использовать электронный луч. Десять лет научных поисков и практических опытов в 1907 году увенчались изобретением первого электронного механизма воспроизведения телеизображения.
В передатчике вместо громоздких механических развертывающих устройств для построчной передачи изображения – оригинальная и “простая” конструкция из двух вращающихся многогранных зеркал, линзы и селенового фотоэлемента, через который проходит ток. В зависимости от количества света от каждой точки изображения меняются электрические сигналы, передающиеся по проводам к приемному устройству.
А приемник – это электронно-лучевая трубка немецкого физика Брауна, в которую Розинг додумался ввести специальный электрод, управляющий током катодного луча. Так впервые был создан прообраз нынешнего кинескопа.
Все ведущие страны мира выдали ему патенты на открытие нового способа приема изображения в телевидении. А еще через четыре года в лаборатории Петербургского технологического института он провел первую в мире телепередачу. Четкое изображение четырех белых полос на темном фоне приемника произвело фурор среди ученых.
Каждый день, каждый год петербургский ученый совершенствовал свое детище. Но судьба его, слившись с судьбами всего русского народа, все сильнее ломалась и коверкалась страшной и несокрушимой внешней силой, пока…

Служение людям
…Модели летательных машин, готовые детали к опытным образцам, заполонившие огромный чердак большого дома на Петроградской стороне – мастерскую отца Бориса Розинга, потомственного дворянина, статского советника и страстного изобретателя, все детство были самым реальным и главным миром мальчика. В нем росла неуемная жажда знаний и творчества.

В гимназии он организовал литературные и философские кружки, выступал в спектаклях, занимался музыкой. А позже объяснил, что “так называемое гуманитарное образование хотя непосредственно и не касается изобретательской деятельности, тем не менее, развивая в человеке способности мыслить образно, весьма способствует изобретательской фантазии”.

Каждый шаг вел к успеху: золотая медаль, физико-математический факультет Петербургского университета, приглашение на преподавательскую работу в Alma Mater на кафедре физики для подготовки к профессорскому званию. Но он выбрал свой путь. Стал одним из организаторов, а потом деканом первого в стране Женского политехнического института. А еще Розинг заведовал физическим кабинетом в Константиновском артиллерийском училище, читал популярные лекции в народном отделении Вольной высшей школы. И, конечно, вел ежедневные и многолетние опыты и исследования…
Казалось, он знает все обо всем, а главное, увлекается и любит литературу и историю, достопримечательности родного города, залы Русского музея, Эрмитажа и каждую новую художественную выставку. Летом дача Розингов утопала в зелени и благоухании посаженных им деревьев и клумб с цветами, а из больших открытых окон часто звучала музыка Грига или Шопена, которых он особенно любил исполнять. Еще чаще доносились голоса друзей и университетских товарищей. Собирались поговорить, поспорить, порадоваться на празднествах или попросить о помощи.
Много позже одна такая просьба и стоила выдающемуся ученому жизни…
Ничто не могло остановить его научный поиск. В революцию, гражданскую войну, голод он пытался преподавать и делать открытия.
В гражданскую, в 18-м, оказавшись с семьей на Кубани, Борис Львович совершил невероятное: открыл один из первых провинциальных вузов в стране. В нем – шесть факультетов по основным направлениям экономического развития, а кроме высшей школы, еще две ступени – средняя и низшая.
Уже в первый год к учебе приступили 1400 студентов… Красная власть сменилась на белую, и занятия запретили. Общество попечения института, Розинг не сдаются: на каждую лекцию им приходится просить отдельное разрешение у коменданта, но учеба продолжается. И на этот раз чистое стремление к просвещению победило. Созданному советской властью вузу помог выжить… главнокомандующий Добровольческой армией генерал Деникин. “Без технического образования такой богатый край, как Северный Кавказ, существовать не может”, – написал он краевому правительству, советуя не чинить никаких препятствий.
Наладив сложнейший механизм одного из первых в стране провинциального вуза, Розинг тогда вернулся в Петербург.
Новая советская власть поначалу посильно поддерживала его работу. До очередного вала репрессий против “недобитых буржуев”.
Служение людям было и смыслом всех дел, и характером Розинга. Он помогал всегда и всем, как только мог. И тем более в эти смертельно страшные годы. Однажды, сколько было, дал денег голодающей семье коллеги-преподавателя, бывшего офицера. И сразу – в апреле 31-го года – оказался в ссылке в Архангельске.
Впрочем, там был Лесотехнический институт, а в нем – физическая лаборатория. Что может остановить ученого? Он продолжал изобретать приборы для ориентировки слепых – после всех войн их стало особенно много, и “читающей машины”, которая должна была распознавать буквы и с помощью фотоэлемента и телефона преобразовывать их в сочетания длинных и коротких звуков. Незрячему человеку оставалось только выучить эту новую азбуку, словно морзянку, и читать любую книгу!
Он пытался работать над “устройством для записи и воспроизведения звука, киноаппаратом с непрерывно движущейся лентой, трансформатором постоянного тока”. Но сил хватило еще только на два года жизни…
Настоящий триумф, безоговорочное признание торжества электронного телевидения выпали на долю его бывшего студента – Владимира Зворыкина. В Америке тот со временем завершил и усовершенствовал разработки своего учителя, создал полную электронную телесистему и открыл фирму по серийному производству. После всеобщего признания в мире такие работы спешно возобновились и в Советском Союзе.
Розинг ничего этого уже не узнал, хотя когда-то одним из первых понимал: “Наступит время, когда миллионы таких приборов, как “электрический глаз”, будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность”.
Любовь СУСЛОВА

Еще по теме:  Самая простая установка Android TV x86 на ПК

Источник: ug.ru

Как ученый из Тверской области придумал «телевидение»

Как ученый из Тверской области придумал «телевидение»

Слову «телевидение» — 120 лет. Этот термин предложил русский учёный и изобретатель, военный специалист по артиллерийским приборам, профессор электротехники и тверской дворянин Константин Перский на Четвертом Международном электротехническом конгрессе в Париже.

Ровно 120 лет назад впервые прозвучало слово «la television» («телевидение») на IV Международном электротехническом конгрессе в Париже. Автором термина считался некий француз по фамилии Перски. Лишь в 2005 году выяснилось, что обладатель патента на первый в мире способ передачи изображения на расстоянии был русский инженер, офицер Генштаба Константин Перский.

«Для нас это еще более приятно, что это не просто русский, а наш, новотор. Его родина — это Новоторжский уезд, имения Андрианово и Старое Беркаево на реке Логовежь, недалеко от знаменитой усадьбы Знаменское-Раек», — рассказал Вячеслав Воробьёв, историк, доктор культурологии.

Воплотить свою идею в жизнь Перский не успел — заболел и в 1906 году умер. Впрочем, история создания телевидения — результат усилий многих ученых. К тому времени прототипов телевизора насчитывалось больше 25.

«Именно с легкой руки изобретателя и тверского дворянина Константина Перского термин телевидение с 24 августа 1900 года вошел в мировой обиход. Однако в нашей стране закрепился лишь в 30-е годы. Использовали другие термины, такие как: «электровидение», «радиотелескопия», «дальновидение».

Проблемой превращения оптической картинки в электрический сигнал занимался еще один наш выдающийся земляк — Олег Лосев. В 17-ом году он работал на радиостанции в Твери. Бросил учебу в вузе, чтобы продолжить исследования в радиотехнической лаборатории. Ее перевели в Великий Новгород, а затем и в Санкт-Петербург.

Открытия Лосева легли в основу разработки первой работающей модели кинескопа, Владимира Зворыкина. Выпуск первых телевизоров в Советском Союзе начался в 32-ом году. Почти в это же время самодельное устройство в Твери собрали студенты Калининского пединститута. Телевидение прошло долгий путь, его начало еще в 18 веке, от электро-механического до цифрового. И во всех этапах его развития свой вклад внесли и до сих пор вносят тверские ученые.

Еще по теме:  Как установить 1 канал ТВ

Источник: vesti-tver.ru

Контрольные прокаты теряют участников. Кто продержится до выходных?

В ближайшие выходные стартует сезон в российском фигурном катании. По традиции последних лет начнется он с контрольных прокатов. Некогда закрытое мероприятие для представителей федерации и тренерского совета сборной превратилось в масштабное шоу с огромной аудиторией. Пусть на прокатах нет ни публичных оценок за выступления, ни призовых мест, но презентация новых программ на глазах у зрителей от этого не становится менее важной.

Тем удивительнее читать про новые снятия. Стоило только немного остыть эмоциям от обвала российских танцев, как из числа участников исчезают одиночницы Вероника Яметова и Дарья Садкова. Есть потеря и в числе спортивных пар — в стартовых списках отсутствуют Юлия Артемьева — Алексей Брюханов. Что вообще происходит?

За двое суток до выхода на лед снимаются еще четыре человека

Первыми череду снятий с контрольных прокатов открыли Василиса Кагановская и Валерий Ангелопол. Их громкий разрыв стал ударом для едва оправившихся от постолимпийского года российских танцев. Следом за Кагановской с Ангелополом из числа участников исчезают и Елизавета Пасечник с Максимом Некрасовым.

Все по той же причине — такого дуэта больше не существует, а Некрасов будет теперь кататься с Кагановской. Вполне в духе ФФККР было бы допустить до прокатов вновь созданную пару, однако от таких экспериментов федерация решила отказаться. И так среди участников будет много дуэтов, которых ранее никто в деле не видел. Впрочем, на танцах проблемы не ограничились.

В начале сентября стало известно, что прокаты пропустят Анастасия Мухортова и Дмитрий Евгеньев из-за травмы партнерши. А за два дня до старта и вовсе череда снятий.

О том, что в прокатах не примут участия Вероника Яметова, Дарья Садкова и пара Юлия Артемьева/Алексей Брюханов, решили сообщить интересным образом. Были просто опубликованы окончательные списки участников, где эти фамилии отсутствовали, что и заметили журналисты. При этом никаких пояснений о причинах снятий ФФККР не посчитала сделать нужным.

А вот из СМИ мы узнали, что у Яметовой травма ноги — на одной из последних тренировок она получила удар коньком, у Садковой — повреждение голеностопа, а у Артемьевой и Брюханова некие «медицинские показания». Случиться и правда может всякое, удивляет другое. В случае с той же Вероникой, если верить информации «Р-Спорт», девушка вернулась на лед только два дня назад и никак не могла подготовиться к прокатам. Так зачем было в принципе вводить всех в заблуждение и сниматься в последний момент?

Еще по теме:  Как очистить корзину в смартфоне

Вероника Яметова.
Фото Дарья Исаева, «СЭ»

Первый сезон без Щербаковой и Трусовой за пять лет

Наверняка у Яметовой есть персональные поклонники, которые могли планировать свою поездку на контрольные прокаты ради нее. Теперь это теряет смысл. Но вместо Вероники можно было пригласить других талантливых одиночниц, однако, раз все решилось в последний момент, пространства для подобных маневров не осталось.

Ситуация, когда о том, кто конкретно будет выступать, становится известно только накануне старта, снова показывает: российское фигурное катание до сих пор не адаптировалось к тому уровню внимания, что сформировался вокруг этого вида спорта после Олимпиады в Пхенчхане. Тем не менее у любого зрительского интереса есть свой предел, и этот сезон будет отличной проверкой фанатской любви. К примеру, говорить об аншлаге на контрольных прокатах не приходится.

По состоянию на день четверга были доступны билеты практически на все категории — от самых дешевых за 250 рублей на верхнем ярусе до дорогих за 4500 рублей на лучших местах из доступных зрителям. Особенно много невостребованных билетов на короткие программы в субботу. Во многом это результат того, что из спорта уходит прежнее, раскрученное поколение.

Эти прокаты — первые с 2019 года, когда нет ни Александры Трусовой, ни Анны Щербаковой. Зато вернулась Алена Косторная, правда, в новом статусе — с мужем и в парном катании. Главной звездой теперь единолично выглядит Камила Валиева, мысли которой, впрочем, наверняка будут не на льду, а в Лозанне, где на слушаниях CAS скоро решается как ее судьба, так и всей сборной России. Валиева точно выступит, но в каком она будет настроении?

Постепенно на лидерские роли выходит и Софья Акатьева. Однако она в плену новых правил ISU — даже в случае возвращения россиян на международную арену ее ждет только юниорский спорт. Так или иначе, контрольные прокаты будут первой проверкой для сборников. Своеобразной проверочной работой после летних каникул, где само по себе участие или пропуск уже говорит о многом.

Серьезных выводов по их итогам делать точно не стоит, спортсмены далеки от оптимальной формы. Однако общие впечатления важно запечатлеть.

Контрольные прокаты сборной России. Москва
16 сентября
Танцы на льду, ритм-танец — 14.00
Женщины, короткая программа — 15.20
Пары, короткая программа — 16.55
Мужчины, короткая программа — 18.35
17 сентября
Танцы на льду, произвольный танец — 14.00
Женщины, произвольная программа — 15.30
Пары, произвольная программа — 17.15
Мужчины, произвольная программа — 19.05

Состав участников
Женщины: Софья Акатьева, Камила Валиева, Алина Горбачева, Вероника Жилина, Анастасия Зинина, Софья Муравьева, Аделия Петросян, Ксения Синицына, Елизавета Туктамышева, Майя Хромых.
Мужчины: Дмитрий Алиев, Матвей Ветлугин, Петр Гуменник, Макар Игнатов, Артем Ковалев, Марк Кондратюк, Глеб Лутфуллин, Андрей Мозалев, Александр Самарин, Евгений Семененко, Григорий Федоров, Илья Яблоков.
Пары: Карина Акопова/Никита Рахманин, Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, Дарья Бояринцева/Роман Плешков, Ясмина Кадырова/Валерий Колесов, Алена Косторная/Георгий Куница, Анастасия Мишина/Александр Галлямов, Елизавета Осокина/Артем Грицаенко, Таисия Собинина/Денис Ходыкин, Наталья Хабибуллина/Илья Княжук.
Танцы на льду: Софья Леонтьева/Даниил Горелкин, Екатерина Миронова/Евгений Устенко, Аннабель Морозов/Игорь Еременко, Александра Прокопец/Александр Васькович, Александра Степанова/Иван Букин, Ирина Хавронина/Девид Нарижный, Елизавета Худайбердиева/Егор Базин, Елизавета Шанаева/Павел Дрозд, Софья Шевченко/Андрей Ежлов.

Источник: www.sport-express.ru

Оцените статью
Добавить комментарий