Кто работает на ТВ станции

Статья представляет собой выдержки из исторического раздела монографии «Телевидение Сибири» / А. Е. Ярославцева, В. С. Байдина, Э. В. Блинова, О. А. Еременко, Ю. М. Ершов, О. Е. Макеева, Е. В. Халина. Изд. 2-е доп. и испр. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. — 208 с.

Распространение телевидения в регионах началось только в первой половине 1950-х годов. На первых этапах решающую роль играл энтузиазм любителей радио и всяческой электронной техники. В разных городах стихийно возникают любительские телестудии. Чаще всего они появляются при радиоклубах, при университетах и технологических институтах.

Власти не возражают против их деятельности, но помогают мало. В 1950 году рязанский радиоклуб наладил прием сигналов Московского телевизионного центра, удаленного на 170 км. Можно считать это первым шагом телевещания в регионы страны.

В 1951 году в Харькове появилась телевизионная станция, сконструированная руками радиолюбителей. Пока готовился телецентр, харьковчане мастерили самодельные телевизоры. На момент первого выхода в эфир (7 мая) их было в городе несколько десятков. Чудо техники устанавливали в рабочих клубах для коллективного просмотра. В Харьков приезжали делегации из Одессы и Риги, Омска и Владивостока познакомиться с техническими устройствами и перенять опыт первых вещателей.

Устройство передвижной ТВ-станции и история телетрансляций

В 1951 году по инициативе директора Томского политехнического института профессора А. А. Воробьева после ознакомления с аппаратурой экспериментального телецентра в г. Харькове было принято решение построить в ТПИ свой любительский телецентр, поскольку руководством страны, насколько можно было понять из правительственных постановлений, в ближайшую пятилетку строительство телецентра в Томске не планировалось. Всего за полтора года томскими политехниками была создана передающая телевизионная аппаратура.

В ее создании принимал участие актив Научно-технического общества ТПИ под руководством инженера B. C. Мелихова, преподавателя Томского политехнического института Е. Н. Силова и старшего лаборанта А. А. Бакакина, впоследствии ставшего первым директором Томского телецентра. Им было выделено помещение — астрономическая башня на четвёртом этаже физического корпуса (так называемая голубятня). 25 декабря 1952 года была принята первая телевизионная передача (киножурнал со звуковым сопровождением на самодельном телевизионном приемнике, где вместо кинескопа использовалась осциллографическая трубка диаметром 13 см).

Вот что об этом сообщали первые «Очерки истории города Томска»: «29 декабря 1952 года в Доме офицеров состоялся общественный просмотр кинокартины по телевизору. Как первые опытные передачи, так и последующие передачи показали высокое качество изображения при отличной устойчивости» [1].

29 декабря 1952 года считается началом не только томского, но и сибирского телевидения. С января 1953 года экспериментальные передачи первого сибирского телецентра стали регулярными. Помещение телецентра было построено на самом высоком месте города, недалеко от Белого озера на улице Яковлева (тогда — улице Красного Пожарника). На водонапорной башне была установлена 17-метровая антенна, а внутри башни разместили передатчик. Радиус действия телевышки первоначально достигал 35 километров.

В 1953 году в ТПИ была организована лаборатория телевидения, силами которой передающая аппаратура была значительно усовершенствована, и передачи учебного телецентра начали проводиться с передовым на то время стандартом 625 строк, в том числе — кинофильмы со звуковым сопровождением. Поскольку у телевидения как нового средства коммуникации еще не было ничего своего — ни языка, ни жанров, ни профессиональных ролей — на этом этапе важно было использовать возможности ранее появившегося рода экранного искусства. Первое телевидение можно было назвать кинотеатром на маленьком экране.

В начале 1954 года Томский обком КПСС с учетом опыта, накопленного в ТПИ, принял решение о строительстве в Томске государственного телецентра, приурочив его создание к 350-летию города. 30 апреля 1955 года из телестудии на улице Красного Пожарника и расположенной рядом телебашни вышел сигнал нового телецентра, первого в регионе. Томичам был показан популярный художественный фильм «Верные друзья».

В мае 1955 года здание Томского телецентра было достроено. 16 июля 1955 года государственная комиссия составила акт приемки в эксплуатацию 1-й очереди Томского телевизионного центра. Мощность телевизионного передатчика составляла 600 Вт, а передатчика звукового сопровождения — 170 Вт. Общая высота передающей антенны, установленной на крыше водонапорной башни, составила 50,25 м. Прием телепередач осуществлялся на расстоянии 50–60 км от передатчиков. Томский телецентр стал пятым в СССР (после Московского, Ленинградского, Киевского и Харьковского) и первым в его азиатской части.

Надо отметить, что Томск соревновался в первенстве открытия местного телевещания с Новосибирском и Омском. Первая опытная передача (так тогда называли экспериментальное вещание) была осуществлена в Омске в мае 1954 года. Когда в Томске уже построили здание телецентра, в Омске только выделили земельный участок под его строительство.

Государственная комиссия приняла Омский телецентр в эксплуатацию в декабре 1958 года. Таким образом, отставание Омска от Томска во внедрении телевещания составляло два-три года. В исторической перспективе этот срок невелик, но в масштабах регионального развития для Томска было важно обойти другие областные центры Сибири хоть на три года. Тем более что этот срок — минимален для строительства передающего телецентра и создания инфраструктуры телевещания.

Что касается Новосибирска, то для томичей было делом чести обойти эту неофициальную столицу Сибири в строительстве телецентра. Томск с 1937 по 1944 год был районным центром в составе Новосибирской области. Для бывшего центра огромной губернии это административное подчинение было унизительным.

В 1950-е годы Томск стал возвращать себе приметы былого губернского величия, а телевидение оказалось тем участком, который мог вывести город в региональные лидеры. Телецентр могли построить и в Омске, и в Новосибирске, и в Барнауле, и в Иркутске, и в Красноярске. Но построили скорее там, где раньше была подготовлена почва, а именно — в Томске.

Еще в 1932 году Илья Эренбург писал: «…Пятилетка обошла Томск, и Томск умирал… Томск мог умереть, но в Томске был университет…». Именно благодаря вузовской науке Томск опередил другие сибирские города в освоении телевизионных коммуникаций. Еще в сентябре 1955 года на радиотехническом факультете Томского политехнического института на базе лаборатории телевидения была организована кафедра радиопередающих устройств, заведующим которой стал B. C. Мелихов. Под его научным руководством коллективом кафедры и лаборатории телевидения в течение 1955–1962 годов было разработано, изготовлено и сдано в эксплуатацию еще десять телецентров в городах Сибири: в Барнауле (1955), Бийске (1956), Рубцовске (1957), Абакане (1958), Усть-Каменогорске (1959) и других. Томск, таким образом, стал проводником телевизионных технологий на Алтае, в Казахстане и в других азиатских регионах страны.

Счет в соревновании по открытию телевещания шел на месяцы. В Новосибирске еще в 1952 году радиолюбители начали сооружать малый (экспериментальный) телецентр. В 1953 году в Новосибирске открыли электротехнический институт (НЭТИ) и институт связи (НЭИС), в котором началась профессиональная подготовка инженерных кадров для телекоммуникаций. Преимуществом Новосибирска было и наличие в городе студии кинохроники, созданной еще в 1935 году. Но работы по сооружению телецентра начаты в Новосибирске только осенью 1955 года, когда здание Томского телецентра уже было принято в эксплуатацию.

С точки зрения технологического прогресса нет большой разницы в том, появился ли первый телецентр в Омске или в Томске, начал ли вещание в 1955 или в 1957 году. С точки зрения исторической науки — важно, кто становится основателем традиций и распространителем опыта. Документально зафиксировано, что в 1935 году советские инженеры перенимали опыт телевизионного вещания в американской корпорации RCA. Правда в том, что в 1951 году томичи изучали телевизионную технику в Харькове. А в 1955 году томские инженеры уже объясняли алтайским радиолюбителям принципы телевещания.

Телевидение, как и другие электронные коммуникации, — это технология, которая не изобретается гением-одиночкой, но вбирает в себя открытия многих инженеров, научных коллективов и конструкторских бюро. Территории, создавшие для новой коммуникационной технологии режим наибольшего благоприятствования, получают затем отдачу от телевидения в виде роста человеческого капитала. Телевидение приближает население к культурным достижениям цивилизации и открывает новые перспективы в просветительстве и самообразовании. По крайней мере, так было на заре появления телевидения в общественной жизни.

15 сентября 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление № 1689 «О мерах по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР». Начался этап бурного развития и распространения технических средств телерадиовещания в регионах. Постановление обязывало Совет Министров РСФСР и советы министров союзных республик построить в 1956–1958 годах телевизионные центры и ретрансляционные станции, изготовить, поставить и смонтировать аппаратуру радиорелейных линий к ретрансляционным станциям.

Оборудование телестудии

С 1955 по 1958 год в Сибири было построено 11 телецентров, что составляло в тот период около трети всех действующих телецентров в стране. Можно предположить, что сибирские регионы старались больше других, поскольку они располагались далеко от Москвы, но хотели быть в телевизионной перспективе ближе к центру. Сибирские территории не пугала неопределенность финансирования строительных работ и необходимость использовать паевые взносы промышленных предприятий. Об этом в те годы не трубили в победных реляциях, но первые телецентры действительно строились хозяйственным способом на деньги горсоветов и крупнейших заводов. За финансовые нарушения при строительстве таких объектов могли строго наказать, но чаще награждали.

14 февраля 1956 года состоялась первая телевизионная передача в столице Алтайского края — Барнауле. В августе 1957 года начаты экспериментальные передачи Новосибирского телецентра, а в ноябре того же года сдан в эксплуатацию Красноярский телецентр. 22 апреля 1958 года выходит в эфир первая передача Кемеровского телецентра. В феврале 1959 года образован Омский телецентр.

Еще по теме:  Как включить dlna на Андроид ТВ

Таким образом, за три года количество региональных телецентров увеличилось в пять раз. Партийные и советские органы власти рапортовали руководству страны о том, что телевидением охвачено 20 миллионов человек (1955 год)… 50 миллионов человек (1959 год).

На самом деле показатели охвата были скромнее. В 1955 году советская промышленность выпустила 495 тысяч телевизоров [2]. В 1960 году только у пяти миллионов советских семей были дома телевизоры. Спрос на телевизоры существенно опережал предложение.

При этом соотношение объема военных и гражданских изделий в общем объеме товарной продукции радиоэлектронной промышленности было примерно на уровне 3:1 в пользу Министерства обороны. То есть радиостанций для армии выпускали втрое больше, чем радиол и телевизоров для населения.

Общественно-политический смысл этого периода определялся тем, что общенациональной телесети тогда еще не было. Был создан первоэлемент сети — Центральное ТВ. Между региональными студиями не было никакой связи. Все телевещание было местным и выходило в эфир в пределах сотни километров от передающей станции.

В местном характере телевещания была «жизнеутверждающая знаковость» (В. М. Березин) и особого рода патриотизм. Отсутствие московских программ на телеэкране, устраненность Центра в телеэфире заставляли телестудии использовать свой творческий потенциал, искать собственные выразительные средства, не стыдиться своего провинциализма. Провинциализм проявляется только на фоне столичности.

Конечно, сибирские телестудии не отказывались от показа киноматериалов Центральной студии телевидения (ЦСТ), просили почаще присылать из Москвы хорошие программы, командировать опытных работников ТВ для оказания практической помощи в съемках. Но разве в столице было столько опытных работников, чтобы командировать их для консультаций во все телестудии страны? В те годы только создается профессия тележурналиста и начинается подготовка кадров для телевизионной отрасли в вузах. В 1954 году в составе ЦСТ были созданы редакции промышленных, сельскохозяйственных, научно-популярных и спортивных передач.

Ряды первых сибирских тележурналистов складывались из учителей, корреспондентов газет и радио, партийных и комсомольских работников. По данным социологического исследования, проведенного в 1960-е годы Ф. Я. Володарским, 33,7% из общего числа тележурналистов пришли в студии из газет, 15% — были направлены на телевидение после окончания университетов, 14% работали учителями средних школ, 7% радиожурналистов стали сотрудниками ТВ, 5,3% — пришли на телевидение из партийных, советских и комсомольских органов, 5% — бывшие специалисты промышленности и сельского хозяйства [3].

В 1957 году был образован Госкомитет по радиовещанию и телевидению (ГКРТ) при Совмине СССР. Гостелерадио, как его стали потом называть, был в статусе министерства, хотя формально Министерство связи СССР было главнее. Надо отметить, что в 1953 году радиовещание было подчинено Министерству культуры СССР. Руководство страны долгое время не могло решить: радио и ТВ — это трансляция культуры или трансляция радиосигнала? [4] Одно с другим в некоторых начальственных головах как-то не совмещалось.

В 1950-е годы одновременно с организацией массового производства телевизоров в соответствии с тогдашними концепциями развития СМИ начала создаваться огромная, практически тотальная система коллективного приема телевидения. Коллективная антенна для многоквартирных домов была включена в обязательные «Строительные нормы и правила (СНИП)». В итоге почти 80% советских телезрителей получили по кабелю несколько телепрограмм за минимальную плату и не вводились в искушение просмотра зарубежных программ (исключая не самых благонамеренных жителей приграничных районов, которые могли на своих телеприемниках ловить сигнал, к примеру, польских или финских вещателей).

В 1950-е годы происходит процесс становления основных жанров телевидения, большая часть которых имеет истоки либо на радио, либо в кинематографе. До этого в телевизионном эфире преобладали либо демонстрации художественных и документальных фильмов, либо прямые трансляции концертов или публичных выступлений. Так, в 1949 году организован первый прямой репортаж о спортивных соревнованиях (футбольный матч). В 1951 году ставится первый телевизионный фильм-спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше». Первая публицистическая телепрограмма выходит в эфир в 1952 году (автор — Евгений Рябчиков).

Счастливы те, кто, работая на телевидении, испытал чувство первооткрывателя. Первым кинофильмом, вышедшим в томский телевизионный эфир, был фильм «Верные друзья» (30 апреля 1955 года), а первой собственной программой (1 октября 1955 года) — программа, в которой профессор И. М. Разгон рассказывал об исторических памятниках Московского Кремля.

Первый выпуск информационной программы «Новости недели» — 1956 год, а с 1958 года начинается постоянное информационное вещание. Первая реклама появляется в томском эфире в 1960 году. Первый художественный телефильм (синхронный, как тогда называли, со звуком) был снят на томской телестудии в 1965 году (режиссер Ю. А. Ратомская). Этот фильм назывался «Здравствуй, Димка» и был показан по Центральному телевидению. Все эти даты важно фиксировать для молодых поколений журналистов, некоторые из которых думают, что журналистика началась с их приходом на телевидение.

Завершение второго — внедренческого — этапа развития регионального телевидения четко фиксируется во времени. Первое телевизионное оборудование, изготовленное полукустарным способом любителями, послужило почти 15 лет, пока региональным студиям не поступило серийно выпущенное оборудование типа «Район».

К примеру, до 1969 года томичи видели только местные программы, почти все они шли в прямом эфире. В 1967 году был запущен спутник «Молния-1», и в Сибири тогда появилась возможность принимать программу ЦТ из Москвы. Поэтому 1967 год можно считать рубежным. Началось спутниковое вещание, стала формироваться единая вещательная сеть Центрального телевидения в регионах.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Очерки истории города Томска. (1604–1954). Томск, 1954. — 323 с. Прим. автора: это первое упоминание телевидения Сибири в научной литературе.
  2. Источник статистических данных: Российский государственный архив экономики. Ф. 7, оп. 1, д. 554, л. 42.
  3. Володарский Ф.Я. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по развитию телевидения и повышению его роли в идеологической работе среди трудящихся (1959–1970 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 1971. С. 8.
  4. В мае 2008 года правительство произвело очередную реорганизацию: Министерство культуры и массовых коммуникаций преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций. Все-таки телевидение больше электросвязь, чем культура, решили в этот раз правители страны.

Рекомендуем прочитать

  • «Героический сотник», «Женщина-Герострат» и другие: образы путешественников из Сибири в столицу в еженедельных журналах второй половины XIX — начала ХХ в.
  • Публикации о покушениях на Александра II на страницах «Томских губернских ведомостей»
  • «Тобольские губернские ведомости» (1857–1867) в период губернаторства В.А. Арцимовича, А.В. Виноградского и А.И. Деспот-Зеновича
  • Статьи Свердлова о енисейской экспедиции Марии Чаплицкой
  • Формы игрового досуга в среде служилого населения Томского острога

Источник: zaimka.ru

Кто работает на тв станции

потянулся» в регионы для создания собственных вещательных сетей.

И тогда основной интерес для московских телебизнесменов представляли каналы с наиболее развитой инфраструктурой — преимущественно метровые. Сегодня практически во всех крупных промышленных центрах России существуют сетевые станции обеих телекомпаний. С ними конкурируют за зрительские симпатии местные телевизионные станции, которые продолжают осуществлять свою собственную вещательную политику. Эти региональные телекомпании сейчас переживают те же проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем каналам центрального телевидения еще два года назад. Однако если центральное телевидение уже избавилось от хронического финансового голода и может диктовать условия партнерам — будь то рекламные агентства, дистрибуторы кинопродукции или производители программ, — то региональные студии делают на этом пути только первые шаги.

ТВ-6 свои сети уже сплел
Начав с момента своего создания строительство региональной вещательной сети, негосударственные центральные каналы только сейчас обрели серьезную «региональную базу». Компании НТВ и ТВ-6 с первого дня своего выхода в эфир встали перед необходимостью решать вопрос распространения телеканала. Хотя, например, НТВ, в отличие от ТВ-6, получила вместе с лицензией на вещание возможность пользоваться региональной сетью 4-ого канала. ТВ-6 же пришлось начинать с установки своих приемных сетей в Москве. Однако региональные проекты возникли почти одновременно, и теперь обе компании уже создали свои региональные сети.
По словам Эдуарда Сагалаева, «нынешний ТВ-6 — это уже не просто канал, а сеть — не только общенациональная, но и межгосударственная» (имеются в виду страны СНГ). Вещать на региональную аудиторию ТВ-6 начал с лета 1993 года, получив выход на спутниковый канал, которым располагало объединение МАРТ (Международная ассоциация радио- и телевещателей).

Канал использовал свободное ночное время РТВ для «переброски» своих программ для региональных станций. Однако затем от этого варианта пришлось отказаться. Целью МАРТа было поддержать независимые станции, предоставляя им разнообразный программный продукт, который те могли свободно режиссировать в рамках своей сетки вещания. ТВ-6 же был заинтересован в имиджевом распространении своих блоков.
По новой схеме, придуманной ТВ-6, канал должен был работать с региональными студиями непосредственно. Иногда сотрудничество предполагало создание совместных предприятий, например, с нижегородской телекомпанией «Волга» ТВ-6 организовала компанию «Стрежень». Однако, как правило, канал вступает в договорные отношения со станциями.

Условия сотрудничества канала и региональных станций были достаточно мягкими, региональные станции транслируют блоки ТВ-6, сохраняя при этом собственную независимую марку. Некоторым своим региональным партнерам канал предоставил ретрансляционные станции. Кредитовать этот весьма дорогостоящий проект ТВ-6 убедил «ЛогоВАЗ».
Участники сети в обмен на программный продукт предоставляют ТВ-6 рекламное время. Рекламные паузы внутри программ остаются за ТВ-6. Так называемые local break, когда, например, московский зритель видит анонсы программ канала, местные студии могут занимать собственной рекламой.

Еще по теме:  Коча ТВ кто он

Если рекламодатель ТВ-6 заинтересован в проведении региональной рекламной кампании, канал может разместить его рекламу и в собственных программах региональной станции. Эта схема взаимоотношений не нова, так действуют американские вещательные сети. И не только ТВ-6 творчески использует этот опыт — «ТВ-6-Санкт-Петербург» (не путать с «сагалаевским» каналом) развивает свою структуру именно таким образом (см. комментарий).

С таким бы бартером, да на центральный канал.
Вторую волну нашествия на регионы организовали рекламные агентства. Это понятно: рекламный бизнес традиционно расширяет свою географию вслед за клиентами. Интерес, который испытывает столичная рекламная индустрия к региональному телевидению, обоснован тем, что практически все сектора столичного бизнеса понемногу начинают «просачиваться» в провинцию. Устойчивый спрос на рекламу в регионах пока не сложился, однако тенденция к этому налицо. И в такой ситуации вполне естественно, что столичный рекламный бизнес активизировал разработку своих региональных проектов.
Практически одновременно на региональные рынки свое внимание обратили компании «Твин» (компания Video International), «Премьер фильм», входящая в группу компаний Сергея Лисовского, «Аврора-регион» (дочерняя фирма агентства «Аврора»), APR-Group совместно с корпорацией «Видеофильм» и агентство «Юнитон-Максима» (дочерняя фирма агентства «Максима»). Неудивительно, что среди желающих распространить свой бизнес на регионы оказались преимущественно те рекламные агентства и поставщики кино- и видеопродукции, кто всегда был весьма активен на телевизионном рынке Москвы. Заключение договоров со станциями — процесс трудоемкий, требующий как финансовых, так и людских затрат. И перед теми, кто работает на региональном рынке, стоит задача сделать свое сотрудничество со станциями наиболее технологичным.
Безусловно, формы работы рекламистов с региональными студиями различны. Однако в большинстве случаев в основе их договорных отношений с телевидением лежит рекламный бартер: московские телебизнесмены предоставляют телепродукцию в обмен на рекламное время, которое в дальнейшем уже реализуют в Москве. Дистрибуторы кино- и видеопродукции, как правило, работают на региональных рынках в партнерстве с одним из рекламных агентств. На сегодняшний день каждая из московских компаний работает одновременно приблизительно с полусотней телекомпаний в регионах.
Нетрадиционной стратегии на региональном рынке придерживается только агентство «Юнитон-Максима». Оно закупает пакет рекламного времени под конкретный клиентский заказ. Само агентство бартерных контрактов не имеет. И в таком подходе есть свои плюсы.

Один и тот же пакет программ распространяется по всем региональным станциям, с которыми заключены соответствующие договоры. (Иначе трудно подсчитать объемы имеющегося бартерного рекламного времени.) Такой пакет нельзя передать одновременно на две станции города. Впрочем, как показал опрос Ъ, агентства сейчас также выходят из положения, докупая рекламное время станций, с которыми у них нет контрактных отношений.
Рекламный бартер — финансовая схема, которая хорошо известна центральному телевидению. Еще несколько лет назад она была одной из основных форм расчетов телекомпаний за предоставляемую качественную телевизионную продукцию — преимущественно художественные фильмы. Однако сегодня центральное телевидение практически отказалось от такой формы работы с дистрибуторами и рекламными агентствами. Что же касается региональных студий, то у них пока нет средств на прямую оплату телепродукции.

Знак качества: сделано и продано в Москве
Еще полгода назад, когда обозначился интерес со стороны столичных рекламодателей к региональным центрам, местные телестудии начали вводить спецнаценки для московских клиентов. И такая ситуация продолжает сохраняться и по сей день. По информации Ъ, такую форму оплаты практикуют, к примеру, некоторые студии Владивостока и Липецка.

Впрочем, региональные студии вряд ли стоит в этом упрекать: в 1990-1992 годах на центральных каналах действовали отдельные расценки для «рублевых» и «валютных» рекламодателей. Однако, по словам главы агентства «Юнитон-Максима» Леонида Комарова, «эта тенденция пошла на убыль, и теперь встречается довольно редко.» По его оценке, это связано с тем, что «в регионах появляются собственные рекламные агентства, и при продаже рекламного времени той или иной телекомпании они не только не производят наценок, но, напротив, как это принято в рекламной практике, предоставляют скидки». Такая ситуация в большей степени характерна для региональной печатной прессы.
Первый эшелон рекламных агентств, направившихся в регионы, безусловно, способствуют укреплению «регионального» интереса рекламодателей. И все же те столичные рекламодатели, кто начал выделять целевые бюджеты на рекламу в регионах, избегают прямой покупки эфирного времени у самих станций и предпочитают действовать через московских рекламистов.

Стоит отметить, что один из наиболее серьезных мотивов, побуждающих рекламодателей обращаться к московским агентствам, — желание получить гарантии, что оплаченная реклама встанет в эфир той или иной региональной телекомпании. В регионах практически не существует мониторинговых компаний, которые брали бы на себя осуществление аудита выхода рекламы и проводили выборочную запись эфира.

В то же время корпорация «Видеофильм» и APR-media, агентство «Юнитон-Максима» ect. обычно отправляют региональным телестанциям видеоматериалы с уже «вшитыми» в них рекламными роликами своих клиентов. И за счет этого достигают соблюдения максимальных на сегодняшний день гарантий. Хотя и те компании, которые поручают постановку ролика в эфир самим станциям, утверждают, что они также располагают действенными механизмами контроля. После участившейся непостановки в эфир ролика заказчика, продолжение уже полюбившейся горожанам «мыльной оперы» может быть предложено конкурирующей станции. Так что, как утверждают руководители региональных проектов, соблюдать правила игры — в интересах всех партнеров.
Говоря о предпочтениях рекламодателей в выборе московских агентств, не стоит забывать и то, что столичные фирмы имеют возможность формировать цены на региональную рекламу вне зависимости от того, какую политику проводят сами станции у себя в городах. В зависимости от рейтинга канала, широты его вещания и экономической привлекательности региона прямая покупка рекламы на местных станциях может обойтись от $50 до $1500 за 1 минуту.

Однако такие компании, как «Премьер фильм» и «Видеофильм» свои картины, которые предлагаются региональным студиям, чаще всего уже «прогнали» по центральному телевидению. При определении цены на рекламу в региональном показе они могут не заботиться о том, как окупить свои затраты на ее приобретение. И ради завоевания региональных рынков могут пойти на то, чтобы устанавливать более низкие по сравнению со станциями цены, что позволяет эффективно конкурировать со своими московскими коллегами. По оценкам экспертов, именно эти компании имеют впоследствии наибольшие шансы занять лидирующие позиции на региональном рынке телевизионной кинопродукции.

Сначала поделим, а потом поделимся
Рынок видеопродукции в регионах уже насыщается предложениями, и студиям уже есть из чего выбирать. Менеджеры столичных агентств прогнозируют этой осенью серьезную борьбу за prime-time региональных станций. И первый аргумент в этой борьбе — кто сможет поставить более качественную продукцию и предоставить лучшие условия бартера.

Если сегодня один час видеопродукции предоставляется в среднем за 3-4 минуты рекламы, то нельзя исключать, что в ближайшее время эта цифра опустится до 2 минут. Естественно, что компании «Премьер фильм» и «Видеофильм» имеют большее поле для маневра и могут легко согласиться на уступки.

К тому же «Премьер фильм» выполняет все условия голливудских «мейджорс» по закупке лицензий на фильмы (прокат на TВ и в кинопоказе, а также продажи на видеокассетах) и в состоянии показывать по региональному TВ мировые новинки. В более сложном положении здесь оказываются такие агентства, как «Аврора-регион», которые заполняют свои бартерные пакеты вновь приобретенной продукцией. Правда, ряд московских компаний вышли к своим коллегам с предложением заключить картельное соглашение и выдерживать уровень цен и условия бартера на одном уровне. Однако, судя по всему, идея такого соглашения повиснет в воздухе — проблема раздела сфер влияния на региональных рынках еще не решена.

Как ни крути, а центральный центральнее
Но вернемся к проблемам ценообразования на региональную рекламу. Генеральный директор «Аврора-регион» Николай Горбунов, утверждает, что одновременное размещение рекламного ролика по всей сети региональных станций, с которыми у агентства имеются партнерские отношения (65 в России, 15 в Казахстане и на украинском УТ-3) обходится в $5500 и становится ко всему прочему альтернативой рекламе на ряде центральных каналов. По его данным, совокупная зрительская аудитория этих станций может достигать 138 млн человек. В то же время, если рекламодатель возьмется самостоятельно заключать договоры со всеми этими станциями, то стоимость контракта возрастает до $12 тыс. И клиенты, желающие воспользоваться всей сетью, уже появляются.
Если на ОРТ минута рекламного времени стоит от $1,5 тыс. до $28 тыс. (чуть меньшие, но сравнимые с первым каналом суммы запрашивают за рекламу и на других московских каналах), то с полным основанием можно предполагать, что идея альтернативы центральному телевидению в лице сетей региональных станций имеет шанс на развитие. Правда, сколь продолжительное — вопрос. Цены на национальную рекламу уже в целом установились. Однако на сегодняшний день группа рекламодателей, которой «по карману» реклама на центральном ТВ, существенно сузилась. По оценкам исследователей, соотношение иностранных рекламодателей и российских выглядит как 80% к 20%.
Тенденция к увеличению доли рекламы иностранных производителей соблюдается в течение всего 1995 года. Начало этому процессу положило прекращение массированных рекламных кампаний венчурных финансовых фондов —«МММ», «Хопер-инвест», РДС и др. В 1994 году каждая из этих компаний «выбросила» на рекламный рынок от $10 до $23 млн, в то время как такие иностранные лидеры по затратам на рекламу, как Procter выбрасывал» на рекламный рынок значительные суммы, в процессе освоения которых происходило планомерное повышение базовых тарифов на рекламоносители. Их предшественниками были биржи, по числу которых Россия в свое время являлась безусловным лидером, и банковские структуры. И лишь затем их сменили инвестиционные фонды. Спрос на рекламные возможности телекомпаний, который формировался сменявшими друг друга перечисленными группами рекламодателей, значительно превышал рыночное предложение. В результате цены на телевизионный эфир были доведены до того уровня, когда они стали практически недоступными для большей части отечественных фирм.
Последствия такой ценовой политики российский рекламный бизнес остро ощутил в январе этого года. Тогда замены инвестиционным фондам не нашлось. Как нет ее и сейчас. Иностранные рекламодатели остались единственными стабильными покупателями национальной телевизионной рекламы. По всеобщему мнению, 1995-й стал для столичных рекламных агентств «годом депрессии».

Еще по теме:  Подключить ТВ и интернет сравнить тарифы

И все же, несмотря на это, рассчитывать, что центральные телекомпании пойдут на снижение своих расценок, неразумно. И скорее всего телестанциям придется дождаться, пока средний рекламодатель дорастет до нынешних цен.

Скромное обаяние Москвы
Не очень погрешив против истины, можно утверждать, что возросший интерес к региональным станциям немало поспособствовал созданию корпоративных объединений телевизионщиков именно сейчас. На российском телевизионном рынке начинают играть не только группы компаний, но и союзы и ассоциации. Созданная на минувшей неделе Национальная ассоциация телевещателей, с одной стороны, поможет нормализовать ситуацию на телевизионном рынке, способствуя объединению интересов вещателей, с другой — ускорит разделение рынка. Существующие центральные каналы, группы компаний, рекламные агентства, дистрибуторские фирмы до сих пор активно двигались в регионы. Можно прогнозировать, что уже сформировавшиеся по интересам рекламно-телевизионные группы заявят о себе организационно.
Во всяком случае, неудивительно, что значительную часть каналов, вступивших в Национальную ассоциацию телевещателей (НАТ), составили участники сети ТВ-6, хотя там широко представлены партнеры НТВ и «неприсоединившиеся» региональные станции. И хотя у возглавляемой Эдуардом Сагалаевым НАТ очень широкие «общетелевизионные» цели, не ограниченные кругом интересов той или иной корпорации, очевидно, что сотрудничество в рамках Ассоциации пойдет сетям ТВ-6 на пользу.
В скором времени планируется регистрация еще одного объединения — Общероссийской ассоциации региональных телекомпаний, идея создания которой была предложена Сергеем Лисовским на конференции по проблемам регионального телевидения. В числе ее учредителей — несколько крупных региональных компаний, фирма ЛИС’С, телекомпания ВКТ, рекламное агентство «Максима» и «Сети ВИД».

Судя по уставным положениям, ее задачи в некоторой степени дублируют задачи, поставленные НАТ: развитие национального российского телевизионного рынка, изучение проблем функционирования телекомпаний, внесение предложений по совершенствованию законодательства по телевидению и радиовещанию, привлечение инвестиций, оказание информационной и экономической поддержки членам ассоциации ect. Как и НАТ, ассоциация будет осуществлять коммерческие проекты.

Создаваемая ассоциация, проводя единую техническую политику, планирует создание технического центра, координацию рекламной деятельности, осуществление общих проектов в области закупок теле-, кино- и видеопродукции. Очевидно, что глава ЛИС’C Сергей Лисовский, учредивший вместе с Biz Interprizes и «Космос-10» музыкальный канал и ставший с 1 сентября еще и вещателем, будет решать проблемы распространения нового канала. Вероятно, участники ассоциации будут принимать участие в осуществлении этого проекта. Кроме того, дистрибуторская компания «Премьер-фильм», обладающая кино-, видео- и телеправами на картины ведущих западных студий, может предложить региональным каналам свои пакеты. С точки зрения региональных компаний, испытывающих хронический программный голод, равно как и с точки зрения фирм, заинтересованных в рынках сбыта, это может быть вполне перспективным сотрудничеством.

Машина времени: назад в будущее
Пока участники разных объединений склонны видеть в деятельности друг друга попытки разделить региональный рынок, становящийся все более привлекательным. Региональные станции вынуждены лавировать между интересами своей независимости и соблазном решить финансовые проблемы, присоединившись к состоятельным московским компаниям.

Перспективы, которые сулят им держатели телевизионного рынка в Москве, весьма заманчивы — решить вопрос заполняемости эфира. Кинофильмы, техническое обеспечение, маркетинговых консультации, грамотная рекламная политика, международные связи, базы данных — то, против чего трудно устоять средней региональной компании.

Вероятно, большинство из них примут эти предложения, от кого бы они ни исходили — НТВ, ТВ-6, медиальной группы Лисовского ect. Таким образом, в скором времени в регионах, как и в Москве, будут параллельно существовать компании, связанные проектами с той или иной сетью или группой. И это будет весьма полезно. Как ожесточенная конкурентная борьба в центре подтолкнула процессы формирования цивилизованного рынка, разграничила интересы, нормализовала рекламные потоки, позволив теперь вполне цивилизованно и успешно существовать рекламным агентствам, телеканалам и дистрибуторам, так и в регионах, пройдя первоначальный болезненный период «бартера» и программной бедности, региональные станции смогут обрести самостоятельность — не только юридическую, которая в данных политических условиях скорее всего чисто номинальная, но и финансовую — что сделает их субъектами и действующей силой реальной политики. А региональный телевизионное пространство станет действительно телевизионным рынком.

  • Газета «Коммерсантъ» №166 от 09.09.1995, стр. 10

Источник: www.kommersant.ru

Александр Любимов: На телевидение приходят с улицы, важно только желание работать

Есть категория людей, которые ходят на телевизионные шоу и осаждают подъезды телекомпаний. Зачем они это делают и что получают, кроме удовольствия увидеть себя на телеэкране? И есть ли шанс устроиться на работу в Останкино «по объявлению»? [аудио]

Александр Любимов: На телевидение приходят с улицы, важно только желание работать

Есть ли шанс устроиться на работу в Останкино «по объявлению»?

Чтобы попасть на телевидение, не обязательно заканчивать журфак

Чтобы попасть на телевидение, не обязательно заканчивать журфак Фото: Константин ИВАНОВ

На вопросы редактора Радио «Комсомольская правда» Евгения Арсюхина ответил телеведущий Александр Любимов.

— Зачем все эти люди пытаются пробиться на зрительские места, а то и в участники различных ток-шоу?

— Классическая история Фроси Бурлаковой. В России существует огромное количество людей с нереализованным потенциалом. Они стремятся, во-первых, попасть в Москву, а уже в Москве — туда, где создаются грезы. Им кажется, что добиться успеха проще там, где их талант может быть востребован. Есть категория людей, которые приходят просто аплодировать на ток-шоу.

Приехали в Москву: «А давай на ВДНХ сходим, а давай в Останкино — посмотрим, как делается «Поле чудес». Но это такая отдельная экскурсионная программа. В день 10-15 тысяч человек ходят по Останкино.

— А как это организовывают? Вот пришли они в Останкино, что дальше, как пройти?

— Администратор программы их проводит, сопровождает в студию. Есть специальные места, где они отдыхают, ждут, когда студию подготовят. Некоторые программы за деньги это делают.

— То есть люди платят деньги, чтобы посидеть в студии?

— Наоборот. Программы платят людям за массовку.

— Велики ли эти деньги?

— Да нет, рублей 500 сейчас.

— Это не может быть источником заработка?

— Кончено нет. Многие просто это любят, им приятно. Но некоторые приходят как на биржу труда. Бывает, что их замечают и просят что-то сделать для одной или другой программы, сериалов. Они достойные участники этого сложного технологического процесса.

Тут тоже много нужно проявлять талантов, чуткости и четкости.

— Со стороны возможно попасть на работу на телевидение?

— Все изначально приходят со стороны. В принципе, такой профессии как «телевидение», на мой взгляд, не существует. Многие девушки учатся на журналиста и думают, что учатся на телеведущую.

— А на самом деле?

— Ведущий новостей — профессия. А остальные — либо ты попал и аудитория тебя воспринимает как звезду, либо этого свойства у тебя нет. Определяет только публика. Есть ведущие, которые годами ведут программы, но не становятся популярными, а есть пришел — бац и выстрелил. Леня Якубович, Валдис Пельш, например. Важно еще попадание личности в формат.

Разные шоумены хороши для разных форматов. Кто-то лучше разговаривает, кто-то создает эмоции.

— На что может рассчитывать человек, который понимает, что ведущим ему не быть, но хочет работать на телевидении? Что он может получить сразу?

— Если у человека есть смекалка и трудолюбие, он может многого добиться. Здесь востребованы работоспособность и желание что-то делать. Посмотрите на руководителей наших каналов. Там есть люди с классическим телевизионным образованием? Добродеев — историк, Эрнст — биолог. Ну где они?

Есть, конечно, но это не фактор.

— Что могут делать новые работники?

— Проводить гостей, носить кофе, бегать за звездами, заниматься гостями. Начинают с такого, дальше зависит от смекалки.

Александр Михайлович Любимов — российский журналист, телеведущий, один из создателей независимой телекомпании «ВИD».

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Источник: www.kp.ru

Оцените статью
Добавить комментарий