Цифровое телевидение победно наступает на страну. В войне с аналоговым вещанием без жертв, разумеется, не обходится. В их число попали жители многих деревень и пенсионеры, которые так и не понимают, почему купленная за отнюдь не лишние деньги приставка не работает как положено, или не работает вообще.
Людмила Бутузова, Орловская область
О том, что пришел час цифрового вещания, Орловская область узнала 3 июня, когда в городах и селах разом погасли экраны 100 000 телевизоров.
— Чего только ни делал — кнопками щелкал, туда-сюда ворочал – нет картинки, — подал корреспонденту «НИ» сигнал SOS знакомый пенсионер из деревни Осинки Виктор Иванович. –По Пятому, где у меня «След» шел, теперь бубнят одно и тоже: установите приставку и будет вам 20 каналов бесплатно. Не надо мне двадцать! Верните, какие были! Нет, они насильно лезут…
В принципе дедушка не против технического прогресса, но о тключение аналогового вещания страшит пожилых людей не меньше, чем задержка пенсионных выплат. Многие пенсионеры живут телевизором, это их главная слабость, последнее развлечение и что уж там – единственная возможность увидеть «большой мир». Тем обиднее, что государство этим воспользовалось и провернуло «цифровую реформу» за счёт самого обездоленного населения. А как это назвать иначе, если у людей нет выбора: либо ты покупаешь приставку и смотришь ТВ, либо сидишь у разбитого корыта.
Что такое Цифровое телевидение?
Посидев без телевизора неделю, Иваныч дозрел, что жить без него не сможет и надо раскошеливаться. Очень вовремя подоспели коммерсанты — за приладу размером со спичечный коробок запросили 5 000 рублей, подключение бесплатно. В их деревне такие бешеные деньги люди видят раз в месяц, когда пенсию получают.
Мошенников прогнали, а больше приставку и взять негде, и как установить – спросить не у кого. По старой дружбе взвалили это дело на корреспондента «НИ». Да с радостью!
Но для начала приставку нужно было где-то купить. Вопреки рекламным уверениям, что эта штука под названием «Приемник цифрового эфирного телевидения» продается на каждом углу, ни на одном углу в Орле ее не было.
Нашлась в торговом центре на окраине – валом лежала у входа в «М-Видео» и по той же цене – 990 рублей, что указывало в рекламе Министерство связи. «С утра третью корзину расхватывают», — сказала продавщица. Я тоже схватила, уже в деревне рассмотрев, что это изделие китайского производства. Интересно, почему российское министрство рекламирует чужой продукт как неотъемлемую часть реформы отечественного телерадиовещания?. Разве что из-за прописки импортера в Москве, на улице Ленинская Слобода, 19?
Спасибо и на том, что инструкция была на русском, но, разумеется, не без китайских заморочек. Во-первых, чтобы рассмотреть мелкие буквы, пришлось искать лупу, во-вторых, инструкция описывала содержимое коробки, но совершенно не объясняла, как это все настраивать и куда, например, совать три штекера, если разъёма у телевизора всего два. Пришли соседи, стали советовать вставлять штекеры поочередно во все дырки. Совместными усилиями сделали не меньше сорока комбинаций – телевизор перестал выдавать даже рекламу. Позвонили на горячую линию 8-800-302-31-42. Вежливая девушка завела пластинку: «купите приставку, подключите к телевизору…»
CTV.BY: Что такое цифровое телевидение?
— Ты мне про штекер скажи, — заорал Виктор Иванович. – Почему их три? Какой лишний?
Орут, наверное, все, потому что девушка тут же сменила пластинку и коротко проинструктировала: «желтый — видео, белый – аудио, красный не нужен, пусть болтается».
Сделали, как велено, — результат тот же. Опять вызвонили девушку. «Антенну к приставке, приставку к телевизору» — на автомате выдала трубка. «Все вставлено, телевизор не работает!»- звереет Виктор Иванович. «Возможно, у вас дырки с другой стороны, придется покупать коаксиальный кабель, -впервые с сочувствием и по—человечески сказала «горячая линия », явно подозревая, что у нас уже полдеревни лежит в обмороке от этого, прости господи, коаксиального кабеля. – Покупка обойдется в полторы тысячи, если заказать через интернет, то дешевле.» Отбой. Откачали всех, кто в обмороке.
После обсуждения решаем категорически отказаться от кабеля с таким названием. Пойдем другим путем. Три человека лезут на крышу и сверху высматривают телевышку, чтобы повернуть в ее сторону антенны, как советовали в телерекламе.
На всякий случай сверяюсь с геолокацией в интернете: вышка находится в тридцати километрах от дома, ее не видно, но судя по тому, что телевизор еще недавно работал, антенна повернута как надо и была с вышкой в дружеских отношениях. Докладываем результат изысканий на «горячую линию». «А какая у вас антенна?» — спрашивает новая консультантка. «Труба на деревянной палке и две проволочки по бокам. – гордо говорит Иваныч. – Надежная.
Я сам делал, двадцать лет стоит как вкопанная». «На цифре эта самодеятельность работать не будет, — безжалостно прерывают Иваныча на том конце провода. – Вам нужна дециметровая антенна и лучше всего- с усилителем». Смотрю на Яндексе цены:– дециметровая антенна – от 700 рублей до двух с половиной тысяч, усилитель — от 1200. Стоимость приставки на глазах приближается к новому телевизору, у которого все цифровые прибамбасы уже внутри. Но антенна все равно нужна, вон, люди пишут: «телевизор может быть даже золотой, но без хорошей всеволновой антенны это мертвяк».
— А раньше как часы показывал, — мстительно припоминает деревня. – А по телевизору говорили, что нужна только приставка, и все, про антенну не заикались.
— Ну щас я им устрою, — разошелся Виктор Иванович. — Последний раз звоню по-хорошему: «Верните мне мое старое телевидение!»
Слова не успел сказать, «горячая линия» сама высказалась: «Вы звоните восьмой раз. Откуда узнали этот номер?» Дед вгорячах ляпнул: «ЦРУ по шифровке передало». Ну и кто с ним после этого будет разговаривать?
В дальнейшем переговоры вела корреспондент «НИ», прикинувшись престарелой и социально незащищенной любительницей цифрового телевидения. Узнала много бесполезного. Например, то, что профильные чиновники оказались совершенно не готовы помочь людям настроить цифровое вещание. Сведений о том, что это такое и как получить к нему доступ, почти нет. В итоге этот информационный вакуум заполнили мошенники всех видов, — заявил юрист Центра защиты прав потребителей Константин Толкачев.
По его словам, аферисты продают консультации и настройку аппаратуры, хотя государственные волонтеры должны делать это бесплатно, достаточно пригласить их по горячему телефону региональной линии. Специально позвонила, чтобы помогли моим знакомцам в Осинках, — оказалось, что дальше Орла волонтеры не ездят, не на чем ( до Осинок 40 км, до большинства деревень – 100 — 150 км, в Москве этого не учли).
Еще узнала, что те, кому отрубили эфирный сигнал, могут получить компенсацию за покупку приставки, если у региональных властей есть на это деньги (денег нет, пенсионерам и малоимущим сократили до минимума даже льготный проездной). Можно бесплатно проконсультироваться о перспективах цифрового телевидения, если зайти на сайт Минкомсвязи (с интернетом в Осинках напряг, ни одного компьютера на 20 домов). На этом – все. До конца года отключат аналог в оставшихся 50-ти регионах, распихают приставки по городам и селам и, можно сказать, «реформа» победила 30 миллионов старых телевизоров и нажила 25 миллионов откровенных врагов, которым цифровой прогресс принес сплошные убытки и проблемы.
Нельзя сказать, что телереформаторы об этом не предупреждали. С начала года по всем каналам шла агрессивная реклама: переходи на цифру, а то аналог отключат. Другое дело, что большинство, как и Виктор Иванович, не верили: как это отключат? За что и по какому праву? У него Samsung, с 2002 года пашет как папа Карло, — зачем ему еще какой-то костыль в виде приставки за тысячу рублей?
Наверняка кто-то впаривает народу залежалый товар под обещание 20 бесплатных каналов. Ни сами телеканалы, ни Минкомсвязи не удосужились разъяснить, а вернее, умолчали о главном: отключают ЭФИРНОЕ аналоговое телевидение, то есть, сигнал, который передаётся радиоволнами. И коснётся это только тех, кто использует индивидуальные антенны.
Такими, в основном, пользуются в малых городах и в деревнях, где эксплуатируются миллионы устаревших телевизоров, не воспринимающих современную цифровую картинку. По оценкам экспертов Минпромторга, 30 процентов телевизоров (до 33,7 млн. штук) в домах россиян способны принимать только сигнал аналогового телевидения. В случае его полного отключения от 20 до 25 миллиона человек останутся без доступа к телевизору. Это количество примерно соответствует числу российских граждан, живущих на грани или ниже черты бедности, и многие из них с нищенским месячным доходом в 7-10 тысяч рублей лишены возможности купить новую технику.
У Минкомсвязи другие сведения. В октябре прошлого года замминистра Алексей Волин заявлял, что аналоговым телевидением в России пользуется только 2-3 процента населения. В интервью «Известиям» он назвал тех граждан, кто до сих пор не приобрел современные телевизоры, приставки, спутниковые тарелки, «беспечными» и не умеющими считать, ведь стоимость приставки, по его мнению, сопоставима всего лишь с ценой «одного блока сигарет» и у людей было предостаточно времени, чтобы выбрать, какое удовольствие им милее. У местнее было бы сравнение с индексацией пенсий на 2019 год – она тоже составляет около тысячи рублей . Но логика у замминистра примерно такая же, как у региональной чиновницы, учившей соотечественников жить «на макарошках».
Разумеется, не все чиновники такие бессердечные. В преддверии отключения аналогового телевидения и неизбежных трат населения на новое оборудование, проблемой озаботились и в Госдуме, и в Совете Федерации. «Конечно, нашим пенсионерам и многодетным семьям, у которых не всегда хватает денег на хлеб, с этим могут возникнуть трудности, — сетовала зампред думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Марина Мукабенова. — Именно поэтому, заботясь о гражданах, Минкомсвязь на протяжении многих лет вводила поэтапный переход на цифру, а сейчас продлевает срок аналогового вещания, чтобы дать гражданам возможность накопить эту минимальную сумму и приобрести необходимое устройство». Глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков оправдывался в СМИ, что позиция правительства по переходу на цифровое вещание «очень жёсткая»: «Они не хотят менять планы. Мы можем оказать давление, но вопрос надо рассматривать на самых серьёзных уровнях». Валентина Матвиенко была готова лично взять этот уровень: «Мы рассмотрим возможность обратиться к Президенту России с этой проблемой».Сенатор Людмила Бокова призывала регионы не оставаться в стороне: «Очень важно составить списки и поддержать незащищённые слои населения».
Всеобщий стон и благородные порывы отвлекли внимание от одного весьма щекотливого момента. Реформа телерадиовещания шла в стране 10 лет (с 2009 по 2018 год). Согласно постановлению правительства, затраты на ее проведение составили 167532,865 млн рублей ( в ценах соответствующих лет), в том числе 97123,595 млн рублей за счет федерального бюджета. Это, простите, для чего? Чтобы 25 миллионов человек оказались перед пустым экраном и необходимостью приобретать ненужное им оборудование сомнительного качества?
Чего тут гадать: российские власти не скрывали, что рано или поздно настанет «час икс», когда бюджет прекратит поддержку аналогового телевещания на те населённые пункты, где живёт меньше ста тысяч человек. Теперь это решение принято и отражено в федеральном бюджете на 2019 год. Куда потекут сэкономленные на аналоге деньги – тоже не секрет.
На заре телецифровизации предполагалось, что для широкого охвата телеаудитории бесплатным ТВ будут созданы мультиплексы из пяти-шести каналов, в этих пулах будут и региональные вещатели, не имеющие средств самостоятельно оплачивать сигнал. За прошедшие десять лет ситуация кардинально изменилась. Пулов осталось два, зато по 10 каналов каждый.
В первый пул каналы отбирало правительство, их сигналы будут распространяться оператором – Российской телевизионной и радиовещательной сетью (РТРС) – бесплатно. В число этих счастливчиков вошли «Россия-1», «Россия 24», НТВ, «Россия-Культура», ТВЦ, ОТР, «Карусель», «5 канал» и Первый канал. Не самые бедные, надо сказать.
По оценкам экспертов, доходов от рекламы Первого канала, НТВ и всех «Россий» вполне хватит, чтобы самостоятельно оплачивать аналоговый сигнал в малонаселенные пункты. В этом, казалось бы, в первую очередь, должны быть заинтересованы они сами, ведь доход федеральных компаний во многом зависит от рекламы, а заказы и цены на ее размещение обусловлены количеством телезрителей, которые смотрят тот или иной канал. Но не все так однозначно. Сельская аудитория не очень-то и важна рекламодателям: из-за низкой платежеспособности там нет спроса на их товары и услуги. Богатым каналам, получившим сигнал нахаляву, и вовсе нет смысла заигрывать с сельским телезрителем и тем более тратиться на него.
Во втором пуле ( «РЕН ТВ», СТС, «Домашний», ТВ3, «Мир», ТНТ, «МузТВ», «Спас», «Звезда»), каналы должны платить за участие – порядка 950 млн руб. в год, но для людей, купивших приставку, они будут вещать бесплатно. Для чего собран этот пул, совершенно непонятно, большинство из перечисленных каналов невозможно смотреть ни добровольно, ни принудительно, исчезни они в один прекрасный момент – никто и не заметит. А вот то, что ни в одном пуле не нашлось места региональным каналам и они вынуждены распрощаться со значительной частью своей аудитории, — это заметили все и восприняли как личную обиду.
«Отключите мне МУЗ-ТВ и включите канал «Белогорье»! — это реальное письмо пенсионера нашему губернатору», — поделилась с телерадиовещателями замглавы Белгородской областной думы, гендиректор областной телерадиокомпании «Мир Белогорья» Елена Бондаренко.- С уходом местных телеканалов для специфической, но немаленькой аудитории – самой старшей возрастной группы – уйдет и местная повестка. А она, как показали сентябрьские выборы в регионах, сейчас весьма актуальна. Другого средства коммуникации с этой аудиторией нет, только через телевизор, который по-прежнему всему голова в домах очень многих пенсионеров. Почему не подумали об этом?»
Справедливости ради, вопросы к телереформе все же возникали у Федеральной антимонопольной службы. Правда, пока не по поводу отсутствия конкуренции на рынке, а в части нарушения прав граждан.
В сентябре «Коммерсант» со ссылкой на начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елену Заеву сообщал, что ведомство хочет получить график отключения аналогового телевидения по малым городам и селам с населением до 100 тысяч человек. Однако Волин на это ответил, что графика нет и не будет. Заева, между тем, напомнила, что антимонопольное ведомство может заставить РТРС вернуть аналоговое вещание. Дальше – тишина. И она свидетельствует только о том, что правительство уже поделило пряники между основными игроками, и те, кому не хватило – останутся за бортом.
Бюджет у нас, как известно, не резиновый, двух Боливаров – и «цифру» и аналог — на себе не вытащит, как бы ни сторожилась при этом антимонопольная служба. — Сложившаяся ситуация не на вечно, — полагает директор Центра региональных исследований Павел Салих. — Переход на цифру абсолютно необходим, потому что за этой технологией будущее. Это можно сравнить с тем, как в своё время произошёл переход от паровых двигателей к двигателям внутреннего сгорания, а газовое освещение сменилось электрическим. Понятно, что это процесс неизбежный и в конечном итоге он происходит в пользу потребителя. Сегодня на селе встречают «цифру» в штыки, не хотят приобретать дополнительное оборудование, всякие там ресиверы или cam-карты, жалуются, что в бесплатный пакет не вошли их любимые каналы, но стоит наладиться картинке хотя бы в одном доме, и настроения изменятся: люди оценят нововведение.
Источник: newizv.ru
Что Тв?
ТВ — телевидение, телевизионное вещание, телевизор ТВ — теравольт (единица измерения) ТВ — теория вероятностей ТВ — теория всего
Что такое телевидение?
Историческая справка — Изобретению полноценного телевидения предшествовали разработки технологии передачи на расстояние неподвижных изображений, начатые в середине XIX столетия. Первой из них считается факсимильная машина Александра Бейна, запатентованная в 1843 году, Большинство таких устройств XIX века было основано на фотомеханических процессах, позволяющих переводить изображение в комбинацию токопроводящих и изолированных участков, пригодную для преобразования в электрический сигнал,
Кто создал цифровое телевидение?
Одним из пионеров цифрового телевидения стала японская телекомпания NHK, создавшая опытные образцы оборудования. Практически одновременно с работами NHK в 1972 году начались консультации в 11-й исследовательской комиссии МККР под председательством Марка Кривошеева по проектированию будущих стандартов цифрового ТВ.
Что такое развлекательные каналы?
Есть ТВ каналы, придуманные специально, чтобы нас с вами развлекать, чтобы развеять нашу скуку и усталость. Их так и называют — развлекательные. Детям интересно всё, но в сегодняшнем океане телевещания они могут легко затеряться и усвоить искажённую картину мира.
Что такое смарт ТВ и зачем он нужен?
Удобство использования — Хороший Смарт ТВ автоматически распознает устройство, подключенное через HDMI-порт, и избавляет вас от необходимости пользоваться разными пультами ДУ. Вам больше не придется искать пульт от нужного устройства среди множества других.
Источник: www.serdobsktv.ru
Цифровое телевидение — краткая история
Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.
Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым, и начинается рождение телевидения.
Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)
Эра цифрового и умного телевидения
В 2021 году компания Samsung объявила о начале эры квантовой точечной индикации с запуском новой линейки телевизоров SUHD, оснащенных технологией «Quantum Dot» второго поколения. Самсунг считается одной из самых передовых мировых компаний на рынке телеустройств.
Технология квантовых точечных дисплеев, известная своей долговечностью и необычайным качеством изображения, была разработана и внедрена телевизорами Samsung для новых телевизоров этого года с улучшенными характеристиками качества изображения. Кроме того, компания стремилась повысить удобство потребителей и разработала единый пульт, который может легко управлять не только телевизором, но и иными устройствами, включенными в систему «умного дома».
Компания Samsung повысила эффективность материалов «Quantum Dot» и усовершенствовала свой алгоритм цветового картирования с технологией HDR 1000 и максимальной яркостью до 1000 нит (единица интенсивности видимого света) для своего диапазона телевизоров SUHD. Предоставляя зрителям возможность оценить контент в мельчайших деталях, телевизор с жестким экраном также экономичен.
В том же 2021 году компания внесла значительные изменения в свой сервис Smart TV, Smart Hub. Smart Hub, работающий на операционной системе Tizen. Это обеспечивает быструю и простую навигацию путем интеграции разнообразного контента, такого как программы вещания, интернет-видеоуслуги и игры в меню «по умолчанию» — все выводится на один экран.
Многие производители телевизоров стремятся к улучшению качества изображения и звука. У лучших мировых брендов также есть система «умного дома». Популярные производители имеют различный рейтинг среди российских потребителей:
Производитель | Оценка пользователей |
Sony | 9.9 / 10 |
Samsung | 9.8 / 10 |
LG | 9.8 / 10 |
Panasonic | 9.7 / 10 |
Philips | 9.7 / 10 |
Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения
История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.
Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.
Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)
Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.
В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.
Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)
В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».
Борис Львович Розинг (1869-1933)
Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.
Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий,размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электрический телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.
Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».
Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара.
Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце.
Л.: Лениздат, 1965).
Принцип работы самого первого телевизора
Первый в мире электронный телевизор был создан 21-летним изобретателем-американцем Фило Тейлор Фарнсворт. Ученый жил в доме без электричества, пока ему не исполнилось 14 лет. Еще во время учебы в школе он начал думать о системе, которая могла бы захватывать движущиеся изображения, преобразовывать эти изображения в код, а затем перемещать их с помощью радиоволн на другие устройства.
Фарнсворт опережал любую механическую телевизионную систему, изобретенную на сегодняшний день. Система Фарнсворта захватывала движущиеся изображения, используя пучок электронов (в основном, примитивную камеру). Первым изображением, когда-либо переданным по телевидению, была простая линия. Позже Фарнсворт передавал знак доллара по телевизору после того, как потенциальный инвестор спросил: «Когда мы увидим несколько долларов в этой штуке, Фарнсворт?»
Между 1926 и 1931 годами изобретатели механического телевидения продолжали настраивать и тестировать свои устройства. Однако все они были обречены на устаревание по сравнению с современными электрическими телевизорами: к 1934 году все телевизоры были преобразованы в электронную систему.
Механический телевизор
- Механические телевизоры состояли из вращающихся дисков, которые передавали изображения от передатчика к приемнику. У передатчика и приемника диски были одинаковыми. В них были отверстия, расположенные по периметру, причем каждое отверстие было немного ниже другого:
- Чтобы передавать черно-белые изображения, необходимо было поместить камеру в абсолютно темную комнату, а затем направить яркий свет за диск, который вращали с помощью двигателя, чтобы сделать один оборот на каждый кадр телевизионного изображения. Раннее механическое телевидение Бэрда имело 30 отверстий и вращалось 12,5 раза в секунду. Перед диском была линза для фокусировки света на объект.
- Когда свет попадал на объект, он автоматически отражался в фотоэлементе, который затем преобразовывал световую энергию в электрические импульсы, которые передавались по воздуху в приемник. Диск на приемнике вращался с той же скоростью, что и диск на камере передатчика (двигатели необходимо было синхронизировать для обеспечения точной передачи).
- На другом конце был радиоприемник, который принимал передачи и подключал их к неоновой лампе, размещенной за диском. Диск вращался, в то время как лампа излучала свет пропорционально электрическому сигналу, который диск получал от приемника.
- В конечном итоге, эта система позволила людям просматривать изображение на другой стороне диска — но для этого требовалось увеличительное стекло.
Электронный телевизор
Электронные телевизоры были гораздо удобнее в эксплуатации, чем механические. В них использовалась технология, называемая электронно-лучевой трубкой (CRT), а также два или более анода:
- Аноды были положительными выводами, а катоды — отрицательными. «Катодная» часть трубки с электронно-лучевой трубкой представляла собой нагретую нить, заключенную в стеклянную трубку («Т» ЭЛТ). Катод выпускал пучок электроники в пустое пространство трубки (которая была фактически вакуумом).
- Все эти высвобожденные электроны имели отрицательный заряд и, таким образом, будут притягиваться к положительно заряженным анодом. Эти аноды были найдены в конце ЭЛТ, который был телевизионным экраном. Поскольку электроны были выпущены на одном конце, они были показаны на экране телевизора на другом конце.
- Безусловно, электроны на стеклянном экране не могут создать изображения. Для этого внутренняя часть экрана телевизора должна покрывалась люминофором.
- Для управления электронами использовались две «рулевые катушки». Магнит в них проталкивал электронный луч в необходимое место на экране. Одна рулевая катушка направляла электроны вверх или вниз, а другая — влево или вправо.
Первое опытное телевизионное вещание
Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.
Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии» (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, «немые».
После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института.
Первая пробная передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.
Коммерческое телевидение в России
История российского телевидения повторяет историю всей страны. Поэтому, когда СССР распался и возникает государство с новыми экономическими и политическими принципами, телевидение вынуждено также изменяться. Так, появляется коммерческое телевидение, которое, кроме перечисленных ранее функций, преследует цель извлечения экономической прибыли. Коммерциализация телевидения приводит к появлению рекламы, которая и является источником финансов. Также возникает сегмент платного телевидения, к которому относят кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.
В России этот процесс идет чрезвычайно медленно, большая часть населения не готова платить за телевизионный продукт, а коммерческие каналы не могут предлагать много уникального контента, который бы составил конкуренцию бесплатному телевидению. Дополнительную сложность развитию платного телевидения принес интернет, в котором россияне бесплатно могут получить почти любую информацию. Однако можно увидеть, что постепенно жители России привыкают к таким услугам, как кабельное и спутниковое телевидение, которое за небольшую сумму приносит в дом большое количество каналов.
С большим трудом, но формируется и чисто коммерческое телевидение, которое существует только за счет продажи своего телепродукта. Таким примером является, например, независимая теле, которая существует за счет продажи подписки на свой канал и привлекает зрителей уникальными авторскими программами. История создания телевидения на платной основе на Западе имеет гораздо более успешную историю. В России, однако, пока коммерческое телевидение старается существовать за счет рекламодателей, привлекая большое количество зрителей на бесплатной основе.
Первая отечественная телепередача
Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.
Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.
Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым. Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.
Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)
Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.
Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.
Так как передачи механического телевиденияведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.
Виды телевидения
Долгая история развития телевидения привела к тому, что сформировались многочисленные его виды. Во-первых, оно делится на черно-белое и цветное. До 1950 года все телевизоры показывали только черно-белую картинку. Два стандарта цветного телевидения: NTSC и SECAM — действуют во всем мире до сих пор. Также телевидение можно разделить на платное и бесплатное.
В каждой стране существует набор каналов, которые может смотреть любой обладатель телевизора. Но также существуют каналы, сигнал которых можно увидеть только за деньги. Формы оплаты могут быть разными, но доля такого телевидения неуклонно держится на цифре 30 % от всего рынка.
По способу передачи сигнала телевидение может делиться на:
- эфирное, в этом случае телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки, это самый привычный и распространенный способ вещания;
- кабельное, в этом случае сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору;
- спутниковое – сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору;
- интернет-телевидение, в этом случае сигнал передается через Сеть.
По способу кодирования информации телевидение делится на аналоговое и цифровое. Второе отличается более высоким качеством благодаря новейшим стандартам кодирования и передачи.
Источник: photo-res.ru