6 июня 2019 года начал выходить третий сезон мрачной антиутопии о тяжелой женской доле «Рассказ служанки», в котором меньше жестокости и больше психологической драмы. Рассказываем, каким получился третий сезон, тщательно избегая спойлеров.
Татьяна Алешичева
«Рассказ служанки» был поставлен по одноименному роману канадской писательницы Маргарет Этвуд, написанному в 1985 году. В центре сюжета была тоталитарная катастрофа, произошедшая на территории Америки, где в результате военного переворота установился дикий патриархальный режим под названием Республика Галаад. Перевороту предшествовала эпидемия, из-за которой большинство женщин стали бесплодными, она же и послужила его причиной, когда фанатики провозгласили произошедшее карой Господней. Женщин, которые сохранили способность к деторождению, распределили по семьям высокопоставленных — и женатых! — мужчин в качестве абсолютно бесправных суррогатных матерей, в число которых попала и героиня Элизабет Мосс по имени Джун. Впрочем, имени ее тоже лишили — отныне она зовется Фредова, потому что принадлежит командору Фреду Уотерфорду (Джозеф Файнс).
Объяснение концовки 4 сезона “Рассказа служанки”
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сюжетных линий романа хватило на сезон. А дальше сериал выбился за рамки придуманной Этвуд истории — и затормозил в развитии: вместо того, чтобы двигать действие вперед, сценаристы предпочли кошмарить завороженного жестокостью тоталитаризма зрителя всеми оттенками БДСМ-эксплотейшена.
78-летняя феминистка Маргарет Этвуд при этом числится продюсером сериала и, если верить титрам, тоже участвует в написании сценария. Тем не менее второй сезон производил впечатление повторяющегося кошмара, липкой безысходности, из которой Джун, как и всем женщинам Галаада, кажется, не суждено выбраться никогда.
Попросту говоря, второй сезон оказался затянутым, потерял оригинальность и драйв и, по сути дела, представлял собой механическую перезагрузку первого. Так и не отважившись придумать какой-нибудь радикальный сюжетный твист, создатели сериала пустились в бесконечный бег на месте и под видом прогрессивной феминистской повестки начали попросту смаковать тоталитарный ужас: фертильных женщин здесь ритуально насилуют, непригодных к зачатию отправляют на урановые рудники, у новоиспеченных матерей отбирают младенцев, а непокорным выкалывают глаза. Но мрачнейшего антуража и благородного негодования в адрес этих мерзавцев-мужчин оказалось попросту недостаточно, чтобы оживить буксующий сюжет. Лишь к финалу второго сезона, будто опомнившись, действие пускается с места в карьер и история получает хоть какое-то развитие.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В финале второго сезона Джун делает очевидный выбор. После рождения дочери от водителя командора Ника (Макс Мингелла), которая формально считается ребенком командора, при пособничестве жены командора Серены (Ивонн Страховски) она крадет ребенка. Препоручив судьбу своей новорожденной крошки почти раздавленной, морально опустошенной подруге Эмили, которая должна добежать с ней до канадской границы, сама Джун остается в Галааде ради старшей дочери, которую не теряет надежды забрать у приемной семьи. В начале нового сезона нас ожидает волнующий экшен — сцена побега Эмили с ребенком, которую преследует вся королевская конница и вся королевская рать преступного Галаада.
Рассказ служанки 1-4 сезон — краткий сюжет «HANDMAID’S TALE»
В предпоследней серии второго сезона в сериале появился новый персонаж, не похожий на остальных мужчин, которых сценаристы предпочитают изображать одномерными, лишенными всякой сложности негодяями. Это командор Лоуренс (Брэдли Уитфорд) — на настоящий момент единственный, кто выбивается из серого ряда статистов, сплотившихся вокруг неистовой Джун. Сама Джун — это, конечно, отдельный разговор: Элизабет Мосс, кажется, медленно, но верно превращается в новую Мэрил Стрип — заслуженную голливудскую артистку, про которую известно, что она способна сыграть любую роль, включая раввина с бородой. Другое дело, что в сериале Элизабет Мосс практически не дают играть нежность, делая из ее героини этакую разъяренную валькирию, пышущую гневом воительницу против подлого мужского племени.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но вернемся к Лоуренсу. Это могущественный человек, по всем приметам этакий серый кардинал Галаада, кабинетный мыслитель, когда-то придумавший «идеальное» устройство тоталитарного государства, и убежденный фанатик, уверенный в том, что некая высшая цель оправдывает любую жестокость.
До его появления мужчин в сериале изображали, чего уж там, законченными ублюдками, даже если вынести за скобки рохлю Люка, мужа Джун из прошлой жизни, и нынешнего отца ее ребенка шофера Ника, который вроде и неплохой парень, но, как водится, какой-то мутный. Лоуренс совершенно не такой — это мужчина в кризисе, что уже интересно.
И, по-видимому, он начинает прозревать, что ошибался, создавая тоталитарный порядок, закономерно обернувшийся кошмаром. Уже в финале второго сезона он спас Эмили, а в начале третьего Джун переберется служанкой в его дом. И вот тут нас, по-видимому, и ожидает самое интересное — эти двое начнут спорить на равных обо всем, что составляет изнанку бытия кошмарного Галаада.
При этом не стоит забывать, что, хотя Лоуренс и лоялен, это превосходство силы — в его руках все еще сосредоточена абсолютная власть над такими, как Джун, но она все еще интересна ему как достойный оппонент в споре. В третьем сезоне нас ждет великолепная сцена, когда он заставит Джун ночью копать могилу в саду — во избежание спойлеров не скажем чью — в качестве наказания за дерзость и самодостаточность. Конечно, в пылу полемики командор не преминет сравнить Джун со своей женой — загадочной миссис Лоуренс, судьба которой, на манер истории жены мистера Рочестера из классического английского романа, пока представляет собой кромешную тайну.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И если в новом сезоне мужчины и женщины должны сцепиться не на жизнь, а на смерть, то сами женщины в сериале, безусловно, должны сплотиться. Уже в финале второго сезона Серена Уотерфорд, ставшая для младенца Джун кем-то вроде приемной матери, проникается эмпатией к служанке и отныне разделяет ее материнские чувства. Впрочем, собственных страстей в душе этой женщины тоже бушует предостаточно — в ней зреет протест против мужа, который принес в ее жизнь сплошное разочарование, и в третьем сезоне мы будем наблюдать ее душевные метания в развитии.
По первым трем эпизодам, которые предоставили для просмотра российским критикам (американским дали шесть), трудно судить, вырулит ли третий сезон на новый уровень, хотя заметно, что прежняя сомнительная эксплотейшен-стилистика сериала сменяется психологической драмой. Зато мы точно знаем, что всего через несколько месяцев, уже в сентябре, будет опубликована новая книга Маргарет Этвуд «Заветы» — продолжение романа «Рассказ служанки», которого никогда не случилось бы, если бы не сериал.
В России сериал можно посмотреть с 6 июня в онлайн-кинотеатре Videomore.
Источник: www.pravilamag.ru
Кто такой окко в рассказе служанки
Я всё не могу понять своего отношения к антиутопиям, вот вроде бы и хорошо всё, интересно, но что-то отталкивает ужасно. По этой книге мне не довелось посмотреть сериал, хоть мысль и была, но теперь и смотреть не стану, потому что книга это желание отбила.
Тотальный контроль, пункты пропуска, именные карточки. Запрещены большинство книг, журналы, открытая одежда и куча всего развращающего и неугодного вере. Странное общество, где смешаны отредактированное христианство и какой-то разврат. Женщины не имеют права работать, права голоса и права собственности.
Да и мужчины далеко не все купаются в роскоши, юным Хранителям ещё нужно заслужить, чтобы им разрешили просто завести женщину. Да, как зверушку завести.
Повествование в книге ведётся от лица Фредовой — Служанки Командора. Её жизнь — это тюрьма, с возможностью прогулки в магазин. Никаких книг, фильмов, музыки или других развлечений. Алкоголь и кофе под запретом. Своего мнения иметь нельзя, да и вообще желательно молчать, особенно, если тебя не спрашивают.
В комнате Фредовой противоударные окна, которые не открываются вовсе, стекла перед картиной нет, от люстры осталась только дырка в потолке, а всё, за что можно зацепиться убрано по максимуму. Даже если бы и захотел найти способ избавления от жизни, то не сможешь.
Само по себе повествование — это какой-то сумбурный рассказ, где перемешано настоящее, недавнее прошлое и прошлое далёкое. Редкие интересные моменты и куча обрывков воспоминаний. Главная героиня переключается между этими воспоминаниями с такой виртуозностью, что я иногда просто возвращалась немного назад, чтобы понять, что к чему.
Некоторые описания просто взрывали мозг, я уже не понимала, о чём она вообще говорит, что описывает, какие чувства, какие эмоции? Все эти варианты развития событий, которые она прокручивала в своей голове и верила сразу во все. Это напоминало какой-то бессвязный бред сумасшедшего.
Этот новый мир для меня совершенно не понятен. Его устройство так и осталось где-то на задворках книги, да, что-то описывалось, но по итогу это как какой-то пазл, где половина элементов утеряна, какой-то набор осколков, который не складывается в одно. Кусочек там, кусочек здесь.
Ясно, что есть Командоры и что они некие начальники, есть их Жены, которые выполняют исключительно декоративную функцию, но при этом Командор главной героини свою Жену побаивается. Есть военные — Ангелы иТёмные очи. Есть универсальные Хранители, которые занимаются вообще всем подряд. И есть все остальные женщины, которые не Жены Командора. Ну и те, кто власти не подчиняется, а значит подлежит переобучению или уничтожению тем или иным образом.
Для меня осталось загадкой, как происходит разделение женщин, почему кто-то Жена, кто-то Марфа, кто-то Служанка, кто-то Эконожена, а кто-то вообще Тётка. Я не говорю о тех, кто попал в Колонии и тот странный Клуб, там всё ясно, но остальные? За какие заслуги Жена — это Жена? Потому что она была во главе переворота? А у простых смертных возможность стать Женой есть?
Или только у тех девочек, которых они вырастили? А Марфы, почему они Марфы, а не Служанки? А Служанки, они все провинившиеся в каком-то роде, как и главная героиня, или нет? Или Эконожены вообще что за фрукт? Нет, их суть ясна, но почему и как?
И самое главное, если Служанки выполняют такую важную для общества функцию, как продолжение рода, то по какой причине их все так презирают? А венцом абсура для меня стал момент с зачатием и деторождением. Зачем вот эти все притворства? Зачем Жена присутствует при совокуплении, назовём это так, и зачем делает вид, что это она рожает? Что ещё за единение?
Ну ерунда же!
Но как вообще функционирует этот мир? Как произошел переворот и почему его начала никто не заметил? Как такое могло вообще произойти? Что там за химикаты такие были и откуда они взялись, что теперь большая часть женщин бесплодна или рожает уродцев и мутантов? По какой-то причине человек, который знал, каким мир был до этого, вполне себе спокойно живет в этом новом неадекватном мире.
Главная героиня говорит, что это случилось не так давно, но реагирует, будто уже десятилетия прошли. Разве это логично? Женщина, которая никогда и ничему не хотела покоряться, вообще терпеть не могла мужчин, по какой-то причине совершенно спокойно чувствует себя в борделе. А как её до этого довели не рассказывается вообще.
Эта книга — это тысяча вопросов, на которые нет ответов. Бесформенная и занудная история, в которой практически ничего не происходит. И заканчивается книга всё теми же вопросами! Так что же случилось в итоге с главной героиней? Правильно ли она сделала, когда доверилась?
И оказался ли он всё-таки другом или врагом? Вот не люблю я такое, но почему-то всё равно зацепило.
В рамках игр Killwish, Собери их всех!, от А до Я.
Источник: www.livelib.ru
Сериал Рассказ служанки
В тоталитарном государстве будущего с неслучайным названием Гилеад у офицерских жен не рождаются дети, поэтому будущих отпрысков для привилегированных сословий вынашивают специально одетые в красное молодые женщины, которых все называют служанками. В основу сериала онлайн-сервиса Hulu легла одноименная антиутопия Маргарет Этвуд, написанная более 30 лет назад, но не растерявшая за эти годы ни своей пророческой актуальности, ни предостерегающего посыла. К слову, это уже не первая экранизация романа (до этого была постановка Фолькера Шлендорффа по сценарию нобелевского лауреата Гарольда Пинтера), но первая, на которую выделили столь внушительный хронометраж.
Создатель Bruce Miller
Длительность серии ~ 50 минут
Источник: www.afisha.ru