«НИКС И КУКРЫ». К 105-летию со дня рождения Николая Соколова
Документальный фильм (Россия, 1999)
Режиссер Евгения Головня. Автор сценария Екатерина Головня. Оператор Александр Мещеряков. Текст читает Всеволод Абдулов
Куприянов , Крылов , Николай Соколов — творческий коллектив Кукрыниксы . Это имя знал весь Советский Союз. Политические шаржи, карикатуры, плакаты, окна ТАСС — никто и ничто не оставалось незамеченным, все самые важные социально-политические вопросы брались художниками на карандаш.
В эфире: 26 июля, суббота, 15:45.
КРАСНОЕ ПО ЗЕЛЁНОМУ. ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ
Телевизионная программа(Россия, 2006)
Режиссер Виктор Спиридонов. Автор сценария Татьяна Земскова. Операторы Юрий Журавлев, Алексей Аниканов. Текст читали: за Ольгу Кончаловскую Лариса Гребенщикова, за Петра Кончаловского Игорь Пилиев
Пётр Кончаловский — фигура яркая, самобытная, не вписывающаяся ни в какие стилевые каноны и нормы. За свою долгую творческую жизнь он создал более пяти тысяч произведений. Писал натюрморты, пейзажи, портреты. Писал ярко, звучно, пытаясь отразить в своих работах все краски окружающего мира, всё «пиршество бытия».
Телеканал «Культура»
Многое в жизни Кончаловского связано с именем замечательного художника Василия Сурикова . В начале XX века они вместе отправились в Испанию, с кистями и красками исколесили пол-Европы. Впоследствии дочь Василия Сурикова станет женой и другом Кончаловского.
Кончаловского называли «баловнем судьбы». В годы советской власти он продолжал интенсивно работать. Народный художник, лауреат, академик. Он никогда не был в опале, не бедствовал, не подвергался репрессиям. В фильме о своем деде рассказывает внук художника — режиссёр Андрей Кончаловский.
Использованы фрагменты книги Петра Кончаловского «Мысли о художественном творчестве».
В эфире: 30 июля, среда, 13:25.
«ГЕНИАЛЬНЫЙ ДИЛЕТАНТ». К 150-летию со дня рождения Ильи Остроухова
Телевизионная программа (Россия, 2008)
Фильм подготовлен к 150-летию со дня рождения художника и коллекционера Ильи Семеновича Остроухова .
Илья Остроухов — одна из интереснейших и своеобразных фигур художественной жизни Москвы конца XIX — начала ХХ веков.
Он поздно обратился к живописи и, не получив профессионального образования, за несколько лет смог встать в один ряд со своими выдающимися современниками — живописцами-передвижниками.
Главная его картина — «Сиверко» — была приобретена в собрание Третьяковской галереи самим Третьяковым. С Галереей была связана еще одна область деятельности Остроухова — музейная. После смерти П. М. Третьякова именно он стал директором Галереи.
В эфире:2 августа, суббота, 12:05.
2. ЦИКЛ «СИЛА ИСКУССТВА»
Документальный сериал (Великобритания, ВВС, 2006). 7 серий
Оригинальное название: Power of art
Автор сценария и ведущий Саймон Шама
Этот сериал не прогулка по галерее или музею, а путешествие в места, где побывать, казалось, невозможно. Сочетание реконструкции и эффектной фотографии позволяет увидеть по-новому то, что принималось как должное, стать свидетелем рождения произведения искусства.
По ту сторону сна. Документальный фильм @SMOTRIM_KULTURA
СИЛА ИСКУССТВА. 3-я серия. «ТЁРНЕР»
Режиссер Стивен Конди. Оператор Невилл Кидд. Композитор Нирай Чаг
Тёрнер — такой же символ Англии, как чашка чая. Продолжатель традиций британской живописи, он занимает почетное место в Национальной галерее. Но насколько хорошо его знают? Ведь есть и другой Тёрнер — живописец хаоса, апокалипсиса, разрушения. Странный, полусумасшедший поэт из простонародья.
Именно этот Тёрнер, дав волю воображению, создал лучшее полотно британской живописи ХIХ века — «Невольничье судно».
В эфире: 27 июля, воскресенье, 22:45.
СИЛА ИСКУССТВА. 4-я серия. «ДАВИД»
Режиссер Клер Бивен. Оператор Гари Кларк
Эта картина не видела дневного света 30 лет: никто, включая самого творца, не осмеливался ее показать. Если существует произведение искусства, которое говорит, что красота способна убивать, то это картина Жака-Луи Давида «Смерть Марата».
В эфире: 3 августа, воскресенье, 22:05.
3. ЦИКЛ «МУЗЕИ МИРА»
Документальный сериал (Германия).
10 серий Оригинальное название: Museums around the world
В каждой стране мира музеи являются сокровищницей культурного наследия. Выдающиеся современные музеи не просто собирают, сохраняют и исследуют прошлое, но ищут новые формы представления экспонатов.
2-я серия. ГЕРМАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В НЮРНБЕРГЕ
В первом германском национальном музее находится уникальное собрание произведений средневековой живописи и прикладного искусства. Сегодня музей поражает множеством контрастов. В него входит средневековый монастырский комплекс — с часовнями, церковью, монашескими кельями, соседствующий с современными строениями. Альбрехт Дюрер, несомненно, самый гениальный немецкий художник и выдающийся сын Нюрнберга, основал в городе мастерскую, которая сразу приобрела известность. В эфире: 29 июля, вторник,10:50.
7-я серия. НОВАЯ СЛАВА СТАРЫХ МАСТЕРОВ. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Зрители увидят самые интересные живописные полотна из коллекции Дрезденского музея и узнают о реставрационных работах, начатых после Второй мировой войны. Даже спустя полвека у реставраторов хватает работы по восстановлению пострадавших шедевров.
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
- 13.09.2023Музей королевы Софии снял запрет на фотосъемку «Герники» Пикассо Перемены связаны со стремлением руководства музея привлечь новых посетителей
- 12.09.2023Авторство тондо де Бреси вновь вызывало вопросы экспертов До этого искусственный интеллект приписал работу кисти Рафаэля
- 11.09.2023Главные итоги ярмарки Armory Show Галерей стало меньше, а сделки совершаются в среднем и нижнем ценовых сегментах
- 08.09.2023Уральская индустриальная биеннале запускает исследовательский проект Одновременно с этим стартует лаборатория программы арт-резиденций
- 07.09.2023Главные продажи по итогам открытия ярмарки Frieze Seoul Многомиллионными не могут похвастаться даже галереи-гиганты
- 13.09.2023Phillips планирует продать абстракцию Рихтера за $30 млн Рекорд на произведения 91-летнего художника составляет $46,3 млн
- 08.09.2023Главным событием осенних торгов Christie’s станет распродажа коллекции Йозефовица Суммарный эстимейт собрания составляет примерно $80 млн
- 08.09.2023Итоги AI аукциона № 496 Общая выручка составила 6,7 млн рублей
- 07.09.2023Первый день торгов, посвященных коллекции Фредди Меркьюри, принес £12,1 млн Самым дорогим лотом стал рояль музыканта
- 06.09.2023Sotheby’s выставил на продажу уникальный голубой бриллиант Эстимейт камня составляет порядка $37 млн
- 07.08.2023Открыт 177-й аукцион «21-й век. Гойя / Дали» Каталог аукциона включает 30 лотов — парные листы из серий «Капричос» Франсиско Гойи и «Капричос Гойи Сальвадора Дали»
- 31.07.2023Открыт 176-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Даниила Архипенко, Азама Атаханова, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Сергея Бордачёва, Далгата Далгатова, Галины Дулькиной, Игоря Кочнова, Константина Латышева, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Елены Щепетовой
- 24.07.2023Открыт 175-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Максима Аксёнова, Сергея Касабова, Станислава Кириллова, Владимира Ковальчука, Максима Королёва, Игоря Кочнова, Андрея Марца, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Олега Сафронова, Татьяны Файдыш, Константина Худякова
- 17.07.2023Открыт 174-й аукцион «21-й век. Первые имена» В каталоге — работы Жоржа Брака, Виктора Вазарели, Давида Герштейна, Сальвадора Дали, Джеффа Кунса, Михаила Ларионова, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Рембрандта, Джеймса Розенквиста, Марка Шагала, Эгона Шиле
- 10.07.2023«ЛеСС» — люди и время В галерее «Элизиум» (Москва, Гороховский переулок, 7) до 27 августа 2023 года открыта выставка «Скульптуры ставятся на века», объединяющая произведения художников группы «Лесс» — Владимира Лемпорта, Вадима Сидура, Николая Силиса.
- 12.09.2023Artprice анализирует рынок работ Фернандо Ботеро Ценовой рекорд на его картины составляет $2 млн
- 11.09.2023Русский музей открыл в Туле выставку работ Наталии Гончаровой Проект «Я совсем не европеец…» объединил картины художницы, предметы быта и одежды
- 06.09.2023В Музее Фаберже готовят выставку Бориса Григорьева В рамках проекта «Первый мастер на свете» отдельные работы художника будут показаны впервые
- 05.09.2023Редкие иконы представлены на выставке в Музее имени Андрея Рублева Проект «Святые жены» посвящен женским образам в иконописи
- 04.09.2023В РОСИЗО открылась выставка Франциско Инфанте-Арана Проект «Вертикальное положение» объединил более 100 работ разных лет
Источник: artinvestment.ru
ТК Культура
Память о прошлом – это настоящее наследие, и мы должны сохранять его как бережнее. И передать потом наши открытия будущим поколениям. Потому что, в конечном счете, что есть наше настоящее как не бесконечная череда воспоминаний?
Цивилизации
Война подтверждала не раз: женщины-солдаты не только воюют на равных с мужчинами, местами они мужественней. Это истории невероятных подвигов прекрасной половины во время Великой Отечественной Войны.
Прекрасный полк
Московское лето 1941. Последние тихие дни. Впереди — короткая ночь равноденствия, 22 июля. Беззаботный смех, наполненные счастьем и надеждой молодые голоса. Озорничают выпускники 41 года. Еще не зная: следующие 4 года их ждёт война…
Люди 1941 года
Увлекательные поиски «настоящей» России греческим ведущим Димитрисом Георгиадисом, который едет в район Русского Севера. Именно там 250 лет назад самодержец Петр I самолично «прорубал» свое «окно в Европу», обеспечивая будущее государства, сделав «сухопутную» Русь морской державой…
Ехал грека… Путешествие по настоящей России
Со времён осознания человечеством устройства Вселенной появились вопросы о наличии внеземной жизни и начались поиски признаков этой жизни в космосе. По мере развития прогресса растут и возможности выбора инструментария для обследования небесных тел и межзвёздного пространства. Не обнаружив сколь явных признаков инопланетных цивилизаций, учёные скрупулёзно исследуют космические объекты как в […]
Поиски внеземной жизни
Традиция древних египтян обожествлять животных особенно сильно выражалась в отношении к кошкам, одомашненным в Египте примерно 4 тысячи лет назад. Первая кошка была «трофейной» — она прибыла из Нубии наряду с рабами, слоновьими бивнями, драгоценностями и золотом. Кошка мгновенно обосновалась в пантеоне божеств, завоевала любовь и уважение, пользуясь массой привилегий. […]
Кошки Египта. От божества до убожества
От древнейшей цивилизации, сгинувшей во времена строительства пирамид и остающейся загадкой по настоящий день, теперь остался лишь затерянный в туркменских Каракумах Город Песков. Начавшиеся здесь археологические раскопки должны вскоре приоткрыть завесу тайны: понемногу, развитый и передовой для своей эпохи, поразительный мир выходит из песка. Кто и как жил посреди пустыни […]
Каракумы. Народ оазиса
Это история о легендарной британской королеве Боудикке, которая почти два тысячелетия назад возглавила восстание против римских колонизаторов. Благодаря этой женщине могла измениться вся история. И вот сейчас, потратив на поиски более десяти лет, археолог Нил Фолкнер чувствует, что правда об удивительной Боудикке – в шаге от него.
Сокровища Боудикки
Летопись маленького мира, пережившего большую историю. Остров Пасхи застали трагический упадок и долгий период восстановления. Величественные статуи Моаи, грозно возвышающиеся над островом, — единственные свидетели, прошедшие историю от начала и до конца. Только они видели все тяготы, выпавшие на плечи древнего народа. Смогут ли сегодня Моаи стать предупреждением для будущих […]
Источник: doc-x.ru
Программа «Главная роль» на ТВ Культура, посвященная 65-летнему юбилею В.В. Долгачева
5-го ноября на телеканале «Культура» в 19-45 была показана программа «Главная роль», посвященная Художественному руководителю Московского Нового драматического театра Вячеславу Васильевичу Долгачеву. Эта программа небольшая — всего 15 минут. Но, тем не менее Вячеславу Васильевичу удалось рассказать и о театре, и о своей работе в США. Ниже мы приводим ее текст, специально расшифрованный для читателей сайта и зрителей театра.
Юлиан Макаров: Приветствую вас, друзья! Сегодня в «Главной роли» художественный руководитель Московского Нового Драматического театра, заслуженный деятель искусств, Вячеслав Долгачёв. Очень рад Вас видеть! Вячеслав Васильевич,
Вячеслав Долгачев:
Ю.М.: И с юбилеем!
В.Д.: Спасибо!
Ю.М.: И Вас, и Новый Драматический Театр, смело штурмующий 40-й, юбилейный год. Хотя… это даже не много, вы же даже и слоган такой сообразили — «Всегда новый», «Наш театр всегда новый».
В.Д.: У нас есть ещё один слоган: «Далёкое, но близкое».
Ю.М.: Вот я Вас сейчас и спрошу про далёкое и близкое. На определённых этапах жизни ничто так не стимулирует и не развивает, как неуспех, а на определённых — ничто так не помогает, как удача и успех. Если касаться этих двух категорий, когда был неуспех, который очень помог, и успех, который помог ещё больше?
В.Д.: Что касается неуспеха, то это вещь очень субъективная, очень нутряная. И ты, оценивая результат работы, вряд ли можешь быть всегда абсолютно удовлетворён, несмотря на приём зрителей, критики. Пожалуй, хотя это совсем не та категория, о который вы спрашиваете, неуспех – это отсутствие работы, это неуспех в профессии: когда ее мало и когда ее нет.
Ю.М.: Нет, нам это неинтересно. Мы говорим о том неуспехе, когда внутренне тебе кажется, что ты сделал что-то не так и с годами происходит переоценка.
В.Д.: Я думаю, это с каждой работой происходит. В каждой работе есть что-то, что тебе не удалось сделать абсолютно и до конца, и это обязательно переходит в новую работу. Какие-то нерешенные для тебя профессиональные проблемы. Они тебя мучают, пока ты именно это в какой-то следующей работе не решишь.
В этом смысле у меня очень долго зрел — практически всю мою профессиональную жизнь – Беккет, «В ожидании Годо». Это название, которое было со мной всегда. И практически все работы, в которых что-то не доделывалось, не осуществлялось, я осознавал, что это то, что меня манит, и что сложнее всего сделать в «Годо». И это помогло мне сделать спектакль.
Ю.М.: Из последних премьер это Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?». Эту пьесу Вы в Америке видели? Потому что Вы там и преподавали, и ставили.
В.Д.: Да, и неоднократно.
Ю.М.: На Бродвее?
В.Д.: Да, и на Бродвее, один из последних спектаклей. Это замечательный чикагский Steppenwolf Theatre, один из лучших драматических театров в Америке. Я видел спектакль, да, замечательный спектакль.
Ю.М.: Игра американских актёров, их способ существования на сцене.. Фактически, это для них родная пьеса. Как мы совсем по-другому играем Чехова, так они по-другому играют Олби?
В.Д.: Я бы сказал, что они играют Олби как Чехова.
Ю.М.: Хорошо?
В.Д.: Безусловно! Потому что Олби драматург, мне кажется, того же уровня. Это одна из лучших пьес 20-го века; это вершина в мировой драматургии. Поэтому она не сходит со сцены все эти годы с момента написания. И американцы играют ее настолько замечательно, что они меня просто заразили, мне захотелось переиграть их.
Я подумал, почему русские артисты так не играют, так здорово, убедительно, точно и так глубоко, разнообразно и психологически!?
Ю.М.: Но ведь у хороших американских артистов существует вечное обучение. Человека никто не заставляет; он приходит, будучи в материальном выражении очень обеспеченным, к педагогу, к Вам, у вас тоже такой опыт был…
В.Д.: У меня класс бродвейских звёзд. Они приходят в любом возрасте продолжать своё развитие. Это не просто обучение, как мы его понимаем, не прописи. Но американский артист понимает, что если он не будет развиваться, он остановится и не будет востребован. И это восхищает.
Ю.М.: Наши артисты, с которыми вы решили догнать и перегнать Америку, нуждаются в этом?
В.Д.: Вы знаете, да.
Ю.М.: Или, если рядом такой режиссёр как вы, как Константин Аркадьевич Райкин, как Табаков, это происходит в родном театре?
В.Д.: Это происходит в родном театре. Не очень принято в нашем культурном театральном обиходе – бесконечно учиться, а зря, надо сказать. Я думаю это придёт. Это будет продиктовано самой жизнью. Но внутри театра, конечно, идёт бесконечно обучение.
Когда я пришёл в театр, мне пришлось обновлять труппу и на сегодняшний день она обновилась на 95%, за 15 лет. И когда я беру молодых артистов — а труппа одна из самых молодых в Москве — приходится, конечно, обучать. Не потому что они не обучены совсем ничему, но переход в театр требует обучения.
И потом освоение драматургии, практика театральная требует постоянного подъёма на новые и новые ступеньки. Поэтому сегодня моя труппа — а это именно моя труппа — она мною обучена от спектакля к спектаклю, от драматурга к драматургу, и, конечно, актёры которые принимаются за такие вещи как «В ожидании Годо» и «Кто боится Вирджинии Вульф?» прекрасно понимают, что им нужно обновлять свой арсенал, свою технику. И мы на репетициях ставим вопросы, которые не ставили доселе в других работах. Безусловно идёт обучение, обучение, обучение.
Ю.М.: Есть прямая зависимость от месторасположения Нового драматического театра и обновления репертуара?
В.Д.: Мы делаем всё, чтобы этой зависимости не было. Мы — не отдалённый театр, мы – театр находящийся в этом месте. И это знает наша публика, которая добирается к нам из разных точек Москвы. Наша задача — быть просто театром, который занимается своим собственным делом для своей публики. У нас нет необходимости для какой-то специальной публики делать что-то.
У нас очень молодая публика, огромное количество студенчества в нашем зале, есть публика среднего возраста, есть старшего. Но мы ставим спектакли те, которые считаем необходимыми с точки зрения нашего художественного высказывания.
Ю.М.: Новая российская драма вам интересна?
В.Д.: Если бы она была столь же качественна, как наши великие советские драматурги и драматурги мирового уровня, то конечно она бы тоже составляла определённый процент.
Ю.М.: Пока есть у вас претензии?
В.Д.: Безусловно. Я пока не могу найти пьесу, равносильную по мастерству пьесе Виктора Сергеевича Розова «С вечера до полудня».
Ю.М.: В ваши 25 лет у вас был спектакль, который назывался «Мы», и это не Евгений Замятин, это Давид Самойлов… поэтическое слово любите?
В.Д.: Мы живём в такое время, когда совершенно поэзия не востребована, нет массового увлечения поэзией. Это не значит, что совсем нет читателей поэзии, но массового увлечения, как было в мои 25 лет, нет.
Ю.М.: В 1975 году другой воздух был?
В.Д.: Да, абсолютно! Он был совершенно поэтический, была поэтическая атмосфера, люди тянулись к поэзии. И тогда это было, что называется «в листах». А сегодня я поэзию ищу везде, во всём. Я артистам часто говорю, что музыка — это идеальная запись человеческой психики.
И если актёры играют хорошо, они играют музыкально; если играют хорошо, то возникает поэзия на сцене. Поэзия из простых человеческих поведенческих структур. Возникает поэтическое существование, а не поэзия в смысле размера, ритма и рифмы.
Ю.М.: Мы с вами говорили об обучении, и я подумал, ведь наверное и Ваше обучение не закончилось с получением диплома ГИТИСа. У вас был опыт, даже не обучения, а опыт впитывания жизни театральной с Олегом Ефремовым.
В.Д.: Не проходит и дня, чтобы я не вспоминал Олега Николаевича, потому что это одна из самых больших школ в моей жизни; 10 лет, проведённых в Московском Художественном театре, бок о бок с ним, я наблюдал его практически каждый день, общался с ним очень тесно: профессионально, человечески. Это глыба, которая по-моему до сих пор не разгадана, не описана. Это человек театра и человек-театр. Равного ему я в своей жизни не встречал. Честное слово, не проходит и дня, чтобы я не вспоминал — как бы сказал он, как бы поступил он… И иногда он мне нашептывает какие-то вещи, и это большое счастье – встретиться с таким явлением.
Ю.М.: 35 лет назад вы видели как рождается «Чайка». Тогда во МХАТе с Анастасией Вертинской, с Олегом Мягковым, с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Спустя много лет вы ставили «Чайку » с американскими артистами… интонации Олега Николаевича помогали?
В.Д.: Я уже сказал, что он неотступно рядом со мной. Безусловно. Он человек и режиссёр, который вскрывал такие пласты, даже не скажу драматургии, жизни посредством драматургии. Открывал бесконечность содержания человеческого в персонажах, и показывал, что это бесконечно и можно копать, и копать, и копать.
Нельзя остановиться и сказать «так, я всё понял про Чайку и можно закрывать тему». Поэтому конечно же, когда я делал это в Нью-Йорке отправной точкой и напутствием был Ефремов.
Ю.М.: Есть такой американский опыт, когда после спектаклей preview, есть неделя, когда режиссёр-постановщик ещё может что-то в спектакле изменить, но после премьеры он не имеет на это права, так распорядился профсоюз..
В.Д.: Это странная, конечно, для нас традиция.
Ю.М.: Совершенно не жизнеспособная история.
В.Д.: Это у меня, естественно, было записано в контракте, и мне об этом объявило руководство театра: что я могу до дня премьеры к актёрам подходить, а после я не могу даже подойти. Артисты все улыбнулись, услышав, как мне это объясняет продюсер и шепотом сказали: «Подходите, говорите, нам это важно. Но неофициально». Ну и конечно мы общались.
Я не всё время проката был в Нью-Йорке. Я поставил спектакль, ещё неделю смотрел каждое представление и разговаривал с артистами. Потом я уехал и вернулся через 3 месяца, на последнее представление, закрытие спектакля. Я прилетел тайно от артистов, пробрался в зал, сел. И был совершенно поражен тем, что они играют как на премьере.
Спектакль не устал, ни постарел. Это какая-то особая способность американских артистов играть абсолютно точно, совершенно не отступая ни на сантиметр ни вправо, ни влево и при этом оставаться живыми. Это то, что не совсем умеют у нас артисты. Для оживляжа надо обязательно что-то изменить, подвинуть куда-нибудь, не встать, а сесть, ну как-то немножко себя они будоражат.
Как это делают американские артисты — для меня остаётся загадкой. Так же как после премьеры я не имею права подойти к ним, они не имеют права изменить ничего. И вот не изменяя ничего, они остаются живыми. И это замечательно.
Ю.М.: 23-го января следующего года, будет юбилейный вечер, будете отмечать сорокалетие театра. Самый важный, сердечный момент уже продуман?
В.Д.: Мы пригласим всех, кто был у истоков, кто может прийти на 40-летие театра. Конечно же будет Евгений Васильевич Вихрев, это старейший у нас, и вообще в Москве, заведующий литературной частью. Он был практически с самого начала создания театра и до последнего сезона работал у нас. И я очень рассчитываю на то, что у нас будет вечер с нашими зрителями, которые любят театр и ходят в него постоянно.
Ю.М.: Ещё раз вас с юбилеем, с наступающим юбилеем театра, спасибо большое!
В.Д.: Спасибо!
Текст телепрограммы расшифровала Юлия Спиридонова.
Источник: www.nashteatr.com