Мазурский канал какой номер

* Эвакуация с бездорожья, тел 8 9062105453 *

ПоискПользователиКалендарь Мы в соц-сетях

Загрузка. Пожалуйста, подождите.

правила раздела

Запрещено организовывать несколько сходных по формату выездов на одну и ту же дату. Запрещено открывать обсуждение своих выездов и выездов третьих лиц в чужих темах — для этого откройте свою Тему. Организатор (тот, кто открыл тему и приглашает других на выезд) должен разместить в 1 посте своей темы: дату, место и время сбора, формат и направление движения. Не лишним будет так же указать телефон для связи. Не соответствующие этим требованиям Темы и сообщения будут удалены или перенесены (по усмотрению Администрации).

Мазурский канал — В поисках прошлого., Сбор в п.Дружба 14.01.2023 09:00
10.1.2023, 20:49

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351

Тайна шлюзов Мазурского канала. История. Координаты. Съёмка с воздуха, съёмка с земли, шлюзы 1-5.

Добрый день! Приглашаем на небольшую поездку по Правдинскому району. В планах проехаться по старым дорожкам и разведать пару интересных мест. Кататься будем в районе Мазурского канала. Требования к участникам: резина МТ обязательно, для тяжелых машин от 33 размера.

Лебедки желательны. Ветки будут, объезды по лесу будут. Ехать будем наугад, поэтому нужно быть готовым ко всему. Сапоги, бензопилы, весь шмудняк. По дороге остановки «попить чаю». Под вечер можно будет посидеть у костра.

Шашлыков не планирую.
Сбор 14 января, суббота. Поселок Дружба у кирхи на площади. Сбор 09:00. старт 09:15. При себе иметь паспорта. Добро пожаловать.

Спасибо сказали:
Ответов(1 — 17)
10.1.2023, 21:01

В поисках преключений.

Группа: Почетный участник форума
Сообщений: 4 044
Регистрация: 3.10.2012
Из: Neukuhren
Пользователь №: 392
Спасибо сказали: 199 раз(а)
Езжу на: land rover discovery 2 td5

90% что едем
Езжу на легенде Camel Trophy.
10.1.2023, 21:07

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351


90% что едем

а 10% на что ставишь?

10.1.2023, 21:09

В поисках преключений.

Группа: Почетный участник форума
Сообщений: 4 044
Регистрация: 3.10.2012
Из: Neukuhren
Пользователь №: 392
Спасибо сказали: 199 раз(а)
Езжу на: land rover discovery 2 td5


а 10% на что ставишь?

Да хз, мало-ли масло не успею поменять

Езжу на легенде Camel Trophy.
10.1.2023, 21:25

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351

Мазурский канал


Да хз, мало-ли масло не успею поменять

Бери с собой, на месте поменяем, аккурат после брода!

10.1.2023, 22:08

В поисках преключений.

Группа: Почетный участник форума
Сообщений: 4 044
Регистрация: 3.10.2012
Из: Neukuhren
Пользователь №: 392
Спасибо сказали: 199 раз(а)
Езжу на: land rover discovery 2 td5


Бери с собой, на месте поменяем, аккурат после брода!

Какого брода
Ты на чем едешь))?

Езжу на легенде Camel Trophy.
10.1.2023, 23:40

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351


Какого брода
Ты на чем едешь))?
Спасибо сказали:
11.1.2023, 12:49

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 6 876
Регистрация: 25.1.2012
Из: г.Калининград
Пользователь №: 208
Спасибо сказали: 849 раз(а)
Езжу на: Mitsubishi Pajero


90% что едем

Да неее, не надо тебе туда


а 10% на что ставишь?

На то ,что «не едем »
11.1.2023, 13:58

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 112
Регистрация: 21.3.2019
Пользователь №: 1 315
Спасибо сказали: 216 раз(а)
Езжу на: Уаз Патриот
Mой номер телефона: 89216115292

Спасибо сказали:
12.1.2023, 15:07

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351

Решили в субботу домой не возвращаться. Ночевать планируем в районе Черняховска. Осталось два свободных номера.

Спасибо сказали:
13.1.2023, 18:26

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 284
Регистрация: 1.9.2016
Из: Калининград
Пользователь №: 1 139
Спасибо сказали: 224 раз(а)
Езжу на: Ниссан SAFARI Y61
Mой номер телефона: 89521100125

Очень хотелось поехать, но по семейным обстоятельствам не получается.
16.1.2023, 17:37

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 6 876
Регистрация: 25.1.2012
Из: г.Калининград
Пользователь №: 208
Спасибо сказали: 849 раз(а)
Езжу на: Mitsubishi Pajero


Очень хотелось поехать, но по семейным обстоятельствам не получается.

Жаль, что у вас не получилось поехать
16.1.2023, 18:43

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351

Вот и прошли эти выходные, быстро и насыщенно! Как обычно, все пошло немного не — по плану. На место старта прибыло много, мягко сказать, разношерстных машин. От 31 до 42 тракторных колес на патроле. Это добавило в пути нам много приключений. Поначалу была мысль немного изменить маршрут, но потом махнул рукой и понеслась).

Нужно отметить, что большую часть пути мы проехали наугад, без предварительной разведки. Это нам удалось, разворачиваться не пришлось. Итак, сразу травим колеса, немного перебежка по асфальту и мы уже штурмуем небольшую канаву и двигаемся вдоль старой железки. Если бы мы знали, сколько этих канав нам предстоит еще впереди. Больших, малых, глубоких, засадных — всяких.

Добираемся до первого мостика, прохожу его первым и отправляюсь дальше торить путь, пока остальные развлекаются на первом препятствии. Вроде препятствие небольшое, однако некоторых притормозило, даже пружины от страха повыпадали.

Кстати, пружины у одной из машин в этот выезд выпадали постоянно! Чем только их там не правили — даже лопатой. Суть да дело, добрались до второго мостика на этой жд ветке. Под мостом бобры устроили огромную плотину, уровень воды под мостом был выше на два метра. Пофотографировались, едем дальше.

Спасибо сказали:
16.1.2023, 21:50

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351

А дальше нам нужно было пробраться к старому захоронению. Заранее я точно не знал, сохранилось оно или нет, очень интересно было узнать. Ищем заезды, поля вокруг. Вроде нащупали один проезд, по нужно пересечь довольно серьезную канаву, одну из многих. Саня Борода на своем трупере вызвался сделать это первым и удачно справился!

Еще по теме:  Какая скорость интернета нужна для иви

Далее начинаем переправляться. Кто сам, кто на лебедке, длинные машины не очень помещались по ширине канавы и лебедкой вытаскивались. Немного размялись и идем дальше. Краем леса пробираемся, снова штурмуем несколько канав и добираемся до искомой точки. До места всего пара сотен метров в лес.

Осматриваем, раньше здесь ездили грузовики, но это было давно, поросло. Несколько машин решило доехать, остальные прошлись пешочком. На эти 200 метров вроде два раза пришлось лебедкой пользоваться. Захоронение оказалось на месте, разбитое, несколько плит осталось. Мы немного почистили, плиты поставили на место.

Ехать назад. Я еду назад и не узнаю дороги — что это за полуметровые коллейки. Тут доходит, что это патрол на 42 тракторах накопал. Как ни изворачивался, все — равно свалился в коллею — снова лебедка. Далее снова наши любимые канавы, снова некоторые упираются носом, дергаем их назад, снова вперед, тащим, лебедим, кто уже считает, сколько раз?

Добираемся до небольшого шлюзика. При немцах в этом районе стояла мельница и шлюз был частью гидросистемы. Если судить по старым фото, ранее в этом месте располагалось озеро и было очень живописно. Даже сейчас все выглядит очень колоритно. Немного прогулялись по окрестностям, пообедали и передохнули.

Была мысль пересечь речку вброд, но подходящего местечка не нашлось, едем дальше.

Спасибо сказали:
16.1.2023, 22:35

Группа: Активный участник клуба
Сообщений: 1 487
Регистрация: 30.3.2012
Пользователь №: 262
Спасибо сказали: 1786 раз(а)
Езжу на: Nissan Patrol. ТЛК 70.
Mой номер телефона: 89114505351

Проскочили поселок Дружба и берем курс к Мазурскому каналу. Недалеко от шлюза Гросс — Аллендорф расположены старые торфяники. Вот туда мы и отправились. Обогнули их по краю, по тропке, вышли к каналу и по северной стороне двинулись вверх вдоль Мазурского канала. Остановились у старого разрушенного моста, с этой стороны сюда мало кто добирается.

Вдоль канала так и добрались до третьего шлюза Гросс — Аллендорф. Смеркалось. Когда раньше ходил пешочком в этих местах, видел парочку живописных полянок для пикника. Давно была идея добраться до этих мест на машинах. Вот и пришло времечко. Путь оказался нелегким.

Пришлось буквально продираться по молодому перелеску, через пни старой вырубки. По дороге встретилось болотце, в которое мы благополучно и врюхались. Снова лебедочки в ход, помощь штурманов, мат и веселье. Пока остальные благополучно выбирались из болота, мы двумя машинами поехали разведывать путь вперед. Нашли эти две полянки, нормальный выезд, ждем остальных.

Основная колона прибыла и мы пробиваемся дальше. Уже в темноте выбрались на более — менее дорогу.

Дальше нам к старому мосту через Мазурский канал — то самый, что сохранился. Немного едем по дороге, затем конечно — же сворачиваем в поле и начинаем прыгать через канавы, раз за разом. У моста расположено старое имение, вернее то, что от него осталось. Побродили в темноте по развалинам. Один из артефактов — учебный бетонный снаряд, который причудливо торчит из земли.

От моста пробираемся краем леса к дороге. Участок оказался с сюрпризами. Снова выпадают пружины, у одного из уазов гнется рулевая тяга. Снимаем, выправляем, едем дальше. Выбрались!

На этом первый день закончился. Часть экипажей отправляется домой, а несколько на ночевку, чтобы завтра продолжить путь.

Источник: kaliningrad-4×4.ru

Мазурский канал

Мазурский канал (польск. Kanał Mazurski) — недостроенный водный путь в Восточной Пруссии, который должен был связать Большие Мазурские озёра с Балтийским морем через реки Лава, Преголя и Калининградский залив.

Мазурский канал расположен на территории двух государств — Российской Федерации (Калининградская область) и Польши. В настоящее время канал как водный путь не действует.

Предыстория проекта

Идея создания судоходного пути от Больших Мазурских озёр до Балтийского моря через реку Прегель возникла во второй половине XVII в, когда военный инженер-картограф на прусской службе Юзеф Наронович-Наронский картографировал район Больших Мазурских озёр, а его преемник Самуэль Суходолец (Суходольски) разработал проекты каналов между Мазурскими озёрами и предложил несколько вариантов водного пути, связывающего их с Прегелем. Но к реализации этой идеи приступили только столетие спустя.

По инициативе обер-президента Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхардта на основе одного из вариантов С. Суходольца был разработан и принят проект судоходного пути от озера Мауэрзее до Прегеля по его притоку — реке Ангерапп. В 1764 году на Ангерапп начались строительные работы. Однако при выпрямлении и углублении русла этой сильноизвилистой и порожистой реки возникли большие технические трудности. Выделенных средств стало не хватать, и с 1775 г. проект был заброшен.

К этой идее вновь вернулись в середине XIX в. В 1862 году был разработан новый проект водного пути, основным элементом которого стал судоходный канал с шестью наклонными сухопутными рампами, по которым суда передвигались бы на специальных рельсовых тележках с помощью канатных фуникулёров. Канал длиной 51,5 км связывал бы оз. Мауэрзее с рекой Алле в районе города Алленбург и был назван «Алленбургским». Таким способом суда водоизмещением до 100 тонн могли бы преодолевать разницу высот около 111 м между Мауэрзее и Алле. Кроме того, предлагалось у подножия рамп возвести гидроэлектростанции для питания приводов фуникулёров, а также для хозяйственных нужд.

В 1874 году прусский парламент утвердил проект канала и выделил на его строительство 9 млн. золотых марок из расчёта бесплатного предоставления земельных участков на трассе канала. Однако многие землевладельцы отказались отдавать землю бесплатно, из-за чего согласование проекта затянулось. Кроме того, с появлением парового двигателя изменилась транспортная политика государства. Приоритет был отдан развитию железных дорог и дальнейшее финансирование проекта канала прекратилось.

В конце 1880-х гг. вопрос о канале снова был поднят по инициативе фермеров и купечества Мазурского поозёрья, заинтересованных в сбыте товаров на север Восточной Пруссии и далее по морю в Германию. В 1892 г. парламент Пруссии рассмотрел новый проект канала, получившего название «Мазурский». Согласно нему предлагалось построить 7 шлюзов. Размеры камер шлюзов по длине, ширине и минимальной глубине составляли 45,0×6,5×2,0 м, что соответствовало стандартам внутренних водных путей Германии и позволяло повысить пропускную способность канала.

Однако в процессе согласования проекта выявилась, и была признана неприемлемой, его чрезмерная дороговизна. Возникли также опасения, что из-за высокой скорости стока воды из Мауэрзее (6 м³/с) в озере будет трудно поддерживать необходимый для судоходства уровень воды.

Проект

В 1907 году на рассмотрение прусского парламента был представлен окончательный проект. В нём трасса канала была проложена через оз. Резауэрзее, а общая длина канала составила 50,4 км. В проекте было решено отказаться от строительства гидроэлектростанций и основную функцию канала определить как транспортную. Число шлюзов было увеличено до десяти, при этом расход воды на шлюзование был значительно снижен благодаря уменьшению напоров шлюзов и оснащению их сберегательными бассейнами, что позволило снизить скорость стока воды из озёр в канал до 3 м³/с. В новом проекте ширина камер шлюзов была увеличена с 6,5 м до 7,5 м, а минимальная глубина с 2,0 до 2,5 м, что давало возможность шлюзоваться судам водоизмещением до 270 т.

Еще по теме:  Как переустановить Андроид на Андроид ТВ

Шлюзы получили названия близлежащих посёлков (в скобках указаны в метрах значения напоров шлюзов — номинальное и мин./макс. при сезонных колебаниях уровней воды в Алле, Резауэрзее и Мауэрзее. Нумерация шлюзов приведена от начала канала):

По проекту планировалось также построить через канал 32 автодорожных, 5 железнодорожных мостов и около 80 различных объектов инфраструктуры канала. Кроме того, канал должен был выполнять защитную и дренажную функции.

Строительство канала

В 1908 году прусский ландтаг утвердил проект и выделил на строительство канала 14,7 млн золотых марок. Затем в течение двух лет были проведены геодезические работы, разработана детальная проектная документация, а также созданы два строительных управления в Инстербурге для руководства строительством и инвестициями на северном и южном участках канала. Длина участков составила соответственно 28,0 и 22,4 км. К строительству канала привлекли компании Philipp Holzmann и Dyckerhoff https://stilin.ru/stati/25193-mazurskiy-kanal.html» target=»_blank»]stilin.ru[/mask_link]

Варминьско-Мазурское воеводство

Варминьско-Мазурское воеводство

Озера — Канал — Море

Мазурское поозерье — край девственной природы, где более двух тысяч озер, соединенных восемью большими реками и двенадцатью каналами с тремя шлюзами. Озера окружены бескрайними лесами с ландшафтными парками и природными заповедниками.

Варминьско-Мазурское воеводство находится на севере страны и выходит к побережью Балтийского моря.

Воеводство образовано в 1999 г., в него вошли бывшее Ольштынское и большие участки Эльблонгского и Сувалкского воеводств, а также менее крупные районы Торуньского, Цеханувского и Остроленкского воеводств.

Название Вармия происходит от прусского «вурмен», что значит «красный» (в смысле — красная земля). А название Мазуры появилось в середине XIX в.: в те времена так стали именовать южные районы Восточной Пруссии, заселяемые выходцами из Мазовии.

Природа

Значительная часть территории воеводства занята Мазурским поозёрьем, представляющим собой холмистую равнину, обработанную древним оледенением. Всего в воеводстве около 2700 озер общей площадью около 1450 км 2 .

Самая известная группа озер — Мазурские общей площадью 310 км 2 . Они всегда многоводны благодаря большому количеству осадков, приносимых влажными воздушными массами со стороны Балтийского моря. Язык проходившего здесь ледника был особенно мощным, он образовал обширные и глубокие котловины, почему и озера оказались довольно большими и глубокими. В воеводстве находится самое большое озеро Польши — Снярдвы (113,8 км 2 ) и одно из самых глубоких — Мамры (40 м).

Соединенные между собой множеством каналов, рек и протоков, Мазурские озера образуют целую сеть сообщающихся между собой водоемов. Самый известный канал — 82-километровый Острудо-Эльблонгский, соединяющий Илавское поозёрье с Вислинским (Калининградским) заливом Балтийского моря.

Холмы покрыты вторичными сосновыми и смешанными лесами. Повсюду торфяные болота, верещатники и луга. Большая часть Мазурского поозёрья давно распахана, выращиваются культуры, характерные для такой местности, — рожь, картофель и лён.

На севере воеводства, вдоль границы с Россией, находится участок Роминтенской пущи, чья большая часть расположена в Калининградской области. В ней обитают крупные млекопитающие: благородный олень, лось, кабан, косуля, встречается рысь. Помимо густых лесов и необъятных болот пуща известна еще и тем, что полюбилась правителям Германии, строившим в ней свои охотничьи дома: в XVIII в. — прусские короли, в конце XIX в. — кайзер Вильгельм II, а в годы Третьего рейха — рейхсминистр Герман Геринг.

Воеводство — один из относительно лесных районов страны, они покрывают свыше 30% его поверхности. Самый крупный массив, целиком находящийся в воеводстве, — Пиская пуща, занимающая около 1 тыс. км 2 . Ее название — еще один отголосок прусского прошлого воеводства: на старопрусском языке «писа» — «болото». В заповедной пуще обитает вапити и останавливается во время миграции лебедь-шипун.

Еще одна пуща — Боречка — известна стадом из сотни зубров, поселенных здесь еще в 1956 г. и успешно размножившихся. В пуще Нидзица сохранилась находящаяся на грани исчезновения европейская болотная черепаха.

История

В воеводстве находится поле Грюнвальдской битвы, на котором 600 лет назад сошлись польско-литовско-русские войска под предводительством короля Владислава Ягеллы и рыцари Тевтонского ордена, а в наши дни ежегодно устраивается реконструкция сражения. Еще одно наглядное напоминание о тевтонском владычестве — мощные готические замки в Лидзбарке, Эльблонге, Нидзице и Ольштыне.

Повсеместно преобладает ледниково-аккумулятивный рельеф с большим количеством моренных холмов высотой около 300 м, а также межморенных котловин. Последние чаще всего заполнены озерами ледниково-моренного происхождения.

Воеводство занимает южную часть исторической земли Пруссии в границах двух входивших в Пруссию исторических регионов: Вармии и Мазурии. Южная и восточная границы воеводства почти на всем протяжении совпадают со старыми границами Пруссии (Восточной Пруссии, Пруссии и Королевства Пруссия).

В армия находилась в центре земель, где проживали пруссы. В 1243 г. тут появилось Эрмландское епископство, являвшееся вассалом Тевтонского ордена. После Грюнвальдской битвы 1410 г. этот край отошел к Польше, но пруссаки помнили о том, чьим он был ранее, и спустя три с лишним века, во время Первого раздела Речи Посполитой в 1772 г., Вармия отошла к Пруссии и оставалась частью Германии до конца Второй мировой войны. В 1945 г. Вармия была разделена между Польшей и СССР (нынешняя Калининградская область). У соседней Мазурии судьба точно такая же, только после Второй мировой войны она целиком вошла в состав Польши.

Напоминанием о тех временах, когда Гитлер считал возвращение Восточной Пруссии «праздником для каждого немца», остаются руины Вольфшанце (Волчье логово) — ставки фюрера в мазурском Герложе.

После войны немецкое население практически все было изгнано поляками в Германию и Австрию, сегодня в воеводстве сохранилось немецкоговорящее меньшинство.

Жители Вармии именуют себя вармяками, они исповедуют католичество. Большая группа населения Мазурии — прусские мазуры, потомки западнославянского племени мазовшан. Старшее поколение в разговоре использует мазовецкий диалект (мазурский говор) и придерживается лютеранской веры. Мазуры не считают себя ни поляками, ни немцами, а особым народом.

Во время плебисцита 1920 г. они выступили против присоединения к Польше. Это припомнили им после окончания Второй мировой войны: поляки объявили Мазуров немцами, и по итогам Потсдамской конференции насильно депортировали в Германию. Живущие в воеводстве несколько тысяч Мазуров причисляются к немецкому меньшинству. Вклад Мазуров в польскую культуру — энергичный танец мазурка и распространенная в стране фамилия Мазур.

Еще по теме:  Структура новостей на ТВ

Еще одна важная особенность этнического состава населения воеводства — значительное количество украинцев. Варминьско-Мазурское воеводство — один из районов компактного проживания польско-украинского меньшинства: около 12 тысяч человек (2002 г.).

Во время Первой мировой войны многие украинцы были эвакуированы вглубь России. В конце Второй мировой войны поляки выселяли их на территорию СССР. Оставшееся население пополнилось за счет украинцев, насильственно переселенных с юго-запада Польши в ходе операции «Висла» 1947 г., преследовавшей цель, как заявило польское руководство, лишить поддержки вооруженные украинские группировки ОУН и УПА. В 1990 г. парламент Польши осудил насильственное переселение украинского населения. Многие украинцы нынешнего воеводства перешли в католическое вероисповедание.

Важнейшие в историческом отношении города воеводства — Ольштын, Эльблонг и Фромборк. Ольштын основан в XIV в., в нем находится замок, где в 1516-1521 гг. работал астроном Николай Коперник. Морской порт Эльблонг стал городом еще раньше — в 1246 г. Здесь проходит Острудо-Эльблонгский канал, которому присвоен статус исторического гидрографического памятника.

Фромборк на Вислинском заливе еще с XIV в. был одним из важнейших городов Вармии. Здесь Николай Коперник создал свой величайший труд «О вращении небесных тел», тут он скончался и похоронен в кафедральном соборе. В бывшем епископском дворце разместился Музей Коперника.

Варминьско-Мазурское воеводство на карте

Общая информация

Местонахождение : север Польши.
Административное деление : 2 города на правах повята, 19 повятов.
Административный центр : г. Ольштын — 173 599 чел. (2016 г.).
Города : Эльблонг — 121 412 чел., Элк — 60 621 чел., Илава — 33 181 чел., Оструда — 33 396 чел., Гижицко — 29 666 чел. (2016 г.).
Образовано : 1999 г.
Языки : польский, мазурский говор, украинский.
Этнический состав : поляки, украинцы, мазуры.
Религии : католицизм, протестантизм, православие.
Денежная единица : польский злотый.
Реки : Пасленка, Лына, Дрвенца.
Озера : Снярдвы, Мамры, Негоцин.
Аэропорт : международный Щитно-Шиманы.
Соседние воеводства, страны и акватории : на севере — Россия (Калининградская область), на востоке — Подляское, на юге — Мазовецкое, на западе — Поморское, на юго-западе — Куявско-Поморское, на северо-западе — Калининградский залив.

Цифры

Площадь : 24 173,17 км 2 .
Протяженность : с севера на юг — 146 км, с востока на запад — 240 км.
Протяженность границы с Россией (Калининградская область) : 208,3 км.
Население : 1 437 812 чел. (2016 г.).
Плотность населения : 59,5 чел/км 2 .
Городское население : 59,3% (2016 г.).
Самая низкая точка относительно уровня моря : 1,8 м, гмина Эльблонг.
Самая высокая точка : 312 м, гора Дулевска-Гура (Дулевская возвышенность).

Климат и погода

Умеренный, переходный от морского к континентальному.
Мягкая зима, теплое влажное лето.
Средняя температура января : -1,5°С.
Средняя температура июля : +18°С.
Среднегодовое количество осадков : 600 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 80%.

Экономика

ВВП : 43,7 млрд злотых (US$ 13,4 млрд), на душу населения — 30,1 тыс. злотых (US$ 9260, 2012 г.).
Полезные ископаемые : торф.
Промышленность : лесная, легкая, пищевая.
Сельское хозяйство : растениеводство (рожь, картофель и лен), животноводство (молочно-мясное, свиноводство).
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

  • Пущи Роминтенская, Пиская, Боречка и Нидзица
  • Чертов остров (озеро Снярдвы)
  • Красный Бор
  • Орнитологические заповедники на озере Лукнайно и Дружно
  • Ландшафтные парки Бродница, Дулевские холмы, Эльблонгская возвышенность, Горжно-Лизбарк, оз. Ильява, Мазурский и Вель

Исторические

  • Замки Ольштынек (1350-1360 гг.), Лидзбаркский (Лидзбарк-Варминьски, 1350-1401 гг.), епископа Вармии (Решель, 1350-1401 гг.), Кентшин (1360-1370 гг.), Нидзица (1370 г.) и Рын (XIV в.)
  • Поле Грюнвальдской битвы 1410 г. (гмина Грунвальд)
  • Останки Мазурского канала (1764-1776 гг.)
  • Дворец Смоляйны (XVIII в.)
  • Форт генерала Бойена (Гижицко, 1840-е гг.)
  • Острудо-Эльблонгский канал (1860 г.)
  • Этнографический музей Ольштынка (1907 г.)
  • Вольфшанце (руины ставки Гитлера, Герлож, 1940-1944 гг.)

Культовые

  • Свента Липка (храм Благовещения Пресвятой Деве Марии, Кентшин, 1687-1693 гг.)
  • Евангельский храм (Оструда, 1525 г., перестройка 1788-1802 гг.)
  • Православный храм Свв. Петра и Павла (Лидзбарк-Варминьски, 1818-1823 г.)
  • Войновский Успенский монастырь (XIX в.)

Город Ольштын

  • Храм Св. Лаврентия (конец XIV в.)
  • Старая ратуша (XIV в.)
  • Замок варминского капитула (XIV-XVI вв.)
  • Собор Св. Якуба (XIV-XVI вв.)
  • Гарнизонный костел Богоматери Королевы Польской (1552-1557 гг.)
  • Иерусалимская часовня (1565 г.)
  • Высока Брама (Высокие ворота, середина XIX в.)
  • Храм Св. Сердца Христова (1901-1902 гг.)
  • Новая ратуша (1912-1915 гг.)

Город Эльблонг

  • Ярмарочные ворота (1309 г.)
  • Кафедральный собор Св. Николая (XIII-XV вв.)
  • Госпитальный костел Божьего Тела (XIII-XV вв.)
  • Доминиканский костел Успения (XIII-XVI вв.)
  • Фахверховый костел Блаженной Доротеи (XVIII в.)
  • Костел Богоматери Королевы Польши (1991 г.)

Город Фромборк

  • Кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии и Св. апостола Андрея Первозванного (1329-1388 гг.)
  • Дом-музей Коперника (епископский дворец, XIV в.)

Любопытные факты

Идея строительства канала, позднее названного Эльблонгским, появилась в Пруссии, продиктованная необходимостью соединить систему озер нынешнего воеводства с побережьем Балтийского моря. Однако на пути появилось препятствие, казавшееся непреодолимым: на десятикилометровом участке перепад высот достигал 100 м, шлюзы было построить невозможно.

Проект, предложенный инженером Якобом Стеенке, содержал настолько неожиданное решение проблемы, что в его осуществление поначалу никто не верил. Но прусский король Фридрих Вильгельм IV идею поддержал. Канал был построен, а на сложном участке была сооружена система из пяти судоподъемников, которые перевозили суда по суше, на платформе, передвигавшейся по рельсам. Эти судоподъемники сохранились до наших дней в рабочем состоянии.

Ни одна из усадеб правителей Пруссии и Германии не сохранилась в целом виде: они либо сгорели, либо были разобраны на другие постройки. Одна из них — бильярдная в Центральном парке Калининграда.

Согласно данным Евростата, Варминьско-Мазурское воеводство — один из самых бедных регионов ЕС. В 2015 г. в 19 регионах Европейского союза был зафиксирован ВВП на уровне ниже 50% от среднего значения. Четыре из этих регионов — польские воеводства: Любельское (47%), Подкарпатское (48%), Варминско-Мазурское (49%) и Подляское (49%).

В воеводстве необычно высокий естественный прирост населения — 1,6, тогда как в целом по Польше этот показатель составляет 0,2.

Руины гитлеровской штаб-квартиры Вольфшанце находятся в мазурском лесу, окружающем Герлож. Комплекс из 80 построек (преимущественно подземных бункеров, а также аэродрома, электростанции и ветки железной дороги) был построен за год и достраивался до 1944 г., когда германские войска оставили этот район.

Постройки на поверхности земли были укрыты камуфляжной сеткой, цвет которой менялся в зависимости от времени года. 20 июля 1944 г. именно здесь произошло покушение на Гитлера: его пытался ликвидировать майор Клаус фон Штауффенберг. В память об этом событии сооружен мемориал. При отходе германских войск комплекс был взорван.

Мазурский говор обладает характерной фонетической особенностью, именуемой мазурение: в речи смешиваются шипящие и свистящие согласные. Сходное явление в других славянских языках: цоканье, например, в псковских говорах, где присутствует замена «ц» на «ч» и наоборот («курича», «цясы»).

Источник: geosfera.org

Оцените статью
Добавить комментарий