Автор обращается к архивным материалам советского телевидения конца 1960-х годов. В статье рассказывается об особенностях телевикторины «Аукцион», которая стала прообразом современных телевизионных ток-шоу с элементами рекламы.
Ключевые слова: ток-шоу, игра, телевидение, телевизионный формат.
The author refers to the archival materials of the Soviet television 1960s. The article describes the features of the TV quiz show “Auction”. It’s the prototype of today’s television talk show with gamification.
Key words: talk show, game, play, TV format.
Создатель популярных телепередач «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» Владимир Ворошилов, которого называли «Эдисоном телевизионной формы» [1], не вошёл в историю телевидения как изобретатель российской версии ток-шоу, а телевикторина «Аукцион» не упоминается в учебниках истории журналистики как предтеча современных ток-шоу. Пора исправить недочёты.
Классическое ток-шоу, по определению Г.В. Кузнецова, «представляет собой треугольник: ведущий — приглашенные собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью» [3, 59]. В теории телевидения ток-шоу относят к телевизионным форматам.
Наталья Могилевская о эротической фотосессии
Продажа формата — это продажа самой идеи, её воплощения, приёмов визуализации, включая музыку, образы и стиль поведения ведущих, специфику костюмов, особенности светового оформления.
Считается, что первые ток-шоу родились в 1960-х годах в утреннем эфире американского провинциального телеканала [6]. Во время прямого эфира журналист Фил Донахью, замешкавшись с вопросом к гостю, обратился за помощью к зрителям, сидящим в студии: теперь вопросы задавайте вы! В нашей стране ток-шоу принято связывать с именем Владимира Познера, который вместе с Филом Донахью во времена горбачёвской перестройки провел серию телемостов между Америкой и СССР с участием сотен людей.
Однако под описание ток-шоу идеально подходит другая телепрограмма, которая появилась в отечественном эфире гораздо раньше, примерно в то же время, когда и «Шоу Донахью», она не называлась «ток-шоу», но имела все компоненты данного формата. Уникальность программы была ещё и в том, что она содержала в себе черты явления, которое теперь называют геймификаци- ей (применением игровых технологий для достижения неигровых целей). В настоящее время зарубежные и российские исследователи изучают геймификацию в рекламных коммуникациях как современный тренд, оставив за кадром отечественный экранный опыт, а он стоит внимания!
На наш взгляд, игра-викторина «Аукцион» (ведущий — А. Лысенко, режиссёр и соведущий — В. Ворошилов) стала первым опытным пространством эфирной телевизионной рекламы с элементами геймификации в формате ток-шоу. Это случилось на стыке 1960-1970-х годов.
Почти полвека назад в СССР, стране с плановой экономикой, возникла ситуация с «затовариваем»: некоторые продукты народного потребления лежали мёртвым грузом на складах, не находя спроса, их требовалось прорекламировать. В «Музее телевидения и радио в Интернете» можно найти воспоминания об этой истории В. Маковеева [5], работавшего в ту пору главным инженером Телецентра. Подробно об «Аукционе» написал нынешний президент Международной академии телевидения и радио А.Г.
Наталия Могилевская в ток-шоу 15 минут до завтра
Лысенко [4, 165-181], непосредственный участник многих знаковых телевизионных событий. Итак, Гостелерадио СССР откликнулось на просьбу Минторга СССР, оказавшего финансовую помощь (слова «спонсор» в русском языке тогда ещё не было), а соучредителем «Аукциона» стала организация «Союзторгрекла- ма».
Дворец спорта «Крылья Советов» со случайной, не отобранной специально и не подготовленной заранее публикой стал местом прямых трансляций «Аукциона». В первом выпуске, посвященном чаю (в СССР было пять именных сортов чая), эксперты красочно рассказывали о пользе чая и приглашали зрителей (300 человек, у каждого свой номер) с трибун угадать по вкусу и аромату сорт напитка, ответить на вопросы.
Вопросы строились таким образом, что ответы можно было дополнять. За любой ответ полагался приз — «тот самый чай», чайные сервизы и даже самовары. Главный приз выигрывал тот, кто выступал последним, уточняя ответ до третьего удара молотка, как на аукционе. Передача шла в прямом эфире, работали четыре камеры, восемь открытых микрофонов.
Впервые в истории вещания на примере игровой передачи была показана действенность телевизионного СМИ: чайные запасы были раскуплены за несколько месяцев, потребление напитка возросло вдвое, чай перешёл в разряд дефицитных товаров вплоть до начала 1990-х годов.
Задачей другого выпуска «Аукциона» была реклама чёрно-белых телевизоров, которые перестали пользоваться спросом с появлением в 1967 году цветного вещания. В этой программе впервые был применён метод голосования зрителей с помощью аплодисментов. Сначала о преимуществах различных моделей включённых телевизоров, произведённых на советских заводах, подробно рассказывали эксперты, затем зрители выражали свою оценку, хлопая в ладоши поочерёдно каждому телевизору: чем сильнее аплодисменты, тем выше оценка. В процессе программы был использован особый микрофон с измерительным механизмом, который выявлял степень громкости оваций. Этот микрофон показал победу телевизора «Горизонт» производства Минского радиозавода.
Кстати, эксперты считали иначе, но публичную оценку никто не оспаривал. В итоге все хозяйки огромной страны захотели иметь у себя дома обязательно «Горизонт», и в Белоруссии пришлось создавать научнопроизводственное объединение «Горизонт» из нескольких заводов.
В других выпусках «Аукциона» были опробованы сценарно-режиссёрские приёмы, получившие в нашей стране продолжение только в 1990-е годы, например, спрятанный в товаре приз (в банке с кальмарами зрители искали янтарное украшение), приготовление в прямом эфире блюд из рекламируемых продуктов, просьба прислать свой ответ на вопрос викторины телеграммой на адрес Центрального телевидения. Последний пример отсылает к истории с призом, обещанным за верный ответ на вопрос «В каком году в Россию впервые был завезён чай?». Претендентов на выигрыш оказалось 24 тысячи: их телеграммы парализовали работу центрального телеграфа.
Формат ток-шоу, который сейчас является одним из самых рейтинговых на ТВ и считается заимствованным, рождался в игровой викторине «Аукцион», где были все компоненты традиционного ток-шоу: ведущий, эксперты и зрители, вступающие во взаимодействие на фоне красочное представления.
Для создания впечатляющего зрелища-шоу помощницы в форменной одежде в прологе передачи проходили парадом с тамбурмажором во главе. С девушками репетировал выписанный из Берлина концертмейстер балета «Фридрих Штадт Палас».
В программе использовались необычные постановочные приёмы, работающие на внешние эффекты. Например, в одном из выпусков, после того, как были получены тысячи телеграмм, девушки вышли на парад с лесками, на которые были нанизаны эти телеграммы, собранные предварительно в большие мешки. Зрелищный эпизод вспоминает Н. Стеценко: «Обходили весь зал, проходили несколько раз, и всё это время вытягивали и вытягивали из кулис эти телеграммы от зрителей со всего Союза, с ответами на вопросы» [2].
Даже в сфере сетевого управления телевизионными проектами первенство закрепилось за этой передачей: менеджерская технология оценки и анализа проектов PERT (Program Evaluation and Review Technique), разработанная в США для создания ракетной системы «Поларис», была первый раз применена при подготовке цикла «Аукцион».
PERT на советском ТВ назвали маршрутной технологией телевизионного вещания.
Последний выпуск «Аукциона» был посвящён «продаже» бардовской песни, вскоре (1971 год) программа была закрыта. Существуют разные версии, почему это произошло, однако стоит обратить внимание не столько на повод (в эфире прозвучала песня С. Стёркина на стихи В. Егорова «Восемь физиков» о смертельной дозе радиации), сколько на причины.
Вот как об этом рассказывал Владимир Ворошилов, вспоминая свой визит к тогдашнему председателю Гостелерадио С.Г. Лапину. «Как вы думаете, для чего вы делаете эту телепрограмму?» — «Как — для чего? Люди начинают думать. Начинают в кадре мыслить. Я ставлю проблему — они начинают её решать». — «Вот-вот.
Вы государственный преступник. Вы же контрреволюционер. Сейчас вы их учите мыслить и думать по поводу какого-нибудь маленького вопросика. Но они выйдут на улицу, жизнь подбросит им другие вопросы, а они по привычке начнут думать!» [7].
Цикл телепередач «Аукцион» был для своего времени новым по форме, содержанию и организационно-технологическим методам. В совокупности это даёт основания рассматривать «Аукцион» как предтечу современных ток-шоу, а Ворошилова считать одним из изобретателей данного формата.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Варшавчик С. Великий и ужасный Ворошилов // РИА новости, 18 дек. 2010 г. // URL: http://www.rian.ru/analytics/20101218/ (дата обращения: 25.03.16).
2. Интервью с Н. Стеценко. О себе, о В.Я. Ворошилове и передаче «Что? Где? Когда?» // URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog. asp?ob_no=14200 (дата обращения: 25.03.16).
3. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? / Журналист, 1998. № 11.
4. Лысенко А.Г. ТВ живьём и в записи. — М.: Прозаик, 2011.
5. Маковеев В. Аукционы или первые «рекламные шоу» на телевидении // URL: http://www.tvmuseum.ru (дата обращения: 26.03.16).
6. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования // Relga, № 15 // URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?level1=archive (дата обращения: 26.03.16).
7. Majorca. Молодежь полагает, что КВН существовал всегда, как
жмурки или салочки // URL: http://www.sem40.ru/index.
php?newsid=212158 (дата обращения: 26.03.16).
Источник: libr.link
Анализ программы криминальной направленности
2. Тематическое наполнение программы, характеристика сюжетов.
3. Структура программы.
4. Жанровая разновидность программы (криминальная хроника, журналистское расследование, судебное шоу, «дорожные войны» и др.)
5. Соотношение вербальных элементов и видеоряда.
6. Реализация принципов достоверности и документализма.
7. Место и роль постановочных элементов в программе.
8. Характер воздействия на аудиторию.
9. Приемы манипулирования общественным сознанием.
10. Причины популярности программ криминальной направленности.
Виды программ криминальной направленности:
— «дорожные войны» — программы, посвященные анализу дорожно-транспортных происшествий как ситуаций, связанных с нарушением правил дорожного движения — «Дорожные войны» («Перец»), «Главная дорога» (НТВ).
— криминальная хроника –сообщения о последних событиях в преступном мире, поимке и задержании преступников — «Вести. Дежурная часть» («России 1»), «Чрезвычайное происшествие» (НТВ»), «Место происшествия» («Пятый канале»), «Экстренный вызов» («РЕН»).
— судебное шоу –программа, в которой профессиональные судьи рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом зрителю предлагается стать свидетелем судебного заседания, аналогичного реальному процессу — «Право на защиту» («Первый»), «Суд присяжных» («НТВ»), «Час суда» («РЕН»).
— журналистское расследование –программа, в которой следственная группа, состоящая из журналистов, собирает первичную информацию, работает с документами, ищет и опрашивает свидетелей и очевидцев, отрабатывает различные версии преступления, ищет доказательства и опровержения — «Честный детектив» на канале («Россия 1»).
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные тенденции, связанные с развитием телевидения на современном этапе.
2. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность такого телевизионного жанра, как шоу?
3. Докажите, что массовая культура оказывает непосредственное влияние на формирование современного телевизионного контента. Приведите примеры.
4. Какие функции выполняет аудитория в студии в телевизионных программах разной направленности. Свой ответ аргументируйте.
5. Разнообразие телевизионных каналов на российском телевидении – это проявление тенденции массовизации или тенденции демассификации. Почему?
6. Как реализуется тенденция интерактивности в различных телевизионных программах российского телевидения?
7. В новостных программах российского телевидения важное структурно-содержательное значение приобретает: визуальный ряд; вербальный компонент; образ (имидж) ведущих? Почему?
8. Развлекательное шоу / ток-шоу: сходство и различие жанровых форм.
9. «Псевдособытие», «псевдодискуссия», «псевдосенсация» на российском телевидении.
10. Характеризуя современную телевизионную аудиторию, можно назвать следующие признаки… Свой ответ аргументируйте.
11. Понятия «формат», «жанр», «программа» имеют, по вашему мнению, разное или синонимичное наполнение содержания? Поясните на конкретных примерах.
12. Существует ли жанр журналистского расследования в современных криминальных программах? Почему?
13. Какие телевизионные жанры, не свойственные печатным СМИ, вам известны? Аргументируйте свой ответ.
14. «Маски» и роли современных телевизионных ведущих.
15. Современное шоу – инвариантная жанровая форма («модное» шоу, «криминальное» шоу, «кулинарное» шоу, «романтическое» шоу, «ледовое» шоу и т.д.). Сохраняет ли этот жанр при всем многообразии форм свои специфические признаки? Какие?
16. Основные характеристики современного медиапроекта.
17. Назовите предпосылки трансформации системы жанров отечественного телевидения.
18. Как вы понимаете афоризм: «ничто не существует реально, пока это не показали по телевидению» (Д.Бурстин)?
19. Как вы понимаете термин «виртуализация реальности» (С.Ильченко)? Приведите примеры виртуализации современных информационных потоков.
20. Какие приемы «виртуализации реальности», реализуемой российским телевидением вам известны? Приведите примеры из телевизионного контента.
21. Современное телевидение – это… Свой ответ аргументируйте.
22. В чем проявляется игровая природа телевидения как особого вида человеческой деятельности? Свой ответ обоснуйте.
23. Как вы понимаете термин «шоу-цивилизация» (С.Ильченко)?
24. Ценностные и псевдоценностные ориентиры современного телевидения.
25. Какие функции реализует современное телевидение? Свой ответ аргументируйте.
26. Предложите «жизнеспособную», на ваш взгляд, классификацию жанров отечественного телевидения. Свой ответ обоснуйте.
27. В каких программах, на ваш взгляд, наиболее полно реализуется социальная миссия телевидения?
28. Плюсы и минусы современного развлекательного телевидения.
29. Современное телевидение и проблема автора.
30. Телеигра как способ имитации реальности.
31. Телевидение как «зрелище безобразного». Согласны ли вы с этой формулировкой? Ответ обоснуйте.
32. Этические проблемы современного телевидения.
Рекомендуемая литература
1. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: Автореф. дисс…канд. филол. н. М., 2008.
2. Акинфиев С.Н. Жанрово-тематическая структура российского развлекательного телевидения // XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2006». М., 2006.
3. Акинфиев С. Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. 2008. № 6.
4. Бережная М.А. Телевизионный репортаж: эффекты «присутствия» и «неприсутствия» // Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практ. конференции. СПб., 2007.
5. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение. М., 2002.
6. Борецкий Р.А.Телевизионная журналистика. М., 2002.
7. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1998. С.36.
8. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003.
9. Вартанов А. Пусть тонут?: [О современном телевидении] // Журналист. 2002. N 4. С. 37-38.
10. Вронская Е. Мифы ТВ в режиме online // Журналист. 2004. N 12. С. 44-45.
12. Гудяков Р.В. Драматизация информации на телевидении как проявление кризиса идентичности в обществе // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2009. № 4.
13. Дзялошинский И.М. Как нами манипулируют? //Право знать: история, теория, практика. 2004. № 3–4.
14. Дондурей Д. Телевидение массового психоза и медийная реальность // Телерадиоэфир: история и современность. М., 2008.
15. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.
16. Засурский Я. Н. Журналистика и вызовы XXI века // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 5.
17. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. М., 2001.
18. Захаров В.В. Жанры радио- и тележурналистики. М., 2006.
19. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
20. Ильченко С.Н. Проблема типологической идентичности жанровой системы вещания // Трансформация систем СМИ в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». М., 2010.
21. Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: автореферат диссертации… д. филол.н. М., 2012.
22. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
23. Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трасформации //Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика.
2010. №6.
24. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. М., 2004.
25. Кройчик Л.Е.Актуальные проблемы теории публицистики (российский извод): Полемические заметки // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж, 2007.
26. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С.59.
27. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.
28. Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.
29. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.
30. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2008.
31. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. М., 2006.
32. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.
33. Муратов С.А. Человек как объект теленовостей // Вестник Московского университета. 2003.
34. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6.
35. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М., 2008.
36. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения. М., 2004;
37. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М., 2000.
38. Прошкин Т.А. Организация телевизионного ток-шоу. М., 2006.
39. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2-х т. М., 2007.
Источник: megaobuchalka.ru
Ток-шоу как жанр телевизионного дискурса: исторические аспекты и специфические особенности
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Ток-шоу — это резко конфронтационный дискурсивный жанр, широко влиятельный медийный феномен, а также политически и морально противоречивая форма развлечения. Немногие дискурсивные практики популярной широковещательной культуры были более спорными и предметом культурного и научного изучения в последние годы, чем ток-шоу, особенно телевизионное ток-шоу. Само понятие ток-шоу поднимает вопросы, касающиеся границ между разговорами и шоу, между публичным и частным, между коллективным и личным опытом, между знаниями и опытом, между межличностным и массовым общением, между информацией и развлечениями, между дискретными и перекрывающимися идентичностями (я , «вы», «мы», «они»).
Термин «ток-шоу» объединяет две разные, часто противоречащие друг другу риторические парадигмы, связывая межличностный разговор (принадлежащий до-современной устной традиции) с опосредованным массами спектаклем (возникающим в современности). В результате появился общественно-разговорный язык, который по-разному моделируется на практике разговорной речи посредством процесса «разговора» публичного дискурса.
Рассмотрим историю развития ток-шоу.Исторический обзор ток-шоу — это современный англосаксонский институт, который, как можно видеть, перекликается с некоторыми предшествующими современными социокультурными практиками целенаправленного разговора. В Италии в 16 веке была академия, дискуссионная группа для интеллектуалов, лекции с фиксированным членством и фиксированными днями встреч.
В 17 веке появился его французский аналог, салон, полуформальное общественное мероприятие, организованное хозяйкой, обычно однажды трепетной, для смеси дам и литераторов. В Англии аналогичные социальные институты процветали в 18 веке в форме более неформальных кофеен, собраний и клубов. Происхождение ток-шоу было обнаружено еще в 1930-х годах, когда в США начали появляться интерактивные ток-радио. Государствам и слушателям было предложено дозвониться.
В 1960-е годы были разработаны два конкретных формата, а именно радиопрограммы для всех разговоров и все новости, которые были предназначены для обслуживания слушателей, а не для станций в традиционном смысле
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
. Поскольку слушатели были потенциальными клиентами, вскоре возникли спорные и сенсационные разговоры, чтобы привлечь их. «Конфронт-разговор» стал синдицированным жанром телевизионных разговоров в 1960-х гг.
Фил Донахью был первымкто использовал данный жанр на телевидении в 1967 году. Его шоу положило начало тому, что сегодня известно как дневное ток-шоу или бульварное шоу. Этот формат был закреплен Опрой Уинфри с 1984 года как своего рода современное обновление журналов женских услуг в конце 19 века, поскольку он часто затрагивает женские проблемы и ориентирован в основном на аудиторию домохозяек.
Американские ток-шоу, такие как Опра Уинфри, Рики Лейк и Монтел Уильямс, постепенно экспортировались в Великобританию, в несколько европейских стран и в большинство стран Южной Америки. В результате растущей децентрализации средств массовой информации в Европе в 1980-х годах произошел переход от дискуссионных программ к ток-шоу.
Существует три основных причины, по которым определение ток-шоу является очень сложной задачей: они представляют собой рэп — медленно меняя гибридные медиа-феномены, они отображают интертекстуальность через наложения с другими медиатизированными формами разговора, и они бесконечно реконструируют себя, нарушаясвои собственные дискурсивные условности. Ток-шоу представляет собой гибридный трансляционный дискурс, в котором термины коммуникативного и социального поведения могут быть связаны с более чем одним типом дискурса за счет пересечения с другими медиатизированными формами разговора, такими как интервью, дебаты, ситкомы, игровые шоу и викторины.
Последние — это, в основном, формат телешоу, постановка, временные рамки и цель; личный профиль, повестка дня и общая ориентация ведущего шоу. В ток-шоу межличностный разговор ориентирован на общественные дебаты с использованием частично разговорных, частично институциональных дискурсивных условностей и стратегий, которые включают стирание границ между традиционными дихотомиями, такими как общественное и личное, коллективный и личный опыт, знания и опыт
50% курсовой работы недоступно для прочтения
Закажи написание курсовой работы по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
Источник: author24referat.ru