Очерк на ТВ это

Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Иногда метод поиска материала становится не менее захватывающим, чем сама тема расследования.

В большинстве случаев журналистские материалы не являются настоящими расследованиями. Занимательная статья о том, как купить холодильник, репортаж о решении, принятом на заседании суда, заметка с пресс-конференции и даже документ, полученный от источника в результате утечки информации — все это, будучи и важным, и необходимым, все же не является журналистским расследованием. В этих случаях репортеры следовали за событиями без заранее разработанного плана. Они не предпринимали попыток самим получить информацию, снова и снова собирая по кусочкам разрозненные данные в одну общую картину. Они не шли дальше публичных заявлений.

«ВЫПУСК. ДЕНИС БОРЗАКОВ». Телевизионный очерк.

Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Журналист-расследователь, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.

Достоверность, правдивость, ясность изложения — вот те критерии, которые укрепляют позицию автора при проведении журналистского расследования. Материал отвечает этим требованиям только в том случае, если проблема исследована со всех возможных точек зрения. От того, что в материале сталкиваются несколько точек зрения, он отнюдь не проигрывает, а даже наоборот, подчеркивает значимость затронутой темы. Важно лишь очень четко и уважительно по отношению к авторам эти позиции излагать.

Стоит обратить внимание на то, что выводы — обязательный элемент журналистского расследования. Читатели хотят знать суть изысканий, и обязанность журналиста-расследователя сказать им об этом, во всяком случае — в масштабах собственного понимания. И, конечно, журналист должен представить читателям все найденные доказательства — оправдательные и обвинительные.

14. Событийный очерк. 15. Проблемный очерк

В другой разновидности очерка — событийном очерке — также действуют персо-нажи, есть свои герои. Однако в отличие от портретного очерка здесь основой материала являются поступки людей, объединенных каким-либо общественно-значимым событием (например, «Районные будни» В. В. Овечкина, военные очерки К. Симо-нова и др.).

Проблемный очерк отражает противоречивый узел социальных отношений не только путем логических рассуждений, как, например, в проблемном статье, но в ходе образного воссоздания конфликтных ситуаций. Типические обстоятельства, в ко-торых действуют герои о., характеризуются столкновением противоборствующих сил, которые, в свою очередь, формируют разные, антогонистические по своему гражданскому содержанию характеры. Социальная проблема здесь «очеловечена», что позволяет четче прорисовать ее, сделать более доступной и эмоционально переживаемой* .

ВРЕМЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ОЧЕРК

В проблемных очерках вместо отдельных фактов или событий, портретов людей, нарисованных в конкретной обстановке, даются обобщённые образы героев, при этом зачастую даже не упоминаются их фамилии или они изменены, не говорится конкретное место, к которому привязан очерк. В таких очерках внимание читателя сосредотачивается на решении злободневных проблем, а для этого журналисту необходимо дать такой художественно-публицистический анализ действительности, в котором явления жизни, сами факты отобраны и преподнесены в свете общенародных проблем.

К описательным относятся событийный и путевой очерки. Событийный – чаще всего посвящен какому-нибудь важному событию в жизни достаточно большой группы людей, например, народному празднику, запуску космического корабля, военному параду и т.д. Такой очерк пишется эмоционально, красочно, так, чтобы люди чувствовали атмосферу праздника. Передавая картину события, такой очерк может дать очеркисту повод для интересных размышлений, сравнений и обобщений. Тогда очерк приобретает взволнованную публицистическую окраску, познавательность и поучительность.

Проблемный очерк

Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения 1 [4] . Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке.
16. Специфика создания очерка на ТВ.

Духовным отцом телевизионного очерка принято считать Дзигу Вертова. В своей «Киноправде» этот крупнейший художник и публицист представил не просто зафиксированные факты, но действительность, преображённую отношением автора к изображаемым событиям.

Иными словами, Д. Вертов разработал методы художественной организации фактического, документального материала на экране, т.е. художественно-публицистического отражения действительности. Перед жанром очерка открылись новые возможности. Впоследствии Э. Шуб, М. Ромм, Г. Авенариус, В. Зорин, И. Андроников и др. обогащают советскую телепублицистику произведениями очеркового жанра.

В 90-е гг. телевизионный очерк переживал кризис, но сейчас он один из самых популярных жанров на отечественном ТВ. Многим такое утверждение покажется спорным. Они скажут, что на экране документальные фильмы, а не очерки. С точки зрения организации материала – да, документальные фильмы, но что касается жанрового наполнения, в большинстве своём это очерки. Среди современных авторов можно выделить А. Погребного («Задворки», «Счастливчик»), Н. Блохину («Маруся»), А. Буймова («Патриот Анатолий Щигорев»), Ю. Баталину («Бабушка») и др.

Еще по теме:  Om TV что это

При подготовке очерка мало, например, найти подходящий предмет выступления, собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана действительно очерковой. В телевизионном очерке автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие отснятого материала, наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

Очерк – жанр пограничный, лежащий на грани документального и художественного, его сущность – в сочетании исследования (документальность материала) и рассказа (художественность). Будучи построенным на строго документальной основе (реальность фактов, действительные герои, невыдуманные отношения и пр.), очерк облекается в художественно обобщённую форму; для сообщений этого жанра характерна образность характеристик, значительная степень типизации.

Как известно, в очерке изображается и исследуется индивидуальный, конкретный характер в его типических чертах и неразрывной связи героя с социально-общественной средой. Свойственный нашему времени интерес к человеку, к личности привёл к определённым изменениям в структуре жанра очерка. Современный телевизионный очерк – наиболее свободный от жёстких схем и правил в использовании композиционно-стилистических средств жанр. Он как бы вбирает в себя стилевые признаки многих других телевизионных жанров, обладающих строго ограниченным набором композиционно-языковых средств, скованных довольно строгим регламентом их использования. Телевизионному очерку не противопоказаны (как добавка, элемент, часть целого) стиль информационных жанров – репортажа и заметки, публицистический стиль социологических обобщений, политических выводов, научного исследования, присущий комментарию и корреспонденции, юмор и сатира фельетона и т.д.

Работа над текстами должна проводиться авторами телевизионных очерков очень тщательно, с учетом некоторых специфических особенностей звучащего с экрана слова. Дикторский текст телепублицистики должен быть прежде всего общедоступным, легко воспринимаемым на слух. Овладение вербальным текстом позволяет не только точно описывать события, характеры, внешний облик и внутренний мир героев, но и проявит собственную индивидуальность, сделать авторский материал узнаваемым, ни на кого другого не похожим.

В речи телевизионного очерка очень часто употребляются стилистически окрашенные слова, экспрессемы, разного рода оценочные слова. Различное сочетание этих стилевых элементов подчеркивает индивидуальность автора, а использование разговорных, подчас даже просторечных конструкций делает телевизионную речь более доходчивой, понятной для самых широких зрительских масс. Однако при этом не совсем верно утверждать, что в телевизионном очерке преобладает разговорная лексика.

Анализ любого телеочерка показывает как раз обратное – преимущественное использование лексики книжной. Но в телепередачах преобладает устная форма речи, которая характеризуется меньшей синтаксической прочностью: нет последовательного, упорядоченного употребления сочинительных и подчинительных связей, допускаются самоперебивы, появляются прерванные, ненормированные конструкции.

Речь может порождать как положительные, так и отрицательные образы. Очень важно при этом соблюдать тонкое равновесие между словом и изображением. В телевизионном очерке при сочетании слова и изображения рождается новый образ: привычные и обыденные явления и предметы через словесный ряд и в дополнение к нему музыкальный получают в глазах зрителей новые черты, заставляя по-иному смотреть на них. Так рождаются образы городов, селений, отдельных уголков земли, зданий, парков. Романтическая лексика, лирические интонации, особенный стихотворный строй речи порождают особое настроение, новое восприятие увиденного.
18. Сатирические жанры современной журналистики: общая характеристика

Сатира — в переводе с греческого «смесь», это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов.

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон — зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон — жалоба, фельетон — заявление ; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д.

Главная задача фельетона — осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других — возбудить гнев, ненависть, в-третьих — показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона — верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.

В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати. В газете «Время» печатаются фельетоны Сапы Мекебаева из страны «Азиопия», в которых он критикует политическую ситуацию в нашей стране, политических и общественных деятелей. В газете «Казахстанская правда» печатаются под рубрикой «На взгляд фельетониста» сатирические произведения С. Ковалева, но в тех и в других не развиты художественные части, что мешает им подняться до совершенства жанра.

Памфлет — поисходит от греческого «ран» — все, «рфлего» — жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения ( крупное социальное явление, государственные или общественные деятели) Памфлет — редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского («Письма темных людей», 1515 г.) , Франсуа Рабле ( «Гаргантюа и Пантагрюэль», 1534 г) . Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с диссертерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли » Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма Чаадаев А. был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» Белинского В. Г. распространялось в списках.

В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.

Пародия — жанр- передразнивание. Цель пародии — гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.

Эпиграмма — в переводе с греческого «надпись на камне» — это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики , объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.

Басня — сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная — в ней описываются основные действия героев, в третьей — назидание, написанное высоким стилем.

Басни древнегреческого баснописца Эзопа дошли до наших дней и в настоящее время проблемы, поднимаемые в них, являются актуальными. Французский баснописец Лафонтен продолжил их традиции, которые позднее были поддержаны русским баснописцем Крыловым И. А. Ахмет Байтурсынов перевел на казахский язык многие басни Эзопа, Лафонтена и Крылова и сам написал ряд басен, среди которых известна басня «Комар».

В современной казахстанской печати публикуются басни, но в них очень мало художественности и образности.

Карикатура — это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. В современной казахстанской прессе встречаются и те и другие. Например, на российском телевидении программу «Куклы» можно отнести к карикатуре.

Шарж — от французского слова «тяжесть», критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи. В казахстанской прессе встречаются и те и другие.

Еще по теме:  Окко телевидение список каналов

Похожие:

Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Первое информационное сообщение
Конференция зарегистрирована как международная. Свидетельство Укринтэи №122 от 21 февраля 2012 г
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon
Публичный отчет моу сош №17 содержит информацию об основных направлениях.
Сегодня мы проводим IV общественно – педагогический форум, на котором администрация и коллектив школы представят публичный отчет
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Отчет по работе с одаренными детьми ммсош – интернат 2012-2013 г
За минувший учебный год в ммсош – интернат проделана определенная работа с одаренными детьми
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Курсовая работа По дисциплине: «Комплексный анализ хозяйственной деятельности»
Хлеб это тот товар, который обязательно присутствует в ассортименте каждой точки торговли продуктами питания
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Информационный отчет об итогах V территориальной научно-практической.
Информационный отчет об итогах V территориальной научно-практической конференции учащихся 9-11 классов
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Информационное письмо
«Российская провинция: опыт комплексного исследования», посвященной 100-летию Саратовского государственного университета. Конференция.
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Информационное письмо Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в IV
Приглашаем вас принять участие в IV международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом.
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon
Лист № Информационный материал. Лирика и ее виды
Лирика это литературный род, в котором воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни.
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Информационное письмо центр научной мысли (г. Таганрог) приглашает.
В связи с этим особую актуальность приобретает участие в заочных конференциях с последующим получением сборников материалов. Кроме.
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т д. icon Докладчики и аудитория
Международная учебно-научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава

Литература

Источник: literature-edu.ru

Документальное кино на телевидении. Специфика жанра портретный очерк.

Введение Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом людей к жизни других. Причем чем известнее человек, тем больше становиться тех, кому интересна его жизнь. Если существует спрос, должно быть и предложение. Так появился и развивается жанр документального кино – портретный очерк. С амо понятие «документальное кино» имеет разные определения.

По Антохину А.Н., документальное кино — это главная разновидность неигрового кинематографа, представляющая полноправную сферу киноискусства. (работа была выполнена специалистами author24.ru) И если научное кино в подавляющем большинстве представлено форматом короткометражного фильма (1-2 части), то документальное — крупными экранными формами. Документальный фильм не может являться ни репродуктивным, ни объективным отражением действительности.

В нем всегда присутствует мера субъективности, т.е. авторский взгляд, авторская оценка, авторская интерпретация реальности. В процессе съемок документального фильма существует три главных способа манипуляции реальностью: 1) скрытая камера (герои будущего фильма о ней не подозревают, что позволяет достичь эффекта максимальной естественности их поведения), но при этом чрезвычайно заостряется этический аспект; 2) открытая камера (герои знают, что их снимают, и это провоцирует эффект артизации: человек перед камерой стремится быть привлекательнее), но при этом соблюдается право личности на неприкосновенность; 3) камера-участница (героев не предупредили, что будут снимать, а камера «врывается» в ситуацию и «катализирует» ее); такой спонтанный для героев способ съемки частично «разряжает» этический вопрос.

В соответствии с этими приемами польский исследователь М. Лозиньски предлагает следующую классификацию документальных фильмов: а) открытые (т.е. камера открыта на реальность, которая сама творит свой экранный образ), но при этом, естественно, используется скрытая камера и наиболее часто — метод кинонаблюдения; б) закрытые (т.е. реальность является для режиссера материалом, из которого он строит свой экранный мир), при этом автор, используя открытый метод съемки, стремится сказать свою правду, не «ломая», однако, действительность в угоду поставленной сверхзадаче; в) полуоткрытые (т.е. фильмы-«провокации», когда искусственно создается ситуация, выход из которой участники ищут «на глазах» у камеры); сюда же М. Лозиньски относит монтажные фильмы, называя их «художественными провокациями». Многообразие документальных фильмов их чрезвычайная актуальность и востребованность в наше время заставляет ученых внимательно рассматривать каждый структурный элемент, каждую вариацию, каждый жанр.

Объект исследования – жанровая специфика документального кино на телевидении. Предмет исследования – портретный очерк на российском телевидении. Цель исследования – рассмотреть специфику жанра портретный очерк на российском телевидении.

Задачи: — раскрыть историю выхода документального кино на телеэкраны; — рассмотреть жанровую специфику документального кино; — изучить телевизионные очерки и портретный очерк как жанры; — раскрыть специфику документального кино в России; — провести исследование специфики портретного очерка на российском телевидении. Степень разработанности.

В исследовании использованы работы таких исследователей кино и телевидения как Агафонова Н.А., Анохин А.И. , Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Вакурова Н. В., Воронцов Ю., Голдовская М. , Егоров В., Дробашенко С. В., Манскова Е.А. и Салынский Д. Отмеченные авторы поднимают разные вопросы документального кино на телевидении и, конкретно, жанра портретного очерка. Среди наиболее популярных тем: история документального кино в России и за рубежом, жанровые особенности, отношение жанра и формата, общие тенденции на российском телевидении и т.д. Эмпирическая база исследования включает выпуски программы «Истории в деталях» С. Майорова. Из нескольких десятков программ, проанализированных в ходе исследования, были выбраны интервью Д. Нагиева, Е. Захаровой и А. Аршавина для сравнительного анализа. Структура исследования состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературыПосмотреть предложения по расчету стоимости

Источник: avtor24.ru

Очерк

ОЧЕРК — прозаический литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание единичных явлений действительности вне типизации. Очерк относится скорее к публицистике, чем к собственно художественной прозе, поскольку важнейшей его составляющей является явное или скрытое, но непосредственное воздействие на читателя.

В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта, а вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах художественной литературы. Он может быть близок к документальным или научно-популярным текстам в зависимости от разновидности.

Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды выступают на первый план и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка среди прочих жанров. Произведения с очерковыми особенностями встречается в истории литературы в самые разные эпохи.

Базовый признак очерка — писание с натуры (если речь о современности) или по накопленной документальной информации (биографический или исторический очерк). Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать фабула или она во всяком случае ослаблена. Автор О. часто переходит от одного характеризуемого явления к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Для очерка характерна возможность более свободной группировки материала, многообразных сопоставлений, аналогий и пр.

Можно предположить, что к очерку прибегают, чтобы ярко рассказать об имевшем место в действительности человеке или явлении, стремясь при этом обнародовать свою позицию в связи с описанным.

  • 1 Основные виды очерков
  • 2 Очерк в России (19 век). Физиологический очерк
  • 3 Очерк в советское время
  • 4 Очерк и другие литературные жанры
  • 5 Очерк и другие виды искусства и информационного воздействия
  • 6 Обучение очерку в системе образования в СССР
  • 7 Литература

Основные виды очерков [ править | править код ]

  1. Портретный очерк. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. С 19 века широкое распространение получили биографические очерки — как о современниках, так и о давно ушедших из жизни людях. Ряд широко известных авторов остались читаемыми только благодаря своим произведениям в этом жанре, не требующем высоких дарований и философской глубины, — это, к примеру, Андре Моруа
Еще по теме:  TV future outdoor отзывы

Один из примеров — «Константин Васильев»(2003) Анатолия Доронина.

В современных российских периодических изданиях портретный очерк — это краткое изложение биографии с дополнительными сведениями и оценками.

  1. Проблемный очерк. Во многом аналитический жанр. Опираясь на факт, автор обозначает проблемную ситуацию, а потом приводит различные соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, аналитическим материалом. Наиболее социально ориентированная разновидность жанра.
  1. Путевой очерк — Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, об увиденном и услышанном. Целые книги путевых очерков написал Проспер Мериме. Многие русские писатели обращались к этому жанру: А. С. Пушкин«Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев, А. П. Чехов[1] и другие. Может включать в себя элементы других очерков. Сейчас путевой очерк вытеснен фоторепортажами, видеоматериалами и т.д.
  1. Исторический очерк. Хронологическое, научно-обоснованное изложение истории предмета исследования, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. Из свободных исторических очерков состоит сборник Е.В.Туинова «Злая книга» о работе первой постсоветской думы, где автор был депутатом.

Есть очерковые произведения мемуарного характера, сочетающие черты путевого, исторического и портретного очерка. Таковы, например, многие книги автобиографического плана («В далёком Багио» А.Е.Карпова).

Очерк в России (19 век). Физиологический очерк [ править | править код ]

Расцвет очерка в новой русской литературе начинается в 1840-х гг., тогда они носили название «физиологических очерков» . «Физиологические очерки» оформились под влиянием французских буржуазных «физиологических очерков», среди которых особенным успехом пользовались выпуски, объединенные заглавием «Les francais peints par eux memes», P., 1839-1842. Многие французские «физиологические очерки» переводились и переиздавались на русский яз. («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джемса Руссо, 1843, и мн. др.).

Из оригинальных русских «физиологических очерков» наиболее интересны сборники «Наши, списанные с натуры русскими», 1841 (составлен. Башуцким), «Физиология Петербурга», 2 части, 1844-1845 (ред. Н.Некрасов), «Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого», 6 вып., 1843 (Булгарина), «Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского (псевдоним В.Даля), 4 чч., 1846. В журнале «Финский вестник» (1845-1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки». Многими очерками прославился Фёдор Михайлович Решетников, большие произведения которого также носят отчасти очерковый характер.

В советское время эта жанровая разновидность толковалась в социальном ключе: «Физиологические очерки» стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых литератуpax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» были почти исключительно люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой лит-pe. При всем различии подхода к своей теме у писателей каждой из указанных классовых групп «физиологические очерки» ставят в центре внимания профессионально-бытовую характеристику социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную дифференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, — такова была основная установка «физиологического очерка». (http://enc-dic.com/enc_lit/Ocherk-3541)

Просветительский очерк получил особенно большое значение в литературе 60-70-х годов 19 века. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали очерку. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский (см., к примеру, «Выпрямила»). В начале ХХ века очерк — один из важнейших жанров.

Очерк в советское время [ править | править код ]

Собственно именно в советское время очерк стал изучаться как жанр и получил огромное распространение. Очерки были представлены в каждом выпуске газеты, в каждом литературном журнале. Ориентация на описание перемен в жизни, пафос создания летописи сегодня была одной из причин расцвета очерка.

Начиная с 1928-1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из очерков, показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательства. В советской литературе есть образцы очеркового творчества таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.

Большую роль в ХХ веке играет историко-публицистический очерк. Безусловно, очерковый характер носят почти все произведения А.И.Солженицына, поскольку автор стремился обнародовать различные материалы, подвергнув их незначительной художественной обработке, не акцентируясь на индивидуальных характерах. («Записки охотника» И.С.Тургенева никто не называет очерками, несмотря на их очерковую основу, ввиду высочайшего художественного мастерства автора)

Важное место занял очерк в патриотической литературе и публицистике. Василий Иванович Белов на рубеже 70-х — 80-х годов опубликовал книгу очерков о народной эстетике «Лад». Дмитрий Жуков написал значительные работы очеркового плана о Савинкове — см. сборник»Таинственные встречи».

Очерк и другие литературные жанры [ править | править код ]

Очерк занимает промежуточное положение между стихией Жизни и Искусством слова.

Работа над очерками часто предшествует появлению художественных произведений на ту же тему. Дистанция между художественным очерком и рассказом не всегда можно провести с окончательной определенность. По объёму очерк близок рассказу, но художественный вымысел занимает в нём вспомогательную роль. Вместе с тем рассказы и повести могут иметь очерковую основу: это произведения, близкие к документальным и в то же время не отличающиеся высоким художественным уровнем. Таковы «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Семья Ульяновых» Мариэтты Шагинян.

В очерке гораздо большее значение, чем в рассказе или в повести, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, появляется иногда статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. При этом очерк не претендует на полную доказательность. Зачастую автор научно-популярной работы называет её очерком (см.Очерки теории и истории бухгалтерского учёта), чтобы подчеркнуть неисчерпаемость материала, или его неполноту, или невозможность полного научно-исторического анализа, оставляя при этом себе право на интерпретацию основных, по его мнению, фактов.

Довольно долго эссе воспринималось в нашей стране как разновидность очерка. Эссе вместе с тем ещё более свободный, в том числе в композиционном плане, и ещё более открыто субъективный жанр, не несущий в себе пафоса воздействия или побуждения. Вместе с тем некоторые очерки близки к эссе, а ряд эссе включают в себя чисто очерковые фрагменты.

Иными словами, очерк не так достоверен, как рассказ честного очевидца, не так аналитичен, как статья, не так свободен, как эссе, и не так наполнен в художественно-эстетическом отношении, как рассказ.

Очерк и другие виды искусства и информационного воздействия [ править | править код ]

Многие развёрнутые радио-, теле- и интернет-материалы представляют собой малохудожественные разновидности очерка, имея в основе достоверность, а в подтексте однозначность авторской позиции. Видеоряд и иллюстрации во многом компенсируют вербальную бедность таких, зачастую поспешно созданных, текстов.

Обучение очерку в системе образования в СССР [ править | править код ]

В системе школьного образования в СССР подразумевалось обучение созданию портретного очерка и проблемного рассуждения (выпускное сочинение после 8 класса), сочетавшего в себе черты эссе, проблемного очерка и классического рассуждения риторического плана.

Литература [ править | править код ]

Мариэтта Шагинян. О советском очерке (1954). (Отмечены очерки Владимира Солоухина и В.Овечкина)// Собр.соч.в 9 томах, том 7, М., 1974

Источник: traditio.wiki

Оцените статью
Добавить комментарий