Калинина М. В. Проект «Школьное телевидение» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 451–455. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54202.htm.
Аннотация. Статья представляет программу проекта, легшую в основу реализуемого в лицее в рамках работы кружка дополнительного образования «Школьное телевидение».
Ключевые слова: виртуальное пространство, видеостудия, школьное телевидение, икт.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Проект «Школьное телевидение»
Аннотация:Статья представляет программу проекта, легшую в основу реализуемого в лицее в рамках работы кружка дополнительного образования «Школьное телевидение».Ключевые слова:видеостудия, школьное телевидение, виртуальное пространство, ИКТ.
Системное внедрение в работушколы новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационнообразовательной среды обладающей высокой степенью эффективности обучения. Предполагается, что подобную функцию может выполнить проект «Школьное телевидение».[1] Предположения основываются на предпосылках, о которых рассказано далее.
ТВ-ПРОЕКТ «НА СТОРОНЕ ВРАГА»
Предметом любого ТВ всегда было производство виртуальной реальности. Виртуальная реальность это интеллектуальный продукт, который можно увидеть и услышать. Целью образования тоже является создание виртуальной реальности знаний и моральнонравственных ценностей. Можно ли соединить образование и телевидение?
Чтобы знания, приобретенные в школе, получали яркую, эффектную форму виртуального продукта? [2]Несомненно, да! Уже сегодня наши школьники принимают самое активное участие в работе школьной видеостудии. И часто получают большое удовольствие от того обстоятельства, что, знания, которые они получили на уроке, смогли отразиться в документальном или учебном видеофильме.
Есть надежда, что школьное телевидение существенно расширит поле творческой деятельности учеников и объединит их усилия по приобретению знаний. Тем более, что виртуальная реальность, с точки зренияинтереса, для ребенка имеет неизмеримо большую ценность, чем для взрослого человека.
Дети большую часть жизни проводят в виртуальной реальности и мечтают, чтобы их рисунки, работы, проекты существовали бы там же. Школьное телевидение предоставляет им такую возможность.
Оно поможет активировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение. [1] Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что «Школьное телевидение» с точки зрения ученика это возможность максимального раскрытиясвоего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ, позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности –от гуманитарного до технического.И, как было сказано, показать публично результаты своей работы.
ТВ-проекты. Шоурил
Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся. [1] Поскольку сам процесс обучения по сути является передачей информации ученику, то любые методики или педагогические технологии описывают, как обработать и передать информацию самым эффективным образом, так, чтобы она была оптимально усвоена учеником. И здесь, несомненно, следует учитывать силу художественного воздействия виртуальной реальности (т.е. телевидения) на ученика.
Художественный по своей сущности, проект «Школьное телевидение» нацелен на соединение учащихся, расположенных к техническим и гуманитарным наукам в едином русле образовательной деятельности. [2]Проект «Школьное ТВ» должен выполнить роль единого сквозного школьного проекта, в котором, в том или ином качестве, принимают участие все школьники. Эти обстоятельства следует учитывать при верстке программ школьного телевидения.
Иными словами, программный продукт школьного ТВ должен быть неразрывно связан со школьной учебной программой, построен на ее основе, иметь возможность расширять и дополнять ее. По мере реализации проекта «Школьное телевидение», должна меняться система взаимоотношений между учеником и учителем.
До сих пор, функцию носителя и транслятора знаний более или менее успешно выполнял учитель. Безусловно, его роль сохраниться и впредь.
Между тем, научнотехнические процессы и уровень развития современного общества требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, технологий формирующих творческую инициативу ученика, навык самостоятельного «движения» в информационных полях. Постепенно, из носителя и транслятора знаний учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Таким образом, внедрение проекта «Школьное телевидение» способствует превращению рутинного учебного процесса в результативную созидательную творческую работу. [1] Проект «Школьное телевидение» является учебным. Это означает, что его главной целью не является получение «эксклюзивного программного продукта»[2]. Телестудия является важной внутришкольной учебной площадкой, позволяющей педагогам выявить способных и творческих детей для их последующей профессиональной ориентации. Средствами школьного телевидения планируется обобщать и представлять передовой педагогический опыт.
Рис.1 Структура школьного телевидения
Источник: e-koncept.ru
Композиционное построение телевизионных развлекательных шоу-программ
Итак, мы рассмотрели телевизионный эстрадный номер и видеоклип, являющиеся основными структурными элементами музыкально-развлекательных телевизионных шоу-программ. Теперь нам следует разобраться в композиционном построении данного типа телевизионных программ. Вот что говорит об этом И. Шароев: «Необходимо установление точной, жанрово-оправданной определенности в смене номеров либо при особой роли в этом конферансье, несущего на себе основную сюжетную и идейную нагрузку, либо через театрализацию с драматургическим ходом, объединяющим все действие. Номер, сочетаясь с другими структурными элементами (например, с межномерной связкой) должен оставаться при этом основным звеном программы».
Ведущий данного типа программ является посредником между создаваемым на телеэкране зрелищем, непременно включающим выступление различных исполнителей, и телезрителями. Его роль не сводится к объявлению номеров. Ведущий данного типа программ — это не комментатор или диктор, а хозяин-зазывала, который может оформить, связать разрозненные номера, нанизать их на единый стержень. О. Кузнецова, занимаясь проблемами разговорного жанра на телевидении, обращает внимание на необходимость для ведущего таких качеств, как «. быть активным посредником между зрителями студии, участниками передачи и телезрителями, обладать призванием эстрадного конферансье, задавать ритм, следить за настроением зала. «
Это не единственный, хотя и наиболее часто используемый принцип ведения телевизионных музыкально-развлекательных шоу-программ. Существует и такой прием, который не связан с непосредственным представлением исполнителя или номера.
Он основан на взаимодействии двух ведущих между собой, строящемся на каком-либо конфликте; при этом исполнительские номера, входящие в композицию всей программы, вклиниваются в конфликт ведущих без логического оправдания. Само же взаимодействие ведущих построено по всем законам драматургии: завязка, кульминация, развязка. Этот тип конферанса использует принцип «маски», от лица которой выступают ведущие. Представляемая ведущим «маска» — это собирательный образ какого-либо психологического типа.
Следующий прием в рассматриваемых программах строится на совмещении роли ведущего и телерепортера (комментатора, интервьюера, обозревателя). Иногда в качестве ведущих выступают сами исполнители, участники концерта. Так, в передачах типа «Голубого огонька», возрожденных на канале TV центр (авторы А. Меркулова, В. Маркин) наряду с основным ведущим присутствуют в качестве соведущих известные эстрадные певцы, актеры театров и кино, популярные пародисты и т.д. Их диалог со зрителем поддерживает ощущение импровизационности, сиюминутного рождения программы.
Иллюзию «живого представления» поддерживают и такие широко распространенные приемы, как съемки «на натуре» (возле различных зданий, в зрительном зале, за кулисами, в фойе). Репортажные кадры иногда становятся сюжетным стержнем всей программы. Телевизионная драматургия широко использует возможности живого диалога между ведущими и внутренними зрителями. Репортажи из зрительного зала, встречи с певцами, композиторами, их ответы на вопросы, свободный разговор со зрителями, «размышления на тему. » могут входить в структуру данных программ.
В результате синтеза шоу как особого типа зрелищности и музыкальной телевизионной программы возникают следующие разновидности телевизионных музыкально-развлекательных шоу-программ:
во-первых, а) концерт-дивертисмент, б) театрализованный концерт;
во-вторых, театральные формы телевизионного эстрадного шоу (кафе-концерты, кабаре, мюзик-холлы, ревю);
в-третьих, телевизионные музыкальные новостные шоу-программы (например, «Лучшие клипы MTV», «Горячая десятка», «Клипса» и др.);
Рассмотрев музыкально-развлекательные шоу-программы, мы можем выделить принципы их моделирования:
1. Жанровые разновидности телевизионных музыкально-развлекательных программ: музыкальные новости; музыкальные пародии; музыкальная игра; музыкальная викторина; концерт.
2. Структурные элементы музыкально-развлекательных теле-шоу-программ: номер (жанровое разнообразие телевизионных эстрадных номеров); видеоклип.
3. Принципы композиционного построения: дивертисмент; связка; конферанс (виды конферанса); образ и роль ведущего; театрализация.
Источник: studentopedia.ru
Камера, мотор, начали. Этапы организации съемочного процесса
Любой продукт теле-, кино- или видеопроизводства проходит через определенные стадии создания. Какой бы тематики, жанра, формата он ни был, без ключевых этапов не обойтись. Вот что они из себя представляют.
Pre-production (препродакшн) – этап подготовки к съемкам.
Съемочная команда
От сработанности членов съемочной группы зависит успех проекта. Выбирать лучше уже готовые команды, которые работают вместе не первый раз и понимают друг друга. Можно собрать и собственную группу, если вы дальше собираетесь заниматься съемками, а не просто единожды выступаете в качестве заказчика. В таком случае необходимо грамотно распределить обязанности в команде, учесть, чтобы каждый специалист был занят своим делом.
От бюджета зависит количество участников команды и объем их работ. Будет ли оператор сам отвечать за звук или за установкой микрофонов, качеством записи, уровнем шумов будет следить звукооператор? Будет ли режиссер впоследствии осуществлять монтаж и цветокоррекцию или есть возможность нанять для этого отдельного специалиста? Все эти нюансы должны быть предусмотрены, чтобы, например, режиссеру не пришлось неожиданно во время съемок разыскивать реквизит или решать административные проблемы, когда для этого следовало бы нанять менеджера проекта.
Сценарий
Сформулируйте идею, прежде чем писать сценарий. Каждая реплика, каждое действие должны иметь смысл и помогать раскрытию основной задумки.
Раскадровка
Представляет собой последовательность нарисованных кадров. В раскадровке фиксируется композиция кадра, угол съемки, освещение, движение камеры и объекта. Она является планом, по которому ведутся съемки. Благодаря раскадровке оператор еще на подготовительном этапе оговаривает с режиссером, можно ли отснять с технической точки зрения задуманные кадры.
Вместе они приходят к решению, каким образом это лучше сделать. Все кадры нумеруется для удобства работы с ними. Под каждым кадром остается немного места для пометок, описания действий или реплик персонажа.
Production (продакшн) — период, во время которого идет съемочный процесс. Во время него вся съемочная группа действует согласно уже намеченному плану. Успех этого периода зависит от того, насколько тщательно был проработан предыдущий. Он обнажает все ошибки и упущения подготовительного этапа.
Съемки ведутся по заранее организованному графику. Он прописывается в КПП — календарно-постановочном плане. Это второй по важности документ после сценария для режиссера. Для продюсера же он самый главный, поскольку именно исполнительный продюсер отвечает за процесс производства с административной и финансовой точки зрения. Съемки должны осуществляться в намеченные сроки, иначе это сильно отражается на финансах.
Снимать фильм в линейном порядке зачастую бывает невыгодно, и порядок съемок сцен не совпадает с хронологией сюжета в фильме. Длительность съемочных смен может быть разной, но один из принятых стандартов в теле- и киноиндустрии это 12 часов.
Post-production (постпродакшн) – этап после завершения съемок, во время которого происходит монтаж, цветокоррекция, обработка звука и создание спецэффектов.
Монтаж
Процесс монтажа упрощает заранее сделанная раскадровка. Если на съемках была раскадровка, на площадке работал ассистент режиссера и вел монтажный лист, то это облегчает и ускоряет процесс работы монтажера. У него появляется больше времени на творческую составляющую.
На этапе монтажа важна проделанная работа логгера. Логгер делает первоначальный монтаж прямо во время съемок. Это позволяет видеть, как клеятся кадры между собой, и отслеживать, что уже отснято, а что еще предстоит доснять. После проект попадает к монтажеру. Он делает черновой монтаж.
Дальше над проектом работают режиссер монтажа и режиссер проекта.
CG (computer graphics) — создание эффектов.
Эффекты придумываются и оговариваются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. От задуманных эффектов зависит, каким образом будут снимать ту или иную сцену. Проект отдают на графику после монтажа или параллельно с ним. Зависит от самого фильма.
Цветокоррекция
После утвержденного монтажа файл направляется к колористу в нужном формате. Например ProRes 444 XQ: версия ProRes с высочайшим качеством и максимальным битрейтом. В зависимости от длительности фильма на цветокоррекцию выделяется от 1 до 5 смен. Режиссер готовит референс по цветовой гамме, в которой он видит фильм. По нему колорист подбирает цвета.
На цветокоррекции правятся дефекты, например, исправляется неудачно выставленная экспозиция, убираются пересветы. Цветокоррекция визуально преображает стиль фильма. Это тоже часть драматургии. Цветом можно решить визуальное восприятие истории.
Работа со звуком
После собранного монтажа проект отправляют композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые рождают те или иные сцены кино.
Фильм полностью озвучивается на студии. Затем звукорежиссер не просто работает над качеством звука, убирает шумы и выравнивает уровень громкости, но и делает саунд дизайн. В крупных проектах для этого нанимают отдельного специалиста. С помощью звуковых эффектов он способен подчеркнуть атмосферу фильма и его целостность, а это имеет большое значение в реализации всего замысла.
Последний этап завершается нажатием заветной кнопочки «экспорт». В этот момент все составляющие собираются воедино и образуют файл с готовым продуктом. Минимизировать процесс организации и реализации съемок помогает опыт. Важно после проделанной работы проводить ее анализ. Каждый новый проект помогает почерпнуть знания и обрести навыки, которые в дальнейшем делают ваши работы лучше.
Источник: tvoiekino.ru